Научная статья на тему 'Формирование системного мышления как фактор развития потенциала менеджеров регионального уровня управления'

Формирование системного мышления как фактор развития потенциала менеджеров регионального уровня управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНИ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА / СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / REGIONAL MANAGEMENT LEVELS / SYSTEM / SYSTEM THINKING / POTENTIAL / MANAGERIAL DECISION QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комиссарова Татьяна Сергеевна, Ионова Марина Львовна

В статье описывается многоуровневая система регионального управления, обосновывается необходимость развития системного мышления и приращение потенциала региональных менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM THINKING FORMATION AS A FACTOR OF REGIONAL MANAGERS POTENTIAL DEVELOPMENT

The multilevel system of regional management is described. The necessity of regional manager system thinking and potential development are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование системного мышления как фактор развития потенциала менеджеров регионального уровня управления»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА МЕНЕДЖЕРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ

Татьяна Сергеевна Комиссарова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул.

Плахотного, 10, доцент кафедры экономики землеустройства и недвижимости

Марина Львовна Ионова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул.

Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры экономики землеустройства и

недвижимости, тел.(383)210-95-87,e-mail: [email protected]

В статье описывается многоуровневая система регионального управления, обосновывается необходимость развития системного мышления и приращение потенциала региональных менеджеров.

Ключевые слова: уровни регионального управления, система, системное мышление, потенциал, качество управленческих решений.

SYSTEM THINKING FORMATION AS A FACTOR OF REGIONAL MANAGERS POTENTIAL DEVELOPMENT

Tatyana S. Komissarova

Assoc. Prof., department of land management and real property, Siberian, State Academy of Geodesy, 8 Plakhotnogo st., 630108 Novosibirsk, phone: (383)210-95-87

Marina L. Ionova

Senior lecturer, department of land management and real property, Siberian, State Academy of Geodesy, 8 Plakhotnogo st., 630108 Novosibirsk, phone: (383)210-95-87, e-mail: [email protected]

The multilevel system of regional management is described. The necessity of regional manager system thinking and potential development are considered.

Key words: regional management levels, system, system thinking, potential, managerial decision quality.

Системное мышление менеджера регионального уровня управления в настоящее время необходимо развивать и применять при разработке управленческих решений, практической деятельности. Умение менеджера системно мыслить объективно вытекает из применения системного подхода при управлении регионом. Менеджер в данном случае должен приводить в соответствие определенный круг вопросов для решения многогранной цели -повышение жизненного уровня людей и эффективного управления данным регионом. Это можно обеспечить только при высоком качестве потенциала региональных менеджеров. Развитие потенциала менеджера требует по другому взглянуть на регион.

При этом регион следует рассматривать руководителям, менеджерам как

отдельную территориальную систему, которая имеет свои индивидуальные особенности и вливается в единую глобальную хозяйственную систему всей страны. Для того, чтобы понять сущность системного мышления регионального менеджера рассмотрим немного подробнее основные вопросы системного подхода.

В современных условиях системный подход считается универсальной методологией менеджмента. Суть такого подхода сводится к анализу всех явлений внешней и внутренней среды в единстве. Простая система ориентирована на достижение одной цели. Сложная система стремится к достижению нескольких взаимосвязанных целей.

Принципы системности подразумевают изучение хозяйство региона, выступающего в виде социально-экономической системы, у которой есть свои специфические особенности:

1. Целостность - означает участие и службу всех частей системы в достижении общих целей развития хозяйства региона. Это не исключает возможности возникновения неантагонистических противоречий между ее отдельными элементами;

2. Сложность - имеет выражение во множестве обратных связей в управлении и в стратегическом планировании развития региона;

3. Значительная инерционность - позволяет на высоком уровне достоверности предсказывать будущее развитие хозяйства региона:

4. Высокая степень надёжности функционирования, которая определяется возможностью заменять компоненты и способы функционирования хозяйства региона, и в технологиях, и в энергоносителях, и в ресурсах, и в пр.;

5. Параллельное исследование всех аспектов жизнедеятельности системы (натуральные, стоимостные аспекты). Это способствует соизмерению оценки и эффективности функционирования хозяйства региона и всех его подсистем.

Все перечисленные выше принципы системного подхода проявляются при региональном управлении. На рис. 1 приводится хозяйство России как система. На втором уровне показано хозяйство региона (области, края, республики). На этом уровне формируется определённая структура отраслей. В регионах существуют специфические структуры отраслей отдельных районов. Можно говорить о предприятиях, организациях, находящихся на территориях. Предприятия и организации находятся в этих районах и представляют социально-экономические, динамически развивающиеся вероятностные системы нижестоящего уровня.

Можно рассматривать систему определённых отраслей региона на третьем уровне, а подотрасли отдельных отраслей на четвертом уровне. Например, отрасль связи состоит из множества подотраслей городская телефонная сеть, сельская телефонная сеть, междугородная телефонная сеть, международная телефонная сеть, телеграфная сеть, радиосеть, космическая связь, Интернет и т.д. В каждой отрасли специфическая структура подотраслей, которая выносится на четвертый уровень (рис. 1). Такое представление необходимо, когда следует разобраться в позитивных и негативных причинах изменения в работе отдельных отраслей.

Рис. 1. Хозяйство региона как система

Отрасль на уровне региона выступает как социально - экономическая динамическая система. Предприятия и организации, входящие в определённую отрасль, могут располагаться в городской, сельской местности. На предприятиях, организациях формируется базовая основа хозяйства данной отрасли. Каждое предприятие имеет взаимосвязи с внешней средой, работает с целями, обеспечивает функционирование во взаимосвязи с объектами рыночной инфраструктуры. Таким образом можно говорить о внешней и внутренней среде отдельных отраслей (рис. 2).

Внешняя среда Отрасль - система

Косвенного Прямого воздействия Внутренние системы

воздействия Предприятия

Политика Экономика НТП Демографические факторы Культурные факторы Правовые факторы СМИ Конкуренты Банки Посредники Поставщики Объекты рыночной инфраструктуры и т.д. Потребители 4— Продукция (услуга) - • Коллективы • Технологии (оборудование) • Материалы, ресурсы, сырье. • Финансовые ресурсы • Транспортные ресурсы • Энергетические ресурсы • Информационные ресурсы (документация) • Здания, сооружения

Рис. 2. Внутренняя и внешняя среда отрасли

В связи с тем, что отрасль и предприятия (организации) выступают во взаимосвязи, необходимо рассмотреть: свойства, характеризующие связь системы с внешней средой, методологию целеполагания системы и параметры её функционирования и развития.

Применение системного подхода при региональном управлении предполагает наличие системного мышления у менеджеров органов регионального управления. Системное мышление человека, занятого вопросами регионального управления, способствует повышению эффективности конечных результатов в развитии хозяйства определенных территорий России.

Эффективность системного мышления специалиста выражается в следующем:

- Менеджер регионального управления получает возможность принимать лучшие управленческие решения, если он учитывает закономерности происходящих событий в хозяйстве региона. Он обоснованно ведет контроль объектов управления, может предсказать какие-либо события, готовится к ним заранее, а иногда предотвратить;

- Менеджер получает более эффективное средство для решения проблем и действенные мыслительные стратегии. В человеке меняется процесс мышления и он может лучше принять управленческое решение;

- В практической управленческой деятельности специалиста будут встречаться реже особо сложные ситуации, требующие от него большого напряжения;

- У менеджера развивается предвидение на более длительный срок развития региона, он точнее может понять происходящее и определить лучшие перспективные результаты;

- Менеджер лучше управляет собой, приобретает уверенность и надежность в собственных действиях;

- Менеджер-руководитель четко управляет подчиненными, своевременно определяет и ставит перед ними задачи и требует их исполнения;

- Системное мышление учит создавать команды, группы специалистов для решения важных вопросов регионального управления, потому что любая группа исполнителей действует как система.

Указанные положительные оценки системного мышления регионального менеджера показывают необходимость научить специалистов выделять определенную систему и четко понимать действие и взаимосвязи отдельных её частей.

Системное мышление это основа четкости в мыслях и общении, путь к тому, чтобы видеть больше и дальше. Лишь недавно эти идеи стали доступны более широкой аудитории. Система образования всегда запаздывает, сталкиваясь с новыми теориями. Учебные программы в школах и университетах обычно остаются неизменными в течении ряда лет, ведь на их освоение уходят годы. Некоторые университеты только приступают к преподаванию системного мышления. Системное мышление учит мыслить логично, анализировать события, разбивать их на части, а потом опять собирать их. Это приводит к успеху. Необходимо помнить, что:

- Разделение целого на части - это анализ. С помощью анализа мы приобретаем знания. Соединение частей в целое - это синтез. С помощью синтеза мы приобретаем понимание. Когда вы разделяете систему на части и анализируете ее, она теряет свои свойства. Чтобы понять системы, нужно наблюдать за ними в действии;

- Детальная сложность означает, что система состоит из большого числа элементов.

- Динамическая сложность системы означает, что существует потенциально большое число связей между ее частями, поскольку каждая из них может прибывать в нескольких различных состояниях.

- Каждая часть системы может влиять на систему в целом;

- При изменении одного элемента системы всегда возникают побочные элементы;

- Системы противятся изменениям, потому что их части взаимосвязаны. Но их изменения могут быть внезапными, очень быстрыми и эффективными. Если понять систему, то можно найти и её уязвимые места. Небольшое

воздействие на них может стать причиной значительных изменений. Это -принцип рычага [1].

При региональном управлении системное мышление менеджеру объективно необходимо. Приобретение знаний и навыков в практике управления по использованию системного подхода, системного мышления значительно повысит эффективность конечных результатов функционирования хозяйства регионов. Это так же позволит предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, которые довольно часто имеют место в настоящее время.

Таким образом системный подход позволяет повысить уровень профессионализма менеджеров через активизацию трудового потенциала и расширения границы компетентности.

На рис. 3 прослеживается логическая последовательность и закономерность в развитии потенциала региональных менеджеров и повышение качества управленческих решений на основе формирования системного мышления.

РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Региональный уровень управления

Рис. 3. Системное мышление как механизм формирования потенциала

регионального менеджера

Понятие потенциал происходит от латинского potential и означает силу, источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели [2]. Таким образом, следует, что некий объект может обладать не только проявленными характеристиками (видимыми, оформленными, явно фиксируемыми и т.д.), но и возможностями и силой, которые проявятся только при определенных условиях.

Системный подход является необходимым требованием к уровню знаний и профессионализма менеджеров, но и является средством для оценки их трудового потенциала. Качество системного мышления региональных менеджеров можно оценить по следующим критериям:

- Знание объекта управления (отраслей на территории и подотраслей в отрасли);

- Умение оценить характер связей между каждым элементом объекта;

- Точность оценки каждой связи и связей в целом в определенный период хозяйствования;

- Быстрота оценки, что необходимо для принятия срочных управленческих решений в рыночных отношениях;

- Знание инструментов системного анализа;

- Формирование аналитического мышления и не формальное отношение к ситуации и т.д.

Системный подход поможет также более полно провести экспертизу состояния потенциала менеджера относительно его динамики, определенной временной шкалы и собственной системной организованности. В данном случае можно рассмотреть понятие «потенциал системы». Применяя системный анализ в приложении к категории «трудовой потенциал», необходимо рассмотреть ряд проблем, а именно:

- Проблема достижимости целей (разрешимости задач, достаточности потенциала), т.е. достаточен ли потенциал системы для решения задач (достижения целей), для которых предназначена данная система;

- Проблема безопасности (пороговое значение сохранения дееспособности системы) т.е. проблема безопасности может формулироваться как требование достижения некоторого порогового уровня потенциала;

- Проблема координации, т.е. для каждой подсистемы, рассматриваемой как отдельная система со своим набором задач, определен потенциал, удовлетворяющий условию согласованности,

- Проблема управления потенциалом, т.е. если в статике речь может идти об оценке потенциала, определении его достаточности, сравнении потенциалов, то в динамике можно говорить об управлении потенциалом,

- Проблема конфликтного взаимодействия систем, т.е. рассмотрение конфликтов с позиций системного анализа позволяет более содержательно исследовать внутрисистемные и межсистемные противоречия [3]. Данные

положения помогут исследовать трудовой потенциал менеджера с позиции его системной организованности.

В настоящее время в науке не сформулирована теория трудового потенциала человека. Существует достаточное количество подходов к рассмотрению данной категории. Можно предположить, что применяя системный подход, удастся разработать новые подходы к пониманию данной категории современной науки управления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О. Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. /Джозеф О. Коннори и Иан Макдермотт; пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2009. - 256 - (Серия «Искусство думать»)

2. Теоретико-методологические основы исследования трудового потенциала . Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ «Трудовой потенциал и его воспроизводство в современных экономических условиях», проект № 09-02-00656а.

3. Чуб Б.А. Задачи оценки и управления потенциалами систем Экономика России: основные направления совершенствования Межвузовский сборник научных трудов [Электронный ресурс]-Редакционная коллегия: д.э.н. Бандурин В.В., д.э.н. Бандурин А. В., д.э.н. Есиповский И. Э., д.э.н. Зубов Д. Л., д.э.н. Орехов С. А.

© Т.С. Комиссарова, М.Л. Ионова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.