УДК 331.108
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ И МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Марина Львовна Ионова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры управления бизнес-процессами, тел. (383)210-95-87, e-mail: [email protected]
Наталья Валерьевна Фадеенко
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры управления бизнес-процессами, тел. (383)210-95-87, e-mail: [email protected]
Людмила Николаевна Куроедова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры управления бизнес-процессами, тел. (383)210-95-87, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются следующие актуальные проблемы: формирование единого, согласованного комплекса процесса образования соответствующего современной экономики, воспроизводственного процесса трудового потенциала персонала предприятий и молодежного рынка труда.
Ключевые слова: молодежный рынок труда, воспроизводственный процесс трудового потенциала человека, содержание и характер труда, процесс образования.
COMPLEX PROBLEMS OF EDUCATION, ENTERPRISES LABOUR POTENTIAL REPRODUCTION PROCESSES AND YOUTH LABOUR MARKET AT PRESENT STAGE
Marina L. Ionova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior teacher of chair of management business by processes, tel. (383)210-95-87, e-mail: [email protected]
Natalya V. Fadeenko
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Candidate of Texnical Sciences, senior lecturer managements business by processes, tel. (383)210-95-87, e-mail: [email protected]
Lyudmila N. Kuroyedova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior teacher of chair of management business by processes, tel. (383)210-95-87, e-mail: [email protected]
In article the following actual problems are considered: formation of the uniform, coordinated complex of process of education corresponding modern economy, reproduction process of labor potential of the personnel of the enterprises and youth labor market.
Key words: youth labor market, reproduction process of labor potential of the person, contents and nature of work, education process.
Глобальная цель любого государства - это повышение качества жизни населения. Реализуется она по многим направлениям политической, экономической, социо- культурной деятельности. Осуществить ее возможно в случае эффективной реализации потенциальных способностей человека в различных полезных видах деятельности и в частности, молодежной политики государства в области формирования кадрового резерва, качество трудового потенциала которого соответствовало бы инновационно развивающимся отраслям экономики страны. Сегодня карьера молодежи -предмет государственной политики. С утверждения в 2000-м году межведомственной программы содействия трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования в стране осуществляется целенаправленная работа по становлению и дальнейшему развитию государственной системы содействия трудоустройству молодежи
Вопросы молодежной занятости, трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования приобретают в российском обществе все большую значимость. В соответствии с решением коллегии Министерства образования и науки №4 от 23.11.2004 года. «О содействии занятости молодых граждан», важная «задача мероприятий в области государственной молодежной политики охватывает два основных направления: информационное обеспечение молодёжи по перечням остро востребуемых профессий и организация соответствующей профориентационной работы».
В конце 1990-ых годов в жизни россиян наступил трансформационный кризис, продлившийся, по мнению специалистов, более 10 лет. Трансформация в сочетании с реаллокацией (формирование частных фирм и перераспределение ресурсов в их пользу), реструктуризацией, выразившейся в сбросе избыточной рабочей силы, отказе от выпуска продукции, не пользующейся спросом, инвестициях на замену устаревших технологий и внедрении новых управленческих практик, и дезорганизацией выявили особенности нового рынка труда в России. Не случайно эксперты дали ему определение «взбесившийся»: он предрасположен к нестандартному поведению. В самом начале кризиса особенно значимо доминировали неформальные правила и нормы. Была практика невыплат и задержек заработной платы. За годы реформ промышленность сократилась вдвое, рабочий класс уменьшился на 13 млн. человек. Для Новосибирской области, в частности, стал характерен износ основных фондов, ежегодное сокращение ввода новых мощностей, простои из-за отсутствия заказов, отток специалистов, вызванный низкой заработной платой. Происходит резкое снижение жизненного уровня населения. Работодатели ужесточили требования к нанимаемым, и безработица становится третьей по значимости бедой российской молодежи.
Сегодня многое изменилось в жизни россиян, востребованность же выпускников профессиональной школы, их конкурентоспособность на рынке труда остается одной из ключевых проблем системы подготовки кадров. Несмотря
на значительное улучшение дел с молодежной занятостью, этот вопрос и по сей день является одним из актуальных в наших общественных отношениях.
Следовательно, в настоящее время обозначены следующие актуальные проблемы: формирование единого, согласованного комплекса процесса образования соответствующего современной экономики, воспроизводственного процесса трудового потенциала персонала предприятий и молодежного рынка труда.
Управление качеством трудового потенциала персонала предприятий необходимо рассматривать на разных уровнях целей развития и деятельности предприятий, которые в свою очередь определяют содержание и характер трудового процесса (рис. 1). Готовность к реализации данного процесса определяется воспроизводственным процессом трудового потенциала человека. Частично данный процесс реализуется в системе здравоохранения, образования, в процессе социально - трудовых отношений и т.д. Например, рассмотрим, как реализуется этот процесс через трудовую деятельность. На стадии формирования речь идет о потенциальных возможностях трудовых ресурсов осуществлять разного рода трудовую деятельность. Следовательно, в данном случае важно правильно проводить оценку качества трудового потенциала, определяющего проявленные и потенциальные возможности трудовых ресурсов, характеризующие их компетентность. На стадии использования трудовых ресурсов необходимо предоставить условия для активного включения их в трудовой процесс с максимальной отдачей своего трудового потенциала и подготовкой его для дальнейшего развития и совершенствования. На стадии развития происходит преобразование качества трудового потенциала, что влечет приращение и расширение границ профессиональной компетенции человека.
Следует подчеркнуть, что получение качественного образования необходимо всем участникам социально-трудовых отношений для осуществления всех этапов воспроизводственного процесса.[3]
Сегодня выпускнику вуза для устройства на подходящую работу «красного» диплома мало. Кроме специальных знаний необходим опыт работы по профессии, умение общаться, водить автомобиль, владеть иностранным языком, компьютерными технологиями и многим другим. Все более востребованными становятся такие индивидуальные качества профессионала, как предприимчивость, готовность к изменениям, способность принимать самостоятельные решения, умения преодолевать препятствия.
Рынок труда мотивирует к постоянному обучению, переобучению и повышению квалификации. Следовательно, во-первых в период обучения необходимо закладывать основы профессиональной карьеры будущего специалиста, во-вторых, нужно выработать у него такое важное качество личности, как неустанное желание учиться, а в -третьих вузам в настоящее необходимо реализовать «профессиональную подготовку элитных специалистов мирового уровня на основе интеграции образования, научных исследований и производства». [2]
СОДЕРЖАНИЕ и ХАРАКТЕР ТРУДА:
- от простого к сложному труду
Простой труд - это труд работника, не имеющего квалификации, т. е. неквалифицированный труд. По характеристике К. Маркса, «сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 53) Сложный труд-это труд работника, имеющего квалификацию, т. е. Квалифицированный труд; связан с дополнительными издержками на обучение и воспитание квалифицированной рабочей силы [1]
- от репродуктивного к творческому труду Репродуктивный труд - это труд воспроизведенный, заранее известный, не содержащий творческих начал, а творческий - это труд созидательный, деятельность, в процессе которой создается нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, уникальное. Результаты творческого труда зависят от способностей к данному виду творчества, увлеченности работой, ее важности, условий
- от преимущественно «подчинениям указаниям сверху» к самоуправлению
Формирование и осознание индивидуальной ответственности
- от индивидуализации целей к коллективному целепола-ганию
Осознание индивидуальной ответственности в системе целеполагания коллектива
Накопление знаний человеком, раскрытие потенциала в текущей деятельности
(процесс динамичный во времени)
Рис. 1. Повышение качества трудового потенциала работника
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
2. Карпик А.П., Бавская В.Г. Анализ состояния проблемы развития высшего образования в Российской Федерации // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 1. -С. 365.
3. Ионова М.Л. Управление качеством трудового потенциала персонала в системе экологического менеджмента предприятий // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 2.
© М. Л. Ионова, Н. В. Фадеенко, Л. Н. Куроедова, 2015