В. Н. Козлов
КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:
МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ
Речь идет об актуальности проблемы качества профессиональной подготовки в высших учебных заведениях, приводятся данные анализа мнений студентов ЧелГУ по этой проблеме, выявляются интерес студентов к учебе, участию в общественной жизни, а также недостатки и проблемы в процессе обучения.
Ключевые слова: качество образования, качество подготовки по специальности.
В условиях рыночной экономики оценка работы социального института образования прежде всего измеряется спросом на его «продукцию». Основная ее часть — выпускники учебных заведений, проблема трудоустройства которых в настоящее время актуальна, как никогда ранее.
Востребованность выпускников учебных заведений государством, работодателями зависит от наличия у них знаний, умений, компетенций, от того, что в них вложено учебным заведением и что из этого освоено, что наряду с этим приобретено самими обучаемыми. Другими словами, речь идет о качестве получаемого и полученного образования. Его анализ может осуществляться на основе разных подходов, с разных сторон.
Свое уже апробированное на практике значение имеет социологическое исследование мнения студентов как участников — объектов и субъектов — процесса образования по проблеме его ка-
чества. Именно такой подход в сентябре-октябре 2009 г. был реализован в Челябинском государственном университете, когда по представительной выборке по анкете опрошены 1000 студентов 11-У1 курсов дневной формы обучения. Результаты опроса с достоверностью 95 % при статистической погрешности до 2,8 % представляют мнение всех студентов университета.
Основной вывод из анализа мнения студентов о качестве образования в ЧелГУ заключается в том, что здесь есть как положительные результаты, так и недостатки, проблемы.
На рис. 1 представлены интересные для респондентов стороны студенческой жизни в университете. Обратим внимание на то, что большинство студентов (63 %) проявляют интерес к учебе (51 %) и научной деятельности (12 %) (рис. 1). Большинство (87 %) студентов посещают все учебные занятия за исключением пропу-
^ 9.4__________________________________
ГО
Учеба Участие Научная Участие Участие Затруд-
в обще- деятель- в творче- в спортив- няюсь
ственной ность ских кол- ных меро- ответить
лективах приятиях
Рис. 1. Интересные для респондентов стороны студенческой жизни (в % к общему числу опрошенных)
сков по уважительным причинам, т. е. считают учебу своей обязанностью. Также большинство (83 %) студентов учатся в основном на «хорошо» (52 %) и «отлично» (31 %).
О благоприятном социально-психологическом климате в университете свидетельствует то, что у трех четвертей студентов в целом складываются доброжелательные отношения со всеми преподавателями, а 86 % студентов характеризуют взаимоотношения в своей группе как доброжелательные (70 %) или деловые (16 %).
Итог отмеченных выше интереса студентов к учебе, их нормальных отношений с сокурсниками и преподавателями проявляется в удовлетворенности подавляющего большинства студентов своей учебой в университете (рис. 2).
На рис. 3 видно, что для подавляющего большинства студентов университета решающими факторами выбора специальности стали интерес к ней (59 %), перспективы хорошей работы и высокой зарплаты (35 %). И примечательно, что многие студенты (87 %) удовлетворены
Да, вполне
Да, но отчасти
Нет
Затрудняюсь
ответить
Рис. 2. Удовлетворенность студентов своей учебой в ЧелГУ (в % к общему числу опрошенных)
Да, вполне Да, но отчасти Нет Затрудняюсь
ответить
Рис. 3. Удовлетворенность студентов качеством своей подготовки по специальности в ЧелГУ
(в % к общему числу опрошенных)
качеством своей подготовки по специальности в университете (рис. 3).
Высокую положительную оценку студентов получают практически все основные стороны этой подготовки, особенно общеобразовательная, теоретическая (97 %) и общепрофессиональная, специальная (96 %) (табл. 1).
Весьма значимо и то, что подавляющее большинство студентов (91 %) проявляют интерес к разным видам дополнительной подготовки в процессе обучения по основной специальности, прежде всего к подготовке по иностранному языку, получению второго высшего образования, обучению по спецкурсам по отдельным разделам других профессий. Есть определенный интерес к дополнительной подготовке по информатике (рис. 4).
Очевидный, выявленный исследованием значимый факт: 40 % студентов ЧелГУ в процессе учебы работают, причем из числа работающих каждый четвертый работает по специальности (рис. 5).
Еще обращает на себя внимание высокая положительная оценка студентами состояния почти всех, за исключением связи с практикой, основных сторон образования в ЧелГУ (табл. 2). Так, положительно оценивают квалификацию работающего с ними профессорско-преподавательского состава 99 % студентов, организацию учебного процесса — 94 %, материально-техническую базу — 91 %, использование современных средств и методов обучения, в том числе информационных технологий, и библиотечное обслуживание — по 90 % студентов.
Также высокая положительная оценка студентами дается качеству основных методов и форм обучения в ЧелГУ — лекциям, семинарам, экзаменам и зачетам, самостоятельной работе (99, 98, 98 и 93 % соответственно) (табл. 3).
Одной из выявленных очевидных характеристик студенчества университета становится то, что 41 % студентов проявляют интерес к обще-
Да, но отчасти
Да, вполне
Не удовлетворена)
Затрудняюсь
ответить
Рис. 3. Удовлетворенность студентов качеством своей подготовки по специальности в ЧелГУ
(в % к общему числу опрошенных)
Таблица 1
Оценка студентами основных сторон своей подготовки по специальности в ЧелГУ (в % к общему числу опрошенных, «положительно» как сумма оценок «отлично»,
«хорошо» и «удовлетворительно»)
Виды подготовки Положительно Неудовлетво- рительно Затрудняюсь ответить
Общеобразовательная, общетеоретическая 97 (32 + 55 + 9,8) 1,2 0,9
Общепрофессиональная и специальная 96 (29 + 51 + 16) 2,0 1,3
Практические умения, навыки профессиональной деятельности 87 (17 + 43 + 27) 7,6 4,3
60
50
40
30
20
10
57
51
Р ■ ■
II
16
4,3 4,3
Подготовка Второе Спецкурсы Подготовка Другие Никакие Затрудняюсь
по ино- высшее по отдель- по инфор- виды допол- ответить
странному образование ным раз- матике нительной
языку делам дру- подготовки
гих профессий
Рис. 4. Интересующие студентов виды дополнительной подготовки в процессе обучения по основной специальности (в % к общему числу опрошенных)
Да, связана 10%
Не очень связана 12%
Не работаю 60%
Никак не связана 18%
Рис. 5. Связь работы студентов с получаемой специальностью (в % к общему числу опрошенных)
ственной жизни, к участию в творческих коллективах и в спортивных мероприятиях, а не к учебе и научной деятельности (рис. 1).
При этом на свое участие в различных общественных мероприятиях указывает подавляющее большинство — 94 % студентов (рис. 6). Больше всего здесь участников субботников (51 %). Значимо и число участников студенческих конференций (31 %), фестивалей, творческих конкурсов (30 %), спортивных соревнований (27 %). Определенная и немалая часть студентов привлекаются к организации обществен-
ных мероприятий (23 %), участвуют в заседаниях студенческого совета самоуправления (16 %). Меньше всего студентов занято в политических акциях, митингах (13 %).
Из направлений внеучебной работы в университете, на взгляд студентов, в настоящее время отдается приоритет физическому воспитанию (указали 43 %), на втором месте — нравственное воспитание (29 %), на третьем — патриотическое (23 %), на четвертом — эстетическое (21 %). Студенты отмечают и другие направления внеучебной работы, осуществляемой в университете:
Таблица 2
Оценка студентами состояния основных сторон образования в ЧелГУ в настоящее время (в % к общему числу опрошенных, «положительно» как сумма оценок «отлично»,
«хорошо» и «удовлетворительно»)
Составляющие учебного процесса Положительно Неудовлетвори- тельно Затрудняюсь ответить
Квалификация работающего с Вами профессорско-преподавательского состава 99 (44 + 48 + 7,6) 0,7 0,4
Организация учебного процесса 94 (18 + 51 + 25) 5,5 0,2
Материально-техническая база 91 (9,4 + 49 + 33) 6,2 1,2
Использование современных средств и методов обучения, в том числе информационных технологий 90 (19 + 40 + 31) 7,9 2,0
Библиотечное обслуживание 90 (28 + 41 + 21) 6,2 2,8
Связь с практикой 76 (13 + 36 + 26) 13 9,5
Таблица 3
Оценка студентами качества основных методов и форм обучения в ЧелГУ (в % к общему числу опрошенных, «положительно» как сумма оценок «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно»)
Формы и средства обучения Положительно Неудовлетвори- тельно Затрудняюсь ответить
Лекции 99 (33 + 57 + 9,1) 1,0 0,2
Семинары 98 (33 + 52 + 13) 1,4 0,4
Экзамены, зачеты 98 (33 + 52 + 13) 1,1 0,9
Самостоятельная работа 93 (25 + 47 + 21) 3,8 2,4
Компьютерные учебники 72 (16 + 27 + 29) 17 10
Интернет-технологии 64 (11 + 23 + 29) 23 13
Видео-, аудиокассеты 52 (6,2 + 17 + 29) 28 19
экологическое (16 %), интернациональное (14 %), правовое (12 %), предпринимательство (11 %), религиозное (2 %) (рис. 7).
Как плюс университету можно засчитать предоставляемые студентам возможности реализовать свои потребности в учебе, научной деятельности, в досуговой сфере. Не случайно две трети студентов удовлетворены условиями творческого развития своей личности (рис. 8).
Очевидно, что студенты университета заинтересованно, доброжелательно относятся к своей «альма-матер». Это проявилось и в ходе анкетирования, в ответственном отношении к ответам на вопросы, в желании выразить свое мнение, в большом количестве предложений по улучшению качества образования в университете. Всего
их высказано 700. Вместе с тем опрос выявляет и пробелы, проблемы в состоянии образования в ЧелГУ и его качестве.
Начнем с отношения студентов к учебе. Интерес к ней на первом месте только у каждого второго студента, а к научной деятельности — у каждого восьмого (рис. 1). Довольно значимая часть студентов явно мало уделяют внимания самостоятельной работе. Каждый второй студент затрачивает на самостоятельную подготовку в среднем только 1-2 часа в день (рис. 9).
Каждый пятый студент имеет в зачетной книжке больше всего удовлетворительных оценок. 46 % студентов не вполне удовлетворены своей учебой в ЧелГУ, а 6,6 % не удовлетворены совсем (рис. 2). 41 % студентов, по их признанию, мешает
60 50 40 30 20 10 -0
31
30
ІН
р 1111
і ы ы
23
16
13
4,1
■ Я
В суббот- В студен- В фести- В спортив- В органи- В заседе- В полити- В каких никах ческих валях, ных сорев- зации ниях сту- ческих еще?
научных творче- нованиях меропри- денческого акциях, конферен- ских кон- ятий совета са- митингах
циях курсах моуправ-
ления
Рис. 6. Участие студентов в общественных мероприятиях (в % к общему числу опрошенных)
50
45
40
35
30
25
20
15
10 -
43
29
0 -
11 II111 р
5 4,9
3,4
Физи- Нравст- Патрио- Эстети- Экологи- Интер- Право- Предпри- Семей- Религи- Другие
ческое венное тическое ческое ческое нацио- вое ниматель- ное озное
нальное ство
Рис. 7. Направления внеучебной работы, осуществляемые и которые необходимо развивать, на взгляд студентов, в настоящее время в университете (в % к общему числу опрошенных)
Да, вполне
31%
Да, но отчасти
34%
Затрудняюсь
ответить
13%
.22%
Не удовлетворен(а)
Рис. 8. Удовлетворенность студентов условиями для творческого развития своей личности
(в % к общему числу опрошенных)
30
30
25
20 -
15
10
От 6 До 5 часов От 11 От 16 Более Затрудняюсь
до 10 часов до 15 часов до 20 часов 21 часа ответить
Рис. 9. Время, затричиваемое студентами в неделю на самостоятельную подготовку
(в % к общему числу опрошенных)
учиться лучше личная неорганизованность, а 36 % — ничего не мешает (рис. 10). Возникает вопрос: почему они не учатся лучше?
Возможно, самой проблемной в настоящее время стороной качества образования в университете является связь образования с практикой. Так, слабая связь теоретической подготовки с практикой — это то, что прежде всего не устраивает студентов в учебном процессе (рис. 11).
Вторая проблема здесь же — слабая связь вуза с предприятиями и организациями. К тому же из трех основных сторон подготовки по специальности в ЧелГУ высокую, но все же заметно ниже, оценку студентов получают практические уме-
ния, навыки профессиональной деятельности (табл. 1). При положительной оценке подавляющим большинством студентов пяти из шести основных сторон образования в ЧелГУ только связь с практикой оценили положительно 76 % и неудовлетворительно — 13 % (табл. 2).
Актуальной является проблема расписания. Три четверти студентов считают, что оно неудобно или не совсем удобно (рис. 12).
Еще не устраивает студентов в учебном процессе неуважительное отношение ряда преподавателей к ним. На это указывает каждый четвертый опрошенный (рис. 11). Также каждый четвертый студент говорит, что есть
Личная Работа Получаемое Семья, Ваш Ничего
неоргани- мною допол- дети вариант не мешает
зованность нительное ответа
образование наряду с учебой по основной специальности
Рис. 10. Мнение студентов о том, что мешает им учиться лучше (в % к общему числу опрошенных)
Затрудняюсь ответить
6,8
Все устраивает Ваш вариант ответа Устарели методы обучения Низкое лекторское мастерство ряда преподавателей
Недостаточная компетентность ряда преподавателей
как специалистов Неуважительное отношение ряда преподавателей
к студентам
Слабая связь вуза с предприятиями и организациями Слабая связь теоретической подготовки с практикой
Рис. 11. Ответы студентов на вопрос о том, что их не устраивает в учебном процессе
(в % к общему числу опрошенных)
проблемы в отношениях с отдельными преподавателями. Студенты обращают внимание и на недостаточную компетентность ряда преподавателей как специалистов (указали 20 %), на низкое лекторское мастерство ряда преподавателей (16 %), на старые методы обучения (11 %) (рис. 11).
Показательно и то, что, когда возникают проблемы с учебой, студенты обращаются прежде всего не к куратору группы (его называют лишь
4 % опрошенных), не в администрацию университета, факультета (3,9 %), а к друзьям, одно -курсникам (81 %). Очевидно, в стороне от учебных проблем студентов стоит еще и студенческий совет самоуправления, куда по проблемам с учебой обращаются лишь 2,1 % студентов.
Наличие проблем в обучении в ЧелГУ подтверждают и ответы студентов на вопрос об их удовлетворенности качеством подготовки по специальности. 9,8 % студентов
45
Не совсем Не удобно Да, удобно Затрудняюсь
удобно ответить
Рис. 12. Мнение студентов об удобстве расписания занятий (в % к общему числу опрошенных)
не удовлетворены качеством такой подготовки, а 53 % удовлетворены, но отчасти (рис. 3).
Возможно, качество подготовки в ЧелГУ было бы лучше, если бы студенты, работающие в период обучения, работали по специальности. Пока у 45 % работающих работа никак не связана с ней (рис. 5).
Из форм и методов обучения в ЧелГУ студенты неудовлетворительно оценивают качество современных компьютерных учебников, интернет-технологий, видео-, аудиокассет («неудовлетворительно» им выставили, соответственно, 17, 23 и 28 % опрошенных) (табл. 3).
Заслуживает внимания и нуждается в дополнительном анализе то, что, по мнению 69 % студентов, условия в вузе не способствуют здоровому образу жизни, а каждый пятый не удовлетворен условиями для творческого развития своей личности (рис. 13 и 8).
Налицо и расхождения между осуществляемыми в университете направлениями внеучебной работы и запросами здесь студентов (см. рис. 7). Они отдают приоритет нравственному, правовому воспитанию, предпринимательству, семейному воспитанию, чему не соответствует сложившаяся в университете практика внеучебной работы.
24 24
6,4
1
Р /
Недостаточно Не способствует Способствует Затрудняюсь способствует ответить
Рис. 13. Мнение студентов о том, способствуют ли условия в вузе здоровому образу жизни
(в % к общему числу опрошенных)
Могут быть учтены мнения студентов и по волнующим их проблемам (см. рис. 14).
Среди них выделяются трудоустройство во время обучения в вузе и после его окончания (55 %), отсутствие возможности бесплатного выхода в Интернет (41 %), неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам (38 %), высокие цены в студенческой столовой и буфе-
Трудоустройство во время обучения в вузе и послеву- -I зовское трудоустройство по специальности '
Нет возможности бесплатного выхода в Интернет Неудовлетворительное преподавание по некоторым “
предметам .
Высокие цены в студенческой столовой и буфетах
Недостаток необходимой литературы в библиотеке
Неудовлетворительная организация учебного процесса Отсутствие условий для проведения досуга Распространенность курения и других проявлений не- ■ здорового образа жизни в вузе и общежитиях _
Некомфортные бытовые условия проживания ' в общежитии -
Ваш вариант
Все устраивает
Затрудняюсь ответить
О 10 20 30 40 50
Рис. 14. Проблемы, особенно волнующие студентов (в % к общему числу опрошенных)
Список литературы
1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.
2. Гаврилюк, В. В. Компетентностный подход в профессиональном образовании / В. В. Гаврилюк, Г Г. Сорокин // Образование и общество. 2006. № 3. С. 46-52.
3. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение : учеб. пособие для вузов. М. : Академия, 2009. 192 с.
4. Расторгуева, Н. Ф. Качество образования — залог конкурентоспособности выпускника // Высш. образование в России. 2009. № 1. С. 87-90.
5. Компетентностный подход к профессионально-культурному становлению специалиста : сб. материалов XI Международ. науч.-практ. конф. (г. Казань, 26 сент. 2008) / под ред. Г В. Му-хаметзяновой. Казань : Отечество, 2008. 374 с.
6. Тарануха, С. Н. Инструменты повышения качества образования в вузе / С. Н. Тарануха, Н. Ф. Пижурина // Высш. образование в России. 2009. № 11. С. 120-125.
Заслуживают внимания, рассмотрения и конкретные предложения участников опроса по улучшению качества образования в университете, в том числе по факультетам и институтам. Из их числа 39 % — по содержанию и организации учебного процесса, 12 % — по учебной литературе и доступу в Интернет, 11 % — по материально-технической базе университета и др.
Особый интерес представляют и мнения студентов по большинству вопросов в разрезе курсов, пола, места жительства, оценкам в зачетной книжке, в группах по интересам к различным сторонам студенческой жизни, по удовлетворенности своей учебой и качеством своей подготовки по специальности в ЧелГУ.
Результаты настоящего опроса — хороший повод и источник корректировки стратегии и тактики повышения качества образования в ЧелГУ и повышения его конкурентоспособности на региональном рынке образовательных услуг.
8
■т 4,6 5,4 1 0,5
тах (35 %), недостаток необходимой литературы в библиотеке (34 %). Для определенной части студентов волнительны и такие проблемы, как неудовлетворительная организация учебного процесса (17 %), отсутствие условий для проведения досуга (16 %), распространенность курения и других проявлений нездорового образа жизни (16 %).