Научная статья на тему 'Качество профессионального образования в Челябинском государственном университете: мнение студентов'

Качество профессионального образования в Челябинском государственном университете: мнение студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY OF TRAINING IN THE SPECIALTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Вадим Николаевич

Речь идет об актуальности проблемы качества профессиональной подготовки в высших учебных заведениях, приводятся данные анализа мнений студентов ЧелГУ по этой проблеме, выявляются интерес студентов к учебе, участию в общественной жизни, а также недостатки и проблемы в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Вадим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the relevance of the issue of quality of training in higher education, provides data analysis of students' opinions on this issue, Chelyabinsk State University, identifi es the interest of students to study and participate in public life, as well as weaknesses and problems in the learning process.

Текст научной работы на тему «Качество профессионального образования в Челябинском государственном университете: мнение студентов»

В. Н. Козлов

КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:

МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Речь идет об актуальности проблемы качества профессиональной подготовки в высших учебных заведениях, приводятся данные анализа мнений студентов ЧелГУ по этой проблеме, выявляются интерес студентов к учебе, участию в общественной жизни, а также недостатки и проблемы в процессе обучения.

Ключевые слова: качество образования, качество подготовки по специальности.

В условиях рыночной экономики оценка работы социального института образования прежде всего измеряется спросом на его «продукцию». Основная ее часть — выпускники учебных заведений, проблема трудоустройства которых в настоящее время актуальна, как никогда ранее.

Востребованность выпускников учебных заведений государством, работодателями зависит от наличия у них знаний, умений, компетенций, от того, что в них вложено учебным заведением и что из этого освоено, что наряду с этим приобретено самими обучаемыми. Другими словами, речь идет о качестве получаемого и полученного образования. Его анализ может осуществляться на основе разных подходов, с разных сторон.

Свое уже апробированное на практике значение имеет социологическое исследование мнения студентов как участников — объектов и субъектов — процесса образования по проблеме его ка-

чества. Именно такой подход в сентябре-октябре 2009 г. был реализован в Челябинском государственном университете, когда по представительной выборке по анкете опрошены 1000 студентов 11-У1 курсов дневной формы обучения. Результаты опроса с достоверностью 95 % при статистической погрешности до 2,8 % представляют мнение всех студентов университета.

Основной вывод из анализа мнения студентов о качестве образования в ЧелГУ заключается в том, что здесь есть как положительные результаты, так и недостатки, проблемы.

На рис. 1 представлены интересные для респондентов стороны студенческой жизни в университете. Обратим внимание на то, что большинство студентов (63 %) проявляют интерес к учебе (51 %) и научной деятельности (12 %) (рис. 1). Большинство (87 %) студентов посещают все учебные занятия за исключением пропу-

^ 9.4__________________________________

ГО

Учеба Участие Научная Участие Участие Затруд-

в обще- деятель- в творче- в спортив- няюсь

ственной ность ских кол- ных меро- ответить

лективах приятиях

Рис. 1. Интересные для респондентов стороны студенческой жизни (в % к общему числу опрошенных)

сков по уважительным причинам, т. е. считают учебу своей обязанностью. Также большинство (83 %) студентов учатся в основном на «хорошо» (52 %) и «отлично» (31 %).

О благоприятном социально-психологическом климате в университете свидетельствует то, что у трех четвертей студентов в целом складываются доброжелательные отношения со всеми преподавателями, а 86 % студентов характеризуют взаимоотношения в своей группе как доброжелательные (70 %) или деловые (16 %).

Итог отмеченных выше интереса студентов к учебе, их нормальных отношений с сокурсниками и преподавателями проявляется в удовлетворенности подавляющего большинства студентов своей учебой в университете (рис. 2).

На рис. 3 видно, что для подавляющего большинства студентов университета решающими факторами выбора специальности стали интерес к ней (59 %), перспективы хорошей работы и высокой зарплаты (35 %). И примечательно, что многие студенты (87 %) удовлетворены

Да, вполне

Да, но отчасти

Нет

Затрудняюсь

ответить

Рис. 2. Удовлетворенность студентов своей учебой в ЧелГУ (в % к общему числу опрошенных)

Да, вполне Да, но отчасти Нет Затрудняюсь

ответить

Рис. 3. Удовлетворенность студентов качеством своей подготовки по специальности в ЧелГУ

(в % к общему числу опрошенных)

качеством своей подготовки по специальности в университете (рис. 3).

Высокую положительную оценку студентов получают практически все основные стороны этой подготовки, особенно общеобразовательная, теоретическая (97 %) и общепрофессиональная, специальная (96 %) (табл. 1).

Весьма значимо и то, что подавляющее большинство студентов (91 %) проявляют интерес к разным видам дополнительной подготовки в процессе обучения по основной специальности, прежде всего к подготовке по иностранному языку, получению второго высшего образования, обучению по спецкурсам по отдельным разделам других профессий. Есть определенный интерес к дополнительной подготовке по информатике (рис. 4).

Очевидный, выявленный исследованием значимый факт: 40 % студентов ЧелГУ в процессе учебы работают, причем из числа работающих каждый четвертый работает по специальности (рис. 5).

Еще обращает на себя внимание высокая положительная оценка студентами состояния почти всех, за исключением связи с практикой, основных сторон образования в ЧелГУ (табл. 2). Так, положительно оценивают квалификацию работающего с ними профессорско-преподавательского состава 99 % студентов, организацию учебного процесса — 94 %, материально-техническую базу — 91 %, использование современных средств и методов обучения, в том числе информационных технологий, и библиотечное обслуживание — по 90 % студентов.

Также высокая положительная оценка студентами дается качеству основных методов и форм обучения в ЧелГУ — лекциям, семинарам, экзаменам и зачетам, самостоятельной работе (99, 98, 98 и 93 % соответственно) (табл. 3).

Одной из выявленных очевидных характеристик студенчества университета становится то, что 41 % студентов проявляют интерес к обще-

Да, но отчасти

Да, вполне

Не удовлетворена)

Затрудняюсь

ответить

Рис. 3. Удовлетворенность студентов качеством своей подготовки по специальности в ЧелГУ

(в % к общему числу опрошенных)

Таблица 1

Оценка студентами основных сторон своей подготовки по специальности в ЧелГУ (в % к общему числу опрошенных, «положительно» как сумма оценок «отлично»,

«хорошо» и «удовлетворительно»)

Виды подготовки Положительно Неудовлетво- рительно Затрудняюсь ответить

Общеобразовательная, общетеоретическая 97 (32 + 55 + 9,8) 1,2 0,9

Общепрофессиональная и специальная 96 (29 + 51 + 16) 2,0 1,3

Практические умения, навыки профессиональной деятельности 87 (17 + 43 + 27) 7,6 4,3

60

50

40

30

20

10

57

51

Р ■ ■

II

16

4,3 4,3

Подготовка Второе Спецкурсы Подготовка Другие Никакие Затрудняюсь

по ино- высшее по отдель- по инфор- виды допол- ответить

странному образование ным раз- матике нительной

языку делам дру- подготовки

гих профессий

Рис. 4. Интересующие студентов виды дополнительной подготовки в процессе обучения по основной специальности (в % к общему числу опрошенных)

Да, связана 10%

Не очень связана 12%

Не работаю 60%

Никак не связана 18%

Рис. 5. Связь работы студентов с получаемой специальностью (в % к общему числу опрошенных)

ственной жизни, к участию в творческих коллективах и в спортивных мероприятиях, а не к учебе и научной деятельности (рис. 1).

При этом на свое участие в различных общественных мероприятиях указывает подавляющее большинство — 94 % студентов (рис. 6). Больше всего здесь участников субботников (51 %). Значимо и число участников студенческих конференций (31 %), фестивалей, творческих конкурсов (30 %), спортивных соревнований (27 %). Определенная и немалая часть студентов привлекаются к организации обществен-

ных мероприятий (23 %), участвуют в заседаниях студенческого совета самоуправления (16 %). Меньше всего студентов занято в политических акциях, митингах (13 %).

Из направлений внеучебной работы в университете, на взгляд студентов, в настоящее время отдается приоритет физическому воспитанию (указали 43 %), на втором месте — нравственное воспитание (29 %), на третьем — патриотическое (23 %), на четвертом — эстетическое (21 %). Студенты отмечают и другие направления внеучебной работы, осуществляемой в университете:

Таблица 2

Оценка студентами состояния основных сторон образования в ЧелГУ в настоящее время (в % к общему числу опрошенных, «положительно» как сумма оценок «отлично»,

«хорошо» и «удовлетворительно»)

Составляющие учебного процесса Положительно Неудовлетвори- тельно Затрудняюсь ответить

Квалификация работающего с Вами профессорско-преподавательского состава 99 (44 + 48 + 7,6) 0,7 0,4

Организация учебного процесса 94 (18 + 51 + 25) 5,5 0,2

Материально-техническая база 91 (9,4 + 49 + 33) 6,2 1,2

Использование современных средств и методов обучения, в том числе информационных технологий 90 (19 + 40 + 31) 7,9 2,0

Библиотечное обслуживание 90 (28 + 41 + 21) 6,2 2,8

Связь с практикой 76 (13 + 36 + 26) 13 9,5

Таблица 3

Оценка студентами качества основных методов и форм обучения в ЧелГУ (в % к общему числу опрошенных, «положительно» как сумма оценок «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно»)

Формы и средства обучения Положительно Неудовлетвори- тельно Затрудняюсь ответить

Лекции 99 (33 + 57 + 9,1) 1,0 0,2

Семинары 98 (33 + 52 + 13) 1,4 0,4

Экзамены, зачеты 98 (33 + 52 + 13) 1,1 0,9

Самостоятельная работа 93 (25 + 47 + 21) 3,8 2,4

Компьютерные учебники 72 (16 + 27 + 29) 17 10

Интернет-технологии 64 (11 + 23 + 29) 23 13

Видео-, аудиокассеты 52 (6,2 + 17 + 29) 28 19

экологическое (16 %), интернациональное (14 %), правовое (12 %), предпринимательство (11 %), религиозное (2 %) (рис. 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как плюс университету можно засчитать предоставляемые студентам возможности реализовать свои потребности в учебе, научной деятельности, в досуговой сфере. Не случайно две трети студентов удовлетворены условиями творческого развития своей личности (рис. 8).

Очевидно, что студенты университета заинтересованно, доброжелательно относятся к своей «альма-матер». Это проявилось и в ходе анкетирования, в ответственном отношении к ответам на вопросы, в желании выразить свое мнение, в большом количестве предложений по улучшению качества образования в университете. Всего

их высказано 700. Вместе с тем опрос выявляет и пробелы, проблемы в состоянии образования в ЧелГУ и его качестве.

Начнем с отношения студентов к учебе. Интерес к ней на первом месте только у каждого второго студента, а к научной деятельности — у каждого восьмого (рис. 1). Довольно значимая часть студентов явно мало уделяют внимания самостоятельной работе. Каждый второй студент затрачивает на самостоятельную подготовку в среднем только 1-2 часа в день (рис. 9).

Каждый пятый студент имеет в зачетной книжке больше всего удовлетворительных оценок. 46 % студентов не вполне удовлетворены своей учебой в ЧелГУ, а 6,6 % не удовлетворены совсем (рис. 2). 41 % студентов, по их признанию, мешает

60 50 40 30 20 10 -0

31

30

ІН

р 1111

і ы ы

23

16

13

4,1

■ Я

В суббот- В студен- В фести- В спортив- В органи- В заседе- В полити- В каких никах ческих валях, ных сорев- зации ниях сту- ческих еще?

научных творче- нованиях меропри- денческого акциях, конферен- ских кон- ятий совета са- митингах

циях курсах моуправ-

ления

Рис. 6. Участие студентов в общественных мероприятиях (в % к общему числу опрошенных)

50

45

40

35

30

25

20

15

10 -

43

29

0 -

11 II111 р

5 4,9

3,4

Физи- Нравст- Патрио- Эстети- Экологи- Интер- Право- Предпри- Семей- Религи- Другие

ческое венное тическое ческое ческое нацио- вое ниматель- ное озное

нальное ство

Рис. 7. Направления внеучебной работы, осуществляемые и которые необходимо развивать, на взгляд студентов, в настоящее время в университете (в % к общему числу опрошенных)

Да, вполне

31%

Да, но отчасти

34%

Затрудняюсь

ответить

13%

.22%

Не удовлетворен(а)

Рис. 8. Удовлетворенность студентов условиями для творческого развития своей личности

(в % к общему числу опрошенных)

30

30

25

20 -

15

10

От 6 До 5 часов От 11 От 16 Более Затрудняюсь

до 10 часов до 15 часов до 20 часов 21 часа ответить

Рис. 9. Время, затричиваемое студентами в неделю на самостоятельную подготовку

(в % к общему числу опрошенных)

учиться лучше личная неорганизованность, а 36 % — ничего не мешает (рис. 10). Возникает вопрос: почему они не учатся лучше?

Возможно, самой проблемной в настоящее время стороной качества образования в университете является связь образования с практикой. Так, слабая связь теоретической подготовки с практикой — это то, что прежде всего не устраивает студентов в учебном процессе (рис. 11).

Вторая проблема здесь же — слабая связь вуза с предприятиями и организациями. К тому же из трех основных сторон подготовки по специальности в ЧелГУ высокую, но все же заметно ниже, оценку студентов получают практические уме-

ния, навыки профессиональной деятельности (табл. 1). При положительной оценке подавляющим большинством студентов пяти из шести основных сторон образования в ЧелГУ только связь с практикой оценили положительно 76 % и неудовлетворительно — 13 % (табл. 2).

Актуальной является проблема расписания. Три четверти студентов считают, что оно неудобно или не совсем удобно (рис. 12).

Еще не устраивает студентов в учебном процессе неуважительное отношение ряда преподавателей к ним. На это указывает каждый четвертый опрошенный (рис. 11). Также каждый четвертый студент говорит, что есть

Личная Работа Получаемое Семья, Ваш Ничего

неоргани- мною допол- дети вариант не мешает

зованность нительное ответа

образование наряду с учебой по основной специальности

Рис. 10. Мнение студентов о том, что мешает им учиться лучше (в % к общему числу опрошенных)

Затрудняюсь ответить

6,8

Все устраивает Ваш вариант ответа Устарели методы обучения Низкое лекторское мастерство ряда преподавателей

Недостаточная компетентность ряда преподавателей

как специалистов Неуважительное отношение ряда преподавателей

к студентам

Слабая связь вуза с предприятиями и организациями Слабая связь теоретической подготовки с практикой

Рис. 11. Ответы студентов на вопрос о том, что их не устраивает в учебном процессе

(в % к общему числу опрошенных)

проблемы в отношениях с отдельными преподавателями. Студенты обращают внимание и на недостаточную компетентность ряда преподавателей как специалистов (указали 20 %), на низкое лекторское мастерство ряда преподавателей (16 %), на старые методы обучения (11 %) (рис. 11).

Показательно и то, что, когда возникают проблемы с учебой, студенты обращаются прежде всего не к куратору группы (его называют лишь

4 % опрошенных), не в администрацию университета, факультета (3,9 %), а к друзьям, одно -курсникам (81 %). Очевидно, в стороне от учебных проблем студентов стоит еще и студенческий совет самоуправления, куда по проблемам с учебой обращаются лишь 2,1 % студентов.

Наличие проблем в обучении в ЧелГУ подтверждают и ответы студентов на вопрос об их удовлетворенности качеством подготовки по специальности. 9,8 % студентов

45

Не совсем Не удобно Да, удобно Затрудняюсь

удобно ответить

Рис. 12. Мнение студентов об удобстве расписания занятий (в % к общему числу опрошенных)

не удовлетворены качеством такой подготовки, а 53 % удовлетворены, но отчасти (рис. 3).

Возможно, качество подготовки в ЧелГУ было бы лучше, если бы студенты, работающие в период обучения, работали по специальности. Пока у 45 % работающих работа никак не связана с ней (рис. 5).

Из форм и методов обучения в ЧелГУ студенты неудовлетворительно оценивают качество современных компьютерных учебников, интернет-технологий, видео-, аудиокассет («неудовлетворительно» им выставили, соответственно, 17, 23 и 28 % опрошенных) (табл. 3).

Заслуживает внимания и нуждается в дополнительном анализе то, что, по мнению 69 % студентов, условия в вузе не способствуют здоровому образу жизни, а каждый пятый не удовлетворен условиями для творческого развития своей личности (рис. 13 и 8).

Налицо и расхождения между осуществляемыми в университете направлениями внеучебной работы и запросами здесь студентов (см. рис. 7). Они отдают приоритет нравственному, правовому воспитанию, предпринимательству, семейному воспитанию, чему не соответствует сложившаяся в университете практика внеучебной работы.

24 24

6,4

1

Р /

Недостаточно Не способствует Способствует Затрудняюсь способствует ответить

Рис. 13. Мнение студентов о том, способствуют ли условия в вузе здоровому образу жизни

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(в % к общему числу опрошенных)

Могут быть учтены мнения студентов и по волнующим их проблемам (см. рис. 14).

Среди них выделяются трудоустройство во время обучения в вузе и после его окончания (55 %), отсутствие возможности бесплатного выхода в Интернет (41 %), неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам (38 %), высокие цены в студенческой столовой и буфе-

Трудоустройство во время обучения в вузе и послеву- -I зовское трудоустройство по специальности '

Нет возможности бесплатного выхода в Интернет Неудовлетворительное преподавание по некоторым “

предметам .

Высокие цены в студенческой столовой и буфетах

Недостаток необходимой литературы в библиотеке

Неудовлетворительная организация учебного процесса Отсутствие условий для проведения досуга Распространенность курения и других проявлений не- ■ здорового образа жизни в вузе и общежитиях _

Некомфортные бытовые условия проживания ' в общежитии -

Ваш вариант

Все устраивает

Затрудняюсь ответить

О 10 20 30 40 50

Рис. 14. Проблемы, особенно волнующие студентов (в % к общему числу опрошенных)

Список литературы

1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.

2. Гаврилюк, В. В. Компетентностный подход в профессиональном образовании / В. В. Гаврилюк, Г Г. Сорокин // Образование и общество. 2006. № 3. С. 46-52.

3. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение : учеб. пособие для вузов. М. : Академия, 2009. 192 с.

4. Расторгуева, Н. Ф. Качество образования — залог конкурентоспособности выпускника // Высш. образование в России. 2009. № 1. С. 87-90.

5. Компетентностный подход к профессионально-культурному становлению специалиста : сб. материалов XI Международ. науч.-практ. конф. (г. Казань, 26 сент. 2008) / под ред. Г В. Му-хаметзяновой. Казань : Отечество, 2008. 374 с.

6. Тарануха, С. Н. Инструменты повышения качества образования в вузе / С. Н. Тарануха, Н. Ф. Пижурина // Высш. образование в России. 2009. № 11. С. 120-125.

Заслуживают внимания, рассмотрения и конкретные предложения участников опроса по улучшению качества образования в университете, в том числе по факультетам и институтам. Из их числа 39 % — по содержанию и организации учебного процесса, 12 % — по учебной литературе и доступу в Интернет, 11 % — по материально-технической базе университета и др.

Особый интерес представляют и мнения студентов по большинству вопросов в разрезе курсов, пола, места жительства, оценкам в зачетной книжке, в группах по интересам к различным сторонам студенческой жизни, по удовлетворенности своей учебой и качеством своей подготовки по специальности в ЧелГУ.

Результаты настоящего опроса — хороший повод и источник корректировки стратегии и тактики повышения качества образования в ЧелГУ и повышения его конкурентоспособности на региональном рынке образовательных услуг.

8

■т 4,6 5,4 1 0,5

тах (35 %), недостаток необходимой литературы в библиотеке (34 %). Для определенной части студентов волнительны и такие проблемы, как неудовлетворительная организация учебного процесса (17 %), отсутствие условий для проведения досуга (16 %), распространенность курения и других проявлений нездорового образа жизни (16 %).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.