© В.Л. Петров, М.Г. Рахутин, О.В. Шагарова, С.Н. Гончаренко, Д.В. Макеева, 2013
УДК 013;371;001.891
B.Л. Петров, М.Г. Рахутин, О.В. Шагарова,
C.Н. Гончаренко, Д.В. Макеева
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Был проведен опрос среди студентов Московского государственного горного университета с целью выявления уровня удовлетворенности студентов качеством предоставляемых образовательных услуг. Основными задачами анкетирования студентов стали: оценка социально - демократических характеристик респондентов; оценка причин выбора вуза; оценка морально - психологического климата в вузе. Качество образования, анкетирование, образовательные услуги, проблемные зоны, образовательный процесс
В рамках подготовки к процедуре государственной аккредитации в марте 2013 г. было проведено анкетирование среди студентов Московского государственного горного университета (МГГУ) направленное на выявление объективных оценок организации образовательного процесса и получение необходимой информации о различных аспектах студенческой жизни в разрезе факультетов и по университету в целом.
Основные задачи исследования заключались в следующем: выявление социально - демографических характеристик контингента студентов; отношение студентов к университету, учебному процессу и выбранной специальности; выявление отношения студентов к социокультурной среде вуза и психологической атмосфере в коллективе вуза. В работе были использованы материалы анкет, основанные на разработках проф. Радке-вича Я.М.
Весь перечень предлагаемых вопросов был разделен на тематические
рубрики в соответствии со следующей спецификой: выбор вуза и удовлетворенность студенческой жизнью; морально-психологический климат в вузе; организация учебного процесса глазами студентов; внеучебная деятельность; воспитательная работа.
Объектом исследования стали студенты 1 - 5 курсов очной формы обучения следующих факультетов: разработки угольных месторождений и подземного строительства (РПМ), горно-электромеханический (ГЭМ), физико-технический (ФТ), разработки рудных и нерудных месторождений (РРМ), автоматизации и информатики (АИ) и студенты факультета магистратуры.
В анкетировании приняло участие 354 студента. Общее количественное и процентное распределение анкет по факультетам следующее: факультет РПМ - 104 студента (29,38 %), факультет АИ - 92 студента (25,99 %), факультет ГЭМ - 49 студентов (13,84 %), факультет ФТ - 86 студентов (24,29 %) и факультет РРМ -23 студента (6,5 %) (рис. 1).
гэм Факультет
Рис. 1. Распределение массива анкет по факультетам МГГУ
а
б
Пол респондента ^Мужской ЕШЖенский
Рис. 2. Распределение респондентов по полу (а) и возрасту (б)
При этом, чуть больше половины опрошенных студентов МГГУ составляют мужчины - (54, 52 %,) (рис. 2) .
Анализ возрастной градации опрашиваемых студентов (табл. 1, рис. 2) показывает, что средний возраст студентов, обучающихся в ВУЗе, составляет 20 - 22 года.
В ходе анкетирования было выявлено, что большинство студентов
(47,86 %) проживают в общежитии; 41, 88 % - с родителями, а остальные 10 % снимают квартиру или имеют собственное жилье (рис. 3).
Причины выбора учебного заведения отражены в табл. 2 и рис. 4-5.
Результаты анализа показали, что преобладающей причиной выбора вуза явилась «Здесь дают хорошее образование».
Таблица 1
Возрастное распределение студентов по факультетам
Возраст студентов Количество студентов по факультетам, человек
РПМ АИ ГЭМ ФТ РРМ
17-19 11 4 2 9 1
20-22 100 78 34 60 16
23-25 9 8 3 10 1
>25 2 2 3 1 0
Таблица 2
Результаты анкетирования о причинах выбора ВУЗа
Причины выбора учебного заведения Факультеты
РПМ АИ ГЭМ ФТ РРМ
Здесь дают хорошее образование 38 30 19 42 3
Этот вуз ближе всего расположен к дому 7 1 2 2 0
Знакомые посоветовали 26 15 6 11 4
Учатся знакомые, родственники 13 10 6 5 2
Слышал о нем много хорошего 15 18 4 9 6
Другое 22 17 5 10 2
Этот ответ дали 132 студента, что соответствует (37,71 %) от всего количества опрошенных.
Наименьшую частоту имеет ответ «Этот вуз ближе других расположен к дому» (3,43 %), что также свидетельствует о целенаправленности решения учиться в МГГУ.
На следующем этапе анализа, было выявлено отношение студентов к мо-
Рис. 3. Варианты проживания студентов (%)
рально - нравственной атмосфере ВУЗа (рис. 6). Большая часть студентов (64,08 %) отмечают благожелательную морально - нравственную атмосферу ВУЗа, лишь 3, 45 % сочли ее напряженной.
При этом, студенты МГГУ в целом удовлетворены организацией учебного процесса (рис. 8), отмечая, что в ВУЗе есть все необходимое для учебно-научной деятельности, проведения досуга и занятия спортом (рис. 9).
Одной из тематических рубрик исследования было выявление некоторых проблемных зон студенческой жизни (табл. 4).
Ранжирование проблем показало, что основными проблемами с точки зрения студентов являются проблема цен в студенческой столовой - так отметило 173 учащихся, что составляет
Рис. 4. Результаты анкетирования о причинах выбора ВУЗа
Почему аы выбрали именно это учебное заведение? (Группировка данных па факультетам}
¿РУГОв"
Слышал о неу много хсрзиего"
Учатся знакок/ь е родственники'
Знакомые пэсоветовзли-
Этот вуз эпике всего расположен к дому- =
Здесь дают хорсшее образование-
...........11111........................................1111......11111.........
и РПМ
□аи □ гэм Шфт И РРМ
Количества наблюдений
Рис. 5. Результаты анкетирования о причинах выбора ВУЗа по факультетам
pt
Как вы оцениваете морально-нравственную атмосферу в вашем учебном заведении?
Благожелательная Нейтральная
Морально-нравственная атмосфера
3,45% i
Напряженная
Рис. 6. Результаты оценки морально - нравственной атмосферы МГГУ
Затрудняюсь ответить"
Неудовлетворен"
Удовлетворен"
Факультет
'Затрудняюсь ответить
'Неудовлетворен
"Удовлетворен
2 ООО 1 500 1 ООО 500 0 500 1 000 1 500 2 000 2 000 1 500 1 000 500 О 500 1 000 1 500 2 0002 000 1 500 1 000 500 0
Рис.8. Удовлетворенность организацией учебного процесса, (%)
48,8 %, проблемы послевузовского ность подработки во время обучения
/"1 Ч (Л Л "1
трудоустройства, а также возмож- в вузе I1'0 и 151 студентов, что с°-
Рис. 9. Наличие условий для учебно-научной деятельности, проведения досуга и занятия спортом (данные по пяти факультетам)
ответствует 48,02 % и 42,6 % от всего количества опрошенных), проблемы связанные с общежитием - условия и стоимость проживания (142 человека - 40,11 %).
При этом проблема неудовлетворенности организацией учебного процесса находится на последнем месте, но в то же время проблема неудовлетворительного преподавания некоторых дисциплин в первой трети списка проблем (четвертое место -143 человека (40,3 %)).
Таким образом, в результате, проведенного среди студентов МГГУ опроса, было выявлено, что большинство студентов (63,8 %) удовлетворены организацией учебного процесса и преобладающее большинство поступило в МГГУ, так как здесь на их взгляд «дают хорошее образование».
При этом студентов устраивает моральный климат в МГГУ и они считают его комфортным, а обучение в МГГУ престижным и интересным (48,59 %). Наиболее престижным среди студентов, является обучение по специальностям факультета РПМ. Большая часть анкетируемых (64,08 %) отметили благожелательную морально - нравственную атмосферу ВУЗа и лишь 3, 45 % сочли ее напряженной.
Кроме того, проблемными зонами студентов являются: цены в студенческой столовой отметили 173 человека (48,8 %); трудоустройство во время и после обучения в вузе - 151 (42,6 %) и 170 человек (48,02 %) соответственно; условие и стоимость проживания в общежитии - 142 человека (40,11 %).
Таблица 4
Ранжированные проблемы студенческой жизни в МГГУ
Проблема Количество студентов %
Высокие цены в студенческой столовой 173 48,8
Послевузовское трудоустройство по специальности 170 48,02
Трудоустройство во время обучения в вузе 151 42,6
Неудовлетворительное преподавание некоторых дисциплин 143 40,3
Неудовлетворительные бытовые условия в общежитии 142 40,11
Высокие цены за проживание в общежитии 130 36,72
Отсутствие условий для проведения досуга 130 36,72
Возможность подработки во внеучебное время 125 35,31
Неудовлетворенность организацией учебного процесса 118 33,3
Обработка и анализ результатов опроса позволяет иметь целостное и детализированное представление о степени удовлетворенности студентов различными сторонами учебного
процесса и социальной среде вуза. Полученные данные будут служить основой для дальнейшего совершенствования качества образования студентов МГГУ.
1. Федунец Н.И., Гончаренко С.Н., Яро-шук И. В. Комплексная система управления качеством образования в вузе (статья). — Матер. семинара «Управление высшим учебным заведением с использованием информационных технологий 1С: Предприятие». - М.: МГУ, 2009.
2. Гончаренко С.Н. , Ярошук И. В. Разработка системы менеджмента качества образования кафедры вуза (статья).— Горный
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
информационно-аналитический бюллетень.
- М.: МГГУ, отдельный выпуск 2, 2009.
3. Петров В.Л., Гончаренко С.Н. Оценка количественных и качественных характеристик образовательных программ профессионального образования (статья). Горный информационно-аналитический бюллетень.
- М.: МГГУ, № 12, 2011.
4. Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. — М.: Акас1егта, 2012. — 463 с. НЕЕ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Петров Вадим Леонидович - профессор, доктор технических наук, Рахутин М.Г. - профессор, доктор технических наук, Гончаренко Сергей Николаевич - профессор, доктор технических наук, Шагарова Ольга Николаевна - кандидат технических наук, докторант Макеева Д.В. - магистр,
Московский государственный горный университет, ud@msmu.ru Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru
A