Научная статья на тему 'Информационная поддержка оценки качества образовательного процесса в условиях введения системы государственных образовательных стандартов'

Информационная поддержка оценки качества образовательного процесса в условиях введения системы государственных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ / PROBLEM ZONES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Вадим Леонидович, Рахутин М.Г., Шагарова Ольга Николаевна, Гончаренко Сергей Николаевич, Макеева Д.В.

Был проведен опрос среди студентов Московского государственного горного университета с целью выявления уровня удовлетворенности студентов качеством предоставляемых образовательных услуг. Основными задачами анкетирования студентов стали: оценка социально – демократических характеристик респондентов; оценка причин выбора вуза; оценка морально – психологического климата в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Вадим Леонидович, Рахутин М.Г., Шагарова Ольга Николаевна, Гончаренко Сергей Николаевич, Макеева Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment educational process quality information support in the conditions of introduction state educational standards system

A survey was conducted among the students of the Moscow State Mining University, in order to identify the level of student satisfaction with the quality of educational services. The main objectives of the survey were students: evaluation of social democratic characteristics of respondents rating the reasons for choosing the university, evaluation moral psychological climate in high school.

Текст научной работы на тему «Информационная поддержка оценки качества образовательного процесса в условиях введения системы государственных образовательных стандартов»

© В.Л. Петров, М.Г. Рахутин, О.В. Шагарова, С.Н. Гончаренко, Д.В. Макеева, 2013

УДК 013;371;001.891

B.Л. Петров, М.Г. Рахутин, О.В. Шагарова,

C.Н. Гончаренко, Д.В. Макеева

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Был проведен опрос среди студентов Московского государственного горного университета с целью выявления уровня удовлетворенности студентов качеством предоставляемых образовательных услуг. Основными задачами анкетирования студентов стали: оценка социально - демократических характеристик респондентов; оценка причин выбора вуза; оценка морально - психологического климата в вузе. Качество образования, анкетирование, образовательные услуги, проблемные зоны, образовательный процесс

В рамках подготовки к процедуре государственной аккредитации в марте 2013 г. было проведено анкетирование среди студентов Московского государственного горного университета (МГГУ) направленное на выявление объективных оценок организации образовательного процесса и получение необходимой информации о различных аспектах студенческой жизни в разрезе факультетов и по университету в целом.

Основные задачи исследования заключались в следующем: выявление социально - демографических характеристик контингента студентов; отношение студентов к университету, учебному процессу и выбранной специальности; выявление отношения студентов к социокультурной среде вуза и психологической атмосфере в коллективе вуза. В работе были использованы материалы анкет, основанные на разработках проф. Радке-вича Я.М.

Весь перечень предлагаемых вопросов был разделен на тематические

рубрики в соответствии со следующей спецификой: выбор вуза и удовлетворенность студенческой жизнью; морально-психологический климат в вузе; организация учебного процесса глазами студентов; внеучебная деятельность; воспитательная работа.

Объектом исследования стали студенты 1 - 5 курсов очной формы обучения следующих факультетов: разработки угольных месторождений и подземного строительства (РПМ), горно-электромеханический (ГЭМ), физико-технический (ФТ), разработки рудных и нерудных месторождений (РРМ), автоматизации и информатики (АИ) и студенты факультета магистратуры.

В анкетировании приняло участие 354 студента. Общее количественное и процентное распределение анкет по факультетам следующее: факультет РПМ - 104 студента (29,38 %), факультет АИ - 92 студента (25,99 %), факультет ГЭМ - 49 студентов (13,84 %), факультет ФТ - 86 студентов (24,29 %) и факультет РРМ -23 студента (6,5 %) (рис. 1).

гэм Факультет

Рис. 1. Распределение массива анкет по факультетам МГГУ

а

б

Пол респондента ^Мужской ЕШЖенский

Рис. 2. Распределение респондентов по полу (а) и возрасту (б)

При этом, чуть больше половины опрошенных студентов МГГУ составляют мужчины - (54, 52 %,) (рис. 2) .

Анализ возрастной градации опрашиваемых студентов (табл. 1, рис. 2) показывает, что средний возраст студентов, обучающихся в ВУЗе, составляет 20 - 22 года.

В ходе анкетирования было выявлено, что большинство студентов

(47,86 %) проживают в общежитии; 41, 88 % - с родителями, а остальные 10 % снимают квартиру или имеют собственное жилье (рис. 3).

Причины выбора учебного заведения отражены в табл. 2 и рис. 4-5.

Результаты анализа показали, что преобладающей причиной выбора вуза явилась «Здесь дают хорошее образование».

Таблица 1

Возрастное распределение студентов по факультетам

Возраст студентов Количество студентов по факультетам, человек

РПМ АИ ГЭМ ФТ РРМ

17-19 11 4 2 9 1

20-22 100 78 34 60 16

23-25 9 8 3 10 1

>25 2 2 3 1 0

Таблица 2

Результаты анкетирования о причинах выбора ВУЗа

Причины выбора учебного заведения Факультеты

РПМ АИ ГЭМ ФТ РРМ

Здесь дают хорошее образование 38 30 19 42 3

Этот вуз ближе всего расположен к дому 7 1 2 2 0

Знакомые посоветовали 26 15 6 11 4

Учатся знакомые, родственники 13 10 6 5 2

Слышал о нем много хорошего 15 18 4 9 6

Другое 22 17 5 10 2

Этот ответ дали 132 студента, что соответствует (37,71 %) от всего количества опрошенных.

Наименьшую частоту имеет ответ «Этот вуз ближе других расположен к дому» (3,43 %), что также свидетельствует о целенаправленности решения учиться в МГГУ.

На следующем этапе анализа, было выявлено отношение студентов к мо-

Рис. 3. Варианты проживания студентов (%)

рально - нравственной атмосфере ВУЗа (рис. 6). Большая часть студентов (64,08 %) отмечают благожелательную морально - нравственную атмосферу ВУЗа, лишь 3, 45 % сочли ее напряженной.

При этом, студенты МГГУ в целом удовлетворены организацией учебного процесса (рис. 8), отмечая, что в ВУЗе есть все необходимое для учебно-научной деятельности, проведения досуга и занятия спортом (рис. 9).

Одной из тематических рубрик исследования было выявление некоторых проблемных зон студенческой жизни (табл. 4).

Ранжирование проблем показало, что основными проблемами с точки зрения студентов являются проблема цен в студенческой столовой - так отметило 173 учащихся, что составляет

Рис. 4. Результаты анкетирования о причинах выбора ВУЗа

Почему аы выбрали именно это учебное заведение? (Группировка данных па факультетам}

¿РУГОв"

Слышал о неу много хсрзиего"

Учатся знакок/ь е родственники'

Знакомые пэсоветовзли-

Этот вуз эпике всего расположен к дому- =

Здесь дают хорсшее образование-

...........11111........................................1111......11111.........

и РПМ

□аи □ гэм Шфт И РРМ

Количества наблюдений

Рис. 5. Результаты анкетирования о причинах выбора ВУЗа по факультетам

pt

Как вы оцениваете морально-нравственную атмосферу в вашем учебном заведении?

Благожелательная Нейтральная

Морально-нравственная атмосфера

3,45% i

Напряженная

Рис. 6. Результаты оценки морально - нравственной атмосферы МГГУ

Затрудняюсь ответить"

Неудовлетворен"

Удовлетворен"

Факультет

'Затрудняюсь ответить

'Неудовлетворен

"Удовлетворен

2 ООО 1 500 1 ООО 500 0 500 1 000 1 500 2 000 2 000 1 500 1 000 500 О 500 1 000 1 500 2 0002 000 1 500 1 000 500 0

Рис.8. Удовлетворенность организацией учебного процесса, (%)

48,8 %, проблемы послевузовского ность подработки во время обучения

/"1 Ч (Л Л "1

трудоустройства, а также возмож- в вузе I1'0 и 151 студентов, что с°-

Рис. 9. Наличие условий для учебно-научной деятельности, проведения досуга и занятия спортом (данные по пяти факультетам)

ответствует 48,02 % и 42,6 % от всего количества опрошенных), проблемы связанные с общежитием - условия и стоимость проживания (142 человека - 40,11 %).

При этом проблема неудовлетворенности организацией учебного процесса находится на последнем месте, но в то же время проблема неудовлетворительного преподавания некоторых дисциплин в первой трети списка проблем (четвертое место -143 человека (40,3 %)).

Таким образом, в результате, проведенного среди студентов МГГУ опроса, было выявлено, что большинство студентов (63,8 %) удовлетворены организацией учебного процесса и преобладающее большинство поступило в МГГУ, так как здесь на их взгляд «дают хорошее образование».

При этом студентов устраивает моральный климат в МГГУ и они считают его комфортным, а обучение в МГГУ престижным и интересным (48,59 %). Наиболее престижным среди студентов, является обучение по специальностям факультета РПМ. Большая часть анкетируемых (64,08 %) отметили благожелательную морально - нравственную атмосферу ВУЗа и лишь 3, 45 % сочли ее напряженной.

Кроме того, проблемными зонами студентов являются: цены в студенческой столовой отметили 173 человека (48,8 %); трудоустройство во время и после обучения в вузе - 151 (42,6 %) и 170 человек (48,02 %) соответственно; условие и стоимость проживания в общежитии - 142 человека (40,11 %).

Таблица 4

Ранжированные проблемы студенческой жизни в МГГУ

Проблема Количество студентов %

Высокие цены в студенческой столовой 173 48,8

Послевузовское трудоустройство по специальности 170 48,02

Трудоустройство во время обучения в вузе 151 42,6

Неудовлетворительное преподавание некоторых дисциплин 143 40,3

Неудовлетворительные бытовые условия в общежитии 142 40,11

Высокие цены за проживание в общежитии 130 36,72

Отсутствие условий для проведения досуга 130 36,72

Возможность подработки во внеучебное время 125 35,31

Неудовлетворенность организацией учебного процесса 118 33,3

Обработка и анализ результатов опроса позволяет иметь целостное и детализированное представление о степени удовлетворенности студентов различными сторонами учебного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

процесса и социальной среде вуза. Полученные данные будут служить основой для дальнейшего совершенствования качества образования студентов МГГУ.

1. Федунец Н.И., Гончаренко С.Н., Яро-шук И. В. Комплексная система управления качеством образования в вузе (статья). — Матер. семинара «Управление высшим учебным заведением с использованием информационных технологий 1С: Предприятие». - М.: МГУ, 2009.

2. Гончаренко С.Н. , Ярошук И. В. Разработка системы менеджмента качества образования кафедры вуза (статья).— Горный

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

информационно-аналитический бюллетень.

- М.: МГГУ, отдельный выпуск 2, 2009.

3. Петров В.Л., Гончаренко С.Н. Оценка количественных и качественных характеристик образовательных программ профессионального образования (статья). Горный информационно-аналитический бюллетень.

- М.: МГГУ, № 12, 2011.

4. Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. — М.: Акас1егта, 2012. — 463 с. НЕЕ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Петров Вадим Леонидович - профессор, доктор технических наук, Рахутин М.Г. - профессор, доктор технических наук, Гончаренко Сергей Николаевич - профессор, доктор технических наук, Шагарова Ольга Николаевна - кандидат технических наук, докторант Макеева Д.В. - магистр,

Московский государственный горный университет, ud@msmu.ru Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.