УДК 378.147
А.Н. Гончаренко
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И МОДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Рассмотрены возможности использования онлайн курсов в процессе обучения как эффективного инструмента при достижении определенных задач вуза: расширение образовательных возможностей, предлагаемых университетом студентам, увеличение степени индивидуализации обучения, уменьшение контактной нагрузки студентов, повышение гибкости при планировании и реализации учебного процесса, повышение мотивации студентов к самостоятельному обучению, более эффективное планирование использования аудиторного фонда и экономия материально-технических ресурсов, улучшение качества реализации преподаваемых дисциплин за счет эффективного использования опыта проведения онлайн курсов известными международными и российскими экспертами и специалистами, а также с помощью проведения независимого контроля знаний каждого студента и т.д. Проведена оценка эффективности использования онлайн курсов в зависимости от количества обучающихся, как с точки зрения уменьшения себестоимости реализации образовательной программы или модуля, включающих в себя затраты на формирование инфраструктуры для самостоятельной работы студентов и на использование в обучении профессиональных тьюторов, так и с точки зрения возврата вложенных инвестиций при создании курсов.
Ключевые слова: электронное обучение, онлайн курсы, дистанционные образовательные технологии, высшее образование, образовательные программы, тьютор.
DOI: 10.25018/0236-1493-2018-6-0-222-230
Дистанционные технологии в образовании и электронные ресурсы для их использования достаточно широко применяются в педагогической практике практически на всех уровнях образовательной деятельности, и уже стали традиционными для подготовки кадров в высших учебных заведениях России. Произошедшие коренные перестройки в этой области установили принципиально новые задачи по совершенствованию информационно-образовательных сред и систем дистанционного обучения с применением открытых онлайн-курсов.
В российской нормативной базе предусматривается определение открытого онлайн курса в контексте использования электронного обучения при реализации образовательной программы или ее части. Так как к прохождению курса допускаются лица, независимо от полученного ранее образования, в рамках классификации уровней образовательных программ, введенной Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», открытые онлайн курсы следует отнести к дополнительным общеразви-
ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2018. № 6. С. 222-230. © А.Н. Гончаренко. 2018.
вающим программам [1, 8]. Информация по содержанию дополнительных общеразвивающих программ и срокам обучения освещается в 273-ФЗ (статья 75, п. 4). В данном законе утверждается, что содержание данных программ определено образовательной программой соответствующей образовательной организацией в полном соответствии с федеральными государственными требованиями. Успешное прохождение открытого онлайн курса подразумевает вручение документа, установленного образовательной организацией образца.
Получение сертификатов, а также документов о прохождении обучения (образец и порядок устанавливают обучающие организации самостоятельно) четко прописано в законе 273-ФЗ (статья 60, п. 15).
Правила зачета образовательной организацией курсов, предметов, практики, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях прописан в законе 273-ФЗ (статья 34, п. 1, подпункт 7).
Для осваивающих основные образовательные программы в вузе открытый онлайн курс может быть реализован при освоении дисциплин/модулей программы с применением только электронного обучения. При этом возможно применение сетевой формы реализации образовательной программы с виртуальной академической мобильностью, когда ряд дисциплин или модулей реализуются в иной образовательной организации без физического перемещения обучающегося между организациями.
Результат освоения открытого онлайн курсов в виде зачета дополнительных образовательных программ иных организаций вузом, осуществляющим образовательную деятельность (в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации), реализуется в соответствии с существующими локальными актами вуза, регламентирующими вопросы организации и осуществления образовательной деятельности [2, 9].
Вуз имеет право самостоятельно регламентировать требования к результатам освоения и содержанию открытых онлайн курсов, по которым выставляется зачет, а также процедуру принятия решения о перезачете. При этом все необходимые для этого документы в основном утверждаются ректором высшего учебного заведения, в других случаях рассматриваются Ученым Советом вуза.
На сегодняшний день принятие решения о перезачете является основным принципом вуза при формировании внутренней политики в отношении результатов освоения открытых онлайн курсов. Такая политика может содержать возможность осуществления перезачета открытых онлайн курсов, реализуемых этим вузом для будущих абитуриентов, и позволяет проводить предварительный конкурсный отбор перспективных абитуриентов на основе результатов, полученных при освоении открытых онлайн курсов.
При этом основной задачей вуза в части перезачета открытых онлайн курсов является доступная и понятная абитуриентам и студентам политика по этому вопросу. Требования, перечень подлежащих перезачету курсов, необходимо регулярно публикован в открытом доступе на внутренних ресурсах вуза. При этом должен действовать принцип прецедентного признания, где решение о перезачете результатов освоения конкретного онлайн курса является основанием для осуществления перезачета для аналогичных обращений.
В этом случае необходимо определить следующие факторы, являющиеся основанием для перезачета открытого онлайн курса:
• доверие к результатам обучения, зафиксированным в сертификате, на основании которого осуществляется перезачет;
• соответствие результатов обучения, подтверждаемых сертификатом, результатам обучения образовательной программы, в рамках которой осуществляется перезачет.
Доверие к результатам обучения на основе выданного сертификата должно реализовываться через проверку сертификата на соответствие требованиям к перезачитываемым онлайн курсам, которые содержат в себе требования к описанию онлайн курса, к самому сертификату, к процедурам прозрачности и оценки результатов освоения.
Принятие решения о соответствии результатов обучения осуществляется руководителем программы или подразделения при имеющихся соответствующих полномочиях, выданных университетом.
Регламентирующий перезачет онлайн курсов пакет документов устанавливается образовательной организацией и определяется в документах, регулирующих применение электронного обучения, либо в положении об академической мобильности.
В данных документах также описаны и определены все этапы процедуры перезачета и необходимые условия ее реализации. Основным аспектом при определении порядка процедуры перезачета является рассмотрение заявления студента и предосталение обоснованного решения о перезачете или обоснованном отказе в его осуществлении. Процедура может отличаться в зависимости от части реализуемой образовательной программы.
При этом вуз вправе определять, как перезачет может повлиять на стоимость образовательной программы, а также на изменение сроков обучения по данной
образовательной программе. В данном случае также необходимо проводить перерасчет нагрузки преподавателей при сокращении контактных часов и количества обучающихся.
Для обоснования сокращения стоимости образовательной программы для студента, освоившего часть программы с применением онлайн курсов, вуз должен иметь практику расчета стоимости образовательной программы помодульно, либо в привязке к зачетным единицам. В этом случае возможно установление индивидуальной стоимости освоения образовательной программы для каждого обучающегося в зависимости от объема образовательной программы в зачетных единицах, освоенной им с использованием онлайн курсов и перезачтенных в данной образовательной программе.
Полное или частичное замещение дисциплин, курсов, модулей основной образовательной программы онлайн курсами осуществляется через сетевую форму реализации программ. При этом предполагается, что один университет реализует образовательную программу, а второй обеспечивает освоение ее отдельных частей с использованием разработанных им онлайн курсов.
Использование онлайн курсов эффективно только при большом количестве обучающихся, как с точки зрения сокращения себестоимости реализации образовательной программы, так и с точки зрения окупаемости инвестиций в создание курсов. Поэтому наиболее рациональным является замещение онлайн курсами тех дисциплин и модулей, которые осваиваются большим количеством студентов, обучающихся на образовательных программах с близкими требованиями к результатам освоения этих модулей.
Сетевая форма реализации образовательной программы может предполагать как одностороннее возмещение
расходов, понесенных одной образовательной организацией при реализации обучения с использованием онлайн курсов, так и взаимозачет между образовательными организациями.
Таким образом, с помощью онлайн курсов может быть достаточно эффективно решен ряд следующих задач:
• расширение образовательных возможностей, предлагаемых университетом студентам, за счет увеличения степени индивидуализации обучения;
• уменьшение контактной нагрузки студентов, повышение гибкости при планировании и реализации учебного процесса, повышение мотивации студентов к самостоятельному обучению;
• высвобождение востребованных кадровых ресурсов или восполнение недостающих ресурсов [3, 10];
• уменьшение затрат на реализацию образовательных программ с помощью консервативных и неэффективных форм взаимодействия со студентами;
• более эффективное планирование использования аудиторного фонда и экономия материальнотехнических ресурсов;
• улучшение качества реализации преподаваемых дисциплин за счет эффективного использования опыта проведения онлайн курсов известными международными и российскими экспертами и специалистами, а также с помощью проведения независимого контроля знаний каждого студента;
• обеспечение строгой системы постоянного контроля заданий,ритмичности обучения и участия обучающихся в течение всего периода реализации дисциплины или отдельного модуля;
• обеспечение простых и понятных механизмов при обучении и, как следствие, увеличение степени доверия к итоговым результатам обучения [4].
Реализация программ высшего образования с помощью онлайн курсов, как правило, приводит к уменьшению
доли подготовки студентов с помощью традиционных форматов работы и последующей их замене на электронное обучение. В ряде случаев новые созданные образовательной программы с самого начала включают онлайн курс в структуру программы с учетом уже имеющихся характеристик курса [5, 11].
Использование онлайн курсов в действующей основной образовательной программе может реализовываться одним из следующих вариантов:
1. онлайн курс замещает дисциплину или конкретный модуль образовательной программы и вводится как обязательный при освоении студентами определенных направлений подготовки;
2. курс реализуется как альтернативный вариант освоения дисциплины или модуля образовательной программы, который выбирается студентами в случае построения индивидуальной траектории обучения;
3. курс вводится как свободный модуль (майнор) и предлагается студентам в качестве альтернативного модуля [6].
В первом варианте предполагается, что полученные в результате обучения по онлайн курсу итоговые навыки и знания полностью соответствуют требованиям основной образовательной программы для каждой отдельного модуля или дисциплины. При положительном решении вузом о внесении онлайн курса в основную образовательную программу вместо определенного модуля в традиционном формате, соответствующее подразделение вуза, ответственное за организацию обучения по этой программе, вносит соответствующие корректировки в учебный план для дальнейшего распределения нагрузки. В некоторых случаях недостающие в рамках онлайн курса результаты обучения подразумевают внесение изменений в структуру образовательной программы, либо должны быть реализованы за счет внесения соответствующих
дополнений в требования к результатам обучения других модулей или дисциплин.
При внесении онлайн курса в образовательную программу происходит изменение объема контактной нагрузки студентов, а также практическое исключение контактной нагрузки преподавателей. А количество зачетных единиц, которые зачитываются студенту после прохождения онлайн курса, соответствует с полным объемом по замещаемой дисциплине, или ее частью при расчете нагрузки. Перерасчет нагрузки преподавателей может быть перераспределен путем реализации проектных форм обучения, а также за счет изменения нагрузки по реализуемым им модулям или дисциплинам.
Во втором варианте студентам предлагается освоение открытого онлайн курса, как возможный вариант традиционного обучения, т.е. студент самостоятельно делает выбор технологии освоения модуля или дисциплины. Данный вариант может быть использован в случае, если дисциплина абсолютно совпадает по трудоемкости и результатам обучения с онлайн курсом. В противном случае, требуется соответствующий выбор траектории освоения образовательной программы, т.е. выбор онлайн курса оказывает влияние и на другие осваиваемые в рамках образовательной программы дисциплины.
В таком случае возникает необходимость решения проблемы неопределенности количества студентов, которые остановят выбор на освоении дисциплины или модуля в текущем учебном году, так как при реализации выбора в течение семестра или даже в его начале невозможно будет повлиять на планирование нагрузки преподавателей, определяемой до начала учебного года. Решение этой проблемы видится в ведении лимитов на количество обучающихся и предоставление приоритетного права выбора
лучшим студентам определять для себя возможные технологии обучения.
Последний вариант подразумевает, что на реализацию майноров отводится соответствующее количество зачетных единиц, при этом отсутствуют строгие ограничения на результаты обучения при освоении образовательной программы. Онлайн курс в данном варианте может быть альтернативным по отношению к майнорам, реализуемым в традиционной технологии, либо к другим онлайн курсам.
Основной причиной реализации онлайн курсов в учебном процессе на всех уровнях принятия управленческих решений является его высокая рентабельность — онлайн курс несет в себе гораздо меньшие затраты, чем реализация дисциплины преподавателями с применением аудиторного фонда. Высвободившиеся ресурсы могут быть перераспределены в рамках образовательных программ или университета для реализации важных стратегических направлений развития.
При расчете себестоимости онлайн курса необходимо рассчитывать возмещение затрат на формирование курса как объекта интеллектуальной собственности, затрат на сопровождение курса и организацию онлайн прокторинга, который берется в расчете на одного обучающегося.
Общие издержки университета, применяющего курс, совместно с возмещением стоимости реализации курса университету — разработчику онлайн курса, могут содержать затраты на формирование инфраструктуры для самостоятельной работы студентов и на использование в обучении профессиональных тьюторов [7, 12].
При различных периодах планирования использования курсов в образовательной программе необходимо учитывать две возможные ситуации:
Модель применения электронного обучения Model of application of electronic education
Компоненты компетентностной модели Рекомендуемые ПООП онлайн курсы Наименование образовательной платформы
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) язык, культура и межкультурная коммуникация
Русский как иностранный
русский язык и культура речи национальная платформа открытого образования
уК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций безопасность жизнедеятельности национальная платформа открытого образования
Межотраслевые компетенции
Междисциплинарные компетенции
1. реализация онлайн курса должна учитываться при распределении нагрузки преподавателей в случае приема на работу;
2. планирование осуществляется в ситуации, когда уменьшение трудозатрат штатных преподавателей при реализации традиционных форм нагрузки необходимо заменять другими видами работы.
В первом случае экономия получается за счет уменьшения количества ставок преподавателей и сокращения нагрузки в часах. Во втором случае представляется возможным только сокращение почасовой нагрузки и перераспределение трудозатрат в индивидуальных
планах работы преподавательского состава в сторону научной и методической части.
Таким образом, главным условием повсеместного использования онлайн курсов при реализации образовательных программ является наличие механизмов принятия решения об интеграции онлайн курсов в программу вместо дисциплин и отдельных модулей, читаемых в традиционном формате.
Апробация предложенных в статье научно-методических моделей использования онлайн курсов проводилась в одном из ведущих российских университетов по направлению подготовки «Горное дело».
В таблице представлена модель применения электронного обучения в данном вузе, где в документарном виде определены основные этапы процедуры перезачета и условия осуществления онлайн курсов по данному направлению.
При использовании онлайн курсов, как современного эффективного инструмента, были получены следующие результаты:
• снизилась контактная нагрузка студентов на 12%;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
• повысилась мотивации студентов к самообучению на 13%;
• снизилась загруженность преподавательского состава на 15%;
• высвобождение аудиторного фонда составило 27%.
Таким образом, решение об использовании механизма обучения с использованием онлайн курсов показало положительный эффект от внедрения и дальнейшую эффективность работы образовательного учреждения.
1. Гончаренко С. Н., Ахохов А. Ч., Ивахненко А. М., Муфараджев А. К. Принципы построения корпоративных систем дистанционного обучения в IT-компаниях // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2008. — № 8. — С. 134—143.
2. Гончаренко С. Н., Бердалиев Б. А. Повышение эффективности управления горнодобывающего предприятия на основе исследования системных связей технологических переделов и моделей данных процессов технического перевооружения // Вопросы радиоэлектроники. — 2017. — № 11. — С. 77—82.
3. Гончаренко С. Н., Парсегов А. С. Моделирование и оценка риска эксплуатации промышленного оборудования в отечественных и зарубежных исследованиях // Управление риском. — 2013. — № 2 (66). — С. 35—43.
4. Ле Бинь Зыонг, Петров И. В., Стоянова И. А., Гончаренко С.Н. Моделирование параметров инновационных водоохранных мероприятий на основе производственно-технологических показателей добычи угля на предприятиях Вьетнама // Горный журнал. — 2014. — № 9. — С. 143—146.
5. Петров В.Л., Гончаренко А. Н., Демчишин Ю. В. Функциональные возможности использования основных разделов реестра примерных основных образовательных программ высшего образования в системе управления базами данных // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2014. — № 12. — С. 334—336.
6. Петров В.Л., Гончаренко А. Н., Шагарова О. Н. Разработка моделей примерных основных образовательных программ в системе управления базами данных реестра ПООП ВО // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2014. — № 12. — С. 337—339.
7. Петров В.Л., Гончаренко С.Н. Модель планирования образовательных программ высшего профессионального образования // Обозрение прикладной и промышленной математики. — 2009. — Т. 16. — № 3.
8. Ярошук Л.Д., Бондаренко Ю. Г., Гончаренко С.Н. Имитационное моделирование процессов каталитического крекинга // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2014. — № 1(25). — С. 46—58.
9. Ярошук И. В., Гончаренко А. Н. Разработка методов и критериев оценки труда профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений // Современное образование: содержание, технологии, качество. — 2009. — Т. 2. — С. 5—7.
10. Dweck C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality? And development. — Philadelphia, 2015.
11. Handbook of creativity / Td. by R. Sternberg. СambridgeUniv. Press. — 2011.
12. Loemker L. E. Pessimism and Optimism // The Encyclopedia of Philosophy / Ed. Edwards P. NY: Simon&SchusterMacMillan, 2009. Vol. 6. ЕПЗ
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
Гончаренко Алексей Николаевич — кандидат технических наук, доцент, e-mail: [email protected], НИТУ «МИСиС».
ISSN 0236-1493. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2018. No. 6, pp. 222-230.
Modern trends and application models in E-learning and remote training in the framework of higher education programs
Goncharenko A.N., Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor, e-mail: [email protected],
National University of Science and Technology «MISiS», 119049, Moscow, Russia.
Abstract. The article addresses arrangement and application of electronic education systems and remote technologies of learning in the framework of higher education programs, including relevant legal documents, basic requirements for the results and content of open online-courses and check tests, other essential deliverables, etc. The applicability of the online-courses as an efficient tool of learning and reaching certain objectives of higher education is discussed. These objectives can be expansion of educational options offered to students by universities, higher degree of personalization in training, decrease in the communication stress on students, higher flexibility of planning and implementing a learning process, improved promotion of self-education, more efficient utilization of teaching assets and saving of material and technical resources, improvement of quality of teaching owing to effective use of online training experience gained by the reputed international and Russian experts and specialists, as well as through independent control of knowledge acquired by each student, etc. Efficiency of online-courses is assessed in terms of the number of students, both from the viewpoint of reduction in cost of implementation of an educational program or module, including expenditures connected with the formation of infrastructure for self-education and with the invitation of professional tutors, and from the standpoint of recovery of money invested in the online-courses.
Key words: electronic education, online-courses, remote educational technologies, higher education, educational programs, tutor.
DOI: 10.25018/0236-1493-2018-6-0-222-230
REFERENCES
1. Goncharenko S. N., Akhokhov A. Ch., Ivakhnenko A. M., Mufaradzhev A. K. Printsipy postroeniya kor-porativnykh sistem distantsionnogo obucheniya v IT-kompaniyakh [Principles of construction of corporate remote education systems at IT companies]. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2008, no 8, pp. 134-143. [In Russ].
2. Goncharenko S. N., Berdaliev B. A. Povyshenie effektivnosti upravleniya gornodobyvayushchego pred-priyatiya na osnove issledovaniya sistemnykh svyazey tekhnologicheskikh peredelov i modeley dannykh protsessov tekhnicheskogo perevooruzheniya [Enhancement of mine management efficiency based on the analysis of system-defined connections between process stages and models of technical upgrading of these processes]. Voprosy radioelektroniki. 2017, no 11, pp. 77—82. [In Russ].
3. Goncharenko S. N., Parsegov A. S. Modelirovanie i otsenka riska ekspluatatsii promyshlennogo oboru-dovaniya v otechestvennykh i zarubezhnykh issledovaniyakh [Modeling and evaluation of risk of industrial equipment handling in the domestic and foreign research]. Upravlenie riskom. 2013, no 2 (66), pp. 35—43. [In Russ].
4. Le Bin' Zyong, Petrov I. V., Stoyanova I. A., Goncharenko S. N. Modelirovanie parametrov innovatsion-nykh vodookhrannykh meropriyatiy na osnove proizvodstvenno-tekhnologicheskikh pokazateley dobychi uglya na predpriyatiyakh V'etnama [Modeling parameters of innovative water protection measures based on engineering and production data on coal mining in Vietnam]. Gornyy zhurnal. 2014, no 9, pp. 143—146. [In Russ].
5. Petrov V. L., Goncharenko A. N., Demchishin Yu. V. Funktsional'nye vozmozhnosti ispol'zovaniya os-novnykh razdelov reestra primernykh osnovnykh obrazovatel'nykh programm vysshego obrazovaniya v sisteme upravleniya bazami dannykh [Functional capabilities of basic clauses in the register of approximate foreground programs of higher education in the data base management system]. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2014, no 12, pp. 334—336. [In Russ].
6. Petrov V. L., Goncharenko A. N., Shagarova O. N. Razrabotka modeley primernykh osnovnykh obrazovatel'nykh programm v sisteme upravleniya bazami dannykh reestra POOP VO [Modeling approximate foreground programs of education in the data base management system in the register of approximate foreground programs of higher education]. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2014, no 12, pp. 337—339. [In Russ].
7. Petrov V. L., Goncharenko S. N. Model' planirovaniya obrazovatel'nykh programm vysshego professional'nogo obrazovaniya [Modeling of planning higher professional education programs]. Obozrenie prikladnoy i promyshlennoy matematiki. 2009, vol. 16, no 3. [In Russ].
8. Yaroshchuk L. D., Bondarenko Yu. G., Goncharenko S. N. Imitatsionnoe modelirovanie protsessov kat-aliticheskogo krekinga [Simulation modeling of catalytic cracking processes]. Prikaspiyskiyzhurnal: upravle-nie i vysokie tekhnologii. 2014, no 1(25), pp. 46—58. [In Russ].
9. Yaroshchuk I. V., Goncharenko A. N. Razrabotka metodov i kriteriev otsenki truda professorsko-prepodavatel'skogo sostava vysshikh uchebnykh zavedeniy [Development of methods and criteria for estimation of teaching staff work at higher education institutions]. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo. 2009, vol. 2, pp. 5—7. [In Russ].
10. Dweck C. S. Self-theories: Their role in motivation, personality? And development. Philadelphia, 2015.
11. Handbook of creativity / Td. by R. Sternberg. CambridgeUniv. Press. 2011.
12. Loemker L. E. Pessimism and Optimism. The Encyclopedia of Philosophy. Ed. Edwards P. NY: Simon&SchusterMacMillan, 2009. Vol. 6.
^_
ОТДЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ ГОРНОГО ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО БЮЛЛЕТЕНЯ
(СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК)
ОБОСНОВАНИЕ СХЕМ ПРОВЕТРИВАНИЯ ВЫЕМОЧНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ УГОЛЬНЫХ ПЛАСТОВ В СЛОЖНЫХ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
(2018, № 1, СВ 4, 12 с.) Сидоренко Андрей Александрович1 — кандидат технических наук, доцент, Сидоренко Сергей Александрович1 — кандидат технических наук, доцент, e-mail: [email protected], 1 Санкт-Петербургский горный университет.
Рассмотрена проблема обеспечения эффективной и безопасной отработки запасов газоносных угольных пластов в сложных горно-геологических условиях. Представлены данные о горно-геологических условиях залегания пласта «Мощный» Воркутского месторождения Печорского угольного бассейна и применяемых технологических схемах его отработки. Выполнена оценка эффективности применения возвратноточной схемы проветривания. Представлены фрагменты результатов численных исследований аэрогазодинамических процессов на выемочном участке, полученные с использованием трехмерных моделей. Установлены предельные значения расхода воздуха и газовыделения, при которых концентрация метана не превышает предельно допустимую. В результате выполненных численных исследований установлено существенное влияние повышения расхода воздуха, подаваемого для проветривания очистного забоя, на метановыделение в горные выработки. Показана повышенная опасность местных скоплений метана на сопряжении с конвейерной выработкой при возвратноточной схеме проветривания.
Ключевые слова: подземная разработка, угольные пласты, горно-геологические условия, взрывы метана, схема проветривания, газовыделение, аэрогазодинамические процессы.
JUSTIFICATION OF VENTILATION SCHEMES OF LONGWALL PANEL AT COAL SEAMS MINING IN DIFFICULT MINING-AND-GEOLOGICAL CONDITIONS
Sidorenko А.А.1, Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor, e-mail: [email protected], Sidorenko S.А.1, Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor, e-mail: [email protected],
1 Saint Petersburg Mining University, 199106, Saint-Petersburg, Russia.
The problem of ensuring effective and safe mining of gas-bearing coal seams in difficult mining-and-geolog-ical conditions is considered. Data on mining-and-geological conditions of occurrence of the Moschnyiy seam of the Vorkutsky field of the Pechora coal basin and the applied technological schemes of his mining are submitted. Assessment of efficiency of application of the U-shaped (return current) scheme of ventilation is executed. The fragments of results of numerical researches of aero-gas dynamic processes on the longwall panel received with use of three-dimensional models are presented. Extreme values of a consumption of air and gas emission at which concentration of methane doesn't exceed maximum permissible are established. As a result of the executed numerical researches the significant influence of increase in a consumption of the air given for airing of a longwall face on methane emission in entries is established. The increased danger of local congestions of methane on headgate at the U-shaped (return current) scheme of ventilation is shown. Recommendations about application at the Moschnyiy seam mining of the combined scheme of ventilation of the longwall panel and the scheme of decontamination of the gob are made. The directions of further researches are defined.
Key words: underground mining, coal seams, condition of ground, methane explosion, ventilation scheme, gas emission, air-gas dynamics processes.