Научная статья на тему 'Оценка студентами качества высшего образования как европейское требование'

Оценка студентами качества высшего образования как европейское требование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришнёва Анастасия Александровна, Фадеева Ирина Михайловна

В статье рассматривается участие студентов в оценке качества образования на основе результатов онлайн-опроса (n=1511), проведенного в 2015-2016 гг. в одном из российских университетов. Анализируются основные параметры удовлетворенности студентами качеством образовательного процесса в вузе: информативность и практическая направленность лекций, семинарских занятий, эффективность педагогических технологий, организация практик и студенческой научной деятельности, оснащенность научных лабораторий, деятельность органов студенческого самоуправления и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the participation of students in higher education quality assessment by means of an online survey (n=1511) conducted in 2015-2016 in a Russian university. The authors analyze the main parameters of students satisfaction with the quality of university training: informative and practical value of lectures and seminars, efficiency of teaching techniques, arrangement of internships and research work, equipment at research laboratories, student government activities.

Текст научной работы на тему «Оценка студентами качества высшего образования как европейское требование»

ГРИШНЁВА А.А., ФАДЕЕВА И.М.

ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЕВРОПЕЙСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ

Аннотация. В статье рассматривается участие студентов в оценке качества образования на основе результатов онлайн-опроса (n=1511), проведенного в 2015-2016 гг. в одном из российских университетов. Анализируются основные параметры удовлетворенности студентами качеством образовательного процесса в вузе: информативность и практическая направленность лекций, семинарских занятий, эффективность педагогических технологий, организация практик и студенческой научной деятельности, оснащенность научных лабораторий, деятельность органов студенческого самоуправления и т.п.

Ключевые слова: качество высшего образования, европейские требования, удовлетворенность, студенты, модернизация образования.

GRISHNEVA A. A., FADEEVA I. M.

HIGHER EDUCATION QUALITY ASSESSMENT BY STUDENTS AS A EUROPEAN REQUIREMENT

Abstract. The article considers the participation of students in higher education quality assessment by means of an online survey (n=1511) conducted in 2015-2016 in a Russian university. The authors analyze the main parameters of students satisfaction with the quality of university training: informative and practical value of lectures and seminars, efficiency of teaching techniques, arrangement of internships and research work, equipment at research laboratories, student government activities.

Keywords: higher education quality, European requirements, satisfaction, university students, education modernization.

Социально-экономические преобразования и системная модернизация российской высшей школы требуют внимания к теме управления вузовскими организациями на основе использования опыта европейских университетов. И это неслучайно. Во-первых, отечественная система высшего образования, имеющая многовековую традицию, складывалась на основе немецкой гумбольдтовской системы, признанной во всем мире. Во вторых, в отечественной высшей школе задействованы лучшие интеллектуальные ресурсы страны, основой подготовки которых исторически выступала европейская культура (изучение европейских языков, истории европейских стран составляло значительную часть содержания советского и постсоветского образования). В-третьих,

1

эксперимент по модернизации отечественной высшей школы в начале ХХ! века осуществлен по линии европейской интеграции в рамках Болонского процесса путем сближения образовательных пространств, выработки близких подходов при организации уровневого обучения, потребовавших пересмотра государственных стандартов, ФЗ «Об образовании» и инструментов измерения качества. Университеты, являясь центрами воспроизводства интеллектуального потенциала, призваны были решать основополагающие задачи: во-первых, задачу массового высшего образования в целях общего интеллектуального развития нации и, во-вторых, продвинутого (элитного) образования, создающего основу для получения и трансфера новых знаний в сферы разработки, внедрения и распространения новых технологий.

В развитых странах благополучие общества тесно связано с трансляцией через университеты культурных норм и ценностей, стандартов профессиональной деятельности, обеспечивающих эффективность экономики. Европейский опыт в различных сферах жизнедеятельности общества (экономической, политической, социокультурной) демонстрирует примеры активного использования потенциала университетов для дальнейшего развития экономики, культуры, демократизации общества и его институтов. Данное требование не раз поднималось на повестку дня участниками Болонского процесса как важнейшей темы в рамках обеспечения конкурентоспособности европейской экономики и формирования общества знаний.

В Европейском союзе образование и производство знаний вовлечены в сферу наднационального регулирования, при этом вырабатывается общая образовательная политика, происходит интенсивное сближение учебных заведений и выработка единых критериев в оценке качества. Возрастающий обмен (информацией, студентами, преподавателями и т.п.) становится визитной карточкой многих европейских университетов, провозглашающих в своей деятельности принцип открытости. В условиях третьей волны технологического развития возникает (по Э. Тоффлеру) власть знаний, когда университеты все больше превращаются в центры общественного развития. Мир власти все больше сближается с миром университета, взаимодействуя между собой и интегрируясь, политика знаний занимает все более определяющее место в государственной политике в целом [1, с. 101].

Стратегическая цель государственной политики в области отечественного высшего образования заключается в создании условий для подготовки кадров в соответствии требованиям модернизированной экономики, развитие современной системы непрерывного образования и повышение ее качества. Реализация указанной политики предполагает создание независимой общественно-государственной системы оценки

2

качества образования, возможность гибкого реагирования на общественные изменения в целях более полного удовлетворения меняющихся потребностей рынка труда и образовательных потребностей обучающихся. Проблема качества образования остается актуальной в связи с реорганизацией вузовской системы, закрытием неэффективных вузов или их присоединением к более эффективным, статусным, поскольку возникает задача повышения экономической отдачи от развития высшей школы, необходимости расширения рынка образовательных услуг в международном аспекте, где российский сегмент становится все более весомым.

Проблема качества образования привлекает внимание всех субъектов образовательного процесса, обеспечивая оценку качества образования с точки зрения междисциплинарного подхода. Оценка качества образования, с одной стороны, является элементом управления, обеспечивающим обратную связь в системе, с другой стороны, именно в процессе оценки выявляются новые критерии, предъявляемые к образованию заинтересованными сторонами. В задачи управления качеством высшего образования входит согласование противоречивых интересов всех субъектов, включенных в образовательный процесс.

Сегодня в вузах идут активные процессы формирования новых приоритетов в системе менеджмента качества образования, актуализируя внутренние и внешние факторы его оценки и демонстрируя вектор к управлению результатами. Как отмечает Б. Кларк, наблюдается все более активное внедрение международного опыта и его адаптация к местным условиям, порождая проблемы при принудительной масштабной пересадке европейских моделей в страны, имеющих иную культуру, но придающих значение необходимости соответствия «интеллектуальному золотому стандарту» [2, с.287].

Наиболее чувствительными и заинтересованным в воспроизводстве качественного образования являются «внутренние» социальные группы - студенты и особенно наиболее активная ее часть, ядро студенчества - общественные объединения в форме студенческих советов, профсоюзов и других молодежных организаций. Роль студентов как субъектов образования, формирования человеческого капитала позволяет выявить соответствие (валидность) образовательного процесса, научно-исследовательской и внеучебной деятельности их требованиям и ожиданиям. Участие студентов в оценке условий и технологий обучения, содержания образования создает стимулы для изменения образовательных программ и условий для достижения более высоких результатов, повышения имиджа вуза в лице будущих абитуриентов.

В ходе онлайн-опроса студентов национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева (п=1511), проведенного в ноябре 2015 г.

3

- январе 2016 г. по инициативе Студенческого совета университета при поддержке НОЦ по социальным исследованиям «Социум-М» на площадке социального портала «Портфель достижений» с адресом http://my.nioc.mrsu.ru. Для этого были определены блоки вопросов, которые в дальнейшем подвергались анализу.

Например, определялась удовлетворенность студентов в целом качеством обучения в университете. Так, большинство опрошенных высказали свою удовлетворенность либо вполне (58,5%), либо частично (35,8%). Категорически неудовлетворенных оказалось всего 2,5%, при этом 3,2% опрошенных не смогли определиться со своей позицией. Данные показатели в целом характеризуют образовательную ситуацию в вузе как нормативную, вполне соответствующую требованиям студентов. Более детальную расшифровку удовлетворенности качеством знаний, практической направленности образовательного процесса дают конкретные вопросы (см. табл. 1-4).

Таблица 1

Результаты ответа на вопрос: «Как вы считаете, достаточно ли знаний, полученных в вузе, для успешного трудоустройства по специальности?»_

№ п/п Позиция Результаты, %

1 Да, вполне достаточно 49,3

2 Недостаточно теоретической подготовки 1,3

3 Недостаточно практических навыков 44,1

4 Недостаточно ни теоретической подготовки, ни практических навыков 4,4

Таблица 2 Результаты ответа на вопрос: «Оцените информативность и практическую направленность лекций по профессиональным дисциплинам».

№ п/п Позиция Результаты, %

1 Лекции информативны 81,3

2 Лекции мало информативны 7,0

3 Информация на лекциях часто имеет устаревший характер 5,9

4 Лекторы часто отвлекаются на посторонние темы 1,1

5 Лекционный материал не связан с практической деятельностью, не отражает современные реалии 3,3

Таблица 3 Результаты ответа на вопрос: «Оцените практическую направленность семинаров, лабораторных занятий по профессиональным дисциплинам.

№ п/п Позиция Результаты, %

1 Знания, полученные на семинарах, полностью применимы на практике 52,8

2 Знания, полученные на семинарах, частично применимы на практике 44,6

3 Полученные знания нельзя применить в профессиональной деятельности 2,1

Таблица 4

Результаты ответа на вопрос: «Оцените оснащенность современным оборудованием _(материалами) семинарские и лабораторные занятия». _

№ п/п Позиция Результаты, %

1 Полностью оснащены современным оборудованием 54,7

2 Современное оборудование не используется на занятиях 22,4

3 Оборудование устарело, оно уже не используется на предприятиях, в организациях 9,3

4 Современного оборудования нет 13,6

Таблица 5 Результаты ответа на вопрос: «Оцените технологии, которые чаще всего используют преподаватели».

№ п/п Позиция Результаты, %

1 Используют разнообразные образовательные технологии (деловые игры, проектное обучение, кейсы, портфолио и др.) 22,6

2 Использует главным образом традиционные образовательные технологии (устный опрос, конспект, реферат, контрольные работы и др.) 69,1

3 Использует мультимедийные средства 6,3

4 Не использует мультимедийные средства 2,1

Представленные критические оценки и замечания студентов, выявленные в ходе опроса, указывают на необходимость усиления внимания преподавателей к практической составляющей подготовки (на недостаточность практических навыков указали 44,1% опрошенных), улучшение материально-технической базы (на отсутствие современного оборудования в целом указали 13,6%, его отсталость и факт устаревания - 9,3%, отсутствие современного оборудования на занятиях - 22,4%). Значительная часть студентов указывает на использование преподавателями традиционных образовательных технологий (69,1%) и только треть на применение инновационных технологий (22,6% отметили применение кейсов, деловых игр, проектных методов и 6,3% - использование мультимедийных средств).

Качество само по себе не может быть конечным результатом. Оно лишь средство, с помощью которого выявляется соответствие конечного продукта требованиям заказчика, образовательному стандарту, то есть заказу со стороны общества и государства. В условиях повышения внимания к практической подготовке, были оценены условия проведения производственных практик (см. табл. 6-7)1.

1 Учитывая, что на младших курсах данный вид практики еще не реализовался, достаточно большая доля ответивших указала, что не проходила производственную практику.

Результаты ответа на вопрос: «Оцените вашу производственную практику».

№ п/п Позиция Результаты, %

1 На производственной практике вы вовлечены в профессиональную деятельность 51,5

2 Производственная практика не связана с профессиональной деятельностью 3,6

3 На производственной практике вас не допускают к профессиональной деятельности 6,9

4 Не проходил производственную практику 38,0

Таблица 7 Результаты ответа на вопрос: «Оцените способ определения базы производственной практики».

№ п/п Позиция Результаты, %

1 Факультетом учитывается Ваше мнение при выборе базы практики 34,1

2 Факультетом Ваше мнение не учитывается 10,6

3 Предоставлена возможность самостоятельно выбрать базу практики 17,3

4 База практики определяется Вами исходя из собственных возможностей 2,3

5 Я обучаюсь по целевому направлению, проходил практику на предприятии, от которого получил целевое направление 1,1

6 Не проходил производственную практику 34,6

Практическая подготовка в вузе - достаточно сложный для реализации вид деятельности. Ей уделяется более пристальное внимание в связи с принятием актуализированных ФГОС ВО. Согласно опросу только незначительная часть студентов проходит практику формально (около 10 % опрошенных указывают на тот факт, что практика не была связана с будущей профессией или студент не допускался к профессиональной деятельности). Примерно столько же опрошенных указали, что при выборе базы практики факультеты/институты не всегда учитывают мнение студентов (10,6%).

Студентами давалась оценка научной деятельности, ее материально-технической базы, которая является важнейшей для реализации задач в национальном исследовательском университете (см. табл. 8-10). Вовлечены в данный вид около трети студентов, причем постоянно им заняты ей около 5% обучающихся, эпизодически -четверть опрошенных (26,39%). Данный факт отражает общий вектор интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в университете, который определен статусом национального исследовательского университета [3, с.71].

Результаты ответа на вопрос: «Занимаетесь ли вы научной деятельностью?»

№ п/п Позиция Результаты, %

1 Да, постоянно 5,0

2 Да, эпизодически 26,4

3 Нет 68,7

Таблица 9 Результаты ответа на вопрос: «Оцените развитие научной деятельности студентов в вузе».

№ п/п Позиция Результаты, %

1 Научная деятельность студентов развита, поддерживается преподавателями и администрацией 53,7

2 Научная деятельность студентов активно развивается, но поддерживается лишь частью преподавателей 16,2

3 Научная деятельность студентов не развита, не поддерживается преподавателями и администрацией 0,9

4 Затрудняюсь оценить 29,2

*езультаты ответа на вопрос: «Оцените оснащенность научных лабо Таблица 10 раторий».

№ п/п Позиция Результаты, %

1 Оборудование в лабораториях современное 29,8

2 Оборудование в лабораториях лишь частично современное 26,7

3 Оборудование давно устарело 6,6

4 Затрудняюсь ответить 37,0

Как показал опрос, большое внимание студенты уделяют комфортности учебной среды. Четверть студентов высказалась неудовлетворительно относительно требования комфортности (25,9%), указав на неудобство мебели, температурные и иные несоответствия. Причиной являются ограничения в аудиторном фонде из-за строительства нового корпуса университета, проблемами с организацией учебного процесса в связи с удаленностью некоторых университетских корпусов от основного кампуса.

Таблица 11

Результаты ответа на вопрос: «Оцените удобство аудиторий»._

№ п/п Позиция Результаты, %

1 В аудиториях в большинстве случаев комфортно обучаться (удобная мебель, микроклимат, нешумно) 30,2

2 Часть аудиторий отвечает современным требованиям, часть - нет 43,9

3 В аудиториях в большинстве случаев некомфортно (неудобная мебель, зимой холодно, летом жарко, шумно) 25,9

Обобщая результаты опроса, необходимо отметить, что Студенческий совет университета как важнейший представительный орган интересов студенчества всегда играл большую роль в организации внеучебной деятельности, однако в условиях нового статуса университета он все активнее влияет на образовательную и научно-исследовательскую деятельность. С ускорением международной коммуникации растут возможности в международном обмене опытом, учете интересов иностранных обучающихся, других заказчиков образования. Исследователи прогнозируют рост внешних требований к университетским системам, в связи с этим создаются предпосылки для более тесного взаимодействия внутренних и внешних фактором при оценке качества деятельности вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлова О.Н. Устойчивый мир университета. - Москва, 2010. - 190 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кларк Б. Система высшего образования: академическая организация в кросс -национальной перспективе / пер. с англ. А. Смирнова. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2011. - 360 с.

3. Фадеева И.М., Гутковская Е.А. Проблемы и перспективы интеграции научной и образовательной деятельности в рамках НОЦ исследовательского университета // Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - №4. - С.71-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.