Научная статья на тему 'Продвижению в аспирантуру одаренных студентов нужна система'

Продвижению в аспирантуру одаренных студентов нужна система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / АСПИРАНТУРА / ТАЛАНТЛИВАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / TALENTED STUDENTS / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC RESEARCH / POSTGRADUATE COURSE / RESEARCH AND TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резник С.Д., Устинова Д.В.

Системное управление процессами отбора и продвижения студентов в аспирантуру рассмотрены в статье как одно из основных условий формирования усиленной ориентации студенческой молодежи на научную и педагогическую деятельность в вузе. Представлены основные результаты мониторинга студентов высших учебных заведений, ориентированных на научно-педагогическую деятельность. Разработаны система и механизмы управления отбором и продвижением студенчества в аспирантуру вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System management processes of selection and promotion of students to study in postgraduate course is regarded as one of the basic conditions for the formation of enhanced orientation of students for research and pedagogical activities at the university. The main results of the monitoring of students oriented research and pedagogical activities, the organization of scientific research and the experience of working with talented students in Russian universities. The study developed a system and the mechanisms for managing the selection and promotion of students at postgraduate course.

Текст научной работы на тему «Продвижению в аспирантуру одаренных студентов нужна система»

ПРОДВИЖЕНИЮ В АСПИРАНТУРУ ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ НУЖНА СИСТЕМА

С.Д. Резник, Д.В. Устинова

32

Аннотация. Системное управление процессами отбора и продвижения студентов в аспирантуру рассмотрены в статье как одно из основных условий формирования усиленной ориентации студенческой молодежи на научную и педагогическую деятельность в вузе. Представлены основные результаты мониторинга студентов высших учебных заведений, ориентированных на научно-педагогическую деятельность. Разработаны система и механизмы управления отбором и продвижением студенчества в аспирантуру вуза.

Ключевые слова: студент, аспирантура, талантливая студенческая молодежь, научно-педагогические кадры, научно-исследовательская деятельность.

Summary. System management processes of selection and promotion of students to study in postgraduate course is regarded as one of the basic conditions for the formation of enhanced orientation ofstudents for research and pedagogical activities at the university. The main results of the monitoring ofstudents ' oriented research and pedagogical activities, the organization of scientific research and the experience of working with talented students in Russian universities. The study developed a system and the mechanisms for managing the selection and promotion of students at postgraduate course.

Keywords: student, postgraduate course, talented students, research and teaching staff, scientific research.

Формирование научных и научно- щих основы научно-исследовательской педагогических кадров является работы, очевидна. Решать эту задачу важной задачей современного россий- призвана сегодняшняя аспирантура. ского общества. Однако исследования Рост интереса молодежи к послеву-последних лет показывают: несмотря зовскому образованию вывел проблему на стабильное увеличение контингента повышения эффективности отбора и аспирантов, показатель результативно- подготовки студентов к аспирантуре в сти деятельности аспирантуры остает- разряд наиболее актуальных. Даже са-ся относительно низким, сокращается мые сильные студенты - потенциальные численность исследователей, увеличи- аспиранты очень слабо представляют вается их средний возраст [1]. На фоне себе смысл и задачи обучения в аспиран-старения научных коллективов потреб- туре, в результате чего трехлетний срок ность в молодых кадрах, обладающих обучения в аспирантуре оказывается неактивностью, инициативностью, твор- достаточным ни для подготовки и защи-ческими способностями, хорошо знаю- ты диссертации, ни для подготовки к са-

мостоятельнои научной и педагогической деятельности [2]. Указанные обстоятельства требуют усиленной ориентации студенческой молодежи на научную и педагогическую деятельность в вузе.

В рамках проекта «Разработка механизмов повышения эффективности подготовки аспирантов высших учебных заведений к самостоятельной научной и педагогической деятельности», выполняемого Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства по федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (государственный контракт № 14.740.11.0563) проведен мониторинг организации и содержания деятельности студентов высших учебных заведений, ориентированных на научно-педагогическую деятельность.

Размер генеральной совокупности составил 7419 тыс. чел. [1], что соответствует численности студентов высших учебных заведений России за период 2010-11 уч. г. Размер выборки при расчетной ошибке выборки на уровне 5% составил 380 человек.

Методом проведения мониторинга был выбран анкетный опрос, в котором приняли участие студенты 2-5 курсов высших учебных заведений г. Пензы. Из них 61,3% респондентов - женщины, 38,7% -мужчины. Большая часть опрошенных -представители технических специальностей - 67,8%, экономических - 19,9%, педагоги - 9,2%, юристы - 3,1%.

Из всех опрошенных студентов продолжить обучение в аспирантуре намерены 10% респондентов, большая часть из них - студенты, обучающиеся на старших курсах, в основном девушки. Большинство респондентов ответили на данный вопрос отрицательно. В качестве факторов, которые могут ока-

зать положительное влияние на решение студентов поступить в аспирантуру, были указаны: возможность хорошо зарабатывать, возможность повысить квалификационный уровень, иметь более престижную работу, установить связи с влиятельными людьми (рис. 1).

В представлениях большинства, аспирантура - это, в первую очередь, возможность получения ученой степени кандидата наук - так ответили 40,7%, из которых основная часть студенты пятого курса, для 25,3% респондентов - форма получения квалификации, для 8,5% -возможность общения с высококвалифицированными специалистами в избранной сфере деятельности и лишь для 8% - возможность хорошего заработка в дальнейшем. Основной причиной продолжить обучение в аспирантуре студенты указывали осознание необходимости в аспирантской подготовке.

По мнению многих исследователей, от того, в какие виды деятельности, каким образом студент был включен во время учебы в университете, насколько заинтересованно он учился, как относился к учебе и сколько времени уделял разным видам университетской деятельности, зависят качество и результат обучения студентов [3]. При этом одним из основных моментов является участие студентов в научно-исследовательской деятельности [4].

Основываясь на результатах анкетного опроса, установлено, что среди сегодняшних студентов, есть те, которые занимаются научной работой и считают это полезным и интересным. Чем раньше студенты начинают заниматься научно-исследовательской работой, тем эффективнее их подготовка в рамках вузовского обучения. Следует отметить, что большое число респондентов начали заниматься научной работой только с

33

11 Хорошо зарабатывать, получать высокую

зарплату

19 Возможность повысить свой квалификационный уровень

□ Иметь более престижную работу

□ Установить связи с влиятельными людьми

□ Более успешно продвигаться по служебной лестнице, сделать карьеру

□ Возможность получить ученую степень и уехать за границу

■ Жел а н ие р а бота ть с высококвалифицированными коллегам

□ Желание стать преподавателем вуза

■ Желание работать е столице или областном центре

■ Возможность защитить кандидатскую диссертацию

□ Желание работать над интересными, сложными проблемами

О Возможность чаще выезжать за рубеж для уча сти я в на уч н ых ко н фере нци ях

■ Потребность реализовать свой творческий потенциал в сфере науки

□ Не мочу отставать от других

1 В Получение отсрочки от службы в а рмии

Рис. 1. Факторы, влияющие на решение студентов поступать в аспирантуру

34

третьего курса. Причем в основном это научная работа с преподавателями по индивидуальному плану. Большинство студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, - девушки, и связано это с тем, что именно они испытывают интерес к этой области и обладают всеми качествами, необходимыми для исследователей: любознательность, ответственность, усидчивость.

В ходе проведенного мониторинга выяснено, как организована личная деятельность студентов. Большая часть респондентов (34,7%) не пользуется еженедельниками или какими-либо другими средствами планирования. Научная работа у большинства респондентов (51,9%) занимает менее 10% времени от всего рабочего дня.

В качестве наиболее привлекательных сфер профессиональной деятельности после окончания вуза большинство студентов (53,4%) хотели бы создать собственный бизнес и лишь 17,1% и 13,9% хотели бы работать преподавателем в вузе или НИИ соответственно.

Таким образом, в ходе проведенного мониторинга были сделаны следую-

ЕК

щие выводы относительно организации и содержания деятельности студентов (потенциальных аспирантов):

1. Сравнительно небольшая доля студентов намерена продолжить обучение в аспирантуре. Связано это, в главной степени, с крайне низкой материальной поддержкой аспирантов. Среди мотивов поступления в аспирантуру ведущее положение занимают: желание получать высокую заработную плату, возможность повысить свой квалификационный уровень, желание иметь более престижную работу. Следовательно, мотивация поступления в аспирантуру отличается преобладанием содержательных мотивов и мотивов саморазвития. Преподавательская и научно-исследовательская деятельности для студентов стоят на последних местах. Низкая зарплата и наличие лучших перспектив - вот две главные причины нежелания поступать в аспирантуру.

2. Ни в школе, ни на младших курсах высших учебных заведений выполнению научно-исследовательских работ не обучают. Студентам приходится самостоятельно постигать азы исследовательской деятельности в рамках курсо-

вых, выпускных и дипломных работ, в научных кружках активных студентов. Следует отметить достаточно высокий уровень профессионального самоопределения молодых ученых, но, к сожалению, мотивы саморазвития и интерес к научной деятельности существуют, но не преобладают. Сегодняшняя молодежь нуждается в значительной подготовке к научной деятельности, хотя бы во время обучения в вузе.

3. Планированию личного времени основная масса студентов не придает большого значения, около половины респондентов вынуждены совмещать учебу с работой. Это негативно сказывается на качестве подготовки студентов и привлечении их к научно-исследовательской деятельности. Создание собственного бизнеса - основа стремлений студентов, вместе с тем работа в сфере науки и образования и как следствие должность преподавателя вуза утрачивает свою значимость. В связи с этим необходима углубленная подготовка студентов в рамках планирования и организации их личной деятельности.

На основе материалов исследования разработана модель системы управления отбором и продвижением студентов в аспирантуру вуза (рис. 2). При моделировании данной системы под управлением отбором и продвижением студентов в аспирантуру понимается непрерывное, целенаправленное воздействие со стороны управляющей подсистемы на управляемую в целях повышения уровня готовности студентов к обучению в аспирантуре и будущей научной и педагогической деятельности в вузе.

Функционирование системы управления отбором и продвижением студентов в аспирантуру осуществляется под влиянием элементов внешней среды. Их количество и степень влияния на описываемую систему различно и динамично

во времени. Внутренняя среда непосредственно определяет формирование системы управления. Субъект управления в данной системе представлен несколькими уровнями: уровень государства, уровень вуза, уровень факультета/ института, уровень кафедры, уровень личности. В качестве объекта управления выступают процессы отбора и продвижения студентов в аспирантуру вуза.

В процессе управления происходит непрерывное взаимодействие субъекта и объекта управления, которое осуществляет посредством функционирования механизмов управления, способствующих реализации системы управления отбором и продвижением студентов в аспирантуру, среди этих механизмов отметим:

а) Повышение мотивации и заинтересованности студентов в научно-исследовательской деятельности. Популяризация разнообразных форм исследовательской деятельности; информирование студентов о различных аспектах и возможностях научной деятельности; создание в вузе благоприятного психологического климата; привлекательность тематики научно-исследовательской работы для студента, ее практическая значимость; наличие ярких наставников среди преподавателей кафедры; ведение регулярно обновляемой базы данных и распространение информации о российских и зарубежных конкурсах, конференциях, олимпиадах, грантах для студентов; прикрепление к студентам первого курса пятикурсников; развитие у студентов исследовательской активности на учебных занятиях; ознакомление студентов с российскими и международными стандартами проведения научного исследования и представления его результатов; обмен передовым опытом между вузами России по вопросам работы с талантливой студенческой молодежью; введение

35

Рис. 2. Модель системы управления отбором и продвижением студентов в аспирантуру вуза

36

учебной дисциплины, направленной на подготовку студентов к выполнению самостоятельной научной работы; организация специальных факультативов, спецкурсов, программ, проведение занятий, семинаров с группами наиболее способных и мотивированных к науке студентов; обеспечение высокого уровня научно-методического сопровождения исследовательской деятельности студентов; повышение эффективности планирования личного времени студентов.

б) Отбор талантливой студенческой молодежи на ранних этапах обучения в вузе. Выявление и анализ у студентов младших курсов индивидуальных особенностей, уровня подготовленности и выраженной мотивации к научной деятельности интереса, создание особых условий для развития творческих способностей одаренных студентов, расчет рейтинговых показателей студентов и распространение информации о достиже-

ниях студентов-исследователей, формирование базы данных студентов-исследователей на каждом факультете.

в) Активизация участия студентов в научно-исследовательской работе в процессе обучения в вузе. Включение студентов в учебно-исследовательскую работу на учебных занятиях; выполнение научно-исследовательских работ, предусмотренных учебным планом; разработка индивидуальных тем под руководством конкретного научного руководителя; привлечение студентов к плановым научным исследованиям кафедры; участие в проведении диссертационных исследований аспирантов, проведение научных исследований для предприятий и организаций; участие в проводимых вузом научных экспериментах; участие в сборе и обработке статистических данных; выполнение научно-исследовательских проектов хоздоговорной тематики; разработка кейсов; деятельность в научных

ВЕК

коллективах, кружках и проблемных группах, участие в творческих объединениях; участие студентов в студенческих научно-состязательных мероприятиях различного уровня, участие и выступление на студенческих научных и научно-практических конференциях, семинарах, симпозиумах; подготовка студенческих публикаций; участие в круглых столах, встречах с учеными; участие в конкурсах на лучшую группу, специальность по проведению НИРС; участие в подготовке научной и учебно-методической продукции, отражающей результаты НИР.

Примером активной работы в данном направлении является реализуемый на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в Институте экономики и менеджмента педагогический проект, получивший образное название «Институт студенческих лидеров» (ИСЛ), который является важной частью внеаудиторной работы студентов. В рамках Института студенческих лидеров осуществляет свою деятельность студенческий учебный научно-производственный отряд (СУНПО) «Менеджер» - фирма, основной целью которой является дополнение теоретических знаний студентов навыками и опытом решения практических задач в реальных проектах. Студенты привлекаются к научно-производственной и научно-исследовательской деятельности: проведение социологических исследований, разработка компьютерного обеспечения и оформление документов, формирование библиотеки делового человека, осуществление переводов иностранной литературы и др., учебно-методической деятельности: составление обзоров специальной литературы, сбор материала к дипломным проектам, разработка учебно-методической документации, разработка систем АСУ, разработка

новых лекционных и лабораторных учебных курсов, деловых игр и т.д. Участие студентов в этой структуре непосредственно способствует вовлеченности студентов в научную и исследовательскую сферы жизнедеятельности института.

Еще одна структура, действующая в рамках Института студенческих лидеров, - «Школа молодого ученого». Основные цели деятельности Школы: подготовка талантливых студентов, заинтересованных в научной деятельности, к обучению в аспирантуре, а также формирование базы практических навыков и умений, направленных на развитие их научных инициатив и рост квалификации. Деятельность данной структура направлена на привлечение студенческой аудитории к активному участию в научно-исследовательской деятельности института, содействие студентам в реализации их научных идей и раскрытии творческого потенциала, подготовку к обучению в аспирантуре, предоставление информации о выполнении и защите диссертации, освоение приемов лекторского мастерства, формирование профессиональной компетентности студента как научного деятеля и преподавателя вуза, оказание помощи в выборе направления научных интересов.

Стимулирование и поощрение эффективной научно-исследовательской работы студентов. Учет результатов исследовательской работы студентов и их участия в мероприятиях исследовательского характера; популяризация итогов научной работы и личная известность студентов в вузе, моральное стимулирование студентов, похвала; предоставление льгот в учебном процессе, перевод на обучение по госбюджетному набору; предоставление рекомендаций для дальнейшего обучения в аспирантуре и магистратуре, рекомендация для обучения или стажиров-

37

ВЕК

38

ки в ведущих учебно-научных центрах Российской Федерации или за рубежом; публикация результатов исследований в научных журналах; представление лучших студенческих работ на конкурсы, выставки и другие организационно-массовые мероприятия, предусматривающие награждение победителей; награждение за успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе, почетными грамотами, дипломами и ценными подарками, специальная доплата к стипендии; награждение дипломом особого образца выпускников, показавших особые способности и проявлявших активность в учебной и научной сферах вуза; выдвижение наиболее одаренных студентов на соискание стипендий.

Стимулирование и поощрение руководства научно-исследовательской работой студентов. Награждение преподавателей и сотрудников вуза почетными грамотами, дипломами и ценными подарками за успехи при руководстве НИРС, рекомендация к награждению грамотой или отраслевой наградой Министерства образования и науки РФ - нагрудный знак «За развитие научно-исследовательской работы студентов», «Почетный работник высшего профессионального образования России», награждение за систематическое осуществление отбора одаренных студентов и организацию системы НИРС почетными грамотами и иными формами поощрения, материальное вознаграждение преподавателей и сотрудников вуза за успешное участие студентов в престижных конкурсах научных работ и олимпиадах; внесение в индивидуальные планы преподавателей руководства исследовательской деятельностью студентов и планирование этой нагрузки в объеме учебных часов основного рабочего времени; при замещении вакантных должностей учет участия в

организации исследовательской деятельности студентов и достигнутых в ней результатов; специальная доплата за многолетнюю и плодотворную деятельность по руководству, организации, научно-методическому сопровождению, совершенствованию исследовательской деятельности студентов.

Функционирование предложенной системы направлено на достижение результатов, наиболее значимыми из которых, по нашему мнению, являются: популяризация научно-исследовательской деятельности среди молодежи, ускоренная адаптация студентов к системе обучения в аспирантуре, подготовка высококвалифицированных специалистов, повышение качества образования, повышение результативности аспирантуры, воспроизводство научных и научно-педагогических кадров, повышение престижа должности преподаватель высшей школы, повышение репутации высшего учебного заведения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Росстат. - M., 2011. - 581 с.

2. Резник С.Д. Аспиранты российского вуза: опыт, проблемы, методическое обеспечение // Развитие научного потенциала Приволжского федерального округа: опыт высших учебных заведений. Роль вузов в инновационном развитии территорий: Сборник статей. - Вып. 8. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2011. - 195 с.

3. Terenzini P., Reason R. Toward a More Comprehensive Understanding of College Effects on Student Learning. - Center for the Study of Higher Education, 2010.

4. Wolf-Wendel L., Ward K, Kinzie J. A tangled web of terms: The overlap and unique contribution of involvement, engagement, and integration to understanding college student success // Journal of College Student Development. - 2009. - Vol. 50. - P. 407-428. ■

ЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.