Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни: мнение студентов, преподавателей и сотрудников Челябинского государственного университета'

Здоровый образ жизни: мнение студентов, преподавателей и сотрудников Челябинского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
722
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / HEALTH / MASS HEALTH EXAMINATION / PERNICIOUS HABITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлов Вадим Николаевич

По результатам репрезентативного прикладного социологического исследования рассматриваются состояние здоровья и реализации здорового образа жизни студентов, преподавателей и сотрудников ЧелГУ, выделяются здесь позитивные сдвиги и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healthy lifestyle: opinion of students, faculty and staff of the Chelyabinsk State University

According to the results of a representative of applied sociological research reviews the implementation of the health and healthy lifestyles of students, faculty and staff of the Chelyabinsk State University, highlights the positive developments and challenges.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни: мнение студентов, преподавателей и сотрудников Челябинского государственного университета»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). Философия. Социология. Культурология. Вып. 36. С. 188-196.

УДК 316.34 ББК 60.5

В. Н. Козлов

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

По результатам репрезентативного прикладного социологического исследования рассматриваются состояние здоровья и реализации здорового образа жизни студентов, преподавателей и сотрудников ЧелГУ, выделяются здесь позитивные сдвиги и проблемы.

Ключевые слова: здоровье; здоровый образ жизни; диспансеризация; вредные привычки.

В современных условиях здоровье - капитал. Его нужно сохранять, преумножать и получать с него дивиденды. И здесь велика роль медицины и здорового образа жизни каждого человека. Здоровье и здоровый образ жизни - важнейшие факторы самореализации человека, активного долголетия, счастливой семейной жизни и реализации репродуктивной функции, учебной, трудовой и общественно-политической активности.

По статистике в России лишь 10 % выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50 % имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии, распространяются алкоголизм и наркомания среди молодежи. Около 70 % лиц, употребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет [1].

В последние десятилетия в молодежной и других возрастных группах растут социально обусловленные заболевания, прежде всего, связанные с неправильным образом жизни: низкой двигательной активностью, нервно-психическими нагрузками, нерациональным питанием, чрезмерной работой и неполноценным, неорганизованным отдыхом.

На высшие учебные заведения в рамках задач социального развития, подготовки квалифицированных специалистов ложится и задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья студентов и сотрудников. В ее решении многие вузы, в том числе и Челябинский государственный университет, имеют определенный опыт. По заказу ректората Чел-ГУ в апреле - июне 2011 г. кафедрой социологии проведено исследование «Здоровый образ жизни: мнение студентов, преподавателей и сотрудников Челябинского государственного университета». По представительным выборкам проведёны опросы 1035 студентов первого

- четвертого курсов дневной формы обучения, 290 преподавателей и сотрудников кафедр, 72 сотрудников отделов, управлений, подразделений ЧелГУ. Тип выборки - многоступенчатая, серийная. Статистическая погрешность результатов опроса по студентам университета до 2,8 %, по преподавателям и сотрудникам кафедр до 4,5 %, по сотрудникам управлений, отделов, подразделений до 10,8 %.

Выявлены мнения студентов, преподавателей и сотрудников ЧелГУ о здоровом образе жизни и его составляющих, наличие и распространенность вредных привычек среди студентов, преподавателей и сотрудников, мнения респондентов о морально-психологическом климате в учебных группах, трудовых коллективах и его влиянии на душевное и физическое состояние, учебную и трудовую деятельность, уровень информированности о проводимых в вузе мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни, и предложения по созданию условий для сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни в ЧелГУ.

Результаты настоящего анкетирования по отдельным панельным вопросам сравниваются с данными мониторинговых репрезентативных исследований в 2003-2009 гг. по студенчеству области, в т. ч. и по ЧелГУ.

Исследования показывают, что в деле укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни в университете есть как положительные тенденции, так и проблемы.

Из положительных тенденций выделим следующие. Чуть более половины студентов, почти половина преподавателей и несколько более трети сотрудников считают себя практически здоровыми (см. рис. 1).

По результатам мониторинговых опросов с 2003 г. состояние здоровья студентов Чел-

70-

60-

50-

40-

30-

20-

10 -

□ Студенты

□ Преподаватели

□ Сотрудники

^ 57

' Д 46

I

36

44

40

32

17

13

10

Практически здоров(а) Есть недомогания

Хронически болею

Есть инвалидность

Рис. 1. Оценка студентами, преподавателями и сотрудниками состояния своего здоровья, в % кобщемучислуопрошенныхпо каждой группе

0

8070 60 50 40 30 20 10

67

58

51

□ Студенты

□ Преподаватели

□ Сотрудники

31

22

ТС

17

19"

22

Да, время от времени

Нет, никогда

Да, регулярно

Рис. 2. Прохождение студентами, преподавателями и сотрудниками диспансерных медицинскихосмотров,в % кобщему числу опрошенных по каждой группе

ГУ на уровне областных показателей и в целом улучшается. Большинство сотрудников, преподавателей и студенты регулярно или время от времени проходят диспансерные медицинские осмотры (см. рис. 2).

Пятая часть студентов входят или ранее входили в медицинскую группу специальных занятий физической культурой. Опре-

деленная часть студентов, преподавателей и сотрудников получают путевки в санаторий-профилакторий, на базу отдыха университета, на курорты.

Большинство студентов, преподавателей и сотрудников считают здоровый образ жизни одной из важнейших ценностей, выделяют и реализуют, прежде всего, такие наиболее

0

1009080 70 60 50 40 30 20 10 0

84

82

□ Студенты

□ Преподаватели

□ Сотрудники

77

Л

21

15

14

Да

Нет

Рис. 3. Мнение студентов, преподавателей и сотрудников о том, является ли здоровый образ жизни для них одной из важнейших ценностей, в % к общему числу опрошенных по каждой группе

важные его составляющие, как соблюдение личной гигиены, достаточная двигательная активность, отказ от вредных привычек, рациональное питание (см. рис. 3 и таблицу).

Большинство студентов, преподавателей и особенно сотрудников регулярно питаются (см. рис. 4).

Многие студенты, преподаватели, большинство сотрудников университета регулярно или время от времени занимаются физкультурой и спортом (см. рис. 5). Анализ результатов мониторинговых опросов с 2003 г. свидетельствует, что показатели занятий физкультурой и спортом студентов ЧелГУ на уровне области растут. Также большинство студентов, преподавателей и сотрудников регулярно или время от времени занимаются активным отдыхом, туризмом и прогулками на природе.

Из тех, кто курит, намерены бросить или уже пытаются бросить 81 % студентов, 55 % преподавателей и 86 % сотрудников. Причем подавляющее большинство из них говорят, что справятся сами. Из тех, кто употребляет алкоголь, намерены бросить 48 % студентов, 20 % преподавателей и 18 % сотрудников. Заметное большинство студентов ЧелГУ рассматривают наркотики как зло, проблему, которую надо решать.

Большинство студентов университета характеризуют взаимоотношения в своей груп-

пе как позитивные (см. рис. 6).

При этом каждый второй определяет их как теплые, доброжелательные, а как конфликтные, напряженные - лишь 6,2 %. То же большинство студентов отмечает, что морально-психологическая обстановка в их группе за последний год улучшилась или не изменилась. При этом на её улучшение указывают 39 %, а на ухудшение - только 12 %. Подавляющее большинство студентов позитивно характеризуют взаимоотношения с большинством преподавателей (см. рис. 7).

При этом каждый второй студент считает их теплыми, доброжелательными. Как конфликтные, напряженные их характеризуют незначительная часть - лишь 1,6 %.

Как позитивную оценивают морально-психологическую обстановку в своем коллективе большинство преподавателей и сотрудников. При этом 69 % преподавателей и 56 % сотрудников оценивают ее как доброжелательную. А как не доброжелательную -только 1,4 % и 2,8 % соответственно. Большинство преподавателей и сотрудников отмечают, что за последний год эта обстановка не изменилась или даже улучшилась. На ее ухудшение указывают только 7,6 % преподавателей и 6,9 % сотрудников

Как отрадный результат действия многих факторов назовем удовлетворенность (впол-

Мнениестудентов, преподавателей и сотрудниково том, какие составляющиездорового образа жизни наиболее важные и какие реализуются (в % к общему числу опрошенных по указанным группам / место по рангу)

Составляющие здорового образа жизни Студенты Преподаватели Сотрудники

Наиболее важные Реализуются Наиболее важные Реализуются Наиболее важные Реализуются

Достаточная двигательная активность 85 / 1 61 / 2 87 / 1 57 / 2 83 / 2 47 / 3

Рациональное питание 78 / 2 37 / 4 81 / 2 43 / 1 88 / 1 42 / 4

Отказ от вредных привычек 76 / 3 53 / 3 66 / 3 53 / 3 69 / 3 57 / 1

Со&годение лио-ной гигиены 74 / 4 52/7 54 /4 61 / 1 5 7-8 56 3 3

Соблюдение режима дня 40 / 5 17 / 6 48 / 5 26 / 6 36 / 6 21/ 6

Безопасное поведение в быту, на улице, в учебном 24 / 6 33 / 5 25 / 7 31 / 5 26 / 7-8 33 / 5

Закаливание организма 18 / 7 11 / 7 22 / 8 9,0 / 8 26 / 7-8 15 / 7-8

Неподдаваться эмоциям 16 / 8 9,8 / 8 28 / 6 11 / 7 47 / 5 15 / 7-8

Другое 2,0 1,0 2,8 1,7 4,2 4,2

100 - □ Студенты □ Преподаватели □ Сотрудники

90 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-81-

80 70 60 50 40 30 20 10 0

69

69

-31-

-31-

1

19

Да

Нет

Рис. 4. Регулярность питания студентов, преподавателей и сотрудников университета, в % к общему числу опрошенных покаждойгруппе

не или отчасти) своей учебой подавляющего большинства - 85 % студентов университета. Не удовлетворены ею только 12 % студентов (см. рис. 8).

Подавляющее большинство преподавателей и сотрудников удовлетворены (впол-

не или отчасти) своей работой в ЧелГУ. Не удовлетворены только 6,6 % преподавателей и 2,8 % сотрудников.

Из очевидных проблем со здоровьем и здоровым образом жизни по результатам опросов можно выделить следующие. До-

70

60 -

50 -

40 -

30 -

20 -

10 -

□ Студенты

■ Преподаватели

□ Сотрудники

Да, время от времени

Да, регулярно

Нет

Рис. 5. Занятия студентов, преподавателей и сотрудников университета физкультурой, спортом, в % к общему числу опрошенныхпокаждой группе

0

60

50

40

30

20

10

0

Рис. 6. Характеристика студентами ЧелГУ взаимоотношений в своей группе, в % к общему числу опрошенныхстудентов

Л 52

27

Теплые, Деловые, Конфликтные, Свой ответ Затрудняюсь

доброжелательные отстраненные напряженные ответить

Теплые, Деловые, Конфликтные,

доброжелательные отстраненные напряженные

Свой ответ

Затрудняюсь ответить

Рис. 7. Характеристика студентами взаимоотношений с большинством преподавателей, в % к общему числу опрошенных студентов

50

40

30

20

10

0

Рис. 8. Удовлетворенность студентами своей учебой в ЧелГУ, в % к общему числу опрошенных студентов

45

12

лш ) г—Р

Да, но отчасти Да, вполне Не удовлетворен(а) Затрудняюсь ответить

60 -50 -40 -30 -20 -10 - О 53 □ Студенты □ Преподаватели □ Сотрудники

2 46= % 49

33

п 11 1

1 7 6 '-[ 1 4 2 ^- У 6,2

0 - 3

Осталось тем же Ухудшилось Улучшилось Затрудняюсь ответить

Рис. 9. Оценка студентами, преподавателями и сотрудниками изменений состояния своего здоровья, в % к общемучислуопрошенных по каждой группе

вольно значительная часть студентов, преподавателей и сотрудников университета не здоро вы (см. рис. 1). 42 % студентов, 53 % преподавателей, 61 % сотрудников указывают, что у них есть недомогания или хронические болезни. Практически каждый третий студент, преподаватель и сотрудник отмечают, что за последние три года состояние их здоровья ухудшилось (см. рис. 9).

Почтика>вдый третий студент, каждый пятый преподаватель, каждыйдесятый сотрудник никогда не проходят диспансерные медицинские осмотры. Определенно не устраивает обслуживание в ГКБ № 2 (студенческой

поликлинике) 24 % студентов, 11 % преподавателей и 6,9 % сотрудников (см. рис. 10).

Студенты, преподаватели и сотрудники университета отмечают в ГКБ № 2, прежде всего, большие очереди на прием к специалистам, грубое отношение медицинского персонала к пациентам, низкое качество обслуживания, недостатки в организацииобслуживания (выдачи талонов на прием, отсутствие или чрезмерную зоейуж-нтюсть уядаспе циалистов).

Дш определенной части студентов, преподавателей и сотрудников здоровый образ жизни не является важнейшей ценностью (указали 21 %, 15 % и 14 % соответственно) (см. рис. 3).

80 70 60 50 40 30 20 10

_

гЛт

_ ,111

Да, отчасти

_62-

,53

111

1 69

М

□ Студенты

□ Преподаватели

□ Сотрудники

11 к ^ттк.

Нет

Я не пользуюсь ее услугами

Да, вполне

Затрудняюсь ответить

Рис. 10. Ответы студентов, преподавателей и сотрудников на вопрос: "Устраивает ли вас обслуживание в ГКБ № 2 (студенческой поликлинике)?", в % к общему числу опрошенных по каждой группе

0

50

40

30

20

10

0

Рис. 10. Удовлетворенность студентов, преподавателей и сотрудников состоянием питания в университете,в%кобщему числуопрошенных покаждой группе

□ Студенты □ Преподаватели □ Сотрудники

- | 32 31 „

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I ^

1 17 1

Нет Да, но отчасти Да, всегда Затрудняюсь ответить

Обращает на себя внимание и то, что удельный вес тех, кто реализует составляющие здорового образа жизни, как правило, заметно нижетех, кто признает их наиболее вЕысными.Довольно значиммчасть каелез-това университетазх пттдчает здесь знфлр-мации о злтотвом обрсоежинни. Ивлаотм нтудотео!, пртплдрлаттлименсше всего поне-тают такую информацию из газета «Университетская набережная», с сайта университета.

В питании ни в чем себе не отказывают и лишь иногда проявляют умеренность большинство студентов, преподавателей и сотрудников. Каждый третий студент сотрудник,

40 % преподавателей не удовлетворены состоянием питания в университете (см. рис. 11).

Не занимаются физкультурой и спортом Х2 % сотихднрттв,27% преполевазелей (см. рис. Л). Бсозшинство ствзехтот,гфаподава-теоей м согрстликовте лнлают утреннюю гимнтетику, те участвуют в фкзклльтурно-оздоровигеиьнырмеропркттияю в университете.

45 % преподавателей подчеркивают, что не участвуют в таких мероприятиях в силу загруженности, а почти четвертую часть студентов, преподавателей это не интересует. Около половины студентов, преподавателей

и сотрудников признаются, что не занимаются закаливанием.

Почти каждый четвертый студент, каждый восьмой преподаватель, каждый девятый сотрудник курят. Почти каждый третий студент, каждый пятый преподаватель, каждый седьмой сотрудник употребляют спиртные напитки. У некоторой части студентов, преподавателей и сотрудников есть увлечение компьютерными играми. 12 % студентов признаются, что порой не считаются с нормами морали и права, а 9,3 % студентов, 6,6 % преподавателей, 4,2 % сотрудников ведут нездоровый образ жизни, 1,1 % студентов употребляют наркотики. Некоторые студенты, преподаватели и сотрудники не собираются бросать курить и пить спиртные напитки. В случае возникновения проблем с употреблением алкоголя, наркотиков, табачных изделий только 1,9 % студентов обратились бы за помощью к преподавателям.

Из причин проблем с морально-психологическим климатом в своей группе студенты выделяют сложные отношения между студентами, а преподаватели и сотрудники такой причиной в своих коллективах называют прежде всего разного рода несправедливости (в оплате труда, распределении учебной нагрузки, в неоплачиваемых поручениях и др.).

Есть и могут быть учтены в дифференцированной адресной работе по утверждению здорового образа жизни определенные различия во мнениях студентов младших и старших курсов, юношей и девушек, а также преподавателей и сотрудников с разным стажем работы в ЧелГУ. Целесообразно принять во внимание, как правило, заметно чаще положительные ответы в группах студентов, преподавателей и сотрудников, не имеющих вредных привычек, и заметно реже такие положительные ответы в группах с вредными привычкам, ведущих нездоровый образ жизни.

Особый интерес представляют предложения участников опроса по теме исследования. По открытому вопросу создания более благоприятных условий для лечения и профилактики заболеваний высказано 522 предложения, в том числе студентами - 372, преподавателями - 113, сотрудниками - 37. Такие предложения, прежде всего, касаются улучшения условий лечения, в том числе открытия медицинских и аптечных пунктов в каждом корпусе, устранения очередей в ГКБ № 2, обязательной вакцинации, диспансеризации, диагностики заболеваний на ранней стадии, повышения роли

физической культуры и спорта в укреплении здоровья, повышения качества и улучшения организации питания в университете, пропаганды здорового образа жизни.

По открытому вопросу об утверждении здорового образа жизни и созданию более благоприятных условии для этого в университете 589 предложений, в том числе студентами - 382, преподавателями - 165, сотрудниками - 42. Большинство предложений затрагивают развитие в университете физкультуры и спорта, организацию спортивных мероприятий в вузе и вовлечение в них большего количества обучающихся и работающих, строительство нового корпуса с танцевальным залом, бассейном, спортзалом. Довольно много предложений внесено по улучшению организации и качества питания в целях утверждения здорового образа жизни, по пропаганде здорового образа жизни. Немало и предложений по борьбе с вредными привычками: «ввести тотальный контроль употребляющих, принимающих, курящих», «не разрешать курить в университете и возле него». Часть предложений по созданию благоприятных условий для учебы, работы и отдыха, по обеспечению путевками в оздоровительные учреждений и другие.

Результаты опроса позволяют реально оценить состояние здоровья и образа жизни студентов, преподавателей и сотрудников университета и выработать действенные меры по укреплению здоровья и утверждению здорового образа жизни.

Список литературы

1. Варламова, С. Н. Здоровый образ жизни - шаг вперед, два назад / С. Н. Варламова, Н. Н. Седова // Социол. исслед. - 2010. -№ 4.- С. 75-88.

2. Отчет о научно-исследовательской работе «Здоровый образ жизни: мнение студентов, преподавателей, и сотрудников Челябинского государственного университета» (апрель-июнь 2011 г.). - Ч. 1. Научный отчет. - 88 с.

3. Программа ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» по оздоровлению студентов и сотрудников и формированию установок на здоровый образ жизни на 2009-2010 гг. - URL: http://www. vstu.ru/docs/programma-ozdorovleniya.pdf.-

4. Самоанализ деятельности ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогиче-

ский университет им. И. Я. Яковлева» по формированию и пропаганде здорового образа жизни. 2011. - URL: http://www.chgpu.edu.ru.

5. Скрыник, И. А. Здоровый образ жизни как приоритетная задача социальной политики государства / И. А. Скрыник // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2010. - № 1. -С. 119-124.

Сведения об авторе

Козлов Вадим Николаевич - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры социальной работы и социологии Челябинского государственного университета.

[email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 9 (364). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 36. Pp. 188-196.

HEALTHY LIFESTYLE: OPINION OF STUDENTS, FACULTY AND STAFF OF THE CHELYABINSK STATE UNIVERSITY

V. N. Kozlov

Chelyabinsk State University, [email protected]

According to the results of a representative of applied sociological research reviews the implementation of the health and healthy lifestyles of students, faculty and staff of the Chelyabinsk State University, highlights the positive developments and challenges.

Keywords: health; health; mass health examination; pernicious habits.

References

1. Varlamova S.N., Sedova N.N. Zdorovyy obraz zhizni - shag vpered, dva nazad [Healthy lifestyle: one step forward, two steps back]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Social Studies], 2010, no. 4, pp. 75-88. (In Russ.).

2. Otchet o nauchno-issledovatel'skoy rabote «Zdorovyy obraz zhizni: mneniye studentov, prepodavateley, i sotrudnikov Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta» (aprel'-iyun'2011 g.) [Report on the research project «Healthy lifestyle: the opinion of students, teachers and employees of the Chelyabinsk State University» (April-June 2011)], part 1, 88 p. (In Russ.).

3. Programma GOU VPO «Volgogradskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet» po ozdorovleniyu studentov i sotrudnikov i formirovaniyu ustanovok na zdorovyy obraz zhizni na 2009-2010 gg. [The program HPE «Volgograd State Technical University» to improve the health of students and staff and the formation of attitudes for a healthy lifestyle for 2009-2010]. Available at: http://www.vstu.ru/docs/programma-ozdorovleniya.pdf, accessed 12.05.2015. (In Russ.).

4. Samoanaliz deyatel'nosti GOU VPO «Chuvashskiy gosudarstvennyypedagogicheskiy universitet im. I. YA. Yakovleva» po formirovaniyu i propagande zdorovogo obraza zhizni. 2011 [Self-inspection of activity of Chuvash State Pedagogical University named Yakovlev to build and promote a healthy lifestyle. 2011]. Available at: http://www.chgpu.edu.ru, accessed 12.05.2015. (In Russ.).

5. Skrynik I.A. Zdorovyy obraz zhizni kak prioritetnaya zadacha sotsial'noy politiki gosudarstva [Healthy lifestyle as a priority social policy]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2010, no. 1, pp. 119-124. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.