Научная статья на тему 'Качество педагогической деятельности как основа устойчивого развития общества'

Качество педагогической деятельности как основа устойчивого развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHING / СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECT OF TEACHING ACTIVITIES / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / УЧАЩИЙСЯ / STUDENT / TEACHING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зобков Валерий Александрович

В статье рассмотрена роль педагогической деятельности и преподавания в развитии общества, укреплении российской государственности. Современные законодательные акты (федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»), регламентирующие деятельность средних и высших учебных заведений, квалифицируют обучающихся в качестве активных субъектов образовательной деятельности. Цель образования, в которой заключены мечта общества, стабильность жизненного пути учащегося, сформировать нравственного, благородного человека, субъекта жизнедеятельности. Современный образовательный процесс должен быть направлен на создание оптимальных условий для развития не только исходного творческого потенциала ребёнка, учащегося, но и на выработку у него потребности в творческом саморазвитии, на формирование его как субъекта жизнедеятельности. Субъектность человека по своему исходному основанию связана с его способностью превращать собственную жизнь в предмет практического преобразования. Преподаватель, обеспечивающий качество педагогической деятельности, это высоконравственный человек, творящий и дарящий учащимся не только знания, умения и навыки, а в большей степени Мудрость жизнедеятельности, выступает основой устойчивого развития общества. Учащийся это субъект, принимающий Мудрость жизнедеятельности (Ш. А. Амонашвили), стремящийся к нравственному идеалу, реализации себя, своего потенциала на благо общества. Учитель и ученик это единство, данное человечеству изначально. Только субъект педагогической деятельности способен воспитать субъекта учебной деятельности. Наши исследования показывают, что преподаватель как субъект педагогической деятельности это профессионал педагогического труда, организующий образовательное пространство, опираясь на принципы целесообразности, диалогичности речи, положительных высказываний и суждений, высокой успеваемости всех учащихся. В статье кратко рассмотрены условия формирования личности учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the role of teaching activities, teaching in the development of society, the strengthening of Russian statehood. Modern legislative instruments (Federal Law «On Education», «On Higher and Postgraduate Professional Education», «National Doctrine of Education in the Russian Federation») regulating the activities of secondary and higher educational institutions qualify students as active subjects of educational activities. The purpose of education, in which lies the dream of a society, the stability of the students’ way of life, to form the moral, noble man, the subject of life. Modern educational process should be aimed at creating optimal conditions for the development of not only the initial creative potential of the child, the student, but also on the formation of the need for creative self-development, on the formation of the subject of life. Subjectivity of man in his original reasons linked to the ability to transform his own life in the object of practical conversion. The teacher providing quality of teaching activities is a moralist, who creates and gives the students not only knowledge and skills, but most of all Wisdom of life, he is the basis of sustainable development of society. The student is a subject receiving Wisdom of life (Sh. A. Amonashvili), striving for moral ideal, for self-actualization and for realization of his potential to benefit society. Teacher and student is a unity, which was given to humanity initially. Only the subject of teaching activities is able to raise a subject of learning activities. Our research shows that the teacher as the subject of teaching activities is a professional of pedagogical work, organizing educational space, based on the principles of expediency, dialogic speech, positive statements and judgments, high academic achievement for all students. In the article is briefly discussed the conditions of formation of the personality of a student.

Текст научной работы на тему «Качество педагогической деятельности как основа устойчивого развития общества»

КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

В. А. Зобков

Аннотация: в статье рассмотрена роль педагогической деятельности и преподавания в развитии общества, укреплении российской государственности. Современные законодательные акты (федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»), регламентирующие деятельность средних и высших учебных заведений, квалифицируют обучающихся в качестве активных субъектов образовательной деятельности. Цель образования, в которой заключены мечта общества, стабильность жизненного пути учащегося, — сформировать нравственного, благородного человека, субъекта жизнедеятельности. Современный образовательный процесс должен быть направлен на создание оптимальных условий для развития не только исходного творческого потенциала ребёнка, учащегося, но и на выработку у него потребности в творческом саморазвитии, на формирование его как субъекта жизнедеятельности. Субъ-ектность человека по своему исходному основанию связана с его способностью превращать собственную жизнь в предмет практического преобразования. Преподаватель, обеспечивающий качество педагогической деятельно-сти,—это высоконравственный человек, творящий и дарящий учащимся не только знания, умения и навыки, а в большей степени Мудрость жизнедеятельности, выступает основой устойчивого разви-

тия общества. Учащийся — это субъект, принимающий Мудрость жизнедеятельности (Ш. А. Амонашвили), стремящийся к нравственному идеалу, реализации себя, своего потенциала на благо общества. Учитель и ученик — это единство, данное человечеству изначально. Только субъект педагогической деятельности способен воспитать субъекта учебной деятельности. Наши исследования показывают, что преподаватель как субъект педагогической деятельности—это профессионал педагогического труда, организующий образовательное пространство, опираясь на принципы целесообразности, диалогичности речи, положительных высказываний и суждений, высокой успеваемости всех учащихся. В статье кратко рассмотрены условия формирования личности учащегося.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, субъект педагогической деятельности, преподаватель, преподавание, учащийся.

На современном этапе социально-экономического развития страны актуализируются задачи, которые должны решаться в общеобразовательной школе и вузе: формирование конкурентоспособной личности, повышение роли общеобразовательной школы и вуза в гуманизации общественно-экономических отношений, формирование новых жизненных установок и в целом личности с социальным адекватно-активным типом отношения к деятельности.

Образовательный процесс должен быть направлен на создание оптимальных условий для развития не только исходного творческого потенциала ребёнка, учащегося, но и на выработку у них потребности в творческом саморазвитии, что свойственно людям с социальным адекватно-активным типом отношения к деятельности. Это требует пересмотра содержания и технологий обучения, что отражено в работах отечественных психологов и педагогов: К. А. Абульхановой-Славской, В. И. Андреева, Е. Н. Богданова, В. Г За-зыкина, И. А. Зимней, П. И. Пидкасисто-го, А. И. Савенкова, Е. Н. Селивёрстовой, Н. П. Фетискина, Д. В. Ушакова и других.

Педагогическая деятельность — это профессиональная активность педагога (учителя), в которой он с помощью различных психолого-педагогических средств воздействия, адекватных ситуации, решает задачи обучения и воспитания учащихся. Результаты труда преподавателя — это обученность и воспитанность учащихся. Педагогическая деятельность, направленная на развитие организационно-деятельностных, интеллектуально-волевых, эмоционально-коммуникативных, эмоционально-волевых качеств учащихся, одновременно выступает как основа их саморазвития и самосовершенствования [4, 5, 6]. Только саморазвивающаяся и самосовершенствующаяся личность, отличающаяся саморегуляцией поведения, творчески относящаяся к выполняемой деятельности, способна решать сложные общественно-политические и социально-экономические задачи, быть основой укрепления российской государственности и устойчивого развития общества.

В чем предназначение педагогической деятельности преподавателя?

Исследования показывают, что преподаватель — это профессионал педагогического труда, организующий образовательное пространство, опираясь на принципы целесообразности, диало-гичности речи, положительных высказываний и суждений, высокой успеваемости всех учащихся.

Исходя из приведенного тезиса можно утверждать: деятельность преподавателя сводится к тому, чтобы реализовать стандарт школьного, вузовского образования, чтобы добиться высокой успеваемости всех учащихся, чтобы они (учащиеся) овладели необходимой суммой знаний, умений и навыков, соответствующей определенному этапу обучения. И в этом смысле преподаватель — лицо, которое обучает тому, что предписано государственными образовательными стандартами начального, среднего, высшего профессионального образования, а также реализует идеи Гособразования по подготовке интеллектуально развитых людей. В данном случае преподаватель выступает в роли субъекта обучения. Является ли он (преподаватель) субъектом воспитания, проповедником нравственного развития личности учащегося? Можно говорить с уверенностью, что учитель (педагог), как правило, не является субъектом воспитания. Меня могут упрекнуть в том, что я отрываю обучение от воспитания, что это единый и взаимосвязанный процесс социализации формирующегося человека. В ответ я сошлюсь на практику и исследования, которые указывают на то, что нравственно невоспитанных людей год от года становится все больше и больше.

Правда, следует заметить, что и уровень образованности у значительной части населения снизился и продолжает снижаться. Не думаю, что положения, связанные с реформированием образования, направлены на повышение уровня образованности и воспитанности детей и учащейся молодёжи, поддержание статуса учителя (педагога).

Под нравственным воспитанием мы понимаем целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования высоких моральных качеств и свойств личности. Ещё раз подчеркну: с целью формирования высоких моральных качеств. Задаю себе вопрос: это какие же моральные качества следует формировать у детей, учащейся молодёжи в современных социальных условиях? На мой взгляд, в нашем обществе отсутствуют нормы и принципы морали. Отсутствует целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования таких нравственных качеств личности, как честь, совесть, справедливость. В обществе, как правило, доминируют иные ценности -деньги и власть, и говорить в этом случае о формировании нравственных качеств не приходится. По выражению И. Бродского, «колоссальной проблемой российской власти является глубокое неуважение человека к человеку».

Учитель(педагог) причастен к формированию качества жизни общества. Он в ответе за воспитание детей, благородство учащейся молодёжи, от духовного состояния и потенциала которой будет зависеть укрепление российской государственности. Однако следует заметить, что в обществе, в котором мы

живём, вот-вот восторжествуют бездуховность и безнравственность. Каким же будет тогда общество, произойдёт ли укрепление российской государственности? Вероятнее всего, наблюдаться укрепления государственности не будет, если не произойдут изменения в системе образования, воспитания и отношения государства к преподавателям.

Необходимо поднять статус преподавателя в обществе и высоко оценивать его труд, связанный с совершенствованием себя как нравственной личности — основы устойчивого развития общества, воспитанием детей и учащейся молодежи — нравственных молодых людей. Только тот преподаватель, которого ценит и уважает государство, может быть субъектом воспитания учащихся, активно влиять на качество жизни общества, укрепление российской государственности.

Преподаватель как субъект педагогической деятельности — это высоконравственный человек, творящий и дарящий учащимся не только знания, умения и навыки, а в большей степени Мудрость жизнедеятельности. Ученик — это субъект учебной деятельности, принимающий Мудрость жизнедеятельности [2], стремящийся к нравственному идеалу, реализации себя, своего потенциала на благо общества. Учитель и ученик — это единство, данное человечеству изначально. Нравственный учитель и нравственный ученик — итог общечеловеческой нравственной педагогики, в которой воспитание молодёжи в духе ответственности и благородства стоит на ведущем месте. Только субъект педагогической деятельности способен воспитать субъекта учебной деятельности.

Что означает «субъект деятельности»? В данном случае сошлюсь на высказывание К. А. Абульхановой-Славской [1]. Изучая проблему субъекта деятельности, она раскрывает это понятие с позиций индивидуального уровня бытия человека, способа его существования, как особое качество психической деятельности, высший уровень осуществляемой ею регуляции, новый способ активности, когда индивид обнаруживает деятельную сущность и становится субъектом своей жизни и её стратегий. Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью превращать собственную жизнь в предмет практического преобразования. Сущностные свойства этого процесса — способность человека управлять своими действиями, реально практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и результаты своих действий.

Названные К. А. Абульхановой-Славской сущностные свойства субъекта деятельности характеризуют его с разных сторон: способность человека управлять своими действиями, контролировать ход и результаты своих действий — со стороны самоконтроля и саморегуляции; реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы — со стороны активности, сознательности, целенаправленности, творчества. На наш взгляд, названные свойства характеризуют отношение субъекта жизнедеятельности к себе, своей деятельности и к

другим людям, где проявляются такие черты личности, как справедливость, доброта, взаимопомощь и др. Вот эти сущностные свойства субъекта деятельности следует учитывать в своей деятельности педагогам и развивать их у учащихся.

Цель образования, в которой заключена мечта общества и каждого родителя, — сформировать нравственного, благородного человека, субъекта жизнедеятельности. По-моему, такая же цель в воспитании подрастающего поколения присуща нравственной педагогике и психологии. Эта цель должна быть принята самим учащимся и выступать в роли опредмеченной потребности, мотива деятельности. Реализация этой цели осуществляется в процессе учебной деятельности.

Учебную деятельность Д. Б. Элько-нин [7] определяет как деятельность, сознательно направленную учеником на осуществление целей обучения и воспитания, воспринимаемых им в качестве своих личных целей. С точки зрения В. В. Давыдова [3], учебная деятельность — это особая форма активного сотрудничества учителя и учащихся, направленная на самоизменение, самосовершенствование ученика как субъекта обучения. В определении, данном Д. Б. Элькониным, отмечается направленность учебной деятельности на формирование личности ребёнка, Конечно, оно будет проходить непосредственно в активном сотрудничестве учителя и учащихся. На наш взгляд, определения, данные Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, не противоречат друг другу, а характеризуют направленность образовательного процесса на воспитание личности ребёнка, учащегося, отвеча-

ющего требованиям субъекта учебной деятельности.

Учебная деятельность предполагает изменение не только учащихся, но и педагога, которого в инновационном образовании можно определить как созидателя, творца, фасили-татора. Творческий преподаватель в учебно-воспитательном процессе активно воздействует на мотивационно-потребностную сферу не только учащихся, но и на свою, побуждая всех участников образовательного процесса к позитивному самоизменению, саморазвитию.

Педагог должен руководить обучением. Что именно он должен делать в этих целях, определяется характером реакций ученика и особенностями процесса обучения. Деятельность педагога должна заключаться в том, чтобы стимулировать учебную деятельность. Характер обучения, в свою очередь,опре-деляет деятельность педагога. Кто-то совершенно верно сказал, что задача педагога заключается в том, чтобы «помочь ученику делать лучше то, что сам он будет делать как-нибудь». Можно, конечно, в некоторых случаях пойти ещё дальше и сказать, что задача преподавателя заключается в том, чтобы побудить ученика делать охотно и с удовольствием то, что он (ученик) должен желать как-нибудь. Учить — это значит прежде всего вызвать у ученика желание научиться. Обучение может осуществляться только учащимися. Как бы правильно ни преподавал учитель (педагог), как бы серьёзен он ни был, как бы упорно он ни работал, преподавание не будет успешным, если учащийся не станет проявлять активность и настойчивость.

Стимулирование учащихся и руководство обучением — это не рутинная процедура. Преклонение и зависимость от «методов», как бы хороши они ни были, механическое воспроизведение приёмов и средств не обеспечивают достижения цели обучения. Искусный преподаватель, преподаватель-творец использует принципы, но применяет приёмы в связи с особенностями предмета, группы (класса), условий данного времени. Преподавание в гораздо большей степени, чем остальные профессии, требует мышления, воображения, инициативы и энтузиазма в разработке форм и методов работы, особенно необходимо для хорошего преподавания творческое воображение.

Преподавание есть стимулирование, руководство, управление обучением, в ходе которого создаются и обеспечиваются условия, необходимые для процесса обучения.

Учащиеся, нормальные в интеллектуальном и эмоциональном отношении, с хорошими домашними и сре-довыми условиями, должны успевать, если преподавание ведётся правильно, хотя, конечно, некоторые будут учиться быстрее и более охотно, чем другие. Серьёзно отсталые в том или ином отношении учащиеся не будут успевать, и преподаватель не может нести за них ответственность. Однако если нормальный учащийся не учится, он не должен считаться отстающим, просто необходимо изменить преподавание таким образом, чтобы он начал учиться. При наличии нормальных условий ключ к успеваемости учащегося обычно находится у преподавателя.

Можно говорить о том, что многие смотрят на преподавание как на меха-

нический процесс, легко выполняемый людьми среднего и даже низкого развития. Многие поступают в педагогические колледжи и педагогические вузы и впоследствии принимаются за преподавание как за лёгкий способ добывания средств к существованию. Верно то, что много людей с низким уровнем развития занимаются преподавательской работой, или, точнее, получают плату в качестве преподавателей. Однако их работа совершенно неудовлетворительна. Практика терпит таких работников по двум, а может быть, и нескольким причинам.

Первая причина заключается в низкой оплате преподавательского труда, удовлетворяющей только лиц с низкими способностями, тем не менее рядом со слабыми работает много талантливых педагогов. Вторая причина состоит в том, что в настоящее время мы не располагаем достаточными показателями эффективности преподавания и не можем измерять её точно, хотя мы способны оценивать её с достаточной правильностью.

Формирование личности учащегося. Начальная школа — это сензи-тивный период для воспитания у детей активно-положительного типа отношения к деятельности, устойчивого интереса к труду, желания трудиться в коллективе и быть им оцененным. Однако, как показали наши исследования, для значительной части младших школьников (около 30 % — по данным 1990 г. и около 50 % — по данным 2010 г.) характерно пассивное отношение к учебной деятельности, проявляющееся в сниженной (удовлетворительной) продуктивности. В структуре личности таких детей преобладают неуверенность в

себе, низкая целеустремленность и настойчивость, отсутствие решительности, недостаточное развитие коммуникативной и интеллектуальной сфер личности учащихся. Коррекция особенностей личности младших школьников с пассивным отношением к деятельности в сторону активности, для чего имеются все объективные и субъективные предпосылки, обеспечит успешное овладение ими учебной деятельностью — наиболее значимой для них и субъективно, и объективно. Основными формирующими средствами при этом должны быть средства, реализующие принципы межпредметных связей, ведущей деятельности, активности.

На второй ступени — подростковой — в основе формирующих процедур должно лежать активное включение школьников в различные виды общественно полезной деятельности. Исходя из утвердившегося в отечественной психологии представления о единстве сознания и деятельности общественно полезная деятельность рассматривается как условие и средство формирования личности школьника. Она несет в себе нравственный и политический потенциалы, сохраняет единство обязанности трудиться на благо общества с правом самостоятельно организовать свой труд, контролировать его результаты и критически относиться к ним.

В старшем школьном возрасте, а также в студенческий период должное внимание следует уделять включению учащейся молодёжи в различные виды общественно полезной деятельности, что является важным условием для формирования всесторонне развитой гармоничной личности. На наш взгляд, общественно полезная деятельность

не утрачивает своей воспитательной силы в этом возрасте, как это следует из трудов Д. И. Фельдштейна, а приобретает еще более выраженные профо-риентационные черты в системе общественных отношений.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа. М., 2003. 64 с.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

4. Зобков В.А. Психология отношения человека к деятельности: теория и практика: монография. Владимир: Калейдоскоп, 2011. 264 с.

5. Зобков В.А. Структурно-содержательные компетенции отношения человека к деятельности // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2012. № 2. (23). С. 88-95.

6. Зобков В.А. Личность и деятельность в теории отношения В.Н. Мясищева // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 4. С. 16-29.

7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

ФЕНОМЕН ТОЛПЫ В РОССИЙСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА*

Д. С. Горбатов, С. Н. Большаков

Аннотация: в статье рассматривается проблема, связанная с теорией толпы конца XIX века, которая определенным образом отражена в уголовном законодательстве дореволюционного периода в части установления ответственности за массовые преступления. Негативные коннотации трактовок стихийных объединений в трудах Н. К. Михайловского, С. Сигеле, Г. Тарда, А. Фуниаля, Г. Лебона сыграли свою роль в выделении «скопища»,«одухотворенной толпы» как коллективного субъекта преступного поведения, что стало несомненным шагом назад в развитии российской юриспруденции. Под влиянием этих теорий отечественные юридические психологи разработали собственные оригинальные концепции толпы. В частности, В. К. Случевский описал, как пребывание в толпе создает предпосылки к пробуждению скрытого «звериного начала», систематизировал свойства толпы, рас-

крыл некоторые факторы ее образования, выделил то, что в социальной психологии XX века получило наименование «посылов к агрессии». Д. Д. Безсонов, отчасти предвосхитив подход Ф. Олпор-та к стихийным объединениям, сосредоточил свои исследования не на толпе как «организме», обладающем набором неких свойств, но на человеке в условиях толпы, переживающим состояние «расщепления сознания». Представляется перспективным противопоставление им психологической природы активной и пассивной толпы. Многие аспекты критики Д. Д. Безсоновым зарубежных теорий толпы сохранили вполне современное звучание. П. Н. Обнинский особое внимание уделил обоснованию неправомерности уголовного преследования участников холерных беспорядков в различных регионах Российской империи в связи с их неполной вменяемостью.

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-06-10091а, «Теории толпы в отечественной психологической мысли конца XIX — начала XX вв.»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.