Научная статья на тему 'Системное развитие общей и профессиональной культуры педагога как важное условие его социально-педагогической деятельности'

Системное развитие общей и профессиональной культуры педагога как важное условие его социально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHER’S GENERAL AND PROFESSIONAL CULTURE / TEACHER’S SOCIAL-AND-PEDAGOGICAL ACTIVITY / STRUCTURE OF SOCIAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набиуллин Ленар Габбасович

В статье раскрываются значение педагогической науки, роль и место социокультурных факторов системного развития общей и профессиональной культуры педагогов в социально-педагогической деятельности и их влияние на формирование ценностных ориентаций учащейся молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Набиуллин Ленар Габбасович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the importance of pedagogical science, the role and place of social and cultural factors of the systematic development of teachers’ general and professional culture in social and educational activities and their influence on development of value orientations of the learning youth

Текст научной работы на тему «Системное развитие общей и профессиональной культуры педагога как важное условие его социально-педагогической деятельности»

Л. Г. Набиуллин

(Санкт-Петербург)

Системное развитие общей и профессиональной культуры

педагога как важное условие его социально-педагогической деятельности

В статье раскрываются значение педагогической науки, роль и место социокультурных факторов системного развития общей и профессиональной культуры педагогов в социально-педагогической деятельности и их влияние на формирование ценностных ориентацийучащейся молодёжи.

Большую роль в образовательной деятельности играют социокультурные факторы развития общей и профессиональной культуры педагогов. Их положительное влияние связано с изменениями в структуре и динамике производительных сил; с превращением науки в непосредственную производительную силу; с совершенствованием социальной и профессионально-квалификационной структуры общества; с качественной переменой положения человека в непосредственном производственном процессе; с заметным ростом экономической отдачи так называемой непроизводственной сферы; с превращением образования в значительный источник экономического, социального и духовного роста; с профессионализацией человека в течение всей жизни, подразумевающей его готовность постоянно учиться и переучиваться, что возможно лишь на основе сформированных ценностных ориентаций.

Ряд социокультурных факторов имеет негативное значение. Это сложившиеся структурные диспропорции предложения образовательных услуг, их объема и качества, и потребностей развития российской экономики и гражданского общества в нашей стране; это существенные сдвиги в современном российском социуме и, в частности, в сфере образования, связанные с превращением нашего общества в децентрализованное общество с глубоким социальным расслоением, с включением отечественной образовательной сферы, не всегда и не во всём готовой к этому (через механизмы Болонского процесса], в системы мировой и европейской экономики и образования; это противоречивые процессы формирования транснационального культурного пространства, что ведёт к привлече-

нию в образовательную деятельность рыночных практик, к сокращению цикла гуманитарных дисциплин и развитию технических наук, соединяющих учебно-технологические инновации с осознанием преподавателями необходимости формирования у молодежи новой культурной идентичности в процессе обучения; это появление новых видов образовательных учреждений, внедрение и распространение новых инновационных и авторских программ обучения с учетом гуманизации и информатизации образовательного процесса; развитие новых форм образования и т.д.

Подготовка педагога, развитие его общей и профессиональной культуры как важное условие его социально-педагогической деятельности по формированию ценностных ориентаций учащейся молодёжи должны обеспечить передачу молодёжи некоторой единой системы ценностей общества и тем самым поддержать социальную стабильность в государстве. Все это заставляет при разработке проблем развития общей и профессиональной культуры педагога обращать особое внимание на факторы, обеспечивающие гуманитарные и человекоцентрированные сдвиги в современном обществе. Это реальное повышение культуроцентричности общественной жизни и производства, усиление интеграционных процессов между социализацией, профессионализацией и культурацией современных граждан, превращение людей в специалистов интенсивных технологий, которые способны чувствовать и предвидеть перспективу развития всей системы связей профессиональных явлений и будущее развития техники и технологий.

К. Д. Ушинский считал стремление человека к поиску своего места в жизни его врож-

денной потребностью, признавая, что от учителя и всей воспитательной системы зависят характер и результаты этого поиска. Достижение человеком счастья он связывает с выбором и определением им главной цели, смысла жизни, в качестве которых должно выступать то главное дело его жизни, тот труд, в котором он обретет свое человеческое призвание и «выполнение которого значит для него больше, чем жизнь» [5, с. 380].

Системное развитие общей и профессиональной культуры педагога органично связано с социально-педагогической деятельностью. В ней педагоги опираются на сформулированные этикой принципы нравственности, определяют цели и разрабатывают методы воспитания молодежи, формируют ценностные ориентации, разрешают проблемы межличностного взаимодействия с коллегами и учащимися и т.д.

Социально-педагогическая деятельность очень близка к педагогической, так как выделилась из последней. Однако она имеет и свою специфику. Сопоставим эти два вида деятельности. Педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, которая направлена на создание условий для личностного развития обучаемых, на передачу социокультурного опыта молодежи посредством её обучения и воспитания.

Социально-педагогическая деятельность -это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи учащемуся в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта, ценностей и на создание условий для его самореализации в обществе [2, с. 106]. Она всегда является адресной, направленной на конкретного человека и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности и окружающей её среды, составления индивидуальной программы помощи, поэтому она локальна, ограничена временным промежутком. Источником её развития являются противоречия между состоянием социальной ориентации и функционирования человека и потребностями его «очеловечивания» и общественными интересами. Она предполагает организацию соответствующего вида воспитательно-образовательной ситуации, которой должна предшествовать соответствующая познавательная,

диагностическая, проектная и конструирующая работа педагога.

Процесс социально-педагогической деятельности представляет собой совокупность всех перечисленных выше операциональных действий, которые совершают её субъекты.

Категория «социально-педагогическая деятельность» сущностным образом выражает социальную направленность работы педагога на конкретного человека, группу, социальную среду в интересах достижения поставленных им и перед ним целей. Она носит непосредственный характер. Социально-педагогическая деятельность как разновидность образовательной деятельности имеет общие с ней черты и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе - социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека [9].

Социально-педагогическая деятельность имеет определенное содержание и структуру. Её основными компонентами являются: цели и задачи деятельности; субъект и объект деятельности; содержание деятельности; выбор методов и технологий работы, форм деятельности; реализация намеченного плана деятельности; корректировка деятельности; анализ педагогом её результатов.

К базовым принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход, опору на положительные стороны личности учащегося, объективность подхода к обучаемому, конфиденциальность.

Как правило, социально-педагогическая деятельность имеет внутренние и внешние аспекты: непосредственную работу с индивидуумом; посредническую деятельность во взаимоотношениях индивидуума со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию. По содержанию она чрезвычайно многообразна. Однако в настоящее время сфера практической социально-педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все возможные области ее применения [1, с. 98; 4, с. 4].

Для исследования достижения успехов в социально-педагогической деятельности как результата развития общей и профессиональной культуры преподавателя необходи-

мо представлять себе её задачи. К ним мы относим: формирование социальной компетентности человека; воспитание комплекса чувств, необходимых человеку для взаимодействия с окружающей средой (социальной адаптивности, социальной автономности и социальной активности]; содействия в преодолении учащимися трудностей социализации, возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой, что реализуется через механизмы социально-педагогического сопровождения на общей основе сформированных ценностных ориентаций учащихся.

По своей сущности социально-педагогическая деятельность - это целенаправленная последовательность действий педагога, которая обеспечивает достижение определенной цели в социальном развитии учащихся (коррекции их развития], воспитании (перевоспитании, исправлении], овладении умениями и навыками в обучении и профессиональной подготовке. Этот процесс имеет определенную структуру: он включает в себя отношения субъекта и объекта, этапы его осуществления. Каждый этап имеет свои более дробные компоненты. Существуют определенные условия среды, которые обеспечивают его оптимальное протекание и практическую реализацию в результате [7, с. 32].

В связи с перечисленным совершенствование социально-педагогической деятельности как результат развития общей и профессиональной культуры педагога необходимо связывать с целенаправленным решением преподавателем социальных задач, возникающих у его учащихся в образовательных и социальных сферах на основе ценностных ори-ентаций, то есть приоритета потребностей и интересов индивидуума, обычаев и традиций.

Таким образом, в исследовании важно рассматривать не только факторы развития общей и профессиональной культуры педагогов, но и саму их культуру как результат образовательного процесса. В итоге выделили четыре параметра такого факторного влияния развития общей и профессиональной культуры педагога на результаты его учебно-воспитательной работы: учебный материал, организационное и педагогическое влияние педагога на учащихся, собственно степень обучаемости учащихся, время, которое необходимо затратить на получение запланиро-

ванного результата в учебном и воспитательном процессе.

В составе фактора «учебный материал» выделяются два комплексных параметра: объективная информация - содержание, количество учебного материала, его качество, форма изложения; информация, приобретаемая в процессе его дидактической обработки, - способ, структура, доступность изложения и т.д.

В составе фактора «организационно-педагогическое влияние» мы выделяем следующие комплексные параметры: организационно-педагогическое влияние педагога, его общей и профессиональной культуры на уроках (методы преподавания и учения, организационные формы, учебные ситуации, работоспособность педагога, контроль и проверка им результатов работы, тип и структура учебного занятия, практическое применение им своих знаний, умений, средств обучения, оборудования учебного процесса, условия обучения и т.д.] на результаты обучения учащихся; влияние личности педагога, а значит, его общей и профессиональной культуры на учащихся вне школьных занятий; режим учебного труда, подразумевающий контроль со стороны взрослых; организация самостоятельного учебного труда; участие в кружках; развитие познавательных интересов и многие другие компоненты.

В составе фактора «обучаемость учащихся» мы выделяем: их способность к учению и возможность достижения ими запроектированных результатов в установленное время. Здесь выделяются два комплексных компонента [8 и др.]: 1] фактор обучаемости на уроках - уровень общей подготовки (эрудиции] обучаемых; способности к овладению определенным учебным материалом, усвоению знаний, умений, навыков; общие способности к учебно-познавательной деятельности; возраст обучаемых; их ценностные ориентации; дисциплинированность; ориентация на будущую профессию; стиль жизни и многие другие причины; 2] фактор обучаемости во внеурочной деятельности - самоконтроль; воля и настойчивость; целенаправленность; работоспособность; стимулирование; мотивация; состояние здоровья; особенности восприятия познавательной деятельности в целом и т. д.

В факторе времени можно выделить следующие параметры: затраты времени непосредственно на уроке и затраты времени на самоподготовку учащихся.

Среди перечисленных факторов наибольшим результативным действием обладает организационно-педагогическое влияние педагога, его общей и профессиональной культуры на развитие учащейся молодежи: подбор профессорско-преподавательского состава, выступающего прежде всего носителем высоких личностных, научных и культурных образцов; отказ от педагогических шаблонов, широкое экспериментирование в области содержания, методов образования; отсутствие жесткой внешней регламентации педагогической деятельности. Если взять гносеологическую сторону вопроса, то при исследовании факторов развития общей и профессиональной культуры педагога необходимо отталкиваться от сложного характера данного феномена, осмысление которого возможно с разных позиций. Одним из таких подходов (наряду с культурологическим, компетентност-ным, интегративно-деятельностным, средо-вым и личностно-ориентированным) может выступать системный подход.

Для его эффективной реализации необходимо исходить из таких признаков социально-педагогической деятельности преподавателя, как субстанциональность её элементов, их структурность и функциональность. Такой подход позволяет, опираясь на представления о факторном характере социально-педагогической деятельности в отношении общей и профессиональной культуры конкретного преподавателя, выявлять их составные элементы, устанавливать их системообразующие связи и взаимодействия.

Системообразующие связи (внешние и внутренние) определяются как явления, которые приводят к обновлению системы. В частности, основываясь на выделенных типах системных связей, к внешним связям формирования общей и профессиональной культуры педагога мы относим следующие феномены: цели деятельности педагога, задаваемые обществом и государством; наличие условий для формирования его личности, ориентированной на созидательное творчество при решении своих учебных и воспитательных задач; управление профессиональной деятельностью педагога. К внутренним системообразующим связям - взаимодействия структурных элементов деятельности с компонентами общей и профессиональной культуры педагогов.

При системном анализе деятельности педагогов особое внимание уделяется динами-

ке её характеристик, которая проявляется в двух формах, как: движение и функционирование; возникновение, становление, эволюция, преобразование и разрушение. Компоненты общей и профессиональной культуры педагогов также можно рассматривать с этой точки зрения. В частности, предметная плоскость дает представление о состоянии компонентов и характере связей между деятельностью и культурой педагогов; функциональная плоскость раскрывает взаимодействие их компонентов со стороны функционального содержания данных явлений; историческая плоскость научного анализа обеспечивает единство технологий творческого и исторического, феноменологического и генетического подходов в раскрытии этапов эволюции (от прошлого к настоящему и будущему) деятельности педагога как фактора развития его общей и профессиональной культуры.

Выделенные функциональные аспекты развития общей и профессиональной культуры педагогов тесно связаны между собой, обеспечивают целостность её воспроизводства в образовательном процессе и её влияние на образовательный процесс. Они соответствуют основным видам деятельности педагога, выступающей результатом развития его общей и профессиональной культуры. По мере её содержательного углубления развивается и растет культура педагога, её части и элементы, так у педагога возникает методологическая, дидактическая, нравственная и эстетическая культура.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность преподавателя - это процесс целенаправленного решения социальных задач, возникающих в образовательных и социальных сферах на основе приоритета потребностей и интересов индивидуума, обычаев и традиций народной культуры при условии системного развития общей и профессиональной культуры педагога. Осуществляясь на основе образовательных, культурно-досу-говых, оздоровительных и других программ, направленных на творческое развитие и социализацию людей, формирование у них ценностных ориентаций, она опосредует собой и преломляет в себе множество факторов развития общей и профессиональной культуры педагогов (сама являясь таким фактором).

Общая и профессиональная культура педагога - это особая мера и способ его творческой самореализации в разнообразных видах

учебной и воспитательной деятельности. Выступая в качестве всеобщей характеристики разнообразных видов деятельности педагога, она раскрывает и обеспечивает развитие его способностей, потребностей и ценностных ориентаций. Выделенные и обоснованные структурные и функциональные компоненты данных явлений находятся, как показывает научный анализ, в тесном взаимодействии друг с другом. Они образуют их целостную динамическую систему.

Основной смысл развития общей и профессиональной культуры педагога должен состоять в его стремлении и умении сформировать будущих высококвалифицированных

специалистов как субъектов конкурентно организованного производства. Поэтому особое внимание должно быть уделено качествам преподавателя, которые позволяют ему организовать и осуществить воспитание и развитие такой личности, которая способна к творчески-инновационному, интенсивному и высококачественному производительному труду. В этом случае ценности педагогов и учащихся будут отвечать жизненным потребностям современного развития нашей страны, что выразит реальный рост эффективности учебно-воспитательной деятельности самих педагогов.

Литература

1. Бочарова В. Педагогика социальной работы. - М.: SvR-Аргус, 1994. - 207 с. - (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»].

2. Галагузова М. Н. Социальная педагогика: курс лекций : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. М. Н. Га-лагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 416 с.

3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. -208 с.

4. Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. - Ярославль, 1998. - 215 с.

5. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.2. - М., 1990.

6. Фельдштейн Д. И. Задачи психолого-педагогической науки как ресурса развития современного социума // История и педагогика естествознания. - 2012. - № 3. - С. 3-12.

7. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие. - М: Издат. центр «Академия», 2004. -272 с.

8. Подласый И. П. Педагогика. М.: - Владос-пресс, 2004. - 365 с.

9. Бондаровская Л. В. Сущность социально-педагогической поддержки как особого вида социально-педагогической деятельности // Омский научный вестник. - 2010. № 1(85]. - С. 143-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.