Л. Г. Набиуллин
(Санкт-Петербург)
Системное развитие общей и профессиональной культуры
педагога как важное условие его социально-педагогической деятельности
В статье раскрываются значение педагогической науки, роль и место социокультурных факторов системного развития общей и профессиональной культуры педагогов в социально-педагогической деятельности и их влияние на формирование ценностных ориентацийучащейся молодёжи.
Большую роль в образовательной деятельности играют социокультурные факторы развития общей и профессиональной культуры педагогов. Их положительное влияние связано с изменениями в структуре и динамике производительных сил; с превращением науки в непосредственную производительную силу; с совершенствованием социальной и профессионально-квалификационной структуры общества; с качественной переменой положения человека в непосредственном производственном процессе; с заметным ростом экономической отдачи так называемой непроизводственной сферы; с превращением образования в значительный источник экономического, социального и духовного роста; с профессионализацией человека в течение всей жизни, подразумевающей его готовность постоянно учиться и переучиваться, что возможно лишь на основе сформированных ценностных ориентаций.
Ряд социокультурных факторов имеет негативное значение. Это сложившиеся структурные диспропорции предложения образовательных услуг, их объема и качества, и потребностей развития российской экономики и гражданского общества в нашей стране; это существенные сдвиги в современном российском социуме и, в частности, в сфере образования, связанные с превращением нашего общества в децентрализованное общество с глубоким социальным расслоением, с включением отечественной образовательной сферы, не всегда и не во всём готовой к этому (через механизмы Болонского процесса], в системы мировой и европейской экономики и образования; это противоречивые процессы формирования транснационального культурного пространства, что ведёт к привлече-
нию в образовательную деятельность рыночных практик, к сокращению цикла гуманитарных дисциплин и развитию технических наук, соединяющих учебно-технологические инновации с осознанием преподавателями необходимости формирования у молодежи новой культурной идентичности в процессе обучения; это появление новых видов образовательных учреждений, внедрение и распространение новых инновационных и авторских программ обучения с учетом гуманизации и информатизации образовательного процесса; развитие новых форм образования и т.д.
Подготовка педагога, развитие его общей и профессиональной культуры как важное условие его социально-педагогической деятельности по формированию ценностных ориентаций учащейся молодёжи должны обеспечить передачу молодёжи некоторой единой системы ценностей общества и тем самым поддержать социальную стабильность в государстве. Все это заставляет при разработке проблем развития общей и профессиональной культуры педагога обращать особое внимание на факторы, обеспечивающие гуманитарные и человекоцентрированные сдвиги в современном обществе. Это реальное повышение культуроцентричности общественной жизни и производства, усиление интеграционных процессов между социализацией, профессионализацией и культурацией современных граждан, превращение людей в специалистов интенсивных технологий, которые способны чувствовать и предвидеть перспективу развития всей системы связей профессиональных явлений и будущее развития техники и технологий.
К. Д. Ушинский считал стремление человека к поиску своего места в жизни его врож-
денной потребностью, признавая, что от учителя и всей воспитательной системы зависят характер и результаты этого поиска. Достижение человеком счастья он связывает с выбором и определением им главной цели, смысла жизни, в качестве которых должно выступать то главное дело его жизни, тот труд, в котором он обретет свое человеческое призвание и «выполнение которого значит для него больше, чем жизнь» [5, с. 380].
Системное развитие общей и профессиональной культуры педагога органично связано с социально-педагогической деятельностью. В ней педагоги опираются на сформулированные этикой принципы нравственности, определяют цели и разрабатывают методы воспитания молодежи, формируют ценностные ориентации, разрешают проблемы межличностного взаимодействия с коллегами и учащимися и т.д.
Социально-педагогическая деятельность очень близка к педагогической, так как выделилась из последней. Однако она имеет и свою специфику. Сопоставим эти два вида деятельности. Педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, которая направлена на создание условий для личностного развития обучаемых, на передачу социокультурного опыта молодежи посредством её обучения и воспитания.
Социально-педагогическая деятельность -это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи учащемуся в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта, ценностей и на создание условий для его самореализации в обществе [2, с. 106]. Она всегда является адресной, направленной на конкретного человека и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности и окружающей её среды, составления индивидуальной программы помощи, поэтому она локальна, ограничена временным промежутком. Источником её развития являются противоречия между состоянием социальной ориентации и функционирования человека и потребностями его «очеловечивания» и общественными интересами. Она предполагает организацию соответствующего вида воспитательно-образовательной ситуации, которой должна предшествовать соответствующая познавательная,
диагностическая, проектная и конструирующая работа педагога.
Процесс социально-педагогической деятельности представляет собой совокупность всех перечисленных выше операциональных действий, которые совершают её субъекты.
Категория «социально-педагогическая деятельность» сущностным образом выражает социальную направленность работы педагога на конкретного человека, группу, социальную среду в интересах достижения поставленных им и перед ним целей. Она носит непосредственный характер. Социально-педагогическая деятельность как разновидность образовательной деятельности имеет общие с ней черты и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе - социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека [9].
Социально-педагогическая деятельность имеет определенное содержание и структуру. Её основными компонентами являются: цели и задачи деятельности; субъект и объект деятельности; содержание деятельности; выбор методов и технологий работы, форм деятельности; реализация намеченного плана деятельности; корректировка деятельности; анализ педагогом её результатов.
К базовым принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход, опору на положительные стороны личности учащегося, объективность подхода к обучаемому, конфиденциальность.
Как правило, социально-педагогическая деятельность имеет внутренние и внешние аспекты: непосредственную работу с индивидуумом; посредническую деятельность во взаимоотношениях индивидуума со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию. По содержанию она чрезвычайно многообразна. Однако в настоящее время сфера практической социально-педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все возможные области ее применения [1, с. 98; 4, с. 4].
Для исследования достижения успехов в социально-педагогической деятельности как результата развития общей и профессиональной культуры преподавателя необходи-
мо представлять себе её задачи. К ним мы относим: формирование социальной компетентности человека; воспитание комплекса чувств, необходимых человеку для взаимодействия с окружающей средой (социальной адаптивности, социальной автономности и социальной активности]; содействия в преодолении учащимися трудностей социализации, возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой, что реализуется через механизмы социально-педагогического сопровождения на общей основе сформированных ценностных ориентаций учащихся.
По своей сущности социально-педагогическая деятельность - это целенаправленная последовательность действий педагога, которая обеспечивает достижение определенной цели в социальном развитии учащихся (коррекции их развития], воспитании (перевоспитании, исправлении], овладении умениями и навыками в обучении и профессиональной подготовке. Этот процесс имеет определенную структуру: он включает в себя отношения субъекта и объекта, этапы его осуществления. Каждый этап имеет свои более дробные компоненты. Существуют определенные условия среды, которые обеспечивают его оптимальное протекание и практическую реализацию в результате [7, с. 32].
В связи с перечисленным совершенствование социально-педагогической деятельности как результат развития общей и профессиональной культуры педагога необходимо связывать с целенаправленным решением преподавателем социальных задач, возникающих у его учащихся в образовательных и социальных сферах на основе ценностных ори-ентаций, то есть приоритета потребностей и интересов индивидуума, обычаев и традиций.
Таким образом, в исследовании важно рассматривать не только факторы развития общей и профессиональной культуры педагогов, но и саму их культуру как результат образовательного процесса. В итоге выделили четыре параметра такого факторного влияния развития общей и профессиональной культуры педагога на результаты его учебно-воспитательной работы: учебный материал, организационное и педагогическое влияние педагога на учащихся, собственно степень обучаемости учащихся, время, которое необходимо затратить на получение запланиро-
ванного результата в учебном и воспитательном процессе.
В составе фактора «учебный материал» выделяются два комплексных параметра: объективная информация - содержание, количество учебного материала, его качество, форма изложения; информация, приобретаемая в процессе его дидактической обработки, - способ, структура, доступность изложения и т.д.
В составе фактора «организационно-педагогическое влияние» мы выделяем следующие комплексные параметры: организационно-педагогическое влияние педагога, его общей и профессиональной культуры на уроках (методы преподавания и учения, организационные формы, учебные ситуации, работоспособность педагога, контроль и проверка им результатов работы, тип и структура учебного занятия, практическое применение им своих знаний, умений, средств обучения, оборудования учебного процесса, условия обучения и т.д.] на результаты обучения учащихся; влияние личности педагога, а значит, его общей и профессиональной культуры на учащихся вне школьных занятий; режим учебного труда, подразумевающий контроль со стороны взрослых; организация самостоятельного учебного труда; участие в кружках; развитие познавательных интересов и многие другие компоненты.
В составе фактора «обучаемость учащихся» мы выделяем: их способность к учению и возможность достижения ими запроектированных результатов в установленное время. Здесь выделяются два комплексных компонента [8 и др.]: 1] фактор обучаемости на уроках - уровень общей подготовки (эрудиции] обучаемых; способности к овладению определенным учебным материалом, усвоению знаний, умений, навыков; общие способности к учебно-познавательной деятельности; возраст обучаемых; их ценностные ориентации; дисциплинированность; ориентация на будущую профессию; стиль жизни и многие другие причины; 2] фактор обучаемости во внеурочной деятельности - самоконтроль; воля и настойчивость; целенаправленность; работоспособность; стимулирование; мотивация; состояние здоровья; особенности восприятия познавательной деятельности в целом и т. д.
В факторе времени можно выделить следующие параметры: затраты времени непосредственно на уроке и затраты времени на самоподготовку учащихся.
Среди перечисленных факторов наибольшим результативным действием обладает организационно-педагогическое влияние педагога, его общей и профессиональной культуры на развитие учащейся молодежи: подбор профессорско-преподавательского состава, выступающего прежде всего носителем высоких личностных, научных и культурных образцов; отказ от педагогических шаблонов, широкое экспериментирование в области содержания, методов образования; отсутствие жесткой внешней регламентации педагогической деятельности. Если взять гносеологическую сторону вопроса, то при исследовании факторов развития общей и профессиональной культуры педагога необходимо отталкиваться от сложного характера данного феномена, осмысление которого возможно с разных позиций. Одним из таких подходов (наряду с культурологическим, компетентност-ным, интегративно-деятельностным, средо-вым и личностно-ориентированным) может выступать системный подход.
Для его эффективной реализации необходимо исходить из таких признаков социально-педагогической деятельности преподавателя, как субстанциональность её элементов, их структурность и функциональность. Такой подход позволяет, опираясь на представления о факторном характере социально-педагогической деятельности в отношении общей и профессиональной культуры конкретного преподавателя, выявлять их составные элементы, устанавливать их системообразующие связи и взаимодействия.
Системообразующие связи (внешние и внутренние) определяются как явления, которые приводят к обновлению системы. В частности, основываясь на выделенных типах системных связей, к внешним связям формирования общей и профессиональной культуры педагога мы относим следующие феномены: цели деятельности педагога, задаваемые обществом и государством; наличие условий для формирования его личности, ориентированной на созидательное творчество при решении своих учебных и воспитательных задач; управление профессиональной деятельностью педагога. К внутренним системообразующим связям - взаимодействия структурных элементов деятельности с компонентами общей и профессиональной культуры педагогов.
При системном анализе деятельности педагогов особое внимание уделяется динами-
ке её характеристик, которая проявляется в двух формах, как: движение и функционирование; возникновение, становление, эволюция, преобразование и разрушение. Компоненты общей и профессиональной культуры педагогов также можно рассматривать с этой точки зрения. В частности, предметная плоскость дает представление о состоянии компонентов и характере связей между деятельностью и культурой педагогов; функциональная плоскость раскрывает взаимодействие их компонентов со стороны функционального содержания данных явлений; историческая плоскость научного анализа обеспечивает единство технологий творческого и исторического, феноменологического и генетического подходов в раскрытии этапов эволюции (от прошлого к настоящему и будущему) деятельности педагога как фактора развития его общей и профессиональной культуры.
Выделенные функциональные аспекты развития общей и профессиональной культуры педагогов тесно связаны между собой, обеспечивают целостность её воспроизводства в образовательном процессе и её влияние на образовательный процесс. Они соответствуют основным видам деятельности педагога, выступающей результатом развития его общей и профессиональной культуры. По мере её содержательного углубления развивается и растет культура педагога, её части и элементы, так у педагога возникает методологическая, дидактическая, нравственная и эстетическая культура.
Таким образом, социально-педагогическая деятельность преподавателя - это процесс целенаправленного решения социальных задач, возникающих в образовательных и социальных сферах на основе приоритета потребностей и интересов индивидуума, обычаев и традиций народной культуры при условии системного развития общей и профессиональной культуры педагога. Осуществляясь на основе образовательных, культурно-досу-говых, оздоровительных и других программ, направленных на творческое развитие и социализацию людей, формирование у них ценностных ориентаций, она опосредует собой и преломляет в себе множество факторов развития общей и профессиональной культуры педагогов (сама являясь таким фактором).
Общая и профессиональная культура педагога - это особая мера и способ его творческой самореализации в разнообразных видах
учебной и воспитательной деятельности. Выступая в качестве всеобщей характеристики разнообразных видов деятельности педагога, она раскрывает и обеспечивает развитие его способностей, потребностей и ценностных ориентаций. Выделенные и обоснованные структурные и функциональные компоненты данных явлений находятся, как показывает научный анализ, в тесном взаимодействии друг с другом. Они образуют их целостную динамическую систему.
Основной смысл развития общей и профессиональной культуры педагога должен состоять в его стремлении и умении сформировать будущих высококвалифицированных
специалистов как субъектов конкурентно организованного производства. Поэтому особое внимание должно быть уделено качествам преподавателя, которые позволяют ему организовать и осуществить воспитание и развитие такой личности, которая способна к творчески-инновационному, интенсивному и высококачественному производительному труду. В этом случае ценности педагогов и учащихся будут отвечать жизненным потребностям современного развития нашей страны, что выразит реальный рост эффективности учебно-воспитательной деятельности самих педагогов.
Литература
1. Бочарова В. Педагогика социальной работы. - М.: SvR-Аргус, 1994. - 207 с. - (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»].
2. Галагузова М. Н. Социальная педагогика: курс лекций : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. М. Н. Га-лагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 416 с.
3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. -208 с.
4. Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. - Ярославль, 1998. - 215 с.
5. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.2. - М., 1990.
6. Фельдштейн Д. И. Задачи психолого-педагогической науки как ресурса развития современного социума // История и педагогика естествознания. - 2012. - № 3. - С. 3-12.
7. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие. - М: Издат. центр «Академия», 2004. -272 с.
8. Подласый И. П. Педагогика. М.: - Владос-пресс, 2004. - 365 с.
9. Бондаровская Л. В. Сущность социально-педагогической поддержки как особого вида социально-педагогической деятельности // Омский научный вестник. - 2010. № 1(85]. - С. 143-145.