Научная статья на тему 'Социальное проектирование в контексте педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе'

Социальное проектирование в контексте педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратова Татьяна Сергеевна

Рассмотрен метод социального проектирования в контексте педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе, его сущностные характеристики, а также требования к его организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of social projecting in the context of pedagogical support for teenagers' social competence development at comprehensive school, its intrinsic characteristics and also the requirements for its organisation are considered in the paper.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование в контексте педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе»

Т. С. Кондратова

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа представлена кафедрой педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Н. М. Сажина

Рассмотрен метод социального проектирования в контексте педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе, его сущностные характеристики, а также требования к его организации.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, социальная компетентность, социальное проектирование.

T. Kondratova SOCIAL PROJECTING IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR TEENAGERS’ SOCIAL COMPETENCE DEVELOPMENT AT COMPREHENSIVE SCHOOL

The method of social projecting in the context ofpedagogical support for teenagers’ social competence development at comprehensive school, its intrinsic characteristics and also the requirements for its organisation are considered in the paper.

Key words: pedagogical support, social competence, social projecting.

Необходимость модернизации воспитательной системы общеобразовательной школы определена прежде всего перспективными потребностями развития личности, общества и государства. Ценностью образования в современном обществе становится социально-компетентная личность, разносторонне развитая и успешно социализирующаяся в изменяющемся мире. Но современная социальная среда противоречиво влияет на процесс становления личности в подростковом возрасте. С одной стороны, модернизация социокультурной сферы вызывает необходимость повышения активности человека как субъекта общественной жизни, принятие им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. С другой стороны, нестабильность современного общества во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления подрастающего поколения; ситуация неопределенности приводит к деформации личностного развития, дезадаптации подростков в социуме.

В данной ситуации особую актуальность приобретает проблема поиска эффективных путей развития социальной компетентности в подростковом возрасте, обеспечивающих успешную социализацию личности, способной и готовой нести ответственность за личное благополучие и благополучие общества. Ведущая роль в решении данной проблемы принадлежит системе образования.

Мы придерживаемся определения социальной компетентности как «интегративного личностного образования, объединяющего в сис-

тему знания человека об обществе и самом себе, умения, навыки поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах человека, его мотивациях, ценностных ориентациях, позволяющих интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения социально значимых целей и решения проблем» [4, с. 40].

Одним из условий эффективности развития социальной компетентности подростков мы считаем использование в воспитательной системе школы технологии педагогического сопровождения.

Мы определяем педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков как профессиональное взаимодействие педагогических работников и других специалистов, направленное на совместное с ребенком полноценное развитие его знаний, умений и навыков, необходимых для социальной деятельности, а также развитие личностных качеств, позволяющих адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе, способствующих самореализации и саморазвитию личности. Цель педагогического сопровождения в аспекте развития социальной компетентности личности — создать условия и открыть возможности в рамках объективно данной подростку социально-педагогической среды для активного личностного развития и самореализации.

Использование технологии педагогического сопровождения в образовательном процессе информационного общества основывается на развитии особого характера субъект-субъект-ных отношений педагога и учащихся, пред-

полагающих выделение ученика как «субъекта, признание его основной ценностью образовательного пространства», «носителя особого культурного мира, существенно иного, чем мир взрослых», изменение типа отношений между обучающим и обучаемым, переход к сотрудничеству, взаимопомощи, признание «ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка»; выявление, максимальное использование и структурирование субъективного опыта ребенка посредством его согласования с общественно выработанным и социально-значимым опытом; активизацию личностных функций ученика; построение модели активных действий ученика, познающего объективный мир и культуру его преобразования [1].

В нашем исследовании особую ценность представляют технологии активного социально-психологического обучения, при таком подходе система действий направлена на создание условий и реализацию возможностей образовательной среды по развитию социальной компетентности.

В последнее время технологии социальнопсихологического обучения получили широкое распространение в образовании благодаря их высокой результативности и включенности участников. При их использовании преобразованию подвергается ценностно-смысловая сфера личности и способы действий личности в социуме. Деятельность самих обучающихся по собственному обучению и определяет их активность. Технологии социально-психологического обучения основаны на использовании интерактивных методов, здесь отражена их суть — активное взаимодействие, вза-имообогащение и сотрудничество всех участников образовательного процесса в процессе решения практических задач. К этим методам относятся, например, дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, тренинги, коллективные решения творческих задач [3].

Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия для становления и совершенствования компетентности через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и пе-

реживание индивидуальной и коллективной деятельности.

Социальный проект как метод развития социальной компетентности: имеет практическую ценность; предполагает самостоятельность проведения; возможность решения актуальных проблем; гибкий в направлении работы и скорости ее выполнения; содействует проявлению способностей подростков при решении задач более широкого спектра; способствует налаживанию взаимодействия между подростками.

Социальный проект представляет опытную деятельность ребенка, связанную с окружающей его реальностью и основанную на его интересах. Его основная задача — вооружение ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях [2].

К организации проекта предъявляются следующие требования: проект педагогически значим, т. е. учащиеся приобретают социальные знания, взаимодействуют на межличностном уровне, овладевают необходимыми для компетентного поведения способами мышления и действия; является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся (одноклассников, родителей, педагогов); разрабатывается по инициативе учащихся; заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения; реалистичен, ориентирован на имеющиеся в школе ресурсы; ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя; цели проекта сужены до решаемой задачи [5].

Экспериментальная база исследования — общеобразовательные школы г. Майкопа СОШ № 2, 5, МОУ СОШ № 2 ст. Гиагинской. В нем принимают участие более 250 подростков 12—14 лет.

В рамках нашего исследования реализуется Муниципальная программа социального воспитания учащихся «Путь к успеху» (Комитет по образованию г. Майкопа), целью которой является развитие социальной компетентности подростков в процессе самостоятельной разработки и реализации ими социальных

проектов. При этом ученические социальные проекты направлены на самостоятельное практическое решение социально-значимых проблем, актуальных как для разработчиков, так и для участников проекта. Самостоятельность, творчество и интерактивный характер деятельности в ходе разработки и реализации социального проекта способствуют взаимодействию подростков со школьным сообществом, с общественными структурами, обогащая личностный, когнитивный, деятельностный и нравственно-ценностный компоненты социальной компетентности.

Социально-ориентированная деятельность подростков в процессе проектирования направлена на создание нового, раннее не существовавшего социально-значимого результата. Продукт, полученный в рамках данной деятельности, является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, воспринимаемой личностью подростка как значимой, и потребностью личности в решении данной трудности, обеспечивающей успешную социализацию и самореализацию подрастающего поколения.

Результаты проводимого нами исследования (2006—2008), направленного на диагностику изменения уровня развития социальной

компетентности подростков в процессе педагогического сопровождения ее развития, определили значимые позитивные тенденции в повышении уровня социальной компетентности подростков участвующих в эксперименте. В экспериментальной группе (ЭГ) количество подростков с устойчивым уровнем проявления сформированности социальной компетентности увеличилось на 33,6% (с 3,5 до 37,1%); на 19% увеличилось количество подростков с неустойчивым уровнем (с 12,8 до 31,8%) и на 52,6% сократилось количество подростков ЭГ с начальным (фрагментарным) уровнем (с 83,7 до 31,1%). В то время как у участников контрольной группы (КГ) существенных изменений не зафиксировано.

Таким образом, социальное проектирование как метод педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе обеспечивает максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности подростка, содействует полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создает условия для максимального проявления положительных сторон индивидуальности подростка в положительном взаимодействии личности с социумом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицыны А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 290 с.

2. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. 240 с.

3. Казакова Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. СПб., 1997. 160 с.

4. Калинина Н. В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психо-лого-педагогическое сопровождение. Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. 228 с.

5. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.