- известия вгпу. пе,
И.В. ВЛАСЮК (Волгоград)
социально-педагогическое проектирование программ взаимодействия школы и семьи в формировании гражданско-патриотического сознания обучающегося
Раскрываются современные вариативные подходы к социально-педагогическому проектированию и реализации программ формирования гражданско-патриотического сознания обучающегося в рамках социального партнерства школы и семьи; обосновывается актуальность социально-педагогического проектирования таких программ в качестве важного ресурса формирования у будущих педагогов профессиональных компетенций.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое сознание, социально-педагогическое проектирование, взаимодействие школы и семьи.
В современных условиях строить полноценно здоровое гражданское общество, сильное государство может только человек со сформированным гражданско-патриотическим сознанием, способный самостоятельно анализировать события и явления, имеющий свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовый сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
Гражданско-патриотическое сознание подрастающего поколения формируется под влиянием сложного комплекса социальных отношений в обществе и рассматривается как понятие на уровне:
- мировоззренческом: онтологически -как отражение и оценка с гражданско-пат-риотических позиций происходящих в обществе реальных процессов, затрагивающих социальное пространство личности; гносеологически - как познание в форме представлений о производных культурно-исторического процесса отечественного развития в виде патриотических идеалов, традиций, символов; акси-ологически - как ориентация на выработанные обществом гражданско-патриотические ценности; эмоционально-чувственно - как пространство личностных, субъективно-пси-
гогические науки -
хологических переживаний, представлений, воспоминаний, предчувствий, предпочтений и др., для которого характерны как эмоции (положительные и отрицательные), так и аффективные состояния личности (стрессы, предчувствия, беспредметные переживания); дея-тельностно - как мотивация к деятельному патриотизму;
- социальном: как сложное образование различных форм общественного сознания (политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного и др.); система идей, взглядов, традиций, чувств и настроений классов, наций, социальных групп, личности, служащих побудительными мотивами патриотической деятельности по развитию и защите Отечества [1].
Показателями гражданско-патриотическо-го сознания личности являются:
- осознанное выражение любви к Родине, идентификация себя гражданином и патриотом страны. По данным социологических опросов, 55% старшеклассников считают себя патриотами и «испытывают любовь и уважение к Родине, активно участвуют в общественных делах», «готовы защищать интересы отечества, уважать культуру и традиции своего народа». Гражданское понимание патриотизма связывается с уважением и любовью к своей стране, культуре и истории своего народа;
- ценностное отношение к различным социальным институтам, представителям других национальностей и конфессий, родному языку и природе. основные ценности, выделяемые большинством респондентов, -«укрепление семьи и воспитание детей», «уважение традиций семьи», «работа с полной отдачей по своей специальности»;
- социальная активность по укреплению могущества страны, готовность к защите Родины.
однако свойственные современному российскому обществу ценностно-нормативная неопределенность, двойственная мораль существенным образом сказываются на выборе педагогами и родителями целей и приоритетов социального воспитания подрастающего поколения. Дистанцирование воспитательных институтов школы и семьи от проблем воспитания и социализации детей обострило сложившуюся ситуацию. Наблюдается процесс отчуждения семьи от образовательных организаций, усиливается недоверие родителей к
© Власюк И.В., 2015
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
школе, имеет место неадекватное отношение родителей обучающихся к педагогам.
На основе анализа научных исследований, проведенных проблемной лабораторией социально-педагогического проектирования программ семейной политики Волгоградского научно-образовательного центра Российской академии образования (ВНОЦ РАО) в области мониторинга аксиологического потенциала взаимодействия школы и семьи, была выявлена потребность в коррекции теоретических позиций взаимодействия в контексте социального воспитания детей. Инфантильность и социальная дезадаптированность, безответственность и агрессивность, наркомания и преступность как индикаторы острых проблем жизни подрастающего поколения находятся в прямой зависимости от уровня сформированно-сти гражданско-патриотического сознания детей, родителей и педагогов. В данной ситуации дети пытаются разрешить этот внутренний кризис и сохранить устойчивость путем отказа от человеческого общения с родителями и педагогами, путем поиска новых значимых Других в различных виртуальных и неформальных объединениях. Также исследования, проведенные среди родителей обучающихся, выявили непонимание многими значимости воспитания у детей гражданских и патриотических качеств, терпимости к иному мнению, что является следствием деформации родительского гражданско-патриотического сознания в условиях размытости и неопределенности ценностных ориентиров в обществе, а также недостаточные психолого-педагогические знания родителей.
Становится все более очевидным, что формирование гражданско-патриотического сознания, привитие ребенку нравственных качеств, уважения к окружающим людям, порядочности, честности, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма, готовности к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире невозможны без тесного взаимодействия и взаимопонимания между школой и семьей, без учета мнения детей и их родителей. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» отмечается: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. ...Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правово-
го самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [4].
следовательно, требуется социально-педагогическое проектирование программы взаимодействия школы и семьи, направленной на формирование гражданско-патриотического сознания обучающегося, построенной на идее ценностного взаимодействия института семьи и образовательной организации. отметим, что речь идет не столько о педагогическом, сколько о социально-педагогическом проектировании, когда в рамках реализации программ формирования гражданско-патриотического сознания личности в школах будет создаваться воспитывающая социокультурная среда.
Методологическим ориентиром построения программы выступает теория социально-педагогического проектирования. Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. социально-педагогическое проектирование включает в себя социальное прогнозирование и предвидение, ориентированные на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующие самоопределения участников проекта относительно качества этой среды. Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде. Логика социально-педагогического проектирования совпадает с общей логикой проектирования, однако действия, связанные с проблема-тизацией, концептуализацией, целеполагани-ем и другими проектными процедурами, приоритетно направлены на активизацию взаимодействия с социальной средой, образовательным пространством в его широком понимании [2].
социально-педагогическое проектирование программы взаимодействия школы и семьи, направленной на формирование гражданско-патриотического сознания обучающегося, - это целенаправленная, интеллектуальная и практическая деятельность педагога по разработке и прогнозированию основных направлений целевых социально-педагогических программ, ориентированных на сохранение духовно-нравственных ценностей (составляющих смысловое поле гражданско-патриотического созна-
- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,
ния человека) и предназначенных для массового использования в образовательной практике школы [2].
Социально-педагогическое проектирование такой программы будет способствовать, с одной стороны, повышению уровня сформи-рованности гражданско-патриотического сознания обучающегося, с другой - развитию новых форм взаимодействия образовательной организации и семьи в аспекте формирования гражданско-патриотического сознания.
Гражданско-патриотическое сознание обучающегося формируется в процессе граж-данско-патриотического воспитания, которое предполагает целенаправленную, систематическую, многоплановую и скоординированную деятельность образовательной организации и семьи по формированию у обучающихся таких качеств, как умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность; способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений; умение устанавливать контакты с другими людьми; готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию; неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью; умение любить свою Родину.
Формирование гражданско-патриотиче-ского сознания обучающихся призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободы его самовыражения, учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.
Выделяем требования к организации взаимодействия школы и семьи, способствующие повышению аксиологического потенциала данного процесса: социально-педагогическое партнерство педагогов и родителей (объединяющих свои усилия для достижения общей цели воспитания - формирования самостоятельной, активной личности, способной самореализовываться в современных социокультурных условиях); единство действий педагогов и родителей (как основных субъектов воспитательного процесса; укрепление и развитие контактов между педагогами и родителями для изучения психологии ребенка и его поведения); постоянный диалог (как форма отношений между педагогами и родителями, основанная на уважении школьных требований и правил со стороны родителей, а также на ува-
ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
жении педагогом мнения родителей); гуманизация межличностных отношений, предупреждение конфликтных ситуаций и оптимизация отношений между основными субъектами воспитания - педагогами и родителями (основанные на терпимости, соучастии, сопереживании учителя, а также открытости и искренности родителей во взаимоотношениях); индивидуальный подход педагога к ученику и его родителям, установление тесных контактов в семье, ее постоянное и глубокое изучение; дифференцированный подход к работе с родителями (исходя из различий в социально-бытовых условиях, нравственно-психологической атмосфере в семье, отношении к своим родительским обязанностям и т.д.); постоянное повышение уровня психолого-педагогических знаний, компетентности родителей, вовлечение их в различные формы педагогического просвещения [3].
Как показывает современная практика образования, при социально-педагогическом проектировании программ воспитания и социализации обучающихся конкретные воспитательные мероприятия или непосредственно включаются в текст программы, или сформулированы в отдельном приложении, как это сделано, например, в структуре федеральных целевых программ развития образования на 2011-2015 гг., государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.». Программа может носить вариативный характер и включена в общешкольную программу педагогического всеобуча родителей.
социально-педагогическое проектирование на материалах программы взаимодействия школы и семьи органически вписывается в подготовку будущих педагогов в соответствии с ФГОС ВО и утвержденным профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»[5], где к обобщенной трудовой функции относится педагогическая деятельность по проектированию и организации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а к трудовой функции -проектирование и реализация воспитательных программ.
социально-педагогическое проектирование программы взаимодействия школы и се-
- педагогические ПРоБЛЕ1
мьи в контексте формирования гражданско-патриотического сознания обучающихся как документа в целом, так и его структурных составляющих может осуществляться на учебных занятиях, ориентированных на формирование у студентов педагогических специальностей профессиональных компетенций в области организации воспитательной деятельности. Разработка программ с использованием проектного метода может найти достойное место в тематике рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ выпускников. Опыт социально-педагогического проектирования программ взаимодействия школы и семьи поможет студенту в качественном проведении педагогических практик и стажировок в общеобразовательных организациях.
Социально-проектные наработки студентов в области взаимодействия школы и семьи в контексте гражданско-патриотического воспитания школьников будут востребованы самими общеобразовательными организациями, испытывающими недостаток в научно-методических разработках для внедрения воспитательного компонента второго поколения ФГОС.
Таким образом, выявленные педагогические реалии являются основой для разработки каждой общеобразовательной организацией собственной программы взаимодействия с семьей обучающегося в граж-данско-патриотическом воспитании с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и других особенностей региона, а также запросов обучающихся и их родителей, регионального сообщества.
список литературы
1. Быков А.К. Социокультурные проблемы воспитания российской гражданственности и патриотизма в системе образования // Педагогическое образование и наука. 2011. № 2.
2. Власюк И.В. Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Оренб. гос. пед. ун-т. Оренбург, 2007.
3. Власюк И.В., Борытко Н.М. Обновление приоритетов взаимодействия школы и семьи в условиях перехода к ФГОС общего образования. URL: http://elibrary.ru/download/40821816.pdf.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А. Я. Данилюк, А. М. Кон-
[ молодежной политики -
даков, В. А. Тишков; РАО. M.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: Утв. приказом M-ва труда и соц. защиты Рос. Фед. от 18 окт. 2013 г. № 544н.
URL: www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/12. * * *
1. Bykov A.K. Sociokul'turnye problemy vospitanija rossijskoj grazhdanstvennosti i patriotizma v sisteme obrazovanija /A.K. Bykov// Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2011. № 2.
2. Vlasjuk I.V. Social'no-pedagogicheskoe pro-ektirovanie regional'noj semejnoj politiki: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / Orenb. gos. ped. un-t. Orenburg, 2007.
3. Vlasjuk I.V., Borytko N.M. Obnovlenie prior-itetov vzaimodejstvija shkoly i sem'i v uslovijah pere-hoda k FGOS obshhego obrazovanija. URL: http://eli-brary.ru/download/40821816.pdf.
4. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii v sfere ob-shhego obrazovanija / A. Ja. Daniljuk, A. M. Konda-kov, V. A. Tishkov; RAO. M.: Prosveshhenie, 2009. (Standarty vtorogo pokolenija).
5. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')»: Utv. prikazom M-va truda i soc. zashhity Ros. Fed. ot 18 okt. 2013 g. № 544n. URL: www.rosmintrud.ru/ docs/mintrud/payment/12.
Social and pedagogic projecting of the programmes of cooperation of school and family in the development of pupil' civil and patriotic consciousness
There are revealed the modern variable approaches to social and pedagogic projecting and implementation of the programmes of the development ofpupil' civil and patriotic consciousness in the social partnership of school and family, substantiated the urgency of social and pedagogic projecting of such programmes as the important resource of formation of future teacher's professional competences.
Key words: civil and patriotic consciousness, social and pedagogic projecting, cooperation of school and family.