Научная статья на тему 'Теоретические основы изучения проблемы социально-педагогической адаптации будущего учителя в вузе'

Теоретические основы изучения проблемы социально-педагогической адаптации будущего учителя в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER / ADAPTATION / SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION / TEACHING AT A HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Половодов Игорь Валентинович

Рассмотрено понятие социально-педагогической адаптации в контексте реализации профессионального стандарта педагога в современных условиях стандартизации, определена роль системы высшего педагогического образования в процессе социально-педагогической адаптации педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the notion of socio-pedagogic adaptation of a teacher in the context of teacher’s professional standard in the modern conditions of standardization, determines the role of the system of higher professional education in the process of socio-pedagogical adaptation of a teacher.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы изучения проблемы социально-педагогической адаптации будущего учителя в вузе»

И.В. половодов

(Волгоград)

теоретические основы изучения проблемы социально-педагогической адаптации будущего учителя в вузе

Рассмотрено понятие социально-педагогической адаптации в контексте реализации профессионального стандарта педагога в современных условиях стандартизации, определена роль системы высшего педагогического образования в процессе социально-педагогической адаптации педагога.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, адаптация, социально-педагогическая адаптация, обучение в вузе.

Современное отечественное профессиональное образование ориентирует педагогическую науку и практику на поиск стратегий, обеспечивающих формирование педагога нового поколения, с активной социальной позицией, профессионально адаптирующегося на рынке труда, готового к профессиональной деятельности в постоянно изменяющемся мире. Подтверждение данному тезису мы находим в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Профессиональном стандарте «Педагог», где отмечается, что «готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все это характеристики деятельности успешного профессионала» [9]. Профессиональный стандарт педагога является «совокупностью обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» и призван «раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию» [Там же]. «Современный педагог — это высококвалифицированный, мобильный, способный к инновационной деятельности специалист, несу-

щий ответственность за самостоятельно принятые решения и помогающий своим ученикам учиться» [2]. Обучение студентов в педагогическом вузе, согласно стандарту, реализуется не только для вооружения их профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и для формирования ценностных ори-ентаций и профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективное вхождение в профессионально-педагогическую деятельность. Потенциал учебно-воспитательного процесса современного педагогического вуза способствует формированию социально значимых компетенций педагога и накоплению его опыта адаптации в социуме.

Понятие адаптации в целом исследуется различными науками - от биологии до философии. Ю.В. Жегульская отмечает, что «в биологической науке данным понятием пользуются для обозначения устойчивости к воздействию различных факторов и степени выживаемости особей, популяций; в физиологии и медицине -для обозначения приспособительных реакций, перестройки жизнедеятельности организма в норме и патологии; в педагогике термин "адаптация" ассоциируется с приспособленностью человека к обучению и воспитанию; в психологии и социологии адаптацию связывают с процессом и результатом установления согласованных взаимоотношений между личностью и социальной средой; в философии в данное понятие вкладываются общие закономерности процесса приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. в экономике адаптацию рассматривают как процесс активного противодействия, обеспечивающий самосохранение субъекта рынка; в технических науках и кибернетике разрабатывается понятие "адаптивной системы", под которым подразумеваются самонастраивающиеся системы; филологи говорят об "адаптационных", "адаптированных" текстах» [3].

Проанализировав понятие «адаптация», А.Ю. Лахтин приходит к четырем основным его трактовкам: «результат приспособительного процесса; ... отношение равновесия между организмом и средой; ... процесс, при котором организм приспосабливается к среде; . некоторые "адаптационные" ресурсы (возможности) человека, . способность личности» [6, с.11].

Педагогический аспект проблемы адаптации тесным образом связан с процессом социализации человека. Однако многие ученые

О Половодов И.В., 2016

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

(Л.В. Мардахаев, A.A. Муравьева, Т.К. Кон-чанин, О.Н. Олейникова, A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский) отмечают, что социализация является формой адаптации. Так, B.H. Соловьев отмечает, что под адаптацией следует понимать «метод, способ, каким осуществляется социализация, развитие личности и ее воспитание. Более того, социализация только и может реализоваться через адаптацию личности к социальному окружению. Социализация меняется в зависимости от содержания ее этапов, от целей и задач, стоящих перед ней, но основной (и, может быть, единственный) метод, каким она осуществляется, остается неизменным - это адаптация» [11, с. 21-22].

Следует подчеркнуть, что адаптация одномоментной и статичной быть не может. в зависимости от задач, которые ставит перед собой ученый, и исследуются аспекты адаптации. B нашем случае это социально-педагогическая адаптация, которая трактуется в аспекте приобретения социального опыта и формирования личности (т. е. собственно социально-психологическая адаптация) в ходе организованного педагогического процесса. Л.В. Мар-дахаев описывает данное понятие как явление, характеризующее наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию. Как известно, поступление в школу, в учреждение среднего специального образования или вуз неизбежно сопровождается процессом социальной адаптации, или так называемыми «адаптивными ситуациями». К.К. Платонов отмечает, что «адаптивная ситуация характеризуется изменениями в социальной сфере или переходом личности в другую, новую для нее, когда обычные шаблоны поведения, стереотипы восприятия, а также установки и ориентировки личности становятся малоэффективными или даже невозможными» [8].

Специфика выбора образовательной организации обусловлена возрастом, способностями, желаниями и интересами учащихся. Исследователи, изучающие студенчество как особую социальную группу, с общей институциональной организацией высшего образования, характеризующуюся определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни, определяют зависимость успешности обучения в вузе от степени адаптированности к соответствующим условиям, с другой стороны, сама адаптация служит фактором дальнейшего личностного развития. особенности адаптации студентов, по мнению А.Ю. Лахти-на, к обучению в вузе заключаются в том, что переход школьников от классно-урочной си-

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

стемы обучения к преимущественно самостоятельным занятиям осуществляется довольно болезненно. Студенту приходится коренным образом ломать создавшиеся годами навыки и привычки познавательной деятельности и формировать новые [6, с. 52].

Так, Г.В. Бизюлева под социально-педагогической адаптацией понимает педагогически организованный процесс восприятия учащимися опыта социальной жизни и познания ими многообразных социальных ролей, способствующий активному включению их в существующую социальную среду [1]. Социально-педагогическая адаптация в понимании А.В. Абрамовой и P.A. Литвак - «это процесс приспособления личности к социокультурному пространству, активного освоения культурных норм, ценностей, обретение профессии, принятие на себя социальной роли, гармоничное вхождение личности в систему социальных отношений» [7, с. 63]. Именно социально-педагогическая адаптация будущего учителя отражает приобретение им социального опыта и формирование его личности в процессе обучения в вузе.

Адаптацию студентов к обучению в вузе в. в. Лагерев определяет как «интенсивный и динамичный, многосторонний и комплексный процесс жизнедеятельности, в ходе которого индивид на основе соответствующих приспособительных реакций вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения тех требований, которые предъявляются ему в ходе обучения и воспитания в высшей школе» [5, с. 5].

Социально-педагогическая адаптация педагога может рассматриваться как целостный, системный процесс, характеризующий взаимодействие обучающегося и среды, и как результат этого процесса. Тем самым в процессе адаптации устанавливается взаимосвязь личности студента с широким кругом внешних обстоятельств, осуществляются ее становление и саморазвитие на новой основе личностных качеств. Адаптация может рассматриваться как взаимодействие, прежде всего, потому, что она тесно связана с активной ролью самой личности в этом процессе, ее сознательным преобразующим поведением. С.Л. Рубинштейн отмечал, что сущность сознательного самоопределения заключается в способности человека не только определяться окружающей его действительностью, но и выстраивать и формировать собственное отношение к окружающему миру. Только такая активность может характеризовать человека как субъекта жизни [10].

Подтверждение данной мысли находим и в трудах Л.В. Кореля, который дает определение понятия личности с позиций социальных отношений и отмечает, что личность является системным качеством индивида, которое определяется степенью его включенности в социальные отношения и проявляется в совместной деятельности и общении с другими, кроме того, личность характеризуется субъектной позицией в социальных отношениях и сознательной деятельностью. Стремление личности к отождествлению с социумом, с одной стороны, и к изоляции в проявлении своей самобытности и творческой индивидуальности, с другой, определяет дуальный характер личности, которая одновременно является и продуктом, и субъектом социального развития [4].

При поступлении в вуз будущий педагог сталкивается с необходимостью включения во взаимодействие со сложной окружающей средой. Помимо того, что социальная среда вуза подразумевает определенное окружение личности, а также совокупность вариативных условий ее функционирования в процессе выстраивания межличностных отношений и контактов с другими людьми, она также несет в себе определенный набор норм и ценностей, которые не всегда совпадают с нормами и ценностями индивида, вынужденного принять этот сложившийся порядок вещей.

Под социальными нормами в самом общем смысле понимаются образцы и правила поведения, являющиеся общепризнанными и одобряемыми в определенном обществе, а под ценностями подразумеваются идеи, явления, вещи и смыслы, которые обладают позитивной значимостью для человека в частности и общества в целом. Социальные ценности - это общественно значимые для личности и общества материальные и социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты, социально одобряемые и разделяемые большинством людей эталоны и идеалы.

Ценностные ориентации, в свою очередь, выступают в качестве продукта освоения индивидуумом общественных, политических, нравственных и эстетических идеалов, а также нормативных требований, которые предъявляются к членам данной социальной общности. Формирование ценностных ориентаций происходит в процессе усвоения социального опыта и обнаруживает себя в различных проявлениях личности - ее целях, идеалах, убеждениях и интересах. так, в контексте аксиологического подхода развитие личности понимается как ее приобщение к совокупности социо-

культурных ценностей, которые составляют ценностные ориентации студенчества, поэтому в течение обучения в педагогическом вузе студенты непрерывно вынуждены оценивать происходящие события с нравственной, эстетической и мировоззренческой точек зрения, а также ставить задачи и искать пути их решения.

Студенческий возраст является периодом становления всей ценностно-смысловой системы личности, поскольку в это время происходит становление истинного смысла авторства в идентификации и реализации собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. в процессе взаимодействия студента с социальной средой вуза происходит установление социальных отношений, проявляющихся в проигрывании определенных социальных ролей, которые характеризуются достаточно четкими границами. Приходя в вуз, вчерашний старшеклассник погружается в новую личностную социальную иерархию и приобретает статус студента.

Вместе с новым статусом теперь уже будущий педагог получает задачу принятия на себя новой социальной роли - студента. Новая роль влечет за собой и новые социально-ролевые требования, которые общество предъявляет к студенчеству. Здесь и сочетание в повседневной жизнедеятельности духовного и материального начал, и следование принципу социальной справедливости, и служение государственным интересам, и быстрая адаптация к изменяющимся условиям жизни, и высокая социальная активность и предприимчивость, и ориентация на личный жизненный успех в сочетании с успехом социума.

Освоение студентами новой социальной роли происходит поступательно, по мере вхождения в различные группы и коллективы. Роль высшей школы в этом процессе нельзя недооценить: именно здесь должна быть оказана необходимая поддержка в освоении социальных ролей гражданина, профессионала, семьянина. в этом случае именно готовность и способность студента осваивать различные социальные роли могут рассматриваться как результат их адаптации и подготовленности к функционированию в реальном обществе. Социокультурная среда вуза интегрирует в себе условия и особенности жизнедеятельности вуза, нормы и ценности вузовской среды, социальные отношения. По сути она представляет собой пространство совместной жизнедеятельности студентов, преподавателей и сотрудников. Сама структура учебного заве-

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

дения детерминирована особенностями выбора ценностей, жизненных смыслов, способов культурной самореализации, раскрытия индивидуальных ресурсов личности. При этом социокультурная среда вуза рассматривается как интегративный фактор личностного становления студента, влияние которого опосредуется через его включение в различные ее сферы.

Следовательно, если мы понимаем под студентом-будущим педагогом субъекта социально-педагогической адаптации, то подразумеваем активного деятеля, готового к действию, присвоению мира предметов и идей, их сотворению, саморегуляции, реализации собственных знаний, умений и навыков сообразно возникающим у него намерениям, идеям и замыслам. Так, по мнению Л.Ф. Алексеевой, в зависимости от способа существования самого субъекта активность его личности можно подразделить на адаптивно-приспособительную, преобразующую и творческую.

таким образом, понимая под социально-педагогической адаптацией студентов-будущих педагогов определенный процесс, мы акцентируем внимание на его динамичном и непрерывном характере, поскольку перед студентом возникает необходимость в постоянном проявлении активности в различных сферах деятельности: профессиональной, коммуникативной и др. так, например, в контексте деятельности адаптация подразумевает освоение ее нового вида, в сфере коммуникации -расширение круга общения, освоение новых способов его осуществления, в области самосознания - признание необходимости изменений, происходящих в самосознании личности во время освоения непривычных видов деятельности и общения.

В целом основой понятия «социально педагогическая адаптация педагога» является специально организованный педагогический процесс активного освоения студентами норм и ценностей, приобретения профессиональных умений, навыков и социально значимых компетенций, принятия социальной роли и включения в социальные отношения, результатом которого являются развитие личности студента и его интеграция с социокультурной средой вуза.

Роль данного процесса нельзя недооценивать, поскольку перед будущим педагогом стоит архиважная задача социализации учащихся, их обучения коммуникативным навыкам и воспитания. Именно через него - пока еще будущего педагога - подрастающее поколение усвоит главные нормы и ценности общества,

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

воспримет образцы социального поведения. Стоит уделять особое внимание социально-педагогической адаптации будущего педагога, формированию гибкой, но нравственно устойчивой к вариативным ценностям современного мира личности.

В нашем понимании социально-педагогическая адаптация - динамический целостный многоаспектный процесс, в котором будущий учитель выступает как объектом, так и субъектом адаптации.

Список литературы

1. Бизюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http:// scibook.net/truda-psihologiya/ psihologo-pedagogi-cheskoe-soprovojdenie. html.

2. Власюк И.В. Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Оренб. гос. пед. ун-т. Оренбург, 2007.

3. Жегульская Ю.В. Социально-педагогическая адаптация студентов вуза культуры и искусств средствами культурно-досуговой деятельности: дис. .канд. пед. наук : 13.00.05. Кемерово, 2014.

4. Корель Л. К. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2005.

5. Лагерев В.В. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. Вып. 3. М.: НИИВО, 1991.

6. Лахтин А.Ю. Теоретические основы проблемы адаптации студентов к обучению в вузе средствами физической культуры: монография / Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2014.

7. Литвак Р.А., Абрамова А.В. Этапы социально-педагогической адаптации женщин группы социального риска // Вестник ЧГПУ. 2011. №1. С. 61-68.

8. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.

9. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) [Электронный ресурс]. URL : https://www. google.ru.

10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.

11. Соловьев В. Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: дис. ... д-ра

пед. наук. Ижевск, 2003.

* * *

1. Bizjuleva G.V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'noj adaptacii uchashhihsja i studentov: monografija. M.: NOU VPO MPSI,

2008 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://scibook. net/truda-psihologiya/ psihologo-pedagogicheskoe-soprovojdenie. html.

2. Vlasjuk I.V. Social'no-pedagogicheskoe proektirovanie regional'noj semejnoj politiki: avtoref. dis. .. .kand. ped. nauk/Orenb. gos. ped. un-t. Orenburg, 2007.

3. Zhegul'skaja Ju.V. Social'no-pedagogicheskaja adaptacija studentov vuza kul'tury i iskusstv sredstvami kul'turno-dosugovoj dejatel'nosti: dis. ...kand. ped. nauk : 13.00.05. Kemerovo, 2014.

4. Korel' L. K. Sociologija adaptacij: voprosy teorii, metodologii i metodiki. Novosibirsk: Nauka, 2005.

5. Lagerev V.V. Soderzhanie, formy i metody obuchenija v vysshej shkole. Vyp. 3. M.: NIIVO, 1991.

6. Lahtin A.Ju. Teoreticheskie osnovy problemy adaptacii studentov k obucheniju v vuze sredstvami fizicheskoj kul'tury: monografija / Alt. gos. tehn. un-t, BTI. Bijsk: Izd-vo Alt. gos. tehn. un-ta, 2014.

7. Litvak R.A., Abramova A.V. Jetapy social'no-pedagogicheskoj adaptacii zhenshhin gruppy social'nogo riska // Vestnik ChGPU. 2011. №1. S. 6168.

8. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. M.: Nauka, 1986.

9. Professional'nyj standart pedagoga (pedago-gicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) [Jelektronnyj resurs]. URL : https://www. google.ru.

10. Rubinshtejn S. L. Problemy obshhej psihologii. M.: Pedagogika, 1976.

11. Solov'ev V. N. Adaptacija studentov k uchebnomu processu v vysshej shkole: dis. ... d-ra ped. nauk. Izhevsk, 2003.

Theoretical foundations of the issue of socio-pedagogic adaptation of a future teacher at a higher school

The article deals with the notion of socio-pedagogic adaptation of a teacher in the context of teacher's professional standard in the modern conditions of standardization, determines the role of the system of higher professional education in the process of socio-pedagogical adaptation of a teacher.

Key words: professional standard of a teacher, adaptation, socio-pedagogical adaptation, teaching at a higher school.

(Статья поступила в редакцию 12.04.2016)

О Скамьянова Т.Ю., 2016

т.ю. скамьянова

(Пермь)

педагогические условия адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе

Новый закон об образовании в Российской Федерации выделяет из общего числа обучающихся лиц с особыми образовательными потребностями, которые с существенным запозданием от нормативных сроков осваивают учебную программу. Систематическое взаимодействие педагогов и студентов по преодолению учебных трудностей будущих инженеров рационально проводить в рамках системы адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе. Представлен анализ педагогического процесса адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе, в том числе схемы адаптационного взаимодействия его субъектов.

Ключевые слова: закон об образовании, студенты с особыми образовательными потребностями, адаптация к обучению, педагогические технологии, инклюзивные подходы.

Закон об образовании в Российской Федерации (№ 273-Ф3 от 29.12.2012 г.) выделяет из общего числа обучающихся лиц с особыми образовательными потребностями. К ним он относит лиц с ограниченными возможностями здоровья [22, ст. 5, п. 5, 1; ст. 11, п. 6; ст. 48, п. 1, 6; ст. 79, п. 10]; с особенностями развития [Там же, ст. 3, п. 1, 8; ст. 34, п. 1, 2] и с нарушениями развития и социальной адаптации [Там же, ст. 5, п. 5, 1]. Чаще других занимаются учебной деятельностью, например в высшем техническом учебном заведении, сироты - как действительно не имеющие одного или обоих родителей, так и переживающие состояние социального сиротства; инвалиды или лица с серьезными хроническими заболеваниями; беременные студентки; студенты с длительным перерывом в образовании; лица, склонные к переутомлению от интенсивной интеллектуальной нагрузки.

Студенты-инвалиды - неоднородная группа. Международные требования предусматривают доступность для инвалидов любых форм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.