Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение подготовки педагога к социально-педагогическому проектированию программ семейной политики'

Научно-методическое обеспечение подготовки педагога к социально-педагогическому проектированию программ семейной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗАТРУДНЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT / DIFFICULTIES OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL NATURE / REQUESTS FOR SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна

Обоснована актуальность обновлений в научно-методическом обеспечении подготовки педагога к социально-педагогическому проектированию программ семейной политики, рассмотрены направления оптимизации процесса такой подготовки в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is substantiated the urgency of renewals in scientific and methodological support of teacher training for social and pedagogic projecting of family policy programmes, considered the directions of optimization of the process of such training at a pedagogical higher school.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение подготовки педагога к социально-педагогическому проектированию программ семейной политики»

И.В. ВЛАСЮК (Волгоград)

научно-методическое обеспечение подготовки педагога к социальнопедагогическому проектированию программ семейной политики

Обоснована актуальность обновлений в научнометодическом обеспечении подготовки педагога к социально-педагогическому проектированию программ семейной политики, рассмотрены направления оптимизации процесса такой подготовки в педагогическом вузе.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, затруднения научно-методического характера, требования к научно-методическому обеспечению.

Инновационные процессы в современном отечественном образовании «(создание фундаментальных педагогических теорий, разработка профессиональных и образовательных стандартов, нормативных документов, программ модернизации и оптимизации высшей школы и т.п.) едва ли достигнут своих целей, если не будет предусматриваться развитие личностного и профессионального потенциала педагога, его социального статуса и самой системы его профессиональной подготовки» [1, с.1]. Для этого необходимо постоянное обновление и развитие образовательного процесса в педагогическом вузе, что предусматривает разработку научнометодического обеспечения подготовки будущего педагога с учетом:

- современного уровня развития образования, науки и практики в России и регионе;

- требований социально-экономического развития и потребностей рынка труда в отрасли и регионе;

- требований современного общества к формированию профессиональных компетентностей педагога;

- ФГОС общего и профессионального образования;

- профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Сопоставительный анализ требований ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» при реализации основных образовательных программ показал, что будущий педагог должен овладеть различными компетенциями, среди которых освоение способов взаимодействия с различными субъектами педагогического процесса образовательной организации (родители, коллеги, социальные партнеры, общественные организации и т.п.), умение устанавливать контакты и готовность осуществлять проектную деятельность, выступая ее координатором.

В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» выделяются следующие требования к педагогу в аспекте взаимодействия с семьей обучающегося: «уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка; <...> формировать детско-взрослые сообщества, знание их социальнопсихологических особенностей и закономерностей развития; знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью» [3].

Таким образом, сегодня формируется новый педагогический менталитет, требующий проведения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мероприятий с привлечением педагогического сообщества к проблемам укрепления семейных ценностей и духовно-нравственных традиций семьи обучающегося, научного осмысления новых форм взаимодействия школы и семьи, поиска иных методологических концептов. «Основными предпосылками, обусловливающими социально-педагогическое проектирование программ региональной семейной политики, являются общественно-исторические (глобализация, информатизация и открытость российского общества, ориентация на общечеловеческие и социокультурные ценности, возрастание ценности образования, расширение образовательного пространства, новая демографическая политика России, направленная на поддержку семьи, материнства и детства), теоретико-педагогические (гуманитарная парадигма образования, обращенная к активизации субъекта познания, наличие обосно-

© Власюк И.В., 2014

ванных теоретических подходов к изучению социально-педагогических явлений, педагогика ненасилия)» [2, с. 15].

Очевидно, речь идет о путях поиска социального партнерства между школой и семьей в целях успешной социализации и воспитания детей, подростков и молодежи, использованием социальных сетей между этими воспитательными институтами для уменьшения риска социальных конфликтов и напряженности в обществе.

Однако анализ различных программ семейной политики позволил нам констатировать, что специалисты системы образования редко привлекаются в качестве разработчиков и экспертов программ и социальнопедагогических проектов, направленных на преодоление кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и взаимодействии образовательных организаций с семьей обучающегося. Во многом такое положение дел объясняется неготовностью педагогического сообщества и отдельных педагогов включиться в социально-педагогическое проектирование программ семейной политики.

Результаты контент-анализа программ, учебников, учебно-методических пособий на базе двух вузов (ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», ФГБОу ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет») показывают, что в системе преподавания педагогических дисциплин в контексте социально-педагогического проектирования программ семейной политики присутствуют затруднения научно-методического характера, которые проявляются в следующем.

1. В педагогической деятельности преподавателя (тяготение многих преподавателей к традиционной организации учебного процесса, приоритет предметного знания, отсутствие нравственных отношений; отсутствие адекватного современной педагогической науке и практике образования методического, технологического инструментария). В результате аналитического обзора дидактических материалов (выборка составляет 30-35 наименований учебной литературы) мы установили, что используемое в вузах научно-методическое обеспечение подготовки педагога к реализации социально-педагогических программ региональной семейной политики не имеет межпредметной интегративной связи, лишено технолого-педагогического компонента (отсутствие механизмов обратной связи, учебного диалога, проблемных заданий и т.п.).

2. В учебной деятельности студентов (доминирующая прагматическая установка многих студентов на получение узкопрофессиональных знаний с подходом «сдать и забыть»).

3. Во взаимодействии в диаде «студент -преподаватель» (субъект-субъектные отношения в образовательном процессе; установка многих преподавателей воспринимать студента как объект обучения и неготовность студента к интерактивному взаимодействию; зеркальный вариант - стремление и попытки преподавателя работать «по-новому» и консерватизм, проявляемый студентами по отношению к методикам, мобилизующим их на постоянное проявление активности») [4].

4. В практической неопределенности и «разбросанности» функций в контексте деятельности других специалистов: социальных педагогов, психологов, учителей-предметников (прагматичный подход преподавателя к обучению собственной дисциплине, курсу).

Данные проведенного анкетирования показывают, что более 36% опрошенных студентов не уверены в правильности выбранной профессии, 46% - плохо информированы о семье как социальном институте и 32% - имеют низкий уровень знаний о взаимодействии образовательной организации и семьи обучающегося. Одним из возможных вариантов снятия данных затруднений является специальный курс отобранных знаний, формирующий развитие ценностного отношения к познанию данной области педагогики. Следовательно, возрастает необходимость переосмысления и обновления научно-методического обеспечения (интегративная и вариативная система целей, содержания, принципов, совершенствование методов, форм и средств) образовательного процесса, ориентированного на подготовку педагога в данном аспекте.

Применительно к обновлению научнометодического обеспечения подготовки педагога к социально-педагогическому проектированию программ семейной политики мы сформулировали следующие требования:

- обеспечение возможностей для актуализации активности студента в разработке целей и планировании своей профессиональнопедагогической деятельности;

- учет особенностей полисубъектного взаимодействия, которое выражается в разнообразных действиях мыслительного, моральноволевого, эмоционально-ценностного характера, посредством которых студент реализует себя при работе над учебным материалом,

а преподаватель сопровождает деятельность студента;

- проектирование научно-методического обеспечения в двухплановой плоскости взаимодействия - деятельность преподавателя и деятельность студента, что является инновационной организационно-педагогической стратегией, т. к. традиционно учебно-методические разработки имеют нацеленность на одну аудиторию: либо преподаватель, либо студент.

Методологическим ориентиром обновления научно-методического обеспечения подготовки педагога выступает теория социальнопедагогического проектирования региональной семейной политики, которая представляет собой специфический вид профессиональнопедагогической деятельности, и как самостоятельный процесс не допускает отождествления ни с каким другим. Оно сохраняет основные черты классического проектирования (ориентация на массовое использование, системный характер, построение на основе изобретения и ценностных ориентаций проектировщика), приобретая в то же время специфические особенности (частичность и избирательность осуществления, полинаучность, гибкость, высокий уровень организации) [2, с. 20].

Социально-педагогическое проектирование программ семейной политики (семейное воспитание, ценностное взаимодействие образовательной организации с семьей обучающегося) - это целенаправленная интеллектуальная и практическая деятельность педагога по разработке и прогнозированию на основе проективной модели системы мер и основных направлений целевых социально-педагогических программ, ориентированных на сохранение ценностей семьи, семейного воспитания и предназначенных к массовому использованию в образовательной практике школы.

Разработаны авторская программа «Программно-целевое обеспечение социально-педагогического проектирования региональной семейной политики» подготовки педагога к ценностному взаимодействию с семьей обучающегося и научно-методические рекомендации по ее использованию в практике учебных заведений при социальнопедагогическом проектировании программ семейной политики. Данная подготовка педагога организуется по трем основным этапам обучения программы.

1. Этап освоения теоретических знаний: система лекционных курсов; система спецкурсов психолого-педагогических блоков; са-

мостоятельное исследование теоретических вопросов региональной семейной политики (проблемные группы, научные кружки и лаборатории).

2. Этап формирования навыков практической работы с субъектами региональной семейной политики (родители, дети, педагоги): система лабораторно-практических занятий по дисциплинам психолого-педагогического блока; система специальных семинаров по дисциплинам психолого-педагогического блока; опытно-экспериментальная работа по проблемам семейной сферы (круглые столы, тренинги и видеотренинги, консультации, родительские мастер-классы с последующей рефлексией, социально-педагогические проекты).

3. Этап практического применения знаний, умений и навыков в реальной педагогической деятельности в условиях образовательного учреждения: применение полученных знаний, умений и навыков в реальной педагогической деятельности в период непрерывной педагогической практики; апробация и внедрение разработанных студентами социальнопедагогических технологий и проектов в реальный воспитательный процесс образовательного учреждения.

Для подавляющего числа будущих педагогов (98,8%) специальный курс и практические занятия по проблемам семейного воспитания являются значимыми, а подготовка их к взаимодействию с семьей обучающегося и оказание ей помощи - необходимыми.

Тематическое поле программы представляет собой междисциплинарную область знания. В качестве базовых научных дисциплин, методологические подходы которых могут применяться, при рассмотрении социальнопедагогических аспектов региональной семейной политики выступают социология, психология, социальная педагогика и др., для эффективного освоения материала данной программы студенты должны иметь подготовку по этим дисциплинам.

Структура программы включает в себя взаимодополняющие и взаимоинтегрирован-ные модули: «Семья как ценность развивающегося социума и личности», «Воспитательный потенциал современной семьи», «Диагностика семьи и семейного воспитания», «Консультирование семьи», «Ценностное взаимодействие школы и современной семьи», «Социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания», «Тренинг взаимодействия с семьей», «коммуникативная культура педагога», «Педагогические риски в образовательном пространстве "Школа-Семья"».

Содержание профессиональной подготовки педагога к социально-педагогическому проектированию программ семейной политики посредством данной программы способствует:

- вооружению знаниями о роли семьи в жизни Российского государства и современного общества;

- актуализации знаний и умений анализировать сложные конфликтные ситуации во взаимодействии педагога и членов семьи и обоснованно подходить к их практическому решению;

- расширению представлений о социальнопедагогических технологиях ценностного взаимодействия школы и семьи;

- ориентированию будущих педагогов и родителей на согласованную психологопедагогическую поддержку развития детей;

- обогащению будущего педагога знаниями основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью;

- овладению умениями формирования детско-взрослых сообществ, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

Данная программа базируется на субъект-субъектном взаимодействии в диаде «студент -преподаватель», контроле, самоконтроле и взаимоконтроле, обеспечивающих развитие личностных и профессиональных качеств будущих педагогов, необходимых для их социальной адаптации и успешной профессиональнопедагогической деятельности.

Модульный принцип построения программы позволяет использовать гуманитарные стратегии интерактивного взаимодействия, определяемые целями, содержанием каждого модуля и ориентированные на:

- учет опыта каждого студента, опору на имеющиеся знания и привлечение этих знаний в совместной деятельности с преподавателем;

- развитие самостоятельности студентов в выборе: ролей (при деловой коммуникации), приемов, заданий, которые являются для студентов предпочтительными;

- преемственность в работе не только с группой, но и с отдельным студентом (сочетание групповых и индивидуально-фронтальных форм работы);

- целенаправленные формулировки заданий, обеспечивающих ориентир студента на понимание личностной значимости осваиваемого материала.

Информирующая стратегия направлена на отбор и трансляцию информации, формирование профессиональных знаний, и процесс

познания носит исследовательский характер. В рамках данной стратегии используются лекции с элементами эвристической беседы, лекции-дискуссии, лекции с обратной связью и лекции-консультации.

Поисковая стратегия направлена на поиск решения неоднозначной воспитательной проблемы в области взаимодействия с семьей. Данная стратегия представлена семинарами-дискуссиями (дебатами), модерацией (с ее техниками: мозгового штурма, смыслового поля, точечных вопросов и др.). В рамках игровой стратегии предполагается «проигрывание» полученного знания в ситуации решения воспитательных задач в области взаимодействия с семьей обучающегося (деловые игры (ситуационно-имитационное моделирование); презентации, социально-психологические тренинги и видеотренинги, «кейс-стади» и мастер-классы).

В процессе использования данных стратегий выстраиваются субъект-субъектные отношения в диадах «студент - преподаватель», «студент - студент». В диалогическом взаимодействии студенты приходят к тем или иным убеждениям, не просто усваивая готовые знания, образцы деятельности, предлагаемые преподавателем, — они самостоятельно вырабатывают свои убеждения в столкновении и борьбе с различными и даже противоположными точками зрения, теориями, концепциями. Будучи в активной (исследовательской) позиции, будущий педагог приобретает уникальную возможность получить такую информацию о современной семье и взаимодействии школы и семьи, которой не владела часто ни группа, ни преподаватель. Очевидно, что позиция преподавателя в субъект-субъектных отношениях выражается в двух аспектах: коммуникативно-поведенческом (гибкость и выразительность эмоционального общения, адекватное проявление собственных эмоций к студенту (отсутствие вербальной агрессии, раздражения, обиды), готовность устанавливать доброжелательные деловые отношения, проявление эмпатии, доверия, компромисса, приспособления, миролюбия) и деятельностном (создание образовательной ситуации с ориентиром на процесс и результат деятельности, педагогическое предвосхищение успеха студента, культура оценивания ошибок, педагогическое содействие саморазвитию обучающихся, рефлексия учебного взаимодействия).

Деятельность преподавателя заключается в реализации педагогической поддержки и сопровождения при выполнении студентами заданий самостоятельной работы посредством

разработанных методических рекомендаций и указаний, информационно-инструктивных обращений к преподавателю и студенту, совместных разрешений индивидуальных трудностей в форме консультаций, предупреждения возможных затруднений в рамках подготовки студентов к практико-ориентированной работе.

Одним из ключевых элементов научнометодического обеспечения выступает учебно-методический комплекс как носитель содержания образования, средство обучения, проект деятельности обучения, средство организации самостоятельной работы студентов, объект экспертизы качества образования. Отличительными особенностями учебно-методического комплекса программы «Программно-целевое обеспечение социально-педагогического проектирования региональной семейной политики» являются динамичность, вариативность содержания, ориентация на запросы студентов, практикоориентированный характер.

Таким образом, представляется, что обновление научно-методического обеспечения подготовки педагога к социальнопедагогическому проектированию программ семейной политики, в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога, поможет преодолеть имеющиеся недочеты, а также сохранить и приумножить положительный опыт и традиции профессиональной подготовки учителей.

Литература

1. Власюк И.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе (итоги международной конференции, 8-9 (окт. 2013, г. Волгоград) //Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. ВГСПУ. 2014. N° 3(30). URL : http://grani.vspu.ru/files/publics/1394792672.pdf.

2. Власюк И.В. Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Оренб. гос. пед. унт. Оренбург, 2007.

3. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. URL : http://culture.16mb. com/page/05/obsugdenie/prof_standart.docx.

4. Сидельникова Т.Т. Система инновационного научно-методического обеспечения профессионального обучения студентов-политологов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2006.

* * *

1. Vlasyuk I.V. Pedagogicheskaya deyatelnost i pedagogicheskoe obrazovanie v innovatsionnom obschestve (itogi mezhdunarodnoy konferentsii, 8-9 (okt. 2013, g. Volgograd) //Grani poznaniya: elektron. nauch.-

obrazovat. zhurn. VGSPU. 2014. № 3(30). URL : http:// grani.vspu.ru/files/publics/1394792672.pdf.

2. Vlasyuk I.V. Sotsialno-pedagogicheskoe proek-tirovanie regionalnoy semeynoy politiki : avtoref. dis. . d-ra ped. nauk / Orenb. gos. ped. un-t. Orenburg, 2007.

3. Professionalnyiy standart pedagoga [Elektron-nyiy resurs]. URL : http://culture.16mb.com/page/05/ obsugdenie/prof_standart.docx.

4. Sidelnikova T.T. Sistema innovatsionnogo nauchno-metodicheskogo obespecheniya professional-nogo obucheniya studentov-politologov : avtoref. dis. . d-ra ped. nauk. Kazan, 2006.

Scientific and methodological support of teacher training for social and pedagogic projecting of family policy programmes

There is substantiated the urgency of renewals in scientific and methodological support of teacher training for social and pedagogic projecting of family policy programmes, considered the directions of optimization of the process of such training at a pedagogical higher school.

Key words: scientific and methodological support, difficulties of scientific and methodological nature, requests for scientific and methodological support.

(Статья поступила в редакцию 16.06.2014)

н.м. борытко, и.В. куликов

(Волгоград)

ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ІТ-СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обосновываются принципы и раскрывается специфика последипломной подготовки ^-специалиста в системе корпоративного образования.

Ключевые слова: ^-специалист, последипломная подготовка, корпоративное образование.

Обращение к проблеме последипломной подготовки 1Т-специалиста продиктовано ситуацией, сложившейся сегодня на рынке информационно-технологических профессий. Число выпускников вузов, получивших диплом специалиста по информационным технологиям, неуклонно растет, растет и по-

© Борытко Н.М., Куликов И.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.