УДК 37.013.42
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Т.Л. Стенина
В статье освещены проблемы становления проектной куньтуры личности студента в процессе профессионального обучения в вузе, дано определение феномена «проектная куньтура личности» в контексте педагогического знания.
В качестве педагогической технологии, направленной на формирование и развитие проектной куньтуры личности автор рассматривает социальное проектирование.
Ключевые слова: проектная культура; социальное проектирование, социально-педагогическое пространство.
В настоящее время динамично развивающая социокультурная ситуация в обществе повлекла за собой переосмысление эволюции образовательных процессов с позиции интеграции образования и культуры. Для института образования усиление культурных функций становится условием его дальнейшего продуктивного развития как сферы гуманитарной культуротворческой практики, обеспечивающей развитие общественного и личностного самосознания.
Проблема становления проектной культуры личности является актуальной для педагогики ввиду ее инновационной сущности, соответствию потребности формирования новой модели специалиста социокультурного типа, становления его социальной компетентности.
Востребованность инновационного и культуротворческого потенциала проектирования и обоснование становления проектной культуры личности как наиболее важного результата образовательного процесса связано с необходимостью соответствия современной системы образования социальному заказу и потребностям субъектов образовательного процесса. Современное развитие общества требует от новой системы образования - «инновационного обучения» - сформировать у обучаемых способность к проектированию будущего. В свою очередь, культурологический подход к образованию позволяет определить одной из его целей профессионально-личностное развитие и саморазвитие, формирование способности личности к инновационной деятельности, определяемую ее проектным потенциалом.
Принципиальная комплексность задачи современного проектирования определила новый стиль проектной деятельности — социальное проектирование, в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, технико-технологические и организационно-управленческие стороны [1,18]. В контексте педагогики социальное проектирование мы рассматриваем как педагогическую технологию, способствующую организации и реализации проектной деятельности, активизирующую творческое мышление, помогающую выработать умение решать новые проблемы и способствующую более продуктивной умственной деятельности и целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте.
Из существующего многообразия определений социального проектирования мы выделяем трактовку В.И. Курбатова, как наиболее созвучную исследованию проблемы становления проектной культуры: «Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений с учетом субъективного фактора. В социальном проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных» [2, 23].
В данном определении для нас важен акцент, сделанный В.И. Курбатовым на роли субъективного фактора в проектировании. Мы также придерживаемся мнения, что субъектность является важной характеристикой социального проектирования.
Категориальная структура социального проектирования — это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков. Основными элементами проектной деятельности, ее важнейшими теоретическими категориями являются: субъект проектирования, объект проектирования, социальная технология (как совокупность операций), методы социального проектирования.
Объектом социального проектирования являются социальные системы, процессы организации связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.
В работах И.В. Бестужева-Лады [3] под объектом понимается носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания.
Множество объектов объединяются в блоки:
- элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (социальные технологии, техника как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность);
- человек, как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, социальными ролями;
- различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы);
- общественные отношения (идеологические, политические, управленческие, этические, эстетические, нравственные и т.д.);
- элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стили жизни). [1].
Таким образом, можно констатировать, что в качестве объекта социального проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социальных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.
Под субъектом социального проектирования понимаются различные носители управленческой деятельности, как отдельные личности, так и организации, коллективы, социальные институты, цель которых — организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Из этого определения следует, что субъект должен обладать социальной активностью и непосредственно участвовать в процессе реализации проекта.
О. И. Генисаретский, исследуя проблему формирования в современном обществе «гуманитарно развернутой проектной культуры», связывает социальное проектирование с аксиологическими установками субъекта проектирования [4]. Аксиология, пройдя несколько этапов своего становления, стала философским фундаментом различных наук, в том числе и педагогики. Аксиологический аспект проблемы социального проектирования состоит в том, чтобы в процессе проектной деятельности широкий спектр объективных ценностей культуры современного мира сделать предметом осознания, переживания как особых потребностей личности, сделать так, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности.
В работах ученых мы находим различные определения субъекта проектирования: «социальный проектант» — у Т.М. Дридзе [5,25], проектировщик — у О.И. Генисаретского [4], "субъект социального действия» у В.А. Лукова [5], «инноватор» - у Г.А. Луке [6].
Особое место в разработке проблемы социального проектирования в педагогике занимают исследования, в которых оно неразрывно связано с понятием «деятельность» и состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результат. При этом главным в такой деятельности является генерация, проработка и интеграция проектных идей и решений, а результатом деятельности проектирования выступает совокупность разработанных, обоснованных и логично выстроенных идей. В контексте нашего исследования проблемы становления проектной культуры личности нам представляется логичным ввести понятие «субъект проектной деятельности».
Субъект проектной деятельности — это личность, на основе имеющейся общественной потребности, ценностной регуляции социального поведения и собственной социальной активности осуществляющая социально-значимую проектную деятельность.
Переходя к формулированию понятия «проектная культура личности», необходимо, на наш взгляд, воспользоваться культурологическим подходом, который позволяет рассматривать различные аспекты сущности человека как субъекта культуры — сознание, самосознание, духовность, нравственность, творчество — как грани целостного культурного человека.
В педагогике актуальность проблематики становления проектной культуры личности определяется постепенным замещением научно-технократической парадигмы на ценностно-смысловое самоопределение личности. В педагогических исследованиях проблемы проектной культуры авторы сосредотачивают свое внимание на поиске и разработке педагогических средств и условий, обеспечивающих процесс формирования данного интегративного качества личности.
В анализе педагогических теорий и концепций, так или иначе затрагивающих проблематику проектной культуры, нельзя игнорировать тот факт, что в педагогике накоплен богатый опыт
еоретических разработок в области изучения педагогического проектирования, берущий свое начал метода проблем Дж. Дьюи.
Более глубокое осмысление феномена «проектная культура личности» требует исследования его генезиса и теоретического анализа тех источников, которые выступают в качестве предпосылок его изучения и во многом влияют на его современные интерпретации.
Известно, что западная педагогика связывала метод проектов с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским педагогом и философом Дж. Дьюи его последователем В.Х. Килпатриком. Метод проектов был призван сформировать у учащихся личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимых им в жизни. Для этого необходимо выявить проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для ученика, для решения которой ему необходимо приложить уже полученные, а также приобрести новые знания. Таким образом, работа над решением проблемы на основе совместной деятельности учителя и ученика приобретает контуры проектной деятельности.
Необходимость определения теоретических и методологических основ институционализации социального проектирования в контексте педагогики высшей школы обусловила изучение его современных организационных форм и обращение к проблеме дефинирования данного понятия в рамках педагогической инноватики как одного из направлений теории систем и процессного подхода. В связи с чем, нам представляется обоснованным, обобщив сделанные учеными выводы, сформулировать определение проектной культуры личности, отвечающее современным научным взглядам на проектную деятельность. По нашему мнению, проектная культура личности должна быть определена как часть общей культуры, интегрирующая в своем содержании знания, умения, навыки и отношения, применимые в традиционном (техническом) проектировании, и гуманитарные социальные технологии.
Сравнительный анализ определений проектной культуры, данных в работах О.И. Генисаретского, В.А. Глазычева, Г.Л. Ильина, K.M. Кантора, А.П. Маркова, Л.А. Филимонюк, и др., позволил нам вывести общее в понимании проектной культуры: проектная культура - интегративное качество личности, выраженное в творческой деятельности, направленной на продуцирование социальных инноваций, обусловленной ценностным отношением к общечеловеческим ценностям и идеалам.
Итак, опираясь на сопоставительный анализ культурологических, социологических и психолого-педагогических источников мы пришли к следующему определению феномена проектной культуры личности: проектная культура личности - это социально-детерминированный сегмент общей культуры человека, представляющий собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем знаний о происходящих социальных процессах, сформированными ценностными ориентациями, социальной активностью, интегрированными в социально значимой проектной деятельности.
Модель проектной культуры личности мы представляем как взаимосвязанность компонентов: когнитивного, мотивационно-ценностного, эмоционального, деятельностно-поведенческого, рефлексивного.
Необходимость построения педагогических систем личностного развития студентов диктует использование синергетического подхода к организации образовательного процесса. Процесс становления проектной культуры обусловлен состоянием социальных систем и институтов, в которых функционирует субъект, система образования как самый массовый институт социализации личности, играет здесь наиболее важную роль.
Говоря о проблеме становления проектной культуры личности студентов необходимо охарактеризовать социально-педагогическое пространство вуза.
Анализ научных работ в области синергетического подхода применительно к педагогической практике показывает, что понятие «социально-педагогическое пространство» на данный момент еще только вводится в научный оборот. Интерес, возникший к феномену «пространство» в контексте педагогики, обусловлен постановкой проблем личностно-ориентированного образования, истоки которого восходят к идеям Д. Дьюи и К. Рождерса. Так, Д. Дьюи рассматривал школу как целенаправленно организованную социальную среду, направленную на воспитание и обучение подрастающих поколений, максимально приближенную к естественной социальной среде жизни ребенка [7]. Социально-педагогическое пространство — это пространство в социуме, где субъективно выстраиваются отношения и связи, осуществляется целенаправленная деятельность, формируется комплекс условий, направленных на развитие личности обучающегося.
Вслед за Л.Д. Лебедевой в характеристике социально-педагогического пространства мы выделяем два аспекта:
- социально-педагогическое пространство как атмосфера, которая складывается в процессе педагогического взаимодействия между субъектами образовательного процесса, определяющаяся
едагогическими нормами и особенностями коммуникативных отношений;
- социально-педагогическое пространство как физическое пространство вуза, в котором происходит образовательный процесс. [8].
Социально-педагогическое пространство не существует само по себе, в отличие от педагогической среды для его организации требуется целенаправленная педагогическая деятельность структурных подразделений вуза, которая предполагает включенность всех субъектов образовательного процесса. Сказанное позволяет рассматривать социально-педагогическое пространство вуза как особую территориально-временную форму жизнедеятельности студентов в педагогически организованных средах.
Организация социально-педагогического пространства предполагает формулирование условий эффективности педагогического процесса, разработку возможных форм взаимодействия его субъектов, стратегии и тактики принятия решений по реализации процесса, проектирования новых технологий, форм организационного взаимодействия субъектов образования, педагогических ситуаций и дидактических средств.
В своем исследовании мы определяем социально-педагогическое пространство и как открытую динамическую систему, в которой взаимодействуют субъекты образовательного и воспитательного процессов, отвечающую педагогическим условиям формирования личности, и как результат взаимодействия этих субъектов, под которым мы понимаем продуцирование социальных инноваций, которые, в свою очередь, гармонично встраиваются в систему в качестве новых элементов и связей между ними. К результатам такого взаимодействия мы также относим становление проектной культуры личности студентов.
Социально-педагогическое пространство не может быть рассмотрено в отрыве от форм его организации. Говоря в своем исследовании о проблеме становления проектной культуры студентов, мы рассматриваем в качестве формы организации социально-педагогического пространства высшее учебное заведение.
На основе требований к высшему профессиональному образованию, заявленных в проекте программы развития образования на 2011-2020 г.г. и собственного понимания сущности социально-педагогического пространства основными компонентами, определяющими форму организации социально-педагогического пространства, мы считаем:
- миссию высшего учебного заведения, соответствующую инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России, а также социальным запросам населения и задаче консолидации российского общества;
- содержание образования, соответствующее требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования;
- использование в учебно-воспитательном процессе гармонично сочетающихся традиционных и инновационных педагогических и воспитательных технологий;
- стратегическое планирование развития образовательного учреждения на основе данных мониторинга происходящих процессов;
- структуру управления образовательным учреждением, в том числе деятельность органов студенческого самоуправления;
- эффективность использования ресурсов, в том числе финансовых, информационных, кадровых, интеллектуальных;
- потенциал инновационной деятельности университетского сообщества — студентов и профессорско-преподавательского состава;
- корпоративную культуру высшего учебного заведения, наличие разветвленной сети каналов коммуникаций, их содержательное наполнение;
- инфраструктуру образовательного учреждения, отвечающую условиям организации учебного и воспитательного процессов;
- социальную политику учебного заведения, включающую как внутренние социальные программы, так и взаимодействие и сотрудничество с внешними организациями на основе социального партнерства;
- открытую информационную политику, отражающую все виды деятельности высшего учебного заведения;
- взаимодействие с профессиональным сообществом с целью оценки качества подготовки специалистов, разработки требований к модели современного конкурентоспособного специалиста и механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля.
Опираясь на Концепцию проективного обучения Г. Л. Ильина [9], в которой обосновано положение
том, что процесс становления человека изменяет его природу и среду обитания как фо жизнедеятельности, мы выдвигаем предположение, что от уровня сформированное™ проектной культуры личности студентов зависит и состояние самого социально-педагогического пространства. Таким образом, проектная культура личности, становление которой происходит в условиях профессиональной подготовки, является доминантой, выполняющей роль пространственно-образующего фактора.
Практическая реализация теоретически обоснованной нами модели организации социального проектирования предполагает обеспечение адекватными педагогическими средствами целостности процесса становления проектной культуры личности студентов в образовательном процессе. С позиций целостного подхода к педагогическому процессу мы рассматриваем динамику процесса становления проектной культуры личности как преобразование ее функциональных состояний, переход от одного функционального состояния к другому. Поддержка формирующегося новообразования в составе компонентов проектной культуры достигается за счет эффективной организации работы над социальным проектом, получения и накопления опыта целесообразного преобразования действительности. Особый акцент в формировании опыта собственной проектной деятельности делается на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности субъектов образовательного процесса по решению задач, связанных с разработкой и реализацией социального проекта, позволяющей максимально актуализировать ценностные ориентации субъектов проектирования в ходе деятельности, носящей креативный характер. Результат собственной проектной деятельности студентов достигается на основе развития социальных, коммуникативных, технологических, личностных и творческих способностей. Процесс становления проектной культуры личности проходит через фазы адаптации, стабилизации и творческого преобразования.
Основой становления проектной культуры студентов является готовность к проектной деятельности, определяющая степень их компетентности, знания, способности, личностные качества, которыми должен обладать студент, выполняющий проект.
Проектная деятельность представлена в виде педагогической технологии обучения студентов, сочетающей фундаментальные знания, их профессиональную и практическую готовность в сочетании с предметно-технологической подготовкой и личностным развитием. Разработанная технология позволяет организовать проектную деятельность в учебном процессе, направленном на творческую составляющую, разработку новых проектных решений, формирование коммуникативной стратегии всех участников проектирования. Отличительной особенностью педагогической технологии социального проектирования является не передача информации, а ее добывание в процессе активного отношения к преобразованию действительности. Важным является то, что новые знания даются не для сведения, а для поиска решения проблемы.
Основные положения разработанной технологии социального проектирования в образовательном процессе вуза обусловлены задачами моделирования процесса становления проектной культуры личности студентов:
- раскрытие сущности и содержания проектной культуры личности;
- изучение и анализ опыта проектной деятельности в молодежной среде;
- выявление социально-значимых проблем, волнующих студентов и выделенных ими в качестве направления проектной деятельности;
- раскрытие вариативных путей, форм и средств в формировании проектной культуры личности студентов, обусловленных соотношением инноваций и традиций в образовательной среде вуза;
- разработка диагностических процедур оценки формирующегося качества личности.
В контексте становления проектной культуры личности студента педагогическая технология является функциональной системой организационных способов алгоритмизированного управления учебно-познавательной и практической деятельностью студентов, упорядоченной совокупностью действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Технология социального проектирования ориентирована на изменения, которые должны произойти в субъектах проектирования, в окружающем их социуме, и, прежде всего в структуре самой личности.
Практическая составляющая технологии представляет собой разработку социального проекта согласно всем требованиям, предъявляемым к социальному проектированию и на основании применяемых методик.
Заключительный этап анализа связан с формированием рефлексивного компонента и направлен на решение задач оценки сформированное™ заданных структурой проектной культуры компонентов, на основе диагностических процедур. При этом становление проектной культуры оценивается и как процесс, то есть исследуется динамика восхождения личности к проектной культуре на основе
50звышения потребностей, и как результат, воплощенный в реальном социальном проекте. образом, диагностика эффективности предлагаемой технологии позволяет оценивать поведение и деятельность студентов в процессе социального проектирования в развитии.
Теоретически спроектированная нами педагогическая технология нацелена на реализацию в ходе подготовки современных специалистов, во-первых возможности оперативной обратной связи и педагогической коррекции в ходе развития проектной культуры личности студентов за счет педагогических процедур контроля и диагностики, ориентированных на четко определенные критерии и показатели формирования компонентов проектной культуры личности студентов; во-вторых, - взаимосвязи с адекватным социально-педагогическим и акмеолого-развивающим обеспечением образовательного и воспитательного процессов в вузе. В-третьих, - взаимосвязи с направлениями социокультурной деятельности студентов в обществе. Исходя из чего применяются активные методы и педагогические средства, способствующие становлению ценностно-мотивационных позиций студентов по отношению к социальному проектированию, формированию у них творческой активности и социально-нравственных способов действий и взаимодействий, выработке навыков самообразования и саморегуляции.
In article problems of formation of design culture of the person of the student in the course of vocational training in high school are covered, phenomenon definition «design culture» in a context of pedagogical knowledge is made.
As the pedagogical technology directed on formation and development of design culture of the person the author considers social designing.
The key words: design culture; social designing, socially-pedagogical space.
Список литературы:
1. Филимонюк, Л.А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки; автореф. дисс. д-ра пед. Наук / Л.А. Филимонюк. Махачкала, 2008. 48 с.
2. Курбатов, В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование / В.И. Курбатов. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 412 с.
3. Бестужев Лада, И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений /И.В. Бестужев Лада. М.: Наука, 1993.
4. Генисаретский, О. И. Проектная культура и концептуализм / О.И. Генисаретский // Социокультурные проблемы образа жизни и предметной среды. М., 1987. С. 39-53.
5. Луков, В.А. Социальное проектирование / В.А. Луков. М.: Ин-т социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1997. 192 с.
6. Луке, Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике / Г.А. Луке. Самара.: Изд-во «Самарский университет», 2003. 278 с.
7. Дьюи Дж. Школы будущего / Дж. Дьюи. М.: Госиздат, 1926.
8. Лебедева, Л.Д. Творческое развитие личности в процессе арт-терапии / Л.Д. Лебедева // Проблема творческого развития личности в XXI векеб сб. трудов участников Междунар. науч.- практич. конфренеции 12-14 мая 2004 г., г. Ульяновск. М.Ульяновск: УлГУ, 2004. С.101-105.
9. Ильин, ГЛ. Теоретические основы проективного образования; автореф дисс. д-ра пед. наук / ГЛ. Ильин. Казань, 1995. 37 с.
Об авторе
Стенина Т. Л. - кандидат педагогических наук, проректор по работе с молодежью Ульяновского государственного технического университета, [email protected].