Научная статья на тему 'Гражданское воспитание молодежи: резервы публичной политики'

Гражданское воспитание молодежи: резервы публичной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ГРАЖДАНСКИЙ ОПЫТ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SOCIO-CULTURAL SPACE OF EDUCATION / PERSONALITY / WORLD VIEW OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заславская Ольга Владимировна

Раскрываются цели, структура и педагогические риски гражданского воспитания молодёжи средствами образования; представлены результаты опытно-экспериментальной работы в школах г. Тулы.The issues of formation of social and cultural space of the educational institution as a factor in the development of the philosophical foundations of the individual learner. It offers an original interpretation of the concepts of "meta-subject knowledge," "ideological content of education component," "educational space", "culture of personality." Article detail reveals the problems of the modern school, but its conclusions and recommendations may also be used in the process of improving education and educational activities of educational institutions of different types and kinds.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское воспитание молодежи: резервы публичной политики»

УДК 374-23(12:5)

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: РЕЗЕРВЫ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ

О.В. Заславская

Раскрываются цели, структура и педагогические риски гражданского воспитания молодёжи средствами образования; представлены результаты опытно-экспериментальной работы в школах г. Тулы.

Ключевые слова: гражданское воспитание, воспитательная система, гражданская культура личности, гражданский опыт, гражданско-правовое воспитывающее пространство

1. Образование и воспитание

Современное образование все очевиднее становится полноценной частью социальной сферы жизни общества. Совершенствование системы образования России объективно выступает как существенная часть публичной политики государства, так как влияет на уровень и характер социальной и личной жизни каждого человека, выработку его сознательной гражданской позиции и формирование гражданско-правового общества в целом. Всегда присутствующее в обществе уважение к образованию как необходимой и естественной составляющей жизни каждого заменяется постепенно осознанием ведущей роли общеобразовательной и профессиональной школы в формировании «модели судьбы» человека [1-4].

В этом контексте нам представляется, что все происходящее в системе образования сегодня точнее (и важнее) было бы называть не «образованием», а «воспитанием» — т.е. взращиванием, выхаживанием, укреплением личности, развитием ее нравственной устойчивости и способности добиться жизненного успеха, а «образовательную систему» — соответственно «воспитательной». Воспитательная система — это гуманистическая система управления процессом развития личности. Школа должна опираться не на рудименты авторитарного сознания, в основе которого - управление личностью; объект приложения ее сил - процесс развития и качественного приращения личности.

Суть современных подходов к воспитанию личности в процессе школьной жизни состоит, на наш взгляд, в том, что обучение должно восприниматься молодежью как путь к себе через науку и образование. Отсюда следует, что важнейшей задачей педагогов сегодня становится формирование мировоззрения личности — как широкой системы ее взглядов на мир людей и явлений, как основа ее внутренней и внешней культуры. Это возможно, во -первых, в том случае, если освоение знаний обеспечит формирующейся личности приобщение к культуре — культуре современности и культурной традиции. Содержание образования должно предстать перед молодым человеком не как строительный материал культуры, а как сама культура, как элемент ноосферы. Культурологический подход не противоречит предметному зна-

нию, глубокому и прочному, а логично соотносится с ним, укрепляет и расширяет систему знаний, умений и навыков учащихся, обеспечивает органическую связь обучения с современностью, придает обучению проблемный и развивающий характер.

2. Гражданская культура личности как результат воспитания

Важнейшая задача образовательного процесса - формирование гражданина, носителя высокой гражданской культуры. Очевидно, что формирование такой культуры должно рассматриваться как неотъемлемая часть общей стратегии воспитания личности средствами образования.

Путь огромной страны к будущему гражданскому обществу и правовому государству многотруден и не скор. И тем не менее для взрослеющих сегодня поколений именно такое общество и такое государство станет их настоящим. Понимая это, мы должны особое значение придавать тем годам жизни ребенка, которые он проводит в школе. Именно этот период способен стать плодотворным временем формирования гражданского опыта ребенка -опыта гражданской деятельности и гражданских отношений. Это произойдет в том случае, если акценты в системе образования будут переставлены с утилитарно-прагматических на культурно-цивилизационные, другими словами -с ценностей обучения на ценности воспитания личности [5-7].

Теоретико-технологический подход к решению этой задачи состоит в том, что образовательный процесс во всех подсистемах учебной и внеучебной сфер выстраивается так, чтобы обучающийся мог приобрести опыт гражданской деятельности и рождающихся в этой деятельности гражданских отношений, т.е. культуру жизни в гражданском обществе.

Гражданская деятельность - это деятельность, в которой формируется реальный гражданский опыт ребенка: опыт лидерства, опыт выбора, опыт работы в группе, опыт преодоления трудностей и т.д. Такой опыт выступает, с одной стороны, как содержательная составляющая культуры личности, а с другой - как основа безопасной жизнедеятельности будущего гражданина.

Формирование гражданско-правового пространства в образовательном учреждении - проблема сложная. У нее есть свое содержание, свои технологии, ценности, характеристики. Она должна быть осознана нами как серьезная педагогическая проблема, требующая педагогических подходов, как реальный путь гуманизации Школы. Но до тех пор, пока мы будем подходить к этой задаче только с точки зрения гуманизации отношений участников воспитательного процесса, мы цели не достигнем, хотя сил и энергии потратим много.

Практические результаты возможны только при обеспечении условий для того, чтобы учащийся стал субъектом гражданской деятельности, в которых и способны родиться гражданские отношения, обогащающие привычные отношения, характерные для учебного процесса (учитель-ученик, ученик-ученик), качественно иными, новыми (человек-человек, личность-личность, гражданин-гражданин). Это обеспечит нормальное функционирования всех

педагогических «механизмов» и приведет к результату, который будет адекватен вложенным усилиям.

Гражданина невозможно воспитать только при «точечном» воздействии на личность, только при так называемом индивидуальном подходе. Здесь необходимо обеспечить реально функционирующее единое гражданско-правовое воспитывающее пространство образовательного учреждения, которое мы понимаем как пространство гражданской деятельности и гражданских отношений всех ее субъектов.

Для этого необходимо было определить и экспериментально проверить, при каких условиях возможно превратить образовательное пространство в гражданско-правовое воспитывающее пространство образования.

Нами выработаны подходы к решению задачи формирования у молодежи культуры жизни в гражданском обществе и правовом государстве, основанные на продуктивных идеях, принятых в образовательных системах стран стабильной демократии и уходящих корнями в историко-культурную традицию отечественной педагогики. Они обеспечивают формирование у учащихся реального гражданского опыта — опыта коллективного взаимодействия, лидерства, социального выбора, творчества и самоорганизации. Это потребовало создания новой парадигмы организации жизни образовательного учреждения и управления им. Мы подготовили научно-методическую базу для системной перестройки учебного процесса в направлении развития субъектной позиции обучаемого, внедрения новых форм организации учебного процесса (экстернат, вариативные курсы и т.п.); а также оптимизации внеучебной деятельности на основе школьного самоуправления, создания детско-взрослых сообществ учителей, учащихся и родителей, укрепления взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями культуры в едином социокультурном пространстве региона. Таким образом, образовательный процесс во всех подсистемах учебной и внеучебной сфер выстраивается так, чтобы молодой человек мог приобрести опыт гражданской деятельности и рождающихся в этой деятельности гражданских отношений, т.е. культуру жизни в гражданском обществе. «Действующей моделью» такого общества может и должна стать школа. Системообразующие свойства этой модели выступали в качестве одного из предметов нашего исследования

3. Успехи и риски в гражданском воспитании молодёжи

Неправильно считать, что педагоги ничего подобного не делают. Но в реальной жизни это выглядит как спонтанные усилия самых лучших педагогов, как их индивидуальные, чаще всего интуитивные решения. Именно поэтому до сих пор в области гражданского воспитания молодежи так и не обеспечен качественно новый педагогический результат. В процессе формирования культуры личности вообще и гражданской культуры — в частности, мы в течение долгих лет, тем не менее, не можем преодолеть несколько з а-блуждений и иллюзий.

Во-первых, что участие в общественной работе формирует у молодого человека гражданскую позицию. Во-вторых, что в учебном процессе занятия

граждановедческого цикла способны стать решающим фактором гражданского воспитания учащихся.

По поводу первого заблуждения скажем, что действительно это возможно, если обеспечены условия для субъектного позиционирования обучаемого в общественной деятельности и если эта деятельность содержательно, структурно и организационно выстроена таким образом, чтобы были обеспечены условия для формирования разнообразного реального жизненного (гражданского) опыта формирующейся личности. Другими словами, общественная деятельность молодого человека только тогда эффективна в плане гражданского воспитания, если она дает возможность сформироваться всем компонентам культуры личности, выступающей как понятое, пережитое и принятое знание. В ином случае эта, по формальным признакам, «общественная работа», останется тем, что великий педагог А.С.Макаренко называл ««чисто внешней формой дисциплины», внешней потому, что «за ней не скрывается даже самой первоначальной культуры», гражданской культуры -в контексте нашего рассуждения.

Второе заблуждение строится на известном положении том, что содержание учебного материала несет в себе очень высокий воспитательный заряд. Конечно, это так. Но надо иметь в виду и то, что предметное содержание любого учебного материала в воспитательном смысле нейтрально. Мощным личностно формирующим потенциалом обладает его мировоззренческий компонент - мировоззренческое или культурологическое содержание образования. Оно есть в любом предмете, в любой учебной теме, оно требует такого же осмысления и принятия учащимся, как и традиционное предметное содержание учебного материала. Мировоззренческое, культурологическое содержание учебного предмета — это то, что объединяет всех учителей-предметников в едином пространстве общечеловеческой культуры. В этой связи изучение учебного материала по физике или по физкультуре - не менее важный фактор гражданского воспитания школьников, чем уроки истории, обществоведения или этики и мировой культуры.

В процессе реализации нашего проекта мы провели широкий эксперимент в школах г. Тулы, в процессе которого изменили педагогические подходы и технологические решения во всех подсистемах воспитательной системы школы, в рамках самых разных учебных предметов с точки зрения формирования гражданской культуры личности учащихся.

Наш научный результат, как и наш практический результат, имеет своего адресата. Это многоликий адресат, и нам кажется, что в этом также ценность нашего проекта. Наш адресат - учитель-практик. Наш адресат - директор школы. Наш адресат - начальник управления образования на уровне района, муниципалитета и федерации в целом. Наш адресат, что особенно важно, - ребенок-учащийся.

Научный результат нашей работы состоит в том, что нами уточнены понятия «гражданско-правовое воспитывающее пространство образовательного учреждения», «гражданский опыт формирующейся личности», «граж-

данская культура личности»; разработаны научно-методические подходы к формированию гражданского опыта учащегося в различных видах деятельности, уточнены основные положения концепции и модели гражданского воспитания в Школе. Для педагогов, учащихся и руководителей системы образования нами разработаны и изданы словарь-справочник «Образование в категориях гражданского общества», сборник статей и рекомендаций по итогам международной научно-практической конференции, программы повышения квалификации педагогических кадров; создана научно обоснованная модель управления гражданским воспитанием на уровне региона, сформирован «Правовой портфель школьника» для учащихся всех ступеней обучения и многое другое.

4. Итоги экспериментальной работы

Анализируя ход и результаты эксперимента, мы убедились в том, что выработанные научные основания и технологические подходы к формированию гражданско-правового воспитывающего пространства образовательного учреждения приводят к положительным практическим результатам.

Практический результат, на наш взгляд, определяется тем, что выработанные нами подходы стимулируют создание атмосферы сотрудничества, равенства и взаимного уважения среди учащихся, педагогов и руководителей образовательного учреждения; формируют профессиональное сообщество из числа участников эксперимента как авангарда педагогического коллектива школы, обеспечивают качественное приращение гражданского опыта учащихся — опыта выбора в учебном процессе и вне его, опыта коммуникативной деятельности, опыта коллективной и самостоятельной работы, опыта принятия решений, опыта социальных практик, опыта социального успеха.

Не менее важно с практической точки зрения и то, что нами выявлены причины тех трудностей в реализации концепции и модели гражданско -правового воспитывающего пространства образовательного учреждения, с которыми сталкиваются все, кто приступает к решению этой задачи. Эти причины, прежде всего, состоят:

■ в неумении учителя использовать педагогические технологии, направленные на стимулирование субъектной роли учащегося в различных видах деятельности;

■ в неумении учителя преодолевать привычный для него авторитарный стиль во взаимодействии с учащимися;

■ в недостаточной личной гражданской культуре педагога;

■ в недостаточной готовности учащихся выступать в новой для них социальной роли субъекта образовательного процесса.

Заключение

Современный этап в развитии России подтверждает, что в государстве и обществе не исчезли пережитки авторитарного сознания и стремлений вновь пойти «другим путем». Тем важнее направить все усилия современной Школы на то, чтобы подрастающее поколение осознавало себя прежде всего поколением граждан, чтобы внутреннее идейное пространство личности каждо-

го молодого человека формировалось на основе общих для всего цивилизованного мира демократических ценностей.

Список литературы

1. Заславская О.В. Социально-профессиональное партнерство в гражданском воспитании школьников: сб. статей / под научной ред. О.В. Заславской. Тула: Тульский полиграфист, 2011.84 с.

2. Заславская О.В. От профессионального мастерства - к профессиональной культуре // Проблемы экономики и информатизации образования: материалы VII Междунар.научн.-практ. конф. Тула. 14-15апреля 2011г. / Тула: НООВ-ПО НП ТИЭИ, 2011. С. 420-427.

3. Заславская О.В. Гражданское воспитание личности в школе: педагогический ответ на вызовы времени / Проблемы экономики и информатизации образования: Мат-лы IX Междунар. научн.-практ. конф. Тула. 26-27 апреля 2011 г. Тула: НООВПО НП ТИЭИ, 2011. С. 185-191.

4. Заславская О.В. Гражданское воспитание и демократизация России. // Сб. научн. статей по проблемам педагогики ненасилия: материалы XXVIII Все-рос. науч.-практ. конференции (Санкт-Петербург 19 апреля 2007). СПб.:2007

5. Levinson M. No Citizen Left Behind. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2012. 400 p.

6. Hess D. E. Controversy in the Classroom. The Democratic Power of Discussion. Routledge, 2009. 197 p.

7. Shin D. C. Democratization: Perspectives From Global Citizenries. Oxford: Oxford University Press, 2006.

Заславская Ольга Владимировна, д-р пед. наук, проф., ovzaslav@yandex.ru, Россия, г. Тула, Тульский государственный университет

SOCIO-CULTURAL SPACE EDUCATION: WHICH FORMS THE IDEOLOGICAL BASIS PERSONALITY?

O.V.Zaslavskaya

The issues of formation of social and cultural space of the educational institution as a factor in the development of the philosophical foundations of the individual learner. It offers an original interpretation of the concepts of "meta-subject knowledge," "ideological content of education component," "educational space", "culture of personality." Article detail reveals the problems of the modern school, but its conclusions and recommendations may also be used in the process of improving education and educational activities of educational institutions of different types and kinds.

Key words: educational environment, socio-cultural space of education, personality, world view of the individual.

Zaslavskaya Olga Vladimirovna, doctor of pedagogical science, professor, ov-zaslav@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.