УДК 61:378.1
С.С. САРСЕНБАЕВА
Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ
В статье рассматриваются подходы к пониманию качества образования в высшем учебном заведении, система оценки образовательной деятельности. Концепция внешней оценки качества образования создала условия перехода в Казахстане от модели «контроля качества» к модели «обеспечения качества», что является наиболее эффективным. Приведены данные ряда институциональных исследований показывающих степень готовности абитуриента к учебе в медицинском вузе, а так же изучение мнения обучающихся, как показатель университетской оценки качества образования. Мониторинг образовательного процесса на протяжении 2010-2012 г.г. показывает динамику позитивных перемен и улучшение понимания преподавателями и обучающимися ключевых позиций реформы медицинского образования (Болонский процесс, кредитная система обучения, инновационные методы преподавания, информатизация университета и т.д.). Затронуты проблемы управления качеством образования в условиях реформы медицинского образования.
Ключевые слова: высшее образование, качество образования, медицинский вуз.
Успешная интеграция Казахстана в мировое экономическое пространство, перспективы вхождения в мировой рынок квалифицированного труда, неизбежность интеграции системы высшего образования в мировую образовательную систему привели к появлению нововведений, некоторые из которых органично влились в образовательные системы и предопределили их совершенствование. Система образования на современном этапе формируется в динамичную, самоорганизующуюся, инновационную систему, восприимчивую к требованиям потребителей [1].
Отечественная система образования сейчас решает целый ряд принципиальных задач:
обеспечить новое качество образования за счет развития личностью ориентированного обучения; - сохранить единство образовательного пространства, создавая при этом условия для развития системы вариативного образования;
обеспечить равный доступ к получению качественного образования для всех социальных слоев населения. Главные положения, характеризующие качество образования [2]:
I. Качество образования становится ведущей темой образовательной политики.
II. Образование является важнейшей сферой социальной жизни.
III. Образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества.
IV. Модернизация казахстанского образования заключает в себе повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества.
V. Управление качеством образования - одна из актуальнейших проблем современного общества.
На недавно прошедшем 7-ом международном Европейском форуме по обеспечению качества высшего образования "How does quality assurance make a difference?" (г.Таллинн, Эстония, 22 по 24 ноября 2012 г.) ключевому спикеру планарного заседания Fiona Crozier (EQAF Steering Committee) одним из участников форума был задан вопрос «Что такое качество образования»? Последовал оригинальный ответ:
«Качество образования является широко используемым термином, но до настоящего времени никто не дал ему точную и четкую характеристику». Fiona Crozier обратилась со встречным вопросом «А как Вы определяете, что такое качество образования?». Действительно, проанализировав через систему google термин «качество образования», найдено более 500 000 документов, но универсальная и четкая дефиниция (смысл) этого понятия представляется весьма затруднительной. Как нам представляется, это связано в первую очередь с многообразием подходов и критериев оценки качества образования.
Таллиннский Форум-2012 в котором впервые участвовал КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, являлся уникальной площадкой для общеевропейской дискуссии по перспективам и направлениям развития высшего образования и гарантии качества. В мероприятии приняли участие свыше 350 человек; в рамках форума было проведено более 30 семинаров и секционных заседаний, на которых был представлен опыт вузов, исследовательских организаций, студентов,
преподавателей, аккредитационных агентств, сферы бизнеса из более 20 стран мира. Самые заметные выступления на пленарных заседаниях были у Джетро Ньютона, почетного профессора в области изучения политики высшего образования Британского Университета Честера «Ведет ли гарантия качества к совершенствованию?», Сильвии Мэннинг, президента Комиссии по высшему образованию США «Какие уроки может извлечь сфера гарантии качества из последних дискуссий в США о будущем аккредитации?», Тии Луккола, главы департамента менеджмента качества программы институционального оценивания Европейской ассоциации университетов «Современные тенденции европейской политики в области гарантии качества», Дорте Кристофферсен, члена Руководящего комитета Агентства по качеству и стандартам профессионального образования (TEQSA) Австралии «Новое в международной политике в области гарантии качества высшего образования», Энтони Маккларена, главного исполнительного директора Агентства гарантии качества высшего образования (QAA) Великобритании. Организаторами форума являются Европейская
Ассоциация Университетов (EAU), Европейская ассоциация обеспечения качества в высшем образовании (ENQA), Европейская ассоциация Институтов высшего образования (EURASHE), Европейский студенческий союз (ESU). Так что же такое качество образования? Редукционистский подход основывается на значении термина «качество» - степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям. Существует множество трактовок «качество
образования», некоторые из которых представлены ниже [3].
1. Востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения.
2. Социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
3. Совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально -техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.
4. Степень удовлетворения ожиданий» различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждениям образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач.
5. Уровень успешности, социализации гражданина, а также уровень условий освоения им образовательной программы образовательного учреждения.
Этот список можно продолжать до бесконечности. Поэтому качество образования необходимо рассматривать как многомерное понятие. Вопросы качества образования на любом его уровне всегда были и остаются в центре внимания научных исследований и практики управления образованием. Более того, реформационные процессы в образовании, при любом подходе к их оценке, во главу угла ставят проблему либо сохранения существующего уровня качества образования, либо достижения еще более высокого уровня.
Понятию качества приписывают различные, порой противоречивые значения. Это связано с тем, что используются как абсолютное, так и относительное понятия качества. Абсолютное понятие качества используется для отражения статуса и превосходства. Такое идеализированное понятие может содействовать развитию и укреплению имиджа образовательного учреждения. Оно также демонстрирует значение повышения качества как стремления к наивысшим стандартам образования. «Качество» может
использоваться и как относительное понятие. В этом аспекте качество не является атрибутом
образовательной услуги. О качестве можно судить, когда продукция (товар или услуга) отвечает требованиям соответствующих стандартов или спецификаций, оно выступает лишь как средство, с помощью которого выявляется соответствие образовательной услуги государственному стандарту. Качество как
относительное понятие имеет два аспекта: соответствие государственному стандарту и соответствие запросам потребителей образовательной услуги. Первый аспект часто называют качеством с точки зрения производителя, второй - качеством с точки зрения потребителя. Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности: носитель знаний, навыков и умений (ЗНУ) - передача ЗНУ - получатель ЗНУ - восприимчивость методик передачи ЗНУ - фундаментальность приобретенного -востребованность полученных ЗНУ - получение новых знаний, навыков и умений. Таким образом, основным критерием качества образовательного процесса является результат, показателями которого являются знания, умения. навыки. Они в свою очередь обладают качественными характеристиками: системность,
действенность, прочность. В этом контексте качество образования определяется, прежде всего, качеством носителя ЗНУ (профессорско-преподавательского состава), который передает их с помощью различных методик обучающимся.
Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие разделы показателей качества [4].
1. Качество учебных программ (проявляется не только в соответствии образовательным стандартам в области той или иной учебной дисциплины, но и в наличии инновационной составляющей).
2. Качество студентов (•знания, полученные ранее по профильным для обучающегося учебным дисциплинам; •знание компьютера; •владение иностранным языком; •желание учиться; •интеллект; •духовность; •одаренность; •память; •дисциплинированность; •настойчивость; •работоспособность; •наблюдательность; •планирование карьеры).
3. Качество знаний (определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения. В открытом образовании организацией мониторинга за карьерой выпускников могут заниматься руководители региональных центров, для чего целесообразно создавать базы данных о выпускниках. Поскольку большинство показателей качества образования не могут иметь количественной характеристики, получение сводных показателей качества по блокам показателей и обобщающих оценок возможно с помощью квалиметрии).
- Состояние материально-технической базы учебного заведения.
- Качество инфраструктуры.
- Качество преподавательского состава.
- Мотивация преподавательского состава.
- Инновационная активность руководства.
- Внедрение процессных инноваций.
- Востребованность выпускников.
- Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
- Достижения выпускников.
В зависимости от фундаментальности полученных знаний, обучающиеся могут •выдержать конкурсные экзамены при поступлении на следующий уровень обучения; •пройти конкурсный отбор при устройстве на работу; •более успешно осваивать учебные дисциплины, базирующиеся на знаниях общеобразовательных, базовых и профильных дисциплин, изученных на предыдущих стадиях образовательного процесса [5]. Оценка качества образования. Сегодня большинство стран мира, в том числе и Казахстан, выработали основы политики в области оценки образовательной деятельности. Эти страны приступили к определению норм (стандартов) при разработке программ обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и оценки его качества как составной части. Эти нормы (стандарты) являются необходимой основой для определения целей образования, создания образовательного пространства страны, благодаря которому будет обеспечен единый уровень дошкольного, общего и профессионального образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Успехи новой политики в области образования связаны, прежде всего, с социально-экономическими процессами,
происходящими в обществе. Открытость, разделение ответственности, право на разнообразие и соотнесение предложения с потребностями, ориентация на конечные результаты являются принципами, которые должны быть реализованы во всех сферах деятельности человека, в том числе и в сфере образования [6]. Концепция внешней оценки качества образования создала условия перехода в Казахстане от модели «контроля качества» к модели «обеспечения качества», что является наиболее эффективным. Каждый субъект образовательного процесса (педагог, обучающиеся, родители, работодатели, потенциальные рекрутеры, администрация) заинтересованы в обеспечении качества Наш университет всегда волнует уровень подготовки современного абитуриента, т.к. это потенциальные студенты-медики, которым в первые годы обучения приходится изучать наиболее сложные и объемные дисциплины. Без знаний химии невозможно постигнуть определяющую дальнейшее направление подготовки
медика, фармацевта - биохимию. Слабые знания в школьной биологии и анатомии, вызовут затруднения при изучении микробиологии, анатомии, гистологии и молекулярной генетики. Основы иностранного языка позволят студенту активно участвовать в социально-культурной и международной жизни, научно -исследовательской работе университета. Центр МАКО и НСРМО в августе 2012 г. провел опрос абитуриентов и выявил причины, определяющие выбор нашего вуза. Респонденты могли выбрать несколько вариантов из предложенных. По результатам
исследования: 52% ответили, что главной мотивом был «интерес к профессии», 37% - «мечтал с детства», каждый третий респондент - 29%- отметил престижность статуса КазНМУ, 12% выбрали университет так как «профессия врача востребована», 7% из-за «врачебной династии», 5,5% «из-за престижа специальности врача». От 1 до 3% анкетированных отвечали по -разному «желание иметь высокооплачиваемую работу, случайно, по настоянию родителей, из-за большого количества грантов в КазНМУ и др.». Эти показатели говорят в пользу того, что большинство абитуриентов осознанно делают выбор, следовательно, их подготовка в школе, особенно последние 2 года, должна соответствовать требованиям обучения в медицинском вузе. Однако, по результатам первой сессии, мы видим обратное - слабые базовые знания первокурсника, не достаточные навыки в исследовательской работе. В этом плане интересен опыт зарубежного образования, который представлен в книге под редакцией А.И. Адамского «Что такое качество образования? [6]. Например, во всех странах Европы, США, Канады, Азиатского региона, диплом об окончании среднего образования не дает возможности сразу поступать на ступень образования высшего. Ей чаще всего (за исключением некоторых провинций в Канаде) предшествует еще одна ступень: старшая общеобразовательная школа, в которую можно поступить только при наличии высоких достижений в средней школе. При этом существует широкий спектр иных образовательных возможностей, не дающих, однако, права на поступление в университет [7]. В таблице 1 приведены зарубежные данные об оценке готовности к обучению в вузе по итогам второй ступени общего среднего образования.
Таблица 1 - Критерии готовности к обучению в зарубежных вузах
Критерий Великобри-тания Гонконг Канада: штат Квебек Финляндия Франция
Продолжитель Обязательные Подготовительные Двухгодичный С 16 до 19 лет Академические
ность ступени курсы пе ред к вузу курсы колледж (3 года) (general)k^ и
поступлением в (шестой класс) технологические
университет (technologique)
состоят из двух лицеи;
частей- базовой профессиональны
и высшей (А2) е лицеи (lycee
professionnel),
центры
подготовки
подма стер ий
(CFA),
общеобразователь
ные)
Характер Внешняя Внешняя Внешняя Внешняя Внешняя
оценки
(внешняя/внут
ренняя)
Характер Тестовая и Тестовая и Тестовая и Тестовая Тестирование или
оценки нетестовая нетестовая нетестовая (новый формат устный экзамен
(тестовая/нете формы те стовых
стовая формы) материалов)
Тип Обязательные Экзамен на Сертификат об Вступительные Диплом бакалавра
сертификата курсы перед атте стат окончании экзамены в общий или
поступлением в подготовительного колледжа университет технологический -
университете (A уровня (Hong Kong по завершении
level) Advanced Level Examination (HKALE) общеобразователь ных или технологических лицеев. Диплом, не дающий права поступать в университет после окончания профессиональных лицеев
Наличие дополнительной образовательной ступени, на которую принимают на жесткой конкурсной основе, перед поступлением в вуз, говорит о том, какие высокие требования на сегодняшний день предъявляются к высшему образованию в мире. Сложившаяся в отечественном образовании традиция репетиторства, по сути, пытается восполнить высокий уровень подготовки, который в настоящее время требуется для обучения в вузе. Анализ зарубежного опыта показывает, что такая дополнительная ступень на сегодня считается необходимой. Отличие от ситуации в странах СНГ
заключается в том, что эта ступень
институциализирована в виде колледжей и гимназий (в которые поступают далеко не все выпускники первой ступени общего образования) и связана не столько со способностью родителей оплачивать этот уровень образования, сколько с результатами, полученными при итоговой аттестации в основной школе. Заметим, что в ряде стран эта ступень также является государственной и бесплатной (так, в Финляндии только 7% гимназий являются частными).
Таблица 2 - Требования для абитуриентов вузов Европы, Азии, Канады
Страна Оценка готовности к обучению вузе Характер зачисления в вуз
Великобритания Экзамен на получение A level по итогам обучения в колледже В качестве вступительного засчитыва ются результаты итогового экзамена в колледже
Гонконг Аттестат подготовительного уровня (Hong Kong Advanced Level Examination (HKALE)) В качестве вступительного засчитыва ются результаты итогового экзамена в колледже
Канада Не существует общей системы втупительных экзаменов, университеты выдвигают свои требования (например, иногда требуются сертификат SAT (Sta nda rdizet Aptitude Tests). При этом учитываются результаты итоговой аттестации в общеобразовательной школе Итоговая аттестация в школе + экзамены по требованию университета
Финля ндия Вступительные экзамены в университете, которые проводятся в стенах гимназии В качестве вступительного засчитыва ются результаты вступительного экзамена в вуз
Франция Экзамен на степень бакалавра по итогам обучения в лицее В качестве вступительного засчитыва ются результаты итогового экзамена в колледже.
Поступление в вузы чаще всего проводится уже по итогам выпускных экзаменов на старшей ступени общего образования. Практически всегда поступлению предшествует конкурс документов: университет принимает во внимание результаты обучения в старшей
школе, портфолио выпускника, итоги экзаменов, уровень полученного сертификата (таблица 2). В последнее время наиболее престижные и элитарные университеты Франции [8], а также некоторые факультеты в обычных университетах, на которые
поступает наибольшее число абитуриентов, требуют сдачи дополнительного экзамена (Concours), для чего необходима специальная подготовка в течение 1-2 лет. В связи с этим около 30% молодежи в возрасте от 19 до 21 года посещают подготовительные курсы университетов или специальные курсы. Система аттестации по итогам среднего образования является не линейной: она предполагает несколько вариантов сертификатов одного уровня, но разного наполнения: с большим акцентом на академические предметы или прикладные
специальности. Однако при этом не все из них дают возможность дальнейшего поступления в университет. Значение уровня сертификата имеет не только для продолжения обучения, но и для работодателей: появляются все новые сертификаты, которые требуют подтверждения не столько академических успехов, сколько компетентностей и практических умений. Так, в 2007 году был введен новый тип сертификатов -диплом, в разработке требований к которому принимали участие работодатели.
В Канаде оценка кроме результатов аттестации по зачетным единицам (предметам, засчитанным выпускнику как кредит) в табеле старшей школы представлен отчет о сформированности следующих учебных умений [9]:
- Умение работать самостоятельно
- Умение работать в команде
- Умение организовывать свою деятельность
- Инициативность
- Выполнение домашней работы (Work Habits).
По данным исследования Центром МАКО и НСРМО уровень «премедицинской» подготовки абитуриентов был выше среднего. Так, на вопрос «Какая категория населения в республике больше всего нуждается во врачебной помощи», 38% ответили «новорожденные и младенцы», 27% - «пожилые люди», 25% «дети», 22 % -«взрослые», 17% - «старики», 16% - «подростки». На вопрос «Какие заболевания чаще всего встречаются в Казахстане?», респонденты ответили: туберкулез - 36%, онкологические заболевания, СПИД - 36%, сердечно сосудистые заболевания - 30%, простудные заболевания, вирусные инфекции - 23%, сахарный диабет - 9,4% , болезни ЖКТ ) - 6,4%, анемия - 3%. Эти реузльтаты свидетельствуют о хорошем уровне школьной подготовки и кругозоре абитуриента. 53% опрошенных смогли назвать имена исторических лиц, известных ученых-медиков мира и Казахстана (Гиппократ, Абу али Ибн Сина, Аль-Фараби, Опарин, академик Федоров, Илизаров, Луи Пастер, Томас Морган, С.Ж.Асфендияров, С.Ф.Хотовицкий, Н.Ф.Филатов, Самарин, З.Фрейд,, Сеченов, Мечников, Кайырбекова С.З., М.Алиев, Шарманов Т.Ш., Сызганов, А.Рахышев А.К.Байгенжин, Сейдуманов Т.С, Камал Ормантаев). 33% смогли правильно первести выражение «Alma Mater», 75% разъяснить термин «медицина», 73% -термин «анатомия», 82% - правильно интерпретировали слово «педиатрия». На вопрос «Почему детей и взрослых лечат разные врачи (педиатры и терапевты)?» 92% из опрошенных дали интересные ответы: «Потому, что все болеют по-разному», есть «разница в возрасте», «разный подход к лечению и разные
особенности организма», «педиатры лечат детей, а терапевты лечат подростков», «анатомическая и физиологическая разница», «терапевты только ставят диагноз, а педиатры лечат и могут операцию делать», «зависит от болезни». На вопрос анкеты «На кого из известных людей тебе хотелось бы быть похожим?», 92% анкетированных абитуриентов дали оригинальные ответы, например. «на свою маму педиатра», «на своих родителей», «каждый человек личность и он находить свои путь сам», «каждый человек неповторимая личность», «хотела бы владеть качествами С. Д. Асфендиярова», «кумиров нет, стараюсь
совершенствоваться сам», «мой кумир - мой дедушка. Он был врачом-хирургом». Такие варианты ответов говорят о широте взглядов и образованности современного молодого человека. У большинства опрошенных абитуриентов сформирован
положительный образ врача
Таким образом, КазНМУ принимает в свои стены в большинстве своём абитуриентов с удовлетворительным уровнем общеобразовательной подготовки. В связи с этим, от сотрудников и преподавателей вуза зависит насколько быстро студент адаптируется к
университетской среде, будет заинтересован с качественном освоении предметов и проявит себя как стремящийся к новым знаниям, навыкам, саморазвитию выпускник КазНМУ.
Внутривузовская система качества образования. С
целью внутривузовской оценки качества образования в 2010 г. создан Центр мониторинга анализа качества образования и научного сопровождения реформы медицинского образования (Центр МАКО и НСРМО) КазНМУ, который обеспечивает координацию внедрения, анализ и оценку, а так же мониторинг качества образовательных программ. Центру
отводится ведущая роль в разработке и реализации основных направлений создания качественно-нового уровня медицинского образования в Университете, выработке научно-обоснованных рекомендаций реформирования медицинского образования нашем вузе и в стра не .
Анализ опыта образовательной деятельности лучших вузов мира показал, что система качества образования складывается из факторов, влияющих на качество, которые в последующем должны учитываться при мониторинге:
Рыночная ориентированность экономики, конкуренция на рынке труда.
• Отношение общества к образованию, востребованность интеллекта в обществе, экономике, производстве, культуре и т.п.
Современность и содержательное (предметное) наполнение образовательных программ, их соответствие государственным и общественным требованиям, условиям предстоящей работы, продолжению образования, личностному развитию выпускника вуза.
Уровень партнерства участников образовательного процесса: обучающихся, преподавателей,
работодателей, общественности. Но в центре образовательного процесса стоит потребитель знаний -обучающийся.
Профессиональная подготовка и статус педагога в общесгве, адекватносгьоценкиеготруда.
• Организационные и методические нововведения последних лет.
• Свобода преподавателей в выборе технологий и методик, опоры на яркие личности.
• Мотивация педагогов на качество образования.
• Эффективность управления и системы контроля качества образования. Стимулирующая роль системы педагогического контроля.
Материально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса.
Реализация в обучении принципов дифференциации и индивидуализации, поощрение одаренных обучающихся (стипендиаты).
• Общая организация образовательного процесса в вузе.
Состояние внеаудиторной деятельности
обучающихся.
При планировании своей работы Центр МАКО и НСРМО учитывает выше названные факторы и строит процессы институциональных исследований на определении наиболее проблемных зон в реализации
образовательного процесса и разработке рекомендаций по улучшению. Мониторинг образовательного процесса на протяжении 2010-2012 г.г. показывает динамику позитивных перемен и улучшение понимания преподавателями и обучающимися ключевых позиций реформы медицинского образования (Болонский процесс, кредитная система обучения, инновационные методы преподавания, информатизация университета и т.д.). При проведении в июне 2012 г. опроса 1033 студентов 5 курса факультетов обще медицины. МПФ, фармации, стоматологии (первый выпуск бакалавров), было установлено, что большинство респондентов удовлетворены уровнем полученных в КазНМУ знаний и умений (83%), удовлетворены ли Вы условиями обучения в вузе (81%), удовлетворены методическими обеспечением занятий на кафедрах (82%), удовлетворены методами преподавания практических навыков на кафедре (82%). Коммуникативные навыки преподавателей КазНМУ в большинстве случаев (89%) соответствуют ожиданиям студентов-респондентов. 73% опрошенных информированы о процессах развития образования в мире. Однако, полученные показатели не достигают 100 величины, что требует постоянной и системной работы над улучшением. Оценка качества подготовки выпускника КазНМУ включала анкетирование 94 врачей в 18-ти регионах Казахстана, которое организовал Центр МАКО и НСРМО в феврале -марте 2012 г., своей целью определил изучение мнения работодателей о компетентности выпускаемых специалистов.
Уровень удовлетворенности работой молодых специалистов в лечебном учреждении, респонденты оценили как 75% высокий и 20% средний. В 67% случаев практикующим врачам со стажем приходилось прилагать усилия по повышению профессиональных навыков молодого специалиста. Уровень профессиональной подготовки (профессиональная компетентность) наших выпускников респонденты оценили как 8 по 10-ти бальной шкале, уровень практических умений и навыков
- 7 балов, коммуникация (умение общаться с разными категориями мед.персонала, родителями. пациентами) -9, инновационность (владение новыми технологиями) -7. Оценка деловых качеств выпускника КазНМУ, таких как ориентация на результат, целеустремленность, работоспособность, инициативность, самостоятельность была оценена работодателями от 6 до 8-ми балов. Личностные качества оценены в среднем на 7 балов. Результаты исследования продемонстрировали сферы превосходства национального вуза и показали проблемные зоны при подготовке выпускника, над которыми еще предстоит много и усердно работать. Для получения независимой и объективной оценки качества подготовки выпускников в КазНМУ было привлечено агентство маркетинговых и социологических исследований «DAMU RESEARCH GROUP», которое в мае 2012 г. опросило 250 работодателей из 16-ти городов республики. По осведомленности среди всех медицинских ВУЗов в РК. большинство опрошенных работодателей (46%) первым упомянули КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. Далее на втором месте следуют медицинские ВУЗы ЗКГМУ им. М. Оспанова (17%) и КГМУ (17%). Меньше всего первым упомянули медицинский ВУЗ ЮКГМА (1%). По результатам опросов работодателей выяснилось что, на рынке труда в РК наиболее востребованы выпускники КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова (55%). Основными причинами востребованности выпускников КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова является их высокое качество образования, также являются высококвалифицированными специалистами. Также КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова является престижным медицинским ВУЗом и имеет сильный преподавательский состав. Основную долю на рынке труда занимают выпускники КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова - 73% опрошенных респондентов упомянули выпускников КазНМУ. Среди выпускников КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова наиболее востребованы специалисты следующих профилей: врачи лучевой терапии, терапевты, педиатры, невропатологи, гинекологи, неонатологи. По мнению работодателей, выпускники КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова как специалисты наиболее соответствуют следующим требованиям: хороший личностный потенциал, теоретическая подготовка и качественное образование. Далее работодатели отметили также что, выпускники КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова соответствуют следующим характеристикам: стремление к повышению квалификации, престижное образование, профессионализм, компетентность в своей области (см. диаграмму ниже). Среди опрошенных работодателей медицинских учреждений 90% ответили, что в перспективе приняли бы в свою организацию выпускников КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. Если рассматривать это вопрос в разрезе регионов, то данные выглядят следующим образом. В перспективе приняли бы на работу выпускника КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова
- в г. Астана 92% респондентов, в г. Алматы - 96% работодателей, в г. Шымкент - 95%, в г. Талдыкорган -94%, в г. Кызылорда - 93% работодателей, в гг. Усть-Каменогорск и Актау - 92% респондентов, в гг. Уральск,
Костанай, Кокшетау, Атырау - по 91% опрошенных работодателей, в г. Петропавловск и в г. Караганда - 90% респондентов, в г. Актобе - 88%, г. Тараз - 75% в г. Павлодар - 50%.. Таким образом, во всех регионах Республики Казахстан большинство работодателей в перспективе приняли бы на работу в свою организацию выпускников КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. Основные причины, по которым приняли бы на работу выпускников КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова работодатели назвали «высокое качество образования» (85 упоминаний) и «квалифицированные специалисты» (70 упоминаний). На третьем месте основной причиной при принятии на работу является «недостаток специалистов» (51 упоминаний) в медицинских учреждениях. Также при опросе среди респондентов было выявлено что, у выпускников КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова есть такое качество как «желание работать и развиваться» (16 упоминаний). Наиболее важная характеристика «идеального выпускника», которой соответствует выпускник КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, по мнению респондентов (50%) является «отличные знания по своей специальности». 44% работодателей отметили, что выпускники КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова соответствуют таким характеристикам как: «широкий кругозор», «трудолюбие и высокая трудовая дисциплина» и «четкое выполнение своих обязанностей». Также респонденты (43%) отметили такие характеристики выпускника как «высокая самодисциплина» и «коммуникабельность» (см. диаграмму ниже).
Результаты ряда институциональных исследований (2010-2013 г.г.) позволили Центру МАКО и НСРМО определить систему индикаторов для управления качеством образования в КазНМУ: академическая успешность обучающихся (доля отличников, олимпийцев, стипендиатов, победителей НИР), инновационный потенциал профессорско-
преподавательского состава (доля преподавателей, использующих инновационные педагогические
технологии), удовлетворенность потребителей (обучающихся и работодателей) результатами обучения в университета, здоровье и социализация обучающихся, студенческое самоуправление.
Заключение: Качество образования можно рассматривать как многомерное понятие. К раскрытию этого понятия целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их
требований. Процессный подход означает непрерывность управления, последовательность и взаимосвязь отдельных образовательных процессов в рамках их системы, а также их комбинацию и взаимодействие (С.Д.Ильенкова, д.э.н., профессор, действительный член Международной академии информатизации, заведующая кафедрой общего менеджмента и статистики фирм Института менеджмента МЭСИ).
Качество образования является одним из важнейших критериев эффективности, успешности образовательной деятельности, как самых разных участников образовательных отношений, так и в целом эффективности функционирования самой системы образования.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только студенты и учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.
Качество образования в медицинском вузе можно охарактеризовать через уровень достижения комплекса образовательных задач (учебные результаты, социализация выпускников, включая овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе, развитие гражданского самосознания), при условии соответствия образовательных услуг по составу, содержанию и качеству ожиданиям/требованиям потребителей (обучающиеся, работодатели), соблюдения
нормативных требований условиям обучения и освоения образовательного стандарта.
Управление качеством образования в условиях реформы медицинского образования строится на принципах:
• понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно -технического прогресса и международных стандартов;
• ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента;
• интегрированность, ориентированность на современные информационные технологии, использование достижений теории и практики менеджмента. Ее успешность может быть оценена с применением качественных и количественных показателей.
• постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Азарьева В.В., Круглов В.И., Кутузов В.М., Степанов С.А., Ященко В.В.. Системы гарантии качества образования. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2012. - 44 с.
2 Азарьева В.В., Круглов В.И., Пузанков Д.В., Соболев В.С., Степанов И.В., Степанов С.А., Ященко В.В. Методика оценки систем качества образовательных учреждений. - Спб.: ООО "Балтияр", 2010. - 88 с.
3 Губарев В. Системное представление качества образования / Губарев В. // Стандарты и качество. - 2002. - № 4. - С. 2629.
4 Ильинский И. Качество - ядро образовательного процесса / Ильинский И. // Стандарты и качество. - 2002. - № 4. - С. 2224.
5 Кодолов С.М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса // Дополнительное образование. - 2005. - №8. - С.17-24.
6 А.И. Адамский. Что такое качество образования. - М.: Эврика, 2009. - 272 с.
7 Hong Kong Examinations and Assessment Authority (2003). Hong Kong Advanced Level Examination - Regulations & Syllabuses 2005. Hong Kong: Hong Kong Examinations and Assessment Authority. ISBN 962-570-976-2
8 http:// /www.duma.tomsk.ru
9 http://www.innovation2015.ru
С.С. САРСЕНБАЕВА
МЕДИЦИНАЛЫК ЖОЕАРЫ ОКУ ОРЫНДАРЫ Б1Л1М БЕРУ САПАСЫ: АНЫКТАУ, МЭСЕЛЕЛЕР1, ШЕШУ ЖОЛДАРЫ
ТYйiн: Ма;алада жогары о;у орындагы бЫм берусапасын, б^м беру ;ызмет1н багалау жуйеан туану ;арастырылган. Б^м беру сапасын сырттай багалау Концепциясы К^аза;станда «сапасын багалау» Yлriсiнен тиiмдi болып табылатын «сапамен ;амтамасыз ету» Yлriсiне кешуге жа гдай жасады. Берiлген ;атарларда талапкердi ц медициналы; жо гары о;у орында бiлiм алуына дайынды; децгейн керсететiн институционалды; зерттеулер туралы мэлiметтер, сонымен ;атар, университетац бiлiм беру сапасын багалау керсеткiшi репнде, бiлiм алушылардыц пiкiрлерiнiц зерттеулерi туралы м^меттер керсетiлген. 2010-2012 жж. аралыгында гы о;у Yдерidн ба ;ылау позитивт езгерiстер серпiнiн, о ;ытушылар мен б^м алушылардыц медициналы; йлiм беру реформасыныц (Болон Yдерiсi, кредиттiк о ;ыту жуйеа, инновациялы; о;ыту эд^ер^ университетпц а;параттандырылуы жэне т.б.) кiлттiк позициялары туралы тусшктершц арттырган серпiнiн керсетедi. Медициналы; бiлiм бе ру реформаларыныц тала птарында гы бiлiм беру са па сын бас;ару мэселелерi ;озгалга н. ТYйiндiсездер: жогары бiлiм беру, бiлiм беру сапасы, медициналы; жогары о;у орын.
S.S. SARSENBAYEVA
THE QUALITY OF EDUCATION IN MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION: DETERMINATION, PROBLEMS, WAYS TO SOLVE
Resume: The approaches to understanding the quality of education in higher education, the system of evaluation of educational activities are considered in the article. The concept of external evaluation of the quality of education has created the conditions for transition in Kazakhstan from a "quality control" to the model of "ensure the quality" which is the most effective. The data from a number of institutional studies showing the degree of readiness of students for study in medical school, as well as exploring the views of students, as a measure of university quality assessment are presented. Monitoring of the educational process for 20102012 years shows the development of positive change and improve the understanding of the key positions of the reform of medical education (Bologna process, the credit system of education, innovative teaching methods, computerization of the university, etc.) by teachers and students. Problems of quality management of education in the conditions of reform of medical education are considered.
Keywords: higher education, quality of education, medical higher education institution.