131 К>з¥МУ ХАБАРШЫСЫ, №2 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ
УДК 61-057.875:371.261
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КАЗНМУ ИМ. С.Д. АСФЕНДИЯРОВА
М.А. Абирова
Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы
В статье отражены современные мировые тенденции в области высшего образования, связанные с присоединением стран Европы и США принципам «Болонского процесса»: создание компетентностного обучения, дающего возможность будущим выпускникам вузов быстро реагировать на спрос рынка труда и методов оценки усвоения студентами профессиональных компетенций. Однако основной упор был сделан на модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова и методам оценки пяти основных компетенций, которыми должен овладеть выпускник нашего университета в течение всего периода обучения.
Ключевые слова: компетенции, система оценки, модель, медицинское образование, компетентност-ный подход, выпускник КазНМУ.
Одним из факторов развития любого общества является высокое качество подготовки будущих специалистов и умение ими использовать полученные знания и навыки. Поэтому одной из важнейшей целью системы высшего образования в целом и медицинского профессионального образования, в частности, является подготовка компетентных, творчески мыслящих, конкурентоспособных специалистов, способных адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, оперативно реагировать на требования рынка труда, ориентироваться в потоках информации, готовых к дальнейшему непрерывному профессиональному саморазвитию и самореализации [1].
В Государственной программе о реформировании системы образования в нашей республике была обозначена общая цель образовательных реформ в Казахстане - адаптация системы образования к новой социально-экономической среде и достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребностям и задачам индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования [2].
Особенностью современной системы образования - это компетентностный подход. Данный подход заключается в том, что по окончании обучения выпускник должен обладать необходимым набором компетенций, которые требуются современному работодателю. При компетентностном подходе каждую компетенцию будущего выпускника вуза разрабатывает одна или более дисциплин. Успешное освоение данных дисциплин говорит о достижении выпускником необходимых компетенций. Однако открытыми остаются следующие вопросы:
■ кто и каким образом будет оценивать реальную картину качественного освоения дисциплин выпускниками?
■ Как оценивать степень привития той, либо иной компетенции с помощью существующего в ВУЗ-ах подхода (система оценивания осталась старая)?
■ Как оценить степень привития компетенции, если по разным дисциплинам (в рамках одной компетенции) студенты получают разные оценки (например, по одним дисциплинам получают пятерки, а по другим -тройки)? [ 3].
Для количественного выражения степени усвоений компетенций студентами существуют несколько методов: десятибалльная система оценки (предлагаемые критерии основываются на десятибалльной системе оценки знаний. Они являются интегральными и служат основой для разработки соответствующих критериев по специальностям или по отдельным дисциплинам); рейтинговая система оценки компетенций (предусматривает переход от констатирующего к накопительному статусу баллов); предметный рейтинг (по окончании семестра по каждой дисциплине выставляется суммарный балл, который является итогом работы студента); общий рейтинг (по итогам семестра по всем дисциплинам выводится общий рейтинг); кредитная система оценки (в соответствие с документами «Болонского процесса» необходимо сопоставление учебных программ и оценку результатов образовательного процесса в национальном и международном контексте предлагается осуществлять на уровне фиксируемых образовательными стандартами профессиональных компетенций и «стержневых» квалификаций) и ее частный вид - европейская кредитная система оценки компетенций (БСТ8) (первый европейский опыт использования кредитной системы не только для накопления и реализации кредитов в своем вузе, но и для их переноса и академического признания в вузах-партнерах) [4].
В свете последних преобразований в системе высшего профессионального образования Республики Казахстан наш университет стремится следовать мировым тенденциям в области совершенствования системы образования. Так, в КазНМУ была разработана модель профессиональной компетентности выпускника медицинского университета, проанализированы все общеобразовательные, базовые и элективные дисциплины с точки зрения
компетентностной модели выпускника КазНМУ, а также предложены методы обучения, соответствующие компе-тентностной парадигме образования.
Однако наряду с отмеченными положительными наработками в области использования компетентност-ного подхода в инновационных преобразованиях образовательного процесса КазНМУ, как и во всем мире. остается частично нерешенным вопрос о формировании новой системы оценки профессиональной компетентности студентов университета [5].
Сама необходимость разработки новых эффективных и объективных систем оценки профессиональной компетентности студентов КазНМУ продиктована внедрением в университете компетентностного подхода, совершенствованием методов обучения и в целом возрастающими требованиями к выпускникам нашего университета со стороны государства и общества.
В связи с этим в КазНМУ была сделана попытка разработать основные подходы к оценке компетенций студентов.
На каждом этапе обучения мы рекомендуем ориентацию на следующие концептуальные принципы оценки компетенций студентов КазНМУ:
1. Принцип ориентации оценки на компетенции студента (его компетентностную модель). Данный принцип означает, что необходимо оценивать не некоторый набор предметных знаний, умений и навыков, а уровень освоения профессиональных компетенций. Такая оценка предполагает ориентацию на компетентност-ную модель выпускника.
В созданной модели медицинского образования КазНМУ описано 5 основных компетенций выпускника (когнитивная, операциональная, коммуникативная, правовая компетенции и компетенция непрерывного саморазвития). По каждому направлению подготовки были разработаны подробные модели выпускника -специалиста, с распределением компетенций по курсам обучения, являющихся теми критериями, которые позволяют оценить профессиональную подготовку студентов.
Графически упрощенная модель компетентности как результата обучения, который необходимо оценить, представлен на рисунке 1:
Рис. 1 Принципиальная модель формирования компетентности
2. Принцип преемственности и междисциплинарности в формировании и оценке компетенций студентов. Принцип преемственности означает комплексное систематичное формирование компетенций студентов при помощи дисциплин, дополняющих и развивающих цели друг друга на разных курсах обучения. Этот принцип обусловлен сходством предметных областей, изучаемых разными дисциплинами. Междисциплинарный подход не только помогает осваивать в процессе обучения отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между ними.
3. Принцип «от простого к сложному» - от формирования и оценки знаний к формированию компетенции саморазвития. Для оценки профессиональных компетенций студентов необходимо использовать наиболее соответствующие им методы и формы оценки. Так, на младших курсах необходимо использовать преимущественно традиционные методы обучения и оценки, направленные в основном на оценку когнитивной компетенции. Далее происходит усложнение приобретаемых студентами компетенций, по мере увеличения курса делается все больший упор на формирование коммуникативной, операциональной, правовой компетенций. В завершение обучения, путем увеличения часов самостоятельной работы, студент все большее количество информации добывает и анализирует самостоятельно, что формирует его компетенцию саморазвития.
Как видно из этого рисунка, при оценке знаний преимущественно используются такие методы оценки как тестирование и устная оценка, т.е. традиционные методы, а оценка навыков требует более сложных, в значительной степени интерактивных, методов оценки. Конкретные методы оценки компетенций представлены на рисунках 3 и 4:
овладевшие навыкала
навыки
специальные знания
базовые знания
Л V
Л
V
Письменная, устная оценка или оценка, полученная при компьютерном тестировании
Оценка за выполнение или активное участие
Рис. 2 Основные методы оценки компетенций
• Контрольная работа
• Эссе
• Практическое занятие
• Устный ответ
• Моделирование
базовые знания
• Лабораторные работы
• ОСКЭ
• Мини-клинич. экзамен
• Клинический случай
• Курация больных
• Наблюдение
Рис. 4 Методы оценки навыков
Из рисунков видно, что оценка знаний и навыков студентов медицинских вузов осуществляется различными методами. Их выбор зависит от учебных целей каждого курса, задач дисциплины, темы занятия, предпочтений преподавателя и студентов.
4. Принцип выбора метода оценки компетенции в зависимости от специфики дисциплины.
Данный принцип означает, что выбор конкретного метода оценки зависит от специфики учебной дисциплины: его целей, задач, направленности содержания, преобладающих в дисциплине методов обучения, преобладающих компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины.
В связи с этим методы оценки должны быть адекватны специфике учебной дисциплины, соответствовать компетентностной парадигме образования. Кроме того, необходимо помнить, что любой метод оценки имеет как свои преимущества, так и свои недостатки, которые преподавателю необходимо учитывать в каждом конкретном случае.
5. Принцип систематичности.
Данный принцип подчеркивает важность регулярного контроля за ходом профессиональной подготовки студентов. Систематический контроль в отличие от эпизодических проверок помогает упорядочить процесс обучения, дает возможность получить достаточное количество оценок, позволяющих вывести в конце года объективную итоговую оценку. Кроме того, принцип систематичности отражает необходимость усовершенствования, постоянного развития и непрерывности процесса контроля за результатами обучения в КазНМУ. Данный
принцип важен для нашего университета, т.к. компетентностная модель студента, а также методы обучения и оценки, соответствующие компетентностно-ориентированному подходу, находятся на стадии разработки и внедрения, что требует их дальнейшего систематического усовершенствования.
Таким образом, принципиальная модель оценки компетенций КазНМУ должна включать последовательность оценки на всех этапах обучения. При этом применительно к каждой дисциплине и курсу должны быть выработаны собственные подходы к оценке компетенций, что является следующим этапом внедрения системы оценки профессиональных компетенций студентов КазНМУ.
В целом оценка компетенций студентов в медицинском университете является сложным многогранным процессом, требующим от преподавателей знания основных представленных принципов оценки, учета особенностей этапа обучения и выбора наиболее эффективных методов обучения. Только постоянное совершенствование методов обучения и оценки позволит добиться высокого качества подготовки выпускников КазНМУ.
Список литературы:
1. «Формирование экономической компетенции студентов политехнического колледжа». Лопанова Е.Н., festival.1september.ru/articles/590001/
2. «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы», edu.gov.kz > ... programma_ra/vitija_obrazovanija/
3. Высшее образование в области защиты информации. Хайров И., 21.01.2011, pycode.ru/2011/01/infobez/
4. «Оценка результатов учебной деятельности студентов». Харченко А.В. журнал «Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования» № 5 (январь - июнь 2003 г.), www.charko.narod.ru
5. «Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова». Аканов А.А., Ахметов В.И., Абирова М.А., Кызаева А.Д., Есенжанова Г.М., Мырзабеков О.М., Каракушикова А.С., Турдалиева Б.С., Керимбаева С.Р., Тусупова Н.М., часть 4 «Методы оценки компетенций», Алматы, 2010 г., с. 67.
С.Д.Асфендияров атындаFы ^аз¥МУ-нщ студенттердщ крырларыньщ баFалау принциптары
М.А. Абирова
Макалада АКШ жэне Еуропа елдершщ «Болон процесшщ» ^станымдарына косылуына байланысты жогаргы бшм берудеп элемдш замануи беталыс: жогаргы оку орындарыныц студенттердщ кэаби крыреттшктерш мецгеру децгейiн багалау эдiстерi жэне ецбек наркыныц с^ранысына сэйкес мамандар дайындау барысында к¥зыретп окытуды к¥ру жолдары бейнеленген. Макаланыц непзп тYЙiнi С.Д.Асфендияров атындагы Каз^МУ-нщ медициналык бiлiм беру Yлгiсi жэне бiздiц университет тYлегiнiц бiлiм алу барысында кол жеткiзуi тиiс бес непзп к¥зыреттшктерш багалау эдiстерi болып табылады.
Principles of assessment of competencies of students of KazNMU named after S.D. Asfendiyarov
M.A. Abirova
The article reflects the modern world trends in higher education related to the accession of countries of Europe and the United States to the principles of the «Bologna Process»: the creation of competent learning, giving the opportunity for future graduates to respond quickly to labor market demand and methods of assessment of students learning professional competences. However, the emphasis was placed on the model of medical education of KazNMU and methods for assessing of the five main competencies, which must possess a graduate of our University during the entire period of study.
УДК 378.14.016.026.7:51:005.963.1(574)
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Т. С. Жданова, Н. М. Тусупова
Казахской Академии Труда и Социальной Отношений, г. Алматы, Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы
Рассмотрены основные типы и технологии обучения высшей школы, применение которых способствует повышению качества образовательного процесса. При этом показано как развитие информационных технологий могут влиять на развитие образовательного процесса. Описаны технологии, которые применяются в педагогической практике. Все методы или технологии в образовании описаны подробно. Также даны их характеристик. Классификация современных методов обучения была создана при анализе литературных данных. Описывается роль преподавателя на современном этапе высшего профессионального обучения. Дана краткая характеристика бально-рейтенговой системы для оценки знаний студентов.
Ключевые слова: образовательный процесс, инновационные технологии, бально-рейтенговая система, образовательные технологии, преподаватель.