Научная статья на тему 'Компетентностно-ориентированный подход к обучению студентов по специальности «Общественное здравоохранение»'

Компетентностно-ориентированный подход к обучению студентов по специальности «Общественное здравоохранение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
омпетенции / высшее медицинское образование / общественное здравоохранение / новые подходы в обучении. / құзырет / жоғары медициналық оқу / қоғамдық денсаулық сақтау / уйретудің жаңа бағыттары

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К. А. Тулебаев, К. К. Тогузбаева, Ж. Д. Бекмагамбетова, С. А. Амиреев

Для совершенствования медицинского образования разработана образовательная программа для бакалавров на базе ГОСО РК-3.08.386-2006 по специальности «051102 «Общественное здравоохранение». В основе программы заложен компетентностно-ориентированный подход обучения. Ключевые компоненты компетенции будущих специалистов общественного здравоохранения конкретизированы по курсам и по каждой дисциплине, что предполагает более совершенный подход к образовательному процессу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К. А. Тулебаев, К. К. Тогузбаева, Ж. Д. Бекмагамбетова, С. А. Амиреев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Қоғамдық денсаулық сақтау» мамандығы бойынша студентерге арналған білікті-бағдарлау қҧру

«15110-қоғамдық денсаулық сақтау» мамандығы бойынша білім беру бағдарламасы ҚР 3.08.389-2006 мемлекеттік жалпыға міндетті білім беру стандартына сәйкес және біліктілік бағдарлама ӛңделген. Білікті-бағдарлау құруды уйрету бағдарлама негізінде енгізілген.Әр бір пән және курстарда қоғамдық денсаулық сақтау мамандығы бойынша болашақ мамандардың біліктілігінің ӛзекті құрамы нақтыланған, сондықтан ол білімділік процесстің аяқталған шешімін табуын тұжырымдайды.

Текст научной работы на тему «Компетентностно-ориентированный подход к обучению студентов по специальности «Общественное здравоохранение»»

Таким образом, начиная с 2003 года, Министерство здравоохранения стало центральным уполномоченным органом в области медицинского и фармацевтического образования. Центральным уполномоченным органом в области образования является Министерство образования и науки РК, которое определяет политику в области образования, осуществляет лицензирование высшего образования (в том числе медицинского и фармацевтического). Министерство здравоохранения, имея в своей структуре Департамент науки и человеческих ресурсов, осуществляет координацию деятельности медицинских образовательных организаций (вузов и сузов), АГИУВ и ВШОЗ.

Являясь администратором бюджетной программы по образованию, Министерство здравоохранения несет ответственность за качество предоставленных образовательных услуг.

С целью повышения эффективности функционирования организаций образования, обеспечения транспарентности управления планируется введение в них корпоративного управления в виде наблюдательных советов.

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

К.А. Тулебаев, К.К. Тогузбаева, Ж.Д. Бекмагамбетова, С.А. Амиреев

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

Для совершенствования медицинского образования разработана образовательная программа для бакалавров на базе ГОСО - РК-3.08.386-2006 по специальности «051102 - «Общественное здравоохранение». В основе программы заложен компетентностно-ориентированный подход обучения. Ключевые компоненты компетенции будущих специалистов общественного здравоохранения конкретизированы по курсам и по каждой дисциплине, что предполагает более совершенный подход к образовательному процессу.

Ключевые слова: компетенции, высшее медицинское образование, общественное здравоохранение, новые подходы в обучении.

В Казахстане в области образования сформулирована серьезная задача, направленная на повышение качества подготовки специалистов различного профиля, в том числе врачей разных специальностей. Для решения этой задачи были разработаны и внедрены в 2006 году Государственные общеобязательные стандарты образования. Однако в настоящее время назрела необходимость создания оптимизированного и систематизированного компетентностного подхода в обучении студентов с учетом специфики медицинского вуза.

Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы, с преимущественной трансляцией знаний и формированием навыков, на создание условий для овладения комплексом компетентностей, означающих потенциал, способность выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства [1, 2].

На современном этапе очевидна необходимость совершенствования медицинского образования в Казахстане по специальности «051102 - «Общественное здравоохранение». В первую очередь, это касается подготовки бакалавров, поскольку сфера деятельности специалиста по «гигиене и эпидемиологии» и «организатора общественного здравоохранения» весьма широка - это здравоохранение, образование, наука, социальная защита. При этом объектами профессиональной деятельности бакалавров по указанной специальности являются как взрослое, так и детское население, а предметом - общественное здоровье; организация и менеджмент здравоохранения; условия окружающей среды; условия труда, учебы и быта людей; продукты питания; товары промышленного производства; нормативно-правовое законодательство в области здравоохранения, санитарные нормы и правила (СанПиН), строительные нормы и правила (СНиП) [3].

Руководствуясь основными программными документами, принятыми в стране в сфере образования, здравоохранения, среди которых «Государственная программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы», «Государственной программой развития образования в РК на 2005-2010 гг.», а также «Стратегией развития КазНМУ», «Политикой и целью КазНМУ в области качества», направленных на создание эффективной модели казахстанского медицинского образования и вхождение в Болонский процесс, т.е. интеграцию в «Европу знаний», согласно решению Ученого Совета КазНМУ им. С.Д. Асфедиярова была разработана на базе ГОСО- РК-3.08.386-2006 образовательная программа по специальности «051102 - «Общественное здравоохранение», основанная на компетентностно-ориентированном подходе обучения студентов.

Особенностью этой программы является то, что ключевые компоненты компетенции (когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой, непрерывное обучение) указанных специалистов конкретизированы по уровням обучения и по каждой дисциплине, что предполагает более совершенный подход в обучении и профессиональное развитие будущих специалистов из курса в курс. Результаты образования согласно государственного общеобязательного стандарта (что должен знать, уметь выпускник и быть компетентным) были проанализированы и распределены по дисциплинам и курсам обучения, что позволило нам разработать типовой

учебный план, основанный на ГОСО - РК-3.08.386-2006, и дополненный соответствующими компетенциями специалистов - организаторов общественного здравоохранения и гигиенистов-эпидемиологов с учетом особенностей организации управленческого процесса в здравоохранении.

Кроме того, типовой учебный план в предлагаемой программе дополнен перечнем рекомендуемых дисциплин, которые должны входить в компоненты по выбору (элективные дисциплины). При этом выбор таких дисциплин строится по принципу дополнения компетенций, получение которых в полном объеме не обеспечивают дисциплины обязательного компонента.

Компетентностный подход воздействует на формирование новой оценочной культуры, которая предполагает переход от оценки знаний к оцениванию компетенции выпускника. В связи с этим, в дополнение к образовательной программе, мы предлагаем комплексный подход к общей оценке знаний обучающихся с учетом оценки знаний по компонентам компетенции, а также ряд основных методов обучения, эффективных в условиях компетентностного образования.

Основной задачей внедрения разработанной образовательной программы по специальности «051102 -«Общественное здравоохранение» в КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, является реализация компетентностного подхода путем создания необходимых для этого условий, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.

В процессе обучения будущий специалист овладев комплексом знаний и навыков, необходимых в профессиональной деятельности, также станет компетентным в вопросах обеспечения санитарно -эпидемиологического благополучия населения РК; проведения текущего и предупредительного санитарного надзора в области охраны окружающей среды, гигиены труда, гигиены питания, коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков, радиационной безопасности; санитарно-эпидемиологической экспертизы; планирования и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях, на природно-очаговых территориях, в лечебно-профилактических и детских учреждениях; нормативно-правовой и законодательной деятельности в сфере санитарно-эпидемиологической службы; статистического анализа гигиенических параметров среды обитания и состояния здоровья населения; интеграции санитарно-эпидемиологической службы и общественного здравоохранения.

Таким образом, внедрение данной образовательной программы позволит сформировать у обучающихся профессиональные компетенции в области организации общественного здравоохранения и гигиены и эпидемиологии с ориентацией на особенности казахстанской системы здравоохранения, ее профилактическую направленность, а специалисты должны быть готовы адаптироваться к изменяющимся условиям как нашего государства, так и мирового сообщества, вносить вклад в развитие общества и продолжать свое обучение на протяжении всей жизни.

Литература

1. Аканов А.А., Хамзина Н.К., Ахметов В.И. и др. Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова: на пути инновационных преобразований. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2010. - С. 9-56.

2. Аканов А.А., Абирова М.А., Датхаев У.М. и др. Разработка и внедрение в учебный процесс КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова образовательной программы по специальности «фармация», основанной на компетент-ностном подходе // Совершенствование медицинского образования - гарантия эффективности здравоохранения: Материалы межд.науч.-практ.конф. - Караганда: КГМУ, 2010. - С. 3-4.

3. ГОСО РК-3.08.386-2006 / Образование высшее профессиональное, специальность 051102 «Общественное здравоохранение» (дата введения 2007.09.01).

«^OFамдык денсаулык сактау» мамандьны бойынша студентерге арналFан бiлiктi-баFдарлау К¥РУ

К.А^лебаев, КД.Тогызбаева, Ж.Д.Бекмагамбетова, С.Э.Эмiреев

«15110-когамдык денсаулык сактау» мамандыгы бойынша бшм беру багдарламасы КР 3.08.389-2006 мемлекетпк жалпыга мшдетп бшм беру стандартына сэйкес жэне бшктшк багдарлама енделген. Бшкть багдарлау к¥руды уйрету багдарлама непзщде енпзшген.Эр бiр пэн жэне курстарда когамдык денсаулык сактау мамандыгы бойынша болашак мамандардын бшктшпнщ езекп к¥рамы нактыланган, сондыктан ол бшмдшк процесстщ аякталган шешiмiн табуын т^жырымдайды.

ТYЙшдi сездер: к¥зырет, жогары медициналык оку, когамдык денсаулык сактау, уйретудщ жана багыттары.

Competence-referenced approach to learning students to speciality «Public health»

K.A. Tulebaev, K.K. ^guzbaeva, Zh.D. Bekmagambetova, S.A Amireev

For improvement medical education cultivated educational programme for bachelor in GOSO-RK-3.08.386-2006 base to speciality «051102 - Public health».In base of programm is competence-referenced approach learning. Key components of competent future Public health specialists concreting to courses and to every discipline, that supposed more improvement approach to educational process.

Key words: competition, high medical education, public health, new approach in education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.