Научная статья на тему 'Компетентностный подход - один из путей совершенствования учебного процесса на кафедре фармакологии'

Компетентностный подход - один из путей совершенствования учебного процесса на кафедре фармакологии Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
203
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ КОГНИТИВНАЯ / ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ПРАВОВАЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Пичхадзе Гурам Михайлович, Кадырова Диляра Мулдашевна, Ким Ирина Ивановна, Айтжанова Гулзира Байдиллаевна

Вхождение Казахстана в Болонский процесс предполагает переход на новую систему обучения, внедрение компетентностно-ориентированного образования. В КазНМУ определено 5 ключевых компетенций: когнитивная, операциональная, аксиологическяа, правовая, непрерывного обучения и самообразования. В представленной статье рассматриваютяс компетенции, внедренные на кафедре фармакологии КазНМУ, выбранные университетом, с учетом специфики факультета, способствующие формировани. профессионально-компетентно стноого, конкурентносопособного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Пичхадзе Гурам Михайлович, Кадырова Диляра Мулдашевна, Ким Ирина Ивановна, Айтжанова Гулзира Байдиллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход - один из путей совершенствования учебного процесса на кафедре фармакологии»

УДК 615: 378. 147

Пичхадзе Гурам Михайлович

Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой фармакологии Казахского Национального медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова, [email protected], Алматы

Кадырова Диляра Мулдашевна

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры фармакологии Казахского Национального медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова, Mika J997@mail/ru, Алматы

Ким Ирина Ивановна

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры фармакологии Казахского Национального медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова, kim [email protected], Алматы

Айтжанова Гулзира Байдиллаевна

Кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры фармакологии Казахского Национального медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова, gulzira. [email protected], Алматы

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ подход - один ИЗ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ФАРМАКОЛОГИИ

Pichkhadze Guram Mikhailovich

Doctor of the medical sciences, head of the department of pharmacology, Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov, Almaty

Kadyrova Dilyara Muldashevna

Candidate of the medical sciences, assistant professor, Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov, Department of pharmacology, Almaty

Kim Irina Ivanovna

Candidate of the medical sciences, assistant professor, Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov, Department of pharmacology, Almaty

Aitzhanova Gulzira Baibillaevna

Candidate of the medical sciences, senior teacher, Kazakh National Mtdical University named after S. D. Asfendiyarov, Department of pharmacology, Almaty

COMPETENCE APPROACH - ONE OF THE WAYS OF THE IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS ON THE DEPARTMENT OF PHARMACOLOGY

Как известно, важнейшим компонентом стратегического управления современным вузом является корпоративная система качества, которая должна являться компонентом национальной системы гарантии качества образования.

Совершенствование системы образования предполагает подготовку специалистов, способных трудиться в условиях рыночной экономики. Современные реалии требуют нового, более высокого уровня профессионализма, что диктует необходимость пересмотра форм и методов обучения [1].

На сегодня, в Республике Казахстан на основании принципов Болонской Конвенции в системе высшего образования происходят кардинальные изменения: появились новые стандарты образования, идет переход на новую систему обучения, изменились требования к преподавательскому составу и к выпускаемым специалистам [2].

В государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной указом Президента от 11 октября 2004 года № 1459, подчеркивается, что «наиболее распространенной и признанной является трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат - магистратура - докторантура РИО, основанная на кредитной системе. Кредитная система является наиболее гибкой и эффективной, обеспечивает академическую мобильность и востребованность выпусников в быстро меняющихся условиях рынка труда» [3].

Внедрение кредитной технологии обучения в вузах требует принципиального пересмотра организации учебного процесса, изменение самой технологии обучения и их методического обеспечения, позволяет сделать акцент на активацию познавательной деятельности студентов [4].

Повышение качества, эффективности обучения студентов зависит от подбора и использования разнообразных наиболее адекватных тематике и ситуации методов обучения. Выбор методов обучения обусловлен, прежде всего, содержанием учебного материала и целями обучения, которые применительны к дисциплине. Так, инновационные методы обучения позволяют формировать опыт творческой и инновационной деятельности студентов, который в конечном счете влияет на компетентность будущего специалиста [6].

Учет объема знаний в виде кредитов требует новых подходов в плане подготовки компетентного обучающегося, педагога - организатора инновационного и компетентностного обучения, а также разработки эффективных механизмов правогого обеспечения деятельности данной системы обучения [5; 7; 8; 11].

Учитывая Концепцию реформирования медицинского и фармацевтического образования, разработанную в рамках Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы, новые стандарты подготовки медицинских кадров, ориентированные на международные стандарты, требуют внедрения новых образовательных технологий [9; 11].

Новый подход в обучении предусматривает предварительное определение перечня кометенций, которые необходимо формировать в медицинских вузах.

В целях реализации данной Концепции в Казахском Национальном медицинском Университете им. С. Д. Асфендиярова определены ключевые и

общие кометенции, ранжированные по уровням обучения для отдельных дисциплин («Когнитивная компетенция», «Операциональная компетенция», «Коммуникативные навыки», «Правовая компетенция (Адвокат здоровья)», «Самосовершенствование и развитие») [10].

На кафедре фармакологии внедрены, выбранные университетом, компетенции для студентов, обучающихся по кредитной технологии, с учетом специфики специальностей: «Фармация», «Общественное здравоохранение», «Сестринское дело».

1. Когнитивная компетенция включает знание классификации лекарственных средств, структуры рецепта, правил выписывания, закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, возможностей использования лекарственных средств на основе представлений об их свойствах, основных показаний к применению, противопоказаний, нежелательных побочных эффектов.

Студенты по специальности «Фармация», кроме вышеперечисленного, должны знать международные непатентованные названия препаратов основных лекарственных групп, арсенал новых лекарственных средств, их преимущества перед применяемыми препаратами. Когнитивная компетенция студентов по специальности «Общественное здравоохранение» и «Сестринское дело» предусматривает знание только общих закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств и основных показаний к их назначению.

2. Операциональная компетенция — это навыки выписывания рецептов в различных лекарственных формах, оценка взаимодействия лекарственных средств для обеспечения эффективностной и безопасной фармакотерапии, распознание и нежелательных и побочных эффектов.

Операциональная компетенция по специальности «Фармация», кроме перечисленных, включает анализ и коррекцию рецептов, расчет и оценку дозы, замену препаратов (на химические и фармакотерапевтические аналоги); ориентацию в арсенале новых препаратов, их преимуществах перед аналогами, в наиболее широко используемых синонимах, оказание консультативной помощи врачам и населению по использованию лекарственных средств.

Для студентов по специальности «Общественное здравоохранение» данная компетенция не предусматривает навыки выписывания рецептов, а включает анализ рецепта, расчет и оценку дозы лекарственных веществ, коррекцию нежелательных эффектов.

Операциональная компетенция по специальности «Сестринское дело» предусматривает выбор лекарственных средств для оказания неотложной доврачебной медицинской помощи при гипертоническом кризе, ангинозном статусе, приступе стенокардии, а также составление заявок на лекарственные препараты с учетом их фармакологических свойств.

3. Аксиологическая компетенция (коммуникативные навыки) предполагает владение государственным, русским и иностранным языками, грамотной и развитой речью, умение видеть и строить логико-композиционную

основу для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в коллективе, работу в группе на основе принципов уважения личностных, этнических, религиозных взаимоотношений, отстаивание своей точки зрения.

Аксиологическая компетенция для студентов фармацевтического факультета предусматривает также предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций при консультации пациентов и медицинских работников.

4. Правовая компетенция - которую можно рассматривать как владение нормативно-правовой базой по правам пациента и обязанностям медицинского работника фармацевтического профиля, по специальности «Общественное здравоохранение», медицинской сестры - менеджера, по хранению и отпуску лекарственных средств. Она предусматривает также знание приказов, регулирующих правила выписывания рецептов: приказ М3 РК №238 от 21.05.08 «Правила выписывания рецептов и отпуска лекарственных средств в медицинских целях», Приказ М3 РК №172 от 07.04.05 «Правила использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, подлежащих контролю в РК».

5. Компетенция непрерывного обучения и образования (самосовершенствование и развитие) - это формирование навыков использования современных информационных технологий на уровне опытного пользователя. Самообучение с использованием современных методов, компьютерных технологий сбора информации, и ее обработки и анализа. Самостоятельный поиск информации по учебной, справочной и научной литературе, нормативным документам, интернет ресурсам. Это компетенция предполагает выполнение сложных форм СРС, составление кроссвордов, презентаций, подготовку выступлений с докладами.

Таким образом, вышеперечисленные компетенции для студентов различных специальностей позволят оптимизировать учебный процесс на кафедре фармакологии. Кроме того, они нацелят преподавателей на конечный результат, совершенствование воспитательной системы, психологопедагогическое сопровождение. Компетенции повысят психологическую и коммуникативную деятельность студентов, укрепят материально-техническую базу кафедры. Указанный выше подход соответствует новым требованям в системе образования и здравоохранения, и будет способствовать формированию профессионально-компетентностного, конкурентноспособного специалиста.

Библиографический список

1. Жак, Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективности преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Мн., Пропилен, - 2001. - 121 с.

2. Айткожин, К. А. Интеграция Казахстанского образования в мировое образовательное пространство [Текст] / К. А. Айткожин // Образование. - 2009. - № 3. -С. 50-57.

3. Каргин, С. Т., Даутбаева, Д. К. Активизация познавательной деятельности студентов в условиях кредитной системы обучения в ВУЗе [Текст] / С. Т. Каргин, Д. К. Даутбаева // Образование. - 2006. - № 6. - С. 58-61.

4. Похолков, Ю., Чучалин, А., Могильницкий, С., Боев, О. Обеспечение и оценка качества высшего образования [Текст] / Ю. Похолков, А. Чучалин, С. Могильницкий, О. Боев // Высшее образование в России, - 2004. — №2.-С. 12-27.

5. Щербакова, В. В. К вопросу о профессиональной компетентности [Текст] /

B. В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 2. - С. 139-146.

6. Аканов, А. А., Ахметов, В. И., Абирова, М. А. и др. Модель медицинского образования КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова [Текст] / А. А. Аканов, В. И. Ахметов, М. А. Абирова. - Алматы. - 2010. - Ч. 4. Методы оценки компетенции. - 68 с.

7. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. —

C. 3-10.

8. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. -2008. -№3.- С. 61-77.

9. Байденко, В. И. Компетентно стный подход к проектированию ГОС ВПО (методологические и методические вопросы) [Текст]: М., 2005. - 114 с.

10. Аканов, А. А., Ахметов, В. И., Абирова, М. А. и др. Модель медицинского образования КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова. Вып. 1. [Текст]: Алматы: КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова, 2010. -Ч. 1. Компетенции. - 103 с.

11. Нуртазина, А. Н. Анализ внедрения кредитной системы обучения в Казахстане [Текст] / А. Н. Нуртазина // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№7. -С. 388-396.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.