Научная статья на тему 'Современные инновационные педагогические технологий обучения'

Современные инновационные педагогические технологий обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2066
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / инновационные технологии / бально-рейтенговая система / образовательные технологии / преподаватель

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т С. Жданова, Н М. Тусупова

Рассмотрены основные типы и технологии обучения высшей школы, применение которых способствует повышению качества образовательного процесса. При этом показано как развитие информационных технологий могут влиять на развитие образовательного процесса. Описаны технологии, которые применяются в педагогической практике. Все методы или технологии в образовании описаны подробно. Также даны их характеристик. Классификация современных методов обучения была создана при анализе литературных данных. Описывается роль преподавателя на современном этапе высшего профессионального обучения. Дана краткая характеристика бально-рейтенговой системы для оценки знаний студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Білім берудің замануи инновациялық педагогикалық технологиялары

Жоғары оқу орнында білім берудің негізгі түрлері және технологиясы қарастырылған және ақпараттың технологияның дамуы білім үрдісінің дамуына әсері кӛрсетілген. Педагогикалық тәжірибеде қолданылатын, технологиялар сипатталған. Білім үрдісінде қолданылатын, барлық әдістер мен технологиялар және олардың сипаттамалары түсінікті тілде баяндалған. Әдебиеттер бӛлімде, талдауда оқытудың замануи әдістері жіктелген. Жоғары кәсібі білім берудегі оқытушының рӛлі сипатталған. Студенттердің білімін бағалаудың балды – рейтингті жүйесінің қысқаша сипаттамасы берілген.

Текст научной работы на тему «Современные инновационные педагогические технологий обучения»

принцип важен для нашего университета, т.к. компетентностная модель студента, а также методы обучения и оценки, соответствующие компетентностно-ориентированному подходу, находятся на стадии разработки и внедрения, что требует их дальнейшего систематического усовершенствования.

Таким образом, принципиальная модель оценки компетенций КазНМУ должна включать последовательность оценки на всех этапах обучения. При этом применительно к каждой дисциплине и курсу должны быть выработаны собственные подходы к оценке компетенций, что является следующим этапом внедрения системы оценки профессиональных компетенций студентов КазНМУ.

В целом оценка компетенций студентов в медицинском университете является сложным многогранным процессом, требующим от преподавателей знания основных представленных принципов оценки, учета особенностей этапа обучения и выбора наиболее эффективных методов обучения. Только постоянное совершенствование методов обучения и оценки позволит добиться высокого качества подготовки выпускников КазНМУ.

Список литературы:

1. «Формирование экономической компетенции студентов политехнического колледжа». Лопанова Е.Н., festival.1september.ru/articles/590001/

2. «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы», edu.gov.kz > ... programma_ra/vitija_obrazovanija/

3. Высшее образование в области защиты информации. Хайров И., 21.01.2011, pycode.ru/2011/01/infobez/

4. «Оценка результатов учебной деятельности студентов». Харченко А.В. журнал «Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования» № 5 (январь - июнь 2003 г.), www.charko.narod.ru

5. «Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова». Аканов А.А., Ахметов В.И., Абирова М.А., Кызаева А.Д., Есенжанова Г.М., Мырзабеков О.М., Каракушикова А.С., Турдалиева Б.С., Керимбаева С.Р., Тусупова Н.М., часть 4 «Методы оценки компетенций», Алматы, 2010 г., с. 67.

С.Д.Асфендияров атындаFы ^аз¥МУ-нщ студенттердщ крырларыныц баFалау принциптары

М.А. Абирова

Макалада АКШ жэне Еуропа елдершщ «Болон процесшщ» ^станымдарына косылуына байланысты жогаргы бшм берудеп элемдш замануи беталыс: жогаргы оку орындарыныц студенттердiц кэаби К¥зыреттшктерш мецгеру децгейiн багалау эдiстерi жэне ецбек наркыныц с^ранысына сэйкес мамандар дайындау барысында к¥зыретп окытуды к¥ру жолдары бейнеленген. Макаланыц непзп тYЙiнi С.Д.Асфендияров атындагы Каз^МУ-нщ медициналык бiлiм беру Yлгiсi жэне бiздiц университет тYлегiнiц бiлiм алу барысында кол жеткiзуi тиiс бес непзп к¥зыреттшктерш багалау эдiстерi болып табылады.

Principles of assessment of competencies of students of KazNMU named after S.D. Asfendiyarov

M.A. Abirova

The article reflects the modern world trends in higher education related to the accession of countries of Europe and the United States to the principles of the «Bologna Process»: the creation of competent learning, giving the opportunity for future graduates to respond quickly to labor market demand and methods of assessment of students learning professional competences. However, the emphasis was placed on the model of medical education of KazNMU and methods for assessing of the five main competencies, which must possess a graduate of our University during the entire period of study.

УДК 378.14.016.026.7:51:005.963.1(574)

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Т. С. Жданова, Н. М. Тусупова

Казахской Академии Труда и Социальной Отношений, г. Алматы, Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы

Рассмотрены основные типы и технологии обучения высшей школы, применение которых способствует повышению качества образовательного процесса. При этом показано как развитие информационных технологий могут влиять на развитие образовательного процесса. Описаны технологии, которые применяются в педагогической практике. Все методы или технологии в образовании описаны подробно. Также даны их характеристик. Классификация современных методов обучения была создана при анализе литературных данных. Описывается роль преподавателя на современном этапе высшего профессионального обучения. Дана краткая характеристика бально-рейтенговой системы для оценки знаний студентов.

Ключевые слова: образовательный процесс, инновационные технологии, бально-рейтенговая система, образовательные технологии, преподаватель.

Образовательный процесс на современном этапе развития характеризуется разнообразием инновационных технологий - нетрадиционные формы и методы обучения.

Современное состояние информационных технологий и степень их использования в обучении требуют формирования системы информационного сопровождения образовательного процесса, представляющего собой социально, педагогически и технически организованное взаимодействие субъектов, как составной части информационно-педагогической деятельности. Для обеспечения надлежащего качества образования представляется необходимыми рассмотреть дидактические условия применения информационно-образовательных сред в математическом образовании.

В образовательном процессе мы постоянно оперируем понятием «технология».

Под технологией мы понимаем, совокупность процессов, правил, применяемых при реализации задач, процедур в любой сфере деятельности [1, с. 281].

Под педагогическими технологиями мы будем понимать целенаправленное, последовательное описание деятельности преподавателя и студента для достижения поставленных дидактических целей [2].

Педагогические инновации - введение в практику образования новшеств, позволяющих эффективно решать назревающие проблемы [1, с. 255], в том числе и проблему формирования самостоятельности студентов в условиях кредитной технологии обучения.

Проведя анализ научной литературы с целью изучения существующих технологий обучения на современном этапе развития образования [3-9], мы получили следующую классификацию.

Рассмотрим существующие типы и технологии обучения, представленные в распоряжении современного педагога:

- Блочно-модульное обучение: метод погружения в информацию, равные условия обучения и контроля. Блок (тема) включает в себя несколько модулей (подтемы).

- Линейная модель занятия: преподаватель-студент.

Преподаватель выступает в роли организатора, он обучает, воспитывает, оказывает методическую помощь, контролирует. Дидактический материал-(книга): самостоятельная работа с книгой, совместная деятельность студентов. Система оценки: возможность моделировать вид информации, вид деятельности и т.п., подводить итоги.

Рейтинговая система оценки (суммарный показатель в баллах) - основа кредитной технологии обучения. Проводится вводный, промежуточный и итоговый контроль. Кроме того, существует рейтинг дисциплины и рейтинг рубежных контрольных точек. Показатели качества обучения:

- Коэффициент ритмичности работы.

- Коэффициент творческой работы (креативный подход).

- Коэффициент сложности (значимости).

Нанотехнологии - получение новых материалов на основании использования наночастиц.

Гуманизация образования - создание условий, способствующих самоактуализаци и самореализации личности. Интеграция профессиональной и общекультурной подготовки выпускников вузов в единстве с развитием их личностных качеств и, в частности, со стремлением к саморазвитию, творческой конкурентоспособности и др.

Внедрение в образовательный процесс открытых систем обучения - обеспечение каждому студенту возможности обучения по индивидуальной оптимальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные особенности, мотивы, склонности и другие личностные качества (усиление роли самостоятельной работы).

Личностно-ориентированные технологии - т.е., ориентация на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями.

Педагогика сотрудничества - гуманно-личностный подход, создание атмосферы сотворчества, сотрудничества с целью обеспечения условий для расширенного и углубленного объема усвоения знаний.

Профессионально-ориентированные технологии обучения в вузе:

- использование новейших достижений дидактики, психологии, информатики и других наук;

- повышение информативной емкости содержания обучения;

- развитие общеучебных навыков (комплексное учебно-методическое сопровождение образовательного процесса, обеспечение высокой мыслительной активности деятельности студентов).

Интенсификация и активизация процесса обучения - это не столько увеличение объема передаваемой информации, сколько создание дидактических и психологических условий осмысления учения. Эмоциональное состояние студента в значительной степени определяет его умственную и физическую способность. Если нет психологического комфорта на занятии, то парализуются и другие стимулы к учебно-познавательной деятельности.

Главная ценность отношений между преподавателем и студентом - их сотрудничество и сотворчество, которое предполагает совместный поиск, принципиальный, но доброжелательный совместный анализ успехов и просчетов. В этом случае из ведомого студент превращается в инициативного партнера.

Дифференциация и индивидуализация обучения возможна на основе создания новых поколений учебных программ с максимально конкретизированным уровнем успехов каждого обучающегося.

Современные профессионально-ориентированные технологии подготовки студентов предполагает

учет, как общих закономерностей формирования личности, так и индивидуальных особенностей обучающихся, развития в каждом из них способностей, интересов и склонностей. Именно такой подход к обучению становится особенно актуальным в условиях вариативного образования.

Проектирование высокоэффективной деятельности студентов и преподавателей базируется на образовательных и профессиональных стандартах, позитивном потенциале и творческих возможностях личности, которые могут получить свое развитие только в условиях комфортности обучения. Проектирование должно осуществляться на следующих принципах:

- интеграция обучения с наукой и производством;

- профессионально-творческая направленность обучения;

- ориентация обучения на личность и на развитие опыта самообразования будущего специалиста.

Образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студента:

Игровая технология - строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, включающее деловые игры для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирование общеучебных умений, изучение учебного материала с различных позиций.

Технология проблемного обучения - организация учебных занятий, предполагающая создание преподавателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению. Результатом является творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала -многократное повторение, поэтапный контроль знаний, бесконфликтность, обучение каждого с любыми индивидуальными данными, применение блочной компоновки учебного материала в виде опорных схем.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - формирование умений работать с информацией и принимать оптимальные решения, развитие коммуникативных способностей.

Internet-технология является наиболее универсальной и перспективной технологией образования, обеспечивающей доступ в систему обучения как обучающихся, так и преподавателей на любом уровне информационных ресурсов. В сетевой технологии могут быть реализованы различные способы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки, тестирующие системы, средства общения обучающихся и преподавателей. Преподавательские методики могут совместно использоваться через связь с другими педагогами и быть интегрированы в учебный план.

При использовании Internet-технологии у студентов появляется возможность:

- развивать технические навыки и умения, необходимые пользователям Internet для коммуникации и сбора информации;

- следить за развитием и изменениями новых информационных технологий;

- научиться синтезировать данные, приобретенные через Internet, в единое целое;

- использовать различные поисковые системы.

Видеотехнология представляет собой внедрение в информационное обеспечение учебного процесса видеолекции. Видеолекции проводится квалифицированным преподавателем, умеющим поддерживать контакт с аудиторией на уровне «вопрос - ответ». Во время видеолекции студенты получают яркое эмоциональное впечатление. Достоинства видеолекции заключаются в том, что в них синтезированы основные дидактические возможности других экранно-звуковых средств, обеспечивающих познавательную деятельность максимально широким чувствительным восприятием. Кроме того, видеотехника открывает широкий простор для использования этого средства в учебном процессе: применение в условиях незатемненного помещения, получение с помощью стоп-кадра статичного видеоизображения, простота повторного воспроизведения, дистанционное управление из любой точки аудитории, простота монтажа учебных видеозаписей.

Технология глоссарного обучения основана на координации, обобщении и запоминании основных понятий, терминов, явлений, персоналий. При самостоятельном освоении теоретического материала, выполнении курсовых заданий, написании рефератов студент обязательно составляет глоссарий.

Глоссарный метод рассматривается как интеллектуальный процесс, связанный с активным гносеологическим поиском. Теоретические умения связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, переводить информацию из одной знаковой системы в другую. При работе над глоссарием развивается и ассоциативная память, когда отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

Составление глоссария вносит существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей складывается их целостная картина - образ. Теоретический, практический, образный интеллект, в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения [8].

Работа над глоссарием помимо запоминания систематизации и воспроизведения способствует расширению коммуникативного опыта, обмену учебной информацией, выяснению различных проблемных вопросов, формирует устойчивый познавательный интерес, исследовательскую увлеченность.

Глоссарный метод подразумевает адаптацию учебного процесса, привлечение студента к работе с источ-

никами информации и его систематизации.

Кейс-технология - учебно-методические материалы четко структурированы и соответствующим образом комплектуются в специальный набор («кейс», «портфель»), которые пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения и последующего периодического обращения. По мере появления вопросов, студент обращается за разъяснением к специально подготовленным преподавателям-консультантам (тьюторам или инструкторам). Контакт обучаемого и преподавателя, в данном виде обучения, осуществляется посредством электронной переписки или же телефонной связи [8, с. 230-250]. В ней каждый учебный курс обеспечивается специальным учебным пособием, программой и методическими указаниями, помогающими осваивать учебный материал. Модульный принцип обучения позволяет успешно сочетать потребности и возможности, обучаемых в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Кейс-технология может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими технологиями.

Кейс-технологии основаны на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов и доставки их студенту для самостоятельного изучения. При данной технологии используются следующие виды учебно-методических материалов:

- печатные материалы (учебно-методические комплексы (УМК), учебники, методические пособия на бумажном носителе);

- ^материалы на аудио-, видео носителях (обучающие аудио- и видеокассеты);

- материалы на CD-дисках (CD-ЭОС, видеолекции на CD, учебно-тренировочные комплексы на базе технологии Macromedia Flash, обучающие игры) [7, с. 1-3].

Все вышеописанные технологии обучения связаны с привлечением студентов к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, их творческому применению на практике.

В тоже время переход на новые образовательные технологии обусловлен необходимостью улучшения качества подготовки специалистов, разработки нового поколения учебных планов и программ, качественно иных характеристик специалиста с высшим образованием.

Быстрое развитие интерактивных технологий и возрастание их роли в учебном процессе вуза требует пересмотра подхода к обучению в целом.

Очевидно, что эффективность процесса обучения в настоящее время зависит от того, насколько глубоко интегрируются новые технологии обучения в уже привычные, традиционные технологии. Поэтому необходимо детальное изучение влияния кейс-технологий на такую качественную характеристику познавательной деятельности, как познавательная самостоятельность студентов.

Используя кейс-технологию в процессе обучения, преподаватель имеет возможность задействовать и другие образовательные технологии такие как:

- игровая технология;

- технология проблемного обучения;

- технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;

- Internet-технологии, видеотехнология;

- технология глоссарного обучения, поэтому использование кейс-технологии является, на наш взгляд, эффективным средством формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения математики.

Список литературы

1 Трайнев В.А., Трайнев И.В. Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования. - М: Дашков и К. - 2006. - С. 295.

2 Полат Е.С. Моисеева М.В., Петров А.Е. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2006. - 400 с.

3 Захарова И.Г Информационные технологии в образовании. - М., 2006. - 192 с.

4 Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. - М., 2006. - 272 с.

5 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 2006. - 272 с.

6 Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. - М., 2006. - 512 с.

7 Фокин Ю.Г. Теория и технология деятельный подход. - М., 2006. - 272 с.

8 Змеев С.И. Технология обучения взрослых. - М., 2009. - 128 с

9 Жданова Т.С. Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения математике с использованием кейс-технологии , дисс. канд. .пед..наук - Алматы, 2007.-125

БШм берудщ замануи инновация. ii>ik педагогикалык технологиялары

Жданова Т. С., Тусупова Н. М.

Жогары оку орнында бшм берудщ непзп тYрлерi жэне технологиясы карастырылган жэне акпараттыц технологияньщ дамуы бшм YPДiсiнiц дамуына эсерi керсеплген. Педагогикалык тэж1рибеде колданылатын, технологиялар сипатталган. Бшм YPДiсiнде колданылатын, барлык эдютер мен технологиялар жэне олардыц сипаттамалары тYсiнiктi тшде баяндалган. Эдебиеттер белiмде, талдауда окытудыц замануи эдiстерi жжтелген. Жогары ra^i бшм берудеп окытушыныц релi сипатталган. Студенттердщ бшмш багалаудыц балды -рейтинги жуйесшщ кыскаша сипаттамасы берiлген.

Modern innovative pedagogical learning technologies

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhdanova T.S., Tusupova N.M.

The main types of technologies and training high school, whose application improves the quality of the educational process. It is shown how information technology can affect the development of the educational process. Describes the technologies applied in teaching practice. All of the methods or technologies in education are described in detail. Also, given their characteristics. Classification of modern methods of learning has been created in the analysis of published data. Describes the teacher's role at the present stage of higher vocational education. A brief description of ballroom-reytengovoy system for assessing students.

УДК 54

ЛЕКЦИЯ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ЗА И ПРОТИВ Л.Г.Веренцова, Е.В.Нечепуренко

Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, кафедра биологической химии, г.Алматы

Научно обоснованная организация чтения лекций является важным инструментом в повышении эффективности процесса обучения. Достоинствами лекции презентации являются возможность изложить материал в структурированной форме, охватить весь необходимый материал и в достаточной мере проиллюстрировать его с помощью таблиц, графиков, схем и рисунков. Вместе с тем, полная замена всех классических лекций по всем предметам на лекции-презентации нецелесообразна. Рекомендуется вносить в лекции-презентации элементы классических лекций или же чередовать их. Кроме того, необходимо повышать качество лекций-презентаций и не превращать их в простую демонстрацию слайдов.

Ключевые слова: лекция-презентация, классическая лекция, достоинства, недостатки, качество чтения лекции.

На фармацевтическом факультете КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова введена кредитная система обучения, которая призвана повышать качество образования студентов. Согласно ГОСО 2006 и типовым программам, количество учебных часов, отведенное на изучение химических дисциплин, значительно сократилось (со 196 до 90 часов по физической и коллоидной химии; с 285 до 180 часов по аналитической химии; с 288 до 180 часов по органической химии). Пропорционально уменьшилось количество лекционных часов (со 36 до 10 часов по физической и коллоидной химии; с 56 до 24 часов по аналитической химии; с 60 до 18 часов по органической химии). При этом количество предназначенного для изучения материала не уменьшилось, в полном объеме сохранены все ранее рассматриваемые темы. В связи с этим возросла смысловая нагрузка на каждый вид деятельности студента и преподавателя: лабораторно-практические занятия, СРСП, СРС, и, конечно, лекции. Поэтому научно обоснованная организация чтения лекций является важным инструментом в повышении эффективности процесса обучения.

При линейной системе обучения материал лекций охватывал практически все основные темы курса. Время одной лекции составляло два академических часа, что было достаточно для изложения преподавателем основных формулировок и понятий темы, подробного пояснения материала и иллюстрации его конкретными примерами, а также проведения математических выкладок. При правильно выбранном темпе изложения лекционного материала студенты успевали записывать его практически полностью.

В условиях кредитной системы обучения при существенном сокращении лекционных часов и уменьшении продолжительности каждой лекции до 1 академического часа сохранить традиционный подход к чтению лекций не представляется возможным.

Как альтернатива традиционным лекциям в условиях кредитной системы обучения на сцену выходит лекция-презентация.

Хорошая лекция, независимо от формы ее преподнесения слушателям, должна удовлетворять определенным требованиям. С нашей точки зрения, таковой является лекция, которая

• структурирована;

• стимулирует мыслительную деятельность студентов;

• сопровождается четкими и понятными пояснениями преподавателя;

• включает наиболее важную информацию по данной теме.

В случае лекции-презентации использование редактора Powerpoint позволяет выделять основные моменты и преподнести излагаемый материал в структурированной форме. Ошибкой многих начинающих лекторов является перенос текста из учебника в необработанном виде, который на слайде не виден и не воспринимается зрителями.

Возможность опираться на рисунки, графики, диаграммы, схемы и таблицы не только оживляет лекцию и не позволяет рассеивать внимание, но и стимулирует мыслительную деятельность слушателей при умении лектора грамотно организовать обсуждение иллюстративного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.