Научная статья на тему 'Формирование образовательных программ с учетом специфики стоматологических дисциплин'

Формирование образовательных программ с учетом специфики стоматологических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная программа / дисциплины / элективные дисциплины / образовательная траектория специальности / компетенции / оқу бағдарламасы / пәндер / элективті пәндер / мамандықтың білім беру траекториясы / компетенциялар

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. К. Шаяхметова, А. Д. Сагатбаева, Т. В. Трегубова, Н. М. Онайбекова

Шагом реализации модели медицинского образования КазНМУ является систематизация компетенций по отдельным дисциплинам и уровням обучения, т.е. разработка образовательных программ. В разработаннойнами образовательной программе по каждой дисциплине выделены основные пять компонентов компетенции, которые студенты должны освоить в процессе обучения конкретной дисциплины. Из курса в курс происходит изменение соотношения между пятью компонентами и их усложнение. Компетенций распределяются по дисциплинам и уровням обучения, дополненное элективными курсами и таким образом формируется образовательная траектория специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. К. Шаяхметова, А. Д. Сагатбаева, Т. В. Трегубова, Н. М. Онайбекова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Стоматологиялық пәндердің ерекшелігін есептей отырып білім беру бағдарламаларын қҧру

ҚазҰМУ-ғы медициналық білім үлгісінініңорындалу қадамы білім деңгейі мен бӛлек сабақтардың жүйелілік компетенциясы, яғни білімдік бағдарламаларды ӛңдеу болып табылады.Біздің ӛңделген білім бағдарламасының әр сабағында негізгі бес компонент бӛлінген,онда студенттік сол сабақ барысында үйрену қажет.Курстан курсқа ӛзгерген сайын бес компонент арасындағы байланыс ӛзгеріп, қиындай береді.Компетенциялар сабақтар және білім деңгейі бойынша бӛлініп,элективті курспен толықтырылып,мамандықтық білім проекциясы қалыптасады.

Текст научной работы на тему «Формирование образовательных программ с учетом специфики стоматологических дисциплин»

Стоматология факультетшщ студенттердщ даFдылыFын аныктауы

Г.С. Стабаева

С.Ж.Аспендиаров атындагы ^аз¥МУ да жана медциналык бiлiм беру модулш eHri3y шарасында, студентгердiн аралык дагдылыгын аныктау максатында, «Пэннщ интеграциялык пэнаральщ модулш» ендеп жэне енгiзу максаты алга койылган. Пэнаралык модулi-пэн бойынша, оку YPДiсiн баскаруынын матрицалык к^рылымы болып табылады, м^нда баска пэндермен вертикальды жэне горизонтальды байланыстар карастырылады.

Examination of students' competencies in Faculty of Dentistry

G.Stabayeva

Around introduction a new models of medical education in KazNMU by S.D.Asfendiyyarov was supply a task to exploin and introduce "Modul interdiscipline integration's discipline" with target intermediate examination competencies of students. Interdiscipline model presentation a matrixe structure of management with studies processes about discipline, where followed vertical and horizontal connections with others disciplines.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

М.К. Шаяхметова, А.Д.Сагатбаева,Т.В. Трегубова, Н.М. Онайбекова

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова, Алматы

Шагом реализации модели медицинского образования КазНМУ является систематизация компетенций по отдельным дисциплинам и уровням обучения, т.е. разработка образовательных программ. В разработан-нойнами образовательной программе по каждой дисциплине выделены основные пять компонентов компетенции, которые студенты должны освоить в процессе обучения конкретной дисциплины. Из курса в курс происходит изменение соотношения между пятью компонентами и их усложнение. Компетенций распределяются по дисциплинам и уровням обучения, дополненное элективными курсами и таким образом формируется образовательная траектория специальности.

Ключевые слова: образовательная программа,дисциплины,элективные дисциплины, образовательная траектория специальности, компетенции.

Подписание Казахстаном Болонской декларации ознаменовало официальное вступление нашей страны в европейское академическое сообщество, что открыло новые перспективы и возможности перед системой казахстанского высшего медицинского образования, среди которых обеспечение высококлассным медицинским образованием на отечественном и мировом уровнях, участие в ведущих международных рейтингах.

Задача создания единого европейского образовательного пространства (EuropeanHigherEducationArea-ЕНЕА), как это было запланировано при подписании Болонской декларации, потребовала выработать четкие критерии эффективности академических программ, пригодные для использования в любой стране Евросоюза и понятные как обучающимся, так и работодателям.

Ориентация образования на результат обучения ("learningoutcome") предполагает три аспекта: детальную формулировку учебных целей, процесс обучения и ресурсы для его реализации, а также критерии для оценки достижения поставленных учебных целей. Ориентация на результаты обучения может использоваться как для проектирования программы обучения целиком, так и для создания отдельных составляющих этой программы - учебных предметов.

На сегодняшний день назрела необходимость подготовки специалиста, имеющего качественно новую фундаментальную и общепрофессиональную подготовку, ориентированного на достижение высоких конечных результатов в деле охраны здоровья населения, воспитанного в духе лучших достижений отечественной и мировой науки, культуры и здравоохранения. В новых условиях получения образования студентам предстоит научиться учиться, перестроить подходы к приобретению ими знаний и ключевых компетенций с последующим применением их в практической деятельности.

Формулировки результатов обучения должны обладать следующими характеристиками, а именно: конкретностью; измеримостью; достижимостью; соответствием (целям программы и профессиональных стандартов); соразмерностью (т.е. определенное для программы или дисциплины время должно быть соизмеримо с объемом содержания учебного предмета); привлекательностью (т.е. обучаемый должен быть заинтересован в достижении сформулированных целей обучения).

В Казахстане согласно ГОСО отдельных специальностей разработаны квалификационные требования с определением знаний, умений, навыков и отдельных компетенций, которые должен освоить выпускник медицинского вуза. Дополнение базовых дисциплин элективными курсами, которые полностью охватят весь спектр формируемых компетенций специалиста, способствует формированию образовательной траектории специальности и позволит определить направление специализации для отдельных специальностей.

Практико-ориентированный характер образовательного процесса неразрывно связан с компетентностно-ориентированным подходом в обучении. Для реализации компетентностного подхода необходима разработка образовательных программ, ориентированных и базирующихся на передовых принципах, формах и методах обучения, а также содержащих четко сформулированные конкретные результаты обучения по образовательной программе в целом и ее ключевым элементам.

В Казахском национальном медицинском университете имени С.Д. Асфендиярова ориентация образовательного процесса на конечный результат связана в первую очередь со стремлением создания качественно-нового уровня медицинского образования - модели медицинского образования, ориентированного на формирование профессиональных компетенций, путем реформирования и совершенствования образовательного процесса на основе компетентностного подхода к обучению.

В связи с этим первым этапом внедрения компетентностного подхода к обучению на стоматологическом факультете явилось определение модели профессиональной компетентности выпускника, которая предусматривает формирование следующих компонентов: когнитивный компонент - знания; операциональный компонент - профессиональные навыки, аксиологический компонент - коммуникативные навыки, правовой компонент - «адвокат здоровья», т.е. знание законов, нормативных документов и т.д. в области здравоохранения; непрерывное обучение - готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.

Следующим шагом реализации модели медицинского образования КазНМУ является систематизация компетенций по отдельным дисциплинам и уровням обучения, т.е. разработка образовательных программ. В разработаннойнамиобразовательной программе по каждой дисциплине выделены основные пять компонентов компетенции, которые студенты должны освоить в процессе обучения конкретной дисциплины. Из курса в курс происходит изменение соотношения между пятью компонентами и их усложнение. Компетенций распределя-ютсяпо дисциплинам и уровням обучения, дополненное элективными курсами и таким образомформируетсяоб-разовательн траектория специальности.

Образовательные программы позволяют обучающемуся определить конечные результаты, которые необходимо достичь по окончании изучения отдельной дисциплины, курса, вуза. Это способствует грамотной, профессиональной ориентации студента на получение конечных результатов обучения. Внедрение образовательной программы позволит сформировать у обучающихся профессиональные компетенции; развить творческий потенциал, инициативу, новаторство, креативное мышление; приобрести навыки культуры делового общения; и в целом создать новую модель выпускника в соответствии с квалификационными характеристиками ГОСО.

Создание образовательных программ, основанных на модели компетентностно-ориентированного медицинского образования и направленных на конечный результат - подготовку квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, позволит решить следующие задачи:

- увеличение доли профессиональных программ по специальностям, в том числе созданных с участием социальных партнеров (работодателей), что позволит адаптировать процесс подготовки специалистов к рынку труда;

- расширение академической свободы;

- создание условий для академической мобильности студентов и преподавателей;

- совершенствование механизмов контроля качества образовательных услуг;

- вхождение в ведущие мировые рейтинги (например, TimesHigherEducation) через международную аккредитацию программ и вуза;

- интеграция образования, науки и практики в учебном процессе;

- подготовка специалистов, отвечающих требованиям лиссабонской конвенции ЮНЕСКО и Болон-ского процесса.

Путем анализа образовательных программ отечественных и зарубежных вузов, с учетом разработанной модели профессиональной компетентности выпускника КазНМУ, собственного видения реформирования образовательного процесса, была предложена структура образовательной программы, включающая следующие

разделы:

1. Пояснительная записка (обоснование необходимости создания данной образовательной программы).

2. Введение (ожидаемые результаты внедрения программы).

3. Иерархия целей по специальности.

4. Образовательная траектория специальности.

5. Перечень рекомендуемыхэлективов.

Также программа содержит рекомендации, которые позволят в полном объеме охватить все компетенции специалиста и будут учтены при составлении ГОСО нового поколения.

Согласно предложенной структуры Учебным департаментом и Комитетом образовательных программ стоматологического факультета была разработана образовательная программа, которая позволяет сформировать направление подготовки специалистов внутри специальности, квалификационная характеристика которых определена в ГОСО специальности. Так, внутри специальности «Стоматология» предложена образовательная траектория подготовки специалиста по направлению «Врач-стоматолог общей практики».

В целом образовательная программа позволяет скоординировать и систематизировать учебный процесс, определить критерии оценки компетенций по каждой дисциплине в зависимости от уровня обучения и соответ-

ственно развить критерии эффективности и возможности дальнейшего развития образовательного процесса в Университете.

Таким образом, образовательная программа является одним из механизмов реализации принципов Бо-лонского процесса, способствует улучшению качества образования в соответствии с системой менеджмента качества, одним из ключевых моментов которой является развитие международных стандартов.

Программа составлена на основе ГОСО РК 2006 г. При разработке образовательной программы акцент был сделан на формирование профессиональных компетенций специалистов стоматологов с учетом специфики направления их подготовки врач-стоматолог общей практики.

Компетентный специалист стоматолог сегодня - это специалист, обладающий не только специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, но и профессионально владеющий законами и умеющий самосовершенствоваться. Таким образом, компетентностная модель специалиста стоматолога является достаточно сложным многоуровневым образованием, где во внимание берутся не только когнитивные знания, практические навыки выпускника, но и личностные и правовые аспекты.

Образовательная программа содержит типовой учебный план, основанный на ГОСО, с распределением компонентов профессиональной компетентности специалиста. При этом типовой учебный план дополнен соответствующими компетенциями, учитывающими особенности направления. Это осуществляется путем включения в учебный план перечня рекомендуемых дисциплин, которые должны входить в курс по выбору. Выбор элективных дисциплин строится по принципу дополнения компетенций, получение которых в полном объеме не обеспечивают дисциплины обязательного компонента. Ключевые компетенции студентов конкретизированы по уровням обучения и по каждой дисциплине, что предполагает их улучшение и развитие из курса в курс.

Цикл общеобразовательных дисциплин в образовательных программах направлен на формирование знаний, необходимых для понимания социально-экономических, демографических, культурных особенностей медицинских проблем. При их изучении формируются знания по основам философии и социальных наук, необходимых для формирования естественнонаучного и гуманитарно-психологического мировоззрения врача и целостного видения мира и человека, основанных на общечеловеческих и профессиональных ценностях.

Цикл базовых дисциплиннаправлен на формирование и понимание научных концепций и методов в области базовых биомедицинских наук, являющихся основополагающими для приобретения клинических научных знаний и применения их в практической деятельности.

Цикл профилирующих дисциплиннаправлен на формирование клинических знаний и навыков, необходимых для решения ключевых задач в профессиональной деятельности специалиста стоматолога, эффективного взаимодействия с пациентами и другими специалистами системы здравоохранения при оказании медицинской помощи населению; развитие клинического мышления; формирование навыков принятия решений, основанных на принципах доказательной медицины и эффективного взаимодействия с другими специалистами; развитие способности к познанию и обучению на протяжении всей жизни и применению новейших технологий во врачебной практике.

Предполагаемые результаты подготовки специалистов стоматологов по образовательной программе:

- получение полноценного качественного высшего базового образования по специальности;

- формирование и развитие профессиональной компетентности в области общей врачебной практики в системе здравоохранения;

- развитие творческого потенциала, инициативы и новаторства, креативного мышления;

- приобретение высокого общего интеллектуального уровня развития, культуры делового общения, высоких нравственных и этических норм;

- знание приемов и методов административно-правового и организационно-правового регулирования и управления в сфере здравоохранения и фармации;

- развитие стимула продолжения непрерывного образования специалистами на последующей ступени профессионального образования.

Основной целью внедрения образовательных программ в КазНМУ является подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего всеми необходимыми для конкретного направления подготовки компетенциями, образование которого соответствует международным стандартам.

Таким образом, представленная образовательнаяпрограммапозволяет реализовать компетентностный подход в обучении путем создания необходимых для этого условий, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики. Их внедрение позволит оптимизировать учебный процесс, нацелить преподавателей и студентов на конечный результат, совершенствовать воспитательную работу, психолого-педагогическое сопровождение, повысить уровень профессиональной компетентности обучающихся, и в целом повысить качество университетского образования. Кроме того, разработанная программа позволит будущим специалистам стоматологам с начального этапа обучения определить индивидуальную траекторию своего образования и тем самым получить более глубокие знания по профилирующим дисциплинам.

Элективные дисциплины, предложенные на 1 курсе:

латинский язык, гигиеническое обучение и воспитание населения; на 2-ом курсе:фантомный курс терапевтической стоматологии;биология полости рта;основы моделирования анатомической формы зубов;на3-ем курсе: особенности местного обезболивания при различных стоматологических вмешательствах; особенности

челюстно-лицевой области, профилактика зубочелюстных аномалий у детей, ранняя диагностика и лечение поверхностного кариеса зубов у детей, техника препарирования зубов на фантоме;эндодонтия; на 4-ом курсе-металлокерамические зубныепротезы,технология изготовления ортодонтическихконструкции;на5-ом курсе-особенности диагностики зубочелюстных аномалий у детей, рациональная фармако-терапия стоматологических заболеваний, особенности диагностики зубочелюстных аномалий у детей, рациональная фармако-терапия стоматологических заболеваний, для интернов- маркетинг в стоматологии,ценообразование в частной стоматологической практике, физиотерапия стоматологических заболеваний, дентальная имплантация (хирургический этап), менеджмент качества стоматоло-гических услуг, брекет -система, ортопедическое лечение детей с врожденной расщелиной губы-неба, дентальная имплантация (хирургический этап), нейростоматология,ЛФК в стоматологии, основы интенсивной терапии и реанимации в условиях стоматологической клиники, особенности лечения пульпитов у детей с НФК, особенности эндодонтического лечения хронического периодонтита у детей.

Стоматологиялык пэндердщ ерекшелМн есептей отырып бШм беру баFдарламаларын К¥РУ

М.К. Шаяхметова, А.Д.Сагатбаева, Т.В. Трегубова, Н.М. Онайбекова Каз¥МУ-гы медицинальщ бшм Yлгiсiнiнщорындалу кадамы бiлiм децгейi мен белек сабактардыц жYЙелiлiк компетенциясы, ягни бiлiмдiк багдарламаларды ецдеу болып табылады^здщ ецделген бiлiм багдарламасыныц эр сабагында негiзгi бес компонент белiнген,онда студентпк сол сабак барысында YЙрену кажет.Курстан курска езгерген сайын бес компонент арасындагы байланыс езгерiп, киындай бередгКомпетенциялар сабактар жэне бiлiм децгейi бойынша белiнiп,элективтi курспен толыктырылып,мамандыктык бiлiм проекциясы калыптасады.

Tyrc^i сездер: оку багдарламасы,пэндер, элективтi пэндер,мамандыктыц бiлiм беру траекториясы,компетенциялар.

Formation of educational programs taking into account specificity of stomatologic disciplines

M.K. Shayahmetova, A.D. Sagatbaeva, T.B. Treugubova, N.M. Oinabekova The step of the implementation of the model of medical education KazNMU is to classify competencies for individual disciplines and levels of education, i.e. development of educational programs.As we developed the educational program in each discipline identified five components of the basic competencies that students must master in learning a particular discipline.From course to course there is a change of relations between the five components and their com-plexity.Competencies are distributed in the disciplines and levels of education, supplemented by elective courses, and thus formed an educational trajectoryofspecialty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.