Научная статья на тему 'Качество и удовлетворенность студентов образовательным процессом на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ'

Качество и удовлетворенность студентов образовательным процессом на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / QUESTIONNAIRE / ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS / FEEDBACK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченкова Н.С., Цепов Л.М., Николаев А.И., Нестерова М.М., Орехова Н.С.

Представлен анализ анкет удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг на кафедре терапевтической стоматологии. В статье описываются результаты анонимного анкетирования студентов, позволяющие предложить мероприятия по корректировке образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченкова Н.С., Цепов Л.М., Николаев А.И., Нестерова М.М., Орехова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY AND SATISFACTION OF STUDENTS WITH THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF THERAPEUTIC DENTISTRY OF SSMU

The analysis of questionnaires of student satisfaction with the quality of educational services at the Department of therapeutic stomatology is presented. The article describes the results of the anonymous survey of students, which enables us to develop measures for adjustment of educational activities.

Текст научной работы на тему «Качество и удовлетворенность студентов образовательным процессом на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ»

УДК 378. 147: 616.31- 085

i КАЧЕСТВО И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ СГМУ

Левченкова Н.С., Цепов Л.М., Николаев А.И., Нестерова М.М., Орехова Н.С., Петрова Е.В., Галанова Т.А.

Смоленский государственный медицинский университет,

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28 Резюме

Представлен анализ анкет удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг на кафедре терапевтической стоматологии. В статье описываются результаты анонимного анкетирования студентов, позволяющие предложить мероприятия по корректировке образовательной деятельности.

Ключевые слова: анкетирование, оценка качества учебного процесса, обратная связь

i QUALITY AND SATISFACTION OF STUDENTS WITH THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF THERAPEUTIC DENTISTRY OF SSMU

Levchenkova N.S., Tsepov L.M., Nikolaev A.I, Nesterova M.M., Orehova N.S., PetrovaE. V, Galanova T.A.

Smolensk State Medical University, 210019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia Summary

The analysis of questionnaires of student satisfaction with the quality of educational services at the Department of therapeutic stomatology is presented. The article describes the results of the anonymous survey of students, which enables us to develop measures for adjustment of educational activities.

Keywords: questionnaire, assessment of quality of educational process, feedback

Введение

Реализация принципа удовлетворенности потребителей (обучающихся) предполагает создание целостной системы взаимодействия вуза со своими потенциальными клиентами и системы мониторинга, оценивания при этом уровень качества потребляемых услуг. Мониторинг должен быть направлен на систематическое соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями потребителей, диагностирование настоящего положения дел, построения прогнозов, корректировки развития образовательных программ и принятия управленческих решений [2]. В настоящее время сложилось два основных подхода к измерению степени удовлетворенности потребителей: объективные показатели, статистические данные (показатели лицензирования, аккредитации, промежуточной аттестации, рейтинга и т. д.) и субъективная оценка качества предоставляемых услуг самими потребителями, которые выступают экспертами. Анализ объективных и субъективных данных в совокупности позволяет получить истинную картину качества предоставляемых образовательных услуг [1, 4]. На протяжении последних лет на кафедре терапевтической стоматологии с целью мониторинга качества и удовлетворенности образовательным процессом активно внедрена форма анкетирования студентов. Анкетирование обучающихся осуществляется один раз в семестр после завершения изучения дисциплины. В процессе анкетирования принимают участие студенты 3-5 курсов стоматологического факультета.

Целью данного исследования явилось изучение мнения студентов 5 курса стоматологического факультета о качестве образовательных услуг на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ.

Методика

На кафедре терапевтической стоматологии была разработана анкета, включающая вопросы, характеризующие несколько аспектов: содержание образовательной программы, внедрение инновационных методов обучения, уровень удовлетворенности студентов занятиями, отношение к производственной практике, оснащенность учебно-лечебных аудиторий, качество преподавания по отдельным модулям и оценка учебной деятельности на кафедре в целом. Проводилось анкетирование студентов 5 курса (п=51) стоматологического факультета. Исследование осуществлялось на добровольной анонимной основе. Методом случайной выборки студентам обоих полов в возрасте 23-24 лет предлагалось самостоятельно заполнить анкету.

Результаты исследования и их обсуждение

Подробный анализ анкет «Качество и удовлетворенность студентов 5 курса образовательным процессом на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ» представлен в таблице 1. Как видно из анализа анкетирования, студенты высоко оценили удовлетворенность полученными знаниями и навыками по модулям, отраженным в анкете (средний балл составил 3,8). Кафедра в достаточной степени оснащена наглядными пособиями, учебными стендами, мультимедийным оборудованием. Оценивая учебную деятельность на кафедре в целом, респонденты выставили 3,9 балла, указывая при этом на низкую оснащенность современным оборудованием практических занятий (2,84 балла).

Таблица. Качество и удовлетворенность студентов 5 курса (п=51) образовательным процессом.

Таблица 1.

В какой мере содержание образовательной программы отвечает вашим ожиданиям?

В полной мере - 20 (39,2%) | Отчасти - 25 (49%) | Не отвечает - 6 (11,8%)

Таблица 2.

Используются ли на кафедре терапевтической стоматологии новаторские методы обучения?

1). Рейтинговая система оценки успеваемости студентов в течение учебного года (текущая и промежуточная аттестация) - 21 (41,2%)

2). Активные формы проведения учебных занятий (диалоговые лекции, деловые игры, дискуссии и др.) - 28 (54,9%)

3) Технические средства обучения (учебные аудио-, видеосредства, Интернет и др.) - 9 (17,7%)

4) Другие формы - 1 (1,9%)

Таблица 3.

Уровень удовлетворенности студентов занятиями

Критерии Да Нет Не знаю

Соответствие обучения на кафедре требованиям работодателей 26 (51%) 16 (31,4%) 9 (17,7%)

Достаточное ли количество практических занятий 27 (52,9%) 22 (43,1%) 2 (3,9%)

Достаточное ли количество лекций 48 (94,1%) 2 (3,9%) 1 (1,9%)

Таблица 4.

Устраиваясь на работу по своей специальности, насколько вы сможете применить знания, навыки, компетенции, полученные на кафедре терапевтической стоматологии?

После окончания университета Частично, многому Знания, навыки Трудно сказать Другое

я буду квалифицированным придется учиться и компетенции 4 (7,8%)

специалистом на месте мне 1 (1,9%)

7 (13,7%) 39 (76,5%) не понадобятся 0

Таблица 5. Отношение к производственной практике в ходе учебного процесса

Практика проходит в организациях, где я получаю необходимый опыт 27 (52,9%)

На практике я делаю многое, но не по своей специальности 3 (5,9%)

Университет помогает найти место для прохождения практики 7 (13,7%)

Практика ничего мне не дает 2 (3,9%)

Практика - это не нужная формальность 2 (3,9%)

Практики слишком мало 25 (49%)

Не учитывают желание студентов при выборе места для прохождения практики 8 (15,7%)

Практика - это возможность для будущего трудоустройства 15 (29,4%)

Таблица 6.

Оценка оснащенности учебных аудиторий

Критерии 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл

Наличие наглядных пособий, учебных стендов 16 (31,4%) 12 (23,5%) 18 (35,3%) 3 (5,9%) 2 (3,9%)

Наличие в аудиториях мультимедийного оборудования 12 (23,5%) 14 (27,5%) 8 (15,7%) 10 (19,6%) 7 (13,7%)

Наличие современного оборудования для эффективного обучения по Вашей специальности 5 (9,8%) 8 (15,7%) 19 (37,3%) 12 (23,5%) 7 (13,7%)

Санитарное состояние учебно-лечебных кабинетов 11 (21,6%) 17 (33,3%) 15 (29,4%) 7 (13,7%) 1 (1,9%)

Удобство учебной мебели (столов, стульев и т.п.) 5 (9,8%) 11 (21,6%) 19 (37,3%) 10 (19,6%) 6 (11,8%)

Таблица 7.

Оцените степень Вашей удовлетворенности полученными знаниями и навыками по следующим модулям дисциплины:

(1 - наименьшая, 5 - наибольшая степень, 0 - затрудняюсь ответить)

Модуль «Кариесология и заболевания твердых тканей зубов» 4,01

Модуль «Кариесология» 4,11

Модуль «Эндодонтия» 3,45

Модуль «Пародонтология» 3,64

Модуль «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» 3,56

Модуль «Клиническая стоматология» 3,74

Таблица 8.

С Вашей точки зрения, качество преподавания по этим модулям за последний год улучшилось, ухудшилось или осталось без изменений?

Преподаваемые модули Улучшилось Ухудшилось Осталось без изменений Затрудняюсь ответить

«Кариесология и заболевания твердых тканей зубов» 12 (23,5%) 6 (11,8%) 31 (60,8%) 1 (1,9%)

«Кариесология» 11 (21,6%) 4 (7,8%) 35 (68,6%) 2 (3,9%)

«Эндодонтия» 12 (23,5%) 10 (19,6%) 26 (51%) 3 (5,9%)

«Па родо нтология » 12 (23,5%) 4 (7,8%) 30 (58,8%) 4 (7,8%)

«Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» 12 (23,5%) 1 (1,9%) 31 (60,8%) 7 (13,7%)

«Клиническая стоматология» 12 (23,5%) 6 (11,8%) 38 (74,5%) 6 (11,8%)

Таблица 9.

Знаете ли Вы о том, что в СГМУ реализуется система менеджмента качества?

Да 8 (15,7%)

_Нет 27 (52,9%)_

_Затрудняюсь ответить 17 (33,3%)_

Таблица 10.

Оцените по 5-ти балльной шкале учебную деятельность на кафедре в целом

Показатель Балл

Соответствие информации, излагаемой преподавателями, тематике предмета 4,29

Оснащенность современным оборудованием практических занятий 2,84

Актуальность и востребованность информации преподаваемой на занятиях 3,64

Способность преподавателя заинтересовать студентов в процессе обучения 3,82

Доступность прохождения практики на производстве 3,6

Объективность оценки знаний студентов, уважительное отношение 3,94

Проведенное исследование показало, что большинство респондентов высоко оценивают объективность оценки знаний студентов (3,94), соответствие информации, излагаемой преподавателями, тематике предмета (4,29), актуальность и востребованность информации, преподаваемой на занятиях (3,64), способность преподавателя заинтересовать студентов в процессе обучения (3,82), объективность оценки знаний студентов, уважительное отношение (3,94). Одним из основных аспектов профессионального становления специалиста является производственная практика. Уровень организации этого вида деятельности студентов респонденты оценили высоко: практика проходит в организациях, где они получают необходимый опыт (52,9%), практика - это возможность для будущего трудоустройства (29,4%), вместе с тем обучающиеся отмечают, что часов на прохождение практики слишком мало (49%). Одним из индикаторов, позволяющих судить о качестве услуг на кафедре, является оценка комфортности аудиторий, санитарное состояние учебно-лечебных кабинетов. Почти 50% респондентов оценили состояние аудиторий, в которых проходят учебные занятия, как средние, плохие и очень плохие. Для улучшения санитарного состояния учебно-лечебных кабинетов кафедры запланирован ремонт и замена стоматологического оборудования. Отвечая на вопрос о содержании образовательной программы, почти 40% респондентов ответили положительно. Важно отметить, что обучение на кафедре соответствует требованиям работодателей, что отметило 51% анкетируемых.

Заключение

Определение удовлетворенности потребителей знаний (студентов) качеством их подготовки, а также различными аспектами деятельности кафедры особенно важно, поскольку позволяет выявить слабые стороны организации учебного процесса, требующие улучшения и усовершенствования. Результаты образовательной деятельности определяются качеством знаний, умений и навыков выпускников, а это качество может быть достигнуто только при высоком качестве образовательного процесса, которое определяется, с одной стороны, его содержанием, а с другой - его обеспеченностью материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами [3, 5]. На основе результатов исследования разработаны практические рекомендации, направленные на улучшение организации образовательного процесса в соответствии с требованиями повышения качества подготовки выпускаемых специалистов. Наличие достоверной, оперативной и объективной информации о текущем состоянии учебного процесса имеет большое значение, в связи с этим проведение мониторинговых исследований осуществляющих методическую поддержку преподавателей, вносит требуемые коррективы в учебный процесс и приводит к повышению качества обучения.

Литература (references)

1. Белоножко М. Л., Барбаков О. М., Фролов С. Ю. Качество подготовки выпускников университета для нефтегазового комплекса России // Современные проблемы науки и образования. 2013. - № 6. - С. 984.

2. Ефимова И. А. Повышение качества высшего образования в Российской Федерации // Российское предпринимательство. 2011. - № 5. Вып. 1 (183). - С. 151-154.

3. Киселева В.П., Наводнов В.Г., Чернова Е.П. Развитие системы Интернеттестирования в сфере профессионального образования // Проблемы качества образования : материалы XXIV Всероссийской науч.-метод. конференции. - Уфа - Санкт-Петербург - Москва. - М., 2014. - С. 79-82.

4. Плотников Л.Д., Чикова О.М. Конвергенция личностных свойств студентов и рейтинговой оценки знаний в вузе педагогической направленности // Теория и практика общественного развития. 2014. - № 15. - С. 59-62.

5. Семченко А.А. Организационно-экономические принципы формирования глобального рынка образовательных услуг // Научное обозрение. 2014. - № 3. - С. 196-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.