Научная статья на тему 'Тесты как эффективный инструмент проверки знаний студентов высшей школы'

Тесты как эффективный инструмент проверки знаний студентов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ / EDUCATIONAL PROCESS / EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / TEST CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченкова Н. С., Николаев А. И., Цепов Л. М., Нестерова М. М., Орехова Н. С.

В статье рассматривается значимость тестирования как инструмента контроля знаний, достоинства и недостатки тестирования в высших учебных заведениях. Проблема выбора метода оценки качества усвоения знаний является важной и значимой при выполнении стандарта образовательной программы. В связи с этим сегодня актуален вопрос о том, как правильнее и справедливее определить это качество. Тестовые методы являются эффективными при оценке знаний студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченкова Н. С., Николаев А. И., Цепов Л. М., Нестерова М. М., Орехова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TESTS AS AN EFFECTIVE TOOL FOR VERIFYING KNOWLEDGE OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The article discusses the importance of testing as a tool for control of knowledge, advantages and disadvantages of testing in vusshih schools. The problem of method's choice for assessing the quality of learning is important and significant in the performance of the standard curriculum. In connection with this pressing question today is about how to properly and fairly determine that quality. Test method is effective for high school students.

Текст научной работы на тему «Тесты как эффективный инструмент проверки знаний студентов высшей школы»

УДК 371.26:373

i ТЕСТЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Левченкова Н. С., Николаев А.И., Цепов Л.М., Нестерова М.М., Орехова Н. С.

Смоленский государственный медицинский университет,

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме

В статье рассматривается значимость тестирования как инструмента контроля знаний, достоинства и недостатки тестирования в высших учебных заведениях. Проблема выбора метода оценки качества усвоения знаний является важной и значимой при выполнении стандарта образовательной программы. В связи с этим сегодня актуален вопрос о том, как правильнее и справедливее определить это качество. Тестовые методы являются эффективными при оценке знаний студентов.

Ключевые слова: образовательный процесс, эффективность образовательной деятельности, тестовый контроль.

i TESTS AS AN EFFECTIVE TOOL FOR VERIFYING KNOWLEDGE OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Levchenkova N.S., Nikolaev A.I., Tsepov L.M., Nesterova M.M., Orehova N.S.

Smolensk State Medical University, 210019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Summary

The article discusses the importance of testing as a tool for control of knowledge, advantages and disadvantages of testing in vusshih schools. The problem of method's choice for assessing the quality of learning is important and significant in the performance of the standard curriculum. In connection with this pressing question today is about how to properly and fairly determine that quality. Test method is effective for high school students.

Key words: educational process, effectiveness of educational activities, test control.

Введение

Тестирование широко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки обучающихся. Сами же результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, и как оценка самих участников исследования [7]. В последнее время преподаватели всех типов учебных заведений активно занимаются широким внедрением в учебный процесс тестовых форм контроля [2]. Это в большей степени объясняется тем, что тестирование позволяет осуществлять контроль над усвоением материала на ту или иную тему, определять уровень знаний студентов группы, выявлять успевающих и отстающих, определять общую картину усвоения ими пройденного материала. Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого. Однако, внедрение тестовой формы контроля по учебной дисциплине должно осуществляться поэтапно. На первом этапе в тестовой форме проводится только входной контроль и заключительной целью проведения этого является получение сведений об исходном уровне знаний обучающихся. Поэтому входящее тестирование включает задания, проверяющие уровень усвоения основных учебных элементов данной темы. При проверке определяются, прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообразования. Основная цель исходящего тестирования - обеспечение объективной оценки

результатов обучения, которая ориентирована на характеристику освоения содержания модуля дисциплины.

Целью данного исследования явился контроль качества подготовки обучающихся -студентов 3 курса стоматологического факультета на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ по модулю «Кариесология и заболевания твердых тканей зубов».

Методика

Участниками исследования выступили 114 студентов 3 курса стоматологического факультета. В качестве метода исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей было выбрано тестирование. От других методов диагностики эффективности образовательной деятельности тесты отличаются тем, что предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию. Тестирование позволяет проверить знания обучающихся по широкому спектру вопросов и сокращает временные затраты на проверку этих знаний. Кроме того, практически исключается субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки. На кафедре терапевтической стоматологии были разработаны тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один правильный). Тесты включали 31 вопрос, в которых отражались основные разделы по терапевтической стоматологии: материаловедение, стерилизация инструментов, анатомия и топография зубов, методы обследования пациентов, техники и методики пломбирования полостей.

Результаты исследования

Подробный анализ результатов тестирования студентов представлен в таблице 1.

Таблица 1. Анализ входящего и исходящего тестирования студентов 3 курса (п=114) на кафедре терапевтической стоматологии

Тесты/ группа 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа 6 группа 7 группа 8 группа 9 группа Средний балл

входя-щие 2,6 3,6 3,8 2,8 3 3 3,2 3,3 4,9 3,1

исходящие 3,8 3,2 3,8 4 3 3,2 2,8 3,2 4,2 3,5

Наибольшее количество неверных ответов при написании входящего тестирования было по вопросам материаловедения (15,9%), анатомии зубов (9,3%), пломбирования (11,6%), стерилизации инструментов (5,8%), топографии зубов (16,1%), способам препарирования зубов (5,1%), изменение твердых тканей зубов при кариесе (11,7). Проанализировав ответы исходящего тестирования, хотелось бы отметить, что наибольшее количество ошибок студенты допустили, отвечая на вопросы по адгезивным системам (15,9%), классификации кариеса зубов (6,4%), электрофорез лекарственных веществ (22,1%). Изучив объем рабочей программы по «Кариесологии и заболеваниям твердых тканей зубов», студенты 3 курса повысили свои знания, доказав это оценками по исходящему тестированию. Средний балл по курсу повысился с 3,1 до 3,5. Контролируя образовательный процесс, преподаватель имеет возможность управления как процессом образования, так и качеством образования. А для того, чтобы управлять образовательным процессом реально, а не формально, педагогу необходимо иметь разнообразные фактические данные о различных сторонах процесса образования, постоянную обратную связь, информацию о промежуточных результатах учебной деятельности, которая обеспечивается контролем. И к таким современным формам организации и проведения педагогического контроля относится тестирование [1, 4].

Заключение

Использование тестов в процессе контроля знаний, обучающихся достаточно эффективно при правильном и грамотном построении вопросов. Кроме того, объективный тестовый контроль в процессе обучения характеризуется большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполняемую работу не только обучающихся, но и преподавателя, приучает студентов к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий. Тестирование позволяет своевременно определить успехи студента, выявить пробелы в знаниях

при изучении дисциплины. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний, обучающихся и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их, кроме того, он позволяет индивидуализировать работу студентов. По своей объективности и скорости получения результата тестирование превосходит другие формы контроля [5, 6]. В то же время тестовый контроль знаний и умений учащихся не лишен недостатков. Выбор из предложенных ответов одного правильного допускает определенную вероятность его угадывания, возможность списывания правильного ответа у соседей. Тестовый контроль не позволяет проверить умение учащихся логично излагать изучаемый материал, доказательно строить ответ, иллюстрировать его примерами, творчески применять теоретические знания для объяснения процессов и явлений. С помощью тестовых заданий трудно проверить уровень овладения учащимися практическими умениями. Однако, обучающая функция тестирования, состоящая в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала, а также подготовка к тестированию, включающая в себя как повторение уже пройденного материала, так и обращение к дополнительной литературе, позволяет повысить уровень освоения дисциплины, а также развить навыки самостоятельной работы. Кроме того, воспитательная функция проявляющаяся в периодичности тестового контроля, дисциплинирует и систематизирует деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях [3]. Таким образом, тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний с тестированием сравниться не может.

Литература (references)

1. Артамонова М.В., Киринюк А.А., Назарова И.Б., Тягунова Т.Н. Культура компьютерного тестирования // Методические рекомендации по введению системы тестирования учебных достижений студентов в вузе. - М.: ВШЭ. 2006

2. Ковалев А.П., Крючкова Е.В. Тестирование - инструмент контроля знаний и активизации учебного процесса // ВЕСТНИК МГТУ СТАНКИН. - 2009. - № 2. - С.46-50.

3. Левченкова Н.С., Николаев А.И., Нестерова М.М. И др. Опыт внедрения системы менеджмента качества в сфере высшего медицинского образования на кафедре терапевтической стоматологии СГМА // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Вклад коллективов кафедр СГМА в совершенствование преподавания клинических, медико-биологических и гуманитарных дисциплин / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2015. - № 2 - С.76-80.

4. Пачурин Г.В., Тюмина Н.С., Шевченко С.М. Анализ тестирования как средства контроля знаний, обучающихся// Современные проблемы науки и образования. - 2017.-№ 4.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26716

5. Цепов Л.М., Николаев А.И., Галанова Т.А. И др. Теория и практика в терапевтической стоматологии при осуществлении образовательного процесса // Cathedra - Кафедра-стоматологическое образование. - 2018. - № 64. - С. 58-61.

6. Чурина К.В., Зимина Е.К. Тестирование как форма контроля результатов обучения // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 1214-1217.

7. Шеметев А.А. Тесты как эффективный инструмент проверки знаний студентов высшей школы // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31055

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.