Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КАЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
качество образования / художественное образование / Россия / Китай / искусство / quality of education / art education / Russia / China / art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Mэй Цитун

В связи с бурным развитием экономики общество выдвигает новые требования к качеству художественного образования. Анализируя и сравнивая качество художественного образования в Китае и России, а также опираясь на успешный опыт российского художественного образования, Китай должен увеличить государственные инвестиции в базовое художественное образование, сформировать хорошую среду и систему художественного образования, а также привить детям любовь к искусству. В статье указано, что художественное образование в КНР является открытой системой для восприятия и обмена опытом подготовки высококвалифицированных специалистов художественно-педагогических специальностей. Содержание художественного высшего образования интегрирует существенные положения искусства, эстетики, образования, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства.Охарактеризована организация творческого процесса студентов художественно-педагогических специальностей как целенаправленное усвоение содержания художественного высшего образования с применением традиционных и инновационных методов и форм обучения с целью максимально полной самореализации участников образовательного процесса в учреждениях высшего образования. Отмечено, что стандарты экзаменов определенным образом ограничивают творческую самореализацию абитуриентов, их художественное новаторство, нестандартное мышление, энтузиазм, вдохновение к рисованию, инициативность и активность в восприятии нового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Mэй Цитун

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF ART EDUCATION IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA AND THE RUSSIAN FEDERATION

With the rapid development of economy, the society makes new demands on the quality of art education. Analyzing and comparing the quality of art education in China and Russia, and based on the successful experience of Russian art education, China should increase public investment in basic art education, form a good environment and system of art education, and instill the love of art in children. The article points out that art education in the PRC is an open system for perception and exchange of experience in training highly qualified art education specialists. The content of higher art education integrates the essential provisions of art, aesthetics, education, psychology, pedagogy and teaching methods of fine arts. The organization of the creative process of students of art and pedagogical specialties is characterized as a purposeful assimilation of the content of art higher education with the use of traditional and innovative methods and forms of teaching in order to maximize the full self-realization of the participants of the educational process in higher education institutions. It is noted that the standards of examinations in a certain way limit the boundaries of creative self-realization of applicants, their artistic innovation, non-standard thinking, enthusiasm, inspiration to draw, initiative and activity in the perception of the new.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 372.874 ББК 74.268.51

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-181-188

КАЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мэй Цитун

Аннотация. В связи с бурным развитием экономики общество выдвигает новые требования к качеству художественного образования. Анализируя и сравнивая качество художественного образования в Китае и России, а также опираясь на успешный опыт российского художественного образования, Китай должен увеличить государственные инвестиции в базовое художественное образование, сформировать хорошую среду и систему художественного образования, а также привить детям любовь к искусству. В статье указано, что художественное образование в КНР является открытой системой для восприятия и обмена опытом подготовки высококвалифицированных специалистов художественно-педагогических специальностей. Содержание художественного высшего образования интегрирует существенные положения искусства, эстетики, образования, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного ис-кусства.Охарактеризована организация творческого процесса студентов художественно-педагогических специальностей как целенаправленное усвоение содержания художественного высшего образования с применением традиционных и инновационных методов и форм обучения с целью максимально полной самореализации участников образовательного процесса в учреждениях высшего образования. Отмечено, что стандарты экзаменов определенным образом ограничивают творческую самореализацию абитуриентов, их художественное новаторство, нестандартное мышление, энтузиазм, вдохновение к рисованию, инициативность и активность в восприятии нового.

Ключевые слова: качество образования, художественное образование, Россия, Китай, искусство.

Для цитирования: Мэй Цитун. Качество художественного образования в Китайской

Народной Республике и Российской Федерации // Наука и школа. 2024. № 3. С. 181-188.

БОТ: 10.31862/1819-463Х-2024-3-181-188.

© Мэй Цитун, 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

THE QUALITY OF ART EDUCATION IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA AND THE RUSSIAN FEDERATION

Mei Qitong

Abstract. With the rapid development of economy, the society makes new demands on the quality of art education. Analyzing and comparing the quality of art education in China and Russia, and based on the successful experience of Russian art education, China should increase public investment in basic art education, form a good environment and system of art education, and instill the love of art in children. The article points out that art education in the PRC is an open system for perception and exchange of experience in training highly qualified art education specialists. The content of higher art education integrates the essential provisions of art, aesthetics, education, psychology, pedagogy and teaching methods of fine arts. The organization of the creative process of students of art and pedagogical specialties is characterized as a purposeful assimilation of the content of art higher education with the use of traditional and innovative methods and forms of teaching in order to maximize the full self-realization of the participants of the educational process in higher education institutions. It is noted that the standards of examinations in a certain way limit the boundaries of creative self-realization of applicants, their artistic innovation, non-standard thinking, enthusiasm, inspiration to draw, initiative and activity in the perception of the new.

Keywords: quality of education, art education, Russia, China, art.

Cite as: Mei Qitong. The quality of art education in the People's Republic of China and the Russian

Federation. Nauka i shkola. 2024, No. 3, pp. 181-188. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-181-188.

Функционирование системы образования можно оценить только с помощью оценки качества образования, которое стало важным приоритетом в наше время. С помощью оценки качества образования можно определить уровень развития государства, а также любого объекта либо системы [1].

В современном мире особенностью образования является ее более сложная по сравнению с продукцией структура потребителей результатов образовательной деятельности, то есть образовательной продукции. В роли потребителей образовательной деятельности выступают не только студенты, но и преподаватели, родители, а также предприятия, на которых в будущем будут работать специалисты, и государство, которое использует полученный потенциал. Потому очень часто под качеством образования понимают совокупность и характеристику образовательного процесса, которые позволяют ему формировать такой уровень общественной и профессиональной компетентности, которые смогут удовлетворить не только текущие потребности в настоящем, но и будущие потребности у граждан, предприятий и организаций, а также общества и государства в целом [2].

Качество образования в современном мире вызывает множество дискуссий и споров не только среди отечественных ученых, но и среди иностранных исследователей. Существует множество противоречий, которые не позволяют дать одну точную характеристику и определение понятия качества образования. Данные противоречия возникают, так как в состав качества образования входят учебные достижения студентов, а также качество деятельности учебных заведений и оказываемых им услуг [3].

Определение качества образования очень часто трактуется в широком смысле, так как включает в себя качество обучения, воспитания и развития личности как важнейшие результаты образовательной деятельности.

Именно понятие «качество образования» выступает довольно многозначным, так как освещает различные стороны образовательного процесса. Качество образования имеет общественные и психолого-педагогические, экономические и другие характеристики. Общество по-разному осознает их; именно поэтому, формулируя стандарты качества, следует учитывать потребности всех заинтересованных сторон: с одной стороны, родителей и учеников, а с другой - школы и государства, а в целом - интересы граждан и гражданского общества [4].

Сегодня международное сообщество считает качественное образование одним из необходимых условий успешного развития любой страны. Международное сообщество сейчас волнуют вопросы качественного образования с проекцией на приобретение молодежью жизненных компетентностей, успешное вхождение в современное общество и достижение гендерного равенства [4].

Качественное художественное образование - это упорядоченная общественная деятельность, в которой искусство выступает в качестве среды, имеет художественную и образовательную направленность, воспитывает в людях художественные способности.

В связи с бурным развитием мировой экономики и постоянным совершенствованием эстетических потребностей людей, общество выдвигает новые требования к качеству художественного образования. Необходимо полностью осознать важность качественного художественного образования, создать систему качественного художественного образования с китайской спецификой в соответствии с национальными условиями Китая, сформировать научную и эффективную теорию образования, что играет важную роль в качественном художественном образовании [5]. Россия -одна из стран с самым высоким уровнем образования в мире, а также одна из стран с качественным художественным образованием.

Во время сравнения художественного образования в Китае и России стоит использовать успешный опыт российского художественного образования для определения способов становления качественного художественного образования в Китайской Народной Республике.

Важной составляющей общей системы образования выступает именно художественное образование. Так как оно играет непосредственную роль в эстетическом воспитании личности студента, обогащает его внутренний, а также дарит чувство новизны, позволяет получить всестороннее развитие, которое не может быть заменено другими дисциплинами. Совершенствование личности не только позволяет выйти на новый уровень развития государству, но и формирует здоровое развитие всего общества. Высококачественное художественное образование позволяет формировать и развивать способность к восприятию искусства, а также богатый внутренний эмоциональный мир, способствует развитию всестороннего мышления и рационального подхода к жизни. Выход людей за пределы собственных желаний и интересов позволит поднять на значительный уровень качество жизни, способствует повышению духовного уровня развития людей, что является одной из важнейших ценностей художественного образования для общества [6].

Основа развития китайского художественного образования находится на низком уровне, хотя зародилось оно поздно. Основу художественного образования составляют профессиональные художественные академии и художественные отделения на базе колледжей и университетов. 1988 г. ознаменовался выходом документа

под названием «Мнение о популяризации художественного образования в колледжах и университетах», который способствовал повышению интереса к художественному образованию в колледжах и университетах. «План развития художественного образования в национальных университетах» был выпущен Министерством образования в 2002 г., который призывает университеты и колледжи обращать должное внимание на художественное образование студентов, внедряя в учебный процесс художественные факультативы, ограниченные факультативные курсы, которые бы ориентировались на потребности студентов. В 2006 г. была принята «Программа руководства учебными планами по искусству для колледжей и университетов», которая определила конкретные требования к совершенствованию понимания, обобщению передового опыта и внедрению художественного образования в образовательную деятельность [7].

Только последнее время, когда правительство и общество обратило внимание на художественное образование, все больше колледжей и университетов начало предлагать специализации по искусству с целью улучшения структуры дисциплин, а также повышения масштабов приема.

Одним из показательных примеров выступают статистические данные, которые говорят о том, что в 1987 г. по специальности «Искусство» было всего 104 специальности высшего художественного образования, в начале 1990 г. таких специальностей было уже 140, а в конце 1990-х гг. - более 300. В наше время данное направление в Китае пользуется популярностью.

Но в то же время с повышенным спросом на поступление по специализации «Искусство» возникло множество проблем. Так, внедряя в учебный процесс специальности по искусству, множество учебных заведений ориентируются только на экономическую выгоду. Вместо того чтобы готовить высококачественных, конкурентоспособных специалистов и делать данное направление более популярным, многие учебные заведения просто вводят данную специальность, тем самым занижая качество образования. В последнее время набор на факультативные курсы «Искусство» пользуется наименьшей популярностью, что способствовало тому, что данная специальность стала не источником воспитания высококлассных художников и способом популяризации данного направления, а просто быстрым способом получения диплома [8].

Основателем художественного образования в Китае выступает пропагандист Цай Юаньпэй, который придает большое значение художественному образованию и выступает за его популяризацию. Он утверждает, что «для культурно прогрессивных людей необходимо внедрять научное образование и, в частности, популяризировать художественное образование». Во время экономического подъема общества происходит утверждение и становление роли художественного образования. Но в то же время художественное образование не успевает внедряться параллельно со столь быстрым развитием общества [6].

С точки зрения процесса развития зарубежного художественного образования он включает в себя в основном два аспекта: теоретическое осмысление и практику, первый внес особенно большой исторический вклад в развитие гуманитарного художественного образования.

Герман Арнхейм после длительной практики и глубоких исследований отметил, что восприятие человека, особенно визуальное, возникает в результате способности мыслить. Эта способность вырабатывается не при участии и поддержке рационального мышления, а является своего рода способностью, которой обладает само зрительное восприятие, то есть способностью познания, понимания и суждения, своего рода развитой мыслительной способностью, которая может направлять

поведение и деятельность человека. Однако в Китае в образовательных кругах сложилось однобокое понимание этого вопроса. Они до сих пор разделяют восприятие и мышление, рассматривают восприятие как перцептивное познание низкого уровня, а мышление - как рациональное познание высокого уровня. Такое разделение очень однобоко. Поэтому в Китае в образовательном кругу, как правило, уделяется внимание изучению слов и цифр, но не изучается искусство как важный способ мышления, что является ненаучным. В результате программа по изобразительному искусству, разработанная различными школами, превратилась во вспомогательную и дополнительную. Мало того, что на него отводится очень мало часов, так он еще и часто вытесняется программой по «основному предмету». Ни учебные заведения, ни учащиеся не осознают важности этого предмета. Особенно в критический период подготовки к вступительным экзаменам в вуз программа по изобразительному искусству превращается в «пустую трату драгоценного времени». Даже базовое время изучения изобразительного искусства трудно гарантировать, а эффективность преподавания крайне низка [6].

В настоящее время общая точка зрения на реализацию художественного образования в России заключается в том, что художественное образование является важным способом воспитания творческого мышления, художественные курсы предназначены для улучшения всесторонних способностей всех граждан, и люди будут улучшать свои личные эстетические способности и качества при изучении художественных курсов. Таким образом, выражение мыслей и эмоций рассматривается как основная цель художественного образования, а выражение навыков становится вторичным аспектом, позволяющим учащимся вкладывать собственные эмоции в художественные произведения.

Отсюда видно, что в российском художественном образовании на первое место ставится оригинальная концепция, больше внимания уделяется мыслям и личным чувствам изучающих искусство, а обучение навыкам отходит на второй план.

Если взглянуть на процесс развития китайского художественного образования, то его педагогические идеи можно свести к следующему: рассматривать человека как субъект и объект художественного образования, уделять внимание нравственному воспитанию, эстетической концепции и художественному воспитанию в художественном образовании, а также считать главной целью художественного образования приобретение мастерства. Отсюда видно, что китайское художественное образование придает большое значение изучению и воспитанию художественного мастерства [8].

Многие деятели из художественных кругов России считают, что главной целью художественного образования является развитие творческого мышления. Занятия искусством помогают повысить качество жизни всех граждан. Именно поэтому российское художественное образование за основу берет выражение мыслей и чувств, на второй план отходит техника [9].

Россию относят к странам с высоким уровнем развития культуры и искусства. История развития культуры России очень древняя. Россия во всем мире известна своей литературой, танцами, драматургией, музыкой. Это все очень тесно взаимосвязано с художественными достижениями и художественным образованием.

Выделяют множество национальных аспектов развития художественного образования в России. Рассмотрим основные среди них:

1. Государственная поддержка.

Российское образование занимает одно из первых мест в мире. Страна отличается множеством школ мирового уровня, высококвалифицированным педагогическим

составом, а также хорошей материально-технической базой, на что положительно влияет поддержка со стороны государства. Принятые российским правительством законы и льготы в области художественного образования помогли определить правовой статус художественного образования, его преподавательский состав, а также качество преподавания. Ежегодно выделяется значительная часть государственного бюджета для обеспечения непрерывности художественного образования. В течение столетия Россия проводит политику в московских школах на создание музеев, чтобы позволить местному населению получать качественное художественное образование, а также поднять уровень его художественного развития [2].

2. Наличие системы художественного образования в школе.

Главной целью художественного образования в российских школах выступает общее изучение художественной теории, а также художественного мастерства школьников. В одной из программ развития под названием «Конспект художественного образования» прописаны основные компетентности, такие как: наличие неких музыкальных, исполнительских, живописных навыков, формирование знаний о ценностных ориентациях в сфере художественного образования. В высших учебных заведениях, а также колледжах студенты изучают различные курсы по художественному образованию, также очень часто они принимают участие в различных выставках, спектаклях либо концертах, что дает опыт участия в художественной практике, а также имеет прямое влияние на обогащение художественного уровня населения. Формирование художественного вкуса, а также интереса к обучению возможно с помощью применения художественной практики.

Испытать счастье от художественного обучения студент может, только получив качественное художественное образование. Благодаря ему студент имеет здоровое и всестороннее физическое и психическое развитие [3].

3. Качественная художественная среда.

Россия - одна из тех стран, которая уделяет большое внимание развитию искусства. Множество городов славятся своими театрами, концертными залами, в которых очень часто проводятся выступления, позволяющие положительно влиять на уровень художественного развития населения. Так, художественная деятельность в России славится своей красотой и многогранностью. Большую популярность получили не только оперы, симфонии, камерные концерты, но и цирки. Во всем мире известны такие виды российского декоративного искусства, как резьба по дереву, фрески, текстиль, работы с металлом, обработки камня. Подобные ремесла очень любимы своим народом. Общество везде и всюду чувствует ауру искусства, вдохновляя людей на новые шедевры.

4. Влияние семьи.

С самого детства у детей развивают художественный вкус, прививают любовь к искусству, заставляют испытать на себе его влияние [3]. Важное место занимает экологическое оформление собственного места жительства. Стены могут быть украшены красивыми живописными обоями, гобеленами, картинами, которые зачастую пишут маслом, либо изделиями с керамики. Именно все виды декоративного искусства, винные и чайные сервизы, узоры положительно характеризуют русский национальный стиль, а также художественный вкус местного населения. Во время отдыха с детьми родители отдают предпочтение посещению культурных центров, художественных выставок, различных спектаклей, концертов и танцевальных событий, чтобы дети могли почувствовать влияние искусства, чтобы у них зарождалась художественная грамотность [2].

Таким образом, большую роль в распространении художественного образования играет именного государство, так как оно призвано закреплять статус образования, обозначать цели обучения, методы и средства качественного преподавания. Финансовые ведомства проводят соответствующие расчеты для дальнейшего инвестирования в сферу художественного образования. Но одного только финансирования мало, важно проводить социальную, культурную работу для внедрения художественного образования в жизнь общества. Важно популяризировать работу музеев и открывать новые выставочные центры, школы и центы искусства, а также задействовать художественные инструменты в городском строительстве, чтобы люди могли увидеть и ощутить красоту вокруг себя, тем самым улучшая уровень художественного развития.

Важным этапом развития также становится и совершенствование системы художественного образования. Начинать художественное образование важно еще с дошкольных учреждений, продолжая в начальной, средней и высшей школах, а также в колледжах и университетах, оказывая особое внимание образованию взрослых на протяжении всей жизни. Реформированию должна подлежать система преподавания, давая студентам больше возможности для совершенствования опыта и перенесения знаний в практическую деятельность, а также мотивировать к обучению. Качество художественного образования прослеживается на протяжении всего обучения. Разные этапы обучения должны иметь различное содержание обучения. Но в то же время они должно дополнять друг друга, что будет способствовать становлению конкурентоспособного и всесторонне развитого специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аймалетдинов Т. А. Социологическая оценка качества высшего образования: теоретико-методологические подходы к исследованию // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 5. С. 3-12.

2. Ермакова Ж. А., Никулина Ю. Н. Качество образования с позиции потребителей образовательных услуг вуза // Креативная экономика. 2017. Т. 11, № 7. С. 725-734.

3. Ратнер Ф. Л., Тихонова Н. В. Качество образования: педагогический аспект // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 12. С. 87-96.

4. Байденко В. И., Селезнёва Н. А. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт (статья 2) // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 122-136.

5. Дружинин А. С. Проблемы художественного образования в педагогике // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 6. С. 107-111.

6. 2.

^ [Чэнь Цзяньцзюнь, Лу Сюин. Анализ современной ситуации с художественным образованием в китайских и российских педагогических университетах // Образование и карьера, 2009. Т. 2. С. 86-90].

7. Madani R. A. Analysis of Educational Quality, a Goal of Education for All Policy // Higher Education Studies. 2019. Vol. 9, No. 1. P. 100-109.

8. 2017. 5. Ш18-22Ж [Чжэн Юйтин, Линь Бохай. Исследование закона об обучении и воспитании людей и мерах противодействия ему // Исследования в области политического образования. 2017. Т. 5. С. 18-22].

9. Зубрилин К. М., Раздобарина Л. А. Особенности реализации совместной образовательной программы (Россия-Китай) // Преподаватель XXI век. 2021. № 1. Ч. 1. С. 191-197.

10. 2011. 4. *32-37

Ж [Лян Ян. Исследование и практика интеграции гуманистического духа в образование в области художественного дизайна // Журнал Чанчуньского университета науки и технологий, 2011. Т. 4. C. 32-37].

REFERENCES

1. Aymaletdinov T. A. Sotsiologicheskaya otsenka kachestva vysshego obrazovaniya: teoretiko-metodologicheskie podkhody k issledovaniyu. Monitoring obshchestvennogo mneniya. 2013, No. 5, pp. 3-12.

2. Ermakova Zh. A., Nikulina Yu. N. Kachestvo obrazovaniya s pozitsii potrebiteley obrazovatelnykh uslug vuza. Kreativnaya ekonomika. 2017, Vol. 11, No. 7, pp. 725-734.

3. Ratner F. L., Tikhonova N. V. Kachestvo obrazovaniya: pedagogicheskiy aspect. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2019, Vol. 28, No. 12, pp. 87-96.

4. Baydenko V. I., Selezneva N. A. Obespechenie kachestva vysshego obrazovaniya: sovremennyy opyt (statya 2). Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017, No. 11 (217), pp. 122-136.

5. Druzhinin A. S. Problemy khudozhestvennogo obrazovaniya v pedagogike. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2019, No. 6, pp. 107-111.

^ [Chen Jianjun, Lu Xuying. Analysis of the status quo of art education in Chinese and Russian normal universities. Education and Career. 2009, Vol. 2, pp. 86-90].

7. Madani R. A. Analysis of Educational Quality, a Goal of Education for All Policy. Higher Education Studies. 2019, Vol. 9, No. 1, pp. 100-109.

8. 2017. 4o 5. ^18~22Ж [Zheng Yongting, Lin Bohai. Research on the Law of Teaching and Educating People and Its Countermeasures. Ideological Education Research. 2017, Vol. 5, pp. 18-22].

9. Zubrilin K. M., Razdobarina L. A. Osobennosti realizatsii sovmestnoy obrazovatelnoy programmy (Rossiya-Kitay). Prepodavatel XXI vek. 2021, No. 1, part 1, pp. 191-197.

10. 2011. 4o 4. ^32-37Жо [Liang Yan. Exploration and practice of integrating humanistic spirit into art design education. Journal of Changchun University of Science and Technology. 2011, Vol. 4, pp. 32-37].

Мэй Цитун, аспирант, Московский педагогический государственный университет e-mail: meiqitong@rambler.ru

Mei Qitong, PhD post-graduate student, Moscow Pedagogical State University e-mail: meiqitong@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2023 The article was received on 17.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.