Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ'

МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мань Ичэнь

Статья посвящена анализу характерных особенностей системы организации мониторинга художественных навыков студентов художественно-педагогических факультетов, как инструмента внутреннего контроля качества современных университетов. Цель данного исследования заключается в определении роли мониторинга в образовательном процессе будущих учителей изобразительного искусства. Автором статьи сделан вывод, что качество высшего образования студентов художественно-педагогических факультетов напрямую взаимосвязано с формированием и развитием художественных навыков. Следовательно, создание необходимой академической среды позволит улучшить качество высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE FORMATION OF ARTISTIC SKILLS OF STUDENTS OF ART AND PEDAGOGICAL FACULTIES AS AN INSTRUMENT OF INTERNAL QUALITY CONTROL OF MODERN UNIVERSITIES

The article is devoted to the analysis of the characteristic features of the system of monitoring the artistic skills of students of art and pedagogical faculties as an instrument of internal quality control of modern universities. The purpose of this study is to determine the role of monitoring in the educational process of future teachers of fine arts. The author of the article concludes that the quality of higher education of students of art and pedagogical faculties is directly interrelated with the formation and development of artistic skills. Consequently, the creation of the necessary academic environment will improve the quality of higher education.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ»

самокоррекции выявленных недостатков создают предпосылки для развития (или приостановки, или замедления развития) исследуемых в себе качеств, в зависимости от ценностной ориентации побудительных мотивов.

Выводы. Таким образом, осмысленный процесс профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы является следствием целенаправленного и непрерывного поиска «Я», унифицированного самоанализа индивидуального ресурса (силы разума, воли, духа), осознания необходимости внутренних качественных перемен, мотивации продуктивной профессионально-педагогической деятельности.

Следует стимулировать внутренние и внешние источники профессионально-личностного развития. В качестве внешнего источника выступает социально-значимая потребность, определяющая направление и содержание необходимых качественных трансформаций профессиональной компетентности (интеллектуальная работоспособность, самостоятельность, самодостаточность). Активизированная запросом извне внутренняя потребность педагога в профессионально-личностном росте поддерживается его личными мотивами и обуславливается наличием системных качеств, подтверждающих уровень его профессионализма. Необходимо так же подчеркнуть, что профессионально-личностное развитие не имеет никаких возрастных, половых, статусных ограничений, но в большей мере зависит от внутренней готовности и развитой способности преобразовывать себя и, как следствие, свою жизнедеятельность, становиться подлинным субъектом профессиональной труда на основе ценностно-смысловых ориентиров носителя идеи гуманизма в современном образовательном пространстве.

Литература:

1. Байлук, В.В. Самопознание и саморазвитие личности в их взаимосвязи / В.В. Байлук. - Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2019. - 135 с.

2. Бачинин, В.А. Социология: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288 с.

3. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - М.: Рус. яз., 2000 - Т. 1.: А-О. - 2000. - 1209 с.

4. Ефремова, Т.Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный: около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - М.: ACT, 2010. - 699 с.

5. Захарова, С.Е. Психолого-акмеологические аспекты предупреждения и коррекции профессиональных деформаций / С.Е. Захарова, З.Г. Устаев // Акмеология. - 2016. - №3. - С. 136-141

6. Кунаковская, Л.А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.А. Кунаковская. - Воронеж, 2003. - 202 с.

7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс [и др.], 2009. - 1359 с.

8. Практический интеллект / Р. Стернберг. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 272 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант Мань Ичэнь

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация. Статья посвящена анализу характерных особенностей системы организации мониторинга художественных навыков студентов художественно-педагогических факультетов, как инструмента внутреннего контроля качества современных университетов. Цель данного исследования заключается в определении роли мониторинга в образовательном процессе будущих учителей изобразительного искусства. Автором статьи сделан вывод, что качество высшего образования студентов художественно-педагогических факультетов напрямую взаимосвязано с формированием и развитием художественных навыков. Следовательно, создание необходимой академической среды позволит улучшить качество высшего образования.

Ключевые слова: художественные навыки, высшее образование, качество высшего образования, мониторинг, мониторинг сформированности художественных навыков.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the characteristic features of the system of monitoring the artistic skills of students of art and pedagogical faculties as an instrument of internal quality control of modern universities. The purpose of this study is to determine the role of monitoring in the educational process of future teachers of fine arts. The author of the article concludes that the quality of higher education of students of art and pedagogical faculties is directly interrelated with the formation and development of artistic skills. Consequently, the creation of the necessary academic environment will improve the quality of higher education.

Key words: artistic skills, higher education, quality of higher education, monitoring, monitoring of the formation of artistic skills.

Введение. Государственная политика в области образования преследует главную цель - удовлетворение кадровых потребностей. Это также отражено в национальном проекте «Образование», действующем до 2024 года. С помощью данного проекта планируется не только привлечь как можно больше молодых специалистов, которые готовы трудиться в области образования, но и модифицировать подготовку, чтобы повысить качество образования [1].

Данные шаги обусловлены тем, что согласно статистическим данным количество выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры в области образования и педагогических наук по направлению искусства и культуры несколько сократилось. Так, в 2019 году получили профессию двадцать две тысячи четыреста человек. В свою очередь, в 2021 году количество выпускников составило двадцать одну тысячу восемьсот человек, что на 3% меньше [2].

Качество образования является маркером результативности и эффективности проводимой политики. Следовательно, проблемы контроля и оценки сформированности профессиональных компетенций являются актуальными по сей день. Это обусловлено реформированием в области образовательной системы, в частности, методической и организационной составляющей. Требования ФГОС ВО диктуют участникам образовательного процесса следующие условия:

- современное методическое обеспечение;

- разработка новых методик и технологий;

- использование компетентностного подхода при оценивании результатов освоения полученных знаний;

- использование разнообразных форм контроля [3].

Изложение основного материала статьи. Приобретение профессиональных компетенций - это основополагающая цель в системе высшего образования. Разница заключается лишь в том, что в западных странах используется терминология «обучение на основе компетенций», а в Российской Федерации зачастую звучит термин «компетентностный подход» [4].

Художественный навык является одним из главных составляющих профессиональных компетенций художника-педагога. Следовательно, мониторинг сформированности художественных навыков будет являться инструментом внутреннего контроля качества в рамках современного образования.

В переводе с английского мониторинг обозначает контроль. В рамках образовательного процесса мы можем выделить значение мониторинга, которое заключается в «постоянном наблюдении за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям» [5, С. 18].

Мониторинг в образовании помогает собрать, обработать, сохранить и распространить необходимую информацию о целой системе образования или об ее части, помогает оценить необходимый объект образовательной системы и спрогнозировать дальнейшее развитие.

Построение системы мониторинга должно учитывать следующие принципы:

1. Принцип информационной объективности предполагает, что информация должна носить объективный, легко проверяемый характер.

2. Принцип сравнимости данных обуславливает возможность сравнения общего состояния и изменений образовательного процесса.

3. Принцип адекватности помогает спланировать исследование соответствия системы в рамках изменения внешних условий.

4. Принцип прогностичности позволяет оценить векторную направленность поставленных целей.

5. Принцип целевого назначения помогает обозначить нужную цель, чтобы получить необходимую информацию [6].

Рассмотрим инструменты мониторинга в рамках образовательного процесса.

Процесс анкетирования (тестирования) построен на составлении определенных вопросов, ответы на которые помогают отобразить уровень знаний. Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. Особенность открытого вопроса заключается в том, что студент может ответить своими словами. А закрытый вопрос предполагает список ответов, которые потребуют выбора.

Экзамены, контрольная работа проводятся с целью выяснения уровня знаний, которые получил студент за весь период обучения или за определенный срок.

Интервьюирование, беседу, опрос студентов целесообразно проводить как в групповом, так и в индивидуальном формате. Универсальность этих инструментов обуславливается тем, что между участниками процесса происходит полноценный диалог, при котором интервьюер может задать оптимальное количество вопросов, а студент может продемонстрировать уровень своих знаний.

Онлайновое интервью в современных реалиях - это инновационный способ проведения мониторинга. Этот вид инструмента предполагает, что исследователь выставляет анкету на WEB-странице. Но пока данный способ нельзя назвать полноценным источником информации, так как он не способен отразить многогранность уровня знаний студента.

Метод хронометрирования используется для того, чтобы выявить и зафиксировать время выполнения какого-либо двигательного действия. Наиболее часто этот метод используется в педагогическом эксперименте, когда необходимо выявить эффективность нескольких методик, которые обучают определенному действию.

Метод педагогического эксперимента необходим в том случае, когда нужно определить наиболее рациональный и эффективный путь внедрения в практику обязательного и признанного положения.

Метод статистической обработки информации с помощью выборочных обследований, отчетностей или переписи позволяет выявить связи и закономерности для дальнейшего прогноза [7].

В нашем случае, нам важно использовать мониторинг, чтобы оценить и понять уровень художественных навыков студентов художественно-педагогических факультетов.

Прежде всего, навык - это автоматизированное действие, приобретенное с помощью многократных повторений [8, С. 475].

Понятие «художественный» обозначает свойство объекта, которое соответствует аналогам, законам искусства и эстетики [9, С. 998].

Из этого мы можем сделать вывод, что художественный навык - это выработанное умение в области изобразительного искусства или, другими словами, художественное мастерство.

Согласно определению психолого-педагогического словаря, мониторинг представляет собой процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. Следовательно, мониторинг за сформированностью художественных навыков должен учитывать критерии основ академического рисунка, живописи, техник и композиции.

На основе этапов развития художественного навыка можно выделить следующие критерии сформированности:

- построение объектов с учетом перспективы;

- цветотональные отношения;

- передача глубины пространства;

- семантика формы;

- фронтальное решение;

- объемная интерпретация плоских форм;

- светотеневое моделирование форм;

- пропорции;

- цветовое решение;

- эстетическая выразительность [10].

В нашем исследовании мы провели анализ между формированием художественных навыков в России и в Китае. Изучение изобразительного искусства в КНР осуществляется по двум направлениям: национальное и классическое. Практический опыт и теоретический анализ позволили сделать нам вывод, что классическое образование в КНР,

построенное по формату российского образца, является аналогичным, что и в России. В Китае больше половины времени учебного процесса отводится на освоение художественных навыков студентов.

Если рассматривать художественно-педагогическое образование с точки зрения выработки художественных навыков, то в этом случае концепции и методология остаются консервативными, как и в России. Фундаментом в подготовке кадров является академическая система обучения художественным навыкам, которая базируется на художественных средствах, с помощью которых возможна передача точного сходства, идеи, замысла [11].

Образовательный процесс в современных университетах Китайской Народной Республики и Российской Федерации художественно-педагогического направления базируется на следующих теоретических знаниях: знание законы композиции, перспективы, светотени, пропорции, основы цветоведения, а также на практических умениях: овладение различными художественными материалами и техниками, умение работать линией, пятном и штрихом [11].

При тесном сотрудничестве с российскими педагогическими университетами, в университетах Китайской Народной Республики с 2004 года утвержден типовой проект рабочего плана. В течение четырех лет обучения студент должен пройти 2800 учебных часов, из которых 720 часов отводятся общеобразовательному направлению. Остальное время студенты используют на изучение дисциплин художественной направленности. Практические занятия проходят в течение 22 недель. Кроме обязательной программы курса, существуют также факультативные дисциплины, с помощью которых студент изучает традиционные техники, направленные на взаимообмен культурных традиций [12].

Студенты художественно-педагогических вузов приобретают различные виды опыта, включая педагогический и профессионально-творческий. Художественный опыт осваивается и приобретается студентами всех художественных направлений, но лишь будущие учителя проходят курсы педагогики, психологии и методики преподавания изобразительного искусства, а также осуществляют практическую деятельность в области преподавания. Научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность составляют основу художественно-педагогического образования, поскольку позволяют сформировать у будущих педагогов компетенции, необходимые для профессионального преподавания [12].

Выводы. Анализ структуры и содержания образовательных программ по направлениям художественно-педагогического образования в КНР и России позволил выявить следующие ключевые дисциплины:

- теоретические: история отечественного и зарубежного изобразительного искусства;

- теоретико-прикладные: рисунок, масляная живопись, акварель, гуашь, скульптура, графика, цветоведение и колористика, основы композиции, компьютерная графика, основы музейной педагогики.

Таким образом, мы можем констатировать, что мониторинг сформированности художественных навыков студентов художественно-педагогических факультетов является эффективным инструментом внутреннего контроля качества образования в современных вузах.

Литература:

1. Демьянова, А.В. Потребность образовательных организаций в работниках / А.В. Демьянова // Мониторинг экономики образования. - 2020. - №16. - С. 1-8

2. Гохберг, Л.М. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова. - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 132 с.

3. Волков, П.Б. Варианты диагностики ключевых компетенций студентов педагогических специальностей при оценке результатов обучения / П.Б. Волков // Непрерывное образование: XXI век. - 2017. - №4. - С. 2-18

4. Волков, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие / В.И. Волков. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

5. Мониторинг студентов и выпускников вуза как инструмент системы управления востребованностью молодых специалистов на рынке труда / С.В. Гриненко, Е.К. Задорожняя, Е.Л. Макарова и др. - Таганрог: ЮФУ, 2008. - 336 с.

6. Никитина, Н.Ш. Примерная методика мониторинга и оценивания качества подготовки специалистов в вузе / Н.Ш. Никишина // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - №6. - С. 79-84

7. Харлов, Н.А. Мониторинг знаний студентов как инструмент управлений качеством образования / Н.А. Харлов // Социосфера. - 2010. - №4. - С. 113-126

8. Новейший психолого-педагогический словарь / Сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.

9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Мир и образование, 2020. - 1376 с.

10. Обрубова, A.B. Формирование профессиональных компетенций педагога-художника на основе электронно-образовательного ресурса по искусствознанию / A.B. Обрубова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. - 2014. - № 3. - С. 233-235

11. Ван, Ц. Профессиональная подготовка студентов художественных специальностей по академическому рисунку / Ц. Ван // Вестник Витебского гос. ун-та. - 2007. - № 3. - С. 47-52

12. Ван, М. Методика интегративного обучения академической живописи в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ван Мэй. - Москва, 2017. - 211 с.

Педагогика

УДК 377.5

кандидат педагогических наук, доцент Маслова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский Государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); магистрант Потемкина Ольга Арнольдовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский Государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ СПО В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье уделяется внимание требованиям, предъявляемым к выпускникам в системе среднего профессионального образования. Теоретической базой настоящего исследования выступают работы А.Н. Леонтьева, Ю.Н., Кулюткина, Г.С. Сухобской. Дается определение понятию - творческие способности. В статье рассматривается влияние проектной деятельности на развитие творческих способностей у студентов среднего профессионального образования. Представлены результаты экспериментальной работы по развитию творческих способностей студентов СПО. Выделены педагогические условия, необходимые для развития творческой активности. Приводится пример «дорожной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.