Научная статья на тему 'Методика развития коммуникативных навыков у студентов художественных направлений в процессе обучения художественно-проектной деятельности'

Методика развития коммуникативных навыков у студентов художественных направлений в процессе обучения художественно-проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
коммуникативные навыки / визуальная коммуникация / художественное образование / художественно-проект-ная деятельность / методика преподавания дизайна / ди-зайн-образование / педагогический эксперимент / communicative skills / visual communication / art educa-tion / art project activities / design teaching methodology / design education / pedagogical experiment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монахова Лада Дмитриевна

В рамках современного художественного образова-ния существует проблема формирования коммуника-тивных навыков студентов в условиях цифрового об-разования, в особенности образовательного про-цесса с привлечением современных онлайн-техноло-гий. С переходом на частично дистанционное обуче-ние было отмечено, что коммуникативные навыки развиваются у студентов стихийно, особенно в про-цессе художественно-проектной деятельности. Акту-альность данного исследования обусловлена необхо-димостью разработки новой методологии формиро-вания компетенций студентов художественных направлений с задействованием цифровых техноло-гий в образовательном процессе в условиях отсут-ствия конкретной методики решения проектных за-дач в художественно-проектной деятельности в ди-станционном формате. Коммуникативные навыки яв-ляются ключевыми в профессии дизайнера и худож-ника, поэтому выпускники направления «Дизайн» должны полностью владеть навыком визуальной коммуникации и уметь передавать творческие мысль и идею. Цель статьи заключается в разработке мето-дики, нацеленной на развитие коммуникативных навыков у студентов направления «Дизайн», для успешного применения ими наглядных и информа-тивных дизайн-проектов. Ведущим методом исследо-вания данной проблемы был метод сравнительно-пе-дагогического анализа – эмпирический анализ ре-зультатов художественно-проектной и проектно-ис-следовательской деятельности студентов-дизайне-ров; разработка творческих задач и педагогического эксперимента с использованием цифровых образова-тельных технологий. Разработана методика, способ-ствующая эффективному освоению студентами мето-дических принципов работы над дизайн-проектом и развивающая коммуникативные навыки посредством организации художественно-проектной деятельно-сти. Основа исследования заключается в применении экспериментальной методики планирования учеб-ного времени. Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке эффектив-ных подходов к ведению художественно-проектной деятельности при работе над презентационным ито-говым планшетом по профильной дисциплине «Спе-циализация», что повысит эффективность образова-тельного процесса по направлению «Дизайн».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Монахова Лада Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for the development of communicative skills among art students in the process of teaching art and project-based learning

Within the framework of modern art education, there is a problem of the formation of students' communication skills in the context of digital education, especially the ed-ucational process with the involvement of modern online technologies. With the transition to partially distance learning, it was noted that students' communication skills develop spontaneously, especially in the process of artis-tic and design activities. The relevance of this study is due to the need to develop a new methodology for the for-mation of competences of art students with the use of digital technologies in the educational process when there is no specific methodology for solving design prob-lems in art and design activities in a remote format. Com-munication skills are the key ones in the profession of a designer and artist, so graduates of the Design area of training must fully develop their skill of visual communi-cation and be able to express creative thoughts and ideas. The purpose of the article is to work out a method-ology aimed at developing communication skills among "Design" majors, for the successful application of visual and informative design projects. The leading method of studying this problem was the method of comparative pedagogical analysis an empirical analysis of the results of artistic design and research activities of design majors; development of creative tasks and pedagogical experi-ment using digital educational technologies. A methodol-ogy has been developed that contributes to the effective mastering of the methodological principles of work on a design project by students and develops communication skills through the organization of artistic and design ac-tivities. The basis of the study is the application of an ex-perimental methodology for planning study time. The practical significance of the results of the study lies in the development of effective approaches to artistic and de-sign activities when working on a presentation final pro-ject in the profile discipline "Specialization", which will in-crease the efficiency of the educational process in the "Design" area of training.

Текст научной работы на тему «Методика развития коммуникативных навыков у студентов художественных направлений в процессе обучения художественно-проектной деятельности»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2022, № 11 (ноябрь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221078 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11078 УДК 378.147

Методика развития коммуникативных навыков у студентов художественных направлений в процессе обучения художественно-проектной деятельности

Methodology for the development of communicative skills among art students in the process of teaching art and project-based learning

Автор статьи

I

Author of the article

Монахова Лада Дмитриевна,

ассистент кафедр средового дизайна и графического дизайна, заведующая мастерскими кафедры рисунка ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», г. Москва, Российская Федерация LD.Monakhova@mgou.ru ORCID: 0000-0003-0266-7282

Lada D. Monakhova,

Assistant, Departments of Environmental Design and Graphic Design, Head of Drawing Department Workshops, Moscow State Regional University, Moscow, Russia LD.Monakhova@mgou.ru ORCID: 0000-0003-0266-7282

Конфликт интересов

I

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для цитирования

I

For citation

Монахова Л. Д. Методика развития коммуникативных навыков у студентов художественных направлений в процессе обучения художественно-проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 11. - С. 31-44. - URL:

http://e-koncept.ru/2022/221078.htm. 10.24412/2304-120X-2022-11078

DOI:

L. D. Monakhova, Methodology for the development of communicative skills among art students in the process of teaching art and project-based learning // Scientific-methodological electronic journal "Concept". - 2022. -No. 11. - P. 31-44. - URL: http://e-kon-cept.ru/2022/211078.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11078

Поступила в редакцию Received 25.09.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.10.22

Принята к публикации Accepted for publication 27.10.22 Опубликована Published 30.11.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Монахова Л. Д., 2022

Аннотация

В рамках современного художественного образования существует проблема формирования коммуникативных навыков студентов в условиях цифрового образования, в особенности образовательного процесса с привлечением современных онлайн-техноло-гий. С переходом на частично дистанционное обучение было отмечено, что коммуникативные навыки развиваются у студентов стихийно, особенно в процессе художественно-проектной деятельности. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки новой методологии формирования компетенций студентов художественных направлений с задействованием цифровых технологий в образовательном процессе в условиях отсутствия конкретной методики решения проектных задач в художественно-проектной деятельности в дистанционном формате. Коммуникативные навыки являются ключевыми в профессии дизайнера и художника, поэтому выпускники направления «Дизайн» должны полностью владеть навыком визуальной коммуникации и уметь передавать творческие мысль и идею. Цель статьи заключается в разработке методики, нацеленной на развитие коммуникативных навыков у студентов направления «Дизайн», для успешного применения ими наглядных и информативных дизайн-проектов. Ведущим методом исследования данной проблемы был метод сравнительно-педагогического анализа - эмпирический анализ результатов художественно-проектной и проектно-ис-следовательской деятельности студентов-дизайнеров; разработка творческих задач и педагогического эксперимента с использованием цифровых образовательных технологий. Разработана методика, способствующая эффективному освоению студентами методических принципов работы над дизайн-проектом и развивающая коммуникативные навыки посредством организации художественно-проектной деятельности. Основа исследования заключается в применении экспериментальной методики планирования учебного времени. Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке эффективных подходов к ведению художественно-проектной деятельности при работе над презентационным итоговым планшетом по профильной дисциплине «Специализация», что повысит эффективность образовательного процесса по направлению «Дизайн».

Ключевые слова

коммуникативные навыки, визуальная коммуникация, художественное образование, художественно-проектная деятельность, методика преподавания дизайна, дизайн-образование, педагогический эксперимент

Благодарности

Abstract

Within the framework of modern art education, there is a problem of the formation of students' communication skills in the context of digital education, especially the educational process with the involvement of modern online technologies. With the transition to partially distance learning, it was noted that students' communication skills develop spontaneously, especially in the process of artistic and design activities. The relevance of this study is due to the need to develop a new methodology for the formation of competences of art students with the use of digital technologies in the educational process when there is no specific methodology for solving design problems in art and design activities in a remote format. Communication skills are the key ones in the profession of a designer and artist, so graduates of the Design area of training must fully develop their skill of visual communication and be able to express creative thoughts and ideas. The purpose of the article is to work out a methodology aimed at developing communication skills among "Design" majors, for the successful application of visual and informative design projects. The leading method of studying this problem was the method of comparative pedagogical analysis - an empirical analysis of the results of artistic design and research activities of design majors; development of creative tasks and pedagogical experiment using digital educational technologies. A methodology has been developed that contributes to the effective mastering of the methodological principles of work on a design project by students and develops communication skills through the organization of artistic and design activities. The basis of the study is the application of an experimental methodology for planning study time. The practical significance of the results of the study lies in the development of effective approaches to artistic and design activities when working on a presentation final project in the profile discipline "Specialization", which will increase the efficiency of the educational process in the "Design" area of training.

Key words

communicative skills, visual communication, art education, art project activities, design teaching methodology, design education, pedagogical experiment

Acknowledgements

Автор выражает особую благодарность научному руководителю Суздальцеву Евгению Леонидовичу и Витковскому Алексею Николаевичу за подготовку благоприятной почвы для проведения эксперимента на кафедрах средового и графического дизайна, а также всему коллективу факультета изобразительных искусств и народных ремесел МГОУ за поддержку и помощь в организации исследования.

The author expresses her special gratitude to the supervisor Evgeny L. Suzdaltsev and Aleksey N. Vitkovsky for preparing favorable ground for the experiment at the Departments of Environmental and Graphic Design, as well as to the entire staff of the Faculty of Fine Arts and Folk Crafts of Moscow State Regional University for their support and assistance in organizing the study.

Введение / Introduction

Искусство играет важную роль в формировании социальной структуры общества, так как является инструментом коммуникации, позволяющим людям на чувственно-

эмоциональном уровне понимать друг друга. Оно всегда объединяло людей из разных культурных, социальных и этнических групп. Мы рассматриваем искусство как универсальный коммуникационный инструмент, общий визуальный язык, цель которого - создание системы взаимопонимания между разными людьми путем воспитания единого эстетического восприятия.

Цифровизация всех сфер деятельности человека создала для мирового сообщества новый уровень реальности - виртуальный (интернет-пространство). И со временем в нем сформировался свой язык, особая форма передачи информации, которые определили цифровое изображение (растровую картинку/фотографию и т. п.) как основную информационную единицу, глобальную, понимаемую всеми пользователями виртуальной сети вне зависимости от страны происхождения.

Современная система художественного образования направлена на то, чтобы помочь каждой личности приобрести навыки, необходимые для самостоятельного осознания определенной комфортной пространственной и цифровой среды, эстетических объектов и символов внутри них. Людям необходим не столько художественный талант, сколько практика применения художественно-творческих навыков. Этому способствует изучение изобразительного искусства в школах и системе дополнительного образования, которое развивает в детях не только творческие способности, но и духовные аспекты личности [1]. Поэтому художественное образование является неотъемлемой частью общего образования и целостного развития личности.

Специфика образовательного процесса, основа которого - искусство во всех его проявлениях, его создание и изучение приводят нас к вопросам и проблемам развития у художников навыков коммуникации, в особенности визуальной. Первостепенные проблемы, с которыми сталкивается преподаватель, - развитие вкуса и насмот-ренности обучающегося без внушения ему своих вкусов и подмены его миропонимания своим, свободное развитие «почерка» и авторского видения, предупреждение ошибочных методов создания изображений и продуктов дизайна [2].

Следующая ступень художественного образования - бакалавриат по направлениям 54.00.00 - обеспечивает рынок труда профессионалами в сфере искусства, которые могут непосредственно влиять на него, создавать новые авторские произведения, сохранять и развивать традиции народных промыслов и обеспечивать обществу качественную информационную, интерьерную и экстерьерную среду [3]. Носители художественно-творческих знаний и навыков, творцы в области искусства - ценные профессионалы, которые должны в совершенстве владеть инструментами коммуникации. Данное исследование поднимает проблему формирования коммуникативных навыков у студентов уровня бакалавриат по направлению «Дизайн». Наличие художественного образования делает процесс коммуникации между людьми динамичным, обеспечивает социальное взаимодействие на высоком уровне и открывает перед ними путь для генерирования новых мыслей и идей.

В ходе исследования нами было разработано определение визуальной коммуникации. Визуальная коммуникация - видимое явление, имеющее форму искусства или стремящееся к нему через выражение человеческих чувств и мыслей с помощью различных инструментов и материалов, образующих систему видимых образов, символов, схем и других информационных единиц, которые будут нести смысловую нагрузку и передавать информацию от отправителя к получателю через зрение.

Для студентов направления «Дизайн» коммуникативные навыки являются ключевыми в будущей профессии. Выпускники этого направления должны полностью

владеть навыками создания визуальных коммуникаций, наглядных и информативных дизайн-проектов, уметь передавать творческую мысль и идею, создавая речевые ситуации и используя наглядные средства коммуникации [4]. Выпускники осваивают профессиональные речевые ситуации, которые необходимо создавать между дизайнером/ художником и заказчиком, партнером и исполнителем. Нужно сформировать у студентов осознанное стремление к овладению речевыми и визуальными элементами коммуникативных навыков в условиях практической художественно-проектной деятельности. Наравне с этим от выпускников всех художественных направлений требуется полное понимание алгоритма и этикета визуальной коммуникации, которая в условиях цифровизации выходит на один уровень с речевой коммуникацией.

Научная актуальность исследования заключается в необходимости создания современных методик, направленных на развитие коммуникативных навыков у студентов художественных направлений в условиях информатизации и цифровизации художественного образования. Проблема, появившаяся в межличностной коммуникации у студентов по причине развития цифровой коммуникации, привела к развитию дискретности мышления обучающихся. Актуальность обусловлена необходимостью разработки новой методологии формирования компетенций студентов художественных направлений с учетом задействования цифровых технологий в образовательном процессе и отсутствия конкретной методики решения проектных задач в процессе художественно-проектной деятельности в дистанционном формате. Общественно-политическая актуальность обусловлена необходимостью реализации образовательных программ в дистанционном формате. В пандемийном 2020 году был апробирован полный переход на дистанционное образование. В связи с этим появилась необходимость разработки универсальной методики формирования ключевых компетенций у студентов по направлению «Дизайн» для использования ее как в случаях экстренного обострения эпидемиологической обстановки в стране, так и в других ситуациях, где присутствие студента на занятиях невозможно по причинам, от него не зависящим [5].

Прикладная педагогическая актуальность исследования заключается в том, что у современного педагога в области дизайна есть необходимость прогнозировать степень востребованности своего выпускника на рынке интеллектуального труда и выстраивать соответствующую стратегию обучения, воспитывать в студенте коммуникабельность. Актуальность обусловлена необходимостью модернизации подходов к реализации федеральных государственных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++ от 2020 года) и локальной необходимостью повысить конкурентоспособность выпускников факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета в профессиональной деятельности [6, 7].

Объектом нашего исследования является процесс коммуникации студентов в ходе художественно-проектной деятельности. Предметом нашего исследования - развитие профессионально-коммуникативных навыков у бакалавров направления «Дизайн» в процессе художественно-проектной деятельности. Автор убежден, что развитие коммуникативных навыков, универсальных и общепрофессиональных компетенций в процессе обучения бакалавров направления «Дизайн» станет эффективнее при условии использования методики, основанной на приемах создания визуальной коммуникации в художественно-проектной деятельности посредством создания итогового презентационного планшета по дисциплине «Специализация».

Целью исследования является разработка универсальной методики эффективного развития коммуникативных навыков у учащихся направления «Дизайн» для

успешной реализации художественно-проектной деятельности, формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций.

Задачи данного исследования:

1) выявление методологических подходов к организации художественно-проектной деятельности для высшей школы;

2) изучение и анализ данных исторической, психологической и педагогической литературы по теме исследования;

3) анализ процесса формирования коммуникативных компетенций у студентов направления «Дизайн»;

4) постановка эксперимента, направленного на исследование процесса развития коммуникативных навыков при подготовке бакалавров направления «Дизайн» в условиях цифрового образования;

5) апробация и оценка эффективности экспериментальной методики;

6) актуализация методов преподавания обучающимся уровня бакалавриат направления «Дизайн» посредством внедрения экспериментальной методики;

7) подведение итогов, оценка сформированности профессионально-коммуникативной компетенции у обучающихся направления «Дизайн» в процессе художественно-проектной деятельности по итогам проведенного исследования.

Обзор литературы / Literature review

Теоретическими источниками исследования являлись фундаментальные труды в области психолого-педагогических исследований общего и высшего образования отечественных авторов: А. Г. Асмолов [8, 9] и С. Л. Рубинштейн [10] рассматривают аспекты формирования знаний, умений и навыков в процессе обучения и воспитания студентов, а также структуру и динамику психических процессов, связанных с развитием навыков. Изучение психологической структуры познавательных процессов студентов велось на основе исследований отечественных ученых-психологов Л. С. Выготского [11] и Д. A. Леонтьева [12], и в данной работе их идеи стали основой для выстраивания рабочих взаимоотношений со студентами.

Для сбора и анализа данных нами применялись подходы, способствующие лучшему пониманию когнитивных процессов, связанных с ответами в опросниках студентов, разработанные нашими коллегами Яном К. Арнульфом и Каем Р. Ларсеном [13]. Для выявления современных зарубежных тенденций в опубликованных статьях по теме художественного образования мы опирались на работу А. Начака и Ю. Ючесой [14]. Примером постановки эксперимента, основанного на внедрении цифровых технологий в дизайн-образование, стало исследование Винвин Вианы, Сяом M. Барлиана и Арифа А. Риянто [15], которое описывает внедрение интерактивного мультимедийного обучения, основанного на приемах моушн-дизайна, в обучение студентов-дизайнеров для усвоения ими концепции создания дизайна одежды в цифровом формате. Изучив данные исследования в области внедрения в обучение цифровых технологий Абубакер Кашада, Хунгуан Ли и Усама Кошадах [16], мы можем судить об успешности внедрения и использования цифровых технологий обучения в зарубежных странах.

Наиболее значимые современные исследования в области педагогики изобразительного искусства были проведены в трудах педагога-художника и методиста, представляющего на данный момент российскую научную школу преподавания изобразительного искусства C. П. Ломова [17, 18]. В данном исследовании мы опираемся на его

идеи о задачах и процессе формирования проектного мышления в художественном образовании. Базой для изучения методики преподавания изобразительного искусства и методологии обучения изобразительному искусству были труды В. В. Корешкова [19], в которых затронуты проблемы активизации деятельности студентов посредством художественно-проектной деятельности, и С. П. Рощина [20], в которых освещены проблемы художественной грамотности преподавателя. С. Е. Игнатьев [21, 22] и Н. Ю. Игнатова [23] провели исследования, значительно повлиявшие на понимание применения информационных и цифровых технологий в преподавании. Особенный интерес для нас представляет область применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в высшем художественно-педагогическом образовании. Более подробно проблемы активизации и развития художественно-творческой составляющей учебной деятельности для студентов художественных направлений рассматривались на основе трудов П. Д. Чистова [24], где подробно изучено влияние художественной мастерской на деятельность студента.

Наше исследование опирается на труды, посвященные проблемам совершенствования методов профессиональной подготовки студентов направления «Дизайн». Основополагающей идеей для данной статьи стала мысль Ю. Ф. Катхановой [25] о роли визуализации в современном образовательном пространстве и развитии визуального мышления обучающихся. В трудах И. А. Львовой [26-28] отражены основополагающие механизмы компетентностного подхода к дизайн-образованию и взаимодействия с обучающимися посредством дистанционных технологий. Особенности использования презентаций и наглядных материалов в дизайн-образовании были изучены на основе научных трудов Н. С. Львовой [29]. Е. Л. Суздальцев [30] провел исследования об организации учебного процесса по направлению «Дизайн», которые помогли в данном исследовании на этапе формирования задач и условий эксперимента.

Изучив вышеперечисленные научные труды современных исследователей в области преподавания изобразительных искусств и дизайна, мы делаем вывод, что концепция современного художественного образования опирается на гуманистическую методологию педагогики. Согласно определению, это направление в педагогике ориентируется на личность обучающегося, учитывает его индивидуальные интересы и способности, а рассматривая это направление в ключе педагогики изобразительного искусства и дизайна, следуя ему, мы учитываем авторское видение каждого студента, его творческие способности и технологические навыки, индивидуально подходим к формированию авторского художественного «почерка» обучающегося. Гуманистическая методология педагогики включает в себя несколько методологических подходов: полисубъектный, личностный и деятельный. Мы рассмотрели эти подходы, опираясь на исследование в области педагогики и социологии Т. Е. Гладковой [31].

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Теоретической основой и методологической базой исследования послужили труды ученых в области психологии и педагогики, современные достижения педагогической науки, раскрывающие деятельностный, личностный, полисубъектный и компетент-ностный подходы к художественному образованию, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, включая их последние редакции.

В соответствии с поставленными целями и задачами в данной работе использовались взаимодополняющие методы исследования. Методы теоретического исследования: изучение и анализ нормативных документов и стандартов в области высшего художественного

образования, искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы по вопросам дизайн-образования; индуктивно-дедуктивные методы обоснования этапов структуры и форм визуальной коммуникации в системе художественного образования; методы моделирования интеграционных процессов в художественном образовании; обобщение педагогического опыта, сравнение и систематизация получаемых результатов; прогнозирование результатов исследования; метод экстраполирования результатов исследования межличностных коммуникаций на исследуемую область взаимодействий субъектов в дизайне и дизайн-образовании. Методы эмпирического исследования: методы сбора эмпирических данных - педагогическое наблюдение за учебным процессом студентов дизайнеров, беседы, эмпирический анализ художественно-проектной деятельности студентов, эмпирический анализ итоговых работ за последние пять лет, выполненных студентами в рамках ведущих дисциплин, анкетирование учащихся; метод сравнительно-педагогического анализа - эмпирический анализ результатов художественно-проектной и проектно-исследовательской деятельности студентов художественных профилей, творческих задач и заданий; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); метод экспертных оценок, эмпирический анализ результатов опытно-поисковой работы, статистическая обработка и интерпретация данных, творческая работа в области дизайн-проектирования и самоанализ педагогической деятельности.

Проведены творческая работа в областях дизайна, анализ собственного творческого опыта, самоанализ педагогической деятельности.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечены поставленным экспериментом, который проходил под руководством к. п. н., доцента Е. Л. Суздальцева на кафедре средового дизайна и под руководством к. п. н., доцента А. Н. Витковского на кафедре графического дизайна факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета; изученной научной литературой, в том числе изданной на базе научной школы при Московском государственном областном университете под руководством д. п. н., академика С. П. Ломова.

В рамках дисциплины «Специализация» студентам были выданы учебные проекты с ориентацией на их стилистические предпочтения - студенты самостоятельно выбирали стиль, в котором будет выполнен учебный дизайн-проект, со стороны преподавателя вносились незначительные поправки. Под руководством преподавателя они выполняли проектирование в программах, которые сочли наиболее удобными и подходящими для конкретной утвержденной проектной задачи. Была применена экспериментальная методика планирования учебного времени - сокращено время, выделяемое на моделирование, и добавлены часы на выполнение демонстрационного материала как итогового продукта дисциплины.

Далее проходил сам эксперимент, включающий в себя сбор данных и их анализ. Экспериментальная работа состоит из постановки целей, задач и определения этапов эксперимента, описания условий, критериев и показателей оценок констатирующего и экспериментального этапов. Эксперимент проводился в трех форматах: очном, дистанционном и смешанном (очном, основанном на цифровом взаимодействии с обучающимся). После были выдвинуты предложения по применению на практике результатов данного исследования. Для проведения эксперимента мы разделили обучающихся второго курса профиля «Средовой дизайн» и третьего курса профиля «Коммуникативный дизайн» на две группы - контрольную и экспериментальную. В экспериментальную группу (ЭГ) входило 15 человек, в контрольную группу (КГ) входило

также 15 обучающихся второго и третьего курсов. Параметры участников эксперимента представлены в таблице.

Параметры групп

Средовой дизайн Коммуникативный дизайн

Показатель КГ ЭГ Показатель КГ ЭГ

Успеваемость 4.35 4.80 Успеваемость 4.0 4.80

Возраст 20 20 Возраст 21 22

Пол Ж-9 М-1 Ж-8 М-2 Пол Ж-4 М-1 Ж-3 М-2

В рамках рабочей программы дисциплины «Специализация» на каждую группу было выделено по 144 часа (72 занятия). Из них было проведено 110 часов очно (76,4%), 34 - дистанционно (23,6%); все консультации вне учебного времени проводились дистанционно с использованием информационных технологий. Дисциплина в учебном плане занимает четный семестр и была распланирована в расписании с февраля по июнь.

Экспериментальная группа работала по авторской методике, где сокращено время, выделяемое на моделирование, и увеличено время на выполнение демонстрационного материала как итогового продукта дисциплины - студенты по профилю «Средовой дизайн» выполняли компоновку и подготовку презентационного планшета по итогам семестрового задания «Дизайн предметно-пространственной среды квартиры» (по разработанному преподавателем техническому заданию); студенты по профилю «Коммуникативный дизайн» выполняли презентационную цветную брошюру по итогам семестрового задания «Иллюстрирование многостраничного издания художественной литературы». Итоговые материалы готовились под печатную версию и к зачёту были распечатаны в заданных форматах.

Результаты исследования / Research results

Специфика обучения по направлению «Дизайн» подразумевает, что основные дисциплины, непосредственно связанные с формированием профессиональных компетенций, реализуются в основном в ходе художественно-проектной деятельности. Процесс художественно-проектной деятельности дизайнера большую часть времени проходит в цифровом формате. С первого курса обучения и до выпускного продукт своей деятельности по ключевым дисциплинам профиля студент создает при помощи графических редакторов, наращивая с годами сложность взаимодействия и сложность применяемых методов. Исходя из этого, была сформулирована научная новизна исследования:

- аналитическим методом выявлена эффективность формирования профессиональных компетенций студентов в ходе работы над художественными растровыми изображениями, созданием дизайн-проектов, презентационных планшетов и брошюр, авторских разработок в области коммуникативного и средового дизайна;

- расширены и дополнены данные о развитии и формировании системы преподавания дисциплин, формирующих главные профессиональные компетенции у студентов-дизайнеров, в частности дисциплин «Специализация (дизайн интерьера)» и «Специализация (дизайн полиграфии)»;

- разработана методика, способствующая эффективному освоению студентами методических принципов работы над дизайн-проектом и развивающая коммуникативные навыки посредством организации художественно-проектной деятельности при работе над презентационным планшетом по дисциплине «Специализация».

Для решения задач, поставленных в данном исследовании, проводилась работа по следующим этапам.

Первый этап (2019-2020 годы) включал в себя комплексное изучение и анализ теоретических материалов по проблеме исследования, определение цели, объекта и предмета исследования; формулировку гипотезы, определение содержания теоретической части. Изучался опыт преподавания по разным дисциплинам направления «Дизайн», анализировались различия в методах преподавания этих дисциплин при обучении по разным ФГОС - были изучены и проанализированы ФГОС ВО 2016, 2020 и 2021 годов с дополнениями и выявлены формирующие компетенции и их формирование в практике преподавания разных дисциплин по профилям «Коммуникативный дизайн» и «Средовой дизайн». Проводилось наблюдение за учебной деятельностью студентов этих профилей.

Второй этап (2020-2021 годы) состоял из педагогической практики в рамках прохождения программы аспирантуры и определения стратегии проведения педагогического эксперимента. Осуществлялась первичная экспериментальная работа. В ходе научно-педагогической деятельности были изучены требования, предъявляемые к преподавателю высшей школы, и изучены следующие документы: ФГОС по реализуемым направлениям, ОП ВО (с приложением соотношения результатов обучения с индикаторами достижения компетенций) по направлениям: 44.03.05, 54.03.01, 54.03.02, рабочие программы дисциплин, рабочие программы практик, фонды оценочных средств и экспертные заключения по ним, справки о материально-техническом обеспечении основной образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата: 44.03.01, 44.03.05, 54.03.01, 54.03.02, учебные планы (2017-2021 годы), календарные графики (2017-2021 годы). По итогам второго этапа были усовершенствованы мотивационный, исследовательский, рефлексивный, когнитивный и деятель-ностный компоненты научно-педагогической компетенции автора исследования.

Третий этап (2021-2022 годы) - формирующий эксперимент. Эксперимент был направлен на апробацию разработанной методики развития коммуникативных навыков, основанных на приемах создания визуальной коммуникации в художественно-проектной деятельности посредством подготовки итогового презентационного планшета по дисциплинам «Специализация (дизайн интерьера)» и «Специализация (дизайн полиграфии)». Полученные результаты апробировались посредством издания научных статей и формирования методических рекомендаций; была проведена работа по оформлению диссертационного исследования.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что исследована закономерность развития навыка визуальной коммуникации и умения создавать презентационные планшеты для демонстрации художественной идеи и проделанной работы над дизайн-проектом. Возможность исследована на примере дисциплин «Специализация (дизайн интерьера)» и «Специализация (дизайн полиграфии)», реализуемых на базе факультета изобразительного искусства и народных ремесел МГОУ, на кафедрах средового и графического дизайна.

Практическая значимость результатов исследования определяется следующим:

- предложено решение задачи по развитию коммуникативных навыков у студентов художественных направлений через формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций, в том числе в дистанционном формате;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- материал исследования в целом отражает общую тенденцию на формирование профессиональных компетенций студентов, что вызвано необходимостью реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;

- разработан наиболее эффективный подход к ведению художественно-проектной деятельности при работе над презентационным планшетом по дисциплине «Специализация».

После формирования оптимальных требований к знаниям, умениям и навыкам, которые должен получить студент в ходе прохождения дисциплины «Специализация», были сформулированы более детальные задачи, которые отражают суть дизайн-образования на данном этапе подготовки студентов. В начале работы со студентами, на каждом этапе и семестре это закрепление, углубление и расширение теоретических знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения при изучении общепрофессиональных и профессиональных дисциплин. В процессе обучения важной задачей было выделено формирование представления о самостоятельной проектной деятельности в области дизайна и формирование представления о современных информационных и цифровых технологиях в области дизайна. Особенное внимание было уделено получению навыков работы в графических редакторах, трехмерных редакторах и другом профессиональном программном обеспечении для работы со сложными дизайн-проектами.

В результате прохождения дисциплины учащиеся получили конкретные знания, умения и навыки. Основные знания заключаются в формировании у студентов понимания сущности и социальной значимости будущей профессии, важности информационной и коммуникативной культуры в профессиональной деятельности; полноценного понимания современного состояния информационных технологий в дизайне, особенности создания и использования векторной и растровой графики, трехмерного моделирования и верстки, области их применения. Основные умения, получаемые студентами, заключаются в использовании полученных ранее знаний и умений для решения поставленных профессиональных задач; осуществлять выбор художественных и изобразительных средств, современных технологий, технических приемов в соответствии с поставленной творческой задачей; выполнять графическую и техническую часть проектных заданий при помощи современных технологий. Основное владение, на которое ориентированы студенты, заключается в навыке выполнения определенных профессиональных функций при помощи современных технологий в соответствии с квалификационными требованиями.

Основными целями методики являются формирование и развитие у обучающихся следующих умений и навыков:

- интеллектуальных и практических навыков в области создания растровой графики, трехмерного моделирования и дизайн-проектирования;

- стремления к изучению растровой графики, трехмерному моделированию и дизайн-проектированию, к дальнейшему самообразованию;

- умения самостоятельно приобретать, синтезировать и примерять знания в области профессиональной деятельности;

- коммуникативных навыков, умения работать с коллективом, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

- навыков в области визуальной коммуникации, создания авторского материала для продвижения собственного профессионального направления;

- навыков создания актуального цифрового портфолио и других цифровых продуктов для реализации профессиональной деятельности, в том числе в виртуальной реальности;

- профессионального понятийного аппарата;

- применения визуальной коммуникации в учебном процессе и будущей профессиональной деятельности;

- интереса к изучению профессионального программного обеспечения.

По апробированной методике мы имеем следующие результаты: учащиеся владеют навыками визуальной коммуникации на высоком уровне, общая сформирован-ность навыков повышена.

Заключение / Conclusion

Подтверждена актуальность проблемы исследования, заключающаяся в необходимости создания современных методик, направленных на развитие коммуникативных навыков у студентов художественных направлений в условиях информатизации и цифровизации художественного образования, необходимости реализации образовательных программ в дистанционном формате, необходимости прогнозировать степень востребованности выпускника на рынке интеллектуального труда и выстраивании стратегии обучения, воспитывающей коммуникабельность.

Образовательные задачи педагогического эксперимента удалось достичь посредством создания условий для утверждения учащегося в определенном виде профессиональной деятельности - технологической или творческой, удалось обучить студентов осознанно и грамотно использовать визуально-коммуникативные навыки в повседневной и профессиональной деятельности, раскрыть перед студентами потенциал цифровых и материальных демонстрационных технологий в дизайне, углубить, расширить знания студентов в области дизайна.

По итогам данного исследования сформирована диссертация на соискание ученой степени кандидата наук.

Ссылки на источники / References

1. Ломов С. П. Методология художественно-образовательной деятельности как основа научной школы // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: межвуз. сб. науч.-метод. тр.: в 2 ч. / сост.: Л. А. Буровкина, С. П. Рощин, Т. В. Ганова; науч. ред. В. В. Корешкова. - Вып. 5. - Ч. 1. -М.: МГПУ, 2018. - С. 5-13.

2. Ларионова Н. Л., Левчик Л. Д. Методологические подходы к формированию профессиональных компетенций студентов художественных направлений в условиях дистанционного обучения // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Елец, 14 октября 2020 года. - Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2020. - С. 79-82.

3. Ларионова Н. Л., Львова И. А. Подготовка студентов к проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС во 3++ по направлению подготовки 54.03.01 дизайн // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 204-207.

4. Левчик Л. Д., Крючков Е. М., Пилипер А. В. Специфика реализации художественных дисциплин в дистанционном формате // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн: Межвуз. сб. науч. ст. в честь 30-летия факультета ИЗО и НР МГОУ. № 5, Москва, 11 февраля 2021 года. - М.: МГОУ, 2021. - С. 105-108.

5. Ларионова Н. Л. Анализ результатов преподавания дисциплины «Основы декоративной дендрологии» в дистанционном формате // Педагогика искусства. - 2021. - № 2. - С. 78-84. DOI: 10.34897/IAECS.2021.16.92.010

6. Хворостов Д. А., Чвала М. С. Формирование конкурентоспособности студентов-дизайнеров в процессе изучения специальных дисциплин // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - 2017. - № 1(11). - С. 44-46.

7. Крючков Е. М., Пилипер А. В., Монахова Л. Д. Учебная практика как неотъемлемая часть высшего профессионального образования: актуальные изменения ФГОС 3++ // Педагогика искусства. - 2021. - № 4. - С. 126-134.

8. Асмолов А. Г. Культурно-деятельностная психология в экстремальной ситуации: вызов пандемии: материалы обсуждения // Человек. - 2020. - Т. 31. - № 4. - С. 7-40. DOI: 10.31857/S023620070010929-8

9. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. -2009. - № 4. - С. 18-22.

10. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. - М., 1998. - 45 с.

11. Выготский Л. С. Психология искусства. - 1-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 496 с.

12. Леонтьев Д. А. Развитие мотивации в онтогенезе: векторная модель // Мир психологии. - 2019. - № 4(100). -С. 151-162.

13. Arnulf K. J., Larsen K. R., Martinsen O. L., Egeland T. The failing measurement of attitudes: How semantic determinants of individual survey responses come to replace measures of attitude strength // Behav. Res. Methods. -2018. - Vol. 50. - № 6. - Р. 2345-2365. DOI: 10.3758/S13428-017-0999-Y

14. Nacak Ay§egQl, YQcesoy YQcehan. Art education for communication in the society: a content analysis // Revista Tempos e Espagos em Educagao. - 2020. - № 13. - Р. 1-15. DOI: 10.20952/REVTEE.V13I32.13110

15. Wiana W., Barliana M. S., Riyanto A. A. The Effectiveness of Using Interactive Multimedia Based on Motion Graphic in Concept Mastering Enhancement and Fashion Designing Skill in Digital Format // International Journal of Emerging Technologies in Learning (JET). - 2018. - № 13(02). - Р. 4-20. DOI: 10.3991/ijet.v13i02.7830

16. Kashada A., Li H., Koshadah O. Analysis Approach to Identify Factors Influencing Digital Learning Technology Adoption and Utilization in Developing Countries // International Journal of Emerging Technologies in Learning. - 2018 (iJET). - № 13(02). - Р. 48-59. DOI: 10.3991/ijet.v13i02.7399

17. Ломов С. П. Формирование проектного мышления в системе дизайн-образования // Педагогический журнал Башкортостана. - Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2010. - № 5. - С. 7-11.

18. Ломов С. П., Суздальцев Е. Л. Традиции русской классической школы преподавания изобразительного искусства как основа курсов повышения квалификации учителей в Московском государственном областном университете // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн: Межвуз. сб. науч. статей в честь 30-летия факультета ИЗО и НР МГОУ. № 5, Москва, 11 февраля 2021 года. - М.: МГОУ, 2021. - С. 4-7.

19. Корешков В. В. Формирование эстетической культуры личности в процессе практической деятельности // Перспективы развития культуры и искусств в образовательном пространстве столичного мегаполиса: материалы науч.-практ. конф. института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. - М.: МПГУ, 2017. - С. 124-130.

20. Рощин С. П. Художественная грамота в контексте образовательных дисциплин художника-педагога // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: межвуз. сб. науч.-ме-тод. тр.: в 2 ч. / сост.: Л. А. Буровкина, С. П. Рощин, Т. В. Ганова; науч. ред. В. В. Корешкова. - Вып. 5. - Ч. 1. - М.: МГПУ, 2018. - С. 43-50.

21. Игнатьев С. Е., Руднев И. Ю. Особенности применения электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий в высшем художественно-педагогическом образовании // ЦИТИСЭ, 2021. - № 4(30). -С. 325-333. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.4.31

22. Игнатьев С. Е., Игнатьева А. В. К вопросу о современных проблемах художественного образования // Современные проблемы высшего образования. теория и практика: актуальные проблемы творческого образования в период пандемии / специальный выпуск; под ред. С. М. Низамутдиновой. - М., 2021.

23. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. - Нижний Тагил: Уральский федеральный университет, 2017. - 128 с.

24. Чистов П. Д. Условия формирования образовательной среды художественной мастерской // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2016. - № 2. - С. 179-189. DOI: 10.18384/2310-7219-2016-2-179-189

25. Катханова Ю. Ф., Корзинова Е. И., Игнатьев С. Е. Визуализация учебной информации как педагогическая проблема // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2018. -№ 4(228). - С. 51-59.

26. Львова И. А. Дизайн-образование: культурная среда и проектная культура // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Елец, 27 апреля 2018 года / под ред. М. В. Климовой и В. А. Мальцевой. - Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2018. - С. 48-50.

27. Львова И. А. Компетентностный подход в проведении занятий по специализации дизайн интерьера // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн: Межвуз. сб. науч. ст. в честь 30-летия факультета ИЗО и НР МГОУ. № 5, Москва, 11 февраля 2021 года. - М.: МГОУ, 2021. - С. 66-69.

28. Львова И. А. К вопросу о терминологии дизайна // Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура»: в 5 ч. Гжель, 20 ноября 2019 года. - Гжель: Гжельский государственный университет, 2020. - С. 96-97.

29. Львова Н. С. Презентация как форма средового проектирования среды - события // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн: сб. факультета ИЗО и НР МГОУ № 2. - М., 2016. - С. 80-83.

30. Суздальцев Е. Л. Поиск новых форм образовательного процесса в Московском государственном областном университете // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - М., 2015. - № 4 (5). - С. 200-204.

31 Гладкова Т. Е. Педагогическое сопровождение развития социального познания подростков: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2011. - 240 с.

1. Lomov, S. P. (2018). "Metodologiya hudozhestvenno-obrazovatel'noj deyatel'nosti kak osnova nauchnoj shkoly" [Methodology of artistic and educational activities as the basis of a scientific school], in Koreshkova, V. V. (ed.). Puti i sredstva povysheniya kachestva hudozhestvennogo obrazovaniya i esteticheskogo vospitaniya: mezhvuz. sb. nauch.-metod. tr.: v 2 ch., vyp. 5, ch. 1, MGPU, Moscow, pp. 5-13 (in Russian).

2. Larionova, N. L., & Levchik, L. D. (2020). "Metodologicheskie podhody k formirovaniyu professional'nyh kompeten-cij studentov hudozhestvennyh napravlenij v usloviyah distancionnogo obucheniya" [Methodological approaches to the formation of professional competences of art students in the conditions of distance learning], Razvitie kre-ativnosti lichnosti v sovremennom mul'tikul'turnom prostranstve: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Elec, 14 oktyabrya 2020 goda, Eleckij gosudarstvennyj universitet im. I. A. Bunina, Elec, pp. 79-82 (in Russian).

3. Larionova, N. L., & L'vova, I. A. (2021). "Podgotovka studentov k proektnoj deyatel'nosti v sootvetstvii s trebo-vaniya-mi FGOS vo 3++ po napravleniyu podgotovki 54.03.01 dizajn" [Preparation of students for project-based learning in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard 3++ in the area of training 54.03.01 Design], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 71-1, pp. 204-207 (in Russian).

4. Levchik, L. D., Kryuchkov, E. M., & Piliper, A. V. (2021). "Specifika realizacii hudozhestvennyh disciplin v distancion-nom formate" [The specifics of artistic disciplines implementation in a remote format], Problemy teorii i metod-ologii predmetnogo obrazovaniya. Izobrazitel'noe iskusstvo. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo. Dizajn: Mezhvuz. sb. nauch. st. v chest' 30-letiya fakul'teta IZO i NR MGOU. № 5, Moskva, 11 fevralya 2021 goda, MGOU, Moscow, pp. 105-108 (in Russian).

5. Larionova, N. L. (2021). "Analiz rezul'tatov prepodavaniya discipliny "Osnovy dekorativnoj dendrologii" v dis-tancionnom formate" [Analysis of the results of teaching the discipline "Fundamentals of decorative dendrology" in a remote format], Pedagogika iskusstva, № 2, pp. 78-84. DOI: 10.34897/IAECS.2021.16.92.010 (in Russian).

6. Hvorostov, D. A., & Chvala, M. S. (2017). "Formirovanie konkurentosposobnosti studentov-dizajnerov v processe izucheniya special'nyh discipline" [Building competitiveness of design majors in the process of studying special disciplines], Tradicionnye nacional'no-kul'turnye i duhovnye cennosti kak fundament innovacionnogo razvitiya Ros-sii, № 1(11), pp. 44-46 (in Russian).

7. Kryuchkov, E. M., Piliper, A. V., & Monahova, L. D. (2021). "Uchebnaya praktika kak neot"emlemaya chast' vysshego professional'nogo obrazovaniya: aktual'nye izmeneniya FGOS 3++" [Educational practice as an integral part of higher professional education: current changes of the Federal State Educational Standard 3++], Pedagogika iskusstva, № 4, pp. 126-134 (in Russian).

8. Asmolov, A. G. (2020). "Kul'turno-deyatel'nostnaya psihologiya v ekstremal'noj situacii: vyzov pandemii: materia-ly obsuzhdeniya" [Cultural and activity-oriented psychology in an extreme situation: the challenge of a pandemic: discussion materials], Chelovek, t. 31, № 4, pp. 7-40. DOI: 10.31857/S023620070010929-8 (in Russian).

9. Asmolov, A. G. (2009). "Sistemno-deyatel'nostnyj podhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya" [Systemic activity-oriented approach to the development of new generation standards], Pedagogika, № 4, pp. 18-22 (in Russian).

10. Rubinshtejn, S. L. (1998). Teoreticheskie voprosy psihologii i problema lichnosti [Theoretical issues of psychology and the problem of personality], Moscow, 45 p. (in Russian).

11. Vygotskij, L. S. (2018). Psihologiya iskusstva [Psychology of art], 1-e izd., Izd-vo Yurajt, Moscow, 496 p. (in Russian).

12. Leont'ev, D. A. (2019). "Razvitie motivacii v ontogeneze: vektornaya model'" [Motivation development in ontogenesis: vector model], Mir psihologii, № 4(100), pp. 151-162 (in Russian).

13. Arnulf, K. J., Larsen, K. R., Martinsen, O. L., & Egeland, T. (2018). "The failing measurement of attitudes: How semantic determinants of individual survey responses come to replace measures of attitude strength", Behav. Res. Methods, vol. 50, № 6, pp. 2345-2365. DOI: 10.3758/S13428-017-0999-Y (in English).

14. Nacak, Ayçegul, & Yucesoy, Yucehan. (2020). "Art education for communication in the society: a content analysis", Revista Tempos e Espaços em Educaçao, № 13, pp. 1-15. DOI: 10.20952/REVTEE.V13I32.13110 (in English).

15. Wiana, W., Barliana, M. S., & Riyanto, A. A. (2018). "The Effectiveness of Using Interactive Multimedia Based on Motion Graphic in Concept Mastering Enhancement and Fashion Designing Skill in Digital Format", International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), № 13(02), pp. 4-20. DOI: 10.3991/ijet.v13i02.7830 (in English).

16. Kashada, A., Li, H., & Koshadah, O. (2018). "Analysis Approach to Identify Factors Influencing Digital Learning Technology Adoption and Utilization in Developing Countries", International Journal of Emerging Technologies in Learning, (JET), № 13(02), pp. 48-59. DOI: 10.3991/ijet.v13i02.7399 (in English).

17. Lomov, S. P. (2010). "Formirovanie proektnogo myshleniya v sisteme dizajn-obrazovaniya" [Formation of project thinking in the system of design education], Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana, BGPU im. M. Akmully, Ufa, № 5, pp. 7-11 (in Russian).

18. Lomov, S. P., & Suzdal'cev, E. L. (2021). "Tradicii russkoj klassicheskoj shkoly prepodavaniya izobrazitel'nogo is-kusstva kak osnova kursov povysheniya kvalifikacii uchitelej v Moskovskom gosudarstvennom oblastnom universi-tete" [Traditions of the Russian Classical School of Fine Art Teaching as the basis of Teacher Training Courses at Moscow State Regional University], Problemy teorii i metodologii predmetnogo obrazovaniya. Izobrazitel'noe is-kusstvo. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo. Dizajn: Mezhvuz. sb. nauch. statej v chest' 30-letiya fakul'teta IZO i NR MGOU. № 5, Moskva, 11 fevralya 2021 goda, MGOU, Moscow, pp. 4-7 (in Russian).

19. Koreshkov, V. V. (2017). "Formirovanie esteticheskoj kul'tury lichnosti v processe prakticheskoj deyatel'nosti" [Formation of the aesthetic culture of the individual in the process of practical activity], Perspektivy razvitiya kul'tury i iskusstv v obrazovatel'nom prostranstve stolichnogo megapolisa: materialy nauch.-prakt. konf. instituta kul'tury i iskusstv Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta, MPGU, Moscow, pp. 124-130 (in Russian).

20. Roshchin, S. P. (2018). "Hudozhestvennaya gramota v kontekste obrazovatel'nyh disciplin hudozhnika-pedagoga" [Artistic literacy in the context of educational disciplines of the artist-teacher], in Koreshkova, V. V. (ed.). Puti i sredstva povysheniya kachestva hudozhestvennogo obrazovaniya i esteticheskogo vospitaniya: mezhvuz. sb. nauch.-metod. tr.: v 2 ch., vyp. 5, ch. 1, MGPU, Moscow, pp. 43-50 (in Russian).

21. Ignat'ev, S. E., & Rudnev, I. Yu. (2021). "Osobennosti primeneniya elektronnyh obrazovatel'nyh resursov i distanci-onnyh tekhnologij v vysshem hudozhestvenno-pedagogicheskom obrazovanii" [Some aspects of electronic educational resources and distance technologies use in higher artistic and pedagogical education], CITISE, № 4(30), pp. 325-333. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.4.31 (in Russian).

22. Ignat'ev, S. E., & Ignat'eva, A. V. (2021). "K voprosu o sovremennyh problemah hudozhestvennogo obrazovaniya" [To the issue of modern problems of art education], Sovremennye problemy vysshego obrazovaniya. teoriya iprak-tika: aktual'nye problemy tvorcheskogo obrazovaniya v period pandemii / special'nyj vypusk; pod red. S. M. Ni-zamutdinovoj, Moscow (in Russian).

23. Ignatova, N. Yu. (2017). Obrazovanie v cifrovuyu epohu [Education in the digital age]: monografiya, Ural'skij feder-al'nyj universitet, Nizhnij Tagil, 128 p. (in Russian).

24. Chistov, P. D. (2016). "Usloviya formirovaniya obrazovatel'noj sredy hudozhestvennoj masterskoj" [Conditions for the formation of the educational environment of the art workshop], Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika, № 2, pp. 179-189. DOI: 10.18384/2310-7219-2016-2-179-189 (in Russian).

25. Kathanova, Yu. F., Korzinova, E. I., & Ignat'ev, S. E. (2018). "Vizualizaciya uchebnoj informacii kak pedagogicheskaya problema" [Visualization of educational information as a pedagogical problem], Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya, № 4(228), pp. 51-59 (in Russian).

26. L'vova, I. A. (2018). "Dizajn-obrazovanie: kul'turnaya sreda i proektnaya kul'tura" [Design Education: Cultural Environment and Design Culture], Razvitie kreativnosti lichnosti vsovremennom mul'tikul'turnom prostranstve: sb. ma-terialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Elec, 27 aprelya 2018 goda / pod red. M. V. Klimovoj i V. A. Mal'cevoj, Eleckij gosudarstvennyj uni-versitet im. I. A. Bunina, Elec, pp. 48-50 (in Russian).

27. L'vova, I. A. (2021). "Kompetentnostnyj podhod v provedenii zanyatij po specializacii dizajn inter'era" [Competence-based approach in classes of interior design specialization], Problemy teorii i metodologii predmetnogo obrazovaniya. Izobrazitel'noe iskusstvo. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo. Dizajn: Mezhvuz. sb. nauch. st. v chest' 30-letiya fakul'teta IZO i NR MGOU. № 5, Moskva, 11 fevralya 2021 goda, MGOU, Moscow, pp. 66-69 (in Russian).

28. L'vova, I. A. (2020). "K voprosu o terminologii dizajna" [To the question of design terminology], Materialy mezhdu-narodnogo nauchnogo foruma "Obrazovanie. Nauka. Kul'tura": v 5 ch., Gzhel', 20 noyabrya 2019 goda, Gzhel'skij gosudarstvennyj universitet, Gzhel', pp. 96-97 (in Russian).

29. L'vova, N. S. (2016). "Prezentaciya kak forma sredovogo proektirovaniya sredy - sobytiya" [Presentation as a form of environmental design of the event environment], Problemy teorii i metodologii predmetnogo obrazovaniya. Izobrazitel'noe iskusstvo. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo. Dizajn: sb. fakul'teta IZO i NR MGOU № 2, Moscow, pp. 80-83 (in Russian).

30. Suzdal'cev, E. L. (2015). "Poisk novyh form obrazovatel'nogo processa v Moskovskom gosudarstvennom oblastnom universitete" [Search for new forms of the educational process at the Moscow State Regional University], Pedagogicheskij opyt: teoriya, metodika, praktika, Moscow, № 4 (5), pp. 200-204 (in Russian).

31. Gladkova, T. E. (2011). Pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya social'nogo poznaniya podrostkov: special'nost' 13.00.01 "Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya" [Pedagogical support of the development of social cognition of adolescents: specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education"]: dis.... kand. ped. nauk, N. Novgorod, 240 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.