Сопоставление педагогических моделей музыкального образования в Китае и России
Цинь Сяо,
аспирант кафедры педагогики, ФГБОУ «Башкирский государственный педагогический университет» E-mail: [email protected]
Заббарова Маргарита Магнавиевна.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального и хореографического образования, ФГБОУ «Башкирский государственный педагогический университет» E-mail: [email protected]
Между Россией и Китаем развивается обмен культурно-творческим опытом. Профессиональное музыкальное образование в Китае началось поздно и его традиции с 1830-х годов были заимствованы у запада. В системе музыкального образования Нового Китая основными образовательными ориентирами является триада «традиции-наследие-инновации», при этом фокус каждого учебного заведения различен, и не существует фиксированной модели музыкального профессионального образования. Структура образования в вузах Китая схожа с Российскими, однако есть проблемы реализации: наличие большого количества студентов, недостаточность индивидуального подхода, самоуправленческих форм в обучении, педагогических кадров, решение узко исполнительских задач и другие. Прогрессивная Российская педагогика, основанная на древних традициях, мировом опыте и современных технологиях, выдвигающая высокие требования к качеству образования открывает для Китая возможности обмена культурным опытом и научно-педагогическими достижениями. Тенденции глобализации, информатизации и открытости России создают условия для развития традиций, инноваций, преемственности, взаимообогащения содержания образования с помощью интеграции музыкальных методов, повышения всестороннего развития студентов как будущих профессионалов музыкального искусства и укрепления дружбы и сотрудничества между странами.
Ключевые слова. Китайское музыкальное образование, Российское музыкальное образование, обмен культурно-творческим опытом, педагогические музыкальные традиции, музыкально-педагогические инновации, интеграция концепций российского музыкального образования в Китае.
о с
U
со см о см
Россия оказывает важное влияние на развитие образования и культуры в Китае и обмен культурно-творческим опытом между двумя странами продолжает развиваться. Россия имеет долгую историю музыкального образования, и его стандарты всегда были одними из лучших в мире. Профессия музыканта в России имеет относительно хорошо развитую систему с точки зрения системы образования, учебных программ и философии преподавания [1; 2]. Поэтому сравнение китайского и российского профессионального музыкального образования поможет обобщить передовой образовательный опыт и тем самым способствовать развитию музыкального образования в Китае.
История развития музыкального образования в Китае. Профессиональное музыкальное образование в Китае началось поздно и его традиции в основном были заимствованы у запада. В разгар движения «Новая культура» в Китае появилась западная музыкальная культура. Интеллектуалы в лице Сяо Юмэй предложили Китаю перенять западные концепции музыкального образования и начали путь к новой музыкальной культуре [4]. В этот период в Китае была создана специализированная музыкальная академия, чтобы китайцы восприняли западное искусство путем обучения западной вокальной музыке и повысили музыкально-эстетическое восприятие. Введение западной музыки не было заменой китайской музыки, а стало слиянием западных музыкальных идей с китайскими, что в целом способствует развитию современного музыкального образования. Так в 1930-х годах музыканты как Сянь Синхай и Ни Эр соединили национальные мелодии с западными вокальными техниками и написали большое количество прекрасных произведений с характерными чертами нового времени. С момента основания Нового Китая музыкальное образование в стране продолжало быстро развиваться. Музыкальные школы и профессиональные педагогические колледжи сформировали общенациональную систему музыкального образования. В системе музыкального образования Китая основными образовательными ориентирами является триада «традиции-наследие-инновации», при этом фокус каждого учебного заведения различен, и не существует фиксированной модели музыкального профессионального образования.
Философия преподавания в Китае в целом такая же, как и в России, однако есть некоторые проблемы с практической реализацией. Во-первых, наличие большого количества студентов-музыкантов в учебных группах численностью
до 30 человек не позволяет организовывать занятия в мелкогрупповых формах с возможностью осуществления индивидуального подхода, а проведение индивидуальных занятий с учетом нехватки педагогических кадров и соответственно рабочих часов в образовательных планах также вызывает сложности организации. Во-вторых, с точки зрения народной культуры и древней философии Китая, китайские традиции глубочайшего уважения к старшим, к родителям и личности учителя является частью образа жизни людей и влияет на построение процесса обучения: препятствует внедрению самоуправленческих технологий инициативного самостоятельного характера с командными и соревновательными проектными формами работ, выдвижению успешных учеников в качестве руководящих лиц учебно-творческих проектов, мероприятий и экспериментальных занятий - в отличие от того, как это принято в России и других странах мира. В связи с этим может быть несколько затруднено продвижение по карьерной лестнице молодых начинающих специалистов-педагогов. Не смотря на это, в китайских университетах обучение в рамках учебной программы продолжает осуществляться в больших групповых классах под руководством только весьма опытных, с многолетним стажем учителей [5].
Учебная программа для музыкальных специальностей в китайских университетах состоит из обязательных курсов, факультативов и практических курсов. Обязательные курсы включают предметы: английский, китайский язык, основные принципы марксизма, информатика и физическую культуру, и составляют от одного до двух аудиторных часов в неделю. Профессиональные базовые курсы - это Практическая работа с хором и Сольфеджио, Гармония, Теория музыки, Постановка голоса, Инструментальный ансамбль, Класс фортепиано; Методика оценки качества обучения музыке. Эти курсы составляют около 40% от общего количества часов. Элективные курсы делятся на профессиональные и непрофессиональные курсы, содержание и часы которых устанавливаются каждым учреждением по собственному усмотрению руководства, но с учетом образовательных Стандартов. Профессиональные элективные курсы включают дисциплины: История китайской музыки, История зарубежной музыки, Китайская народная музыка, Зарубежная народная музыка, Введение в искусство и т.д. Непрофессиональные элективные курсы подразумевают такие как Юриспруденция, Политика, Медицина и т.д.
Музыкально-педагогическое образование делает акцент на проверке сформированности у студентов теоретических основ знаний и различных технологий и навыков. Поэтому образование направлено на решение узко исполнительских задач, свойственных академической школе подготовки, которое не в полной мере использует новейшие творческие технологии современного музыкального инструментария, в частности в виде музыкально-компьютерных техноло-
гий и электронно-клавишных синтезаторов. Хотя именно Китай является одной из передовых стран с точки зрения производства электронного музыкального оборудования. Это на наш взгляд в определенной степени ограничивает творческое музыкально-художественное развитие личности студентов и заставляет их терять интерес к сочинению музыки.
История развития музыкального образования в России. История отечественного музыкального образования уходит корнями в Древнюю Русь. С принятием христианства, наряду с фольклорным направлением, начинает развиваться православное богослужебное пение. Религиозная музыка была ранней формой музыкального образования в России, представителями которой были церковные школы, академии, княжеские дворы, монастыри, братские школы, певческие школы при церковных хорах. Учителями были опытные певчие, под руководством которых начинающие певцы осваивали основы певческого мастерства. На рубеже XVШ-XIX вв. начинает поддерживаться музыкальное образование в среде простых людей, возник вопрос обучения нотной грамоте. В начале XIX века духовные концерты Д.С. Бортнянского и М.С. Березовского, воплощая идеи соборности, национального воспитали плеяду русских композиторов, певцов, регентов [7]. В 1830-е годы появились первые вокальные пособия русских музыкантов (М.И. Глинки, А.Е. Варламова и др.), в которых большое внимание стало уделяться внимание содержанию музыки. Зародилась и фортепианная педагогика - любительское музицирование культивировалось в дворянских семьях и светских салонах, учебных «клавикордных классах» в Московском и Петербургском университетах, Смольном институте [8]. Российская педагогика, основанная на вековых традициях русской народной педагогики, получила широкое развитие в трудах ученых, обогатила теорию и практику воспитания прогрессивными идеями, среди которых - приро-досообразность, уважение к личности учащегося, единство нравственного, эстетического и физического начал. Опираясь на богатейший опыт мировой педагогической практики, в том числе и в области музыкального воспитания, они определили пути развития российского образования, в котором важная роль была отведена художественно-эстетическому направлению, изучению и сохранению фольклора.
Еще быстрее профессиональное музыкальное образование в России стало развиваться с конца XIX века, когда начали создаваться профессиональные музыкальные учреждения, такие как Императорское Русское музыкальное общество в 1856 году в Петербурге, а в 1860 году в Москве, инициаторами которого стали выдающиеся деятели: А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, М.Ю. Вильегорский, В.Ф. Одоевский, Д.В. Стасов; Московская бесплатная музыкальная школа в 1862 году под руководством М.А. Балакирева и русского хорового дирижера Г.Я. Ломакина, чьи концерты имели
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
огромную просветительскую значимость. Важное значение имело открытие консерваторий в Петербурге (1862 г.) и в Москве (1866 г.) основоположниками братьями А.Г. и Н.Г. Рубинштейнами, которые определили главные задачи - всестороннее развитие личности музыканта, воспитание его эстетических вкусов на основе высокохудожественных образцов музыки, поиск коллективных форм музыкального исполнительства. Итогом работы высших музыкальных учебных заведений явилась подготовка педагогов не только для столиц, но и для других регионов России. Наряду с первыми консерваториями создавались другие музыкальные учебные заведения - институты благородных девиц, учительские семинарии и университеты, школы и училища в других крупных городах [7].
На фоне экономического роста общественность стала пропагандировать идеи всеобщего музыкального образования и необходимость введения музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной школы с целью расширения кругозора и развития тонкого чувства. П.Ф. Каптерев в «Дидактических очерках» указывал на необходимость эстетического развития детей, прежде всего через исполнение, а для этого первостепенным считал обучение игре на музыкальных инструментах, хоровому пению [9]. Огромный вклад в дело развития культурно-просветительской деятельности и образования внесла Народная консерватория, открытая в Москве в 1906 году и активизация деятельности музыкантов-методистов (С.И. Миропольский, А.Н. Карасев, А.И. Пузы-ревский, Д.Н. Зарин, А.Л. Маслов и др.). Последователями развития отечественных концепций музыкального воспитания стали авторы 20-21-х веков - Д.Б. Кабалевский, Б.В. Асафьев, Л.А. Ба-ренбойм, В.В. Медушевский и другие. Многие из них, затрагивая вопросы обучения детей, указывали, что в обучении музыке в первую очередь важно воспитать человека, а потом уже -музыканта. А.А. Шеншин подчеркивал, что под музыкальным развитием учащихся следует понимать не техническую умелость, а навык воспринимать искусство и полно его усваивать [11]. Педагог В.Н. Шацкая, открывшая образовательную организацию по музыкально-эстетическому воспитанию детей «Колония Бодрая жизнь», образование музыкальных представлений связывала с осознанием особенностей музыкального языка как речи, ее выразительных средств [12]. С.В. Смоленский - хоровой дирижер, методист народного образования пропагандировал идеи о всестороннем развитии музыканта, приобретение глубоких профессиональных навыков, воспитании устойчивого интереса к избранной про-5 фессии [10]. Так благодаря усилиям передовых о русских музыкантов-педагогов были определены £3 пути развития российского музыкального образо-еЗ вания, в котором значительное место отводилось ¡в классическому направлению, изучению и сохра-
нению народного творчества и музыкального фольклора.
Развитие российского музыкального образования достигло зрелости открытием государственных и частных учебных заведений музыкального профиля, высоким уровнем домашнего музыкального воспитания, свободным выбором учебных программ, созданием социальных условий для различных слоев населения [7].
Благодаря богатому музыкальному наследию выдающихся русских и советских музыкантов, их достижениям в обработке и интерпретации национального колорита русской народной музыки классическими средствами авторского композиционного письма и ассимилированных традиций западных композиторских школ и разных эпохальных музыкальных направлений (барокко, классицизма, романтизма, неоклассицизма, авангарда и др.) и росту учебных заведений к русской музыке и образованию пришло высокое признание во всем мире. Поиски и эксперименты в сфере музыкального образования привели к реорганизации ее структур. Первую ступень образовали детские музыкальные школы (с 1933 года - семилетние), вторую - училища, и третью, высшую - консерватории. Были также школы 10-летки, совмещающие 1 и 2 ступени. Положительным моментом советского периода стала возможность обучения одарённых детей. Так к середине ХХ века в Советском союзе сформировалась система музыкального образования, не потерявшая и сейчас актуальности. Поступить в музыкальную школу может каждый ребёнок при успешном прохождении вступительных испытаний. Профессиональное образование предполагает последовательное обучение в музыкальном училище, затем вузе [8].
Сегодня в России музыкальное образование основано на принципе обучения с учетом образовательных потребностей и музыкальных предпочтений ученика, с акцентом на развитие его интересов и творчества. Важной целью также является развитие национальной народной (фольклорной, этнической) и современной популярной культуры. Все это ставит ряд задач для педагогов-музыкантов - привлечь учащихся активно заниматься музыкальным искусством, научить их выражать свои эмоции через образы в звуках и тем самым сформировать навыки восприятия, интерпретации и сочинения музыки. Такие подходы в обучении усиливают способности учеников для более талантливого создания музыки, и более эмоциональной и красочной передачи характеров звучания.
Высокие требования к качеству образования и соответствующие творческие результаты у обучаемых с применением новейших педагогических и музыкально-компьютерных технологий будут способствовать росту профессионализма начинающих музыкантов, большим достижениям в музыкально-художественной культуре и в свою очередь поднятию духовно-нравственной культуры народа.
Анализ литературы показал, что существует две основные формы предоставления профессионального музыкального образования в России. Первая - это такая, при которой преподаватель отбирает содержание курса и преподает его как свою авторскую методику. Есть и такая, где студенты сами выбирают содержание курса. Также как говорилось выше, используются технологии групповой командно-проектной работы с элементами студенческого самоуправления, где будущие учителя учатся на практике обучать других студентов, а преподаватель при этом осуществляет педагогическую поддержку в виде рекомендаций и контроля [13]. Для того чтобы у студентов было много времени для творческого самовыражения музыкальных способностей и талантов, а также для усиления доли практики и самостоятельности в совершенствовании музыкального опыта, в образовательные программы включаются индивидуальные формы обучения и часы для самоподготовки (СРС). Когда студенты проходят разные виды педагогических практик, их содержание взаимосвязано, но при этом используются разнообразные методы преподавания, инновационные подходы, а учитель консультирует обучающихся по различным образовательным вопросам.
Важно отметить, что первая форма обучения близка вариативным педагогическим технологиям, поскольку в последние годы наблюдалась активизация исследований в направлении разработки авторских методик. Их огромное количество и невозможность точно проверить их результативность и соответствие общим требованиям образования повлекло за собой тенденции придерживаться и следовать стандартам - ФГОСам. С начала 21 века органами образования были разработаны учебные планы с описанием содержания подготовки, целевых компетенций и уровней подготовки. За последнее время появилось новое понятие «ядра образовательной подготовки в вузе».
Учебный план музыкального образования в российских вузах состоит из трех основных компонентов образовательного цикла обучения: блока базовых, общекультурных и профессиональных практико-ориентированных дисциплин вариативного цикла. В связи с тем, что в российском музыкально-педагогическом образовании большое внимание уделяется сфере культуры и искусства, в государственном учебном плане предлагаются курсы по музыкальной психологии, философии музыки, эстетике искусства, арт-проектиро-ванию др. Сравнительный анализ показывает что обязательные курсы для студентов музыкальных специальностей в российских университетах более или менее совпадают с китайскими. При этом содержание подготовки включает такие важные для профессиональной деятельности музыканта факультативные дисциплины как сценическое актерское мастерство, музыкально-компьютерные технологии в образовании и искусстве, звуко-режиссуру, основы импровизации, хореографии и другие.
В России в музыкальном образовании большое внимание уделяется развитию базовых знаний, а также основных музыкально-практических навыков. Например, в преподавании вокальной музыки многие учебные заведения очень серьезно подходят к выбору песенного репертуара, применяя для преподавания все жанрово-исторические направления музыки - классические академические произведения, народные и музыку популярных массовых жанров (поп-музыку рок-музыку, джаз и др.). Для совершенствования практических навыков обучающихся многие российские учебные заведения проводят фестивали и конкурсы классической музыки, которые способствуют совершенствованию музыкальных знаний и навыков. Кроме того русский народ в целом очень увлечен музыкой, его музыка красочноречива, гармонична и эмоциональна - способна затронуть до глубины души, так как русская музыкальная культура обогащена народными красочными традициями песенно-сти и импровизационной подголосочности мелодики, яркой жанровостью и архаикой древности. Впитавшая в себя западно-европейские композиционные приемы венского классицизма и многих других исторических направлений при формировании национального стиля письма, русская отечественная композиторская школа благодаря развитию высшего музыкального и музыкально-педагогического образования в стране способствовала продвижению музыкально-педагогической науки. Высокий уровень исследовательской культуры музыкальной педагогики позволяет совершенствоваться в методике преподавания музыки и популяризировать русское музыкальное образование и самообразование [13].
Тенденции глобализации, информатизации и открытости России к обмену образовательным опытом с другими странами создает условия для развития традиций,инноваций и их преемственности для Китая. Об этом свидетельствует внедрение в учебные планы отечественных университетов китайского языка, и китайской музыки на основе современных электронно-клавишных синтезаторов, оснащенных музыкально-стилевыми паттернами в банках памяти музыкально-цифровых инструментов и изучение электронной аранжировки музыки [14, 15]. При этом изучение китайской философии всегда входило в содержание изучения культурологических дисциплин в подготовке учителей музыки. А в последнее время активно осуществляется прием иностранных студентов.
Особенности взаимовлияния образования России и Китая. С глобализацией экономики Китая и популяризацией концептуально-культурной идеи «Пояса и пути» творческий обмен музыкально-педагогическим опытом между Россией и Китаем растет, в том числе между российскими и китайскими студентами. «Пояс и путь» является стратегической инициативой по реализации «китайской мечты» и представляет собой эффективную платформу для взаимодействия и обмена между вузами студентами китайских и российских универси-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
тетов. Это способствует обогащению традиционной китайской культуры и искусства и может привести к использованию российской культуры и искусства в качестве средства для улучшения взаимопонимания между российскими и китайскими обучаемыми и педагогами в процессе создания ими интересных межкультурных творческих проектов. Также обуславливает развитие взаимной культурной идентичности, укрепляя дружбу и сотрудничество между народами России и Китая [3].
Обмен музыкально-педагогическим научным опытом и культурой в процессе взаимного обучения и российскому, и китайскому музыкальному искусству на наш взгляд способствует обогащению содержания обучения, как в Китае, так и в России. Ведь в процессе творчества русские музыканты могут обращаться также и к традициям китайской музыки, к примеру, в создании красочных аранжировок с применением стилей и ладов китайской музыки [14].
Китайское образование также может заимствовать методы передовых методик образования - метода музыкальной драматургии Д.Б. Кабалевского, концепции музыкального интонирования Б.В. Асафьева, творческого музицирования Л.А. Баренбойма, творческого мышления В.В. Ме-душевского, электронно-творческого музицирования И.М. Красильникова, передового направления WоrldSkills и многих других.
Обмен культурно-педагогическим опытом между Россией и Китаем в контексте «Пояса и пути» способствуют повышению навыков межкультурной адаптации студентов университетов и расширению международных географических горизонтов педагогического взаимодействия обеих стран. Это способствует повышению всестороннего развития китайских и российских студентов как будущих профессионалов музыкального искусства.
В контексте «Пояса и пути» считаем эффективным для педагогических вузов организовывать подобные программы обмена с обучением в российских вузах китайских студентов и наоборот, дополняя их концертными мероприятиями китайской и российской музыки, международными образовательными форумами.
На основе проведенного анализа стратегия интеграции Российских педагогических технологий в Китае может быть успешно реализована в нескольких аспектах: 1) реформа учебных программ на всех ступенях музыкального образования; 2) разработка программ для специализированных профессиональных музыкальных школ с целью популяризации музыки в Китае; 3) увеличение открытых культурных площадок и концертных репертуарных программ в Китае для реализации способностей и талантов школьников; 4)развитие системы контроля качества музыкального образо-5 вания в Китае [6].
о Традиционная концепция музыкального обра-£3 зования в Китае уже не в состоянии удовлетво-еЗ рить современные потребности развития музы-ав кальной культуры и образования. Российское му-
зыкальное образование имеет очень высокий уровень признания во всем мире и потому является хорошим образцом для преемственности Китаем его педагогического опыта.
Литература
1. Ван Янь. Обзор российско-китайского музыкального и культурного обмена [Текст] / Ван Янь // Народная музыка- 2010- № 3- С. 68-70.
2. Го Мэн. Размышления о традиционных особенностях русской классической музыкальной культуры и художественного образования: обзор «Международного симпозиума по музыкальному и культурному обмену между Россией и Китаем 2009 года в Харбине, Китай» [Текст] / Го Мэн // Искусство 100-2010- № 7.
3. Лю Мэн. Анализ интеграции китайской и русской музыки [Текст] / Лю Мэн // Журнал нормального колледжа Шанцю- 2010- № 1.
4. Лю Юнву, Юй Чжэнмин. Размышление о существующих проблемах китайской системы музыкального образования на примере российского музыкального образования [Текст] /Лю Юнву, Юй Чжэнмин // Художественное образование- 2014- № 2- С. 60-61.
5. Ми Сюэ. Сравнительная система представлений о системе учебных программ музыкального образования в российских и китайских университетах [Текст] / Ми Сюэ // Музыкальное время и пространство- 2014- № 18- С. 181.
6. Цинь Яньтао. Исследование влияния российского музыкального образования на китайское музыкальное образование [Текст] /Цинь Яньтао // Музыкальное время и пространство-2014- № 16- С. 169-170.
7. Вязьмин Ю.Н. История развития музыкального образования в России XIX - начала XX вв. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018 № 6 (218) С. 7-11.
8. Музыкальный класс: Музыкальная школа-онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://music-education.ru/istoriya-muzykalnogo-obrazovaniya-v- rossii/
9. Каптерев, П.Ф. История русской педагогики в 2 ч. Часть 2. Общественная педагогия: практ. пособие для вузов / П.Ф. Каптерев. - М.: Издательство Юрайт, 2016.
10. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. - М.: Педагогика, 1975. - 200 с.
11. Шестаков, В.П. История истории искусства: От Плиния до наших дней / В.П. Шестаков. -М.: Ленанд, 2015. - 336с.
12. Шеншин, А.А. Принципы и методы общего музыкального образования // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе, сост. О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1987. - С. 18-23.
13. Заббарова М.М. Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки: автореферат диссертации на со-
искание ученой степени кандидата педагогических наук: 13 00 08 / Заббарова Маргарита Магнавиевна;[Место защиты: Институт художественного образования РАО - Учреждение РАО]. - Москва, 2014. - 27 с
14. Заббарова М.М. Этнические элементы в электронной аранжировке на синтезаторе. В сборнике: Музыкальный инструмент народной педагогики. 110 лет Российскому баяну. Сборник научных статей Всероссийского интерактивного конкурса конференции (с международным участием). 2016. С. 34-38.
15. Заббарова М.М., Политаева Т.И. Аранжировка - универсальный вид творческой деятельности современного учителя музыки ИКОНИ. 2021. № 4. С. 119-134.
COMPARISON OF PEDAGOGICAL MODELS OF MUSIC EDUCATION IN CHINA AND RUSSIA
Qin Xiao, Zabbarova M.M.
Bashkir State Pedagogical University
An exchange of cultural and creative experience is developing between Russia and China. Professional music education in China began late and its traditions were borrowed from the West from the 1830s. In the music education system of New China, the main educational guidelines are the triad of "tradition-heritage-innovation", while the focus of each educational institution is different, and there is no fixed model of professional music education. The structure of education in Chinese universities is similar to Russian ones, but there are implementation problems: the presence of a large number of students, the lack of an individual approach, self-management forms in training, teaching staff, solving narrowly performing tasks, and others. Progressive Russian pedagogy, based on ancient traditions, world experience and modern technologies, which puts forward high demands on the quality of education, opens up opportunities for China to exchange cultural experience and scientific and pedagogical achievements. The trends of globalization, informatization and openness of Russia create conditions for the development of traditions, innovations, continuity, mutual enrichment of the content of education through the integration of musical methods, increasing the comprehensive development of students as future professionals of musical art and strengthening friendship and cooperation between countries.
Keywords: Chinese musical education, Russian musical education, exchange of cultural and creative experience, pedagogical musical traditions, musical and pedagogical innovations, integration of the concepts of Russian musical education in China.
References
1. Wang Yan. Review of the Russian-Chinese musical and cultural exchange [Text] / Wang Yan // Folk music - 2010 - No. 3 -P. 68-70.
2. Guo Meng. Reflections on the traditional features of Russian classical music culture and art education: a review of the "International Symposium on Musical and Cultural Exchange between Russia and China 2009 in Harbin, China" [Text] / Guo Meng // Art 100-2010 - No. 7.
3. Liu Meng. Analysis of the integration of Chinese and Russian music [Text] / Liu Meng // Shangqiu Normal College Journal -2010 - No. 1.
4. Liu Yongwu, Yu Zhengming. Reflection on the existing problems of the Chinese system of music education on the example of Russian music education [Text] / Liu Yongwu, Yu Zhengming // Art Education - 2014 - No. 2 - P. 60-61.
5. Mi Xue. Comparative system of ideas about the curriculum system of music education in Russian and Chinese universities [Text] / Mi Xue // Musical time and space - 2014 - No. 18 -P. 181.
6. Qin Yantao. Study of the influence of Russian music education on Chinese music education [Text] / Qin Yantao // Musical time and space - 2014 - No. 16 - P. 169-170.
7. Vyazmin Yu.N. The history of the development of music education in Russia in the 19th - early 20th centuries. // Bulletin of the Orenburg State University. 2018 No. 6 (218) S.7-11.
8. Music class: online music school [Electronic resource]. - Access mode: https://music-education.ru/istoriya-muzykalnogo-obrazovaniya-v-rossii/
9. Kapterev, P.F. History of Russian pedagogy in 2 hours. Part 2. Public pedagogy: pract. allowance for universities / P.F. Kapterev. - M .: Yurayt Publishing House, 2016.
10. Shatskaya, V.N. Musical and aesthetic education of children and youth / V.N. Shatskaya. - M.: Pedagogy, 1975. - 200 p.
11. Shestakov, V.P. History of art history: From Pliny to the present day / V.P. Shestakov. - M.: Lenand, 2015. - 336 p.
12. Shenshin, A.A. Principles and methods of general musical education // Reader on the methodology of musical education at school, comp. O.A. Apraksina. - M.: Enlightenment, 1987. -S. 18-23.
13. Zabbarova M.M. Information technology as a factor in self-education of a future music teacher: abstract of a dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences: 13 00 08 / Zab-barova Margarita Magnavievna; [Place of defense: Institute of Art Education of the Russian Academy of Education - Institution of the Russian Academy of Education].
14. Zabbarova M.M. Ethnic elements in electronic arrangement on a synthesizer. In the collection: Musical instrument of folk pedagogy. 110 years of the Russian button accordion. Collection of scientific articles of the All-Russian interactive competition of the conference (with international participation). 2016. S. 34-38.
15. Zabbarova M.M., Politaeva T.I. Arrangement is a universal type of creative activity of a modern music teacher IKONI. 2021. No. 4. S. 119-134.