Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В ХХ ВЕКЕ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В ХХ ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
художественно-педагогическое образование / подготовка учителей изобразительного искусства / система образования / методы обучения / советская реалистическая школа / академизм / artistic and pedagogical education / training of fine art teachers / the education system / teaching methods / Soviet realistic school / academism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Мэй, Зубрилин Константин Михайлович

В данной статье рассматривается опыт художественно-педагогического образования в Китае в ХХ в. Эта проблема весьма актуальна, так как она является важной частью истории культуры и общества Китая. Изучение системы образования в этой сфере позволяет понимать не только влияние китайских традиций на развитие художественного образования, но и то, как западные методики и адаптация к ним влияли на китайскую культуру и образование. Это также предоставляет возможность анализа и оценки китайской системы образования и ее роли в современном обществе Китая. В статье также обсуждаются влияние западных методик на китайское образование и роль художественно-педагогического образования в развитии современной культуры Китая. Особое внимание уделено исследованию вклада русских художников-педагогов реалистического направления П.П. Чистякова и К.М. Максимова в разработку методической системы и преподавательской деятельности, которая легла в основу китайского художественно-педагогического образования в ХХ в. Исследование показывает, что китайская система художественно-педагогического образования продолжает развиваться и в то же время сохраняет свою уникальность и национальную идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF ARTISTIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN CHINA IN THE TWENTIETH CENTURY

This article examines the experience of artistic and pedagogical education in China in the 20th century. This problem is highly relevant, as it is an important part of the history of culture and society in China. The study of the education system in this area allows us to understand not only the influence of Chinese traditions on the development of art education, but also how Western methods and adaptation to them influenced Chinese culture and education. It also provides an opportunity to analyze and evaluate the Chinese education system and its role in modern Chinese society. The article also discusses the influence of Western methods on Chinese education and the role of art and pedagogical education in the development of modern Chinese culture. Special attention is paid to the study of the contribution of Russian artist teachers of the realistic direction P.P. Chistyakov and K.M. Maksimov to the development of the methodological system and teaching activities, which formed the basis of Chinese art and pedagogical education in the twentieth century. The study shows that the Chinese system of art and pedagogical education continues to develop, while maintaining its uniqueness and national identity.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В ХХ ВЕКЕ»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ ■ И ОБРАЗОВАНИЯ I

УДК 378.4 ББК 74.489

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-195-202

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В ХХ ВЕКЕ

Ван Мэй, К. М. Зубрилин

Аннотация. В данной статье рассматривается опыт художественно-педагогического образования в Китае в ХХ в. Эта проблема весьма актуальна, так как она является важной частью истории культуры и общества Китая. Изучение системы образования в этой сфере позволяет понимать не только влияние китайских традиций на развитие художественного образования, но и то, как западные методики и адаптация к ним влияли на китайскую культуру и образование. Это также предоставляет возможность анализа и оценки китайской системы образования и ее роли в современном обществе Китая. В статье также обсуждаются влияние западных методик на китайское образование и роль художественно-педагогического образования в развитии современной культуры Китая. Особое внимание уделено исследованию вклада русских художников-педагогов реалистического направления П. П. Чистякова и К. М. Максимова в разработку методической системы и преподавательской деятельности, которая легла в основу китайского художественно-педагогического образования в ХХ в. Исследование показывает, что китайская система художественно-педагогического образования продолжает развиваться и в то же время сохраняет свою уникальность и национальную идентичность.

Ключевые слова: художественно-педагогическое образование, подготовка учителей изобразительного искусства, система образования, методы обучения, советская реалистическая школа, академизм.

Для цитирования: Ван Мэй, Зубрилин К. М. История развития художественно-педагогического образования в Китае в ХХ веке // Наука и школа. 2023. № 5. С. 195-202. Б01: 10.31862/1819-463Х-2023-5-195-202.

© Ван Мэй, Зубрилин К. М., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

HISTORY OF ARTISTIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN CHINA IN THE TWENTIETH CENTURY

Van Mae, K. M. Zubrilin

Abstract. This article examines the experience of artistic and pedagogical education in China in the 20th century. This problem is highly relevant, as it is an important part of the history of culture and society in China. The study of the education system in this area allows us to understand not only the influence of Chinese traditions on the development of art education, but also how Western methods and adaptation to them influenced Chinese culture and education. It also provides an opportunity to analyze and evaluate the Chinese education system and its role in modern Chinese society. The article also discusses the influence of Western methods on Chinese education and the role of art and pedagogical education in the development of modern Chinese culture. Special attention is paid to the study of the contribution of Russian artist teachers of the realistic direction P. P. Chistyakov and K. M. Maksimov to the development of the methodological system and teaching activities, which formed the basis of Chinese art and pedagogical education in the twentieth century. The study shows that the Chinese system of art and pedagogical education continues to develop, while maintaining its uniqueness and national identity.

Keywords: artistic and pedagogical education, training of fine art teachers, the education system, teaching methods, Soviet realistic school, academism.

Cite as: Van Mae, Zubrilin K. M. History of artistic and pedagogical education in China in the twentieth century. Nauka i shkola. 2023, No. 5, pp. 195-202. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-195-202.

Введение

Развитие художественно-педагогического образования в Китае в ХХ в. было связано с рядом преобразований в образовательной системе страны. В первые десятилетия ХХ в. учебные программы в китайских университетах и колледжах в большинстве своем были ориентированы на экономические и политические вопросы и искусство рассматривалось скорее как хобби, а не профессия.

Однако с началом Культурной революции в 1966 г. и достижением весьма положительного результата с ее стороны в сфере культуры повысился интерес к художественному образованию. Количество учреждений, предлагающих обучение в сфере искусства, стало быстро расти, и в 1978 г. было создано большое количество высших учебных заведений,

таких как Пекинский университет искусств, Китайская академия изобразительного искусства и т. д.

В 1980-е гг. китайские художники и педагоги начали принимать на себя новые методики и технологии, заимствованные из европейской и американской систем образования, таких как концепция «свободной художественной мысли» и «контекстуального искусства». С этого момента преподавание в художественных учебных заведениях Китая стало более гибким и прогрессивным.

Сегодня же в Китае существует большое количество искусствоведческих факультетов и синергия между науками о культуре, творческими и художественными курсами, дающими возможность молодым художникам и дизайнерам получить широкий спектр знаний и навыков для своего профессионального развития.

Изложение основного материала статьи

В начале ХХ в. художественно-педагогическое образование в Китае находилось в зачаточном состоянии. В то время в стране доминировала традиционная система образования, которая не уделяла должного внимания развитию художественных способностей учащихся. Однако постепенно начался процесс модернизации системы образования под влиянием западных ценностей и идей.

В 1918 г. была основана Средняя школа искусств в Шанхае, которая стала первым учебным заведением в Китае, специализирующимся на художественном образовании. В 1928 г. в городе Чун-цин была открыта Центральная академия изобразительных искусств, которая стала одним из самых престижных учебных заведений в Китае. Это стало новым этапом в развитии художественно-педагогического образования в Китае.

Новая страница становления художественно-педагогического образования в Китае открывается деятельностью известного китайского живописца Сюй Бэйхун, который в 1934 г. привез свои работы в Советский Союз и продемонстрировал их на выставке в Москве и Ленинграде. Экспозиция китайского художника вызвала огромный интерес к национальному искусству Китая со стороны отечественной общественности. Сюй Бэйхун, в свою очередь, высоко оценил работы российской реалистической школы.

Вернувшись на родину, Сюй Бэйхун стал сторонником синтеза школы китайской национальной живописи с европейскими художественными традициями. Он познакомил Китай с творчеством русских художников-реалистов, особенно высоко Сюй Бэйхун ценил художественные произведения «Товарищества передвижных художественных выставок», которые, по его мнению, достигли неве-

роятных вершин в мировом искусстве. Реалистическое направление из соседней страны в Китае середины ХХ в. было очень популярно и было признано «передовым», в противоположность национальной китайской живописи, которое попало в немилость китайскому правительству и рассматривалось как пережиток прошлого.

Сюй Бэйхун активно пропагандировал достижения реалистической школы в Китае, одним из результатов его деятельности было учреждение Китайско-советского культурного общества. В скором времени стал выходить журнал «Культура Китая и СССР», который освещал ключевые события культурного художественного обмена между странами: было проведено множество просветительских мероприятий, кинофестивалей и фотовыставок, и, конечно, были организованы экспозиции работ известных советских живописцев. Центральная правительственная китайская газета «Жэнминь Жибао» давала положительные отзывы о растущем интересе в Китае к достижениям советской и российской живописи.

Таким образом, было заложено основание для развития культурных контактов между Китаем и Советским Союзом, особенно в области художественного искусства, к которому китайцы проявляли искренний интерес.

В 1937 г. началась японская оккупация Китая, что серьезно затронуло систему образования в стране. Многие учебные заведения были разрушены, а многие преподаватели и студенты были вынуждены покинуть Китай. Однако после окончания Второй мировой войны произошел новый подъем в развитии художественного образования в Китае.

В 1949 г. Китай стал народно-демократической республикой, и власти страны начали активно развивать систему образования, в том числе и художественное образование. Были созданы новые учебные заведения, в том

числе и Национальная академия изобразительных искусств, которая была основана в 1950 г. На протяжении последующих десятилетий были созданы многие другие учебные заведения, специализирующиеся на художественном образовании.

Китайская национальная Академия искусств и Академия искусств СССР в 1952 г. организовала первый обмен художественными работами, которые стали открытием художественного мира двух стран.

В середине ХХ в. художественно-педагогическое образование в Китае продолжало развиваться и диверсифицироваться. В период между 1950 и 1970 гг. в Китае преобладала идеология коммунизма и социализма, которая сильно влияла на систему образования в стране. В соответствии с коммунистическими принципами, художественное образование в Китае стало более доступным, унифицированным и происходило с целью создания единых идеологических и эстетических норм в обществе.

Национальная академия изобразительных искусств стала одним из главных учебных заведений в Китае. На своих начальных этапах академия предоставляла подготовку студентов по старым образцам древней китайской письменности и каллиграфии, но в последующие годы образование стало активно развиваться в области изобразительного искусства, включая живопись, графику, скульптуру, дизайн и другие направления.

Также были созданы новые учебные заведения, например, в 1955 г. была создана Шанхайская академия изобразительных искусств, затем в 1958 г. открылась Центральная академия каллиграфии в Пекине и т.д. Студенты получали образование в этих учебных заведениях, проходили стажировки и участвовали в различных конкурсах и выставках, благодаря чему получили возможность профессионального разви-

тия и раскрытия своих творческих способностей.

Молодые китайские художники, прошедшие обучение в СССР, переняли европейские живописные техники, освоили достижения реалистической советской живописи, а затем распространили это в своей стране и существенно повлияли на развитие художественного образования в Китае, для которого был характерен интенсивный художественный обмен достижениями двух культур, значительно обогативший искусство наших стран. На этом фоне крепли педагогические связи институтов высшего образования Китая и СССР, что обусловило укрепление и дальнейшее развитие китайского художественного образования.

Постоянно, начиная с 1952 г. и в последующее десятилетие, Комитет культуры КНР целеустремленно направлял китайских студентов в советские вузы для обучения живописи и другим видам искусства. На долгие годы советское художественное образование стало ориентиром для развития китайских школ живописи, которые широко использовали советские теоретические установки и методические наработки в образовательной деятельности китайских мастеров-преподавателей. Именно тогда были разработаны базовые положения китайской реалистической школы живописи, были усвоены новые художественные техники и приемы, начали использоваться технологии работы с натуры и многое другое.

В Советский Союз в 1954 г. в Москву на Первое мая была приглашена группа китайских художников во главе с министром культуры КНР Ми Ги. Контакты с советскими товарищами для китайских живописцев и официальных лиц были очень важными, так как после этой поездки Китайское правительство начинает уделять особое внимание развитию нового реалистического искусства по образцу советского искусства и стремится

создать полноценное художественное образование в собственной стране.

В период с 1954 по 1959 г. в Китае был учрежден журнал «Искусство», который был активным проводником партийной линии в области нового реалистического искусства. На страницах журнала постоянно появлялись работы, раскрывавшие специфику советского искусства и художественного образования, анализировались современные техники изобразительного искусства.

Советское художественное образование стало примером для создания китайского аналога. Советские методы, структура и содержание художественного обучения были выбраны в качестве образца для подражания китайскими государственными деятелями, перед которыми стояла задача создать новую национальную систему художественного образования. Центральными идеями китайского художественного образования были служение китайскому народу и пропаганда новой политики китайской коммунистической партии.

Правительство Китая постоянно направляло в Советский Союз на обучение большие группы молодых талантливых художников в столичные вузы. Китайские студенты осваивали методику обучения изобразительного искусства ведущих русских советских российских художников-педагогов - П. П. Чистякова (1832-1919) - создателя особой методики художественного образования и К. М. Максимова (1913-1994), преподавателя, который долгое время работал в Китае и существенно повлиял на китайскую систему художественного образования.

Живопись П. П. Чистякова и его методика преподавания оказала серьезное влияние на студентов и впечатлила китайскую общественность настолько, что в 1955 г. в столице Китая собрался Государственный совет преподавания изобразительного искусства, с целью создания национальной модели художественного образования. Система худо-

жественного обучения П. П. Чистякова стала ядром, вокруг которого строилась китайская образовательная модель.

Система преподавания П. П. Чистякова, которая была сбалансирована, сочетала базовые дидактические принципы и хорошее методическое оснащение обучения живописи, включая все значимые компоненты, использовалась в Китае повсеместно. П. П. Чистяков был сторонником реалистической живописной школы, основными ее компонентами были живая динамика, четкая перспектива, насыщенный цвет, полноценная образность. П. П. Чистяков был уверен, что «идеи общества задают живопись и все вообще» [1, с. 397], а это значит - задачей художника является создание полотна, содержание которого, с одной стороны, было результатом опыта его автора, а с другой стороны, оно должно иллюстрировать идеи, которые общество решает в настоящий момент. Хороший мастер должен быть с народом, знать, чем он живет и дышит, и выражать чаяния общества, используя реалистичный образный язык искусства. Только мастеру, хорошему профессионалу под силу реализовать свои творческие идеи.

П. П. Чистяков придерживался реалистического направления в живописи, однако он не требовал скрупулезного следования деталям изображаемого, но обращал внимание на качество, сущность явления, предметов, объектов.

П. П. Чистяков уделял особое внимание отношениям «преподаватель - студент», которые складывались во время обучения. Он придерживался индивидуального подхода к каждому студенту. По мнению П. П. Чистякова, без глубокого знания студента, его интеллектуальных и творческих способностей едва ли можно хорошо преподавать, и свою методику работы со студентами он строил на системе познавательно-воспитательных действиях, которые приводили к высокому результату в обучении.

Система художественно-педагогического образования П. П. Чистякова оказалась настолько совершенной, что могла быть при необходимости заимствована другой культурой, что и произошло в Китае. Это система послужила мощным импульсом для развития национального художественно-педагогического образования.

Еще один известный советский деятель искусств, профессор живописи оказал мощное влияние на развитие китайского художественного образования, - К. М. Максимов. Он несколько лет (1955-1957) находился в Китае и занимался преподавательской деятельностью в Пекине. Искусство, по мнению К. М. Максимова, должно отражать «непосредственное восприятие жизни и глубину ее понимания, что составляет основной источник творческой мысли» [2, с. 87]. К. М. Максимов был уверен, что «изучение и копирование произведений западноевропейских и русских мастеров не предполагает отказа от наследия классического китайского искусства» [3, с. 62].

У К. М. Максимова в Китае было множество учеников, для них он проводил мастер-классы и учил базовым приемам реалистической живописи. Молодых китайских художников, учившихся у К. М. Максимова мастерству живописи, прозвали «группой Максимова». Выходцы из этой группы впоследствии стали ведущими специалистами художественного образования Китая, ответственными работниками вузов и академий.

Во второй половине XX в. китайско-российское культурное взаимодействие набирает силу, в том числе и в области изобразительного искусства и художественного образования. В этот период в Советском Союзе была создана полноценная система художественного образования, с лучшим на тот момент методическим обеспечением и глубоким комплексным теоретическим знанием истории развития

художественной культуры, что позволяло готовить компетентных преподавателей изобразительного искусства. В Советском Союзе была разработана модель подготовки специалистов в области художественного образования. В советских педагогических вузах были учреждены художественно-графические факультеты, имевшие хорошее материальное, методическое и теоретическое оснащение для подготовки преподавателей изобразительного искусства, которые проходили стажировку в общеобразовательной школе, а затем получали направление на работу в ней. В стране был подготовлен высококомпетентный научный персонал для преподавания в высших учебных заведениях, овладевший передовой теорией и практикой художественно-педагогического образования.

В 1966 г. началась культурная революция в Китае, которая серьезно повлияла на систему образования. Были закрыты многие учебные заведения, преподаватели и студенты стали подвергаться репрессиям. Однако после окончания культурной революции в 1976 г. система образования в Китае начала восстанавливаться и художественно-педагогическое образование продолжило развиваться в качественно новом русле.

К концу 1960-х гг. в Советском Союзе окончательно была установлена сбалансированная система художественно-педагогического образования, которая включала высшее художественно-педагогическое образование в вузах в форме соответствующих профильных факультетов, учреждения дополнительного образования или институты повышения квалификации, а также послевузовское образование в виде аспирантуры и докторантуры.

Под влиянием коренных изменений в Китае и широких культурных контактов между Китаем и Советским Союзом в стране набирает силу новое художе-

ственное направление - художественный реализм. Как отмечает С. П. Ломов: «характер и особенности [этого направления] были определены именно русской, а также советской реалистической школой» [4, с. 190]. В этот период раскрывается творчество известных впоследствии художников, таких как Ли Тяньсян, Чжань Цзяньцзюнь, Цзинь Шан, связанное с реализмом, ориентированным на лучшие национальные традиции и советскую школу реализма.

Произведения китайских живописцев несут в себе отпечаток искусства народных китайских мастеров и европейского российского реализма. Многие китайские художники в тот период посещали Советский Союз и осваивали реалистическую технику, которую преподавали в вузах соседней страны. Большинство из мастеров, учившихся в Советском Союзе, затем создали в столице Китая кружок реалистической живописи, который был очень похож по форме и содержанию на «Товарищества передвижных художественных выставок».

К концу столетия китайская художественная культура была обогащена новыми изобразительными технологиями, в практику обучения художников были инкорпорированы инновационные методы и приемы, была подготовлена яркая плеяда художников, овладевшая реалистическим подходом в живописи. «В искусстве Китая художники использовали различные направления, но реализм является ведущим методом искусства среди них» [5, с. 12].

Все это было создано в рамках новой системы художественно-педагогического образования в Китае, процесс становления которой проходил в XX в.

Отношения между Китаем и Советским Союзом в XX в. периодически портились и улучшались, однако устойчивые культурные связи между странами существенно влияли на развитие изо-

бразительного искусства и становление художественно-педагогического образования в Китае.

В 1991 г. Китай одним из первых признал суверенную Россию, и практически сразу с новой энергией стали развиваться отношения между странами, в которых большое внимание уделялось контактам в области культуры и художественного образования, что серьезно обогащало систему художественно-педагогического образование в Китае.

Выводы

Россия сыграла важную роль в развитии художественно-педагогического образования в Китае в ХХ в. После гражданской войны и культурной революции наука и образование в Китае пострадали, и для восстановления была нужна помощь. Российские специалисты в области художественного образования помогали Китаю создавать новые учебные заведения и разрабатывать новые программы обучения в 1950-х гг. Одним из значимых результатов сотрудничества стало открытие Национальной Академии Изобразительных Искусств в 1950 г., базирующейся на опыте и под руководством советских специалистов.

Китай и Россия начали обмен студентами и преподавателями в 1950-х гг., что способствовало развитию художественно-педагогического образования в обеих странах. Россия также оказала значительное влияние на обучение китайских студентов изобразительному искусству в рамках программ обучения за рубежом. Китайские студенты изучали рисование и живопись в России, приобретая новые знания, навыки и знакомились с новой культурой.

Таким образом, Россия играла ключевую роль в развитии художественно-педагогического образования в Китае в ХХ в., предоставляя свой опыт и знания в этой области, а также

поддерживая сотрудничество и создавая новые учебные заведения и образовательные программы.

Сегодня в Китае существует множество учебных заведений, предлагающих программы художественного образова-

ния, в том числе и многие зарубежные университеты, которые открыли филиалы в Китае. Таким образом, художественно-педагогическое образование в Китае продолжает развиваться и привлекать все большее количество студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чистяков П. П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. 1832-1919. М.: Искусство, 1953. 593 с.

2. Максимов K. M. Живопись и преподавание живописи. М.: Искусство, 1957. 87 с.

3. Максимов К. М. Выступление на заседании союза художников // Искусство. 1955. № 7. С. 47-62.

4. Ломов С. П., Карев Б. А., Го Сяобинь. Истоки современной реалистической живописи Китая (1966 - 1978) // Право и практика. 2017. № 2. С. 189-192.

5. Гуань Сино. Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновения восточных и европейских традиций: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Барнаул, 2009. 19 с.

6. Цинь Сяофэн. Российско-китайская межкультурная коммуникация в художественной жизни и творчестве китайских художников реалистической школы конца XX века - начала XXI века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Краснодар, 2020. 23 с.

REFERENCES

1. Chistyakov P. P. Pisma. Zapisnye knizhki. Vospominaniya. 1832-1919. Moscow: Iskusstvo, 1953. 593 p.

2. Maksimov K. M. Zhivopis i prepodavanie zhivopisi. Moscow: Iskusstvo, 1957. 87 p.

3. Maksimov K. M. Vystuplenie na zasedanii soyuza khudozhnikov. Iskusstvo. 1955, No. 7, pp. 47-62.

4. Lomov S. P., Karev B. A., Go Syaobin. Istoki sovremennoy realisticheskoy zhivopisi Kitaya (1966 -1978). Pravo i praktika. 2017, No. 2, pp. 189-192.

5. Guan Sino. Sovremennaya monumentalnaya zhivopis Kitaya: vzaimoproniknoveniya vostochnykh i evropeyskikh traditsiy. Extended abstract of PhD dissertation (Art History). Barnaul, 2009. 19 p.

6. Tsin Syaofen. Rossiysko-kitayskaya mezhkulturnaya kommunikatsiya v khudozhestvennoy zhizni i tvorchestve kitayskikh khudozhnikov realisticheskoy shkoly kontsa XX veka - nachala XXI veka. Extended abstract of PhD dissertation (Art History). Krasnodar, 2020. 23 c.

Ван Мэй, кандидат педагогических наук, преподаватель, директор административного департамента факультета искусств, Чженжоу университет, Китай e-mail: km.zubrilin@mpgu.su

Van Mae, PhD in Education, Lecturer, Head, Administrative Department, Faculty of Fine Arts, Zhengzhou university, China e-mail: km.zubrilin@mpgu.su

Зубрилин Константин Михайлович, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой живописи, декан художественно-графического факультета Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет e-mail: km.zubrilin@mpgu.su

Zubrilin Konstantin M., PhD in Education, Head, Painting Department, Dean, Art and Graphic Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University

e-mail: km.zubrilin@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 24.04.2023 The article was received on 24.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.