Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОМУ КИТАЙСКОМУ СТИЛЮ ЖИВОПИСИ "МОГУФА" В МОСКОВСКОМ ИНСТИТУТЕ ИСКУССТВ (КИТАЙ)'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОМУ КИТАЙСКОМУ СТИЛЮ ЖИВОПИСИ "МОГУФА" В МОСКОВСКОМ ИНСТИТУТЕ ИСКУССТВ (КИТАЙ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ / СОВМЕСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СТИЛЬ "МОГУФА" / КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ / ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА / ГОХУА / MOSCOW INSTITUTE OF ARTS / JOINT EDUCATIONAL PROGRAMS / „MOGUFA" STYLE / CHINESE PAINTING / COLOR PALETTE / GUOHUA PAINTING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Фугуй, Зубрилин Константин Михайлович

Цель статьи - рассмотреть методику преподавания китайского стиля живописи «Могуфа» в Московском институте искусств (Китай). Актуальность обуславливается малым количеством научно-исследовательских трудов и исторических записей о методике обучения традиционной китайской живописи, особый интерес вызывает влияние западного искусства на стиль «Могуфа». Проводимые исследования по этой теме в основном ограничиваются изучением технологии воспроизведения стиля «Могуфа». В статье рассмотрен опыт реализации совместных образовательных программ в Московском институте искусств в Китае. Детально проанализированы особенности методики обучения живописному стилю «Могуфа». Проект Московского института искусств (Китай) и реализация совместных образовательных программ дает возможность проанализировать и научно обосновать возможные изменения стиля «Могуфа». Это поможет сохранить традиции Китая и организовать преемственность передачи секретов мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING TRADITIONAL CHINESE PAINTING STYLE “MOGUFA” IN THE MOSCOW INSTITUTE OF ARTS (CHINA)

The considers the methodology of teaching the Chinese style of painting “Mogufa” at the Moscow Institute of Arts (China). The relevance is determined by the small number of research papers and historical records on the teaching methods of traditional Chinese painting, of particular interest is the influence of Western art on the style of “Mogufa”. Conducted research on this topic is mainly limited to the study of technology for reproducing the “Mogufa” style. The article analyzes the experience of implementing joint educational programs at the Moscow Institute of Arts in China. The features of the teaching methodology for the pictorial style of Mogufa are analyzed in detail. The project of the Moscow Institute of Arts (China) and the implementation of joint educational programs provide an opportunity to analyze and scientifically substantiate possible changes in Mogufa style. This will help preserve the traditions of China and organize the continuity of the transfer of secrets of craftsmanship.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОМУ КИТАЙСКОМУ СТИЛЮ ЖИВОПИСИ "МОГУФА" В МОСКОВСКОМ ИНСТИТУТЕ ИСКУССТВ (КИТАЙ)»

УДК 378

DOI: 10.31862/1819-463X-2020-2-217-221

ББК 74.48

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОМУ КИТАЙСКОМУ СТИЛЮ ЖИВОПИСИ «МОГУФА» В МОСКОВСКОМ ИНСТИТУТЕ ИСКУССТВ (КИТАЙ)

Ли Фугуй, К. М. Зубрилин

Аннотация. Цель статьи - рассмотреть методику преподавания китайского стиля живописи «Могуфа» в Московском институте искусств (Китай). Актуальность обуславливается малым количеством научно-исследовательских трудов и исторических .записей о методике обучения традиционной китайской живописи, особый интерес вызывает влияние западного искусства на стиль «Могуфа». Проводимые исследования по этой теме в основном ограничиваются изучением технологии воспроизведения стиля «Могуфа». В статье рассмотрен опыт реализации совместных образовательных программ в Московском институте искусств в Китае. Детально проанализированы особенности методики обучения живописному стилю «Могуфа».

Проект Московского института искусств (Китай) и реализация совместных образовательных программ дает возможность проанализировать и научно обосновать возможные изменения стиля «Могуфа». Это поможет сохранить традиции Китая и организовать преемственность передачи секретов мастерства.

Ключевые слова: Московский институт искусств, совместные образовательные программы, стиль «Могуфа», китайская живопись, цветовая палитра, Гохуа.

METHODS OF TEACHING TRADITIONAL CHINESE PAINTING STYLE "MOGUFA" IN THE MOSCOW INSTITUTE OF ARTS (CHINA)

Li Fugui, K. M. Zubrilin

Abstract. The considers the methodology of teaching the Chinese style of painting "Mogufa" at the Moscow Institute of Arts (China). The relevance is determined by the small number of research papers and historical records on the teaching methods of traditional Chinese painting, of particular interest is the influence of Western art on the style of "Mogufa". Conducted research on this topic is mainly limited to the study of technology for reproducing the "Mogufa" style. The article analyzes the experience of implementing

© Ли Фугуй, Зубрилин К. М., 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

joint educational programs at the Moscow Institute of Arts in China. The features of the teaching methodology for the pictorial style of Mogufa are analyzed in detail.

The project of the Moscow Institute of Arts (China) and the implementation of joint educational programs provide an opportunity to analyze and scientifically substantiate possible changes in Mogufa style. This will help preserve the traditions of China and organize the continuity of the transfer of secrets of craftsmanship.

Keywords: Moscow Institute of arts, joint educational programs, „Mogufa" style, Chinese painting, color palette, Guohua painting

В 2016 г. был создан Московский институт искусств (город Вэйнань, провинция Шанси), Китай, на базе двух крупных вузов - Вэйнаньского педагогического университета (Китай) и Московского педагогического государственного университета (Россия).

В Московском институте искусств реализуется совместная образовательная программа по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство», реализуемая со стороны Московского педагогического государственного университета - преподавателями Института изящных искусств Художественно-графического факультета, а со стороны Вэйнаньского педагогического университета - преподавателями Института искусств.

В рамках реализации этой совместной программы сформировано 3 группы, около 30 студентов в каждой. Первая группа специализируется на реалистической масляной живописи, вторая - на дизайне, а третья - на китайской живописи. Для подготовки каждой группы предусмотрены модули.

Для нашего исследования интересна третья группа, ориентированная на профессиональное изучение китайской традиционной живописи. Для нее разработан модуль -набор дисциплин, в ходе освоения которого студенты знакомятся и осваивают различные методы и технологии китайской живописи. Одна из дисциплин - китайская живопись, в рамках которой студенты изучают уникальную методику рисования традиционной китайской живописи в стиле «Могуфа».

Существует мало научных трудов и исторических записей о стиле «Могуфа», и хотя

исследования продолжаются, в основном они ограничиваются техникой этого стиля.

Работ, посвященных оттенкам, цветовой палитре данного стиля, крайне мало, а исследований о влиянии западного стиля на стиль «Могуфа» практически нет.

История развития Китая говорит о том, что долгое время культура была консервативна, в связи с этим традиционная живопись имеет свои особенности. Ее обозначают термином Гохуа, что переводится как «живопись страны», уникальное и самобытное изобразительное искусство. Картины рисовали на рисовой бумаге.

Использование рисовой бумаги дало возможность китайским художникам отказаться от создания эффекта растекшейся туши или краски. Иногда художники используют при написании картины смешанную технику, что выглядит довольно эффектно.

Во время обучения студенты осваивают методику и технологию китайской живописи стиля Гохуа, в его рамках выделяют следующие направления: «Могуфа», «Се-и», «Гунби» и другие.

«Се-и» переводится как «живопись идеи». Особенность направления - в экспрессивности и лаконичности изображения. В картинах отсутствует четкая стилизация образа и уделяется внимание мелким деталям.

«Гунби» переводится как «прилежная, тщательная кисть». Его особенность - повышенная внимательность к различным деталям и точным сходством изображения с реальным объектом. В картинах наблюдается красочность и детализация.

«Могуфа» переводится как «бескостная», «не имеющая костей». Это наиболее

популярное направление в традиционной китайской живописи, оно сочетает в себе особенности двух стилей: «Гунби» и «Се-и».

Китайский стиль «Могуфа» оказал большое влияние на западных художников-акварелистов. Он популярен в разных странах, такую живопись ценят разные слои населения.

Основой изображения картин, выполненных в стиле «Могуфа», служат небольшое количество контурных линий (прожилки и различные маленькие детали являются основой). Особенностью работы является прозрачность и невесомость, отказ от многослойной растяжки цвета и предпочтение смешивания разных оттенков по мокрому.

Стиль китайской живописи «Могуфа» насчитывает более тысячи лет. Он сменил традиционный метод «гоусиань тяньсе», где тушь применялась для придания цвета, использовались нечеткие линии, чувствовалось стремление к свежести, элегантности, спокойствию, обилию цветов вместо монохромности.

История стиля «Могуфа» восходит к «Луомохуа» художника Сюй Си эпохи пяти династий. Отличительной особенностью стиля «Могуфа» является последовательность рисования. Сначала тушью пишутся ветви и листья, тычинки, чашечки цветов, а затем накладывается цвет. В этом стиле отсутствуют контуры, а объект прорисовывается при помощи цвета. С помощью кисти художник вкладывает в картину тайный смысл.

Данный стиль перекликается со стилем «Хуанцзя фугуй». История этого стиля пошла от художника Си Шу, который, создавая картины в жанре «цветы-птицы», использовал яркие цвета, чтобы удовлетворить эстетический вкус высшего общества; так появился роскошный стиль, который впоследствии получил название «Хуанцзя фугуй».

Во времена Южной династии Сун появилась монохромная живопись в жанре «цветы-птицы».

Жанр «цветы-птицы» в стиле «Могуфа» отличается от традиционного стиля живо-

писи своим реализмом, простой манерой изложения и оттенками. В свое время этот жанр стал открытием эпохи.

В эпоху династии Юань и Мин до начального периода правления династии Цинь формируется новая разновидность стиля «Се-и» - стиль «Шуймо», став новым направлением китайского жанра «цветы-птицы».

В начале эпохи правления династии Цинь художник Юнь Шоупин усовершенствовал данный стиль, создав жанр «Могу-хуа хуи».

В свое время произошло столкновение китайской и западной культур и их синтез, и в живописи также произошли радикальные изменения.

Поэтому во время обучения стилю «Могуфа» необходимо давать ученикам основы техники использования традиционной китайской цветовой палитры, а также стимулировать студентов к интеграции западной цветовой теории и палитры, чтобы изменить китайскую традиционную моно-хромность, расширить мышление студентов и их цветовую палитру, обогатить стиль «Могуфа».

Цвет - своего рода язык живописи, он придает изображению уникальный смысл, он незаменим в любом направлении живописи. Художник рисует картину, передавая собственную цветовую эмоцию, и координирует цветопередачу с выражением эмоций в картине. Цветовая концепция западной живописи - это в основном сциентизм, религиозные убеждения и интенсивная субъективная эмоциональность.

Цветовая палитра - это основное средство моделирования в западной живописи, на основе использования контраста теплого и холодного оттенков, контраста светотени, контраста толщины уровней, восприятия света и объема предмета.

В китайской живописи средством моделирования выступают линии. Цветовая палитра картины также играет важную роль.

Западная концепция цвета и концепция цвета китайской живописи диаметрально

противоположны. На цветовую палитру китайской живописи оказала огромное влияние традиционная китайская философия. Она основывается на идеях инь и ян и пяти элементов, а также конфуцианстве, даосизме и таинственной философии дзен. Ей присущи монохромность, чистота, простота и, главное, цвет туши.

Западная концепция цвета - научная, она требует, чтобы художник воспроизводил объективный мир, прибегая к совершенно объективному методу, осваивал реалистическую школу рисования маслом.

Внедрение в учебный процесс знаний применения западной научной палитры цветов помогает развить творческое мышление студентов, обогатить методы живописи, а также, если применить ее к стилю «Могуфа», поможет совершенствовать данный стиль, исследовать и привнести новое в его технику, расширить и вывести на новый уровень его концепцию и исполнение.

В сочетании с традиционной китайской техникой живописи «Могуфа» западная концепция цвета и западная методика обучения живописи помогает студентам провести исследование в процессе написания картин и творчества, таким образом улучшая мыслительные способности студентов, расширяя их представления относительно цветовой палитры и увеличивая их креативность. В этом и заключается важность практического развития стиля «Могуфа».

Под влиянием западной культуры на китайское традиционное искусство появилась реалистическая школа живописи в Китае. Проникновение реалистической школы живописи в Китай было необходимо, чтобы «приблизить» живопись к жизненным реалиям для выражения нового «жизненного мира» китайцев динамичного XX в., кардинально отличающегося от жизненного уклада и, соответственно, ценностного наполнения повседневности предшествующих эпох, культура которых в своей основе оставалась традиционной.

Первые образцы западного искусства принесли итальянские католические про-

поведники, направленные с миссией в Японию и Китай. Западное искусство было воспринято специфически, китайские художники обратили внимание на технику масляной живописи,алтарные образы христианских святых, написанные реалистически. Позже мастера пытались перенести технологию масляной живописи в Гохуа. Становление реалистической живописи в Китае было проблематично из-за доминирующей позиции китайской традиционной классической живописи, которая имела богатую историю становления в китайской культуре и отвечала ментальным, базисным чертам китайской традиционной культуры.

На начальных этапах интеграция западного искусства в традиции китайской живописи проявлялась прежде всего в том, что китайские художники осваивали масляную технику.

В результате освоения масляной живописи появились картины, в которых китайские художники сохраняли традиции китайской классической живописи, только выполняли это масляными красками.

Вывод. История показывает, что по мере развития китайской живописи происходила интеграция китайской и западной культур. Как показала практика, западное искусство оказало влияние и оказывает влияние сейчас на развитие традиционного стиля китайской живописи «Могуфа». В рамках учебного процесса преподаватели Московского института искусств ведут научно-исследовательскую работу по совершенствованию методики преподавания традиционной живописи Китая. Обучение стилю «Могуфа» очень важно и полезно для студентов, чтобы перенимать опыт традиционных мастеров, продолжающих развивать этот стиль.

Проект Московского института искусств (Китай) и реализация совместных образовательных программ делает возможным анализировать и научно обосновывать возможные изменения стиля «Могуфа». Это помогает сохранять традиции Китая и организовать преемственность передачи секретов мастерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(Ван Хунцзянь, Юань Баолин. Введение в изящные искусства. Пекин: Гаодэн цзяою чубаншэ, 1994. 455 с., кит. яз.)

(Шао Цзинкун. Эстетические характеристики света и цвета. Тяньцзинь: Тяньцзин жэйминьмэйшу чубаньшэ, 2001., кит. яз.) 3. #{6#'Mi!(Herbert Reed)o^k^<M^[M]o±^:Zheiminmeishu Chubanshe ^№?i>1979^,4-19Ko (Герберт Рид. Краткая история современной живописи [M]. Шанхай: Жэйминьмэйшу чубаньшэ, 1979. С. 4-19., кит. яз.)

(Ву Цзяфэн. Переосмысление западного искусства. Пекин: Чжунгуо веньлянь чубаньшэ, 1998. С. 390-391., кит. яз.) 5. Зубрилин К. М., Ван Мэй. Роль Российско-китайского сотрудничества в становлении художественно-педагогического образования Китая // Право и практика. 2016. № 3. С. 166-169.

REFERENCES

1. Wang Hongjian, Yuan Baolin. Introduction to Fine Arts. Beijing: Gaoden Jiaoyu Chubanshe Publishing House, 1994. 455 p. (in Chinese)

2. Shao Jinkong. Aesthetic characteristics of light and color. Tianjin: Tianjin Zheiminmei-shu Chubanshe Publishing House, 2001. (in Chinese)

3. Herbert Reed. A Brief History of Modern Painting. Shanghai: Zheiminmeishu Chubanshe Publishing House, 1979. Pp. 4-19. (in Chinese)

4. Wu Jiafeng. Rethinking Western Art. Beijing: Zhongguo Wenglian Chubanshe Publishing House, 1998. Pp. 390-391. (in Chinese)

5. Zubrilin K. M., Van Mei. Rol Rossiysko-Kitayskogo sotrudnichestva v stanovlenii khudozhest-venno-pedagogicheskogo obrazovaniya Kitaya. Pravo ipraktika. 2016, No. 3, pp. 166-169.

Ли Фугуй, аспирант 3-го года обучения художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета

e-mail: xgf@mpgu.su

Li Fugui, Post-graduate student, Art and graphic faculty, Institute of fine arts, Moscow Pedagogical State University

e-mail: xgf@mpgu.su

Зубрилин Константин Михайлович, кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой живописи художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета e-mail: km.zubrilin@mpgu.su

Zubrilin Konstantin M., PhD in Education, acting chairperson, Painting art and graphic faculty, Institute of fine arts, Moscow Pedagogical State University

e-mail: km.zubrilin@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 01.08.2019 The article was received on 01.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.