УДК 378.4 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-136-143
ББК 74.489
ВЛИЯНИЕ РОССИЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ЖИВОПИСИ В 1940-1950-е ГОДЫ В КНР
THE INFLUENCE OF THE RUSSIAN ARTISTIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION ON THE DEVELOPMENT OF THE REALISTIC ART OF PAINTING IN THE 1940S-1950S IN CHINA
Ван Мэй
Преподаватель, Директор административного департамента, Чженжоу университет, факультет искусств, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Wang Mei
Lecturer, Director of the Administrative Department of Zhengzhou University, Faculty of Arts, PhD in Education E-mail: [email protected]
Зубрилин Константин Михайлович
Заведующий кафедрой живописи Художественно-графического факультета, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Zubrilin Konstantin M.
Head of the Painting Department of the Art and Graphic Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education
E-mail: [email protected]
Слюсарева Анастасия Евгеньевна
Аспирант 3-го года обучения, ассистент кафедры живописи Художественно-графического факультета, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет
E-mail: [email protected]
Slyusareva Anastasia E.
The 3d year PhD Postgraduate student, Assistant Lecturer at the Painting Department of the Art and Graphic Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University E-mail: [email protected]
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Ван Мэй, Зубрилин К. М., Слюсарева А. Е., 2023
Аннотация. В статье анализируются ключевые аспекты становления художественно-педагогического образования в Китае в ХХ в. Рассматривается процесс взаимопроникновения русского и китайского художественного творчества и влияния советского художественно-педагогического образования на создание системы преподавания искусству в Китае. Внимание фокусируется на исследовании вклада отечественных художников-педагогов реалистического направления П. П. Чистякова и К. М. Максимова, на их методической системе и преподавательской деятельности, которая легла в основу китайского художественно-педагогического образования в ХХ в.
Abstract. The article analyzes key aspects of the formation of the artistic and pedagogical education in China in the twentieth century. The process of interpenetration of the Russian and Chinese art creativity and the influence of the Soviet artistic and pedagogical education on the creation of a system of teaching art in China is examined. The authors' attention focuses on the study of the contribution of the Russian artists-teachers of the realistic direction P. P. Chistyakov and K. M. Maksimov, and on their methodological system and teaching activities, which formed the basis of Chinese artistic and pedagogical education in the twentieth century.
Ключевые слова: художественно-педагогическое образование, подготовка учителей изобразительного искусства, система образования, методы обучения, советская реалистическая школа, академизм.
Для цитирования: Ван Мэй, Зубрилин К. М., Слюсарева А. Е. Влияние российского художественно-педагогического образования на развитие реалистического искусства живописи в 1940-1950-е годы в КНР // Проблемы современного образования. 2023. № 3. С. 136-143. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-136-143.
Keywords: artistic and pedagogical education, training of fine art teachers, the education system, teaching methods, the Soviet realistic school, academicism.
Cite as: Wang Mei, Zubrilin K. M., Slyusareva A. E. The influence of the Russian artistic and pedagogical education on the development of the realistic art of painting in the 1940s-1950s in China. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 3, pp. 136-143. DOI: 10.31862/2218-87112023-3-136-143.
Введение
Художественно-педагогическое образование в Китае испытывает на себе продолжительное, устойчивое и целенаправленное влияние, источником которого является тесные культурные контакты между Китаем и Россией. Под влиянием интенсивных культурных обменов между Россией и Китаем активно развивается художественно-педагогическое образование в Китае.
Изложение основного материала статьи
Новая страница становления художественно-педагогического образования в Китае открывается деятельностью известного китайского живописца Сюй Бэйхун, который в
1934 г. привез свои работы в Советский Союз и продемонстрировал их на выставке в Москве и Ленинграде. Экспозиция китайского художника вызвала огромный интерес к национальному искусству Китая со стороны советской общественности. Сюй Бэйхун, в свою очередь, высоко оценил работы российской реалистической школы.
Вернувшись на родину, Сюй Бэйхун стал сторонником синтеза школы китайской национальной живописи с европейскими художественными традициями. Он познакомил Китай с творчеством русских художников-реалистов, особенно высоко Сюй Бэйхун ценил художественные произведения «Товарищества передвижных художественных выставок», которые, по его мнению, достигли невероятных вершин в мировом искусстве. Реалистическое направление из соседней страны в Китае середины ХХ в. было очень популярно и было признано «передовым» в противоположность национальной китайской живописи, которое попало в немилость китайскому правительству и рассматривалось как пережиток.
Сюй Бэйхун активно пропагандировал достижения реалистической школы в Китае, одним из результатов его деятельности было учреждение Китайско-советского культурного общества. В скором времени стал выходить журнал «Культура Китая и СССР», который освещал ключевые события культурного художественного обмена между странами: было проведено множество просветительских мероприятий, кинофестивалей и фотовыставок, и, конечно, были организованы экспозиции работ известных советских живописцев. Центральная правительственная китайская газета «Жэнминь Жибао» давала положительные отзывы о растущем интересе в Китае к достижениям советской и российской живописи.
Таким образом, было заложено основание для развития культурных контактов между Китаем и Советским Союзом, особенно в области художественного искусства, к которому китайцы проявляли искренний интерес.
В конце 1930-х - начале 1940-х гг. ХХ в. в Китае наступили трудные времена, страна была втянута в продолжительные военные действия, которые закончились в 1949 г. созданием Китайской народной республики. Советский Союз стал первой державой, признавшей молодое китайское государство.
Китайская национальная Академия искусств и Академия искусств СССР в далеком 1952 г. совершила первый обмен художественными работами, которые стали открытием художественного мира двух стран.
Продолжили непосредственное знакомство с советскими художественными традициями китайские студенты, отправленные правительством в 1952 г. учиться изобразительному искусству в Советский Союз. Вернувшись после обучения, многие студенты кроме того, что стали впоследствии известными художниками, еще и преподавали в ведущих вузах Китая изобразительное искусство, что положило начало системе преподавания искусства в Китае.
Молодые китайские художники, прошедшие обучение в СССР, перенимали европейские живописные техники, осваивали достижения реалистической советской живописи, а затем распространяли это в своей стране. Это существенно повлияло на развитие художественного образования в Китае, для которого был характерен интенсивный
художественный обмен достижениями двух культур, значительно обогативший искусство двух стран. На этом фоне крепли педагогические связи институтов высшего образования Китая и СССР, что обусловило укрепление китайского художественного образования.
Начиная с 1952 г. и последующее десятилетие Комитет культуры КНР постоянно направлял китайских студентов в советские вузы для обучения живописи и другим видам искусства. На долгие годы советское художественное образование было ориентиром для развития китайских школ живописи, которые широко использовали советские теоретические установки и методические наработки в образовательной деятельности китайских мастеров. Именно тогда были разработаны базовые положения китайской реалистической школы живописи, были усвоены новые художественные техники и приемы, начали использоваться технологии работы с натуры и многое другое.
В Советский Союз в 1954 г. в Москву на Первое мая была приглашена группа китайских художников во главе с министром культуры КНР Ми Ги. Контакты с советскими товарищами для китайских живописцев и официальных лиц были очень важными, так как после этой поездки Китайское правительство начинает уделять больше внимания развитию нового реалистического искусства, по образцу советского искусства, и стремится создать полноценное художественное образование в своей стране. В Китае был создан журнал «Искусство», который в период с 1954 по 1959 г. был активным проводником партийной политики в области нового реалистического искусства. На страницах журнала постоянно появлялись работы, раскрывавшие специфику советского искусства и художественного образования.
Советское художественное образование было примером для создания китайского аналога. Советские методы, структура и содержание художественного обучения стали образцом для подражания китайских государственных деятелей, перед которыми стояла задача создать новую национальную систему художественного образования. Центральными идеями китайского художественного образования были служение китайскому народу и пропаганда новой политике китайской компартии.
Правительство Китая направило в Советский Союз на обучение большую группу молодых талантливых художников в столичные вузы. Китайские студенты учились у лучших педагогов художественного образования - на работах П. П. Чистякова (18321919) - создателя особой методики художественного образования и К. М. Максимова (1913-1994), преподавателя, который долгое время работал в Китае и существенно повлиял на китайскую систему художественного образования. Живопись П. П. Чистякова настолько впечатлили китайскую общественность, что в 1955 г. в столице Китая собрался Государственный совет преподавания изобразительного искусства с целью создания национальной модели художественного образования. Система художественного обучения П. П. Чистякова стала ядром, вокруг которого строилась китайская образовательная модель.
Система преподавания П. П. Чистякова, которая была сбалансированной и сочетала базовые дидактические принципы и хорошее методическое оснащение обучения живописи, включая се значимые компоненты, использовалась в Китае повсеместно. П. П.
Чистяков был сторонником реалистической живописной школы, основными ее компонентами были живая динамика, четкая перспектива, насыщенный цвет, полноценная образность. П. П. Чистяков был уверен, что «идеи общества задают живопись и все вообще» [1, с. 397], а это значит - задачей художника является создание полотна, содержание которого, с одной стороны, является результатом опыта его автора, а с другой стороны, отражает идеи, которые общество решает в настоящий момент. Хороший мастер должен быть с народом, знать, чем он живет и дышит, и выражать чаяния общества, используя реалистичный образный язык искусства. Однако цель эта для художника не простая, и чтобы ее достичь, необходимо овладеть всеми художественными средствами живописи. Только мастеру, хорошему профессионалу под силу реализовать свои творческие идеи.
П. П. Чистяков придерживался реалистического направления в живописи, однако он не требовал скрупулезного следования деталям изображаемого, но обращал внимание на качество, сущность явления, предметов, объектов.
П. П. Чистяков уделял особое внимание отношениям «преподаватель - студент», которые складывались во время обучения. Он придерживался индивидуального подхода к каждому студенту; по его мнению, без глубокого понимания студента, его интеллектуальных и творческих способностей, едва ли можно хорошо преподавать, и свою методику работы со студентами он строил на системе познавательно-воспитательных действий, которые приводили к высокому результату в обучении. П. П. Чистяков отмечал: «Настоящий, развитой, хороший учитель палкой ученика не дует; а в случае ошибки, неудачи старается осторожно разъяснить суть дела и ловко навести ученика на путь истинный!» [1, с. 429].
П. П. Чистяков обладал большим педагогическим даром, он прекрасно разбирался в людях и в своих учениках и мог точно определить меру их дарования. Среди его учеников были известные отечественные художники: М. А. Врубель, В. Д. Поленов, В. А. Серов. Система художественно-педагогического образования П. П. Чистякова оказалась настолько совершенной, что могла быть при необходимости заимствована другой культурой, что и произошло в Китае. Это система послужила мощным импульсом для развития национального художественно-педагогического образования.
Еще один известный советский деятель искусств К. М. Максимов, профессор живописи, оказал мощное влияние на развитие китайского художественного образования. Он несколько лет с 1955-1957 гг. находился в Китае и занимался преподавательской деятельностью в Пекине. Искусство, по мнению К. М. Максимова должно отражать «непосредственное восприятие жизни и глубина ее понимания, что составляет основной источник творческой мысли» [2, с. 87]. К. М. Максимов был уверен, что «изучение и копирование произведений западноевропейских и русских мастеров не предполагает отказа от наследия классического китайского искусства» [3, с. 62].
У К. М. Максимова в Китае было множество учеников, для них он проводил мастер-классы и учил базовым приемам реалистической живописи. Молодых китайских художников, учившихся у К. М. Максимова мастерству живописи, называли «группой Максимова». Выходцы из этой группы впоследствии стали ведущими специалистами художественного образования Китая, ответственными работниками вузов и академий.
Во второй половине XX в. китайско-российское культурное взаимодействие набирает силу, в том числе и в области изобразительного искусства и художественного образования. В этот период в Советском Союзе была создана полноценная система художественного образования, оснащенная на тот момент лучшим методическим обеспечением и глубоким комплексным теоретическим знанием истории развития художественной культуры, что позволяло готовить компетентных преподавателей изобразительного искусства.
В Советском Союзе была разработана модель подготовки специалистов в области обучения художественного образования. В советских педагогических вузах были созданы художественно-графические факультеты, имевшие хорошее материальное, методическое и теоретическое оснащение для подготовки преподавателей изобразительного искусства, которые проходили стажировку в общеобразовательной школе, а затем получали направление на работу в ней.
В стране был подготовлен научный персонал для преподавания в высших учебных заведениях, овладевший передовой теорией и практикой художественно-педагогического образования. К концу 1960-х гг. в Советском Союзе окончательно была установлена сбалансированная система художественно-педагогического образования, которая включала высшее художественно-педагогическое образование в вузах в форме соответствующих профильных факультетов, учреждениях дополнительного образования или институтах повышения квалификации, а также послевузовское образование в виде докторантуры и аспирантуры.
Под влиянием коренных изменений в Китае и широких культурных контактов между Китаем и Советским Союзом в стране набирает силу новое художественное направление - художественный реализм, как отмечает С. П. Ломов: «характер и особенности (этого направления) были определены именно русской, а также советской реалистической школой» [4, ^ 190]. В этот период раскрывается творчество известных в последствии художников, таких как Ли Тяньсян, Чжань Цзяньцзюнь, Цзинь Шан, связанное с реализмом, ориентированным на лучшие национальные традиции и советскую школу реализма.
Лучшие произведения китайских живописцев несут в себе отпечаток искусства народных китайских мастеров и европейского российского реализма. Многие китайские художники в тот период посещали Советский Союз и осваивали реалистическую технику, которую преподавали в вузах соседней страны. Большинство мастеров, учившихся в Советском Союзе, затем создали в столице Китая кружок реалистической живописи, который был очень похож по форме и содержанию на «Товарищества передвижных художественных выставок».
К концу ХХ столетия китайская художественная культура была обогащена новыми изобразительными технологиями, активно в практику обучения художников были инкорпорированы инновационные методы и приемы, была подготовлена яркая плеяда художников, освоившая реалистический подход в живописи. Все это было создано в рамках новой системы художественно-педагогического образования в Китае, процесс становления которой проходил в XX в.
Отношения между Китаем и Советским Союзом в XX в. и устойчивые культурные связи между странами существенно влияли на развитие изобразительного искусства и художественно-педагогического образования в Китае.
В 1991 г. Китай одним из первых признал суверенную Россию и практически сразу с новой энергией стали развиваться отношения между странами, в которых большое внимание уделялось контактам в области культуры и художественного образования.
Выводы
Таким образом, на протяжении практически всего ХХ в. художественно-педагогического образование в Китае испытывало на себе мощное влияние со стороны северного соседа. Можно с большей долей уверенности констатировать, что к завершению ХХ в. сложилась собственная китайская система художественно-педагогического образования. Школа советского реализма стала основой для развития национальной модели художественно-педагогического образования, а обучение живописи, ее методы и приемы стали неотъемлемой частью теории искусства и изобразительной практики Китая.
С начала 1950-х гг. российская академическая методология преподавания искусства была успешно адаптирована художественно-педагогическим образованием Китая и практически до настоящего времени она составляет основу обучения преподавателей искусства. Ли Чунхуэй считал, что «это влияние определило и направления в развитии современной китайской живописи, и сохранившиеся до сегодняшнего дня основные методические установки в практике художественного преподавания» [5, с. 37].
Одним из важнейших эффектов гуманитарных отношений между Китаем и Россией является развитие устойчивых культурных связей, которые серьезно повлияли на сотрудничество в сфере образования, в частности художественно-педагогического образования в Китае.
Существенное влияние на процесс становления художественно-педагогического образования в Китае оказывает сотрудничество двух стран - России и Китая, которые можно охарактеризовать как отношения всеобъемлющего партнерства, особенно это касается сферы культуры, образования и искусства. Курс на углубление отношений является приоритетным для обоих государств и в настоящее время.
Список литературы
1. Чистяков П. П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. 1832-1919. М.: Искусство,
1953. 593 с.
2. Максимов ^ M. Живопись и преподавание живописи. М.: Искусство, 1957. 87 с.
3. Максимов К. М. Выступление на заседании союза художников // Искусство. 1955. № 7.
С. 47-62.
4. Ломов С. П., Карев Б. А., Го Сяобинь. Истоки современной реалистической живописи
Китая (1966-1978) // Право и практика. 2017. № 2. С. 189-192.
5. Ли Чунхуэй. Об особенностях и преимуществах китайской традиционной живописи // Русское и китайское изобразительное искусство в контексте времени. Чита-Харбин, 2008. С. 32-38.
References
1. Chistyakov P. P. Pisma. Zapisnye knizhki. Vospominaniya. 1832-1919. Moscow: Iskusstvo, 1953. 593 p.
2. Maksimov K. M. Zhivopis i prepodavanie zhivopisi. Moscow: Iskusstvo, 1957. 87 p.
3. Maksimov K. M. Vystuplenie na zasedanii soyuza khudozhnikov. Iskusstvo. 1955, No. 7, pp. 47-62.
4. Lomov S. P., Karev B. A., Guo Xiaobin. Istoki sovremennoy realisticheskoy zhivopisi Kitaya (1966-1978). Pravo ipraktika. 2017, No. 2, pp. 189-192.
5. Lee Chunhui. Ob osobennostyakh i preimushchestvakh kitayskoy traditsionnoy zhivopisi. In: Russkoe i kitayskoe izobrazitelnoe iskusstvo v kontekste vremeni. Chita-Kharbin, 2008. Pp. 32-38.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 3
Статья поступила в редакцию 10.01.2023 The article was received on 10.01.2023