НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Качественный учебный процесс - успешная аккредитация. Итоги работы расширенного заседания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням в Москве*
Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В.
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России
9-10 октября 2017 в г. Москве в рамках научно-практической конференции «Качественный учебный процесс -успешная аккредитация» состоялось расширенное заседание Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (далее -УМК).
В работе расширенного заседания УМК приняли участие 112 человек, в том числе 3 ректора медицинских вузов, 4 проректора по учебной работе, 31 заведующий кафедрой инфекционных болезней.
На расширенном заседании были рассмотрены вопросы о состоянии инфекционной службы в стране, обсуждена роль учебно-методических комиссий в совершенствовании процессов обучения и прохождения аккредитации, подведены итоги первичной аккредитации выпускников лечебных факультетов медицинских вузов страны, определено направление подготовки к предстоящей аккредитации профессорско-преподавательского состава (ППС) кафедр инфекционных болезней.
Основной темой дискуссии стало обсуждение итогов первичной аккредитации выпускников лечебных факультетов медицинских вузов страны.
Во вступительном слове председатель УМК академик РАН, профессор Н.Д. Ющук отметил, что расширенное заседание УМК проходит уже в третий раз, и это, как всегда, связано со знаковыми событиями в системе образования. Настоящее расширенное заседание УМК с привлечением заведующих кафедрами инфекционных болезней прежде всего посвящено итогам прошедшей первичной аккредитации студентов лечебных факультетов медицинских вузов. Особый акцент Н.Д. Ющук сделал на том, что при подведении итогов первичной аккредитации в рамках открытой дискуссии необходимо обсудить вынесенные уроки и сделать выводы.
Первый урок, вынесенный по итогам аккредитации: несмотря на то что она прошла успешно во всех медицинских вузах страны, имеется некоторое количество выпускников, не прошедших это испытание с первого раза.
Второй урок - работодатель, в первую очередь в лице Минздрава России, определился с перечнем практических навыков, которые должны быть продемонстрированы выпускниками на станциях в рамках объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Однако в исследовании профессора С.В. Гацуры, проведенном в ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, при
* Приказ Минздрава России от 12.07.2017 № 16-0/10/2-4631.
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
самооценке готовности выпускника к самостоятельной врачебной деятельности была выявлена сильная прямая связь с когнитивными навыками (умение собирать и анализировать информацию о здоровье пациента) и низкая связь с мануальными навыками. Полученные результаты очень важны, поскольку инфекционные болезни входят в блок терапевтических наук. В то же время необходимо учитывать, что в додипломном периоде образования речь не идет о подготовке врача-инфекциониста, но при этом нужно четко определить, что должен знать и уметь врач общей практики по разделу «инфекционные болезни», т.е. требуется провести четкую дифференциацию по уровню и глубине прорабатываемого материала как в до-, так и в последипломном периоде образования.
Третий урок: принимая во внимание важность контроля практических навыков во время прохождения первичной аккредитации студентов, можно сделать вывод, что требуется дополнительная коррекция рабочих учебных программ с акцентом на отработку и контроль практического навыка на кафедрах инфекционных болезней.
Работа УМК началась с выступления ректора ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет) академика РАН, председателя Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» П.В. Глыбочко, который привел конкретные материалы, отражающие значение работы учебно-методических комиссий в современных условиях. Их деятельность определена необходимостью совершенствования процессов обучения и аккредитации. В настоящее время работают 9 координационных советов и 57 УМК. Координационный совет по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» при участии УМК провел сопряжение профессиональных стандартов с ФГОС ВО, согласовал перечни универсальных компетенций и подготовил проекты перечней общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сопряженных с профессиональными стандартами. Завершается работа по формированию ФГОС 3++.
В ходе открытой дискуссии «Итоги аккредитации выпускников лечебных факультетов медицинских вузов страны» были обсуждены доклады проректора по учебной работе Сеченовского университета Т.М. Литвиновой, ректора ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России И.В. Малова, ректора ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России Х.М. Галимзянова, декана лечебного факультета ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России Д.А. Валишина. Из представленных материалов следует, что из числа допущенных к первичной аккредитации студентов по специальности «лечебное дело» не прошли ее с первого раза около 1,8% выпускников (разброс по вузам составил от 3,5 до 0,6%). При обсуждении результатов аккредитации были выявлены проблемы, которые возникали как на этапе ее подготовки, так и в ходе проведения. Было констатировано, что имелись определенные трудности при формировании фонда оценочных средств, и в первую очередь это
было связано с отсутствием профессиональных стандартов. Отмечена низкая активность профессионального сообщества в разработке и экспертизе оценочного инструментария. Имели место сбои в работе программного обеспечения процедуры аккредитации. Возникали проблемы с технической поддержкой, в некоторых случаях выявлено низкое качество видеоматериалов (недостаточно камер, мертвые зоны, сбои в работе видеокамер).
В ходе обсуждения итогов аккредитации были сформулированы задачи, которые необходимо решить при подготовке к процедуре аккредитации выпускников 2018 г., в первую очередь это актуализация и проведение тщательной экспертизы контрольно-измерительных материалов оценочного фонда для прохождения первичной аккредитации. В связи с этим требуется повысить активность профессионального сообщества в разработке оценочных средств. Необходимо централизовать подготовку экспертов аккре-дитационных комиссий. Разработать единые требования к техническому обеспечению процедуры аккредитации с автоматизацией третьего этапа. Анализ работы по подготовке базы аккредитационных тестов был представлен директором Федерального методического центра аккредитации специалистов профессором Ж.М. Сизовой.
В настоящее время, как отметила профессор Г.М. Кожевникова, проходит финальный этап утверждения профессионального стандарта «Врач-инфекционист». В проект профессионального стандарта необходимо внести изменения согласно сделанным в ходе обсуждения предложениям. После утверждения профессионального стандарта следует провести коррекцию контрольно-измерительных материалов с учетом требований профессионального стандарта и перехода на аккредитацию и реаккредитацию врачей-инфекционистов.
Действующие в области здравоохранения и образования нормативно-правовые документы регламентируют поэтапный переход на систему аккредитации специалистов. Однако необходима разработка дополнительных нормативно-правовых документов для проведения аккредитации ППС кафедр, на что указал в своем выступлении проректор ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России академик РАН И.В. Маев. При анализе уровня профессиональной компетенции ППС было установлено, что на местах недостаточно результативно проводится работа по совершенствованию педагогической, психолого-педагогической и профессиональной подготовки педагогических работников. Это направление в работе с ППС все еще носит несистемный характер, в результате снижается престиж профессии преподавателя и выявляется низкое качество подготовки отдельных выпускников высшей медицинской школы.
И.В. Маев отметил, что процедурой аккредитации только по подведомственным Минздраву России медицинским (фармацевтическим) вузам необходимо будет охватить свыше 27,5 тыс. ППС, в том числе более 4,1 тыс. докторов наук, профессоров и 7,5 тыс. кандидатов наук, доцентов.
Многие организационные вопросы, включая разработку нормативной правовой документации регулирования про-
Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В.
КАЧЕСТВЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС - УСПЕШНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ. ИТОГИ РАБОТЫ РАСШИРЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ В МОСКВЕ
цедуры аккредитации ППС, могут быть решены ассоциацией «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений» и Федеральным учебно-методическим объединением в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, относящихся к области «Здравоохранение и медицинские науки». Однако в настоящее время отсутствует механизм правового регулирования процедуры аккредитации ППС. Нормативная, правовая и методическая база по вопросам работы с педагогическими кадрами, а также содержание отдельных положений утвержденного приказом Минтруда России профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» не отвечают в полном объеме требованиям законодательства.
УМК считает, что ППС кафедр должен проходить аккредитацию и реаккредитацию под патронатом Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки».
Для успешного прохождения аккредитации врачам и преподавателям медицинских вузов необходимо накапливать кредиты (зачетные единицы) в рамках непрерывного медицинского образования (НМО) с формированием индивидуального портфолио при постоянном повышении уровня профессиональных компетенций. Прохождение процедуры аккредитации (реаккредитации) направлено на обеспечение отечественной системы здравоохранения трудовыми ресурсами, отвечающими требованиям качественного оказания медицинской помощи населению.
В ходе обсуждения отмечено, что происходящие в системе образования и здравоохранения изменения требуют совершенствования учебного процесса со смещением акцентов на отработку практических навыков. Принимая во внимание ключевое значение необходимости отработки профессиональных компетенций с учетом требований профессионального стандарта «Врач-инфекционист», следует внести коррекцию в учебные планы, особенно в период обучения в ординатуре и аспирантуре. В связи с этим особого внимания и контроля потребует разработка новых учебных программ преподавания дисциплины «инфекционные болезни».
Вопрос, что эффективнее в преподавании дисциплины «инфекционные болезни» - мотивация или административный ресурс, был обсужден в ходе выступления заведующей кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России профессора Е.П. Тихоновой, а перспективы реализации проекта «Стандартизованный пациент» для отработки алгоритма ООД при работе с пациентом (актер, симулирующий клиническую картину инфекционной болезни) представил профессор кафедры инфекционных болезней ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России В.Х. Фазылов. В ходе обсуждения данных докладов было принято решение опубликовать на страницах журнала «Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение» эти материалы.
УМК считает, что в образовательные учебные программы целесообразно включить дополнительные модули, направ-
ленные на укрепление нравственного и психологического здоровья, развивающие умение проводить культурно-просветительскую работу с разными слоями населения. Особое внимание и эмоциональное обсуждение вызвала проблема выгорания ППС, которая была рассмотрена в рамках работы круглого стола «Актуальные вопросы педагогики». Доклады по этой проблеме были представлены деканом факультета клинической психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, членом-корреспондентом РАЕН, профессором Н.А. Сирота и доцентом кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России Н.В. Сабадаш. По всей видимости, вопросам предупреждения процесса «выгорания» врачей и ППС необходимо уделять больше учебного (аудиторного) времени как в додипломном, так и в последипломном периоде образования. Межличностные отношения педагог-студент были рассмотрены в докладе профессора кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России М.Е. Остренковой.
В ходе работы УМК было отмечено, что требуется разработать единый стандартизованный план прохождения ординатуры по инфекционным болезням с обязательным определением перечня смежных кафедр и количества часов, выделяемых на учебный процесс. Кроме этого, следует уточнить и расширить перечень специальностей, овладение которыми требует обязательного прохождения ординаторами модуля по инфекционным болезням.
Учитывая тенденцию сокращения кадрового потенциала работающих врачей-инфекционистов и уменьшение численности ППС кафедр инфекционных болезней, по всей видимости, назрела необходимость создания единого реестра заведующих кафедрами инфекционных болезней с указанием реального числа работающих сотрудников.
Участники расширенного заседания УМК посетили аккре-дитационный центр Сеченовского университета, где прошло неформальное обсуждение и обмен мнениями по вопросам тестирования и решения клинических ситуационных задач на станциях ОСКЭ.
Включение в повестку работы расширенного заседания УМК тематических круглых столов позволило проинформировать участников конференции о современных достижениях в области применения интерферонов, использования новых лекарственных средств при лечении острой диареи и хронического вирусного гепатита С. Участники расширенного заседания отметили высокий научный уровень представленной информации и высказали пожелание о расширении тематики круглых столов в повестке работы планируемых заседаний УМК.
В ходе работы расширенного заседания УМК состоялся обмен мнениями и опытом, определен перспективный план совместных действий, что имеет определенное значение для эффективной и скоординированной работы по совершенствованию учебного процесса на кафедрах инфекционных болезней.
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Ющук Николай Дмитриевич - академик РАН, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии, президент ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, председатель Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» Минздрава России Е-таН: [email protected]
Мартынов Юрий Васильевич - доктор медицинских наук, профессор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, секретарь Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» Минздрава России Е-таН: [email protected]