НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
Учебно-методическая комиссия по инфекционным болезням: итоги расширенного заседания с участием заведующих кафедрами инфекционных болезней медицинских вузов России
Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов
ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России
С 14 по 15 марта 2013 г. на базе ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России прошла научно-практическая конференция «Совершенствование учебно-методической работы на кафедрах инфекционных болезней в свете Федерального Закона Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и расширенное заседание учебно-методической комиссии по инфекционным болезням (УМК) с участием заведующих кафедрами инфекционных болезней медицинских вузов России.
Организаторами мероприятия были Министерство здравоохранения Российской Федерации, Учебно-методической объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, Учебно-методическая комиссия по инфекционным болезням при поддержке Ассоциации медицинских обществ по качеству, Ассоциации преподавателей в области инфекционных болезней, фтизиатрии и антимикробной химиотерапии.
В работе научно-практической конференции и расширенного заседания учебно-методической комиссии по инфекционным болезням приняли участие 82 представителя медицинских школ из 46 вузов Минздрава России и 8 медицинских факультетов классических университетов министерства образования. Из числа зарегистрированных - 3 ректора медицинских вузов и 54 заведующих кафедрами инфекционных болезней, из которых 50 - профессора. Члены учебно-методической комиссии по инфекционным болезням присутствовали в полном составе (13 профессоров - заведующие кафедрами инфекционных болезней). Кроме этого, в работе научно-практической конференции и расширенного заседания УМК приняли участие: представители Минздрава России - заместитель министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Кагра-манян, директор департамента медицинского образования
и кадровой политики в здравоохранении, член-корреспондент РАМН, профессор И.В. Маев; председатель УМО Минздрава России, ректор ГБОУ ВПО Первый МГМУ им И.М. Сеченова, член-корреспондент РАМН, профессор П.В. Глыбочко; проректор ГБОУ ВПО Первый МГМУ им И.М. Сеченова, профессор А.А. Свистунов; руководитель комиссии по непрерывному медицинскому образованию Национальной медицинской палаты Г.Э, Улумбекова; руководитель Ассоциации преподавателей в области инфекционных болезней, фтизиатрии и антимикробной химиотерапии профессор В.С. Шухов.
У участников научно-практической конференции была уникальная возможность не только представить данные своих презентаций, но и принять участие в работе круглых столов, обменяться идеями о возможных совместных проектах, обратиться с вопросами к представителям Минздрава и УМО, узнать, каким образом другие кафедры инфекционных болезней осуществляют непрерывное медицинское образование по дисциплине «Инфекционные болезни». Особое внимание было уделено вопросам интеграции вузовского, последипломного и непрерывного профессионального развития в систему медицинского образования.
На пленарных заседаниях и круглых столах обсуждены следующие вопросы:
■ врач-педагог: традиции и инновации;
■ преподавание дисциплины «Инфекционные болезни» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения;
■ нормативно-правовая база учебного процесса;
■ инновации в системе непрерывного медицинского образования (дистанционное обучение и симуляцион-ные технологии).
Участникам научно-практической конференции был выдан комплект материалов, включающий примерные программы
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ: новости, мнения, обучение №1 2013
21
НМ0_Инфекции_1_2013_переверстка_лп<1<1 21
22.07.2013 11:30:45
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
$
по дисциплине «Инфекционные болезни» для лечебного и стоматологического факультетов, Национальное руководство «Инфекционные болезни», «Рекомендации по диагностике и лечению взрослых больных гепатитом С», разработанные экспертной группой в соответствии с поручением Минздрава России от 06.08.2012 № 68; журналы «Медицинское образование и профессиональное развитие», «Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение», анонс предстоящих конференций и семинаров по медицинскому образованию, сертификат участника конференции на 10 кредитов НМО.
В приветственном слове от имени министра здравоохранения В.И. Скворцовой И.Н. Каграманян пожелал участникам научно-практической конференции плодотворной работы, отметив, что конференция проходит в очень важный период для всех медицинских вузов - подготовки к переходу с 1 сентября 2013 г. на новые законодательные и нормативно-правовые основы, которые будут реализованы в сфере медицинского образования.
В выступлении Председателя Учебно-методического объединения медицинских и фармацевтических вызов России (УМО) П.В. Глыбочко было отмечено, что одной из главнейших функций УМО должен стать мониторинг качества реализации ФГОС третьего поколения.
О перспективах развития высшего медицинского образования в России рассказал директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении И.В. Маев. В своем выступлении он уделил особое внимание системообразующим нормативно-правовым документам, вступлению в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 237-Ф3 «Об образовании», состоянию кадрового потенциала системы здравоохранения, необходимости создания симуляционных центров и образовательных кластеров, сочетающих научную, образовательную и лечебную деятельность. Далее на пленарном заседании с программным докладом на тему: «Первоочередные задачи УМО Минздрава России в свете закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» выступил проректор по учебной работе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, заместитель председателя УМО Минздрава России А.А. Свистунов.
Завершило первое пленарное заседание эмоциональное выступление руководителя комиссии по непрерывному медицинскому образованию Национальной медицинской палаты Г.Э. Улумбековой на тему: «Развитие непрерывного медицинского образования в Российской Федерации с использованием инновационных технологий».
Второе пленарное заседание было посвящено особенностям ведения учебного процесса на кафедрах инфекционных болезней, правовым вопросам инфекционной безопасности и дистанционному обучению.
Присутствующие приняли активное участие в работе круглых столов: «Гепатит С в России: социально-экономическая и медицинская проблема» и «Непрерывное медицинское образование - требование времени» с обсуждением вопросов внедрения инновационных педагогических технологий в учебный процесс. Особое внимание привлек аспект использования дистанционных форм обучения на кафедрах инфекционных болезней и методика самостоятельной работы студентов по дисциплине «Инфекционные болезни».
Организация дискуссии на тему: «Роль профессиональных обществ в развитии непрерывного медицинского образования» позволила в интерактивной форме провести общение с представителями Минздрава России.
В ходе открытых дискуссий было отмечено, что динамичные изменения, происходящие в системе образования и здравоохранения, требуют совершенствования непрерывности медицинского образования, т.е. переориентация на личностно-ориентированный подход с оценкой общекультурных и профессиональных компетенций у выпускников медицинских вузов на основе качественно новых контрольно-измерительных материалов.
Участники конференции отметили, что за последнее время произошли существенные изменения в медицинском образовании, в первую очередь, это разработка и внедрение в педагогическую практику Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, что требует пересмотра примерных рабочих программ по дисциплине: «Инфекционные болезни».
В рамках ФГОС третьего поколения на преподавание дисциплины «Инфекционные болезни» на лечебном факультете выделено 9 кредитов, а на педиатрическом - 11 кредитов, которые распределяются следующим образом: 4 кредита для кафедр инфекционных болезней и 9 кредитов для кафедр инфекционных болезней у детей. На медико-профилактическом факультете в инфекционные болезни входит и паразитология, на преподавание этих дисциплин выделено 5,25 кредита. На стоматологическом факультете инфекционные болезни объединены с фтизиатрией, на которые выделено всего 3 кредита.
Таким образом, количество аудиторных часов (на лекции и практические занятия) по дисциплине «Инфекционные болезни» не уменьшено, сохранен экзамен, что важно, так как было предложение заменить его зачетом.
К основным трендам педагогических технологий с учетом утвержденного ФГОС третьего поколения можно отнести:
■ во-первых, необходимость дальнейшего развития системы Непрерывного профессионального образования, что потребует разработки и создания, по всей видимости, сети научно-образовательных центров, возможно на базе ГИДУвов, в том числе и по дисциплине «Инфекционные болезни»;
■ во-вторых, более широкое использование в образовательном процессе инновационных педагогических технологий, направленных на практико- и личностно-ориентированные формы обучения, что будет способствовать развитию у студентов креативно-аналитического мышления;
■ в-третьих, создание электронно-информационной образовательной среды;
■ в-четвертых, использование единой базы контрольно-измерительных и оценочных материалов для контроля качества образовательного процесса.
Принимая во внимание основные тренды развития педагогических технологий, участники научно-практической конференции пришли к единодушному мнению, что в ходе реализации ФГОС третьего поколения необходимо создать клинико-образовательные кластеры, в том числе и на базе кафедр инфекционных болезней.
22
Журнал для непрерывного медицинского образования врачей
НМО_Инфекции_1_2013_переверстка_.шаа 22 22.07.2013 11:30:45
Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ: ИТОГИ РАСШИРЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ С УЧАСТИЕМ ЗАВЕДУЮЩИХ КАФЕДРАМИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ РОССИИ
В структуру клинико-образовательного кластера на додип-ломном периоде образования, по всей видимости, должны входить: клиническая база образовательного учреждения, симуляционный центр или класс, компьютерный класс, образовательные стандарты, примерные и рабочие программы по дисциплине, учебно-методическая литература, которая может быть представлена в виде кафедральной мини библиотеки и контрольно-измерительные материалы.
Данная структура оправдывается требованиями ФГОС, а именно необходимостью формирования общекультурных и профессиональной компетенций (ОК и ПК) с личностно-ориентированном подходом к обучению.
В связи с этим переход на ФГОС третьего поколения потребует пересмотра подходов не только к образовательным технологиям, но и пересмотра материально-технического обеспечения кафедр инфекционных болезней.
При подготовке программы расширенного заседания учебно-методической комиссии по инфекционным болезням с участием заведующих кафедрами было проведено анкетирование кафедр инфекционных болезней.
Всего в УМК поступило 47 заполненных анкет, это 87% от всех кафедр инфекционных болезней. Анализ результатов анкетирования показал, что достаточно часто на кафедрах инфекционных болезней идет преподавание не только дисциплины «Инфекционные болезни», но и эпидемиологии, военной эпидемиологии, дерматовенерологии, фтизиатрии, а на педиатрических факультетах в некоторых вузах сформированы 2 кафедры: «Кафедра по инфекционным болезням» и «Кафедра инфекционных болезней у детей».
Как известно, одной из важнейших компонент учебного процесса является обеспеченность учащихся учебной литературой. В ходе анкетирования установлено, что имеется достаточно широкий и большой выбор учебно-методической литературы по дисциплине «Инфекционные болезни». Среди основных учебников, которые лидировали по использованию их в учебном процессе на кафедрах, были изданные под редакцией В.И. Покровского и Н.Д. Ющук. Кроме этого, использовали учебники Е.П. Шуваловой, Ю.В. Лоб-зина, Б.П. Богомолова; на педиатрическом факультете -учебник «Инфекционные болезни и вакцинопрофилак-тика у детей», написанный В.Ф. Учайкиным, Н.И. Нисевич, О.В. Шамшевой.
Обеспеченность учебного процесса учебно-методическими и визуализированными материалами по данным анкетирования составляла от 100 до 75%, усредненный показатель - 98,5%. Разброс мнений в оценке обеспеченности учебного процесса связан с тем, что отсутствуют единые критерии, по которым можно оценить материально-техническое обеспечение учебного процесса на кафедрах инфекционных болезней. Сложившееся положение требует разработки четких критериев с последующим их обсуждением для рекомендации в учебную практику. В пользу недостаточности материально-технического обеспечения учебного процесса также свидетельствовали и материалы по техническому и программному обеспечению практических занятий. Лишь 6,1% кафедр имеют компьютерный класс. Тестирование студентов на практических занятиях и кафедральном экзамене с помощью электронных программ проводится
в 72,7%. Причем на 1 компьютер приходится более одного студента в 45,8% случаев, а на некоторых кафедрах (8,3% случаев) - более 10 студентов.
На основе полученных результатов можно говорить об отсутствии материально-технического оснащения учебного процесса на кафедрах инфекционных болезней на 100%. Необходимо поставить вопрос об улучшении материально-технического обеспечения кафедр инфекционных болезней, и в первую очередь это касается компьютеризации учебного процесса. Если эта проблема не будет решена, то о каких дистанционных технологиях и их внедрении в учебный процесс может идти речь!
Отсутствие технической базы с одной стороны, а с другой стороны - неготовность кафедр к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе привело к тому, что в настоящее время дистанционное обучение используют лишь 12,1% кафедр.
Полной неожиданностью при анализе анкет явилось мнение отдельных кафедр (9,1%), что повышение профессионального мастерства, в том числе и по педагогике, им не нужно. В связи с этим возникает вопрос: как профессорско-преподавательский состав этих кафедр собирается проходить аккредитацию?
Обсуждение учебно-методической литературы, подготовленной коллективами кафедр инфекционных болезней, для рекомендации к использованию в учебном процессе и присвоения грифа УМО показало, что необходимо повысить требовательность к качеству представляемого материала, так как до 15% разработанной учебно-методической литературы на кафедрах и направленной в УМО, не соответствует предъявляемым требованиям.
С особым интересом присутствующие выслушали информационный доклад Б. Р. Логинова - директора Центральной научной медицинской библиотеки.
Таким образом, итогом работы расширенного заседания УМК явилось детальное обсуждение:
■ задач, стоящих перед кафедрами инфекционных болезней при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения;
■ вопросов инновационных технологий преподавания дисциплины «Инфекционные болезни» на вузовском и последипломном периодах образования;
■ методологических аспектов обучения и контроля качества знаний в системе непрерывного медицинского образования;
■ примерных программ по инфекционным болезням для лечебного и стоматологического факультетов.
Обобщение педагогических инноваций преподавания инфекционных болезней в изменяющемся мире с учетом традиций позволило участникам научно-практической конференции приобрести неоценимый опыт в области использования медицинских образовательных технологий, который могут с успехом использоваться в учебном процессе на кафедрах инфекционных болезней.
Завершило работу расширенного заседания учебно-методической комиссии по инфекционным болезням посещение музея истории медицины ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ф
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ: новости, мнения, обучение №1 2013
23
НМО_Инфащии_1_2013_переверсии_.1шИ 23 Щй- 22.07.2013 11:30:45