Научная статья на тему 'Итоги работы выездного заседания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням УМО Минздрава России в Астрахани'

Итоги работы выездного заседания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням УМО Минздрава России в Астрахани Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ющук Н. Д., Мартынов Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги работы выездного заседания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням УМО Минздрава России в Астрахани»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Итоги работы выездного заседания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням УМО Минздрава России в Астрахани

Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

7 октября 2015 г. в Астрахани на базе ГБОУ ВПО

^™^}«Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России прошли два знаковых мероприятия: выездное заседание Учебно-методической комиссии (УМК) по инфекционным болезням и Научно-практическая конференция «Социально значимые нозологии в инфектологии». В этих крупных мероприятиях приняли участие более 240 специалистов из различных субъектов РФ, в том числе министр здравоохранения Астраханской области, 5 ректоров, 3 проректора и 12 заведующих кафедрами инфекционных болезней.

Основные темы обсуждения - состояние непрерывного медицинского образования (НМО) в России и в европейском регионе, новые подходы к повышению профессиональной квалификации врачей в рамках НМО и их предстоящая специализированная аккредитация.

Работа выездного заседания УМК и научно-практической конференции началась с доклада «Современные подходы к повышению квалификации врачей в различных странах», который был представлен председателем УМК по инфекционным болезням академиком РАН, доктором медицинских наук, профессором Н.Д. Ющуком. В своем выступлении он отметил, что в 55% стран НМО врачей является обязательным для лицензирования и регистрации, что дает право работать по специальности. В 53% стран прохождение врачами НМО контролируют профессиональные организации с регулирующими функциями. Профессиональные организации совместно с научными обществами контролируют этот процесс в 27% стран, а в 20% государств эта обязанность возложена на министерства здравоохранения.

Таким образом, в 80% стран мира контроль прохождения НМО осуществляют профессиональные организации, в том числе научные общества по специальностям, которые имеют право накладывать на врачей, не прошедших НМО в полном объеме, штрафные санкции, например в виде по-

вторного экзамена. Врачам, которые не смогли пройти эту процедуру, медицинская практика разрешена только под внешним контролем.

В Евросоюзе (ЕС) врачи ежегодно должны пройти НМО в объеме от 7 до 100 ч, или от 5 до 15 дней, с получением образовательного сертификата, т.е. в большинстве государств экзамен для допуска в профессию сдается 1 раз в 5 лет. К этому времени врач должен набрать 250 ч (кредитов) НМО. При этом некоторое количество кредитов он может заработать в процессе дистанционного самообразования, но не более половины от необходимого общего количества кредитов.

Учебу в рамках НМО в основном оплачивают работодатели, а в некоторых случаях - сами врачи, но при этом им помогают либо работодатели, либо медицинская фармацевтическая индустрия. Однако делается это с учетом этических требований. В 70% стран ЕС разработаны этические кодексы независимости НМО от фармацевтических компаний.

В докладе был сделан акцент на особенностях прохождения НМО в США, где в ходе эволюционного развития НМО от формального участия в нем до достижения улучшения результатов лечения пациентов сформировалась независимая коммерческая организация - Аккредитационный совет по НМО (АСМЕ). Этот совет разрабатывает критерии для определения уровня качества программ (тематических курсов повышения квалификации), образовательных мероприятий НМО и обучающих дополнительных материалов. Врачи, принявшие участие в сертифицированных медицинских образовательных мероприятиях, набирают зачетные единицы (кредиты), которые учитываются при релицензировании. Повторное лицензирование проводится каждые 5 лет.

Таким образом, в большинстве стран мира принята система, в соответствии с которой от медицинских работников за определенный период времени (он колеблется от 1 года в Бельгии до 5 лет во Франции) требуется набрать определенное число зачетных единиц (кредитов) за счет разно-

Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов

ИТОГИ РАБОТЫ ВЫЕЗДНОГО ЗАСЕДАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ УМО МИНЗДРАВА РОССИИ В АСТРАХАНИ

образной образовательной активности. Во многих странах этот подход носит обязательный характер (например, во Франции, Италии, Австрии, Великобритании и Северной Ирландии, Хорватии, Венгрии). Однако во многих случаях прохождение НМО лишь определяет общую направленность этого процесса, а не устанавливает строгую систему регулирования обязательности освоения дополнительных образовательных программ.

Если врачи не выполняют всех условий прохождения НМО, на них могут быть наложены штрафные санкции. Например, в Хорватии при невыполнении требования НМО нужно сдать экзамен прежде, чем можно будет продолжать лечебную практику, в Германии сначала уменьшается сумма вознаграждения, а через 2 года отзывается аккредитация, в Венгрии при невыполнении в полном объеме требования НМО нужно сдать специальный экзамен, который принимает комиссия, в Нидерландах такому врачу грозит исключение из регистра врачей, а в Швейцарии - вывод из Швейцарской медицинской ассоциации.

В ходе обсуждения доклада было высказано общее мнение о необходимости разработки нормативных документов, которые будут учитывать все виды образовательной активности врачей, проходящих НМО в России. Следующий нерешенный сегмент этой проблемы - отсутствие единообразия в принципах проведения медицинских образовательных мероприятий, которые должны быть сертифицированы, что позволит врачам, участвующим в данных мероприятиях, набирать зачетное количество кредитов. В связи с этим при разработке программ дополнительного профессионального образования в рамках НМО необходимо использовать критерии оценки эффективности образовательного процесса по конечному результату (например, с точки зрения достижения целей образовательной деятельности в отношении уровня знаний, компетентности и качества выполнения профессиональных функций). Кроме этого, было обращено внимание на то, что нужно сделать, чтобы работодателям стало выгодно направлять врачей на обучение, оплачивать им командировочные расходы, обеспечивать доступ на рабочем месте к бумажным и электронным носителям профессиональной медицинской информации. В итоге развернувшейся дискуссии было отмечено возрастание роли НМО, особенно в связи с предстоящей специализированной аккредитацией врачей.

Основные принципы системы аккредитации специалистов-медиков были представлены в докладе директора Института профессионального образования ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России доктора медицинских наук, профессора Е.В. Ших, а организационно-методические особенности реализации образовательных программ на до- и последипломном периоде обучения были детально рассмотрены проректором ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России член-корр. РАН, доктором медицинских наук, профессором И.В. Маевым. Привлек к себе внимание и доклад доцента кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России К.В. Зорина, в котором были об-

суждены вопросы педагогических и ценностно-смысловых подходов к изучению инфекционных болезней. Включение этого доклада в повестку заседания УМК по инфекционным болезням было продиктовано необходимостью привлечь внимание медицинской общественности к вызовам, которые все чаще стали встречаться в практике здравоохранения: к грубейшим нарушениям врачами принципов деонтологии и врачебной этики.

Особое внимание участников научно-практической конференции привлекло выступление руководителя комиссии по НМО Национальной медицинской палаты, члена правления и ответственного секретаря Российского общества по организации здравоохранения и общественному здоровью, председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования доктора медицинских наук Г.Э. Улумбековой. В своем выступлении она проанализировала состояние здравоохранения России: проблемы его финансирования, кадровые и материально-технические ресурсы, организацию медицинской помощи и ее объемы и высказала свое мнение о состоянии НМО в России.

Присутствующие приняли активное участие в работе круглых столов «Обеспечение учебного процесса при изучении дисциплины "Инфекционные болезни"» и «Проблемы вирусных гепатитов: вчера, сегодня, завтра».

Наибольший интерес вызвала работа круглого стола, посвященного проблеме вирусных гепатитов. Модераторы круглого стола академик РАН, доктор медицинских наук, профессор Н.Д. Ющук и доктор медицинских наук, профессор Е.А. Климова направили ход дискуссии в русло обсуждения клинических рекомендаций по диагностике и лечению гепатитов В и С у взрослых. Были также обсуждены трудные вопросы терапии пациентов с 1Ь генотипом хронического гепатита С. Привлек к себе внимание и доклад доктора медицинских наук, профессора С.С. Слепцовой «Организация медицинской помощи больным с хроническими вирусными гепатитами в Республике Саха (Якутия)».

Следует отметить, что широкое обсуждение вызвали доклады, сделанные в рамках научно-практической конференции «Социально значимые нозологии в инфектоло-гии», которые были посвящены клинико-патологическим особенностям поражения печени при коксиеллезе, современным особенностям течения Конго-Крымской геморрагической лихорадки в Астраханской области, структуре осложнений лихорадки Западного Нила, клинической характеристике тяжелого течения Астраханской риккетсиоз-ной лихорадки. Модераторы заседания доктор медицинских наук, профессор Е.В. Волчкова и доктор медицинских наук, профессор В.Х. Фазылов особое внимание обратили на сообщения,в которых были рассмотрены вопросы изучения гемокоагуляционных нарушений у больных природно-очаговыми инфекциями. Ряд выступлений касался инновационного использования бактериофагов и обмена опытом применения фагосодержащей продукции в медицинских учреждениях.

Участники выездного заседания УМК по инфекционным болезням в ходе обсуждения итогового решения указали на необходимость создания единого образовательного про-

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ: новости, мнения, обучение №4 2015

15

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

странства по дисциплине «Инфекционные болезни» и повышения обеспеченности учебного процесса современными учебно-методическими материалами для формирования общекультурных и профессиональных компетенций врача.

Был одобрен и поддержан ход подготовки к изданию учебных пособий «Диагностика типичного случая инфекционной болезни (стандартизованный пациент)» и «Инфекционные болезни: синдромальная диагностика», которые были разработаны временными рабочими коллективами кафедр инфекционных болезней. Рабочий коллектив по разработке учебного пособия «Диагностика типичного случая инфекционной болезни (стандартизованный пациент)» возглавляет доктор медицинских наук, профессор Е.В. Волчкова, а учебное пособие «Инфекционные болезни: синдромальная диагностика» разработано под руководством доктора медицинских наук, профессора Е.А. Климовой. База тестовых заданий по дисциплине «Инфекционные болезни» подготовлена коллективами кафедр под руководством доктора медицинских наук, профессора И.В. Малова. При обсуждении единой базы тестовых заданий высказано предложение дополнить ее тестами по темам: «Лептоспироз» и «Туляремия», разработку которых поручить кафедре инфекционных болезней ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России (зав. кафедрой академик РАН, доктор медицинских наук, профессор Ю.В. Лобзин).

Кроме этого, на заседании УМК по инфекционным болезням была всесторонне рассмотрена и одобрена учебно-методическая литература, подготовленная коллективами кафедр инфекционных болезней для рекомендации к использованию в учебном процессе и присвоения грифа УМО Минздрава России.

При обсуждении представленных материалов и итогов выездного заседания УМК по инфекционным болезням модераторы отметили, что динамичные изменения в системе российского здравоохранения требуют пересмотра подходов к развитию НМО. Предстоящий переход на накопительную кредитную систему в рамках НМО должен произойти за счет более широкого использования в образовательном процессе дистанционных форм обучения, повышения активности участия врачей в медицинских сертифицированных образовательных мероприятиях, что позволит набирать дополнительно зачетные единицы (кредиты).

Принимая во внимание предстоящий переход к специализированной аккредитации врачей, было решено разработать проект приказа по требованиям к базам и аккреди-тационным комиссиям, которым будет поручено проводить специализированную аккредитацию профессорско-преподавательского состава (ППС) кафедр инфекционных болезней. При специализированной аккредитации должны учитываться требования профессиональных стандартов, а ФГОСы и программы повышения квалификации должны способствовать приобретению соответствующего уровня квалификации или компетенций специалиста (знаний, умений, навыков и опыта). Это не только позволит улучшить уровень профессиональных компетенций врачей, но и повысит их конкурентоспособность на рынке труда. Кроме этого, было высказано мнение о необходимости освободить от предстоящей процедуры аккредитации ППС в возрасте 55 лет и старше.

В ходе дискуссии было принято решение о том, чтобы аккредитационные комиссии ППС работали под эгидой УМО Минздрава России с привлечением профильной УМК по инфекционным болезням. С этим тезисом согласились все участники выездного заседания.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Ющук Николай Дмитриевич - академик РАН, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии, президент ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, председатель Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням УМО Минздрава России Мартынов Юрий Васильевич - доктор медицинских наук, профессор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» Минздрава России, секретарь Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням УМО Минздрава России Е-таН: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.