Научная статья на тему 'Непрерывное медицинское образование — этап подготовки к аккредитации. Итоги работы выездного заседания учебно-методической комиссии по инфекционным болезням в Сочи'

Непрерывное медицинское образование — этап подготовки к аккредитации. Итоги работы выездного заседания учебно-методической комиссии по инфекционным болезням в Сочи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ющук Николай Дмитриевич, Мартынов Юрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное медицинское образование — этап подготовки к аккредитации. Итоги работы выездного заседания учебно-методической комиссии по инфекционным болезням в Сочи»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Непрерывное медицинское образование - этап подготовки к аккредитации. Итоги работы выездного заседания учебно-методической комиссии по инфекционным болезням в Сочи*

Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

2 ноября 2016 г. в Сочи в рамках III Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием «Социально значимые и особо опасные инфекционные заболевания» прошло выездное заседание учебно-методической комиссии по инфекционным болезням Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (далее - УМК).

В работе выездного заседания УМК приняли участие 115 человек из различных субъектов РФ, в том числе 2 ректора, 3 проректора и 35 заведующих кафедрами инфекционных болезней медицинских вузов РФ.

На выездном заседании УМК были рассмотрены и обсуждены вопросы преподавания дисциплины «инфекционные болезни» в рамках III поколения государственного образовательного стандарта, особенности прохождения ординатуры и аспирантуры на кафедрах инфекционных болезней, представлена информация о подготовке к предстоящей специализированной аккредитации профессорско-преподавательского состава (ППС) кафедр инфекционных болезней.

Основной темой дискуссии стало обсуждение состояния инфекционной службы в стране, роли и места непрерывного медицинского образования (НМО) в подготовке к предстоящей специализированной аккредитации ППС.

Во вступительном слове председатель УМК заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии, президент ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, академик РАН, профессор Н.Д. Ющук охарактеризовал состояние преподавания инфекционных болезней на кафедрах и обратил особое внимание на необходимость пересмотра и разработки рабочих учебных программ по ординатуре

и аспирантуре с учетом современных требований и перехода на аккредитацию врачей-инфекционистов. Было обращено внимание на необходимость обязательной отработки профессиональных компетенций на кафедрах инфекционных болезней с учетом требований профессиональных стандартов.

В своем выступлении Н.Д. Ющук также отметил, что, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно инфекционными заболеваниями болеют 2 млрд человек, из них около 17 млн умирают. При этом в нашей стране на протяжении последнего десятилетия ежегодно регистрируют 33-35 млн случаев инфекционных заболеваний. По ориентировочным расчетам экспертов, экономический ущерб для страны только от 35 наиболее актуальных нозологических форм превысил 549 млрд рублей за год. Особое внимание было обращено на проблему, которая приобретает глобальное значение, - распространение лекарственной резистентности микроорганизмов к химиотерапевтическим препаратам, что резко снижает эффективность этиотропной терапии. ВОЗ предупреждает, что в ближайшее десятилетие человечество может столкнуться с многочисленными потерями среди населения из-за устойчивости инфекционных агентов к антибиотикам. В выступлении Н.Д. Ющука были приведены данные британских экспертов о том, что к 2050 г. инфекционные заболевания, вызванные лекарственно-устойчивыми микроорганизмами, станут причиной смерти более 10 млн человек ежегодно. В настоящее время Минздрав России приступил к разработке плана по сдерживанию распространения лекарственной устойчивости микроорганизмов. Одной из мер станет введение строгого контроля отпуска антибактериальных препаратов только по рецептурным бланкам. Создана специальная междисциплинарная комиссия, в которую помимо специалистов

* Приказ Минздрава России от 12.05.2016 № 27-0/10/2-2870.

Минздрава России входят представители других федеральных ведомств. Эксперты займутся разработкой национального плана борьбы с лекарственно-устойчивыми бактериями.

Проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России кандидат фармацевтических наук Т.М. Литвинова посвятила свое выступление особенностям специализированной аккредитации ППС. Она отметила, что помимо аттестации на соответствие занимаемой должности (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3, ст. 48, 49; приказ Минздрава России от 25.06.2014 № 312; приказ Минобрнауки России от 20.03.2015 № 293) теперь их ожидает еще один экзамен - аккредитация. Процедура ее проведения, естественно, отличается от аккредитации врачей и выпускников вузов. В ходе аккредитации ППС должен будет подтвердить свое право на осуществление медицинской деятельности при проведении практической подготовки обучающихся на клинических базах. Аккредитационный экзамен ППС предусматривает в том числе использование контрольно-измерительных материалов в виде компьютерного тестирования. Процедура аккредитации регламентирована Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции 2016 г.). Разработанная нормативно-правовая база по обеспечению реализации ст. 69 данного Закона включает приказ Минздрава России от 25.02.2016 № 127 (зарегистрирован в Минюсте России 14.03.2016 № 41401), приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334 (зарегистрирован в Минюсте России 16.06.2016 № 42550), приказ Минздрава России от 06.06.2016 № 352 (зарегистрирован в Минюсте России 04.07.2016 № 42742), приказ Минздрава России от 27.06.2016 № 419 (зарегистрирован в Минюсте России 27.07.2016 № 42977).

Проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России академик РАН, профессор И.В. Маев посвятил свое выступление вопросу непрерывного профессионального образования врачей-инфекционистов. Он отметил, что обучение в течение всей жизни стало современным трендом, так как поддерживает высокий уровень компетентности медицинских работников на протяжении всей их профессиональной деятельности, способствует улучшению качества оказываемых медицинских услуг и, как следствие, повышает экономическую и социальную эффективность системы здравоохранения. Комитет экспертов Всемирной федерации медицинского образования разработал и сформулировал критерии НМО. Отмечено, что ответственность за прохождение НМО несут сами медицинские работники, которые могут использовать различные способы и возможности, позволяющие достичь и поддержать надлежащий уровень своей компетентности.

Почему крайне важен переход на систему непрерывного профессионального образования врачей? Почти половина (47%) населения считает, что низкая квалификация специалистов - одна из главных проблем российского здравоохранения (материалы опроса населения, ВЦИОМ, 2016). Как показывает анализ, около 15% врачей не повышают квалификацию в установленные для этого сроки. А по материалам Фонда

обязательного медицинского страхования (ФОМС) доля нарушений в лечении пациентов, выявленных при экспертизе качества лечения, ежегодно варьирует от 20 до 30% от всех экспертиз (из материалов Росздравнадзора и ФОМС).

Таким образом, в современных условиях НМО становится системой, предоставляющей врачам возможность постоянного повышения профессиональной компетенции, и является основой подготовки врача к прохождению специализированной аккредитации.

И.В. Маев в своем выступлении привел интересные данные. Каждый второй практикующий врач-инфекционист имеет высшую или первую квалификационную категорию (49,9%). Число физических лиц на занятых должностях (основных работников) в 2015 г. составило 5,9 тыс., из них 2,5 тыс. оказывали медицинскую помощь в амбулаторных условиях и 3,4 тыс. человек - в стационарных. Между тем отмечается тенденция к снижению общей численности врачей-инфекционистов: с 2012 по 2015 г. их число уменьшилось на 995 человек.

Состояние инфекционной службы в России детально было рассмотрено в презентации, подготовленной коллективом авторов и представленной профессором кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России доктором медицинских наук Ю.В. Мартыновым. При анализе интегральных показателей деятельности инфекционной службы было выявлено, что с 1990 по 2015 г. общий коэффициент смертности от инфекционных болезней в Российской Федерации вырос в 1,9 раза и составил 23,5 случая на 100 тыс. населения. При этом в 2015 г. по сравнению с 2013 г. отмечен рост этого показателя на 6%. На этом фоне произошло снижение обеспеченности инфекционными койками. Сравнительный анализ показателей обеспеченности стационаров врачами-инфекционистами, инфекционными койками с учетом изменения общего коэффициента смертности от инфекционных болезней показал, что с 1990 по 2014 г. отмечается неуклонное снижение числа инфекционных коек (на 52%) при росте общего коэффициента смертности на 94%. С 2010 г. число врачей-инфекционистов уменьшилось на 16%. В ходе проведения сравнительного регрессионного анализа также было установлено, что сокращение 5 инфекционистов приводит к одной дополнительной смерти от инфекционных болезней. В то же время известно, что работа врача-инфекциониста в структуре ЛПО позволяет снизить на 3,8% время пребывания пациента в стационаре, на 5,1% - время пребывания в отделении интенсивной терапии, на 3,4% - стоимость лечения пациента, на 13% -летальность и на 8% - число повторных госпитализаций.

Таким образом, проблемы, выявленные в организации медицинской помощи больным с инфекционными заболеваниями, требуют принятия системных мер, направленных на ликвидацию дефицита врачей-инфекционистов и инфекционных коек в стационарах, с соответствующим увеличением финансирования данного сегмента медицинской помощи.

Заведующий кафедрой инфекционных болезней ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России профессор Д.Р. Ахмедов доложил об оп-

Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТАП ПОДГОТОВКИ К АККРЕДИТАЦИИ. ИТОГИ РАБОТЫ ВЫЕЗДНОГО ЗАСЕДАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ В СОЧИ

тимизации образовательной деятельности на кафедре инфекционных болезней. Он привел материалы мониторинга эффективности научно-образовательной деятельности вуза на примере ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России.

При обсуждении материалов презентации Д.Р. Ахмедова было высказано мнение, что особого внимания и контроля требует разработка новых рабочих учебных программ преподавания дисциплины «инфекционные болезни», а, принимая во внимание ключевое значение отработки профессиональных компетенций, в модули учебных рабочих программ необходимо внести соответствующие изменения. Особенно это касается рабочих программ обучения в ординатуре и аспирантуре. Рабочую программу ординатуры по специальности «инфекционные болезни» представил профессор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России доктор медицинских наук С.Л. Максимов, а о новых аспектах обучения в аспирантуре на кафедре инфекционных болезней говорила профессор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-социальный университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России доктор медицинских наук Е.А. Климова. Она отметила, что задача аспирантуры - научить выпускников требуемым компетенциям, а после ее окончания им присваивается квалификация «исследователь» или «преподаватель-исследователь». Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук отходит на второй план.

Интересный обмен опытом произошел в ходе обсуждения презентации «Расширенные видеолекции - метод повышения эффективности непрерывного медицинского образования», которая была представлена ассистентом кафедры инфекционных болезней ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России кандидатом медицинских наук С.А. Шипом. В эмоциональном выступлении заведующего кафедрой инфекционных болезней ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России профессора В.Х. Фазылова были отмечены как инновационная составляющая предложенного метода «РАВИЛ», так и его связующая роль в образовательном процессе.

В ходе представления учебно-методических пособий «Диагностика типичного случая инфекционной болезни (стандартизованный пациент)» и «Инфекционные болезни: синдромальная диагностика», подготовленных членами УМК, были обсуждены вопросы о месте этих пособий в учебном процессе. Заведующая кафедрой инфекционных болезней ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России профессор Е.В. Волчкова отметила, что использование стандартизованных пособий в учебном процессе кафедр инфекционных болезней позволит подготовить как выпускников медицинских вузов, так и практикующих врачей к аккредитации, т.е. к прохождению первых двух этапов. Она отметила, что тестовые задания и ситуационные задачи, приведенные в пособиях, составлены в соответствии с профессиональ-

ными функциями (компетенциями), включенными в проекты профессиональных стандартов по специальности «инфекционные болезни».

Профессор кафедры психологии и технологий педагогической деятельности ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России доктор педагогических наук М.А. Мещерякова свое выступление «Педагогическое тестирование: компетентный подход - возможности и ошибки» посвятила сложной теме. Вначале она обратила внимание на сильные стороны экспертного метода: возможность моделирования и оценки решения комплексной профессиональной проблемы, а затем рассмотрела слабые стороны, к которым относят субъективность, малую скорость, невозможность оценки достижения целей, отсутствие точных критериев оценки.

Какие же сильные стороны были указаны, когда речь зашла о тестировании? Это объективность, быстрота, оценка достижения целей обучения в полном объеме. Не менее ценны доступность применения математических методов, технологичность обработки результатов тестирования. А вот слабыми сторонами этого метода, по мнению М.А. Мещеряковой, являются невозможность моделирования ситуации, оценки решения комплексной профессиональной проблемы (ситуационная задача) и оценки моторных действий. Между тем педагогический тест - это система специально составленных заданий специфической формы (возрастающей трудности), позволяющих объективно измерить уровень подготовленности испытуемых. На конкретных примерах были разобраны типичные ошибки в тестовых заданиях, используемых в педагогическом процессе на кафедрах инфекционных болезней. Продолжением обсуждения проблем педагогического тестирования было выступление ректора ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России профессора И.В. Малова. Он отметил, что приоритетное значение в учебном процессе кафедр инфекционных болезней имеет совершенствование контрольно-измерительных материалов как для текущего контроля, итогового экзамена по кафедре, так и для экзамена после окончания ординатуры. Разработанную базу тестовых заданий по дисциплине «инфекционные болезни» было предложено использовать при составлении базового стандартизованного экзаменационного теста с проведением пилотного проекта его применения в учебном процессе на кафедрах инфекционных болезней.

Впервые в работе УМК принимала участие декан факультета клинической психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России член-корреспондент РАЕН, профессор, доктор медицинских наук Н.А. Сирота. Ее доклад был посвящен мотивационному интервью в процессе подготовки специалиста медицинского профиля. Не остались в стороне и вопросы нравственно-просветительной миссии врача-инфекциониста. С докладом на эту очень важную тему выступил доцент кафедры общей психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России кандидат медицинских наук К.В. Зорин, который заострил внимание на значимости коммуникативной и ценностно-смысловой ком-

петентности врача-инфекциониста, которые определяют его профессионализм и необходимы для успешного сотрудничества с пациентом, т.е. был рассмотрен новый вектор деятельности врача-инфекциониста с позиций 4П-медицины.

Живой обмен мнениями и научной информацией -это традиционные сильные стороны УМК. Конечно, на таких встречах завязываются новые научные связи, существенно расширяющие возможности научного и педагогического взаимодействия. И это очень важно, поскольку повышение качества учебного процесса в конечном счете отражается на квалификации и профессиональных знаниях врачей, в том числе по специальности «инфекционные болезни».

Вопросы предстоящей специализированной аккредитации ППС, рассмотренные на заседании УМК через призму педагогического процесса, позволяют констатировать, что, с одной стороны, современные тренды в системе образования и здравоохранения требуют совершенствования НМО с учетом реальных потребностей рынка труда, а с другой стороны -необходимо повышать качество квалификационной подготовки специалиста.

Таким образом, только совместные действия, объединение усилий и обмен наработанным опытом имеют определяющее значение для эффективной и скоординированной работы в подготовке к предстоящей аккредитации ППС.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Ющук Николай Дмитриевич - академик РАН, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии, президент ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, председатель Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» Минздрава России Е-таН: [email protected]

Мартынов Юрий Васильевич - доктор медицинских наук, профессор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, секретарь Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» Минздрава России Е-таН: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.