УДК 352.075.1
Наталья Григорьевна Ломова, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Алтайского филиала ФГБОУВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия), кандидат психологических наук
Мария Александровна Шошина, студент 5 курса Алтайского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия)
В статье представлен анализ депутатского корпуса Алтайского краевого Законодательного Собрания. Рассмотрены основы организации деятельности и формы работы регионального парламента. Определены особенности, характеризующие .Алтайское краевое Законодательное Собрание VI созыва и влияющие на осуществление депутатами своих полномочий.
Ключевые слова: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, депутат, социально-демографическая характеристика, организационная структура, формы деятельности.
КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ДЕПУТАТСКОГО КОРПУСА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТА
THE QUALITATIVE STRUCTURE OF THE DEPUTIES AS A FACTOR ENHANCING THE EFFECTIVENESS OF THE REGIONAL PARLIAMENT
Общие принципы организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, закрепленные нормами права федерального уровня, регулируют основы их деятельности. Однако с учетом специфики конкретного региона формируются особенности функционирования его органа законодательной (представительной) власти.
В соответствии со статьей 67 Устава Алтайского края постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Алтайского края является Алтайское краевое Законодательное Собрание (далее - АКЗС), которое обладает правами юридического лица, име-
ет гербовую печать, обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде1.
В настоящее время на территории края осуществляет свою деятельность АКЗС шестого созыва, которое было сформировано в декабре 2011 г. Впервые срок полномочий законодательного органа Алтайского края составил 5 лет (до этого депутаты избирались на 4 года)2.
Законодательное Собрание состоит из 68 депутатов, 34 из которых избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представитель-
ства избирателей, и 34 - по краевому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за краевые списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями. При этом распределение депутатских мандатов среди кандидатов, избранных по партийным спискам, впервые проходило с учетом выделения общекраевой и территориальных групп кандидатов, что позволило приблизить депутатов, избранных по спискам, к избирателям конкретных территорий3.
Положения, связанные с формированием АКЗС, согласованы с нормами Федерального закона № 184. По состоянию на 01.01.2014 в Алтайском крае было зарегистрировано 1 926
алтайски^ вестник ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУННЦИПДЛЬНОН СЛУЖБЫ
111
2014
697 избирателей-участников референдума4. Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона № 174 в данном случае число депутатов законодательного (представительного) органа должно быть не менее 35 и не более 90. В соответствии с федеральным законодательством выборы депутатов в АКЗС осуществляется по смешанной системе.
В настоящее время (по состоянию на 01.04.2014) осуществляют свою деятельность 65 депутатов АКЗС. Для данного исследования актуальным является изучение социально-демографических, политических, профессиональных и иных характеристик именно реально действующего состава АКЗС, так как это позволит проанализировать существующую на сегодняшний день ситуацию в данном органе власти.
Демографический состав действующего депутатского корпуса характеризуется следующими показателями. Большинство депутатов (86%) - мужчины, 14% - женщины. Преобладающей долей депутатов мужского пола во многом определена специфика руководящего состава различных структурных элементов данного органа власти. Председатель и заместитель председателя АКЗС - мужчины; только один из семи постоянных комитетов возглавляет женщина. При этом председателем мандатной комиссии является женщина; руководят половиной постоянных депутатских объединений - фракций мужчины («Единая Россия», «КПРФ»), а в остальных - женщины («ЛДПР», «Справедливая Россия»).
Неоднороден и возрастной состав депутатов АКЗС. Большая доля народных избранников (57%) в возрасте от 45-60 лет, что свидетельствует о зрелости депутатского корпуса. Практически треть депутатов (28%) относятся к возрастной группе 30-45 лет - достаточно молодые (для парламентской деятельности) люди, которые вносят новое в развитие депутатской деятельности, представляют интересы молодежи. Старше 60 лет 15% депутатов - опытные руководители и общественные деятели.
Достаточно высоким является образовательный уровень депутатов: все имеют высшее образование, из них 31% - два высших образования, 3% - три высших образования и один депутат в настоящее время получает второе высшее образование. Ученую степень кандидата наук имеют 29% депутатов, а также 5% - доктора наук. Большинство депутатов являются руководителями различных организаций, что свидетельствует о наличии управленческого опыта, который является важной составляющей эффективной депутатской деятельности.
На постоянной профессиональной основе осуществляют свою деятельность 22% депутатов, в том числе председатель Законодательного Собрания, его заместитель, председатели комитетов, а также некоторые заместители председателей комитетов. Постоянная форма работы повышает эффективность планирования и реализации депутатской деятельности, так как народные избранники располагают, в первую очередь, достаточными временными ресурсами для осуществления своих полномочий.
Половина депутатов являются по происхождению сельскими жителями (родились в селе), а остальные - городскими. Возможно, происхождение не оказывает прямого влияния на осведомленность депутатов о проблемах жителей в муниципальных образованиях различного типа, но определенная косвенная связь все же присутствует. Большинство от общей численности депутатского корпуса (78%) - уроженцы Алтайского края. Данный факт свидетельствует о связи депутатов Законодательного Собрания с регионом, в котором они осуществляют свою деятельность.
Из действующего шестого созыва Законодательного Собрания многие депутаты избирались в данный орган власти более двух раз (рис. 1).
Опыт депутатской работы является важным показателем эффективности деятельности регионального парламента, так как депутаты осведомлены о проблемах населения края на протяжении длительного времени, что позволяет им комплексно подходить к вопросу их разрешения.
Законодательный орган власти Алтайского края самостоятельно определяет свою структуру. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 закона Алтайского края от 08.05.2001 № 22-ЗС «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании» в структуру АКЗС включаются председатель АКЗС и его заместитель (заместители), постоянные комитеты, постоянные комиссии, постоянные депутатские объединения5.
Законом «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании» закреплен статус и полномочия председателя регионального парламента. В соответствии со статьей 30 председатель Законодательного Собрания избирается большинством голосов на первой сессии из числа депутатов на срок полномочий АКЗС. Председатель осуществляет организационное обеспечение и координацию деятельности АКЗС, его постоянных комитетов и иных органов; представляет региональный парламент в отношениях с населением, органами государственной власти и местного самоуправления, различными организациями и объединениями. Также председателем осуществляются иные полномочия, направленные на обеспечение эффективности деятельно-
Рис. 1. Депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания VI созыва, осуществляющие свои полномочия более двух созывов
5й
Г* »
Рис. 2. Распределение депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания VI созыва по постоянным комитетам
Рис. 3. Численность депутатов в постоянных объединениях (фракциях) Алтайского краевого Законодательного Собрания VI созыва
сти Законодательного Собрания, ее оптимальной организации.
Заместитель председателя АКЗС осуществляет свои полномочия в соответствии с распределением обязанностей и поручениями председателя. В Законодательном Собрании шестого созыва заместитель председателя также является председателем комитета по правовой политике.
Постоянные комитеты и комиссии образуются из числа депутатов для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к ведению АКЗС, осуществления соответствующих контрольных функций. Все депутаты АКЗС (за исключением его Председателя) входят в состав различных постоянных комитетов, которых в действующем депутатском корпусе сформировано семь.
Достаточно равномерно распределение депутатов по постоянным комитетам (рис. 2).
Небольшие различия в численности обусловлены объемом вопросов ведения комитета и сферой интересов депутатов. Каждый комитет принимает соответствующие решения в пределах предоставленных им полномочий. Вопросы ведения постоянных комитетов определены постановлением АКЗС от 30.04.2008 № 294 «Об утверждении Положения о постоянных комитетах Алтайского краевого Законодательного Собрания».
Для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, связанных со статусом депутата АКЗС, досрочным прекращением его полномочий, нарушением правил депутатской этики, а также для рассмотрения иных вопросов образована Мандат-
ная комиссия, которая состоит из семи депутатов.
Постоянные депутатские объединения АКЗС (представленные фракциями) обладают равными правами и включают в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующих списков кандидатов, а также в них могут входить депутаты, избранные по одномандатным округам.
В АКЗС шестого созыва сформированы четыре постоянных депутатских объединения: фракция «Единая Россия», фракция «КПРФ», фракция «ЛДПР», фракция «Справедливая Россия» (рис. 3).
Численное распределение депутатов между фракциями неодинаково и зависит, в первую очередь, от их политических ориентаций. В настоящее время в постоянные депутатские объединения - фракции не входит только один депутат.
В июне 2009 года был образован совещательный консультативный орган - Совет фракций АКЗС, осуществляющий взаимодействие между постоянными депутатскими объединениями. За последние три года было проведено по 12 заседаний Совета фракций.
АКЗС для правового, информационного, организационного, материально-технического, иного обеспечения деятельности законодательного органа, постоянных комитетов, постоянных комиссий, постоянных депутатских объединений создает аппарат6. Структура аппарата утверждается постановлением АКЗС и включает в себя управления, отделы, а также специалистов постоянных комитетов и постоянных депутатских объединений - фракций.
На 01.03.2014 в аппарате АКЗС работают 92 человека, из них - 79 государственные служащие. Деятельность аппарата основывается на нормах закона Алтайского края «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании» и Регламента Алтайского краевого Законодательного Собрания. Организационные основы деятельности структурных подразделений аппарата и распределение полномочий между ними зафиксированы в Положениях об управлениях и от-
государственной
АЛТАЙСКИЙ ВЕСТНИК
и муниципальной службы
2
11
г.014
Таблица 1
Количество проведенных заседаний комитетами Алтайского краевого Законодательного Собрания за 2011-2013 гг.9
2011 2012 2013
Всего заседаний комитетов 105 112 105
Внеочередные заседания 8 14 8
Заседания, проведенные совместно с другими комитетами, фракциями 2 1 1
Выездные (расширенные) заседания 20 18 17
Выездные совместные заседания с другими комитетами, фракциями 2 0 3
Выездные совместные заседания с органами исполнительной власти, общественными организациями 10 26 41
Таблица 2
Количество проведенных заседаний фракциями .Алтайского краевого Законодательного Собрания за 2011-2013 гг.10
2011 2012 2013
Всего заседаний фракций 66 87 71
Заседания, проведенные совместно с другими комитетами, фракциями 4 1 1
Выездные заседания, проведенные совместно с другими комитетами, фракциями 2 0 0
Заседания, проведенные совместно с органами исполнительной власти, общественными организациями 1 1 4
Таблица 3
Проведение постоянными комитетами и фракциями Алтайского краевого Законодательного Собрания «круглых столов» и депутатских (публичных) слушаний за 2011-2013 гг.11
Год 2011 2012 2013
комитеты фракции всего комитеты фракции всего Комитеты фракции всего
«круглые столы» 7 6 13 8 8 16 12 9 21
депутатские (публичные) слуша- 2 0 2 4 1 5 7 0 7
ния
делах, утвержденных председателем АКЗС.
Основные направления работы аппарата: подготовка проектов нормативных правовых актов, правовая и лингвистическая экспертиза, работа по систематизации законодательства края, организационное обеспечение проводимых мероприятий, делопроизводство, ведение кадровой работы, издательская деятельность, информационно-техническое и программное обеспечение, освещение деятельности Законодательного Собрания и ведение официального сайта, материально-техническое обеспечение7.
АКЗС по определенным направлениям своей деятельности может создавать совещательные органы, действующие на общественных началах. В настоящее время такими органами являются Совет по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований, Совет по науке, наукоемким
технологиям и инновационному развитию, Совет по вопросам развития агропромышленного комплекса сельских территорий и Молодежный Парламент Алтайского края8.
Основной формой деятельности регионального парламента является сессия, которая созывается по мере необходимости (но не реже одного раза в два месяца), проводится гласно и носит открытый характер. Как правило, очередная сессия созывается в последний четверг месяца, на рассмотрение выносится от 20-40 вопросов (проекты законов и постановлений).
С целью подготовки к сессии и разрешения иных вопросов организуются заседания комитетов, которые могут быть очередными и внеочередными, совместными, выездными и иными (табл. 1). По результатам рассмотрения вопросов, относящихся к ведению постоянных комитетов, ими определяются основные направления деятельности, а также могут быть разработаны и направлены должност-
—е
ным лицам соответствующих органов и организаций рекомендации.
За последние три года комитетами было проведено 322 заседания, общее численное распределение которых в анализируемом периоде примерно равное. Позитивной тенденцией является увеличение численности выездных совместных заседаний с органами исполнительной власти и общественными организациями, что свидетельствует об улучшении взаимодействия между ветвями власти и их слаженной совместной работе с институтами гражданского общества.
Депутатами активно используется и такая форма работы как участие в заседаниях фракций, на которых осуществляется подготовка к сессии и решаются иные вопросы, связанные с осуществлением депутатами своих полномочий (табл. 2).
За анализируемый период было проведено 224 заседания фракций. При этом как положительный
5й
- *
факт можно отметить и практику межфракционного взаимодействия и вовлечения в процесс обсуждения актуальных вопросов иных органов власти и общественных объединений.
Депутатами используются и такие формы деятельности, как «круглые столы» и депутатские слушания (табл. 3). По их итогам принимаются решения в виде резолюций и обращений к органам власти с предложениями о необходимости регулирования тех или иных правоотношений на уровне Алтайского края и Российской Федерации.
Примером использования данных форм работы является организация фракцией «Справедливая Россия» АКЗС 10.04.2014 «круглого стола» на тему «Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной практики в области жилищно-коммунального хозяйства». На мероприятие были приглашены представители исполнительной власти Алтайского края, СМИ, управляющих компаний, общественные деятели. Заслушав доклады по теме «круглого стола», участники обсудили существующие проблемы и выработали рекомендации по их разрешению.
Депутатами активно используется и иные формы работы, которые направлены на правовое регулирование, поддержание связи с населением края и на осуществление контрольных мероприятий.
Таким образом, Законодательное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Алтайского края. Региональный парламент состоит из депутатов, которые для повышения эффективности своей деятельности создали постоянные комитеты, постоянную комиссию и
фракции. Значимую роль в организации деятельности АКЗС выполняет аппарат Законодательного Собрания. Также региональным парламентом созданы совещательные органы, налажено взаимодействие с иными институтами власти и общества.
Специфическим является состав Законодательного Собрания. Можно выделить ряд характеристик, присущих АКЗС VI созыва: преобладание мужчин в депутатском корпусе; высокий образовательный уровень народных избранников; наличие представителей Законодательного Собрания с опытом депутатской деятельности; преобладание депутатов - уроженцев Алтайского края; равномерное распределение депутатов между постоянными комитетами при неравномерном фракционном распределении. Рассмотренные характеристики оказывают влияние на осуществление депутатским корпусом своих функций, из которых основными являются законодательная, представительная и контрольная.
1 Устав (Основной Закон) Алтайского края от 05 июня 1995 г. № 3-ЗС (ред. от 02.07.2013) // Алтайская правда. 1999. № 235.
2 Итоги работы Алтайского краевого Законодательного Собрания за 2012 год / Подготовлено информационно-аналитическим отделом аппарата Алтайского краевого Законодательного Собрания. Барнаул, 2013. С. 6.
3 Итоги работы Алтайского краевого Законодательного Собрания за 2012 год / Подготовлено информационно-аналитическим отделом аппарата Алтайского краевого Законодательного Собрания. Барнаул, 2013. С. 6.
4 Официальный сайт Избирательной комиссии Алтайского края [Электронный ресурс] URL: http://altai-terr.izbirkom.ru/ (дата обращения: 07.02.2014).
5 Об Алтайском краевом Законодательном Собрании: Закон Алтайского края от 08 мая 2001 г. № 22-ЗС (ред. от 06.02.2014) // Алтайская правда. 2001. № 123-124.
6 Об Алтайском краевом Законодательном Собрании: Закон Алтайского края от 08.05.2001 № 22-ЗС (в ред. от 06.02.2014) // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
7 Алтайское краевое Законодательное Собрание новейшая история регионального парламента: издание к Всероссийской научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации: социальные ориентиры, практика реализации» / информационно-аналитический отдел аппарата Алтайского краевого Законодательного Собрания. Барнаул: Типография управления делами Администрации Алтайского края, 2013. - С. 53.
8 Помощник депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания: методическое пособие / информационно-аналитический отдел аппарата Алтайского краевого Законодательного Собрания. Барнаул: Типография управления делами Администрации Алтайского края, 2013. С. 27.
9 Официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания [Электронный ресурс] URL: http:// http://www.akzs.ru/ (дата обращения: 01.04.2014).
10 Официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания [Электронный ресурс] URL: http:// http://www.akzs.ru/ (дата обращения: 01.04.2014).
11 Там же.
Natalya Grigoryevna Lomova, Head of the Department of Public and Municipal Administration of the Altai branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia), Candidate of Psychological Sciences Maria Aleksandrovna Shoshina, 5th year student of the faculty of «Public and Municipal Administration» of the Altai branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia)
The article presents an analysis of the deputies of the Altai Region Legislative Assembly. The basics of organizational activities and forms of the regional parliament functioning are considered. The features that characterize the Altai Region Legislative Assembly of the VI convocation and influence the implementation of the deputies of their powers are defined.
Keywords: Legislative (representative) body of state power of the subject of the Russian Federation, socio-demographic characteristics, organizational structure, forms of activity.