Научная статья на тему 'РОЛЬ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

РОЛЬ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
117
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гергель Елена Александровна

В статье рассматривается деятельность Алтайского краевого законодательного собрания по реализации социальной политики, обозначаются перспективные задачи ее совершенствования в Алтайском краевом Законодательном Собрании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Гергель Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE ALTAI REGIONAL LEGISLATIVE ASSEMBLY AS A SUBJECT OF SOCIAL POLICY IN THE CONTEXT OF A NEW REALITY

The article discusses the activities of the Altai Regional Legislative Assembly on social policy, objectives of its improvement in the Altai Regional Legislative Assembly have been identified.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

УДК 32.316

Елена Александровна Гергель, выпускник 2012 года специальности «Государственное и муниципальное управление» Алтайского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», председатель комитета по социальной политике Алтайского краевого законодательного собрания (Барнаул, Россия)

В статье рассматривается деятельность Алтайского краевого законодательного собрания по реализации социальной политики, обозначаются перспективные задачи ее совершенствования в .Алтайском краевом Законодательном Собрании.

Ключевые слова: социальная политика, социальная сфера, социальная поддержка, законодательная инициатива.

РОЛЬ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

THE ROLE OF THE ALTAI REGIONAL LEGISLATIVE ASSEMBLY AS A SUBJECT OF SOCIAL POLICY IN THE CONTEXT OF A NEW

REALITY

Начиная разговор о деятельности представительного органа Алтайского края, важно напомнить исторические вехи, так как в 2014 году Алтайское краевое Законодательное Собрание (АКЗС) отметило 20-летие, в 2015 году краевой парламент отметил 75 лет представительной власти на Алтае.

Первый созыв Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся был избран в конце 1939 года, 14 октября 1993 года прошло последнее заседание Алтайского краевого Совета народных депутатов 21-го созыва. Депутаты приняли решение о досрочных выборах нового представительного органа Алтайского края, который получил новое название - краевое Законодательное Собрание. Учитывая, что новая Российская Конституция закрепила равноправие всех субъектов федерации и установила наличие у них собственного законодательства, представительный орган Алтайского края занимается законотворчеством только 20 лет из 75 лет своего существования. Сегодняшний депутатский корпус является свидетелем и участником не только новейшей истории Алтайского края, но и самого краевого парламента.

Основные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной политики определены Конституцией

Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации».

В рамках регионального социального пространства выделяются три составляющие социальной политики: 1) политика, направленная на реализацию на территории региона федеральной социальной политики для достижения общегосударственных целей; 2) собственно региональная политика, направленная на реализацию целей региона; 3) регулирование развития территорий региона (районов, городов и других территориальных образований) для обеспечения определенных пропорций их раз-вития1. Следствием взаимодействия трех вышеприведенных уровней социальной политики складывается ситуация в социальной сфере на территории региона.

Региональный уровень определяет направления и механизмы реализации социальной политики в нашем крае путем разработки и принятия актов законодательных (представительных) и исполнительных органов власти Алтайского края.

В системе реализации региональной социальной политики краевой парламент выступает регулятором социальных

НИМ1

процессов, направленных на улучшение условий жизнедеятельности населения в регионе, на законодательном уровне. Несмотря на финансово-экономические и социально-политические условия, международные отношения, роль высшего законодательного органа Алтайского края остается неизменной.

В данной статье пойдет речь о деятельности АКЗС в текущий период, которая, прежде всего, направлена на обеспечение законодательных основ для реализации стратегических направлений социальной политики края на примере принятия базового закона, внесения изменений в уже действующий закон и необходимости принятия нового, а также о некоторых актуальных вопросах в условиях «новой реальности». При этом следует отметить, что в суждениях и умозаключениях выражена собственная точка зрения, которая может быть отлична от других.

Во внутренней политике любого региона страны и в целом государства социальная политика играет гигантскую роль, потому что трудности, возникающие в социальной сфере, напрямую соединены с развитием экономической и политической жизни страны2.

С помощью социальной политики государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает

25

благоприятные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем3.

Социальную политику часто понимают как государственную поддержку социально незащищенных групп населения, а также сводят ее к социальной защите и социальному обеспечению населения. Это характерно, в том числе, и для государственных чиновников, что приводит к сужению содержания социальной политики.

Другой, более широкий, подход к пониманию сущности социальной политики, трактует ее как систему целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между различными социальными группами населения в целях повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования трудового потенциала и на этой основе - роста эффективности функционирования экономики страны4.

В 1993 г. Конституционному Собранию было предложено выбрать для России модель социального государства, которое было поддержано учеными Академии наук, профсоюзными деятелями и было включено в проект Конституции, а после референдума стало нормой Статьи 7, которая гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»5.

«Прямая линия» с Президентом России в марте 2015 года еще раз продемонстрировала, что главной задачей для президента является последовательное построение социального государства6. А социальное государство - понятие, призванное подчеркнуть, что решение социальных проблем входит в состав приоритетных для данного государства целей7. Общепризнанными характеристиками социального государства являются отработанная нормативно-правовая система социальной жизни.

Основным субъектом реализации социальной политики и в современном мире является все также государство. Каждое государство самостоятельно опре-

деляет перспективы своего развития. Одним из основных видов деятельности по реализации социальной политики государства является правотворческая деятельность законодательных органов.

Если на современном этапе вся полнота исторической ответственности за социальное благополучие страны и ее граждан лежит на государстве, то в период «шоковых» реформ 90-х годов XX столетия государство не выполняло своей общественно-политической функции обеспечения основ социального перемирия и социальной устойчивости. Следствием экономических реформ стала поляризация общества на две группы - группу высокодоходного населения (около 15%) и группу населения с низкими доходами, живущего на уровне бедности или за ее чертой (более 60%). Потребовалось значительное время, чтобы преодолеть эти негативные последствия.

В настоящее время можно выделить отчетливую тенденцию повышения внимания органов государственного управления к социальным проблемам. С начала XXI столетия в России стартовали несколько важнейших социальных проектов, призванных коренным образом изменить ситуацию в таких критичных для развития российского общества, как здрав о охранение, образование, обеспечение доступным жильем, демографическая сфера.

Социальная политика реализуется через определенную систему социальных институтов, финансовых и правовых механизмов, управленческих структур. Законодательная власть является единственной отраслью, которая может создавать законы или изменять существующие законы, которая осуществляет выбор приоритетов в социальной политике, определяет очередность в достижении ближайших и долго срочных социальных целей, влияющих на качество жизни и способствующих благополучию человека.

Так как главное место в социальном регулировании принадлежит государству, на федеральном уровне и определяются основные цели, задачи, принципы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу. Тогда как региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей региона: уровня экономического развития и возможностей, этно-националь-ных, историко-культурных и других особенностей. Каждый уровень влас-

ти наделяется правами и ресурсами для осуществления самостоятельных и ответственных действий в этих зонах. Другими словами, на федеральном уровне задаются стратегические ориентиры социальной политики государства, а на региональном и местном уровне осуществляется конкретная ее реализация, обеспечение функционирования 80% социальной инфраструктуры, непосредственная реализация социальных услуг населению. На современном этапе развития российского государства осуществляется децентрализация управления социальной сферой, все больший объем полномочий в реализации социальной политики передается региональным и муниципальным органам власти8.

Если раньше большинство программ социального развития страны определялись на федеральном уровне, то в условиях принятия Федерального закона №122 от 22 августа 2004 г. именно парламенты субъектов РФ взяли на себя функции разработчиков социально значимых законодательных актов и программ. При этом известно, что регионы в России значительно различаются экономическим потенциалом, численностью населения, природными ресурсами, занимаемой площадью и иными чертами. Демографические характеристики того или иного региона служат основой для проведения социальной политики в сфере занятости, также при регулировании рынка труда и реализации программ сохранения рабочих мест9.

В России сегодня создается система социальной стандартизации, основной целью которой является обеспечение равнодоступных и качественных социальных услуг всем категориям населения России. Но к единому минимальному социальному стандарту еще необходимо приближать и бюджетную обеспеченность регионов. Тем не менее в Алтайском крае ведется комплексная работа по реализации социальной политики, выполняются все социальные стандарты, возложенные федеральным центром на субъекты Российской Федерации.

Ведущая роль для обеспечения законодательной и правовой базы в сфере социальной политики в нашем крае отводится Алтайскому краевому Законодательному Собранию. АКЗС как субъект социальной политики определяет при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики региона и проводит

непосредственную практическую работу по ее реализации.

Краевой парламент рассматривает актуальные для края вопросы в социальной сфере, анализирует их правоприменение, проводит общественную и правовую экспертизу, следит за ходом исполнения законов и постановлений АКЗС, ведет подготовку законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и заключений по проектам федеральных законов, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства в целом. Его полномочия в конкретной отрасли социальной сферы и многое другое определяется Конституцией РФ, Федеральным законом № 184-ФЗ и законами самого краевого парламента.

В социальной сфере АКЗС регулирует большой круг общественных отношений. Это и образование, социальная защита, трудовые отношения, пенсионное обеспечение, спорт, культура, молодежная политика. Особое место отводится контролю за соблюдением норм действующего законодательства в области социальной защиты граждан. В целях повышения объема и качества мер социальной поддержки с учетом потребностей жителей Алтайского края Законодательным Собранием проводится постоянная работа по совершенствованию регионального законодательства в сфере социальной политики. Для оперативного рассмотрения и коллегиального обсуждения социально значимых проблем в середине 2012 года была создана рабочая группа по совершенствованию законодательства в социальной сфере, в состав которой вошли представители депутатского корпуса и профильных управлений.

Правовое регулирование в сфере социальной политики осуществлялось Алтайским краевым Законодательным собранием в соответствии со своими полномочиями, на основании изменений, внесенных в федеральное законодательство, и определялось основными направлениями государственной политики, содержащимися в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, майских указах Президента РФ 2012 года, других официальных программно-политических документах.

В последние годы в социальной сфере был принят «курс на инвестиции в человека», т.е. на повышение качества жизни россиян, совершенствование системы здравоохранения, коммунального хозяйства, образования и др. С этой це-

лью были проведены различные преобразования: пенсионная реформа, реформа науки и образования, медицинского обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства. В этих рамках на региональном уровне законодательно устанавливались меры, направленные на создание комфортных условий для социально-экономического развития края, поддержку отдельных категорий граждан и выполнение социальных обязательств.

Большая работа краевым парламентом ведется по совершенствованию законодательства в области поддержки материнства и детства, социальной адаптации детей-сирот, поддержки людей труда, граждан с ограниченными возможностями, профориентации молодежи.

Под социальной политикой обычно понимают систему конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. Таким образом, объем средств краевого бюджета, направляемых в 2015 году на социальную поддержку населения, составляет 71% всех расходов бюджета. Если учитывать реальные затраты на каждого жителя, то у Алтайского края здесь преимущество по сравнению с другими субъектами России, которые всегда считаются более финансово обеспеченными. На душу населения региональные социальные расходы в прошлом году составили 7 396 рублей. Это больше, чем в Новосибирской и Кемеровской областях в Сибирском федеральном округе.

В настоящее время в крае большие бюджетные ресурсы направляются, прежде всего, на оказание помощи жителям края, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Особое внимание, как правило, уделяется решению проблем связанных с социальной поддержкой наиболее социально не защищенных категорий граждан: детей, ветеранов, инвалидов.

Прошлый год был годом 70-летия Победы. Необходимо отметить, что независимо от праздников внимание и забота о ветеранах, тружениках тыла была и остается приоритетной задачей краевых властей. Ветеранам Великой Отечественной войны своевременно и в полном объеме предоставляются все предусмотренные законодательством меры социальной поддержки. Еще несколько лет назад остро поднимался и казался нерешаемым вопрос о достойной оценке вклада тружеников тыла в Победу. Но системная работа всех ветвей власти края дала свои результаты. В юбилейный год им вручены заслуженные медали

70-летия Победы и разовая материальная выплата наравне с фронтовиками.

Но наиболее обсуждаемой все же оставалась тема «детей войны». В Алтайское краевое Законодательное Собрание поступали многочисленные обращения граждан, чье детство и юность пришлись на годы Великой Отечественной войны, о признании государством их вклада в Победу и послевоенное восстановление страны. И граждане, обращавшиеся в АКЗС, и политические партии, и общественные организации сходились в одном: о необходимости выделения официального статуса «дети войны». Действительно, война лишила этих людей детства, они работали наравне со взрослыми. Многие остались сиротами и воспитывались в детских домах. Трудовой подвиг детей военного поколения позволил в кратчайшие сроки воссоздать промышленный потенциал, достигнуть высоких результатов в науке, культуре, искусстве, спорте. Но кто это - «дети войны»? Те, кто родился непосредственно в годы ВОВ, или еще и те, чье детство пришлось на годы войны. В-первую очередь, это граждане преклонного возраста, и большинству из них в соответствии с федеральным и региональным законодательством уже предоставлялись различные меры социальной поддержки. А в Алтайском крае большинство граждан данной категории являются ветеранами труда. Вместе с тем почетное звание «Ветеран труда» не отражало особого статуса детей военного времени.

Некоторые субъекты Российской Федерации определили данную категорию самостоятельно и за счет собственных средств предоставляют им различные льготы. Другими словами, на уровне регионов существуют различные подходы, объем и перечень мер социальной поддержки этой категории граждан также существенно разнится от региона к региону. А на федеральном уровне такой законопроект не разработан вовсе. Принимая во внимание общегосударственное значение трудовой деятельности граждан, чье детство и юность прошли в годы Великой Отечественной войны, для обеспечения единых критериев отнесения к указанной категории, Алтайское краевое Законодательное Собрание в августе 2012 года обратилось к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с предложением определить на федеральном уровне понятие категории граждан «дети войны» и установить за счет средств федерально-

27

го бюджета дополнительные меры социальной поддержки для данной категории граждан, что позволило бы избежать несправедливость при установлении каждым регионом собственных мер под-держки10.

Поскольку в итоге результатов на уровне федерации не было достигнуто, решено принять отдельный закон о «детях войны» на уровне субъекта. Над проектом регионального закона о «детях войны» работала рабочая группа, он был представлен на общественное обсуждение, была изучена правоприменительная практика других регионов. Данный законопроект стал совместным результатом работы комитета по социальной политике, всех фракций АКЗС, профильных управлений, общественных и ветеранских организаций. И на апрельской сессии 2015года был принят базовый закон о «детях войны». Закон Алтайского края № 31-ЗС от 12.05.2015г. «О статусе «дети войны» устанавливает, что к «детям войны» относятся граждане РФ, родившиеся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года и проживающие на территории Алтайского края. Меры социальной поддержки для «детей войны» носят натуральный характер. Это внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в медицинских организациях; право на получение свободных мест, предназначенных для предоставления социальных услуг в организациях социального обслуживания, включенных в реестр поставщиков социальных услуг. По данным управления соцзащиты и Пенсионного фонда, сейчас в Алтайском крае проживает свыше 200 тысяч граждан, которые родились в обозначенный период, и более 170 тысяч из них пользуются льготами по различным основаниям, в том числе как ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные и инвалиды. По данным мониторинга в рамках реализации Закона Алтайского края от 12.05.2015 № 31-ЗС «О статусе «дети войны» по состоянию на 22.10.2015 с момента принятия закона за присвоением статуса «дети войны» в территориальные управления социальной защиты населения и обратились 77427 человек.

Одним из важнейших направлений социальной политики в Алтайском крае признана семейная политика. Поэтому краевые программы и изменения, вносимые в законодательство, влияющие на де-

мографию, приобретают первостепенную важность. Как отмечает В.В. Путин, главным результатом в социальной сфере является позитивная демографическая динамика: рождаемость увеличивается, смертность снижается. Еще в Послании Федеральному собранию 2006 года Путин обозначил демографический кризис как самую острую проблему современной России, в 2007 году была принята Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. В 2013 году отмечен естественный прирост населения в стране в целом, впервые за последние два десятилетия.

В настоящее время в Алтайском крае действует ряд нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление различных мер социальной поддержки семьи, материнства и детства. В частности, осуществляются меры социальной поддержки в виде выплат за счет средств краевого бюджета. В целом, на реализацию мероприятий в рамках демографической политики по программе «Государственная поддержка многодетных семей» на 2015-2020 годы за счет всех источников финансирования планируется направить свыше 21 млрд рублей.

Законом Алтайского края от 31.08.2011 №100-ЗС «О материнском (семейном) капитале в Алтайском крае» материнский капитал установлен в качестве поддержки семей при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей. Размер регионального материнского (семейного) капитала в 2015 год составил 55 387,5 рубля. При рождении в семье третьего (последующих) детей семья приобретает статус многодетной и имеет право на такие дополнительные меры поддержки, как ежемесячная денежная выплата до достижения им 3-летнего возраста в размере, равном прожиточному минимуму на ребенка (в 2015 году - 7524 рубля), ежегодная выплата к школе 5 тыс. рублей (первоклассникам - 7,5 тыс. рублей), выплаты отличникам (1-3 тыс. рублей) и медалистам (10 тыс. рублей), компенсационные выплаты на питание для учащихся общеобразовательных учреждений, при оплате жилищно-коммунальных услуг - субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством РФ, бесплатное получение в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. В Закон Алтайского края «О материнском (се-

мейном) капитале в Алтайском крае» внесены изменения, которые позволили направить часть средств материнского капитала на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Кроме того, внесены изменения, предотвращающие нарушения законодательства в части направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, в результате которых эти средства обналичиваются. По аналогии с федеральным законодательством установлен перечень видов организаций, на исполнение обязательств по договору с которыми могут быть направлены средства материнского капитала. Ранее, в 2013 году, были определены: кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы. В мае на сессии АКЗС были внесены изменения с целью исключения микрофинансовых организаций из перечня видов организаций, на исполнение обязательств по договору с которыми могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала, а также установлен трехгодичный срок осуществления деятельности кредитных потребительских кооперативов со дня их регистрации, что соответствует нормам федерального закона.

На октябрьской сессии Государственной Думы депутаты в первом чтении поддержали важные социальные инициативы - в частности, о реформе материнского капитала и антикризисной поддержке социально незащищенных семей. В частности, одобрен новый вариант расходования материнского капитала: с 1 января 2016 года семьи, которые воспитывают детей-инвалидов, смогут использовать его на приобретение дополнительных товаров и услуг для социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов. К примеру, специальная адаптированная мебель, регулируемая по высоте, под конкретного ребенка, исходя из особенностей его заболевания, или специальные велосипеды для детей, которые страдают церебральным параличом, или спортивные тренажеры, которые необходимы для социальной и бытовой адаптации. Причем эту возможность они получат, не дожидаясь достижения ребенком трех лет. Следовательно, в ближайшее время вероятны изменения в законодательство и на региональном уровне.

Большинство изменений, внесенных в краевые законы, а также принятие некоторых базовых законов в последнее время как раз и было связано с интенсивным изменением федерального законодательства.

Одним из самых «горячих вопросов» уходящего 2015 года со стороны населения и в рамках личных обращений депутатам и в ходе интернет-конференций, проводимых на сайте Алтайского краевого Законодательного Собрания, стал вопрос о переходе «на летнее время». В средствах массовой информации развернулась дискуссия между сторонниками и противниками перехода.

В связи с изменением порядка исчисления времени в Российской Федерации с 2014 года в Республике Алтай, в Алтайском крае, Новосибирской и Томской областях произошло смещение светового времени. Светлое время суток переместилось в ночной период. Алтайское краевое Законодательное Собрание предложило соседним регионам, связанным с Алтайским краем природно-гео-графически и социально-экономически, поддержать законодательную инициативу по внесению изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени» с тем, чтобы четыре региона одновременно перешли на «летнее» время. (Часовые зоны, состав территорий, образующих каждую часовую зону, и порядок исчисления времени в часовых зонах на территории Российской Федерации устанавливаются статьей 5 Федерального закона № 107-ФЗ от 03.06.2011 в ред. от 21.07.2014 «Об исчислении времени»).

В августе были направлены соответствующие письма в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, Законодательную Думу Томской области и в Законодательное Собрание Новосибирской области. Депутаты Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай поддержали законодательную инициативу. В сентябре на собрании Законодательной Думы Томской области инициатива была рассмотрена и создана рабочая группа по данному вопросу. Коллегам Законодательного Собрания Новосибирской области пока не удалось прийти к единому мнению. Для принятия положительного решения по этому вопросу в Государственной Думе необходимо, чтобы законодательная инициатива исходила одновременно от четырех регионов.

Основополагающий фактор в пользу перевода Алтайского края в шестую часовую зону, когда время будет исчисляться как московское время плюс четыре часа, заключается в увеличении светового периода, чтобы люди имели больше возможности быть под солнцем.

К сожалению, поддержка законодательных инициатив краевого парламента по внесению изменений в федеральное законодательство еще не означает их незамедлительного принятия, так как для начала проект закона должна рассмотреть Государственная Дума. Тем не менее в настоящее время возрастает роль взаимодействия законодательных органов власти субъектов, в том числе Сибирского федерального округа, по внесению законодательных инициатив и решения проблем в той или иной сфере.

Если с одной стороны, изменения, внесенные в краевые законы, связано с изменением федерального законодательства, то с другой стороны, когда во многих субъектах Российской Федерации законы, в частности о молодежной политике, уже действуют, а на федеральном уровне до сих пор не принят федеральный закон «О молодежной политике».

Национальное законодательство в сфере образования в последние годы развивается под влиянием процесса унификации законодательства об образовании на международном уровне. Образовательный уровень населения - одна из важнейших характеристик региона, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Расходы на образование являются, как правило, самой крупной статьей расходов краевого бюджета. «На образование в краевом бюджете выделяется каждый четвертый рубль. И благодаря этим деньгам реализуются масштабные проекты. Производится строительство, реконструкция и капитальный ремонт школ. Стоит отметить, что новые учебные заведения не только отвечают всем современным требованиям, но и являются украшениями наших городов, сел и поселков», - говорит спикер краевого парламента И.И. Лоор11.

Образовательная отрасль законодательства в последнее время становится одной из самых динамичных. Это и «Концепция развития образования на 2016-2020 годы» от 29.12.2014 года № 2765-р, необходимость создания которой обоснована окончанием срока действия предыдущей государственной

программы образования, рассчитанной на 2011- 2015 годы. Это и «новый» Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», соответственно, и закон Алтайского края от 4 сентября 2013 года № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае». Все это говорит о том, что необходимость актуализации законодательства в сфере молодежной политике растет.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сформулированы основные направления социально-экономического развития страны, в том числе и молодежная политика: «Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь... Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства». Но на уровне закона государственная молодежная политика пока, к сожалению, не закреплена. Выходит, поддержка молодежи пока не является приоритетным направлением социальной политики нашего государства? А ведь необходимым условием создания правового государства, развития демократии, повышения эффективности работы современного правового государства, охраны прав и свобод личности является забота о подрастающем поколении. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны. Сегодня в условиях «новой реальности» это актуально как никогда. Необходимо такое совершенствование экономической, демографической и социальной политики государства, которое будет иметь целью дальнейшее всестороннее развитие общества, прежде всего молодежи.

Российское законодательство необходимо совершенствовать в части поддержки молодежи - принять федеральный закон «О молодежной политике», в котором определить понятие, механизм и формы реализации молодежной политики, полномочия и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере осу-

29

ществления молодежной политики, а также закрепить на федеральном уровне дополнительные гарантии для отдельных групп молодых людей: 1) предоставление социального жилья молодым семьям при рождении ребенка в случае, если один из супругов более двух лет проработал на государственной и (или) муниципальной службе, в государственных и (или) муниципальных учреждениях; 2) дополнительные возможности для молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах (предоставление субсидий на покупку транспортного средства, жилья, получение высшего профессионального образования, организация международного молодежного обмена и развития международного молодежного сотрудничества соответствующих регионов); 3) меры социальной адаптации для выпускников детских домов (оплату расходов за посещение подготовительных курсов в системе высшего и среднего профессионального образования, гарантии при приеме на работу, доступность и качество медицинской помощи. В случае реализации данных предложений будет создана конституционная база для государственной поддержки молодежи как одного из приоритетов социальной политики, а также созданы реальные дополнительные гарантии прав молодых людей, активная деятельность которых

в различных сферах обеспечит развитие

12

всего государства12.

Несмотря на то, что в России до сих пор не принят федеральный закон «О молодежной политике», во многих субъектах Российской Федерации такие законы действуют. Основным региональным правовым регулятором молодежной политики в крае является Закон Алтайского края №87-ЗС «О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае», принятый 5 ноября 2001 г., установивший основы государственной региональной молодежной политики как составной части государственной молодежной политики РФ. Целью данного закона является «создание правовых, социально-экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для социального развития молодежи, максимального развития ее инновационного и творческого потенциалов в интересах всего общества»13.

Хотя закон Алтайского края «О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае» и определяет содержание, общие принципы, гарантии и приоритеты данной политики,

в закон постоянно вносятся изменения (31.12.2013 № 97-ЗС, от 10.02.2014 № 11-ЗС, от 05.09.2014 № 65-ЗС), наблюдается неоднородность в изложении материала в законе, отсутствие определения ряда основных понятий, отсутствие в законе общих принципов проведения молодежной политики. Имеются пробелы в правовом регулировании отдельных направлений молодежной политики в Алтайском крае, которые в значительной степени связаны с недостаточностью регулирования в федеральном законодательстве. Поэтому ряд вопросов реализации молодежной политики урегулирован в Алтайском крае на уровне подзаконных нормативных актов. В связи с этим необходимо обновление действующего в настоящее время закона Алтайского края «О государственной региональной молодежной политике», принятого еще в 2001 году, и, следовательно, необходимо принять новый закон Алтайского края «О молодежной политике в Алтайском

14

крае»14.

Алтайский край с каждым годом становится все более привлекательным регионом. Губернатор Алтайского края Александр Карлин, говоря о нашем регионе, отмечает: «...тысячи молодых людей приезжают сюда в качестве туристов, участников образовательных проектов, культурных акций. Не менее популярен Алтайский край и у молодых парламентариев России, которые регулярно съезжаются на Международный молодежный управленческий форум «Алтай. Точки роста». В этом году впервые на форуме состоялось выездное совместное Собрание Палаты молодых законодателей при Совете Федерации и Молодежного парламента при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Кроме того, в нашем крае прошли два молодежных форума ШОС по предпринимательству и приграничному сотрудничеству, последний из которых был отмечен Президентом РФ В.В. Путиным. В прошлом году состоялась встреча министров образования стран ШОС, а этим летом край принимал саммит студенческих лидеров стран данной орга-низации»15.

Таким образом, в целях социального развития муниципальных образований в крае, привлечения в регион молодежи и квалифицированных трудовых кадров необходимо совершенствование законодательства края о молодежной политике, которое должно определить цели, прин-

ципы и приоритеты государственной молодежной политики уже на современном этапе и перспективу.

У подрастающего поколения есть конкурентное преимущество - возраст. Важно уделять как можно больше внимания молодым людям, создавать возможности для их самореализации и развития, так как только в процессе участия в различных видах общественной деятельности появляется желание «раскрыться», проявить себя, попробовать сделать что-либо для пользы общества, помочь ближнему. Это и есть процесс воспитания гражданина, личности. Главное, чтобы это не выражалось по пути становления как «молодым везде у нас дорога, но по дороге мы ее «съедим». «Делая, что-то сегодня, помните о завтрашнем дне» - хочется употребить, говоря именно о молодежной политике.

Региональные парламенты выступают одним из основных акторов социальной политики при разработке федерального законодательства России, направленного на региональное развитие в социально-экономической сфере16. Алтайское краевое Законодательное Собрание не только отражает интересы различных социальных групп региона, выступая гарантом социальных прав и свобод граждан в Алтайском крае и тем самым обеспечивая их исполнение, оно учитывает и приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации. Соответственно, краевой парламент осуществляет законодательное регулирование в сфере стратегического планирования и утверждает стратегию социально-экономического развития Алтайского края. В связи с этим на мартовской сессии принят закон Алтайского края «О стратегическом планировании в Алтайском крае», который заменил ранее действующую среднесрочную программу (утратил силу Закон Алтайского края от 21.11.2012 № 87-ЗС «Об утверждении программы социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 года»). Многие ключевые параметры, ориентиры и риски социально-экономического развития России содержатся в Основных направлениях деятельности Правительства до 2018 года. Долгосрочные задачи и пути их решения получат отражение в Стратегии социально-экономического развития РФ до 2030 года. Следовательно, в 2016 году и для регионов, и для муниципалитетов предстоит продлить срок действия Стратегии до 2030 года.

Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. Какие бы вопросы и проблемы ни оставались в социальной политике нашего края, они всегда требуют незамедлительного решения. Социальная сфера оказалась одной из наиболее затронутых экономическим кризисом, когда результаты экономической политики приобретают решающее значение для определения социальных проблем. Непростая финансово-экономическая ситуация сегодня вынуждает подойти к формированию бюджета по другим принципам. И на сентябрьской сессии 2015 года было принято решение о формировании бюджета не на трехлетний срок, а только на один год.

Экономический кризис негативно сказывается на социальной ситуации, особенно на доходах населения и занятости его трудоспособной части. Вместе с тем коренные экономические преобразования, в конечном счете, призваны создать материальные предпосылки для осуществления социальных программ, повышения уровня и улучшения качества жизни населения. Поэтому наиболее общая задача социального регулирования заключается в реализации таких предпосылок, в смягчении или нейтрализации негативного влияния экономического кризиса на социальную сферу. В сложившейся ситуации, когда часть субъектов РФ не в состоянии бороться кризисом собственными средствами, когда господдержка и импортозамещение выходят на первый план, значимость законодательного регулирования и последовательного осуществления социальной политики становится одним из решающих моментов сохранения целостности, социально-экономической и политической

17

независимости государства17.

Социальные вопросы, несмотря на нехватку финансирования, должны решаться. В этих условиях главным и перспективным содержанием региональной социальной политики края должно в полной мере стать освоение правильно выстроенной системы приоритетов, механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели. При этом активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста в случае последовательного ее осуществления, базирующейся на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях, а принимаемые региональные законы должны не только исполняться, но и быть финансово обеспеченными. И невидимая отдача от этих вложений

преумножит благосостояние не только населения, но и самого государства18.

Становится очевидным и то, что социальная политика государства приобретает конкретные черты и характер именно на уровне региона и муниципального образования. А эффективная социальная политика, как и деятельность всего законодательного (представительного) органа без активного участия всего населения, различных регионов и местных сообществ, невозможна. Именно поэтому в муниципалитетах Алтайского края будут проводиться специальные опросы граждан, позволяющие выявить уровень удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления, в том числе их информационной открытостью, качеством услуг, предоставляемых в различных сферах, а также направленные на то, чтобы учитывать мнение жителей края, их пожелания в работе органов местного самоуправления. На сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания в июне 2015 года был принят закон № 59-ЗС от 30.06.2015 «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Алтайского края»19, в котором установлен срок, когда жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан; уточнено основание для признания опроса граждан недействительным; определены условия, при наличии которых мнение населения по вопросу, предлагаемому при проведении опроса граждан, считается выявленным. При подготовке закона была учтена сложившаяся практика проведения опросов граждан в муниципальных образованиях Алтайского края. Участниками добровольного опроса могут стать все жители края, обладающие избирательным правом.

Наша общая цель - добиться того, чтобы социальная политика была эффективной. А для этого нужна консолидация социального, управленческого и организационного характера, необходим эффективный механизм реализации новой социальной политики, позволяющий консолидировать усилия не только разных уровней государственной власти, но и привлекать к решению проблем общественность. Только тогда будет расти доверие к власти со стороны населения.

На современном этапе реформирования российского общества в России и возникла острая потребность в разработке и осуществлении новых подходов к реализации социальной политики. Сегодня государство переориентируется

с государственной благотворительности, когда помощь оказывалась по мере возможности и без ответственности за конечный результат, к новым принципам адресности и нуждаемости, чтобы гарантированно вывести людей из трудной жизненной ситуации, вернуть их к нормальной жизни недостаточно только социальных выплат.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев в статье «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы», опубликованной в «Российской газете», проанализировал нынешнюю социально-экономическую ситуацию и высказал мнение, что России нужна новая модель роста. «Принципы социального государства, заложенные более века назад, уже отстают от современных реалий. Рост благосостояния и новые демографические тренды требуют серьезного изменения прежних подходов. Теперь не редкость, когда люди живут в одной стране, а работают, учатся и лечатся - в других. И мы не можем устраниться от такой конкуренции. Более того, люди все чаще предпочитают выбирать из разных вариантов и в своей собственной стране. В области образования предстоит преодолеть все более очевидные структурные проблемы. Во-первых, мы столкнулись с профицитом специалистов с высшим образованием и дефицитом - со средним техническим. Во-вторых, необходимо, не снижая доступности образования, постоянно повышать качество высшего образования. Реструктурировать и реорганизовать вузы, выпускники которых не востребованы на рынке труда», - считает председатель Правительства России. Достижение наших целей требует серьезных реформ. Надо научиться быть лучше и быстрее, и в этом состоит единственный путь к цели в современном меняющемся мире. Прежде всего думать о том, как эти реформы скажутся на людях. Государство должно честно и без всяких иллюзий оценивать свои возможности по поддержке тех, кому сложно приспособиться к новым условиям. Дети, инвалиды, люди пожилого возраста, семьи с невысокими доходами - это те социальные группы, на которых мы в первую очередь должны «примерять» наши будущие решения. Структурные сдвиги в экономике и социальной сфере, на рынке труда всегда проходят болезненно. Но возникли и дополнительные трудности, связанные с внешними факторами. И поэтому у Правительства сегодня задача «двойной сложности» - даже в этих непростых условиях, проводя структурные преобразования, не допу-

31

стить серьезного снижения уровня жизни людей. Недостаточно выработать правильный курс. Не менее важно донести его до всего общества. И, главное, обеспечить его реализацию», - считает председатель Правительства20.

Каждое государство самостоятельно определяет перспективы своего развития. Да, существуют и центральные проблемы глобальной социально-экономической политики. Экономика по-прежнему остается основой решений социальных проблем и роль социальной сферы в решении задач экономического роста постоянно возрастает. Согласимя, что сегодня важно изменить прежние подходы, что достижение поставленных целей возможно только в результате коренной модернизации экономики, которая позволит обеспечить экономический рост и создаст базу для повышения уровня жизни граждан.

Политика государства не может строиться только на экономической парадигме при отсутствии социальных ценностей и показателей. Экономический рост зависит от социальной справедливости и политической стабильности в обществе, от уровня развития человеческого капитала и его способности адаптироваться к новым рыночным условиям. И абсолютно верно, что прежде всего государство должно честно и без всяких иллюзий обществу говорить о предстоящих изменениях и реформах, и что необходимо думать о том, как эти реформы, а вследствие этого - и изменения в законодательстве, скажутся на людях. Как выразился Президент РФ В.В. Путин, «для того чтобы грамотно выстроить экономическую политику, безусловно, нужно иметь голову. Но если мы хотим, чтобы люди нам доверяли, нужно иметь еще и сердце и нужно чувствовать, как

рядовой человек живет, как это на нем

21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отражается»21.

Социальная сфера находится всегда в центре внимания всех ветвей власти. Хотя иногда и социальная политика является сферой противоречий общества и власти, исполнительной и законодательной властей. Но законотворческая деятельность невозможна без диалога и компромиссных решений. Именно поэтому невозможно перечислить всю законотворческую деятельность АКЗС в сфере социальной политики. Как правило, за законами, целевыми программами стоит совместный труд депутатского корпуса, в том числе работников аппарата и специалистов органов исполнительной власти, работа с федеральными структурами, представительными орга-

нами местного самоуправления, научным сообществом, различными общественными организациями и, конечно же, всех партийных фракций краевого парламента.

При этом следует самокритично отметить, что краевому парламенту есть что совершенствовать, чтобы повысить эффективность деятельности регионального парламента Алтайского края, и не только в период выборных кампаний.

К вышесказанному относится и совершенствование системы информирования о деятельности регионального парламента. К примеру, на всех официальных сайтах муниципальных образований края есть ссылки на необходимые ведущие сайты государственных органов исполнительной власти, краевых ведомств и других. А ссылка на официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания (на 29 октября 2015 года) есть только у города Заринска и у Бийского, Ельцовского, Заринского, Немецкого национального, Петропавловского, Чарышского районов.

Как правило, большая часть принятых нормативных правовых актов направлена на приведение в соответствие регионального законодательства с федеральным, и лишь малая часть касается самостоятельного регулирования на краевом уровне. Другой аспект, который нельзя игнорировать, заключается в том, что в настоящее время в науке высказывается справедливое мнение, что «представительные органы сегодня ни по программе деятельности, ни по образу работы, ни по усилиям депутатов не являются органами для населения, а становятся органами для проведения партиями и движениями своих интересов22. А депутат должен отличаться от политика тем, что ему следует думать не о выборах, а о следующих поколениях.

В настоящее время граждане стали более рационально мотивированными. Поэтому краевому парламенту необходимо качественным образом изменить процесс коммуникации, как внутри структуры, так и вне ее, в целях наиболее эффективного использования обратной связи между государством и обществом. Иначе законодательная ветвь власти будет терять доверие и свой статус и со стороны исполнительной ветви власти, и со стороны народа23. Может быть, стоит обращаться к науке не только при разработке законопроектов, но и при выстраивании внутренних и внешних коммуникаций. Учитывая выводы российского философа В.Н. Поруса, порой

приходится следовать иным, имеющим собственно социологическое содержание требованиям (например, требованию продолжать дискурс в ситуациях, когда от этого зависит успешность совместного действия, но нет общих смысловых оснований, вынуждающих принимать решения независимо от воли или взаимной расположенности его участников)24. А «коммуникативная рациональность, или рациональность общения» как раз способствует взаимному согласованию деятельности социальных субъектов, вписыванию локальных контекстов деятельности в функционирование общества в целом, нахождению той социальной меры, соразмерности личных и общественных интересов, которая и тождественна справедливому социаль-

25

ному устройству»25.

В общественном мнении и в научной среде происходит столкновение различных точек зрения на роль парламента в системе государства в принципе, его отношений с обществом и различными социальными слоями. Очевидно одно: благодаря деятельности парламента в стране заложен правовой фундамент экономических, социальных и политических пре-образований26. Именно поэтому сегодня важны не просто системность проводимой социальной политики, не только совершенствование законодательства в интересах избирателей, не просто слушать людей, сегодня важны новые подходы, необходимо видеть и понимать по-новому, предлагать варианты решений проблем и вопросов в новом формате, чтобы, в конечном итоге, не только повысить качество региональных законов, что позволит не только слушать, но и услышать людей. От того, насколько адекватно сформулирована социальная политика, насколько ее методы и средства соответствуют нынешней социальной ситуации, масштабам и сущности нынешних социальных проблем, насколько настойчиво проводятся на практике ее основные положения, во многом зависит то, какую роль играет законодательный орган региона. Чтобы привести к позитивным результатам, меры по решению социальных проблем должны соответствовать их остроте, содержанию и разнообразию, должны быть упреждающими или, по крайней мере, параллельными относительно экономической ситуации. Приведенные изменения в законодательном регулировании должны быть достаточными, чтобы социальная политика региона выполнила свое предназначение и решила задачи, возлагаемые на нее.

'13¡

2015

В реализации социальной политики Алтайское краевое Законодательное Собрание будет и дальше направлять свою деятельность на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населения края, улучшением качества его жизни, обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. Потому как итоги правильно проводимой социальной политики - это, прежде всего, благополучие, прогрессивное развитие и процветание не только нынешних поколений, но и будущих.

В заключение хотелось бы процитировать французского социального философа Пьера Бурдье: «Право и правоприменение может быть эффективным лишь в том случае, если закон и норма его юридического толкования созвучны общественным представлениям о справедливости».

1 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Научно-методическое пособие «Региональная и муниципальная социальная политика». [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q= &esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact =8&ved=0CBsQFjAAahUKEwiou4udmOn IAhUnpnIKHQaPCCk&url=http%3A%2F% 2Fwww.rosmintrud.ru%2Flabour%2Fpublic-service%2F9%2Fnauchno-metodicheskoe_ posobie_-_Regionalynaya_i_munitcipalynaya_ sotcialynaya_politika.doc&usg=AFQjCNHjysa 8fwMPRbtqYzZRBAnHqyIO Gg&bvm=bv.106 379543,d.bGg

2 Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: учебное пособие. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 432 с. - (Учебники Высшей школы экономики). [Электронный ресурс]. URL: http://refsurf. ru/2547512553.html

3 Социальная политика государства: учебное пособие / И.Г. Тарент, С.А. Юдников. - Изд. 3-е, перераб. - Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2014. - 172 с. - С. 5.

4 Там же. С. 7.

5 Конституция Российской Федерации, 1993 г., в ред. 2014 г. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201408010002

6 Сайт программы «Прямая линия с Владимиром Путиным». По материалам «пря-

мой линии» с Президентом РФ от 16.04.2015. [Электронный ресурс] URL: http://kremlin. ru/events/president/news/49223

7 Социальная политика государства: учебное пособие / И.Г. Тарент, С.А. Юдников. - Изд. 3-е, перераб. - Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2014. - 172 с. - С. 13.

8 Там же. С. 23.

9 Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: учебное пособие. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 432 с. - (Учебники Высшей школы экономики). [Электронный ресурс] URL:http:// refsurf. ru/2934160779.html

10 Официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания. [Электронный ресурс] URL: http://www.akzs.ru/ sessions/52/1009/

11 Из выступления И.И. Лоора на мероприятии, посвященном Дню учителя, в Большом зале Администрации Алтайского края 7.10.2015 г. Официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания. [Электронный ресурс]. URL: http://www.akzs.ru/ news/main/2015/10/07/11665/

12 Закон Алтайского края №87-ЗС «О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае». Российский правовой портал 7LAW.info. [Электронный ресурс]. URL: http://www.7law.info/altajsky/ act7p/n139.htm

13 Сборник законодательства Алтайского края. - 2001. - № 67.

14 Официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания. Доклад «О состоянии законодательства Алтайского края в 2012 году и перспективах его совершенствования». [Электронный ресурс]. URL: http:// www.akzs.ru/cache/4811-doklad.pdf

15 Официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания. Доклад «О состоянии законодательства Алтайского края в 2014 году и перспективах его совершенствования». [Электронный ресурс]. URL: http:// www.akzs.ru/activity/depperf/oszak2014.html

16 Ефимова И.Н. «Социологический анализ деятельности регионального парламента как актора социальной политики». Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]. URL: http:// www.dissercat.com/content/sotsiologicheskii-analiz-deyatelnosti-regionalnogo-parlamenta-kak-aktora-sotsialnoi-politiki#ixzz3q31PARrW

17 Социальная политика в условиях экономического кризиса. Сайт «PoliticalLook. RU». Все о политологии и политтехноло-гиях. [Электронный ресурс]. URL: http:// politicallook.ru/_social_policy/_thorough_ knowledge/socialnaya-politika.html

18 Проект «Стратегия развития РФ до 2010 года (Программа Грефа). Открытая русская универсальная вики-энциклопедия «Традиция». [Электронный ресурс]. URL: https://traditio.wiki

19 Закон № 59-ЗС от 30.06.2015 «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Алтайского края». Справочная правовая система КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/ online.cgi?req=doc;base=RLAW016;n=54699

20 Источник: «Российская газета». Интервью. «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2015/09/23/statiya-site. html

21 Сайт программы «Прямая линия с Владимиром Путиным». По материалам «прямой линии» с Президентом РФ от 16.04.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin. ru/events/president/news/49223

22 Садовникова Г.Д. Состав законодательного органа власти и проблемы обеспечения его представительной природы / Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rcoit.ru/discussion/detail. php?ID=28099

23 Ефимова И.Н. Социологический анализ деятельности регионального парламента как актора социальной политики / Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat.. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/ content/sotsiologicheskii-analiz-deyatelnosti-regionalnogo-parlamenta-kak-aktora-sotsialnoi-politiki#ixzz3q31PARrW

24 Порус В.Н. Эпистемологический смысл коммуникативной рациональности. Вестник Российского Гуманитарного научного фонда. - 2009. - Бюллетень №3 (56). -С. 82.

25 Касавин И.Т. Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные проблемы. - М.: Альфа-М, 2013. Сайт «Платона-Нет». [Электронный ресурс]. URL: http:// platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/ filosofija_poznanija/kasavin-i-t-sotsialnaya-epistemologiya-fundamentalnye-i-prikladnye-problemy-2013

26 Доклад председателя Законодательного Собрания Приморского края Виктора Горчакова на научно-практическая конференции, посвященной 20-летию представительной власти. [Электронный ресурс]. URL: www. zspk.gov.ru/upload/iblock/c11/ДОКЛАД%20 ГОРЧАКОВА.docx.

Elena Aleksandrovna Gergel, graduate of 2012 of the Specialty of State and Municipal Administration of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chairman of the Committee on Social Policy of the Altai Regional Legislative Assembly (Barnaul, Russia).

The article discusses the activities of the Altai Regional Legislative Assembly on social policy, obj ectives of its improvement in the Altai Regional Legislative Assembly have been identified.

Key words: social policy, social services, social support, legislative initiative.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.