Научная статья на тему 'К юбилею саратовских композиторов В. Мишле и В. Королевского'

К юбилею саратовских композиторов В. Мишле и В. Королевского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
23
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саратовская композиторская школа / Владимир Мишле / Владимир Королевский. / Saratov School of composers / Vladimir Mishle / Vladimir Korolevskiy.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вишневская Лилия Алексеевна, Орлов Владимир Валерьевич

В статье представлена характеристика творчества композиторов саратовской школы, недавно отметивших свой шестидесятилетний юбилей. Это Владимир Мишле и Владимир Королевский, которые являются воспитанниками и продолжателями традиций таких корифеев саратовской композиторской школы, как Борис Сосновцев и Олег Моралёв. Общность творческих установок композиторов-юбиляров проявляется на разных уровнях. Это обращение к жанру симфонии, поиск разных тембровых ансамблей в камерной инструментальной музыке, обращение к стилевому синтезу (полистилистике) как одному из ведущих и популярных принципов современной композиции. Одновременно, творчество Мишле и Королевского обладает ярко выраженной индивидуальностью и стилевой узнаваемостью, и это напрямую связано с менталитетом (экстравертные и интровертные черты личности) и музыкальным мышлением композиторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Anniversary of Saratov Composers V. Mishle and V. Korolevskiy

The article features the review of the creative work of Saratov School composers who have recently celebrated their 60th anniversaries. They are Vladimir Mishle and Vladimir Korolevskiy, who first studied under and then carried on traditions of such luminaries of Saratov School of composition as Boris Sosnovtsev and Oleg Moralyev. Common features of creative paradigms of the anniversary celebrants are revealed on different levels. Both of them draw upon the symphony genre, look for various timbre ensembles in instrumental chamber music, turn to the style synthesis (poly-stylistics) as one of the leading and popular principles of modern composing. At the same time, the creative work of Mishle and Korolevskiy has a clearly distinct style, which is directly related to mentality (extraverted and introverted character traits) and the musical thinking of the composers.

Текст научной работы на тему «К юбилею саратовских композиторов В. Мишле и В. Королевского»

Вишневская Лилия Алексеевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Vishnevskaya Liliya Alekseevna, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Department of the Theory of Music and Composition of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

Орлов Владимир Валерьевич, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Оrlov Vladimir Valeryevich, PhD (Arts), Associate Professor at the Department of the Theory of Music and Composition of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

К ЮБИЛЕЮ САРАТОВСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В. МИШЛЕ И В. КОРОЛЕВСКОГО

В статье представлена характеристика творчества композиторов саратовской школы, недавно отметивших свой шестидесятилетний юбилей. Это Владимир Мишле и Владимир Королевский, которые являются воспитанниками и продолжателями традиций таких корифеев саратовской композиторской школы, как Борис Сосновцев и Олег Моралёв. Общность творческих установок композиторов-юбиляров проявляется на разных уровнях. Это обращение к жанру симфонии, поиск разных тембровых ансамблей в камерной инструментальной музыке, обращение к стилевому синтезу (полистилистике) как одному из ведущих и популярных принципов современной композиции. Одновременно, творчество Мишле и Королевского обладает ярко выраженной индивидуальностью и стилевой узнаваемостью, и это напрямую связано с менталитетом (экстравертные и интровертные черты личности) и музыкальным мышлением композиторов.

Ключевые слова: Саратовская композиторская школа, Владимир Мишле, Владимир Королевский.

TO THE ANNIVERSARY OF SARATOV COMPOSERS V. MISHLE AND V. KOROLEVSKIY

The article features the review of the creative work of Saratov School composers who have recently celebrated their 60th anniversaries. They are Vladimir Mishle and Vladimir Korolevskiy, who first studied under and then carried on traditions of such luminaries ofSaratov School of composition as Boris Sosnovtsev and Oleg Moralyev. Common features of creative paradigms of the anniversary celebrants are revealed on different levels. Both of them draw upon the symphony genre, look for various timbre ensembles in instrumental chamber music, turn to the style synthesis (poly-stylistics) as one of the leading and popular principles of modern composing. Atthe same time, the creative work of Mishle and Korolevskiy has a clearly distinct style, which is directly related to mentality (extraverted and introverted character traits) and the musical thinking of the composers.

Key words: Saratov School of composers, Vladimir Mishle, Vladimir Korolevskiy.

В конце 2020 года саратовская композиторская школа отметила два юбилея: 13 октября исполнилось 60 лет В. Королевскому, а 29 октября — В. Мишле. Эти известные имена представляют среднее поколение саратовской композиторской школы и примечательны тем, что укрепляют и развивают её традиции, заложенные такими корифеями, как Б. Сосновцев, А. Бренинг, В. Ковалёв, О. Моралёв, М. Симанский, Е. Гохман. Одновременно, творчество каждого из юбиляров раскрывает свой, индивидуальный и неповторимый музыкальный мир, дающий новую огранку школе саратовских композиторов.

Владимир Станиславович Мишле1 окончил Саратовскую консерваторию в 1984 году по классу композиции профессоров Бориса Сосновцева и Олега Мора-лёва. Некоторое время работал в Центральной детской музыкальной школе города Саратова и уже там своей деятельностью, талантом и прирождённой способностью учить детей музыке завоевал авторитет, уважение и своих учеников, и всего педагогического коллектива. В настоящее время В. Мишле — профессор кафедры

1 Творчество В. Мишле освещено в [2; 10; 11].

теории музыки и композиции, наставник многих молодых композиторов, член Союза композиторов России, зрелый мастер, претворяющий в творчестве собственное видение путей развития современной музыки (фото 1).

Чрезвычайно богато представлена жанровая палитра его сочинений. Это симфонии, программная музыка для симфонического оркестра и фортепиано с оркестром, сочинения для камерного оркестра и солирующих инструментов (фортепиано, скрипка, флейта, виолончель), камерно-вокальная и хоровая музыка, сочинения для детей и различного рода постановок (театральных, телевизионных), аранжировки и транскрипции, музыкальные шутки и пародии. В целом музыке В. Мишле присуще звучание, позволяющее проводить параллели с музыкой разных времён и стилевых направлений — от ренессанса до современной отечественной классики. Понятие «современность» композитор связывает с понятием «традиция», без опоры на которую нельзя открыть ничего нового. В этом кроется особое отношение к музыке классиков, которая навсегда стала эталоном, «проверкой на прочность» в его творчестве.

Фото 1

Сам композитор называет свои сочинения «серьёзной» и «несерьёзной» музыкой. И в такой характеристике проступает специфика его мышления, акцентирующего юмор, шутку, игровое начало как в музыкальном творчестве, так и в сфере словесной пародии. Эти черты сформировали импровизационно-игровую модель как «несерьёзных», так и «серьёзных» сочинений композитора. Не менее важной стилевой составляющей выступает конструктивная модель, рождённая высочайшим пиететом по отношению к классическим традициям формообразования и техник письма. Один из постулатов современного театрального искусства — «Любую современность надо играть как классику. Любая классика должна звучать современно» — как нельзя лучше отражает сущность творчества В. Мишле, «озвучивает» его непрерывный внутренний диалог с музыкой прошлого и настоящего, воплощённый в такой современной технике письма как полистилистика.

С точки зрения эволюции его стиля, показателен жанр симфонии. Так, если выпускная Первая симфония была решена в традициях драматического симфонизма XX века (здесь слышны явственные переклички с симфонизмом Мясковского и Шостаковича), то в Четвёртой симфонии2 сконцентрированы показательные черты зрелого стиля музыки В. Мишле. Это лирические и эпи-

ческие образы, возведение песенного тематизма в ранг симфонического (в этом композитор особенно близок Шуберту), камерная трактовка оркестра, тенденция к тематическому единству и одночастной трактовке формы, выявление интонационного родства музыки разных эпох и стилей.

Самостоятельную нишу в творчестве В. Мишле занимает жанр аранжировки (обработки, транскрипции). Композитор должен обладать незаурядным талантом, мастерством владения тембровой, фактурной, гармонической импровизации, чтобы подобная музыка обрела безусловную художественную ценность и не повторяла исходный образец. Но самое главное — это создание сочинения, в котором заимствованный материал подчинялся бы авторскому замыслу. Именно такое свойство характеризует жанр обработки в творчестве композитора.

Неповторимые очертания жанр обработки обретает в «несерьёзной» музыке (музыкальной пародии) В. Мишле. Кто-то воспримет некоторые его сочинения (квартет «Памяти кузнечика», вариации на новогоднюю тему «Ёлочка» или на тему «Феличита») в качестве попурри, калейдоскопа не связанных между собой мелодий. На самом деле, всё обстоит гораздо серьёзнее и значительнее. Сам композитор говорит: «Смешно — не значит несерьёзно. Можно взять для сочинения серьёзные темы и получить смешной результат. А можно — смешную несерьёзную тему и придать ей симфоническое развитие, облечь в стройную форму, и это — серьёзная и трудная работа. Жанр пародии — редкий и с огромными нетронутыми возможностями. И вообще, этот жанр в силу своей необычности и оригинальности сможет кого-то заставить улыбнуться, посмотреть на мир другими глазами. Ведь смех лечит!»

В «несерьёзных» произведениях В. Мишле с наибольшей откровенностью проявились тенденция к охвату мировой музыкальной культуры, стремление познать тайну интонационного родства самых разных направлений и стилей. Композитор словно совершает музыкальную прогулку во времени, создаёт интонационно-образную и формообразующую интригу в столкновении и взаимодействии мелодий незатейливых детских песенок, популярных шлягеров, джаза и произведений высокой музыкальной классики. В итоге возникает совершенно самостоятельное, жанрово и драматургически уникальное музыкальное полотно, привлекающее внимание крупных исполнителей. Жанр музыкальной пародии стирает границы между эстрадной, джазовой и классической музыкой, объединённой, по мнению композитора, общими законами построения формы, представляющей направления и стили, которые могут существенно обогатить и дополнить друг друга. Более того, В. Мишле считает, что сплав классических напевов и элементов джаза или шлягера служит популяризации, возрождению интереса к академической музыке.

2 Впервые Четвёртая симфония была исполнена в 2009 году. 12 февраля 2021 года симфония прозвучала в Большом зале Саратовской консерватории в посвящённом юбилею композиторов концерте, в исполнении студенческого симфонического оркестра консерватории (художественный руководитель и главный дирижёр М. Мясников).

4

Подобные произведения композитора построены на сквозной интонации, объединяющей тематическое множество и подвергающейся разработке в классических техниках композиции (сонатная форма, имитация, контрапункт, фуга). Все эти техники создают «удивительное воздействие на слушателя при минимальном количестве использованных средств, которое невозможно заменить никакими излишествами» [10, с. 6]. Жанр обработки в музыкальных пародиях В. Мишле — это художественное открытие, форма интеллектуально-музыкального общения посвящённых, наивысшее выражение игрового кода музыки. Здесь предчувствуется тайна искусства композиции, доступного избранным. Как говорил гениальный Моцарт в фильме Милоша Формана: «Придумать мелодию может каждый, но что он будет с нею делать?»

Мелодизм, стройность формы и позитивный настрой музыки В. Мишле привлекают внимание отечественных и зарубежных исполнителей и слушателей. Композитор — постоянный участник концертов Международного благотворительного фонда В. Спивакова «Услышать будущего зов» и Московского международного «Дома музыки». Его сочинения звучат в концертах российских музыкантов-стажёров за рубежом (Париж), в исполнении Молодёжного камерного оркестра под управлением В. Вороны и Камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Он плодотворно сотрудничает с Камерными оркестрами под управлением Л. Исакадзе (Грузия) и Е. Бушкова (Беларусь), с Поволжским камерным оркестром под руководством М. Мясникова (Энгельс). И, наконец, оригинальная музыка и аранжировки В. Мишле давно входят в репертуар всех творческих коллективов Саратовской консерватории.

Владимир Григорьевич Королевский3 окончил Саратовскую консерваторию в 1986 году по классу композиции профессоров Бориса Сосновцева и Олега Моралёва. После окончания консерватории и службы в армии композитор в течение 12 лет работал в Волгограде, где особенно прославился музыкой к театральным спектаклям. В 2002 году композитор был приглашён для работы в Саратовскую консерваторию на кафедру теории музыки и композиции, где до 2012 года преподавал класс композиции и некоторые музыкально-теоретические дисциплины. Его ученики плодотворно работают в российских музыкальных учебных заведениях, в том числе в Саратовской консерватории и областном колледже искусств (фото 2).

Творчество В. Королевского представлено сочинениями самых разных жанров и исполнительских составов. Им написаны пять симфоний4, концерты, камерные инструментальные и хоровые сочинения, музыка к 22-м театральным постановкам. Назовём некоторые из его сочинений: «Концертино» для фортепиано и симфонического оркестра; «Речитатив и сонатина» для флейты

Фото 2

и камерного оркестра; концерт «Лабиринты» для баяна и камерного оркестра; три цикла для детского хора («Шесть песен» на стихи Б. Заходера, «Удивительная кошка» на стихи Д. Хармса, «Нарния» на стихи В. Самохиной и собственные слова); театральный триптих («Маугли», «Сказка о царе Салтане», «Стилизации») и др. Склонность к полифоническому письму, полифоническим жанрам и формам воплотилась как в педагогике Владимира Григорьевича, так и в его музыке. Это такие сочинения, как «Прелюдия и фуга» на стихи Архилоха; «Вариации и фуга» на тему знаменного распева для хора, камерного оркестра и органа; «Гимн, мотет и фугетта» для скрипки, виолончели и фортепиано.

Для стиля музыки В. Королевского показательно обращение к слову и вокалу в инструментальных сочинениях (таков, к примеру, финал Второй симфонии). Его музыка вмещает три замечательных качества. Во-первых, это высокий композиторский професси-

3 Творчество В. Королевского освещено в [1; 3-10].

4 Вторая симфония В. Королевского впервые прозвучала в Саратове в Большом зале Саратовской консерватории 12 февраля 2021 года в посвящённом юбилею композиторов концерте, в исполнении студенческого симфонического оркестра консерватории (художественный руководитель и главный дирижёр М. Мясников).

5

онализм, который проявлен в нестандартном тема-тизме, в непредсказуемости его развития. Во-вторых, ясный музыкальный язык и, при этом, независимость мышления делают его сочинения доступными широкой аудитории. И, в-третьих, в музыке Королевского находит претворение полистилистика — одна из самых демократических и популярных техник современной композиции. При этом отсылка к музыке прошлого не затеняет самостоятельность авторского текста, который никогда не опускается до непонимающего слушателя, но, напротив, приподнимает его над самим собой высокохудожественным и интеллектуальным смыслом.

Музыка В. Королевского находит большой отклик у исполнителей. В Саратове таковым выступает баянист В. Грачёв — заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, профессор кафедры народных инструментов Саратовской консерватории, один из исполнительских поклонников сочинений Королевского5. В его исполнении саратовским слушателям впервые были представлены многие сочинения композитора. Это, в частности, концерт «Лабиринты» для баяна и камерного оркестра и сюита «Несерьёзно» (из музыки к спектаклю «Золотой ключик») для трёх баянов (совместно с баянистами В. Карташовым и В. Суняйкиным). Соло в Пятой симфонии «Вселенная Нино Роты» для баяна, органа, баритона, флейты, флейты-пикколо, английского рожка, скрипки, виолончели, ударных и МасВоок.

Нельзя не упомянуть и других известных в Саратове солистов и коллективов, в репертуар которых входят сочинения В. Королевского. Таковыми выступают Академический хор (художественный руководитель профессор Л. Лицова) и Камерный оркестр (художественный руководитель доцент Т. Быкова) консерватории, в сопровождении органа (доцент Н. Гольфарб) исполнившие в 2008 году «Прелюдию и фугу» на стихи древ-

негреческого поэта Архилоха. «Концертино» для фортепиано с оркестром было исполнено Академическим симфоническим оркестром Саратовской областной филармонии имени А. Г. Шнитке (дирижёр Р. Белы-шев, Москва) и солистом В. Королевским (младшим), который многое делает для популяризации творчества своего отца. В 2010 году в исполнении студенческого симфонического оркестра (дирижёр М. Тургумбаев), органа (Н. Гольфарб) и солистов Саратовского Академического Театра оперы и балета прозвучала Третья симфония композитора, в которой использована поэзия Д. Мережковского.

В 2019 году большой концертный вечер был посвя-щён камерным сочинениям В. Королевского в исполнении известного творческого коллектива консерватории, ансамбля «Театр новой музыки» (художественный руководитель В. Орлов). В исполнении музыкантов ансамбля прозвучали «Гимн, мотет и фугетта» для скрипки, виолончели и фортепиано, «Речитатив и сонатина» для флейты и фортепиано, «Шесть детских песен» на стихи Б. Заходера для сопрано и фортепиано, «Сонет № 66» для сопрано и фортепиано на стихи У. Шекспира, «Почти сентиментально, или музыка для флейты, скрипки и фагота», фортепианные пьесы «Настроения» и «Токката» (в исполнении Королевского младшего).

Музыка В. Королевского исполняется не только в Саратове, но и в других городах России (Брянск, Волгоград, Москва, Нижневартовск, Кондопог, Ростов-на-Дону) и за рубежом (Западный Берлин).

В заключение отметим, что творчество В. Мишле и В. Королевского стало достоянием саратовской композиторской школы, обогащённой в их сочинениях современными техниками письма, современным музыкальным языком. И в юбилей наших замечательных композиторов хочется пожелать им самого главного — здоровья!

Литература

1. Быстричкина Н. В. Владимир Королевский: лабиринты творчества // Музыкальная академия. 2011. № 2. С. 48-52.

2. Вишневская Л. А. О музыке Владимира Мишле // Музыка и время. 2013. № 3. С. 41-43.

3. Инструментальные произведения волгоградских композиторов для начинающих музыкантов. Волгоград: Издатель, 2003. 208 с.

4. Королевская Н. В. Владимир Королевский // Композиторы и музыковеды Саратова. М.: Композитор, 2008. С. 386-401.

5. Королевская Н. В. Диалог о музыкальном содержании // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. 2016. № 7 (69). Ч. 2. С. 83-87.

6. Королевская Н. В. Образ как основа музыкального смыс-лообразования // Диалог искусств и арт-парадигм. Том II. Саратов, 2018. С. 135-153.

7. Королевская Н. В. Слово и музыка в произведениях са-

ратовских композиторов: в пространствах смысла. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2014. 292 с.

8. Орлов В. В. Владимир Королевский. «Речитатив и сонатина» для флейты и камерного оркестра в авторском переложении для флейты и фортепиано // Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире. Астрахань: ПКФ «Триада», 2020. С. 206-214.

9. Орлов В. В. Владимир Королевский. «Шесть детских песен» на стихи Б. Заходера // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2019. № 5. С. 71-77.

10. Севостьянова Л. В. Слово музыковеда // Королевский В. Г., Мишле В. С., Полозов С. П. Сочинения для струнного квартета. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2012. С. 5-10.

11. Субботин И. А., Вишневская Л. А. Полистилистика в музыке саратовских композиторов. Саратов: СГК имени Л. В. Собинова, 2017. 252 с.

5 В 2008 году в исполнении В. Грачёва и камерного оркестра Саратовской консерватории под управлением доцента Т. Быковой прозвучал Концерт «Лабиринты» для баяна и камерного оркестра.

References

1. Bystrichkina N. V. Vladimir Korolevskiy: labirinty tvorchestva [Vladimir Korolevskiy: labyrinths of creativity] // Muzikalnaya academia [Music academy]. 2011. № 2. Pp. 48-52.

2. Vishnevskaya L. A. O muzyke Vladimira Mishle [On Vladimir Michele's music] // Muzyka i vremya [Music and time]. 2013. № 3. Pp. 41-43.

3. Instrumentalniye proizvedeniya volgogradskikh kompozi-torov dlya nachinayuschih muzykantov [Instrumental works ofVolgograd composers for beginning musicians]. Volgograd: Izdatel, 2003. 208 p.

4. Korolevskaya N. V. Vladimir Korolevskiy [Vladimir Korolevskiy] // Kompozitory i muzikovedy Saratova [Composers and musicologists of Saratov]. M.: Kompozitor, 2008. Pp. 386-401.

5. Korolevskaya N. V. Dialog o muzykalnom soderzhanii [Dialogue on the musical content] // Istoricheskiye, filosofskiye, poli-ticheskiye i yuridicheskiye nauki, kulturologiya i iskusstvovedeniye [Historical, philosophic, political and legal sciences, cultural science and art history]. 2016. № 7 (69). Part 2. Pp. 83-87.

6. Korolevskaya N. V. Obraz kak osnova muzikalnogo smysloo-brazovaniya [Image as the basis of the musical meaning-making] // Dialog iskusstv i art-paradigm [Dialogue of arts and art-paradigms]. Vol. II. Saratov, 2018. Pp. 135-153.

7. Korolevskaya N. V. Slovo i muzyka v proizvedeniyah sara-tovskih kompozitorov: v prostranstvah smysla [Word and music

Информация об авторах

Лилия Алексеевна Вишневская E-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Владимир Валерьевич Орлов E-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

in the works of Saratov composers: in the spaces of the meaning]. Saratov: Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov, 2014. 292 p.

8. Orlov V. V. Vladimir Korolevskiy. «Rechitativ i sonatina» dlya feisty i kamernogo orchestra v avtorskom perelozhenii dlya fleity i fortepiano [Vladimir Korolevskiy. «Recitative and sonatina» for a flute and a chamber orchestra in the author's arrangement for a flute and piano] // Muzykalnaya nauka i kompozitorskoye tvorchestvo v sovremennom mire [Musical science and composer's creativity in the modern world]. Astrakhan: PKF «Triada», 2020. Pp. 206-214.

9. Orlov V. V. Vladimir Korolevskiy. «Shest detskih pesen» na stikhi B. Zakhodera [Vladimir Korolevskiy. «Six children's songs» based on B. Zakhoder's poems] // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2019. № 5. Pp. 71-77.

10. Sevostyanova L. V. Slovo muzykoveda [The word of a musicologist] // Korolevskiy V. G., Mishle V. S., Polozov S. P. Sochineniya dlya strunnogo kvarteta [Pieces for a string quartet]. Saratov: Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov, 2012. Pp. 5-10.

11. Subbotin I. A., Vishnevskaya L. A. Polistilistika v muzyke saratovskih kompozitorov [Poly-stylistics in the music by Saratov composers]. Saratov: Saratov State Conservatoire named after L.V. Sobinov, 2017. 252 p.

Information about the authors

Liliya Alekseevna Vishnevskaya E-mail: [email protected]

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, Kirova Avenue, 1

Vladimir Valeryevich Orlov E-mail: [email protected]

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, Kirova Avenue, 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.