Научная статья на тему 'К 100-летию Бориса Андреевича Сосновцева'

К 100-летию Бориса Андреевича Сосновцева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б. А. Сосновцев / композитор / музыковед / исследователь / педагог / организатор / создатель саратовской композиторской и музыковедческой школы / педагогическое мастерство / развитие творческих традиций русской музыки и российского музыкознания / лирико-эпические образы / связь с народно-песенными истоками. / B. A. Sosnovtsev / composer / musicologist / teacher / founder of Saratov school of composition and musicology / traditions of Russian classical music / connection with folk-song / lyric and epic images.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова Наталия Владимировна

Статья посвящена рассказу о творческой, научной, педагогической и общественной деятельности талантливого композитора и музыковеда Б. А. Сосновцева, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора, заведующего кафедрой теории музыки и композиции, ректора (1969–1976) Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова, в связи сего 100-летием.Представлены биографические сведения о композиторе, общая характеристика его творческой, научно-исследовательской,общественной и педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the 100-th Anniversary of Boris Sosnovtsev

The article tells about life, work, and social activity of B. A. Sosnovtsev, a talented composer and musicologist, an Honored Artist of the RSFSR, Professor, Head of Music theory and composition Department and Rector of the Saratov State Conservatoire (1969–1976). The article is dedicated to his 100th anniversary. Biographical information is combined here with a general characteristic of his teaching activity, musical and theoretical legacy.

Текст научной работы на тему «К 100-летию Бориса Андреевича Сосновцева»

Иванова Наталия Владимировна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Ivanova Natalya Vladimirovna, PhD (Arts), Professor at the Theory of music and composition Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

К 100-ЛЕТИЮ БОРИСА АНДРЕЕВИЧА СОСНОВЦЕВА

Статья посвящена рассказу о творческой, научной, педагогической и общественной деятельности талантливого композитора и музыковеда Б. А. Сосновцева, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора, заведующего кафедрой теории музыки и композиции, ректора (1969-1976) Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова, в связи с его 100-летием. Представлены биографические сведения о композиторе, общая характеристика его творческой, научно-исследовательской, общественной и педагогической деятельности.

Ключевые слова: Б. А. Сосновцев, композитор, музыковед, исследователь, педагог, организатор, создатель саратовской композиторской и музыковедческой школы, педагогическое мастерство, развитие творческих традиций русской музыки и российского музыкознания, лирико-эпические образы, связь с народно-песенными истоками.

TO THE 100-TH ANNIVERSARY OF BORIS SOSNOVTSEV

The article tells about life, work, and social activity of B. A. Sosnovtsev, a talented composer and musicologist, an Honored Artist ofthe RSFSR, Professor, Head of Music theory and composition Department and Rector of the Saratov State Conservatoire (1969-1976). The article is dedicated to his 100th anniversary. Biographical information is combined here with a general characteristic of his teaching activity, musical and theoretical legacy.

Key words: B. A. Sosnovtsev, composer, musicologist, teacher, founder of Saratov school of composition and musicology, traditions of Russian classical music, connection with folk-song, lyric and epic images.

В 2021 г. исполнилось 100 лет со дня рождения талантливого композитора, педагога, музыковеда-исследователя и общественного деятеля Б. А. Сосновцева, заслуженного деятеля искусств РСФСР, кандидата искусствоведения, профессора, заведующего кафедрой теории музыки и композиции и ректора (1969-1976) Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, председателя Саратовского отделения СК РСФСР. С его именем неразрывно связана пора становления и расцвета кафедры теории музыки и композиции и Саратовской консерватории в целом в 60-70-е гг. ХХ в. Борис Андреевич обладал счастливым сочетанием композиторского дарования со склонностью к исследовательской работе, педагогическим мастерством, практичностью дальновидного администратора, а также такими замечательными человеческими качествами, как скромность, интеллигентность, трудолюбие, интерес и уважение к людям, любовь к своему делу и бескорыстное служение ему. Это позволило Б. А. Сосновцеву внести значительный вклад в развитие музыкальной культуры

и образования в Саратове (фото 1).

***

Б. А. Сосновцев родился 20 июля 1921 г. в Самаре. Отец его, Андрей Андреевич, был хирургом, доцентом Медицинского института, а мать, Ольга Александровна, заведовала кафедрой аналитической химии Индустриального института. Родители с детства прививали сыну любовь к книгам, знаниям, природе и искусству.

Семья Сосновцевых имела богатую историю. Дед композитора по отцовской линии А. И. Сосновцев был

Фото 1. Б. А. Сосновцев

единоверческим священником, а дед по материнской линии — А. И. Крестовский — полковником, начальником Самарского военного гарнизона. Профессиональных музыкантов в семье не было, но все любили музыку, дома пели и музицировали, часто ходили в оперный театр. В школьные годы Борис учился игре на фортепи-

ано. Окончив с отличием Куйбышевское музыкальное училище, где среди его преподавателей были А. В. Фере, С. О. Орлов, А. Ф. Лаговская, в 1940 г., по совету И. В. Спо-собина, Б. Сосновцев поступил на последний курс композиторского отделения музыкального училища при Московской консерватории, где наставниками молодого композитора стали И. В. Способин и Г. И. Литинский. Дружба Б. А. Сосновцева с Генрихом Ильичом Литинским (учеником Р. М. Глиэра), преподававшим композицию и полифонию, продлилась долгие годы (фото 2).

от работы. Осенью 1944 г. он приступил к занятиям в Московской консерватории. Его однокурсниками были Г. Галынин, Л. Наумов, А. Холминов, а после окончания войны, в 1945 г., к ним присоединились К. Молчанов и К. Хачатурян. Учился Сосновцев блестяще, ежегодно получал персональную стипендию имени П. И. Чайковского и окончил консерваторию с отличием (фото 3).

Фото 3. Б. А. Сосновцев (1948 г.), Московская консерватория

Фото 2. Г. И. Литинский

Окончив с отличием четвёртый курс, в июне 1941 г. Б. Сосновцев уехал на каникулы в Куйбышев, ещё не зная о том, что И. В. Способин перевел его в консерваторию без экзаменов за отличные успехи(!) Вскоре началась Великая Отечественная война, и жизнь резко изменилась. Невоеннообязанный по зрению, Сосновцев жил в Куйбышеве, полгода учился в Индустриальном институте, потом работал чертежником в КБ военного завода. Заниматься музыкой он продолжал под руководством Г. И. Литинского, который руководил этими занятиями по переписке, побуждая молодого композитора к творчеству, давал ему задания, требовал присылать сочинения, подробно их анализировал.

В октябре 1941 г., когда в Куйбышев приехал эвакуированный из блокадного Ленинграда Д. Д. Шостакович, Г. И. Литинский настоятельно рекомендовал Борису взять несколько уроков по композиции у Дмитрия Дмитриевича, который в то время заканчивал свою Седьмую симфонию. Шостакович брал Бориса с собой на репетиции и на премьеру симфонии 5 марта 1942 г. Пожелтевшую от времени программку этого концерта Борис Андреевич хранил всю жизнь. Общение с гениальным музыкантом — великое счастье, которое запомнилось навсегда и было добрым знаком судьбы!

В 1944 г., когда Победа была уже близка, вышло официальное постановление ЦК об отзыве творческой молодежи с фронтов и военных предприятий. Д. Д. Шостакович и Г. И. Литинский написали письмо-ходатайство в дирекцию военного завода, и Бориса освободили

Педагогом Бориса Андреевича по композиции в консерватории был авторитетнейший Анатолий Николаевич Александров, представитель классической русской композиторской школы, друг С. И. Танеева, современник С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина, Н. Я. Мясковского и С. С. Прокофьева, свидетель и участник формирования традиций советского музыкального искусства. Он высоко ценил дарование Б. Сосновцева. Сохранились его письма к Борису Андреевичу и к его матери Ольге Александровне, а также отзыв, рекомендующий к печати скрипичную сонату Б. Сосновцева, написанную в студенческие годы: «Соната для скрипки и фортепиано Бориса Сосновцева d-moll — очень хорошее сочинение. Простые и ясные чувства, хорошая форма (в особенности это относится к 1 и 2 частям), правильное соотношение звучностей скрипки и фортепиано — вот положительные качества сонаты. К ним можно прибавить ещё хорошие традиции русской классической музыки (Бородин, Чайковский, народная песня). Сочинение Сосновцева, как произведение молодого талантливого композитора, заслуживает, по-моему, быть напечатанным. 13января 1948 года. Ан. Александров» [3, с. 4] (фото 4).

В письме к О. А. Сосновцевой раскрывается не только отношение учителя к своему ученику, но и его взгляд

4

Фото 4. Ан. Н. Александ

на композиторское творчество:

«Я считаю Бориса талантливым музыкантом и очень скромным, несамоуверенным человеком..., очень люблю его за серьезность и скромность и очень уважаю то упорство, с которым он продвигается успешно вперед в трудной и неблагодарной специальности — композиции. Его успехи последних лет замечены не только мною, но и всем факультетом. Я очень надеюсь, что и его дипломная работа... будет отлично оценена на выпускном экзамене...

Скромность же и отсутствие самоуверенности, большей частью, кажется, только вредят карьере. К тому же наша специальность — одна из самых неблагодарных специальностей, и посвящать себя ей всегда рискованно. Нужно или уж очень любить это дело, чтобы заниматься им даже с риском внешней малоуспешности, или быть дьявольски энергичным в устройстве своих дел. От степени таланта зависит, конечно, многое в успехе нашей деятельности, но эта зависимость далеко не пропорциональна таланту, успех в гораздо большей степени обусловлен другими факторами, из которых одни коренятся в личных свойствах композитора, другие вообще не зависят от человека.

Я во всяком случае желаю Борису от всей души дальнейшего и непрерывного роста в его творческой работе

и всяческого успеха в жизни. Всегда буду рад помочь ему и в том и в другом, если это будет от меня зависеть.

(5 декабря 1948 года)» [1, с. 5-6].

После окончания консерватории Б. А. Сосновцев учился в аспирантуре и под руководством профессора

B. А. Цуккермана написал и защитил в 1954 г. кандидатскую диссертацию «Симфоническое творчество

C. В. Рахманинова в период 1890-1900 годов». Завершив образование, он продолжил свою профессиональную деятельность в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Он приехал в Саратов в сентябре 1953 г., радуясь возвращению на берега горячо любимой Волги, красота которой всегда восхищала и вдохновляла его.

Кафедра теории и истории музыки Саратовской консерватории, как и вся обескровленная войной страна, находилась в то время в трудном положении. Численный состав студентов-музыковедов сильно упал, а композиторское отделение на 10 лет прекратило свое существование после неудачных попыток наладить его работу. Необходимо было приложить немало усилий для восстановления утерянных позиций. Молодой композитор энергично принялся за работу и добился значительных успехов, что отразилось в его стремительном должностном продвижении. Уже в 1956 г. он стал заведующим кафедрой теории и истории музыки, а с 1961 г. — заведующим кафедрой теории музыки и композиции; с 1968 г. — профессором, а в 1970-е гг. — заслуженным деятелем искусств РСФСР и ректором консерватории (фото 5). На ответственных постах заведующего кафедрой и ректора Б. А. Сосновцев стал успешным и деятельным администратором. Ему удалось увеличить прием студентов (а значит и выпуск специалистов), повысить престиж специальностей музыковеда и композитора, поддерживать высокий уровень преподавания музыкально-теоретических дисциплин, создать кафедру теории музыки и композиции, обеспечив плодотворность её работы на многие годы вперед, создать и возглавить саратовскую музыковедческую и композиторскую школы. Кроме того, в годы его ректорства здание нашей консерватории было отреставрировано и приобрело современный вид,

Фото 5. Б. А. Сосновцев, ноябрь 1964 г.

5

был построен и введен в эксплуатацию новый учебный корпус с оперной студией, так естественно дополнивший облик исторического здания (фото 6).

Профессор И. А. Тютьманов в работе, посвященной 50-летию Саратовской консерватории, написанной в 1961 г., так охарактеризовал вклад молодого композитора в развитие кафедры и консерватории в целом: «Б. А. Сосновцев оказался умелым организатором, способным наладить контакт по всем основным направлениям в работе историко-теоретического факультета. Внимательное изучение студентов как в условиях классных, так и самостоятельных занятий, планомерность и четкость в построении научно-методической и учебной работы кафедры,уменье видеть при постановке данной проблемы возможности ее перспективного развития в дальнейшем — вот наиболее заметные качественные факторы, определяющие стиль его руководства. Будучи композитором по специальности, он проявил горячую инициативу в организации кружка молодых композиторов, который позднее, в 1960/61 году, перерос в композиторское отделение при историко-теоретиче-ском факультете консерватории» [2, с. 31-32] (фото 7).

1950-е гг. стали временем наивысшей активности Б. А. Сосновцева в области научных исследований.

В первых выпусках Научно-методических записок Саратовской консерватории 1957 и 1959 гг. были опубликованы его статьи «Сложный период», «Вариантная форма», «"Утес" С. В. Рахманинова», «Вторая симфония С. В. Рахманинова». Они получили высокую оценку таких авторитетных музыковедов, как В. А. Цуккерман, В. В. Протопопов, В. П. Бобровский, И. В. Лаврентьева, которые в своих работах неоднократно на них ссылались. Глубина и своеобразие мышления сочетаются в них с простотой и краткостью изложения, что свидетельствует о высоком профессионализме автора, чьи труды не потеряли своей значимости и сегодня. Главными их достоинствами являются верность традициям выдающихся музыковедов Б. В. Асафьева, Л. А. Мазеля, В. А. Цуккермана, тонкое композиторское слышание музыки, свобода и самостоятельность мысли, аналитическое мастерство.

Познакомившись с работами Б. А. Сосновцева, В. А. Цуккерман написал, что считает их «интересными, ценными, продвигающими вперед изучение поставленных в них вопросов» (письмо от 19 мая 1958 г. из архива семьи Сосновцевых). Позднее, уже в 1974 г., отдавая дань приоритету Б. А. Сосновцева в разработке теории вариантной формы, он писал: «Понятие варианта, вариантности были развиты в ряде работ Б. В. Асафьева. Далее, им уделено внимание в книгах Л. А. Мазеля "О мелодии" (М., 1952), В. В. Протопопова "Вариационные процессы в музыкальной форме" (М., 1967). В статье В. П. Бобровского "О двух методах тематического развития в симфониях и квартетах Шостаковича" ("Дмитрий Шостакович", М., 1967) некоторые разделы специально посвящены рассмотрению видов вариантного развития. Наиболее развернутое исследование вопросов вариантности представлено в статье И. В. Лаврентьевой "Вариантность и вариантная форма в песенных циклах Шуберта" ("От Люлли до наших дней", М., 1967). Понятие "вариантная форма" было введено Б. А. Сосновцевым в одноименной статье ("Научно-методические записки Саратовской консерватории", 1957)» [6, с. 90] (фото 8).

Неудивительно, что именно выявление характерных черт вариантной формы стало важным вкладом Б. А. Сосновцева в музыковедческую науку. Ведь в его собственной музыке вариантный тип развития органично вырастает из самой сути лирического тематизма. Не только пристальное изучение музыкального фольклора и произведений русской музыкальной классики, но и собственный композиторский опыт дал ему обширный материал для размышлений. Соединение интуитивно-чувственного постижения процессов формообразования с их рациональным аналитическим осмыслением привело исследователя к обоснованию особенных, только ей присущих характеристик вариантной формы.

Б. А. Сосновцев был талантливым и плодотворно работающим композитором, чьи сочинения исполнялись в России и за рубежом, публиковались в столичных музыкальных издательствах и в Саратове. Его перу принадлежат опера «Сказ о Волге, Степане Рази-

Фото 8. За роялем композитор Б. А. Сосновцев

не и его невесте Любаше»; 4 симфонии; Симфониетта на русские темы; кантаты «За годом — год» на стихи А. Твардовского, «Русь» на стихи И. Никитина; оратория «Я говорю это всем» на стихи С. Острового; скрипичный, виолончельный и 2 фортепианных концерта; квартеты; вокальные сочинения на стихи С. Щипачева, М. Джалиля, Н. Хикмета, Н. Заболоцкого, А. Прокофьева, С. Есенина и Н. Рубцова, инструментальные пьесы (фото 9).

Фото 9. Сосновцев Б. А. за работой

классической школы и неразрывно связана с народно-песенными истоками, образами родной природы, волжскими пейзажами. В ней преобладает лирико-эпическое начало, светлый и благородный строй чувств. Композитор воспевает красоту, гармонию, полноту и радость жизни.

В ранних произведениях, таких как Симфониетта на русские темы (1959), Пять русских народных песен для струнного квартета (1960), Четыре русские народные песни для оркестра (1963), мелодии народных песен в свободном вариантном развитии высвечиваются новыми, неожиданными гранями, не выходя за пределы лирического высказывания. Образ Степана Разина, воплощенный в музыке одноименной оперы (1977), потребовал от композитора использования более интенсивных и сочных красок, более широкого дыхания и напряженного развития, приводящего к лирико-эпическому и драматическому звучанию народно-песенного материала. В симфонических произведениях, инструментальных концертах драматическое начало выступает ярко и динамично, но и в них преобладают светлые лирические образы (фото10).

Фото 10. С дирижёром В. Жордания

Музыка Сосновцева выдержана в традициях русской

Во многих своих сочинениях композитор ведет «непрестанный внутренний диалог с Г. Свиридовым» [5, с. 329]. Особенно отчётливо это слышится в хоровых произведениях — кантате на стихи А. Твардовского «За годом — год» (1962), оратории на стихи С. Острового «Я говорю это всем» (1965), кантате на стихи И. Никитина «Русь» (1984), в вокальных циклах на стихи С. Есенина (фото 7). Народно-песенное начало выступает в них как действенное средство «поиска новых путей для выражения важнейших жизненных впечатлений» [4, с. 90]. Тонкий психологизм, обостренная чуткость к красоте поэтического слова, естественность и точность передачи авторской интонации и безупречная отточенность формы отличают циклы романсов Б. А. Сосновцева на стихи С. Щипачева (1963), Н. Заболоцкого (1966), С. Есенина (1986, 1988) и Н. Рубцова (1992). Расцвет композиторского творчества Б. А. Сосновцева приходится на 1970-е гг. В это время были написаны Вторая и Третья симфонии (1970, 1979), Виолончельный концерт (1970), Прелюдии для фортепиано (1972), Шесть

7

русских народных песен для струнного квартета (1971) и другие произведения.

Музыка Б. А. Сосновцева часто звучала на концертной эстраде и пользовалась успехом у публики. Среди исполнителей сочинений композитора такие замечательные музыканты, как А. А. Скрипай, Л. В. Иванов, О. В. Одинцов, С. Н. Алексашкин, А. Н. Чередниченко, Г. А. Ковалева, Б. Цекиновский, М. Садина, Н. Г. Фак-торович, М. С. Нерсесян, Р. И. Матсов, В. А. Игнатьев, Г. П. Проваторов, симфонический оркестр и струнный квартет Саратовской филармонии «Moz-Art».

Видную роль играл Б. А. Сосновцев в работе Саратовской организации Союза композиторов СССР. В 1956 г. он был избран ее председателем, на II и III съездах Союза композиторов СССР избирался в состав Правления СК СССР и РСФСР. В 1966 г. был избран (а в 1968 г. переизбран) председателем Правления Нижневолжской организации СК РСФСР (фото 11). На протяжении многих лет Б. А. Сосновцев поддерживал творческие и дружеские контакты с великими композиторами Д. Д. Шостаковичем и Г. В. Свиридовым. В одном из писем Георгий Васильевич обращается к своему соратнику и единомышленнику — Борису Андреевичу — с риторическим, но таким больным и неотступным вопросом: «Жизнь совершенно разлезлась по швам, как шинель Ак(акия) Ак(акиевича) Башмачкина. Кто и как и когда наладит теперь Русское музыкальное дело?» [3, с. 6].

Фото 11. Встреча с М. Л. Ростроповичем в СГК

Фото 12. Лекция по анализу музыкальных произведений в 13 (37) классе

дисциплин в консерватории, но и живую творческую среду, необходимую для становления молодых музыкантов (фото 13). Многие педагоги следующего поколения были воспитанниками кафедры, они стали настоящими специалистами в различных областях музыкознания, потому что Борис Андреевич умел не только заметить и поддержать талантливого студента, но и заставить его серьезно работать, дать возможность себя проявить, обеспечить ему перспективу развития (фото 14).

Фото 13. Кафедра теории музыки и компози-

Фото 14. Кафедра теории музыки и композиции (1982 г.)

Профессор Сосновцев был мудрым и требовательным педагогом, умевшим заразить студентов любовью к музыке, передать им традиции русской музыковедческой школы, научить трудолюбию, ответственности, самостоятельности мышления (фото 12).

Он был прекрасным руководителем кафедры, умным, ответственным и дальновидным, умело подбирал педагогические кадры и создал замечательный коллектив, в котором каждый был талантлив, неординарен и незаменим. По его приглашению в Саратов приехали видные музыковеды и композиторы Р. С. Таубе, М. Н. Си-манский, О. А. Моралёв, А. А. Бренинг, составившие костяк кафедры и обеспечившие не только высокий уровень преподавания музыкально-теоретических

За время работы в Саратовской консерватории Б. А. Сосновцев подготовил десятки талантливых музыкантов, ставших впоследствии композиторами, му-

8

зыковедами-исследователями, преподавателями, организаторами учебной и творческой работы (фото 15). Его учениками были профессора Саратовской консерватории Е. Д. Ершова, Е. И. Вартанова, Т. А. Свистуненко, Л. В. Севостьянова, Н. В. Иванова, В. С. Мишле, доцент Н. Г. Хлебникова. Во многих городах страны выпускники Б. А. Сосновцева достойно продолжали начатое им дело. Среди них профессора Е. В. Лебедева (Рига), В. Г. Комис-синский (Краснодар), С. А. Простяков (Владивосток); доценты О. Б. Сосновцева (Саратов), О. А. Гумерова (Челябинск); почетный работник среднего профессионального образования Л. Г. Князева (Рязань) и многие другие. Все они с благодарностью вспоминают своего замечательного Учителя, который всей своей жизнью воплотил известную формулу «делай что должно, и будь что будет». Не заботясь о своей популярности, неже-лая нравиться всем и каждому, он честно, талантливо и самоотверженно работал, добиваясь не показного, а настоящего успеха (фото 16).

Фото 15. Класс Б. А. Сосновцева. Стоят — Н. Г. Хлебникова и В. Г. Комиссинский; сидят (слева направо) — Е. Д. Ершова и И. М. Левина

Фото 16. С выпускниками 1972

Т. И. Надеждинская (кандидат педагогических наук, выпускница 1958 г.): «Б. А. Сосновцев — это имя является олицетворением глубокого профессионализма, серьёзного ответственного отношения к воспитанию музыкальных кадров теоретиков и композиторов, воплощением мудрости и врождённой интеллигентности» [1, с. 39] (фото 17).

Фото 17. С выпускниками 1958 г.

Можно привести много восторженных отзывов благодарных учеников, вспоминающих годы обучения в классе Б. А. Сосновцева. Вот лишь некоторые из них.

Л. В. Севостьянова (кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции СГК имени Л. В. Собинова: «О его лекциях по анализу музыкальных произведений, которые начинались на втором курсе, студенты отзывались единодушно, ценя в них ум, ясность и внятность высказывания мысли, лаконизм и отточенность формулировок. Позиционируя себя как ученика В. А. Цуккермана, на индивидуальных занятиях по анализу он в большей степени опирался на концепционные принципы другого своего учителя — Л. А. Мазеля. Их сердцевиной является таинство художественного открытия, уловить которое можно только при беспредельной чуткости, верности и преданности музыке. Этими качествами наш Учитель был наделен с избытком и щедро делился ими с каждым, кто попадал в его класс» [1, с. 35] (фото 18).

О. А. Гумерова (кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки Челябинской государственной академии культуры и искусств, почётный работник ВПО): «Нельзя сказать, что из всех учебных дисциплин, которые Б. А. Сосновцев вел в вузе, он отдавал предпочтение какой-либо одной. Лекции и индивидуальные практические занятия по анализу музыкальных произведений, чтение симфонических партитур, специальность для теоретиков и композиция — все предметы, благодаря тщательно продуман-

9

Фото 18. На уроке Б. А. Сосновцева

ным связям, образовывали у него единую сверхдисциплину. С годами все отчетливей проявляется осознание того, что все достигнутое в нашей профессиональной жизни уходит корнями в прошлое, к дорогим учителям, самым почитаемым из которых был Борис Андреевич Сосновцев» [1, с. 48] (фото 19).

Фото 19. С Е. М. Бикташевым и В. С. Мишле

В. С. Мишле (композитор, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова): «Уроки прохо-

дили очень интересно. Борис Андреевич постепенно открывал мне мир настоящей музыки, показывал, как надо "учиться у классиков". Он считал, что в музыке не может быть мелочей, композитор должен отвечать за каждую написанную им ноту! Я благодарен ему за его трепетное и искреннее отношение к искусству, которым он заражал всех окружавших его людей! Я часто вспоминаю своего Учителя — Бориса Андреевича Сосновцева и мысленно всегда с ним советуюсь. Даже представляю, что бы он мог мне сказать! Замечательный Человек и Музыкант — он всегда со мной!» [1, с. 52] (фото 20).

Фото 20. После госэкзамена композиторов у филармонии

I г«; в* т

За достижения в творческой, научной, педагогической и музыкально-общественной деятельности Б. А. Сосновцев был награжден Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1962), медалью «За доблестный труд» (1971) и Почётным знаком Губернатора Саратовской области Д. Ф. Аяцкова «За любовь к родной земле» (2001).

Литература

1. Б. А. Сосновцев — композитор, исследователь, педагог. Сб. статей, воспоминаний и материалов. Ред.-составитель Н. В. Иванова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2016. 164 с.

2. Иванова Н. В. И. А. Тютьманов — летописец кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова // Исполнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика. II часть. Саратов: СГК имени Л. В. Собинова, 2013. С. 21-32.

3. Камертон. Газета Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. 2011. № 32 (46). Специаль-

ный выпуск, посвящённый 95-летию заслуженного деятеля искусств РФ, композитора, профессора Б. А. Сосновцева. 16 с.

4. Манжора Б. Г. Сосновцев Борис Андреевич, композитор // Композиторы и музыковеды Саратова. Биобиблиографический справочник. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1982. С. 89-94.

5. Севастьянова Л. А. Сосновцев Борис Андреевич // Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова: 1912-2012: энциклопедия. Под редакцией О. Б. Красновой. Саратов: изд-во ИП Везметинова, 2012. С. 228-230.

6. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: вариационная форма. М.: Музыка, 1974. 242 с.

References

1. B. A. Sosnovtsev — kompozitor, issledovatel', pedagog. Sb. statej, vospominanij i materialov [B. A. Sosnovtsev: a composer, scholar, teacher. Collection of articles, memoirs and materials]. Red.-sostavitel' N. V. Ivanova. Saratov: Saratovskaya gosudarst-vennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2016. 164 p.

2. Ivanova N. V. I. A. Tyutmanov — letopisets kafedry teorii muzyki i kompozitsii Saratovskoy gosudarstvennoy konservatorii imeni L. V. Sobinova [I. A. Tyutmanov as a chronicler of the Music theory and composition Department of Saratov State L. V. Sobinov Conservatory] // Ispolnitelskaya interpretatsiya. Muzykalnaya nauka. Muzykalnaya i teatralnaya pedagogika [Performer's interpretation. Music science. Theatre and music pedagogy]. P. II. Saratov: SGK imeni L. V. Sobinova, 2013. Pp. 21-32.

3. Kamerton. Gazeta Saratovskoy gosudarstvennoy konservatorii imeni L. V. Sobinova [Kamerton. The paper of Saratov L. V. Sobinov State Conservatoire]. 2011. № 32 (46). Spetsvypusk,

posvyashchennyy 96-letiyu zasluzhennogo deyatelya iskusstv RF, kompozitora, professora B. A. Sosnovtseva. 16 p.

4. Manzhora B. G. Sosnovtsev Boris Andreevich, kompozitor [Sosnovtsev Boris Andreevich, the composer] // Kompozitory i muzykovedy Saratova. Biobibliograficheskiy spravochnik [Composers and musicologists of Saratov. Biographical guide]. Saratov: Privolzhskoe knizhnoe izdatelstvo, 1982. Pp. 89-94.

5. Sevostyanova L. A. Sosnovtsev Boris Andreevich [Sosnovtsev Boris Andreevich] // Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova: 1912-2012: entsiklopediya [Saratov State L. V. Sobinov Conservatory: 1912-2012: encyclopedia]. Pod redaktsiey O. B. Krasnovoy. Saratov: izd-vo IP Vezmetinova, 2012. Pp. 228-230.

6. Tsukkerman V. A. Analiz muzykalnykh proizvedeniy: vari-atsionnaya forma [Analysis of musical works: variation form]. M.: Muzyka, 1974. 242 p.

Информация об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

Наталия Владимировна Иванова E-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Natalya Vladimirovna Ivanova E-mail: [email protected]

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Kirov Av.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.