Научная статья на тему 'Полифонисты Саратовской консерватории второй половины ХХ века'

Полифонисты Саратовской консерватории второй половины ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиция / полифоническая школа С. И. Танеева / Саратовская консерватория / кафедра теории музыкии композиции / программа курса полифонии / Л. М. Рудольф / И. А. Тютьманов / Г. И. Литинский / А. А. Бренинг / И. А. Никонов. / tradition / S. I. Taneyev's polyphonic School / Saratov Conservatoire / Music Theory and Composition Department / polyphony course program / L. M. Rudolf / I. A. Tyutmanov / G. I. Litinsky / A. A. Brening / I. A. Nikonov.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кулапина Ольга Ивановна

В статье, посвящённой деятельности педагогов-полифонистов Саратовской консерватории второй половины ХХ столетия, основной акцент сделан на преемственности традиций, идущих от начала века — с момента преподавания полифонии выдающимся отечественным композитором, педагогом и учёным Сергеем Ивановичем Танеевым (1856–1915), создателем школы контрапунктического письма на базе Московской консерватории. Направленность публикации затрагивает имена таких крупных специалистов в области полифонии, как профессор Л. М. Рудольф — основоположник музыкально-теоретического образования в Саратове, профессор И. А. Тютьманов, заслуженный деятель искусств РФ, профессор А. А. Бренинг, доцент И. А. Никонов и другие представители кафедры теории музыки и композиции Саратовской консерватории. Раскрываются их педагогические установки, содержание некоторых научно-методических работ, а также тематический план полифонической программы А. А. Бренинга, претворяющей традиции его учителя, последователя учения С. И. Танеева Г. И. Литинского, по ведению полифонического курса в Москве и Казани. В Приложении названы имена педагогов кафедры, продолживших традиции полифонической школы С. И. Танеева уже в XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polyphonists of the Saratov Conservatoire of the Second Half of the 20th Century

The article is devoted to the activity of teachers-polyphonists of the Saratov Conservatoire in the second half of the 20th century, focusing on the continuity of traditions dating back to the beginning of the century, the time polyphony was taught by an outstanding Russian composer, teacher and scientist Sergei Ivanovich Taneyev (1856–1915), the creator of the counterpoint writing school at the Moscow Conservatory. The publication reviews scientific and methodological works of such major specialists in the field of polyphony as the founder of musical theoretical education in Saratov Professor L. M. Rudolf, Professor I. A. Tyutmanov, Honored Artist of the Russian Federation, Professor A. A. Brening, Associate Professor I. A. Nikonov and other representatives of the Music Theory and Composition Department of the Saratov Conservatoire. Special attention is paid to A. A. Brening’s thematic plan of the polyphony program in which he developed traditions of conducting a polyphony course in Moscow and Kazan, run by his teacher G. I. Litinsky, who in his turn was the follower of S. I. Taneev’s method of teaching. The Appendix presents information about teachers who continue the traditions of the S. I. Taneyev’s polyphonic school at the department in the XXI century.

Текст научной работы на тему «Полифонисты Саратовской консерватории второй половины ХХ века»

Кулапина Ольга Ивановна, доктор искусствоведения, кандидат философских наук, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Kulapina Olga Ivanovna, Dr. Sci. (Arts), PhD (Philosophy), Professor at the Music Theory and Composition Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

ПОЛИФОНИСТЫ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В.

В статье, посвящённой деятельности педагогов-полифонистов Саратовской консерватории второй половины ХХ столетия, основной акцент сделан на преемственности традиций, идущих от начала века — с момента преподавания полифонии выдающимся отечественным композитором, педагогом и учёным Сергеем Ивановичем Танеевым (1856-1915), создателем школы контрапунктического письма на базе Московской консерватории. Направленность публикации затрагивает имена таких крупных специалистов в области полифонии, как профессор Л. М. Рудольф — основоположник музыкально-теоретического образования в Саратове, профессор И. А. Тютьманов, заслуженный деятель искусств РФ, профессор А. А. Бренинг, доцент И. А. Никонов и другие представители кафедры теории музыки и композиции Саратовской консерватории. Раскрываются их педагогические установки, содержание некоторых научно-методических работ, а также тематический план полифонической программы А. А. Бренинга, претворяющей традиции его учителя, последователя учения С. И. Танеева Г. И. Литинского, по ведению полифонического курса в Москве и Казани. В Приложении названы имена педагогов кафедры, продолживших традиции полифонической школы С. И. Танеева уже в XXI в.

Ключевые слова: традиция, полифоническая школа С. И. Танеева, Саратовская консерватория, кафедра теории музыки и композиции, программа курса полифонии, Л. М. Рудольф, И. А. Тютьманов, Г. И. Литинский, А. А. Бренинг, И. А. Никонов.

POLYPHONISTS OF THE SARATOV CONSERVATOIRE OF THE SECOND HALF OF THE 20th CENTURY

The article is devoted to the activity of teachers-polyphonists of the Saratov Conservatoire in the second half of the 20th century, focusing on the continuity of traditions dating back to the beginning of the century, the time polyphony was taught by an outstanding Russian composer, teacher and scientist Sergei Ivanovich Taneyev (1856-1915), the creator of the counterpoint writing school at the Moscow Conservatory. The publication reviews scientific and methodological works of such major specialists in the field of polyphony as the founder of musical theoretical education in Saratov Professor L. M. Rudolf, Professor I. A. Tyutmanov, Honored Artist of the Russian Federation, Professor A. A. Brening, Associate Professor I. A. Nikonov and other representatives of the Music Theory and Composition Department of the Saratov Conservatoire. Special attention is paid to A. A. Brening's thematic plan of the polyphony program in which he developed traditions of conducting a polyphony course in Moscow and Kazan, run by his teacher G. I. Litinsky, who in his turn was the follower of S. I. Taneev's method of teaching. The Appendix presents information about teachers who continue the traditions of the S. I. Taneyev's polyphonic school at the department in the XXI century.

Key words: tradition, S. I. Taneyev's polyphonic School, Saratov Conservatoire, Music Theory and Composition Department, polyphony course program, L. M. Rudolf, I. A. Tyutmanov, G. I. Litinsky, A. A. Brening, I. A. Nikonov.

Можно утвердительно и вместе с тем с осторожностью говорить о самом факте существования полифонической школы в Саратовской консерватории чуть ли не с начала её организации в 1912 г., поскольку конкретных сведений о преподавании полифонии сохранилось немного. Известно, что Л. М. Рудольф (18771938) — выдающийся музыковед, положивший начало профессиональному музыкально-теоретическому образованию в Саратове1, ратовал за систематическое преподавание предметов музыкально-теоретического цикла, рассматривая их как фундамент профессионального музыкального образования. При этом теоретические дисциплины маститый педагог разделял на общие, или вспомогательные, и специальные. Но уже тогда полифония, именуемая контрапунктом, вместе с гармонией была отнесена к обеим группам предметов, обязательным для обучения студентов.

Следует отметить, что у истоков Саратовской консерватории стоял и Г. Э. Конюс (1862-1933), ученик

С. И. Танеева, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин (1912-1919), директор вуза (1917-1919), автор не только известной теории метротектонизма, но и опубликованного труда «Курс контрапункта строгого письма в ладах» (1930) [13].

Поступивший в 1923 г. на теоретико-композиторский факультет Саратовской консерватории И. А. Тютьманов (класс профессора Л. М. Рудольфа) вынужден был в 1928 г. получить вместо вузовского диплома удостоверение об окончании музыкального техникума. Это было вызвано неожиданной реорганизацией консерватории в 1924 г. (возрождение статуса вуза с присвоением ему имени Л. В. Собинова произошло лишь в 1935 г.).

Судя по материалам исторического очерка, написанного И. А. Тютьмановым, где достойное место отводится педагогической и организаторской деятельности Л. М. Рудольфа, одного из любимых учеников С. И. Танеева, известно, что «курс простого контрапункта строгого письма проходился в разрядах, до четырёх-

1 Леопольд Морицевич Рудольф — композитор, исследователь, педагог, общественный деятель, работал в Саратове с 1903 по 1930 г. [10, с. 295-296].

голосия включительно, с обязательным применением ключей "до". При изучении сложного контрапункта затрагивались основные положения теории С. И. Танеева, после чего переходили к имитационно-каноническим формам, завершавшимся сочинением пяти-шестиго-лосных хоральных имитаций и мотета. Фуга изучалась уже в условиях свободного стиля полифонии, причём студенты должны были писать фуги главным образом на собственные темы, согласованные с педагогом» [12, с. 49-50]. Даже по приведённому примеру можно судить о высоком — истинно вузовском уровне преподавания полифонии в музыкальном техникуме, многие выпускники которого поступали в столичные консерватории.

Освоение полифонического курса шло преимущественно по учебнику Л. М. Рудольфа «Руководство к анализу музыкальных форм» [26], полностью соответствующего утверждённому в консерватории учебному плану так называемой «Энциклопедии музыки». Наряду с гомофонными и циклическими формами, в учебник входили основные виды полифонических структур, впрочем, базировалось их изучение опять-таки на теории С. И. Танеева о подвижном контрапункте строгого письма, получившей широкое признание и распространение в музыковедческой среде.

Известен и тот факт, что педагоги-теоретики, требовавшие от студентов хорошего знания музыки, нередко музицировали вместе с ними, наиважнейшее внимание уделяли письменным работам, знанию истории музыки и всячески способствовали развитию у молодежи самостоятельного и творческого мышления.

Во второй половине прошлого века, точнее, с момента разделения историко-теоретической кафедры на историческую и теоретическую2, наряду с гармонией, музыкальным анализом и сольфеджио, полифоническая дисциплина прочно вошла в число обязательных и ведущих предметов музыкально-теоретического курса.

Особого внимания заслуживает деятельность трёх ведущих педагогов-полифонистов кафедры теории музыки и композиции Саратовской консерватории — профессора И. А. Тютьманова, его ученика доцента И. А. Ни-конова и профессора А. А. Бренинга (о последователях их деятельности см. в материалах Приложения).

Иосиф Алексеевич Тютьманов (1898-1977)3 — обладатель не только музыкальных, но и писательских способностей, по окончании историко-теоретического факультета Московской консерватории, где обучался с 1931 по 1936 гг. (класс профессора Л. А. Мазеля)4, вернулся в Саратов для работы в консерватории, где в начале своей карьеры вёл курсы гармонии, полифонии, сольфеджио, методики преподавания музыкально-те-

оретических дисциплин, спецкласс.

Даже в годы Великой Отечественной войны И. А. Тютьманов успешно продолжал свою научную и педагогическую деятельность, о чем свидетельствует доклад учебно-методического профиля, прочитанный на одной из педагогических конференций объединенных вузов «Курс полифонии для исполнительских факультетов Консерватории»5 [25, с. 17-24].

Среди опубликованных трудов выделяются его статьи: «Введение в изучение полифонии» [29], «Народная песня как источник полифонического многоголосия» [30], «О методической направленности содержания курса контрапункта строгого стиля в начальной стадии его изучения» [32], «Теория и практика двухголосного контрапункта на диатонической ладовой основе» [36], «Применение имитационно-канонической техники и двойного контрапункта при обработке народной песни» [34]. По свидетельству самого И. А. Тютьманова, опубликованные работы, в которых затрагиваются вопросы методики преподавания полифонии строгого письма, являются частью общего исследования «Практическое изучение контрапункта строгого стиля на мелодической основе русской народной песни» [34, с. 29].

Так, при рассмотрении традиционного, но уже устаревшего метода изучения контрапункта, в том числе при опоре на трактат И. И. Фукса «Ступени к Парнасу», исследователь различает пять разрядов, лежавших в основе старой системы, практикуемой некогда в отечественном музыкознании; с позиций историко-теорети-ческого анализа он разбирает жизненность и недостатки изжившей себя системы. Автор приветствует новую систему изучения так называемого «цветистого», или смешанного контрапункта, установленную уже в советское время в учебниках его современников: С. С. Скреб-кова (1951), С. С. Григорьева и Т. Ф. Мюллера (1961), С. А. Павлюченко (1963).

Исходя из положения С. С. Скребкова об интонационных свойствах мелодии и близости мелодической структуры строгого письма к русской народной песне, автор аргументирует собственный выбор материала для изучения азов полифонии, отталкиваясь именно от народно-песенного начала. В связи с установленным постулатом методически выверенный и последовательно изложенный материал всех других публикаций музыковеда обнаруживает практические возможности в использовании русской народной песни для изучения тем полифонии строгого письма.

Из рукописных работ И. А. Тютьманова интерес вызывает крупное методические пособие из двух частей «Сборник примеров, упражнений и задач по курсу по-

2 Отделение кафедры теории музыки и композиции от истории музыки произошло в 1962 г. при её заведующем, профессоре, кандидате искусствоведения, заслуженном деятеле искусств РФ Борисе Андреевиче Сосновцеве (1921-2007) [27, с. 328-330].

3 По рекомендации Л. М. Рудольфа, будучи ещё в подростковом возрасте, И. А. Тютьманов «брал уроки у С. И. Танеева, который бесплатно учил одарённых детей» [4, с. 371].

4 В 1961 г. под научным руководством Л. А. Мазеля И. А. Тютьманов успешно защитил кандидатскую диссертацию «Некоторые особенности ладогармонического стиля Н. А. Римского-Корсакова» [31].

5 Как известно, в военные годы преподавательский состав консерватории был расширен за счет представителей Московской, Минской, Киевской, Кишиневской консерваторий, эвакуированных в Саратов.

лифонии. Часть 1. Двухголосный контрапункт. Часть 2: а) сложный двухголосный контрапункт, б) трехголосный контрапункт» [35]. В последние годы жизни Иосиф Алексеевич продолжил работу над темой «Практический курс полифонии на материале русской народной песни» [33].

Игорь Аркадьевич Никонов (1927-2007), обучавшийся с 1952 по 1957 г. на музыковедческом факультете Саратовской консерватории по полифонии и специальности у И. А. Тютьманова, обладал ярким художественным дарованием и творческой жилкой. Свой любимый предмет, начиная с 1961 г., он преподавал пианистам, дирижёрам-хоровикам и студентам кафедры народных инструментов6.

В библиотеке Саратовской консерватории сохранился ряд высокопрофессиональных рукописных работ инструктивного плана И. А. Никонова, предназначенных для изучения полифонического курса в высшем звене. Методические пособия, раскрывающие незаурядное аналитическое и педагогическое мастерство автора, адресованы: студентам дирижёрско-хорового факультета — «Полифонический анализ (строгое письмо)» [21], студентам-заочникам дирижёрско-хорового факультета — «Практическое руководство по полифонии» [22], студентам кафедры народных инструментов — «Хрестоматия по полифонии» [23].

В рецензии на Хрестоматию профессор кафедры теории музыки и композиции, кандидат искусствоведения Н. В. Иванова отмечает, что её материал отвечает Программе-конспекту по полифонии для народников, составленной И. А. Никоновым, отличительной чертой которой была «исключительная краткость — 36 часов. Это требовало от педагога виртуозного мастерства, умения обобщить материал и сосредоточить внимание на самых главных положениях. <...> Автор мастерски справляется с задачей строгого отбора наиболее показательных образцов, наглядно иллюстрирующих те или иные полифонические приёмы. <...> Все приведённые фрагменты очень выразительны и лаконичны, удобны для анализа, так как в них ясно очерчены характерные признаки определённого стиля и конкретных полифонических приёмов. Всё это делает хрестоматию очень ценным учебным пособием» [9, с. 52-53].

Имея, как и учитель, фундаментальные знания, последовательно выполняя его методические установки, а также руководствуясь планом и программой курса, Игорь Аркадьевич был склонен к раскрытию средств

полифонического развития на материале русских народных песен. Такой синтез касался прежде всего двух- и трехголосных народно-песенных обработок с применением (а) сугубо народных, (б) академических приёмов аранжировки, (в) имитационно-канонической техники контрапункта7 и даже написания фуг на мелодии русских народных песен или на стилизованные напевы (темы народного плана).

Столь неизменный интерес к традиционным формам обучения полифоническому письму позволяет причислить имена И. А. Тютьманова и И. А. Никонова к преемникам полифонической школы С. И. Танеева и Л. М. Рудольфа8.

Композитор Арнольд Арнольдович Бренинг (19242001), в 1968 г. приглашенный на работу в Саратовскую консерваторию из Казани, запечатлелся в благодарной памяти учеников и коллег как многогранно одарённая творческая личность, высокопрофессиональный педагог, исследователь, лектор, исполнитель-пианист и даже самобытный художник-график. Фактически он свободно владел полным комплексом спецдисциплин музыкально-теоретического цикла, понятно, доходчиво и чётко донося их содержание до слушателей.

Даже перенеся тяжёлые жизненные испытания, Арнольд Арнольдович не замкнулся в себе. Он был общителен, энергичен, «имел особую харизматичность, отличался красноречием, остроумием, был порывист, саркастичен, по-немецки точен, аккуратен, подтянут», а главное — это был поистине «педагог от Бога» [1, с. 16].

Будучи студенткой А. А. Бренинга в 1968-1971-е гг., автор этих слов смог ознакомиться и перенять, наряду со знанием предмета, частицы педагогического мастерства своего учителя по ведению спецкурсов полифонии и специальности.

Наша группа из молодых, ещё неопытных и не практикующих музыковедов изумлялась и восхищалась блестящим владением Арнольдом Арнольдовичем полифонической техникой. Как свободно, без промедления и с математической точностью он выписывал на доске сложнейшие примеры на строгий контрапункт или с лёгкостью сочинял четырёхголосную фугу! Насколько мастерски, виртуозно и филигранно в его исполнении на фортепиано звучали отрывки из сочинений И. С. Баха, Ф. Листа, Д. Д. Шостаковича! Как свободно он владел научной лексикой, излагая понятийный смысл сложных терминов в простой и доступной форме!

В качестве примера достаточно привести общедо-

6 Имея 40-летний вузовский стаж, он завершил свою педагогическую стезю в 2001 г. в должности доцента.

7 С такой опорой на русскую народную песню автор этих строк столкнулся напрямую в годы учёбы в Саратовском музыкальном училище, где И. А. Никонов преподавал полифонический курс теоретикам на завершающей стадии обучения в 1965-1966 уч. г. Это были аранжировки народными средствами и имитационные обработки русских народных песен. За основу брались преимущественно темы протяжных песен лирического характера, среди них — «Ай, да ты, калинушка», «Ай, да ты, рябинушка», «Не одна во поле дороженька», «Ничто в полюшке не колышется».

8 С 1978 г. на кафедре теории музыки и композиции Саратовской консерватории работал музыковед, пианист, лектор, кандидат искусствоведения, доцент Эдуард Иосифович Волынский (1938 г. р.), уроженец Киева, который в преподавание полифонии на музыковедческом, фортепианном и дирижёрско-хоровом факультетах ввёл авторскую модель курса. Его перу принадлежит исследование «Полифонизированная сонатная форма» [7], статьи «Драматургические функции полифонии в сонатной форме Мясковского» [6] и «Полифоническая сонатная форма Арнольда Шёнберга» [8]. В 2003 г. Волынский с семьёй эмигрировал в Германию, ныне проживает в Мюнхене.

ступную цитату из исследования А. А. Бренинга «О лине-арности в гармоническом письме»: «Развитие гармонии и полифонии протекало параллельно, их закономерности постоянно переплетались и взаимодействовали, вертикальная и горизонтальная координации тонов музыкальной ткани всегда сосуществовали, хотя с точки зрения формообразования в разные эпохи и в условиях различных стилей и жанров ведущее положение занимала то одна, то другая» [2, с. 9].

Он был автором ряда научно-методических трудов по элементарной теории музыки, гармонии [2] и полифонии [3]. В совершенстве владея техникой композиции, создал свыше 150 опусов оригинальных сочинений преимущественно крупной формы (его имя неслучайно «занесено в американский справочник выдающихся деятелей культуры ХХ века» [1, с. 3]).

В курсе полифонии Арнольд Арнольдович опирался на методические принципы ведущего педагога Казанской консерватории, которого высоко ценил и почитал. Речь идёт об известном педагоге, композиторе, профессоре МГК им. П. И. Чайковского и ГМПИ (ныне РАМ) им. Гнесиных Г. И. Литинском (1901-1985), истинном знатоке полифонии, авторе полифонических работ (см. [16; 17])9. Неслучайно Р. М. Глиэр, педагог Генриха Ильича по спецклассу, называл его «лучшим учеником Танеева» [18, с. 34]. Конечно, по возрастному показателю Литинский не мог у того учиться, но всегда чётко следовал танеевским заветам.

Какие же темы входили в полифонию строгого письма, изучение которой падало, согласно учебному плану, на первое полугодие третьего курса, или на пятый семестр? Введение открывалось темой «Полифония как вид многоголосия», что исходило из понятия фактуры и включало три вида многоголосного письма — гомофонию, полифонию и гетерофонию. Кратко обрисовывался исторический путь полифонии, а при опоре на вводную часть к главному труду С. И. Танеева [28] рассматривались различия между свободным и строгим письмом, их закономерности, сопровождаемые чёткой характеристикой строгого двух- и многоголосия, изучалась интервальная система Танеева. Тут же шло ознакомление с техникой имитации и канона в строгом письме, разновидностями простого и сложного контрапункта. Из сложного изучались вертикально-, горизонтально-подвижной, обратимый (зеркальный) и другие виды, основное внимание заострялось на строгом контрапункте октавы, дуодецимы и децимы. В паре изучались двухголосный канон и двухголосная каноническая секвенция первого и второго рода, переходившие в трёхголосный канон, каноническую трёхголосную секвенцию и строгое четырёхголосие (канон), а также в тройной контрапункт октавы. Изучалось пятиголосие с двумя показателями, шестиголосная двойная имитация, восьмиголосие, двойной канон, наконец, вдвойне подвижной контрапункт.

Свободное письмо, прохождение которого приходи-

лось на начало шестого семестра, вновь начиналось от сравнения со строгим письмом в двух- и трёхголосном изложении. Здесь важно подчеркнуть введение практического задания на сочинение пяти полифонических вариаций на заданную мелодию в форме расширенного периода с контрапунктом в нижнем и верхнем голосах. Канон в свободном письме, в том числе тройной, завершал «вводный» раздел, предоставляя слово центральному разделу — «Фуга как высшая полифоническая форма, её общая структура». Вслед за позицией от общего к частному, знаменующей дедуктивный метод изложения материала (в рамках темы студенты знакомились со схематичным изображением фуг), важное внимание отдавалось характеристике тем фуги (художественные достоинства, структура, ладофункциональность). Разбор большого числа разнообразных тем и их практическое освоение в виде написания десятков образцов выливалось в подробнейшее изучение всех элементов фуги: теория и анализ закреплялись одновременно с сочинением разделов, имманентно присущих фугам. Только после проработки и усвоения материала педагог приступал к прохождению двойных и тройных фуг с совместной и раздельной экспозицией, а также к завершающей теме теоретического курса полифонии — «Некоторые другие полифонические формы и жанры», главной формой постижения которой являлся музыкальный анализ.

Раздел «Подголосочное многоголосие» в конце 3-го года обучения рассматривался А. А. Бренингом как синоним гетерофонии. В сравнении с предыдущими разделами курса, на него отводилось немного времени, а изучение сводилось к сугубо теоретическому освоению темы, нередко за счёт самостоятельного ознакомления студентов с литературными источниками.

Таким образом, штудируемые темы сопровождала опора на письменные упражнения, согласованные с планом и содержанием теоретического раздела программы, а музыкальный анализ ориентировался, главным образом, на хрестоматию по полифоническому анализу Т. Ф. Мюллера [19]. Очевидно, что сохранившийся план и программа курса в значительной степени соответствуют современным положениям и требованиям.

Весь седьмой семестр, или первое полугодие 4-го года обучения, был нацелен на историю полифонии. Сентябрьский месяц лекционно-аналитического курса, начатый с изучения органума, завершался формированием фуги, и уже весь октябрь полностью посвящался эпохе барокко с её выдающимися мастерами прошлого — И. С. Бахом и Г. Ф. Генделем, притом особая роль отводилась не столько музыке «Хорошо темперированного клавира», досконально изученной при прохождении фуги, сколько «Искусству фуги». Далее последовательно изучались закономерности полифонического письма в сочинениях венских классиков и романтиков.

В восьмом семестре акцент приходился на полифонию в творчестве отечественных композиторов дореволюционного и советского периода российской истории.

9 Впрочем, и Г. И. Литинский высоко ценил своего талантливого и трудолюбивого студента, даже «доверил ему вести полифонию у сокурсников — дирижёров-хоровиков» [1, с. 16].

84

Несмотря на столь объёмное и разностороннее содержание весьма трудоёмкого курса полифонии, следует отметить, что теоретизация материала была вторичной, уступая место практическому изучению курса. Достаточно сказать, что студенты-музыковеды осваивали не менее 12 разновидностей фугированных форм, начиная с двухголосной и заканчивая четверной фугой, создавая тем самым, образно говоря, половину собственного тома «ХТК». Притом наиболее сложные и оригинальные сочинения проходимого курса включали двойные и тройные фуги с совместной и раздельной экспозицией, фугу-хорал и пассакалью на basso ostinato.

Именно практическое владение пером — материалом полифонического письма, как строгого, так и свободного стиля с упором на последний, позволяло нам, студен-

там, на образцах собственных сочинений постичь суть отнюдь не простой дисциплины, осмыслив глубоко, художественно, технически выверено её глубинные смыслы.

Казалось бы, в давно апробированном (прежде всего в педагогической и научной практике) афоризме Козьмы Пруткова «Смотри в корень!» заключается основная преамбула саратовских полифонистов второй половины ХХв. Сохраняемые традиции их школы, несмотря на разные источники, сходятся воедино, поскольку идут от одного корня: полифонической школы С. И. Танеева. Иными словами, традиции школы полифонистов Саратовской консерватории идентифицируются с традициями полифонической школы, заложенной С. И. Танеевым.

Приложение.

Педагоги кафедры теории музыки и композиции Саратовской консерватории — продолжатели полифонической методики XXI в.

Профессор, кандидат искусствоведения Татьяна Анатольевна Свистуненко (1947 г. р.), бывшая студентка, ассистент, продолжатель дела А. А. Бренинга в плане преемственного воплощения методики полифонического курса у музыковедов и исполнителей, специалист по теории и истории полифонии, научные интересы которой посвящены проблемам отечественного и зарубежного баховедения [11, с. 303-304].

Профессор, доктор искусствоведения Кулапина Ольга Ивановна (1948 г. р.) — студентка А. А. Бренинга не только по полифонии, но и специальности [5, с. 195196]. Руководствуясь программой и методическими установками своего учителя, ведёт полифонический курс у студентов отделения этномузыкологии (ИНП) и народных инструментов (ОНИ). Однако фольклорная специфика вызвала у автора этих строк необходимость эпизодически обращаться не только к опыту А. А. Бренинга, например, в разработке материалов семинара по гетерофонии, завершающего курс у студентов отделения ИНП, но и к методикам И. А. Тютьманова и И. А. Никонова. В частности, это нашло отражение в использовании мелодий русских народных песен при изучении полифонии свободного письма в сугубо практическом плане: при сочинении имитаций, канонов и экспозиций фуг (сочинение народно-песенных обработок предусмотрено в курсе гармонии).

Обучение по полифонии в классе А. А. Бренинга позволило Т. А. Свистуненко и О. И. Кулапиной достойно

поступить в аспирантуры Москвы, кроме того способствовало Свистуненко ознакомить с полифонической системой С. И. Танеева деятелей искусства за рубежом (США, 2007-2008 уч. г.), а Кулапиной опубликовать одну из своих студенческих фуг — «Русскую фугу» [15, с. 95-99].

Композитор, доцент Владимир Григорьевич Королевский (1960-2022), изучавший в классе А. А. Бренинга гармонию и полифонию, продолжил дело своего учителя после его кончины с 2002 г., [14, с. 184-185]. В течение десятилетия он вёл спецкурсы у музыковедов и композиторов, но по состоянию здоровья вынужден был уйти на инвалидность.

В настоящее время занятия по полифонии у студентов-исполнителей проводит профессор, доктор искусствоведения, композитор Сергей Павлович Полозов (1963 г. р.), закончивший в 1989 г. Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки [20, с. 276].

Полифонический курс у специалистов успешно ведёт композитор, доцент, кандидат искусствоведения Владимир Валерьевич Орлов (1986 г. р.), обучавшийся в классе В. Г. Королевского и выпустивший учебно-методические пособия по строгому стилю, в том числе «Практика сочинения подвижного контрапункта в двухголосии строгого стиля» [24]. Молодой педагог активно вводит в курс полифонии произведения современной музыки рубежа ХХ-ХХ1 вв.

Литература

1. Арнольд Бренинг — композитор и педагог: Сб. ст. по материалам региональной научно-практической конф. (17 февраля 2014) / Ред.-сост. Н. В. Иванова. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2016. 120 с.

2. Бренинг А. А. О линеарности в гармоническом письме.

Из архивов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Научно-педагогическое наследие кафедры теории музыки и композиции / Ред.-сост. проф. О. И. Кулапина. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2022. 116 с.

3. БренингА. А. Образцы письменных работ по полифонии строгого стиля: Метод. пособие. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2015. 85 с.

4. Вартанова Е. И. Тютьманов Иосиф Алексеевич // Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова: 1912-2012: Энциклопедия. Саратов: Изд. ИП Везметинова, 2012. С. 371-372.

5. Вишневская Л. А. Кулапина Ольга Ивановна // Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова: 1912-2012: Энциклопедия. Саратов: Изд. ИП Везметинова, 2012. С. 195-196.

6. ВолынскийЭ. И. Драматургические функции полифонии в сонатной форме Мясковского // Вопросы анализа музыкального стиля. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1992.

7. Волынский Э. И. Полифонизированная сонатная форма. Саратов: Библиотека Саратовской консерватории, 1961 (рукопись).

8. Волынский Э. И. Полифоническая сонатная форма Арнольда Шёнберга // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 2 (4). С. 16-28.

9. Иванова Н. В. Из истории кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова: О педагогической деятельности И. А. Никоно-ва // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: Сб. ст. по материалам Международной научно-практической конф. (12-13 мая 2017) и Всероссийской научно-практической конф., проводимой в рамках III Всероссийского конкурса пианистов имени С. С. Бендицкого «Фортепианное исполнительство и педагогика» (24 мая 2017). Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2017. С. 47-54.

10. Иванова Н. В. Рудольф Леопольд Морицевич // Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова: 1912-2012: Энциклопедия. Саратов: Изд. ИП Везметинова, 2012. С. 295-296.

11. Иванова Н. В. Свистуненко Татьяна Анатольевна // Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова: 1912-2012: Энциклопедия. Саратов: Изд. ИП Везметинова, 2012. С. 303-304.

12. Иосиф Алексеевич ТЮТЬМАНОВ (1898-1977). Отрывок из исторического очерка И. А. Тютьманова // Леопольд Морицевич Рудольф в воспоминаниях учеников: Сб. ст. / Ред.-сост. Н. В. Иванова. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2012. С. 45-55.

13. Конюс Г. Э. Курс контрапункта строгого письма в ладах. М.: Гос. муз. Сектор., 1930. 83 с.

14. Королевский Владимир Григорьевич // Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова: 1912-2012: Энциклопедия. Саратов: Изд. ИП Везметинова, 2012. С. 184-185.

15. Кулапина О. И. Приёмы обработки русского народно-песенного материала (анализ техники композиции): Учеб-но-метод. пособие. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2008. Изд. 2-е. 108 с.

16. Литинский Г. И. Задачи по полифонии: исполнение на фортепиано. М.: Музыка. Ч. 1, 1965. 128 с.; Ч. 2, 1966. 92 с.; Ч. 3, 1967. 120 с.

17. Литинский Г. И. Образование имитаций строгого письма. М.: Музыка, 1975. 130 с.

18. Маклыгин А. Л. Литинский и Леман: к проблеме обучения «национальных композиторов» // Журнал Общества теории музыки. 2016. № 3 (15). С. 30-36.

19. Мюллер Т. Ф. Полифонический анализ: Хрестоматия. М.: МГК, 1964. 239 с.

20. Наточеева И. В. Полозов Сергей Павлович // Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова: 1912-2012: Энциклопедия. Саратов: Изд. ИП Везметинова, 2012. С. 276.

21. Никонов И. А. Полифонический анализ (строгое письмо) для студентов дирижёрско-хорового факультета. Саратов: Библиотека Саратовской консерватории, 1979 (рукопись).

22. Никонов И. А. Практическое руководство по полифонии для студентов-заочников дирижёрско-хорового факультета. Саратов: Библиотека Саратовской консерватории, 1988 (рукопись).

23. Никонов И. А. Хрестоматия по полифонии для студентов кафедры народных инструментов. Саратов: Библиотека Саратовской консерватории, 1998 (рукопись).

24. Орлов В. В. Практика сочинения подвижного контрапункта в двухголосии строгого стиля. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2020. 36 с.

25. Полозова И. В. Научная деятельность в Саратовской консерватории в военные и первые послевоенные годы // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: Сб. ст. по материалам Международной научно-практической конф. (12-13 мая 2017) и Всероссийской научно-практической конф., проводимой в рамках III Всероссийского конкурса пианистов имени С. С. Бендицкого «Фортепианное исполнительство и педагогика» (24 мая 2017). Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2017. С. 17-24.

26. Рудольф Л. М. Руководство к анализу музыкальных форм. Саратов: Библиотека Саратовской консерватории, 1911/1914 (рукопись).

27. Севостьянова Л. В. Сосновцев Борис Андреевич // Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова: 1912-2012: Энциклопедия. Саратов: Изд. ИП Везметинова, 2012. С. 328-330.

28. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма. М.: Музгиз, 1959. 383 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Тютьманов И. А. Введение в изучение полифонии // Теоретический журнал Московской консерватории. М.: Издательство Московской консерватории, 1940.

30. Тютьманов И. А. Народная песня как источник полифонического многоголосия // Научные записки Саратовской консерватории. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1963.

31. Тютьманов И. А. Некоторые особенности ладогар-монического стиля Н. А. Римского-Корсакова. Дис. ... канд. иск. Саратов: Библиотека Саратовской консерватории, 1961 (рукопись).

32. Тютьманов И. А. О методической направленности содержания курса контрапункта строгого стиля в начальной стадии его изучения // Научно-методические записки Саратовской консерватории. Вып. 5. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1970.

33. Тютьманов И. А. Практический курс полифонии на материале русской народной песни. Саратов: Библиотека Саратовской консерватории, 1961 (рукопись).

34. Тютьманов И. А. Применение имитационно-канонической техники и двойного контрапункта при обработке народной песни // Научно-методические записки Саратовской консерватории. Вып. 6. Саратов: СГУ, 1973. С. 29-81.

35. Тютьманов И. А. Сборник примеров, упражнений и задач по курсу полифонии. Часть 1. Двухголосный контрапункт. Часть 2: а) сложный двухголосный контрапункт, б) трехголосный контрапункт. Саратов: Библиотека Саратовской консерватории, 1961 (рукопись).

36. Тютьманов И. А. Теория и практика двухголосного но-методические записки Саратовской консерватории. Вып. 5. контрапункта на диатонической ладовой основе // Науч- Саратов: издательство Саратовского университета, 1970.

References

1. Arnol'd Brening — kompozitor i pedagog [Composer and teacher Arnold Brening]: Sb. st. po materialam regional'noj nauch-no-prakticheskoj konf. (17.02.2014) / Red.-sost. N. V. Ivanova. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. So-binova, 2016. 120 p.

2. Brening A. A. O linearnosti v garmonicheskom pis'me. Iz arkh-ivov Saratovskoy gosudarstvennoy konservatorii imeni L. V. Sobi-nova. Nauchno-pedagogicheskoye naslediye kafedry teorii muzyki i kompozitsii [On linearity in harmonic writing. From the archives of the Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov. Scientific and pedagogical heritage of the Music Theory and Composition Department] / Red.-sost. prof. O. I. Kulapina. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova, 2022. 116 p.

3. Brening A. A. Obraztsy pis'mennyh rabot po polifonii strogogo stilya [Samples of written works on strict style polyphony]: Metod. posobie. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova, 2015. 85 p.

4. Vartanova Ye. I. Tyut'manov Iosif Alekseyevich [Tyutmanov Iosif Alekseevich] // Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova: 1912-2012: Entsiklopediya [Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov: 1912-2012: Encyclopedia]. Saratov: Izd. IP Vezmetinova, 2012. P. 371-372.

5. Vishnevskaya L. A. Kulapina Ol'ga Ivanovna [Kulapina Olga Ivanovna] // Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova: 1912-2012: Entsiklopediya [Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov: 1912-2012: Encyclopedia]. Saratov: Izd. IP Vezmetinova, 2012. P. 195-196.

6. Volynskiy E. I. Dramaturgicheskiye funktsii polifonii vsonat-noy forme Myaskovskogo [Dramatic functions of polyphony in the sonata form of Myaskovsky] // Voprosy analiza muzykal'no-go stilya [Questions of musical style analysis]. Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 1992.

7. Volynskiy E. I. Polifonizirovannaya sonatnaya forma [Poly-phonized sonata form]. Saratov: Biblioteka Saratovskoy konservatorii, 1961 (manuscript).

8. Volynskiy E. I. Polifonicheskaya sonatnaya forma Arnol'da Shenberga [Polyphonic sonata form of Arnold Schoenberg] // Vest-nik Saratovskoy konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2019. № 2 (4). P. 16-28.

9. Ivanova N. V. Iz istorii kafedry teorii muzyki i kompozitsii Saratovskoy gosudarstvennoy konservatorii imeni L. V. Sobinova: O pedagogicheskoy deyatel'nosti I. A. Nikonova [From the history of the Music Theory and Composition Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov: On the pedagogical activity of I. A. Nikonov] // Ispolnitel'skoye iskusstvo i muzykal'naya pedagogika: istoriya, teoriya, praktika [Performing art and musical pedagogy: history, theory, practice]: Sb. st. po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konf. (12-13 maya 2017) i Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konf., provodimoy v ramkakh III Vserossiyskogo konkursa pianistov imeni S. S. Ben-ditskogo «Fortepiannoye ispolnitel'stvo i pedagogika» (24 maya 2017). Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova, 2017. P. 47-54.

10. Ivanova N. V. Rudol'f Leopol'd Moritsevich [Rudolf Leopold Moritsevich] // Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova: 1912-2012: Entsiklopediya [Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov: 1912-2012: Encyclopedia]. Saratov: Izd. IP Vezmetinova, 2012. P. 295-296.

11. Ivanova N. V. Svistunenko Tat'yana Anatol'yevna [Svis-tunenko Tatyana Anatolyevna] // Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova: 1912-2012: Entsiklopediya [Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov: 1912-2012: Encyclopedia]. Saratov: Izd. IP Vezmetinova, 2012. P. 303-304.

12. Iosif Alekseevich TYUT'MANOV (1898-1977). Otryvok iz istoricheskogo ocherka I. A. Tyut'manova [Joseph Alekseevich TYUTMANOV (1898-1977). An excerpt from the historical essay by I. A. Tyutmanov] // Leopol'd Moricevich Rudol'f v vospomi-naniyah uchenikov [Leopold Moritsevich Rudolf in the memoirs of students]: Sb. st. / Red.-sost. N. V. Ivanova. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova, 2012. P. 45-55.

13. Konyus G. E. Kurs kontrapunkta strogogo pis'ma v ladah [The course of counterpoint of strict writing in modes]. M.: Gos. muz. Sektor., 1930. 83 p.

14. Korolevskiy Vladimir Grigor'yevich [Korolevskiy Vladimir Grigorievich] // Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova: 1912-2012: Entsiklopediya [Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov: 1912-2012: Encyclopedia]. Saratov: Izd. IP Vezmetinova, 2012. P. 184-185.

15. Kulapina O. I. Priyomy obrabotki russkogo narodno-pe-sennogo materiala (analiz tekhniki kompozicii) [Techniques of processing Russian folk song material (analysis of composition techniques)]: Uchebno-metod. posobie. SPb.: Kompozitor^Sankt-Pe-terburg, 2008. Izd. 2. 108 p.

16. Litinskij G. I. Zadachi po polifonii: ispolnenie na fortepiano [Tasks on polyphony: piano performance]. M.: Muzyka. CH. 1, 1965. 128 p.; CH. 2, 1966. 92 p.; CH. 3, 1967. 120 p.

17. Litinskij G. I. Obrazovanie imitatsij strogogo pis'ma [Formation of imitations of strict writing]. M.: Muzyka, 1975. 130 p.

18. Maklygin A. L. Litinskij i Leman: k probleme obucheni-ya «natsional'nyh kompozitorov» [Litinsky and Lehman: on the problem of teaching «national composers»] // Zhurnal Obsh-chestva teorii muzyki [Journal of the Music Theory Society]. 2016. №3 (15). P. 30-36.

19. Myuller T. F. Polifonicheskij analiz [Polyphonic analysis]: Hrestomatiya. M.: MGK, 1964. 239 p.

20. Natocheyeva I. V. Polozov Sergey Pavlovich [Polozov Sergey Pavlovich] // Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova: 1912-2012: Entsiklopediya [Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov: 1912-2012: Encyclopedia]. Saratov: Izd. IP Vezmetinova, 2012. P. 276.

21. Nikonov I. A. Polifonicheskiy analiz (strogoye pis'mo) dlya studentov dirizhersko-khorovogo fakul'teta [Polyphonic analysis (strict writing) for students of the choir conducting department]. Saratov: Biblioteka Saratovskoy konservatorii, 1979 (manuscript).

22. Nikonov I. A. Prakticheskoye rukovodstvo po polifonii dlya studentov-zaochnikov dirizhersko-khorovogo fakul'teta [A practical guide to polyphony for part-time students of choir conducting faculty]. Saratov: Biblioteka Saratovskoy konservatorii, 1988 (manuscript).

23. Nikonov I. A. Khrestomatiya po polifonii dlya studentov kafedry narodnykh instrumentov [Reader on polyphony for students of folk instruments department]. Saratov: Biblioteka Saratovskoy konservatorii, 1998 (manuscript).

24. Orlov V. V. Praktika sochineniya podvizhnogo kontrapunkta v dvukhgolosii strogogo stilya [The practice of composing mobile counterpoint in two-voice strict style]. Saratov: Saratovskaya

gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova, 2020. 36 p.

25. Polozova I. V. Nauchnaya deyatel'nost' v Saratovskoy kon-servatorii v voyennyye i pervyye poslevoyennyye gody [Scientific activity at the Saratov Conservatory in the war and the first postwar years] // Ispolnitel'skoye iskusstvo i muzykal'naya pedagogika: istoriya, teoriya, praktika [Performing arts and musical pedagogy: history, theory, practice]: Sb. st. po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konf. (12-13 may 2017) i Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konf., provodimoy v ramkakh III Vserossi-yskogo konkursa pianistov imeni S. S. Benditskogo «Fortepiannoye ispolnitel'stvo i pedagogika» (24 may 2017). Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova, 2017. P. 17-24.

26. Rudol'f L. M. Rukovodstvo k analizu muzykal'nykh form [Guide to the analysis of musical forms]. Saratov: Biblioteka Saratovskoy konservatorii, 1911/1914 (manuscript).

27. Sevost'yanova L. V. Sosnovtsev Boris Andreyevich [Sos-novtsev Boris Andreevich] // Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova: 1912-2012: Entsiklopediya [Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov: 1912-2012: Encyclopedia]. Saratov: Izd. IP Vezmetinova, 2012. P. 328-330.

28. TaneevS. I. Podvizhnoj kontrapunkt strogogo pis'ma [Mobile counterpoint of strict writing]. M.: Muzgiz, 1959. 383 p.

29. Tyut'manov I. A. Vvedeniye v izucheniye polifonii [Introduction to the study of polyphony] // Teoreticheskiy zhurnal Moskovskoy konservatorii [Theoretical journal of the Moscow Conservatory]. M.: Izdatel'stvo Moskovskoy konservatorii, 1940.

30. Tyut'manov I. A. Narodnaya pesnya kak istochnik polifon-icheskogo mnogogolosiya [Folk song as a source of polyphony] // Nauchnyye zapiski Saratovskoy konservatorii [Scientific notes of the Saratov Conservatory]. Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 1963.

31. Tyut'manov I. A. Nekotoryye osobennosti ladogarmonich-eskogo stilya N. A. Rimskogo-Korsakova. Dis. ... kand. isk. [Some

features of the harmonic style of N. A. Rimsky-Korsakov (dis. ... candidate of arts]. Saratov: Biblioteka Saratovskoy konservatorii, 1961 (manuscript).

32. Tyut'manov I. A. O metodicheskoy napravlennosti soder-zhaniya kursa kontrapunkta strogogo stilya v nachal'noy stadii yego izucheniya [On the methodological orientation of the content of strict counterpoint course at the initial stage of its study] // Nauchno-metodicheskiye zapiski Saratovskoy konservatorii. Vyp. 5 [Scientific and methodological notes of the Saratov Conservatory. Issue 5]. Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 1970.

33. Tyut'manov I. A. Prakticheskiy kurs polifonii na materiale russkoy narodnoy pesni [Practical course of polyphony on the material of Russian folk songs]. Saratov: Biblioteka Saratovskoy konservatorii, 1961 (manuscript).

34. Tyut'manov I. A. Primenenie imitatsionno-kanonicheskoj tehniki i dvojnogo kontrapunkta pri obrabotke narodnoj pesni [The use of imitation-canonical technique and double counterpoint in the arrangement of folk songs] // Nauchno-metodicheskie zapiski Saratovskoj konservatorii. Vyp. 6 [Scientific and methodological notes of the Saratov Conservatory. Issue 6]. Saratov: SGU, 1973. P. 29-81.

35. Tyut'manov I. A. Sbornik primerov, uprazhneniy i zadach po kursu polifonii [Collection of examples, exercises and tasks in the course of polyphony]. Chast' 1. Dvukhgolosnyy kontrapunkt. Chast' 2: a) slozhnyy dvukhgolosnyy kontrapunkt, b) trekhgolos-nyy kontrapunkt. Saratov: Biblioteka Saratovskoy konservatorii, 1961 (manuscript).

36. Tyut'manov I. A. Teoriya i praktika dvukhgolosnogo kontrapunkta na diatonicheskoy ladovoy osnove [Theory and practice of two-voice counterpoint on a diatonic modal basis] // Nauch-no-metodicheskiye zapiski Saratovskoy konservatorii. Vyp. 5 [Scientific and methodological notes of the Saratov Conservatory. Issue 5]. Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 1970.

Информация об авторе

Ольга Ивановна Кулапина E-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект Петра Столыпина, дом 1

Information about the author

Olga Ivanovna Kulapina E-mail: [email protected]

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.