Научная статья на тему 'К вопросу здоровьесберегающих технологий в образовании'

К вопросу здоровьесберегающих технологий в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ИННОВАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PHYSICAL CULTURE / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / BIOECONOMIC PSYCHOPHYSICAL TRAINING / INNOVATION OF PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Е. Н.

Одним из направлений развития российского образования провозглашено здоровьесбережение человека. Одной из таких здоровьесберегающих образовательных технологий является инновация физической культуры Биоэкономический психофизический тренинг. На протяжении многих лет ученые исследовали возможности повышения воздействия физической культуры на состояние детей и взрослых. Суть методики БЭПФТ заключается в соединении экономичного дыхания с психофизической деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN EDUCATION

One of the tendencies of development of Russian education is public health. One of such health education methods is innovation of physical training and it is called Bioeconomic psychophysical training. The scientists have researched the potentials of rise of influence of physical training on children’s and adalts’ state of health for many years. The main idea of Bioeconomic psychophysical training method is to connect the economical breath with psychophysical activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу здоровьесберегающих технологий в образовании»

Учеными выделены основные позиции этнопедагогизации образовательного процесса, которые включают:

• создание теоретически обоснованной дидактической системы, где должны быть достаточно полно представлены в содержании образования взаимоотношения этносферы (Л.Н. Гумилев [3]) и человека;

• разработку педагогических моделей, в которых реализуются принципы взаимодействия учреждения образования и культуры с этносоциумом и этническими диаспорами;

• обучение родному языку, музыкальной, эстетической, художественной культуре, истории, традициям на основе приобщения к духовным ценностям своего народа как органичной неотъемлемой части духовной культуры мира;

• использование педагогических технологий развития у учащихся потребности в приобретении знаний об этнокультурных ценностях других народов;

• создание условий для усвоения национальных обычаев в процессе проведения праздников, имеющих историческую ценность для каждого этноса и всех народов в целом (М. Г. Тайчинов, В. Д. Шадриков и др.).

В связи с идеями значимости в процессе развития толерантного сознания создания и целенаправленного осуществления системы педагогического сопровождения, особый интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные феномену этнопедагогической культуры, которая включает в себя такие составляющие, как:

• наличие у педагога глубоко осознанной гуманистической педагогической доминанты по отношению к учащимся независимо от их этнической принадлежности;

• потребность и интерес к этнопедагогической деятельности;

• способность к культурной идентификации и самооценке собственного уровня этнопедагогической деятельности;

• интериоризация этнических ценностей;

• хорошее владение современными этнопедагогическими технологиями;

• этнопедагогическая компетентность и системные знания в различных областях этнопедагогики (этнологические, этнокультурологические, этнопсихологические, знания народного этикета, искусства, основных особенностей народного воспитания и т.д.);

• высокий уровень моральной воспитанности;

• развитые навыки саморегуляции и самореализации в полиэтнической среде;

• развитое толерантное сознание.

Такое внимание к развитию основ этнопедагогической культуры определяется тем, что реализация в социуме общечеловеческих ценностей и идеалов невозможно без активного участия педагога, оказывающего непосредственное влияние на подрастающее поколение, а значит, и на духовное обновление общества. От того, какой культурой мышления, чувств, системой ценностей будет обладать педагог, зависит сила и качество его влияния, характер восприятия детьми окружающего мира. Поэтому педагогическая наука призвана исследовать воспитательной потенциал профессионально-педагогического образования, его ценностно-целевые, личностно-смысловые аспекты [7].

Высокий уровень развития толерантного сознания педагога и его этнопедагогической культуры являются яркими показателями и уровня общегуманитарной подготовки, и уровня развития нравственно-этических ценностей в целом, и уровня профессионально-педагогической культуры.

Литература

1. Вагнер Г.К. О природе народного искусства //Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. - М, 1991.- С. 35.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.-С.4.

3. Гумилёв Л. Н., Иванов К. П. Этносфера и Космос // Материалы Второго Всесоюзного совещания по космической антропоэкологии. - М., 1984. - С.211-220.

4. Некрасова М.А. Народное искусство и экология культуры// Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. - М., 1991.- С.5.

5. Рогова Р.М., Филонов Г.Н. и др. Становление самосознания личности школьника. - М.: Г осНИИ семьи и воспитания, 2003.

- С. 86.

6. Ситаров В.А., Романюк Л.В. Гуманистический потенциал воспитательного процесса в педагогическом вузе// Труды Всероссийской научно-практической конференции «Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество». Ч. 1. М.,

2002.. - С. 310-312.

7. Ситаров В.А., Романюк Л.В. Гуманистический потенциал воспитательного процесса в педагогическом вузе// Труды Всероссийской научно-практической конференции «Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество». Ч. 1. М.,

2002.. - С. 310-312.

8. См. Материалы VII ежегодной Всероссийской конференции Стратегии этической и эстетической рефлексии 16-19 ноября 2005 года_в рамках Дней Петербургской философии - Спб.,2005 г.

Алексеева Е.Н.

Доцент, кандидат педагогических наук, филиал Северо-Кавказского Федерального университета в г. Пятигорске К ВОПРОСУ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Одним из направлений развития российского образования провозглашено здоровьесбережение человека. Одной из таких здоровьесберегающих образовательных технологий является инновация физической культуры - Биоэкономический психофизический тренинг. На протяжении многих лет ученые исследовали возможности повышения воздействия физической культуры на состояние детей и взрослых. Суть методики БЭПФТ заключается в соединении экономичного дыхания с психофизической деятельностью.

Ключевые слова: физическая культура, здоровьесберегающие технологии, биоэкономический психофизический тренинг, инновация физической культуры

Alekseeva E.N.

PhD, associate Professor, North-Caucasian Federal university (branch) in Pyatigorsk TO THE QUESTION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Abstract

One of the tendencies of development of Russian education is public health. One of such health education methods is innovation of physical training and it is called Bioeconomic psychophysical training. The scientists have researched the potentials of rise of influence of physical training on children’s and adalts ’ state of health for many years. The main idea of Bioeconomic psychophysical training method is to connect the economical breath with psychophysical activity.

6

Keywords: physical culture, health-saving technologies, Bioeconomic psychophysical training, innovation of physical training

Поскольку одним из направлений развития российского образования провозглашено здоровьесбережение человека, то возникает необходимость модернизации содержания образования.

Приоритетным направлением проводимой реформы является повышение эффективности и качества преподавания физической культуры в вузе и общеобразовательных учреждений путем внедрения в практику инновационных здравоукрепительных технологий.

Одной из таких здоровьесберегающих образовательных технологий является инновация физической культуры -Биоэкономический психофизический (психомоторный) тренинг (БЭПФТ). Мы согласны с мнением В.В. Гневушева, что биоэкономический психофизический тренинг является прогрессивной формой физических упражнений с широким диапазоном лечебного, оздоровительного и профилактического воздействия на здоровье детей, подростков и взрослых [3, с. 14].

На протяжении многих лет В.В. Гневушев, Б.Н. Татаринов, П.П. Болдурчиди, Г.И. Осмирко, С.Х. Азов, В.А. Криунов, С.Ю. Забельский и другие исследовали возможности повышения воздействия физической культуры на состояние детей и взрослых.

По мнению В.В. Гневушева, С.Х. Азова, В.А. Криунова, укрепление здоровья достигается за счет увеличения экономичности психофизической деятельности и психофизической адаптации (ПФА) организма. Суть методики БЭПФТ заключается в соединении экономичного дыхания с психофизической деятельностью. Экономичность дыхания напрямую связана с развитием навыков уменьшения объема легочной вентиляции. Установлено, что чем выше объем легочной вентиляции во время выполнения мышечной деятельности, тем быстрее возникает утомление (Ж. Шеррер 1973), а чем ниже объем легочной вентиляции, тем выше работоспособность [3, с. 38].

Неотъемлемым преимуществом инновационной системы является циклическое взаимодействие интеллектуальной организации технологий диагностики и управления здравоукреплением с новым видом биологической энергии. Академик В.И. Вернадский назвал ее «энергией человеческой культуры», отличающейся наибольшей мощностью воздействия на человека и биосферу [6, с. 38].

Многочисленные исследования и клинические наблюдения В.В. Гневушева, Ю.И. Краснова, В.И. Федоренко, В.А. Пересыпкина, А.Ю. Каткова, Б.Н. Татаринова, Е.Ф. Янаковой и др. доказали, что величины уровня ЭПФД находятся в достоверной корреляции с заболеваемостью, с психоэмоциональным статусом, с физическим развитием, с состоянием сердечно-сосудистой системы, умственной и физической работоспособностью, с физической подготовленностью, с иммунно-биологическим барьером [1, с. 5; 4, с. 307].

Развитие навыков произвольной экономизации дыхания в покое происходит в исходных положениях лежа, сидя, стоя. Овладение регуляцией дыхания облегчается следующими указаниями: необходимо вдыхать и выдыхать воздух тонкой струйкой (без проявления дыхательных шумов и напряжения), можно представить себе, что вы осторожно вдыхаете аромат цветка или духов.

Занятие по освоению БЭПФТ состоит их 3-х частей. В первой части занятия выполняются динамические и изометрические упражнении, сидя (на стуле). Комплекс включает в себя самые разнообразные движения: сгибание и разгибание пальцев, встряхивания пальцев; движения головы - наклоны вперед и назад, вращения; наклоны, вперед прогнувшись; повороты вправо, влево и т.д. Во второй части выполняются динамические, изометрические упражнения, стоя: движения рук, корпуса, ног. Все упражнения выполняются по несколько раз. Третья часть занятия направлена на релаксацию и восстановление работоспособности, которая достигается психопотенцированием.

Методы развития биоэкономических навыков психопотенцирования основываются на развитии у занимающихся умения концентрировать свое внимание на процессе произвольной экономизации внешнего дыхания в покое, в мышечной деятельности. Психопотенцирование достигается мысленным воспроизведением на протяжении всего выполнения произвольной экономизации дыхания кратких по содержанию формул самовнушения. На основании психопотенцирования возникает и его избирательный эффект, превращающий дыхание в средство локального, как лечебного, так и оздоровительного воздействия на биосистемы организма.

Доступность и большой оздоровительный потенциал БЭПФТ делает возможным использование его в учебной, во внеучебной и самостоятельной деятельности студентов.

На основании данных В.В. Гневушева, Ю.Н. Соколова, С.Х. Азова, А.А. Бессонова, В.А Криунова, Л.М. Овчаренко, Н.А. Ермакова, В.Н. Игнатьева разработана универсальная система биоэкономичного тестирования циклического развития здоровья и психомоторной адаптации организма в шкале золотой пропорции [см: 4, 5].

В эксперименте приняли участие 240 студентов первого курса филиала СКФУ в г. Пятигорске.

Тестирование биоэкономичной психомоторной адаптации проводилось в состоянии покоя (стоя), а также при совершении 100% уровня психомоторной деятельности в виде 12 приседаний за 1 минуту.

Вычисление ЭПФД определялось по таблицам, приведенным в учебно-методическом пособии «Биоэкономические основы циклического развития здоровья» [2, с. 7-8].

Возможности широкого использования в практике биоэкономического тестирования здоровья объясняется его простотой и доступностью. Перечень необходимой для исследования аппаратуры ограничивается часами с секундной стрелкой или секундомером и расчетными таблицами.

Исследование развития биоэкономичной психофизической адаптации студентов (таблица 1) в состоянии покоя (стоя) показало, что 68,4% студентов имеют большой дефицит здоровья; 15,8% - малый дефицит здоровья; 13,2% - баланс здоровья; 2,6% - малый резерв здоровья.

Исследование биоэкономичной психофизической адаптации студентов при совершении 100% уровня ПФД показало, что 76,3% студентов имеют большой дефицит здоровья; 18,4% - малый дефицит здоровья; 5,3% - баланс здоровья.

Таблица 1. Результаты исследования уровня здоровья студентов в покое и ПФД

Качественные и количественные критерии Кол-во чел. в % Кол-во чел. в % (в

(в покое) ПФД)

Гармоничное развитие (от 1,60 до 1,62) - -

Большой резерв здоровья (от 1,39 до 1,59) - -

Малый резерв здоровья (от 1,01 до 1,38) 2,6 -

Баланс здоровья - 1,0 13,2 5,3

Малый дефицит здоровья (от 0,99 до 0,86) 15,8 18,4

Большой деицит здоровья (от 0,85 до 0,62) 68,4 76,3

7

Был определен средний показатель уровня здоровья в покое, он составил 0,79 ± 0,03; средний показатель уровня здоровья в ПФД - 0,76 ± 0,01. Эти показатели в качественной характеристике соответствуют большому дефициту здоровья.

Проведенное исследование показало, что необходимо усилить оздоровительную направленность процесса физического воспитания студентов.

Литература

1. Гандельсман А.Б., Евдокимова Г.А. Биоэнергетика и показатели внешнего дыхания / Биоэнергетика. Под ред. Г.Н. Алексеева. - Л., 1973. - С. 5-7.

2. Гневушев В.В., Криунов В.А., Азов С.Х., Соколов Ю.Н., Байрак Б.Н. Биоэкономические основы циклического развития здоровья (определение, диагностика, управление). - Ставрополь, 1998. - 16 с.

3. Гневушев В.В., Азов С.Х., Криунов В.А. Методология биоэкономического психофизического тренинга. Инновация физической культуры: Монография. - Ставрополь: «ЮРКИТ», 1996. - 136 с.

4. Гневушев В.В., Соколов Ю.Н. Биоэкономика психомоторной деятельности с методологией цикла // Материалы V Междун. конфер. «Циклы природы и общества», Ч. II. - Ставрополь, 1997. - С. 307-309.

5. Гневушев В.В., Азов С.Х., Бессонов А.А., Криунов В.А., Овчаренко Л.М., Ермаков Н.А., Игнатьев В.Н. Модули золотой пропорции в тестировании циклического развития психомоторной деятельности. // Материалы V Междун. конфер. «Циклы природы и общества», Ч. II. - Ставрополь, 1997. - С. 273-292.

6. Забельский С.Ю. Здоровье человека XXI века. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления: Монография. - Ставрополь, ОАО «Издательско-полиграфическая фирма «Ставрополье»», 2007. - 136 с.

Баленко Ю.В.

Аспирант, Государственное автономное учреждение города Москвы «Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы».

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В АЛКОГОЛЬНО-ЗАВИСИМЫХ СЕМЬЯХ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в алкоголизированных семьях. Представлены результаты эмпирического исследования детей, из семей, где родители злоупотребляют алкогольными напитками и детей из семей, не отягощённых алкогольной зависимость родителей. Полученные данные возможно использовать в практической работе социальных педагогов, воспитателей и психологов при разработке программ для работы с детьми младшего школьного возраста.

Ключевые слова: младшие школьники, алкоголизация родителей, воспитание.

Balenko Y.V.

Postgraduate student, autonomous public institution in the city of Moscow «Institute of retraining and professional development of the managerial personnel and specialists of system of social protection of the population of the city of Moscow».

FEATURES OF CHILDREN BRINGING UP IN ALCOHOLIC AND DEPENDENT FAMILIES

Abstract

In article features of children of the younger school age which is bringing up in the alcoholic families are considered. Results of empirical research of children, from families where parents abuse alcoholic beverages and children from the families which haven't been burdened by alcoholic dependence ofparents are presented. It is possible to use the obtained data in practical work of social teachers, tutors and psychologists when developing programs for work with children of younger school age.

Keywords: younger school students, alcoholization of parents, education.

В многогранном процессе формирования личности ребенка важнейшим звеном является семья. Ребёнок воспитывается многими обстоятельствами, но из всех влияний наиболее значимым оказывается семейное.

Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы.

Младший школьный возраст является наиболее чувствительным для успешной положительной социализации личности. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность. Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности - непрерывно действующий процесс [1].

В зависимости от того, как складываются взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он определяется структурой семьи, общим образовательным и культурным уровнем родителей, социально-бытовыми условиями жизни семьи, психологическим микроклиматом, распределением функциональных обязанностей между членами семьи, трудовыми и семейными обязанностями, организацией свободного времени и др.), формируется личность ребенка.

Нестабильный, конфликтный стиль отношений в семьях искажает условия ранней социализации детей, являясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях алкоголизированной семьи.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.

В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.

Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость.

Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Под руководством учителя

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.