Научная статья на тему 'Исследование гармоничности физического развития студентов инженерных специальностей Ставропольского государственного аграрного университета'

Исследование гармоничности физического развития студентов инженерных специальностей Ставропольского государственного аграрного университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЧНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / BALANCE OF PHYSICAL DEVELOPMENT / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ADAPTIVE CAPABILITIES / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЦИКЛИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЯ / CYCLICAL DEVELOPMENT OF HEALTH / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ / ENERGY COSTS / ENTROPIC AND NEGENTROPIC ENERGY COSTS / ЭНТРОПНАЯ И НЕГЭНТРОПНАЯ ЭНЕРГОСТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Марченко А.А., Тарасенко И.Р.

The balance of human physical development is one of the most important health indicators. Heterochronicity is among the main problems in the development of youth in the second half of the twentieth century. In this context the actual problem is the current study of the effect of the totality of factors of scientific and technical progress on health of young people. The validity of this thesis is clearly illustrated by the processes of acceleration and retardation of physical development of young people. According to the definition of the International Committee for Test Standardization physical development characterizes person’s identity, body, constitution, functionalities of the body, physical working capacity. The harmonious physical development of students depends on the ability of their organism to maintain resistance to exogenous factors, to adapt to changing environmental conditions. Training activities with the necessity of mastering large amounts of information in time shortage, the need for more knowledge requires more effort from the students. This is one of the reasons for the reduction of motor activity or determination of training classes while studying at the university, which affects their health, harmony of physical development and level of physical fitness. Our data received confirm this trend. The purpose of the study was to determine the level of harmony of physical development of students of engineering specialities of Stavropol State Agrarian University, as well as the level of their bio-economic psychomotor adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Марченко А.А., Тарасенко И.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of Harmonious Physical Development of Students of Engineering Specialities at Stavropol State Agrarian University

The balance of human physical development is one of the most important health indicators. Heterochronicity is among the main problems in the development of youth in the second half of the twentieth century. In this context the actual problem is the current study of the effect of the totality of factors of scientific and technical progress on health of young people. The validity of this thesis is clearly illustrated by the processes of acceleration and retardation of physical development of young people. According to the definition of the International Committee for Test Standardization physical development characterizes person’s identity, body, constitution, functionalities of the body, physical working capacity. The harmonious physical development of students depends on the ability of their organism to maintain resistance to exogenous factors, to adapt to changing environmental conditions. Training activities with the necessity of mastering large amounts of information in time shortage, the need for more knowledge requires more effort from the students. This is one of the reasons for the reduction of motor activity or determination of training classes while studying at the university, which affects their health, harmony of physical development and level of physical fitness. Our data received confirm this trend. The purpose of the study was to determine the level of harmony of physical development of students of engineering specialities of Stavropol State Agrarian University, as well as the level of their bio-economic psychomotor adaptation.

Текст научной работы на тему «Исследование гармоничности физического развития студентов инженерных специальностей Ставропольского государственного аграрного университета»

УДК: 796.011

ИССЛЕДОВАНИЕ

гармоничности физического развития студентов инженерных специальностей

Ставропольского государственного аграрного университета

Кандидат социологических наук А.А. Марченко

Кандидат педагогических наук И.Р. Тарасенко

Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

RESEARCH OF HARMONIOUS PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF ENGINEERING SPECIALITIES AT STAVROPOL STATE AGRARIAN UNIVERSITY A.A. Marchenko, Ph.D. I.R. Tarasenko, Ph.D. Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia

Key words: balance of physical development, adaptive capabilities, health, cyclical development of health, energy costs, entropic and negentropic energy costs. The balance of human physical development is one of the most important health indicators. Heterochronic-ity is among the main problems in the development of youth in the second half of the twentieth century. In this context the actual problem is the current study of the effect of the totality of factors of scientific and technical progress on health of young people. The validity of this thesis is clearly illustrated by the processes of acceleration and retardation of physical development of young people. According to the definition of the International Committee for Test Standardization physical development characterizes person's identity, body, constitution, functionalities of the body, physical working capacity. The harmonious physical development of students depends on the ability of their organism to maintain resistance to exogenous factors, to adapt to changing environmental conditions.

Training activities with the necessity of mastering large amounts of information in time shortage, the need for more knowledge requires more effort from the students. This is one of the reasons for the reduction of motor activity or determination of training classes while studying at the university, which affects their health, harmony of physical development and level of physical fitness. Our data received confirm this trend. The purpose of the study was to determine the level of harmony of physical development of students of engineering specialities of Stavropol State Agrarian University, as well as the level of their bio-economic psycho-motor adaptation.

Ключевые слова: гармоничность физического развития, адаптационные возможности, здоровье, циклическое развитие здоровья, энергетические затраты, энтропная и негэнтроп-ная энергостоимость.

Введение. Гармоничность физического развития человека - один из важнейших показателей его здоровья.

Среди главных проблем второй половины ХХ в. в развитии молодежи стоит его гетерохрон-ность. В связи с этим актуальным считается изучение воздействия всей суммы факторов научно-технического прогресса на здоровье молодого населения. Справедливость этого тезиса ярко иллюстрируется процессами акселерации и ретардации физического развития молодежи. От гармоничного физического развития студентов зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.

Учебная деятельность с необходимостью усвоения больших объемов информации в условиях дефицита времени, потребность во все более глубоких знаниях вынуждают студентов тратить все больше усилий. Это является одной из причин снижения двигательной активности или прекращения тренировочных занятий в период обучения в вузе, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, гармоничности физического развития и уровне физической подготовленности [5].

Полученные нами данные подтверждают эту тенденцию.

Методы и организация исследования. Исследование проводили на базе Ставропольского государственного аграрного университета, в нем приняли участие студенты 1-2-го курсов инженерных специальностей. В задачи исследования входило: определить степень гармоничности физического развития студентов инженерных

специальностей; определить уровень биоэкономической психомоторной адаптации цикла развития здоровья студентов.

Определяли следующие показатели: рост стоя (см), длину верхней части тела (от макушки до пупка), длину нижней части тела (от пупка до подошвы стопы). Эти показатели позволяют судить о степени пропорциональности и гармоничности развития телосложения студентов.

Для определения количественных и качественных изменений здоровья и его адаптации нами использовалась методика биоэкономической диагностики, разработанная профессором В.В. Гневушевым (1999-2000 гг.).

Пропорциональность и гармоничность развития испытуемых мы исследовали по законам золотого сечения [4, 7]. Для определения гармоничности развития были выполнены следующие действия: 1) измерение длины тела при помощи ростомера; 2) измерение длины верхней части тела (от макушки до пупка) при помощи измерительной ленты; 3) измерение длины нижней части тела (от пупка до подошвы стопы) при помощи измерительной ленты.

Гармоничность развития тела студентов определяли по формулам, предложенным Цейзин-гом:

1. Рг=Н/И.

2. Рг=И/И1

где Рг - пропорциональность тела, Н - рост, И -длина нижней части тела (см), И1 - длина верхней части тела (см).

При этом отношение пропорций гармонически развитого человеческого тела должно стремиться к золотому сечению 1,625 (пропорции мужского тела колеблются в пределах Н/И= 1, 625, а женского - Н/И=8/5= 1,6).

Результаты подверглись вариационно-статистической обработке. Она заключалась в анализе и обработке с помощью общепринятых формул числовых значений, объединенных в группы. Группы числовых значений сравниваются и сопоставляются с целью выяснения черт различия между ними и выявления показателей, изменяющихся в одном направлении. Для оценки статистически значимых различий полученных данных использовали метод Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенных исследований установлено, что у студентов университета наблюдаются некоторые процессы как дисгармо-

низации физического развития, так и снижения адаптационных возможностей организма.

При анализе полученных результатов по антропометрическим характеристикам и сравнении этих результатов с результатами исследования М. Гика (1936) мы выявили следующие особенности (табл. 1).

Как видно из табл. 1, у современных студентов наблюдаются некоторые процессы акселерации. По данным М. Гика (1936), тело человека постепенно развивается. Он установил, что пуп делит тело новорожденного на две равные части, и лишь со временем, к 21-му году жизни, отношение Н/h достигает своего конечного значения (1,625). При этом с возрастом происходит постепенное уменьшение показателя пропорциональности. Наши исследования свидетельствуют, что испытуемые данной возрастной группы имеют степень гармоничности и пропорциональности развития своего тела, который приближает их к золотой пропорции. При этом нужно отметить, что испытуемые студенты не достигли 21 года, и поэтому показатель гармоничности несколько выше должного. Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что золотая пропорция определяет процессы акселерации, характерные для нашего времени.

При анализе выполнения функциональной пробы у всех наблюдаемых нами студентов отмечалось наличие малого дефицита здоровья при их тестировании в покое (0,98±0,02) и большого дефицита - после выполнения заданной физической нагрузки в 20 приседаний (0,75±0,044). Причем следовая реакция выполнения психомоторной деятельности в процессе функциональной пробы также определяла дефицит биоэкономического цикла развития здоровья (0,96± 0,57) (табл. 2).

Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о том, что относительно небольшая психомоторная работа в виде 20 приседаний выполняется студентами с избыточными энергетическими затратами, способствующими истощению их энергетического потенциала, что указывает на дефицит здоровья. Они характеризуют количественные и качественные дисгармоничные изменения соотношения психофизиологических параметров циклического развития здоровья (ЦРЗ): наблюдается возрастание нарушений (преимущественно физиологических) психосоматической нормы. Возможно, что именно эти количественные и ка-

Таблица 1. Среднее соотношение пропорций студентов инженерных специальностей аграрного университета

Рост, см, М±т H, см, М±т hl, см, М±т Н/h (должная) Н/h (фактич.) Н/hl (должная) Н/hl (фактич.)

174±2,68 106,3±1,89 67,5±0,87 1,59 1,64 1,60 1,58

Таблица 2. Результаты выполнения студентами функциональной пробы, M±m

Критерии теста по ЧСС Фактическая Уровень

В покое 12,7±0,22 0,98±0,02

После нагрузки 19,1±0,30 0,75±0,04

После 3 мин отдыха 13,3±0,23 0,96±0,05

чественные изменения ЦРЗ - основные признаки начальной стадии латентного перенапряжения механизмов адаптации студентов, которое является следствием выполнения тренировочных и учебных нагрузок с энтропными энергозатратами в учебно-воспитательном и тренировочном процессах. В итоге энергетический потенциал организма иссякает с нарушением необходимой для результативной деятельности как спортивного, так и умственного характера и сохранением гармоничности физического развития, прогрессирующей экономизации затрат энергетических ресурсов. В условиях стабильного выполнения завышенных умственных и физических нагрузок прогрессивно увеличивается дисбаланс между энтропными и негэнтропными энергетическими затратами. Возрастающее превалирование эн-тропной энергетической стоимости подтверждается дефицитом экономичности ЦРЗ в состоянии относительного покоя, до проведения активной психомоторной деятельности, так и в следовой реакции [1]. Таким образом, дефицит ЦРЗ в активной психомоторной деятельности является психофизиологическим аккумулятором энтроп-ной энергостоимости в состоянии относительного покоя. Возможно, что это обстоятельство создает необходимые предпосылки для перехода первой стадии латентного перенапряжения, которая характеризует дисгармонию в физическом развитии студентов, во вторую, с объективными признаками патологических нарушений в состоянии их здоровья. Для профилактики и устранения дисгармоничности в физическом развитии студентов и укреплениия состояния их здоровья необходимо, чтобы умственные и физические нагрузки соответствовали степени повышения их функционального состояния.

С позиций биоэкономического психомоторного циклического развития здоровья рост гармоничности физического развития студентов определяется в количественных и качественных особенностях повышения экономичности психомоторной адаптации - основного механизма укрепления здоровья в результате выполнения возрастающих тренировочных нагрузок в пределах негэнтропной энергостоимости [3].

Для реализации этого процесса в занятия по физической культуре целесообразно внедрять методологию биоэкономического психомоторного тренинга, эффективно развивающего умения и навыки гармоничного возрастания экономичности психомоторной адаптации здоровья с широким спектром неспецифического избирательного воздействия, улучшающего такие показатели здоровья, как: психоэмоциональная установка, иммунобиологический барьер, физическое развитие, умственная и физическая работоспособность, спортивный гармонический рост.

Комплексная психофизическая тренировка в значительной степени улучшает физическое развитие здоровых людей, а при наличии патологических нарушений функциональных или морфологических свойств организма способствует их

восстановлению до уровня физиологической нормы [2].

Выводы

Дальнейшее изучение проблем гармонизации физического развития современных студентов и влияние на этот процесс двигательной активности актуально, так как содержит важную информацию для работников высших учебных заведений, преподавателей физической культуры, врачей и других специалистов.

Результаты исследований степени гармоничности физического развития и уровня здоровья современных студентов позволят обосновать коррекцию методики учебно-воспитательного процесса в высшей школе в целях профилактики и укрепления здоровья.

Использование в практике физического воспитания и спортивной тренировки студентов системы биоэкономической психомоторной диагностики ЦРЗ и биоэкономического управления его психомоторной адаптацией будет способствовать сохранению и укреплению здоровья будущих специалистов с одновременной гармонизацией их физического развития.

Литература

1. Гневушев, В.В. Диагностика циклического развития здоровья / В.В. Гневушев, С.Х. Азов, Ю.Н. Соколов и др. // Циклы. Матер. междисциплинарного научного семинара вузов Северо-Кавказского региона. - Ставрополь, 2002. - С. 56-57.

2. Гневушев В.В. Методология биоэкономического психомоторного тренинга. Инновация физической культуры / В.В. Гневушев, С.Х. Азов, В.А. Криунов. - Ставрополь: Изд-во «ЮРКИТ», 1996. - 136 с.

3. Гневушев, В.В. Система биоэкономической психомоторной оздоровительной физической культуры / В.В. Гневушев, Н.Н. Сивакова, С.Ю. Забельский, Ю.П. Краснов. - Ставрополь: Изд-во СГМА, 2002. - 31 с.

4. Коробко, В.И. Золотая пропорция и человек / В.И. Коробко, Г.Н. Примак. - Ставрополь: Изд-во «Кавказская библиотека», 1992. - 180 с.

5. Котьков, Н.Н. Организация двигательной активности студентов по характеру энергоемкости энергообеспечения занятий / Н.Н. Котьков // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: матер. межрегион. науч.-практ. конф., посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 254-257.

References

1. Gnevushev, V. V. Diagnostivs of cyclic development of health / V.V. Gnevushev, S.Kh. Azov, Yu.N. Sokolov et al. // Cycles. Proceedings of the interdisciplinary scientific seminar of universities of the North Caucasus region. - Stavropol, 2002. -P. 56-57. (In Russian)

2. Gnevushev, V.V. The methodology of bioeconomic psychomotor training. Innovation of physical culture / V.V. Gnevushev, S.Kh. Azov, V.A. Kriunov. - Stavropol: YURKIT, 1996. - 136 P. (In Russian)

3. Gnevushev, V.V. The system of bioeconomic psychomotor recreational physical culture / V.V. Gnevushev, N.N. Sivakova, S.Yu. Zabel'sky, Yu.P. Krasnov. - Stavropol: Publ. h-se of SSMA, 2002. - 31 P. (In Russian)

4. Korobko, V.I. Golden Ratio and man / V.I. Korobko, G.N. Primak. - Stavropol: Kavkazskaya biblioteka, 1992. - 180 P. (In Russian)

5. Kot'kov, N.N. Organization of the motor activity of students by the nature of energy intensity of energy supply of classes / N.N. Kot'kov // Problems of human health. Development of physical culture and sport in modern conditions: Proceedings of the interregional theor.-pract. conf., dedicated to the 55th anniversary of FFC of SSU. - Stavropol: publ. h-se of SSU, 2002. - P. 254-257. (In Russian)

Информация для связи с автором: aleksandrik4@rambler.ru

Поступила в редакцию 06.06.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.