Научная статья на тему 'Возможность коррекции показателей физической подготовленности и физической работоспособности физкультурников на фоне введения в рацион питания ламинарии'

Возможность коррекции показателей физической подготовленности и физической работоспособности физкультурников на фоне введения в рацион питания ламинарии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / STUDENTS'' HEALTH / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ / ADAPTATION TO EDUCATIONAL LOADS / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / PHYSICAL WORKING CAPACITY / ЛАМИНАРИЯ (МОРСКАЯ КАПУСТА) / LAMINARIA (SEA GIRDLE)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осыченко М. В., Скрипкин В. С.

The purpose of the study was to study the dynamics of indices of physical working capacity and physical fitness of female students attending section classes of fitness aerobics along with introduction in the diet of female students attending section classes of fitness aerobics associated with introduction in their diet of laminaria, in recommended doses. The problems of the health of the modern young students of higher educational institution were considered. The mechanisms of adaptation of students to educational loads on physical education were studied. The conducted analysis of results of the medical examination revealed a high percentage of incidence among freshmen living in the Stavropol region. It was marked in the study that young people entering a university is far behind from the average norm in physical and functional parameters and can not cope with physical loads. The presented method of organizing physical education and sports activity of the students with an adequate introduction to the diet of essential trace elements, in particular organic iodine, contributed the increase of the level of physical working capacity and physical fitness, as well as improves health of students in general. Thus, our assumption that the levels of physical fitness and physical working capacity can be good if organizing physical education classes on the basis of sports and fitness technologies (fitness aerobics) with an adequate intake of essential trace elements and organic iodine by the involved ones, is correct. The experimental results prove that laminaria can be used for correction of physical fitness performance and adaptation to physical loads of university students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможность коррекции показателей физической подготовленности и физической работоспособности физкультурников на фоне введения в рацион питания ламинарии»

УДК: 612.39

возможность

коррекции показателей физической подготовленности и физической работоспособности физкультурников на фоне введения в рацион питания ламинарии

Кандидат философских наук, доцент М.В. Осыченко Кандидат ветеринарных наук, доцент B.C. Скрипкин Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

POSSIBILITY OF CORRECTION OF INDICES OF PHYSICAL FITNESS AND PHYSICAL WORKING CAPACITY OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS ASSOCIATED WITH INTRODUCING LAMINARIA INTO DIET M.V. Osychenko, associate professor, Ph.D.

V.S. Skripkin, associate professor, Ph.D.

Stavropol state agrarian University, Stavropol

Key words: students' health, educational process, adaptation to educational loads, physical fitness, physical working capacity, laminaria (sea girdle).

The purpose of the study was to study the dynamics of indices of physical working capacity and physical fitness of female students attending section classes of fitness aerobics along with introduction in the diet of female students attending section classes of fitness aerobics associated with introduction in their diet of laminaria, in recommended doses. The problems of the health of the modern young students of higher educational institution were considered. The mechanisms of adaptation of students to educational loads on physical education were studied. The conducted analysis of results of the medical examination revealed a high percentage of incidence among freshmen living in the Stavropol region. It was marked in the study that young people entering a university is far behind from the average norm in physical and functional parameters and can not cope with physical loads. The presented method of organizing physical education and sports activity of the students with an adequate introduction to the diet of essential trace elements, in particular organic iodine, contributed the increase of the level of physical working capacity and physical fitness, as well as improves health of students in general. Thus, our assumption that the levels of physical fitness and physical working capacity can be good if organizing physical education classes on the basis of sports and fitness technologies (fitness aerobics) with an adequate intake of essential trace elements and organic iodine by the involved ones, is correct. The experimental results prove that laminaria can be used for correction of physical fitness performance and adaptation to physical loads of university students.

Ключевые слова: здоровье студентов, учебный процесс, адаптация к учебным нагрузкам, физическая подготовленность, физическая работоспособность, ламинария (морская капуста).

Актуальность. Здоровье студентов - необходимое условие учебы в высшем учебном заведении, между тем результаты медицинского осмотра указывают на высокий процент студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Поступив в вуз, молодежь попадает в новую среду, меняется ее привычный образ жизни, формируются новые межличностные отношения. Учебный процесс требует от учащихся значительных затрат сил на преодоление физических и умственных нагрузок. Адаптация студентов к учебным нагрузкам протекает трудно, центральная нервная система испытывает значительное напряжение, что приводит к утомлению и снижению активности защитных систем организма, а следовательно, ухудшению здоровья. Одна из причин - малоподвижный образ жизни, систематическое нарушение режима труда, отдыха и питания.

Студентам, имеющим отклонения в состоянии здоровья или часто болеющим ОРЗ и простудными заболеваниями, особенно необходима физическая активность, благотворно влияющая на ослабленный организм.

В течение последних лет преподаватели кафедры физического воспитания и спорта отмечали, что первокурсники значительно отстают по физическим и функциональным показателям от средней нормы и не справляются с физическими нагрузками, предусмотренными учебной программой.

Поэтому исследование состояния здоровья студентов и процесса их адаптации к учебному процессу по физической культуре в вузе весьма актуально.

В связи с этим на основании контрольных нормативов, предусмотренных учебной программой, в октябре 2012/13 учебного года было проведено тестирование

№ 4 • 2014 Апрель | April

47

уровня физической работоспособности и физической подготовленности студентов-первокурсников основного и подготовительного отделений, по результатам которого определялся уровень их физического и функционального состояния в целом.

В ходе тестирования нами было установлено, что 42 % юношей и 48 % девушек первого курса имеют средний и ниже среднего уровни физической подготовленности и практически все показатели физической работоспособности соответствуют слабому уровню их функционирования.

Также нами была изучена структура общей заболеваемости у 1705 студентов первого курса, поступивших в СтГАУ в 2012/2013 учебном году. Так, на болезни сердечно-сосудистой системы приходится наибольший процент - 23,6-19,4 %. За ними следуют болезни органов зрения -17,6 %. Далее идут болезни органов пищеварения - 16,3 %. На долю других заболеваний приходятся: заболевания эндокринной системы - 7,1 %; органов дыхания - 3,1 %; заболевания почек и мочевыводящих путей - 28 %; ЛОР-органов -2,4 %; нервной системы - 3,9 %; остальные - 2,9 % (см. рисунок).

Среди всех заболеваний особого внимания заслуживают заболевания эндокринной системы, в частности болезни, связанные с нарушением функционирования щитовидной железы.

Недостаток йода в организме человека приводит к нарушению обмена веществ, снижению иммунитета, умственной и физической работоспособности. Такое состояние рассматривается как преболезненное, из которого могут в дальнейшем развиться самые разные заболевания.

Согласно многочисленным научным исследованиям проблема недостатка йода является чрезвычайно важной для всех людей, причем этот микроэлемент особенно необходим для роста и физического развития детей и подростков (И. И. Дедов, 2000; В. М. Краснов 2000; НЮ Свириденко, 2001; М. В. Багданьянц, 2005; А. И. Плотникова, 2005; Д. А. Безрукова, 2006; О. В. Духарева, 2009, и др.).

В работах российских ученых (В. В. Насолодин, 1997; С. М. Воронин, 1997; В. Я. Русин,1999; О. А. Громова, 2000; А. В. Скальный, 2000; В. И. Некрасов, 2006; А. В. Скальный, 2006, и др.) убедительно показано, что обмен важнейших микроэлементов интенсифицируется при значительных физических нагрузках, а это значит, что у спортсменов и физкультурников потребность в них значительно выше по сравнению с другими группами населения.

В. В. Насолодин, В. Я. Русин, Ю. А. Дьяченко рекомендуют осуществлять профилактику дефицита микроэлементов в организме спортсменов путем введения в рацион питания необходимых пищевых добавок.

Учитывая эндемичность Ставропольского края по микроэлементу «йод», мы высказали свое предположение по поводу ухудшения состояния здоровья молодых людей, проживающих в данном регионе. Одну из таких причин мы видим в дефиците поступления микроэлементов, в частности органического йода, в организм молодежи.

Цель исследования - изучение динамики показателей физической работоспособности и физической подготовленности студенток, посещающих секционные занятия по оздоровительной аэробике, на фоне введения в рацион питания ламинарии (морской капусты) в рекомендуемых дозах.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе спортивно-оздоровительного комплекса Ставропольского государственного аграрного университета на кафедре физического воспитания и спорта с ноября по май 2013 г. Объектом исследования были выбраны студентки-первокурсницы, посещающие секционные занятия оздоровительной аэробики 3 раза в неделю и отнесенные по состоянию здоровья к основной группе. Из них по принципу аналогов (по возрасту, весовому индексу, по росту, массе тела) были сформированы две группы по 17 человек. По согласованию с врачом в экспериментальную группу вошли студентки-добровольцы, не имеющие противопоказаний к применению ламинарии.

В рацион питания контрольной группы морепродукты и морская капуста не входили. Физические нагрузки у всех участниц эксперимента были одинаковыми в течение всего периода наблюдений.

Ламинария принималась по ЛА чайной ложки порошка один раз в день в течение двух месяцев, затем после 30-дневного перерыва студенты экспериментальной группы продолжили прием еще два месяца в той же дозе.

Показателей физической работоспособности и физической подготовленности регистрировали в начале эксперимента и спустя один месяц по окончании приема ламинарии.

В процессе исследования физическую работоспособность мы определяли с помощью общепринятых функциональных проб: тест Купера (общая выносливость) - преодоление на велотренажере за 12 мин максимально возможного количества метров; индекса Руфье - проба с 30 приседаниями за 45 с (скорость восстановления пульса после дозированной нагрузки) - зависимость оценки обратная: чем больше индекс, тем хуже; коэффициент выносливости ^В) Кваса характеризует состояние сердечно-сосудистой системы - интегральная величина, объединяющая ЧСС, систолическое и диасто-лическое давление, в норме он равен 16 единицам. Его уменьшение указывает на усиление деятельности сердечно-сосудистой системы, увеличение -на ослабление.

Физическую подготовленность мы оценивали по следующим показателям: бег 100 м; сгибание и разгибание рук в упоре лежа (колич.); поднимание туловища из положения, лежа за 30 с (коич.); прыжок в длину с места (см).

Результаты исследования и их обсуждение.

В ходе исследования нами установлено, что полученные исходные данные физической работоспособности первокурсниц находились примерно на одном уровне и соответствовали значению их функциональных возможностей (индекс Руфье) как ниже среднего,

48

№ 4 • 2014 Апрель | Арп!

что составило в экспериментальной группе 9,33±0,232; в контрольной - 8,067±0,267.

Исходные показатели теста Купера также находились на одном уровне и составляли в экспериментальной группе - 4382±8,905, в контрольной - 4358±7,832, что позволило нам сделать вывод об удовлетворительной степени работоспособности у испытуемых.

Значения индекса Кваса изначально превышали средний нормативный показатель как в экспериментальной - 22,07± 0,144, так и в контрольной -22,35±0,242 группах, что указывает на ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы.

Тестирование проводилось в октябре 2013 г.

Спустя шесть месяцев с начала эксперимента изменения индекса Руфье произошли в обеих группах: в контрольной прирост показателей составил 18,2 % (р>0,05), в то время как в экспериментальной группе повышение показателей было значительнее и составило 22,9 % (р>0,05) в сравнении с исходным данными.

При использовании теста Купера был получен аналогичный результат. В экспериментальной группе, где студентки принимали морскую капусту, произошло достоверное улучшение показателей на 18,3 % по сравнению с исходным уровнем. В контрольной группе этот показатель увеличился на 15,8 % (р>0,05).

В ходе исследования показатели Кваса в экспериментальной группе постепенно приближались к физиологической норме, ниже исходного уровня на 24,7 %, что свидетельствует о положительном действии ламинарии; в контрольной группе показатель снизился на 19,3 %.

Исходные показатели физической подготовленности, как в экспериментальной, так и в контрольной группах находились примерно на одном уровне и незначительно отставали от средних значений, что со-

массовая физическая культура

ставило: по тесту «Бег 100 м» в экспериментальной группе - 17,09±0,040, в контрольной - 17,18±0,029; по тесту «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» в экспериментальной группе - 8,467± 0,274, в контрольной - 8,067±0,267; по тесту «Прыжок в длину с места» в экспериментальной группе - 170,2±0,987, в контрольной - 172,1± 0,967; по тесту «Пресс» в экспериментальной группе - 15,20±0,223, в контрольной -15,93±0,267.

Через шесть месяцев с начала эксперимента показатель физического развития достоверно увеличился как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Прирост показателей в беге на 100 м составил: в экспериментальной группе - 5,6 %, в контрольной - 4,6 % рР>0,05). По сравнению с исходным уровнем произошло достоверное увеличение показателей в тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» в экспериментальной группе -на 39 %, в контрольной - на 33,2 % (р>0,05). По тесту «Пресс» в экспериментальной группе показатель достоверно увеличился на 30,1 %, в то время как в контрольной - на 25,1% (р>0,05). По тесту «Прыжок в длину с места» темп прироста составил: в экспериментальной группе - 11,5 %, в контрольной - 8,5 % (р>0,05).

Полученные данные позволяют сделать вывод, что под воздействием предлагаемых нами физкультурно-оздоровительных технологий (оздоровительной аэробики) происходит достоверное качественное и количественное улучшение большинства исследуемых параметров физической подготовленности (табл. 1) и физической работоспособности (табл. 2).

Введение в рацион питания студенток-физкультурниц морской капусты обеспечило более значительное развитие скоростно-силовых и сило-

Таблица 1. Результаты тестирования физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента

Тесты Группы, п=17 Статистические параметры

до эксперимента после эксперимента абс. % р

М±т М±т

Бег 100 м, с Экспериментальная 17,09±0,040 16,14±0,047 0,95 5,6 <0,05

Контрольная 17,18±0,029 16,40±0,035 0,78 4,6 <0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, колич.раз Экспериментальная 8,467±0,274 13,86±0,256 5,3 39 <0,05

Контрольная 8,067±0,267 12,06±0,267 3,9 33,2 <0,05

Тест «Пресс» за 30 с», колич. раз Экспериментальная 15,20±0,223 21,73±0,431 6,5 30,1 <0,05

Контрольная 15,93±0,267 21,26±0,267 5,3 25,1 <0,05

Прыжок в длину с места, см Экспериментальная 170,2±0,987 192,1±0,606 21,9 11,5 <0,05

Контрольная 172,1±0,967 188,0±0,947 15,9 8,5 <0,05

Таблица 2. Результаты тестирования физической работоспособности контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента

Тесты Группы п=17 Статистические параметры

до эксперимента после эксперимента абс. % а

М±т М±т

Тест Купера на велосипеде (дистанция, м) Экспериментальная 4382±8,905 5340±18,859 958 18 <0,05

Контрольная 4358±7,832 5170±25,780 812 15,8 <0,05

Проба Руфье Экспериментальная 9,33±0,232 7,200±0,327 2,13 22,9 <0,05

Контрольная 8,067±0,267 6,600±0,273 1,46 18,2 <0,05

Индекс Кваса Экспериментальная 22,07±0,144 16,64±0,119 5,43 24,7 <0,05

Контрольная 22,35±0,242 18,05±0,201 4,3 19,3 <0,05

№ 4 • 2014 Апрель | Арп!

49

вых качеств по сравнению со студентами, посещающими секционные занятия по аэробике без использования добавок. В развитии быстроты в группах, принявших участие в эксперименте, больших отличий не наблюдалось.

При исследовании общей выносливости первокурсниц нами был получен аналогичный результат.

Хочется отметить, что, по данным медицинского пункта, студентки экспериментальной группы практически не болели за время проведения эксперимента (болели только 16 %), в то время как в контрольной группе случаев пропусков занятий по болезни было выявлено больше - 21 %.

Вывод. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что у студенток-первокурсниц, поступивших в вуз из йододефицитного региона, показатели физической подготовленности и работоспособности отстают от средних нормативов их сверстниц на 23-27 %.

Из представленных данных видно, что развитие и совершенствование физических качеств наблюдается у всех студенток, участвующих в эксперименте. Однако студентки, принимающие ламинарию, в развитии физических качеств достигли наибольшего результата, чем студентки, не использовавшие морскойкапусты.

Физическая работоспособность как показатель функциональных возможностей организма занимающихся в экспериментальной группе преобладала над показателями контрольной группы. В тесте Купера, показатель общей выносливости в экспериментальной группе выше (18 %), чем в контрольной (15,8 %); увеличение индекса Руфье (скорость восстановления пульса после дозированной нагрузки) в экспериментальной группе более значительнее (22,9 %), чем в контрольной (18,2 %). По окончании эксперимента значения индекса Кваса (состояние сердечно-сосудистой системы) достоверно ниже исходного уровня: в контрольной группе - на 19,3 %, в экспериментальной - на 24,7 %, что подтверждает положительное влияние ламинарии на организм студенток, занимающихся физкультурной деятельностью.

Таким образом, высказанное нами предположение о том, что уровень физической подготовленности и физической работоспособности может быть успешным при организации учебных занятий по физической культуре на основе физкультурно-оздоровительных технологий (оздоровительная аэробика) с адекватным поступлением в организм занимающихся необходимых микроэлементов, а также органического йода, является состоятельным. Результаты эксперимента позволяют сделать заключение о возможности применения ламинарии для коррекции показателей физической подготовленности и адаптации к физическим нагрузкам студентов вуза.

Литература

1. Анциферов М.Б. Организация основных мероприятий по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом йода / М.Б .Анциферов, Н.Ю. Свириденко, Н.Н. Филатов // Медицин-

23,6%

19.4 S

17,6%

16,3%

7,1%

3,1% 2,8%^*- 3А% 2,9%

п п п П п

У у у / у у у у у

f у / / / / * л л

ж о* ^ <г s<r 0 /

✓ ^ У ,

# у

Процентное соотношение заболеваемости студентов

первого курса в 2012/2013 учебном году

ский научный и учебно-методический журнал. - 2004. - № 2.- С. 107-123.

2. Дедов И.И. Йододефицитные заболевания у детей и подростков: диагностика, лечение, профилактика: научно-практическая программа / И.И. Дедов, А.А. Баранов. - М., 2005. - 48 с.

3. Дьяченко Ю.А. Показатели физического развития студентов на фоне минеральных добавок / Ю.А. Дьяченко // Материалы Всерос. заочной межвуз. научно-практ. конф. - Саратов: СГАУ, 2008. - С. 37-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Насолодин В.В. Профилактика дефицита микроэлементов в организме спортсменов / В.В Насолодин, В.Я. Русин, С.М. Воронин // Сб. науч. трудов Ярославского ПИ. - 1997. - С. 24 -25.

5. Осыченко М.В. Реализация вариативного компонента дисциплины «Физическая культура» на основе современных фитнес-технологий / М.В. Осыченко, В.С. Скрипкин // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 9. - С.11-14.

6. Осыченко М.В. Использование естественных факторов стимуляции защитных систем организма в учебном процессе по физической культуре / М.В Осыченко, В.С. Скрипкин // Сб. науч. трудов Sworld. - 2013. - Т. 22. - № 3. - С. 69-72.

7. Скрипкин В.С. К проблеме совершенствования учебного процесса по физической культуре в вузах нефизкультурного профиля / В.С Скрипкин, М.В. Осыченко // Сб. науч. трудов Sworld. - 2013. - Т. 22. - № 3. - С. 72-75.

References

1. Antsiferov, M.B. Organization of the main measures for prevention of diseases caused by iodine deficiency / M.B . Antsiferov, N.Yu. Sviridenko, N.N. Filatov // Meditsinsky nauchny i uchebno-metodicheskiy zhurnal. - 2004. - № 2.- P. 107-123. (In Russian)

2. Dedov, I.I. Iodine deficiency disorders in children and adolescents: diagnosis, treatment, prevention: scientific and practical program / I.I. Dedov, A.A. Baranov. - Moscow, 2005. - 48 P. (In Russian)

3. D'yachenko, Yu.A. Indices of physical development of students associated with mineral additives / Yu.A. D'yachenko // Proceedings of the All-Rus. correspondence theor.-pract. conference. - Saratov: SSAU, 2008. - P. 37-40. (In Russian)

4. Nasolodin, V.V. Prevention of deficiency of trace elements in an athlete's body / V.V. Nasolodin, V.Ya Rusin, S.M. Voronin // Collected research works of YPI. - 1997. - P. 24 - 25. (In Russian)

5. Osychenko, M.V. Implementation of the variable component of the discipline "Physical education" based on modern fitness technologies / M.V. Osychenko, V.S. Skripkin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 9. - P.11-14. (In Russian)

6. Osychenko, M.V. The use of natural factors of stimulation of protective body systems in the educational process on physical culture / M.V. Osychenko, V.S. Skripkin // Collected research works Sworld. - 2013. - V. 22. - № 3. - P. 69-72. (In Russian)

7. Skripkin, V.S. On the problem of enhancement of the educational process on physical education in non-sports universities / V.S. Skripkin, M.V. Osychenko // Collected research works Sworld. -2013. - V. 22. - № 3. - P. 72-75. (In Russian)

Информация для связи с автором:

[email protected]

Поступила в редакцию 11.01.2014 г.

50

№ 4 • 2014 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.