Научная статья на тему 'Психоэмоциональная приспособляемость студентов-первокурсников городской и сельской популяции к обучению в вузе'

Психоэмоциональная приспособляемость студентов-первокурсников городской и сельской популяции к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL HEALTH / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / MENTAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ларина Е.М.

The purpose of the present study was to develop and substantiate the educational technology of physical and psychological rehabilitation of students based on the use of mind-body training sessions. In the process of physical education one should take into account the mental health characteristics of first-year students with different regional populations, and adjust the content and purposes of means and physical load. The individually-differentiated type of organization of the fitness training process using the priority methods and a set of physical and breathing exercises contributed to a remarkable reduction and elimination of anxiety, apathy and discomfort, increased locomotor activity and independence, increase of the level of development of physical qualities. In the experimental group of first-year students at the final stage of the research the characteristics of endurance (running), force (pull-ups), speed and strength qualities (standing long jump) have significantly improved compared to the baseline indices. The carried out health mind-body training was proved to be efficient only in two thirds of the subjects (74.7% -with the asthenic form, 73.1% anxiety form, 63.55 hypochondriacal respectively). One-third of first-year students is in a state of impaired mental health. According to the findings of the present research there is an applied need for using of the mind-body training for correction of psychoemotional condition, physical and mental health as the foundations of physical education of first-year students of the Agrarian University, belonging to different regional populations (urban and rural).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психоэмоциональная приспособляемость студентов-первокурсников городской и сельской популяции к обучению в вузе»

УДК: 796.01:159.9

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

приспособляемость студентов-первокурсников городской и сельской популяции к обучению в вузе

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Ларина

Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, Саратов

PSYCHOEMOTIONAL ADAPTABILITY OF FIRST-YEAR STUDENTS OF URBAN AND RURAL POPULATION TO UNIVERSITY EDUCATION E.M. Larina, associate professor, Ph.D.

Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Saratov Key words: motivation, physical development, physical health, mental health.

The purpose of the present study was to develop and substantiate the educational technology of physical and psychological rehabilitation of students based on the use of mind-body training sessions. In the process of physical education one should take into account the mental health characteristics of first-year students with different regional populations, and adjust the content and purposes of means and physical load. The individually-differentiated type of organization of the fitness training process using the priority methods and a set of physical and breathing exercises contributed to a remarkable reduction and elimination of anxiety, apathy and discomfort, increased locomotor activity and independence, increase of the level of development of physical qualities. In the experimental group of first-year students at the final stage of the research the characteristics of endurance (running), force (pull-ups), speed and strength qualities (standing long jump) have significantly improved compared to the baseline indices. The carried out health mind-body training was proved to be efficient only in two thirds of the subjects (74.7% -with the asthenic form, 73.1% - anxiety form, 63.55 - hypochondriacal respectively). One-third of first-year students is in a state of impaired mental health. According to the findings of the present research there is an applied need for using of the mind-body training for correction of psychoemotional condition, physical and mental health as the foundations of physical education of first-year students of the Agrarian University, belonging to different regional populations (urban and rural).

Ключевые слова: мотивация, физическое развитие, соматическое здоровье, психическое здоровье.

Актуальность. Отрицательные

экологические изменения определяют прогрессивное ухудшение здоровья человека, в основе которого - формирование «Я-концепции» здоровой личности и условия для самопознания, саморазвития и самореализации (Л. И. Лубышева, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский). Наличие конкуренции в современном обществе требует подготовки физически и психически здоровой, развитой, самостоятельной, творчески мыслящей личности. Актуальность приобретают осознанные студентами занятия физическими упражнениями, оказывающими позитивное влияние на функциональное и психическое состояние индивида (А. В. Чоговадзе, М. М. Рыжак, Ю. М. Николаев, Л. Г. Апана-сенко, Л. П. Попова). Постоянно действующий психоэмоциональный стресс играет отрицательную роль в психосоматическом здоровье (К. В. Судаков). Основополагающим компонентом, влияющим на место в социуме, успешность учебной и трудовой деятельности, отношения в семье и коллективе (Д. А. Давиденко), является психосоматическое здоровье человека. Это отражается на стресс-устойчивости, стабильности настроения и жизнеспособности личности (В. П. Казначеев, Р М. Могендович, В. К. Бальсевич, В. Д. Кряжев).

Проблемой является изучение адаптации студентов-первокурсников к учебно-образовательной деятельности при их низкой двигательной активности, слабом интересе к физической культуре и массовым видам спорта. Целевой результат физического воспитания студентов в аграрном вузе - формирование здоровьесбережения как позитивного творческого процесса в деле реализации латентных механизмов мотивации и креативного потенциала, способствующих самореализации личности посредством освоения ценностей физической культуры и спорта. Проблема заключается в противоречивости ситуации: программа, методика формы и средств, разработка новых педагогических технологий оздоровления и самостоятельной коррекции нарушенного или ухудшающегося здоровья.

Цель исследования - разработать и обосновать педагогическую технологию физического и психологического оздоровления студентов на основе применения психофизической тренировки.

Организация исследования. Комплексные исследования были проведены в течение 2009-2012 гг в Саратовском государственном аграрном университете им. Н. И. Вавилова. Испытуемыми являлись 1200 студентов-первокурсников 17-18 лет, из которых по данным медицинского осмотра были отобраны

942, классифицированные по популяции на городских и сельских.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе педагогического эксперимента установлено, что мотивация у студентов-первокурсников различной региональной популяции (городской и сельской) к занятиям физическими упражнениями остается относительно невысокой, особенно у студенток и студентов городской популяции, при этом студенты региональной сельской популяции, как юноши, так и девушки, проявляют больший интерес к занятиям в секциях по плаванию и лыжным гонкам. Морфологические и функциональные показатели физического развития характеризуют состояние психического и соматического здоровья. В определенной степени показатели физического развития, и прежде всего его интегративные признаки - длина и масса тела, жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) - отражают влияние внешних условий и образа жизни, материальные условия, в том числе режим физической активности, в организованных формах и самостоятельно.

Анализ фактического материала исследований выявил различный уровень показателей физического развития у студентов-первокурсников разной региональной популяции при их существенном приоритете у студентов сельской популяции. При этом существенно более высокие показатели зафиксированы у студентов сельской популяции по сравнению со студентами городской. Так, ЖЕЛ соответственно на 820 мл (3900 и 3100 см3; р< 0,05), кистевая динамометрия - на 11 кг (40 и 29 кг; р<0,05), жизненный индекс - на 20 условных единиц (56 и 35 усл. ед.; р<0,05), силовой индекс - на 21 усл. ед. (50 и 29 усл. ед.; р<0,05). У студентов городской популяции лучше лишь один показатель - масса тела (79 и 70 кг; р<0,05). Более существенное преимущество зафиксировано у студентов сельской популяции по показателям физической подготовленности, оценённой по важнейшим контрольно-педагогическим упражнениям. Было выявлено, что результаты в беге на 3000 м (соответственно 13.54 и 14.97, р<0,05), прыжки в длину с места (232,7 и 215,7 см, р< 0,05), количество подтягиваний на перекладине (14,0 и 10,3 раза, р<0,05) существенно выше у студентов сельской популяции по сравнению с городской популяцией. При рассмотрении важнейшего показателя дееспособности организма - физической работоспособности по результатам теста Р^ 170 у студентов сельской популяции отмечены достоверно большие абсолютные (1180,6 и 998,6) кгм/мин, р<0,05) и относительные (17,2 и 14,1 кгм/мин, р<0,05) показатели.

Показатели реакции ССС на физическую нагрузку, в частности тип нормальной реакции (нормотонической), зарегистрированы достоверно чаще (89,2 %) у студентов сельской популяции по сравнению со студентами городской популяции (70,4 %). В то же время гипертонический тип реакции встречался в три раза чаще у студентов городской популяции (соответственно 22,7 и 8,0 %о, р< 0,001). Результаты исследования структуры психического здоровья позволили установить, что среди физически здоровых испытуемых группы А только третья часть (30 0%) из общей выборки психически здоровы. Изучение фенотипических особенностей пальцевой дерматоглифики (как генетический критерий) и их взаимосвязи с показателями соматического здоровья студентов позволило обнаружить следующее. Фактор риска по сердечно-сосудистой патологии достоверно связан с количеством завитков <да> (г=0,33, р<0,05) и общим гребневым счетом (г=0,34, р<0,05). При нарушениях нервно-психической адаптации (по типу ипохондрической дизадаптации индивида) отмечается достоверное изменение дерматоглифического рисунка - увеличение количества завитков <М> (р<0,05). Эти факты убедительно показали, что на самой ранней стадии - начале дизадаптации -становится возможным прогнозировать отрицательные признаки её возникновения у студентов-первокурсников.

Показатели психического здоровья студентов-первокурсников, оцененные по величине личностного благополучия, позволили выявить различный характер их выраженности. Так, у первокурсников, отнесенных к группе здоровых, величина суммарной оценки благополучия отнесена к среднему уровню (352-426 баллов). В то же время у студентов с нарушениями НПД зафиксирован низкий уровень личностного благополучия. Важно отметить, что показатели личностного благополучия в разных по уровню психологического здоровья группах студентов-первокурсников исследуемой городской и сельской популяции характеризуются различными признаками. В проведенных исследованиях выявлена принципиальная особенность, связанная с оценкой уровня физической подготовленности первокурсников, имеющих различную направленность нервно-психической дизадаптации. Анализ результатов исследования позволил установить, что у студентов с нормальной формой НПД по сравнению с лицами, имеющими астеническую форму, результаты в беге на 3000 м были лучше на 1,11 мин (соответственно 13,90 и 15,01 мин, р<0,05). С ипохондрической формой -на 1,08 мин (13,90 и 14,98 мин, р<0,05). Аналогичная тенденция зарегистрирована в беге на 100 м. Так, у студентов с нормальной формой НПД по сравнению с астенической показатели были лучше на 1,1 с (соответственно 14,0 и 15,1 с, р<0,001), с тревожной формой - на 1 с (14,0 и 15,0 с, р<0,001) и с ипохондрической формой - на 0,8 с (14,0 и 14,8 с, р<0,001). Проявление силовых показателей (подтягивание на перекладине) также имело различный характер. Так, у испытуемых с нормальной НПД по сравнению с астенической формой количество подтягиваний было достоверно больше на 2,4 раза (11,18 и 8,92, р<0,05 и с ипохондрической формой - на 3,79 раза (11,76 и 7, 98, р<0,05).

Выводы. В процессе физического воспитания необходимо учитывать особенности психического здоровья студентов-первокурсников, имеющих различную региональную популяцию, и корректировать содержание и направленность средств и физических нагрузок. Индивидуально-дифференцированный характер организации оздо ро ви те ль но-тре ни ро воч ного процесса с использованием приоритетных методов и каталога направленных физических и дыхательных упражнений способствовал заметному снижению и устранению тревожности, апатии и дискомфорта, повышению двигательной активности и самостоятельности, увеличению уровня развития физических качеств. В экспериментальной группе студентов-первокурсников на завершающем этапе исследования достоверно улучшились по сравнению с исходным уровнем показатели выносливости (бег), силы (подтягивание на перекладине), скоростно-силовых качеств (прыжки в длину с места). Реализованная оздоровительная психофизическая тренировка показала, что её эффективность выявлена только у 2/3 испытуемых (соответственно с астенической формой - 74,7 %, тревожной - 73,1%, ипохондрической - 63,55 %). Одна треть первокурсников пребывает в состоянии нарушенного психического здоровья. Результаты исследования доказывают прикладную необходимость применения психофизической тренировки для коррекции психоэмоционального состояния, соматического и психического здоровья как основ физического воспитания студентов-первокурсников аграрного университета, относящихся к разным региональным популяциям (городской и сельской).

Использованная литература

1. Белых С.И. Инновационная стратегия для реформы вузовской дисциплины «Физическое воспитание» // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 9. - С. 62-64.

2. Казантинова Г.М. К вопросу о соматическом и психоэмоциональном здоровье студентов, освобожденных по состоянию здоровья от практических занятий по физической культуре / Г.М. Казантинова / Физическая культура и здоровье студентов вузов: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: Изд-во СПб., 2009. - С. 9899.

3. Клюева Г.Я. Использование шагомера для борьбы с гиподинамией / Г.Я. Клюева // Сб. матер. I Междунар. науч.-практ. конф. «Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. - 230 с.

4. Кузнецова С. В. Этические аспекты социально-психологической адаптации студентов с нарушением физического здоровья / С.В. Кузнецов // Сб. науч. тр. «Вопросы этической психологии». - Саратов: ООО «ИЦ "Наука"», 2010. -161 с.

5. Олексенко В.М. Теоретичю методичш засади реал1зац1 шновацмних технолога у пщготовщ майбутшх фах1вц1в шженерних спец1альностей: дис. ... докт. пед. наук / В.М. Олексенко. - К., 2008. - 463 с.

References

1. Belykh, S.I. An innovation strategy for the reform of the university discipline "Physical Education" // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2012. - № 9. - P. 62-64. (In Russian)

2. Kazantinova, G.M. On somatic and psycho-emotional health of students exempted for health reasons from practical physical education classes

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

/ Physical culture and health of university students: Proceedings of the International theor.-pract. conf. - St. Petersburg: Publ. h-se of SPb, 2009. - P. 98-99. (In Russian)

3. Klyueva, G.Ya. Using a pedometer to prevent hypodynamia / G.Ya. Klyueva // Proceedings of the I Internat. theor.-pract. conf. "Fundamental and applied research: problems and results. -Novosibirsk: Publishing House of NSTU, 2012. - 230 P. (In Russian)

4. Kuznetsova, S. V. Ethical aspects of the socio-psychological adaptation of students with impaired physical health / S.V. Kuznetsova // Book of abstracts "Issue of ethical psychology". - Saratov: Nauka, 2010. -161 P. (In Russian)

5. Oleksenko, V.M. Theoretical and methodological grounds of the implementation of innovation technologies in training future engineers: doctoral thesis (Hab.) / V.M. Oleksenko. - Kiev, 2008. - 463 P. (In Ukrainian)

Информация для связи с автором:

latypov56@mail.ru, Elena-dozent@yandex.ru

Поступила в редакцию 20.05.2014 г.

УДК: 796:001.4

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СЛОВА «ЭНДШПИЛ(Ь)», ИСПОЛЬЗУЕМОГО В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ1982-2012 ГГ.

А.С. Гусаков

Российский государственный университет, физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: контент-анализ, эндшпиль, дебют, миттельшпиль.

Введение. В 80-е гг. 20-го в. роль эндшпиля в шахматной партии была не то чтобы недооценена лучшими шахматными теоретиками и шахматистами того времени, просто к тому времени роль дебюта в арсенале шахматиста была несколько приоритетнее. К 2010-м гг. ситуация немного изменилась: роль эндшпиля в шахматной партии возросла, но никто не может понять насколько. Понимание этого вопроса поможет правильно скоординировать теоретическую подготовку шахматиста.

Цель исследования - провести контент-анализ слова «эндшпил(ь)», используемого в периодических изданиях 1982-2012

Методика и организация исследования. С сентября 2012 г. по февраль 2014 г. на кафедре теории и методики шахмат нами был проведен количественный контент-анализ самого большого в мире шахматного периодического журнала «Шахматное обозрение-64», издаваемого с 1968 г.

Контент-анализ (от англ.: contents - содержание, содержимое), или анализ содержания, - стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов. Количественный контент-анализ основывается на исследовании слов, тем и сообщений, сосредоточивая внимание исследователя на содержании сообщения. Таким образом, собираясь подвергнуть анализу выбранные элементы, нужно уметь предвидеть их смысл и опреде-

лять каждый возможный результат наблюдения в соответствии с ожиданиями исследователя.

В анализе использовались слова: «дебют», «миттельшпил(ь)», «эндшпил(ь)».

Результаты исследования и их обсуждение.

1. Проведем проверку статистической гипотезы о том, что слово «эндшпил(ь)» в период 1982-1991 гг. употреблялось столь же часто, что и в период 2002-2012 гг., то есть Н0 = (О,2- о|).

2. Распределение нормальное.

3. Применение непараметрического метода Фишера-Снедекора.

4 ^ О. о о

4 'расчет.=—> 1, где О, - большее значение, а 01 - меньшее значе-

ние.

Of = 5270, Of = 1082 - значит, F = 4,87.

' ' ' ' расчет. '

F табл. = 3,18 при V, = 9 V2= 9.

Если F < F .

расчет. табл.

нимается. F______= 4,87; F

Q миттельшпиль (%) Щ дебют (%) Q эндшпиль (%)

Употребление слов: «дебют», «миттельшпил(ь)», «эндшпил(ь)» в журнале «Шахматное обозрение-64» в промежуток с 1982 по 2012 г.

, нулевая гипотеза о равенстве дисперсии при.,-.,. , - 3,18; > Г к ; значит, гипотеза о ра-

расчет. ' ' табл. ' ' табл.' ' г

венстве не принимается с уровнем значимости а = 0,05. 8. Слово «эндшпил(ь)» в период 2002-2012 гг. применялось значительно чаще, чем в период 1982-1991 гг.

На диаграмме (см. рисунок) использовано 3 промежутка по 10 лет (с 2012 по 1982 г.). Выявлен процент содержания слов: «дебют», «миттельшпил(ь)», «эндшпил(ь)» в этом промежутке времени. Помимо корневых значений брались также смысловые упоминания этих значений. Выводы

1. Количество значений слова «эндшпил(ь)» за период 2002-2012 гг. увеличилось на 23 % по сравнению с периодом 1982-1991 гг. Количество слова «дебют» за период 2002-2012 гг. уменьшилось на 29 % по сравнению с периодом 1982-1991 гг. Именно с учетом этого на современном этапе нужно сделать определенные коррекции в теоретической подготовке шахматистов.

2. На сегодняшний день теория эндшпиля в шахматах требует совершенствования методик подготовки.

Литература

1. Авербах, Ю.Л. Тысяча лет на пустынной доске / Ю. Авербах //«Шахматное обозрение-64». - 2004. - № 1. - С. 17.

2. Дворецкий, М.И. Учебник эндшпиля / М.И. Дворецкий; гл. ред. В.В. Эльянов. - Харьков: Факт, 2006 - 496 с.

Информация для связи с автором: Gusakovalexander@mail.ru

Поступила в редакцию 29.09.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.