УДК: 796.01+330.59
ВЛИЯНИЕ
занятий спортом на качество жизни студентов Тюменского государственного аграрного университета
В.А. Кувалдин
Государственный аграрный университет Северного Зауралья, Тюмень
THE INFLUENCE OF SPORTS CLASSES ON QUALITY OF LIFE OF STUDENTS OF TYUMEN STATE AGRARIAN UNIVERSITY V.A. Kuvaldin
State agrarian university of the Northern Transurals, Tyumen Key words: physical culture and sport in student environment, quality of life, athletes, various aspects of health, indicators of physical component of health, indicators of mental component of health. Development of physical culture and sport in the student environment is an extremely relevant issue associated with preservation and promotion of health of future specialists.
As marked in numerous researches, injuries at sports classes affect health status and mental state. One is to be especially careful with sports classes for students, since physical overloads along with heavy study loads can be irrecoverably damaging for a young body. It is rather hard to combine strenuous study loads and sports training process, especially in view of the top level of sports results and requirements of the future profession. Therefore, appropriate living conditions are created in the university for top athletes, so they can study according to an individual timetable. Hence, the studies of the effect of sports classes in the students' spare time on the quality of life are especially interesting.
The purpose of the study was to compare the indicators of physical and mental components of health of ordinary students and students involved in sports. The institute studies combined with sports classes increase the quality of life, especially in the group of girls. But the pain threshold decreases with a strong rise of physical performance. The quality of life of young female athletes is significantly higher regarding such indicators of the physical component of health as an effect of physical status on role performance and pain intensity, compared to males.
Ключевые слова: физическая культура и спорт в студенческой среде, качество жизни, спортсмены, различные аспекты здоровья, показатели физического компонента здоровья, показатели психического компонента здоровья.
Развитие физической культуры и спорта в студенческой среде - чрезвычайно актуальная проблема, связанная с сохранением и укреплением здоровья будущих специалистов [3].
Говоря о роли спорта в подготовке к жизни и будущей профессии, нельзя ограничиваться только решением задач развития и совершенствования различных функций организма. Спортивная подготовка «через метод приучения к практическим действиям и поведению» обеспечивает воспитание необходимых качеств - самодисциплины, настойчивости, упорства в преодолении трудностей, уверенности в себе, решительности и способности проявлять максимальные усилия и в спортивной, и в трудовой, и в общественной деятельности [4, 1].
Физическая культура расширяет адаптационные возможности, при этом оптимальная физическая нагрузка способствует укреплению здоровья, а чрезмерные физические нагрузки при занятиях спортом могут оказывать негативное влияние на организм [5, 6, 2].
В многочисленных исследованиях неоднократно отмечается, что травмы, полученные в результате занятий спортом, не проходят бесследно ни для состояния здоровья, ни для состояния психики [8, 7, 9 и др.]. С особой осторожностью надо подходить к занятиям спортом студентов, так как чрезмерные физические нагрузки на фоне значительных учебных нагрузок могут нанести непоправимый вред молодому организму. Сочетать высокие нагрузки учебной программы и спортивно-тренировочного процесса достаточно трудно, особенно учитывая высочайший уровень спортивных результатов и требований буду-
22
№ 9 • 2013 Cентябрь | September
щей профессии. Поэтому спортсменам высокого уровня при обучении в вузе создаются необходимые материально-бытовые условия, а также предоставляется возможность обучаться по индивидуальному графику.
Регулярно тренируются не только в специальные часы в вузе, но и в свободное время, а также участвуют в соревнованиях более трети студентов Тюменского аграрного университета. В связи с этим особый интерес представляет изучение влияния занятий спортом в свободное от занятий время на качество жизни студентов (КЖ).
Цель исследования - провести сравнительный анализ показателей физического и психического компонента здоровья у студентов и студентов-спортсменов.
Методика и организация исследования. Нами проведен сравнительный анализ показателей физического и психического компонента здоровья у студентов (178 юношей и 265 девушек) и студентов-спортсменов (40 юношей и 18 девушек) Тюменского аграрного университета. Для оценки КЖ, связанного со здоровьем, использовалась русифицированная версия методики SF-36 (русскоязычная версия, созданная и рекомендованная МЦИКЖ), включающая 36 вопросов, для выявления субъективной оценки качества жизни респондентами. Вопросы с помощью ключа переводятся в значения восьми шкал, характеризующих физический и психический компоненты здоровья. Количество баллов в оценке каждой шкалы - от 0 до 100. Большее число баллов соответствует наиболее высокому КЖ.
Результаты исследования и их обсуждение. У студентов-спортсменов на фоне высокого «физического функционирования» - 94,5±1,46 против 90,1±1,39 балла (р<0,05) выявлено статистически значимое снижение показателей шкалы «влияние физического состояния на ролевое функ-
ционирование» ^Р) и резкое снижение болевого порога (ВР) относительно студентов, не занимающихся спортом - соответственно 52,5±3,66 против 76,7±1,39 балла и 41,6±1,21 против 79,5±0,96 балла при р<0,001 (табл. 1).
В группе студенток-спортсменок на фоне повышения PF до 96,1±0,65 против 88,26±0,77 балла (р<0,001) также отмечается снижение ВР, но в меньшей степени, чем у юношей, - 64,6±4,47 против 78,75±0,69 балла (р<0,01). При этом у спортсменок снижения показателей шкалы RP не происходит.
Особенности психического компонента здоровья у студентов-спортсменов (табл. 2) заключаются в более высокой «жизнеспособности» (УТ) - 71,5±1,83 против 67,0±1,1 балла у студентов, не занимающихся спортом (р<0,05). У студенток-спортсменок отмечается повышение значений шкалы «влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование» ^Е) как относительно студенток, не занимающихся спортом, так и студентов-спортсменов - соответственно 81,5±6,48 против 66,04±0,77 и 63,3±3,66 балла (р<0,05-0,01).
Для выяснения соотношения высоких и низких показателей шкал, характеризующих различные аспекты здоровья респондентов, проведен анализ с использованием принятых нами градаций КЖ.
Как видно из представленной диаграммы (рис. 1), у студентов-спортсменов в 90 % случаев установлены высокие показатели КЖ по шкале PF. Но на этом фоне по сравнению со студентами, не занимающимися спортом, значительно чаще отмечаются низкие показатели по таким шкалам физического состояния, как RP и «интенсивность боли» (ВР) - соответственно 40 против 14,6 % (р<0,01) и 35 против 2,8 % (р<0,01). При этом по этим же шкалам у спортсменов реже отмечаются высокие показатели (отличное КЖ) - со-
Таблица 1. Показатели физического компонента здоровья у студентов и студентов-спортсменов
Показатели Юноши р Девушки р
Студенты, п=178 Спортсмены, п=40 Студентки, п=265 Спортсменки, п=18
GH, баллы 73,6±0,97* 74,4±1,46 >0,05 67,7±0,69* 73,4±2,72 <0,05
PF, баллы 90,1±1,39 94,5±1,46 <0,05 88,26±0,77 96,1±0,65 <0,001
RP, баллы 76,7±1,39 52,5±3,66** <0,001 75,19±0,77 72,2±6,48** >0,05
BP, баллы 79,5±0,96 41,6±1,21** <0,001 78,75±0,69 64,6±4,47** <0,01
Примечание. Здесь и в табл. 2: различия между студентами и студентками статистически достоверны (* - р<0,05; ** -р<0,01).
Таблица 2. Показатели психического компонента здоровья у студентов и студентов-спортсменов
Показатели Юноши р Девушки р
Студенты, п=178 Спортсмены, п=40 Студентки, п=265 Спортсменки, п=18
MN, баллы 69,74±1,2** 72,6±1,90* >0,05 65,5±0,77** 66,6±2,33* >0,05
RE, баллы 64,6±1,39 63,3±3,66** >0,05 66,04±0,77 81,5±6,48** <0,05
SF, баллы 80,7±1,22 75,0±2,75 >0,05 79,39±0,77 77,8±4,86 >0,05
VT, баллы 67,0±1,1 71,5±1,83** <0,05 64,23±0,73 61,6±3,56** >0,05
№ 9 • 2013 Сентябрь | Бер1етЬег
23
девушки
100 80 60 40 20 0
спортсмены
за
студенты
■ 80,9
2.1
40 35 57,6
20 №. !0,2
0 ° 1 ■ »гп 1
отличное
■ РР ■ 1?Р ПВР пен
о 50 щ 40 5 30 §20 К ю « о
спортсмены
студенты
.. 40 — ---35.4
зи зи ли,У
15 ¿и
_ 10 4,4 4,5 1'1 7,9 6,7
0 ■ 0 щ п ■ ~1
отличное
■ VI ВБР □ РЕ ШМН
° 150 х
а>
ч: 100
о
5 50
и
о.
0
спортсменки
студентки
100
22 2 ¡5,( 4,1 1 47,5 4П.Я
о^о ^0 <Л 3,4 8,7
отличное
■ РР И1?Р ПВР пен
Рис. 1. Доля респондентов с плохим и отличным качеством жизни по шкалам физического состояния (в % к числу опрошенных)
ответственно 20 против 52,1 % (р<0,01) и 0 против 37,6 % (р<0,001).
При изучении соотношения высоких и низких значений по шкалам психического состояния (рис. 2) установлено, что у студентов-спортсменов не выявлено случаев с низкими значениями по шкалам «жизнеспособность» (УТ) и «оценка психического здоровья» (МН), а у студентов, не занимающихся спортом, плохое КЖ по этим шкалам отмечается соответственно в 4,5 и 11,1 % случаев (р<0,01).
При этом у спортсменов чаще отмечаются высокие значения по шкале МН - 20 против 6,7 % (р<0,05).
Как видно из диаграммы (рис. 3) у всех студенток-спортсменок значения шкалы PF высокие - 100 против 64,1 % (р<0,001) у студенток, не занимающихся спортом.
У спортсменок не выявлены высокие показатели шкалы «общее состояние здоровья» ^Н) - 0 против 8,7 % (р<0,05) и почти в два раза реже встречаются высокие значения шкалы ВР -22 против 40,8 %, однако различия оказались статистически недостоверны - тенденция (р>0,05 при 1=1,84).
При изучении соотношения высоких и низких значений по шкалам психического состояния (рис. 4) установлено, что у спортсменок реже отмечаются низкие значения по шкале RE - 11 против 31,7 % (р<0,01), а по шкале МН низкие значений вообще не выявлялись - 0 против 38,5 % (р<0,001), однако по этой шкале не были выявлены и высокие значения - 0 против 12 % (р<0,05).
У спортсменок чаще, чем у студенток, не занимающихся спортом, отмечаются высокие значения
Рис. 3. Доля респонденток с плохим и отличным качеством жизни по шкалам физического компонента (в % к числу опрошенных)
по шкалам «социальное функционирование» (SF) и RE - соответственно 55,5 против 26,4 % (р<0,05) и 66,7 против 38,5 % (р<0,05).
Из профилей КЖ студентов и студентов, совмещающих учебу с занятиями спортом (рис. 5), видно, что между КЖ спортсменов и спортсменок существуют значительные различия. При этом КЖ девушек-спортсменок по таким показателям физического компонента здоровья, как RP и ВР, страдает в меньшей степени, чем у юношей-спортсменов при одинаково высоком физическом функционировании
Различия профиля КЖ между неучащейся молодежью и студентами-спортсменами также более выражены по сравнению со студентами, не занимающимися спортом, причем в группе девушек-спортсменок снижения рассматриваемых показателей относительно девушек, которые не учатся в вузе и не занимаются спортом, не выявлено, за исключением шкалы ВР - у спортсменок установлено снижение болевого порога.
Выводы. У студентов-спортсменов на фоне высокого «физического функционирования» отмечается снижение показателей шкалы «влияние физического состояния на ролевое функционирование» и резкое снижение болевого порога относительно студентов, не занимающихся спортом. В группе студенток-спортсменок на фоне повышения «физического функционирования» снижение болевого порога происходит в меньшей степени.
Особенности психического компонента здоровья у студентов-спортсменов заключаются в более высокой «жизнеспособности», а у студенток-спортсменок отмечается повышение значений шкалы «влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование».
о 80 | 60 о 40
а 20
о.
# 0
спортсменки
девушки
студентки
1- 55,; Й77 -
,17 38,5 ..38,5
111111 11 0,4 17
1П ш 0 4<9 3 4,5 н
отличное
П\Я ИБР ЕШЕ ШМН
Рис. 2. Доля респондентов с плохим и отличным качеством жизни по шкалам психического состояния (в % к числу опрошенных)
Рис. 4. Доля респонденток с плохим и отличным качеством жизни по шкалам психического состояния ( в % к числу опрошенных)
24
№ 9 • 2013 Сентябрь | Бер1етЬег
Юноши-студенты PF
RE
10ft
MN/\ У?Г 60 /Ч 40
0/
SF<
VT
■ Студенты 'Спортсмены
Девушки-студентки PF
VT Студенты -Спортсмены Контроль
RE
Iflft hS 60 / \o
( С 0)
BP RE
\ГГ УТ
■ Студентки ■ Спортсменки Студентки
-^Спортсменки -^—Контроль
Рис. 5. Профили качества жизни
У студентов-спортсменов в 90 % случаев установлены высокие показатели КЖ по шкале «физическое функционирование», а у спортсменок -в 100 % случаев.
У студентов-спортсменов значительно чаще отмечаются низкие показатели по таким шкалам физического состояния, как «влияние физического состояния на ролевое функционирование» и «интенсивность боли». Соответственно по этим же шкалам у спортсменов реже отмечаются высокие показатели. У спортсменок не выявлены высокие показатели шкалы «общее состояние здоровья» и почти в два раза реже, чем у студенток, не занимающихся спортом, встречаются высокие значения шкалы «интенсивность боли».
У студентов-спортсменов не выявлено случаев с низкими значениями по шкалам «жизнеспособность» и «оценка психического здоровья». При этом у них чаще отмечаются высокие значения по шкале «оценка психического здоровья». У студенток-спортсменок реже отмечаются низкие значения по шкале «влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование», а по шкале «оценка психического здоровья», как и у юношей, низкие значений вообще не выявлялись, однако по этой шкале не были выявлены и высокие значения. При этом у спортсменок чаще, чем у студенток, не занимающихся спортом, отмечаются высокие значения по шкалам «социальное функционирование» и «влияние эмо-
ционального состояния на ролевое функционирование» Между КЖ спортсменов и спортсменок существуют значительные различия по профилям КЖ при одинаково высоком уровне физического функционирования.
Совмещение учебы в институте с занятиями спортом приводит к повышению качества жизни, особенно в группе девушек. Однако при этом отмечается снижение болевого порога на фоне выраженного повышения уровня физического функционирования. Качество жизни девушек-спортсменок по таким показателям физического компонента здоровья, как «влияние физического состояния на ролевое функционирование» и «интенсивность боли», более высокое, чем у юношей-спортсменов.
Литература
1. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь / В.И. Ильинич. -М.: изд. АО «Аспект пресс», 1995. - 140 с.
2. Исаев А.П. Стратегии адаптации человека: учеб. пособие / А.П. Исаев, С.Г. Пичагина, Т.В. Потапов. - Тюмень, 2003. - 248 с.
3. Оринчук В.А. Оценка качества жизни и роли физической культуры в формировании здорового образа жизни студентов первых курсов вузов / В.А. Оринчук, А.Н. Оринчук, Н.В. Лапчинская, А.С. Большев // Матер. IV междунар. юбил. науч.-практ. конф, посвященной 60-летию кафедры физического воспитания и спорта «Физическая культура и спорт студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития». - Тула: изд.-во Тул.ГУ, 2008. - С. 155157.
4. Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта / А.Ц. Пуни / Под ред. Т.Т. Джамгарова. - М., 1979. - С. 82-90.
5. Суздальницкий Р.С. Новые подходы к пониманию спортивных стрессорных иммунодефицитов / Р.С. Суздальницкий, В.А. Левандо // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 1. -С. 18-22.
6. Таймазов В.А. Спорт и иммунитет / В.А. Таймазов, В.Н. Цыган, Е.Г. Мокеева. - СПб., 2003. - 200 с.
References
1. Il'inich, V.I. Student sport and life / V.I. Il'inich. - Moscow: Aspekt press, 1995. - 140 P. (In Russian)
2. Isaev, A.P. The strategies of human adaptation: study guide / A.P. Isaev, S.G. Pichagina, T.V. Potapov. - Tyumen, 2003. - 248 P. (In Russian)
3. Orinchuk, V.A., Orinchuk, A.N., Lapchinskaya, N.V., Bol'shev, A.S. Estimation of quality of life and the role of physical culture on formation of healthy way of life of first-year students / V.A. Orinchuk, A.N. Orinchuk, N.V. Lapchinskaya, A.S. Bol'shev // Proceedings of the IV internat. theor.-pract. conf. devoted to the 60th anniversary of the faculty of physical education and sport "Physical culture and sport of young students in the modern environment: problems and perspectives of development". - Tula: publ. h-se of TulSU, 2008. - P. 155-157. (In Russian)
4. Puni, A.Ts. Psychology physical education and sport/ A.Ts. Puni / Ed. by T.T. Dzhamgarov. - Moscow, 1979. - P. 82-90. (In Russian)
5. Suzdal'nitsky, R.S. New approaches to interpretation of sports stress immunodeficiencies / R.S. Suzdal'nitsky, V.A. Levando // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2003. - № 1. - P. 18-22. (In Russian)
6. Taymazov, V.A. Sport and immunity / V.A, Taymazov, V.N. Tsygan, E.G. Mokeeva. - St.Petersburg, 2003. - 200 P. (In Russian)
7. Coleman P.G. Personality, health and ageing // J. Roy. Soc. Med.
- 1997. - N 32. - P. 27-33.
8. El-NaggarA.M. Physical training effect on relationship of physical, mental, and emotional fitness in adult men // J. Hum. Ergol. -1986. - Vol. 15, № 1. - P. 79-84.
9. Jones P.P. et al. Gender does not influence sympathetic neural reactivity to stress in healthy humans // Amer. J. Physiol. - 1997.
- N 1, 2. - Р. 350-357.
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 01.07.2013 г.
№ 9 • 2013 Сентябрь | September
25