Научная статья на тему 'Формирование системы воспитания личности студента как самостоятельного субъекта здорового образа жизни'

Формирование системы воспитания личности студента как самостоятельного субъекта здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
143
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL UPBRINGING / HEALTH / HEALTHY WAY OF LIVING / VALUES OF PHYSICAL EDUCATION / FORMATION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеева Елена Николаевна, Шевченко Алексей Михайлович, Богданов Олег Геннадьевич, Красильникова Анна Владимировна

В статье представлены результаты исследования по определению уровня здоровья студентов и изучения их отношения к компонентам здорового образа жизни. Ключевыми позициями в формировании личности будущего специалиста авторы видят в использовании здоровьесберегающих технологий, индивидуальных программ психофизического развития и мониторинга здорового образа жизни студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексеева Елена Николаевна, Шевченко Алексей Михайлович, Богданов Олег Геннадьевич, Красильникова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the student''s personality upgrading system as the self-proof subject of a healthy lifestyle

The article presents the results of a study on determining the level of health of students and studying their relationship to the components of a healthy lifestyle. The key positions in shaping the personality of the future specialist are seen in the use of health-saving technologies, individual programs of psychophysical development and monitoring of the healthy lifestyle of student youth.

Текст научной работы на тему «Формирование системы воспитания личности студента как самостоятельного субъекта здорового образа жизни»



UJ

u

UJ

< a.

UJ

*

18

разрабатывать эксперименты; умение подбирать необходимые для проведения исследований материалы;умение пользоваться инструкциями работы приборов подборе приборов для эксперимента; способность связывать физические знания со знаниями других областей наук (химических, биологических и др.); способность консультировать, оппонировать и проводить дискуссий; способность к анализу полученных в результате исследовательской деятельности результатов; способность к волевому усилию по преодолению возникших трудностей.

Выполняя задания, студенты должны помнить и соблюдать правила техники безопасности. Поэтому преподавателю на вводном занятии следует провести инструктаж, а на протяжении всей работы студентов тщательно следить за ее соблюдением. Организация и проведение исследовательской деятельности буду-щихучителей физики - сложная работа, в связи с этим преподавателям помогают инженеры-лаборанты, имеющие высшее техническое образование. При выполнении задания студентам может помочь заведующий учебными мастерскими, который подскажет студентам, как смастерить элементы к экспериментальной установке, как правильно подобрать материалы для проведения их эксперимента и т.д.

Результаты, полученные при выполнении задания, студенты, обсудив с преподавателем,

оформляют в виде презентации и защищают на семинарах, посещение которых открыто для всех желающих. Споры и вопросы, возникшие при защите задания, помогают студентам увидеть существующие в этой области проблемы и поставить новые задачи. Результатами дальнейшей работы над проблемой могут стать курсовая, научная статья, и т.п.

В заключение, опыт показывает, что применение подобных творческих заданий в лабораторном практикуме повышаетуровень исследовательских компетенций и воспитывает в будущих учителях физики стремление к самостоятельности, способствуя тем самым решению одной из самых актуальных задач вузовского образования - подготовке учителя, способного выполнять творческую деятельность и формировать исследовательские умения школьников.

Литература:

1. Беджанян М.А., Федина О.В. Электричество и магнетизм. (Методические рекомендации). - Ставрополь : СГУ, 2007. - 59 с.

2. Федина О.В. Формирование исследовательских компетенций студентов-физиков в рамках лабораторного практикума по курсу общей физики: дис.... канд. пед. наук. - Рязань, 2011. - 232 с.

3. Диканский Ю.И. Эффекты взаимодействия частиц и структурно-кинетические процессы в магнитных коллоидах : дис. ... д-ра физ.-мат. наук. -Ставрополь, 1999. - 305 с.

4. Ольгин О. Опыты без взрывов. - 4-е изд. - М. : Химия, 1995. -176 с.

FORMA TION OF THE STUDENT'S PERSONALITY UPGRADING SYSTEM AS THE SELF-PROOF SUBJECT OF A HEALTHY LIFESTYLE

Alexeeva Elena Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Shevchenko Alexey Mikhaiiovich, Senior Lecturer Bogdanov Oleg Gennadievich, Senior Lecturer Krasilnikova Anna Vladimirovna, Senior Lecturer

Department of Physical Education, institute of Service, Tourism and Design (branch), North-Caucasus Federal University, Pyatigorsk

The article presents the results of a study on determining the level of health of students and studying their relationship to the components of a healthy lifestyle. The key positions in shaping the personality of the future specialist are seen in the use of health-saving technologies, individual programs of psychophysical development and monitoring of the healthy lifestyle of student youth.

Keywords: physical education; physical upbringing; health; healthy way of living; values of physical education; formation of personality.

УДК 37.03 ВАК РФ 13.00.08

©Алексеева Е.Н., 2017 © Шевченко A.M., 2017

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СУБЪЕКТА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В статье представлены результаты исследования по определению уровня здоровья студентов и изучения их отношения к компонентам здорового образа жизни. Ключевыми позициями в формировании личности будущего специа-

листа авторы видят в использовании здоровьесберегающих технологий, ин- © Богданов О.Г., 2017 дивидуальных программ психофизического развития и мониторинга здоро- @ Красильникова А В 2017 вого образа жизни студенческой молодежи.

Ключевые слова: физическая культура; физическое воспитание; здоровье; здоровый образ жизни; ценности физической культуры; формирование личности.

Преобразования в экономической и политической жизни России и модернизация системы образования на современном этапе отразились на процессах развития высшей школы. Профессиональное образование в вузах приобретает гуманистически-ориентированный, культурно-созидающий, творческий характер. Подготовка высококачественных специалистов остается одной из основных задач общественного развития. Однако наука и практика свидетельствуют о том, что наблюдается значительный разрыв между постоянно возрастающими требованиями к качеству личности выпускника вуза и низким уровнем его общей и профессиональной культуры. Несомненно, что вузы должны готовить не только высококвалифицированных профессионалов, но и людей высокой внутренней культуры, творчески мыслящих, инициативных, ведущих и пропагандирующих здоровый образ жизни.

Усложнение программ высшего образования, интенсификация учебной деятельности снижают двигательную активность, сокращают длительность отдыха, создают умственные и психофизические перегрузки, ухудшают эффективность восстановительных процессов в организме, что приводит к значительным отрицательным изменениям в состоянии здоровья студентов.

Исследования российских и зарубежных ученые свидетельствуют о том, что студенты чаще, чем молодые люди из иных социальных групп, страдают хроническими заболеваниями: болезнями органов пищеварения, почек и мочевыводящих путей, опорно-двигательного аппарата [1,50; 4,43]. Менее 10% молодежи можно считать относительно здоровыми. Более 30% молодых людей по состоянию здоровья не подлежат службе в Вооруженных силах. За последние три года в 2,5 раза возросло количество российских граждан, освобожденных от службы в армии в связи с наличием у них различных стадий алкоголизма и наркомании.

В этих условиях приобретают особое значение совместные усилия педагогов и воспитанников, направленные на поддержание достаточного уровня психофизической готовности обучающихся к учебным нагрузкам, осознание самими студентами как самостоятельными объектами здорового образа жизни необходимости личной ответственности за состояние собственного здоровья.

В Пятигорском филиале СКФУ нами было проведено исследование уровня здоровья студентов по методике биоэкономического тестирования. В эксперименте приняли участие 64 студента 1 курса инженерного факультета.

Уровень здоровья студентов исследовался в состоянии покоя и в период психомоторной деятельности (ПМД). Вычисление ЭПМД осуществлялось по таблицам, приведенным в учебно-методическом пособии "Биоэкономические основы циклического развития здоровья" по методике В.В. Гневушева и др. (1998) [3,7-8].

Изучение развития цикла здоровья студентов в состоянии покоя (стоя) выявило, наличие у 58,4% студентов большого дефицита здоровья (БМД); у 22,5% - малого дефицита здоровья (МДЗ); у 15,1 % - баланса здоровья (БЗ); у 4,0% - малого резерва здоровья (МРЗ).

АЛЕКСЕЕВА Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

h eilen -1 !@yan dex. ru

ШЕВЧЕНКО Алексей Михайлович, старший преподава тель jegl 11 WgmaH. ru

БОГДАНОВ Олег Геннадьевич, старший преподава тель [email protected]

КРАСИЛЬНИКОВА Анна Владимировна, старший преподава тель аппа2бка [email protected]

кафедра Физической культуры, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал), СевероКавказский федеральный университет, Пятигорск

I

LU

u

UJ

<

d UJ

*

20

Изучение развития цикла здоровья студентов при совершении психомоторной деятельности - десяти приседаний, выявило наличие у 70,4% студентов большого дефицита здоровья; у 23,2% - малого дефицита здоровья; 6,4%

- баланса здоровья.

Средний показатель уровня здоровья в покое, он составил 0,82 ± 0,02; средний показатель уровня здоровья в психомоторной деятельности составил - 0,74 ± 0,02. Выявленные средние показатели в качественном аспекте соответствуют большому дефициту здоровья.

Проведенная работа выявила, что уровень здоровья студентов находится на низком уровне, наблюдается ухудшение адаптационных возможностей организма и снижение устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды.

Нами так же проведено изучение отношения студентов к своему здоровью как ценности и понимания с их стороны необходимости ведения здорового образа жизни. Выявлены факторы, повышающиетревожность, приводящие к эмоциональному дискомфорту, снижению динамики социально-психологического развития.

Анализ полученных данных говорит о том, что 89,4% студентов осознают необходимость соблюдения основных норм здорового образа жизни. Но вместе с тем: 62,5% респондентов не придерживаются режима питания; 32,5% -систематически курят; 52% - употребляют алкогольные напитки чаще 1 раза в неделю; 68,6%

- не применяют на практике средства снятия психологического стресса; 72,3% - не используют методы самоконтроля за уровнем собственного здоровья; у 76,1% - отсутствует практика применения закаливающих процедур; и только 40,4% - систематически занимаются физическими упражнениями.

Приведенные факты свидетельствуют о насущной необходимости переориентации системы высшего образования на воспитание у студентов потребности в здоровом образе жизни и ценностного отношения к здоровью.

Процесс формирования в вузе личности будущего специалиста, способного преодолевать высокие психофизиологические нагрузки в процессе повышения уровня профессиональной подготовленности, обусловлен особенностями новой социальной ситуации в сфере обучения и воспитания. Изменение общей направленности образования, акцент на личностно-ориентированный подход делают необходимым создание и совершенствование различных направлений здорового образа жизни с использованием "здоровьесберегаю-

щих технологии и учетом индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации студентов [2,46].

Необходимость построения системы воспитания личности в условиях высшей школы на основе интеграции всех форм, средств и методов по созданию эффективной оздоровительной среды и формирования индивидуально-личностного понимания диалектического единства и взаимозависимости физических и духовных основ в человеке, требует включения в содержание здоровьеориентированно-го воспитания индивидуальных программ психофизического развития и мониторинга образа жизни студенческой молодежи.

Таким образом, ключевыми позициями в формировании личности будущего специалиста являются:

1. Формирование целостной системы здорового образа жизни студенческой молодежи как среды воспитания квалифицированного специалиста и гармонически развитой личности.

2. Построение процесса становления личности студента в вузе на основе личностно-ориентированного подхода к пониманию единства и взаимозависимости физических и духовных составляющих человека.

3. Проведение диагностики психофизического состояния здоровья студентов и выявление причин его ухудшения.

4. Разработка программ психофизического развития и мониторинга здорового образа жизни.

Литература:

1. Бурханов А.И. Важное звено здоровьесберега-ющего образования // Физическая культура в школе. - 2012. - № 1. - С. 50-51.

2. Ганьшина Г.В., Овчаренко В.А. Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни современной молодежи // Сервис в России и за рубежом. - 2008. - № 1 (б). - С. 45-50.

3. Гневушев В.В., Криунов В.А., Азов С.Х., Байрак Б.Н., Соколов Ю.Н. Биоэкономические основы циклического развития здоровья (определение, диагностика, управление) : учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 1998. - 18 с.

4. Егорова С.А. Теоретическое обоснование программы физической реабилитации при остеохондрозе позвоночника у детей 12-14лет// Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 4 (48). -С. 43-45.

5. Стрельченко В.Ф. К вопросу о профессионально-прикладной физической подготовке студентов / В.Ф. Стрельченко, A.M. Шевченко, E.H. Алексеева // Kant. - 2016. - №3 (20). С. - 42-44.

6. Стрельченко В.Ф., Коваль Л.Н., Алексеева E.H. Об уровне двигательной подготовленности и образованности студентов-первокурсников в области физической культуры // Современная наука и инновации. - 2014. - № 3(7). - С. 67-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.