ПРИОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
PARTICIPATION OF STUDENTS TO HEALTHY LIFESTYLE BY PHYSICAL CULTURE AND
SPORTS: PROBLEMS AND PROSPECTS
Семешина Наталья Ивановна студентка 3 курса ФГБОУВО Орловский ГАУимени Н. В. Парахина
г. Орёл, Россия
Semeshina Natalia Ivanovna 3rd year student
Orel State Agrarian University named after N. V. Parakhina,
Orel, Russia
Алдошина Евгения Александровна кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Физическое воспитание» ФГБОУ ВО «Орловский государственны^/й аграрный университет имени Н. В. Парахина»,
г. Орёл, Россия
Aldoshina Evgenia Aleksandrovna Ph.D., associate professor of the department
«Physical education»} Orel State Agrarian University named after N. V. Parakhina,
Orel, Russia
Аннотация: в данной статье рассматривается вы^явление и изучение комплексных методов, мотивирующих обучающихся к здоровому образу жизни средствами физической культуры,. Прослежена взаимосвязь между формированием физической культуры личности и формированием культуры здорового образа жизни, исследованы! теоретические предпосылки приобщения обучающихся к здоровому образу жизни в процессе профессионального становления. Обоснован ряд методов, направленных на развитие и совершенствование качеств, направленных на воспитание здорового образа жизни.
Abstract: this article discusses the detection and study of integrated methods for motivating students to a healthy lifestyle by means of physical culture. Traced the relationship between the formation of personality physical culture and formation of culture of healthy way of life, theoretical background introducing students to a healthy lifestyle in the process of professional formation. Substantiated a number of methods aimed at the development and improvement of qualities, to foster a healthy lifestyle.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, воспитательные мероприятия, физическое самосовершенствование, двигательная активность, психофизическое здоровье.
Keywords: healthy living, educational activities, physical self, physical activity, physical and mental health.
В настоящее время в ряду проблем в системе высшего профессионального образования имеет место важная проблема формирования здорового образа жизни у обучающихся. В первую очередь, это связано с тем, что учебная деятельность в пространстве современного ВУЗа носит более теоретический характер, что подразумевает малоподвижный образ жизни, связанный с большим количеством эмоций, как положительных, так и отрицательных в том числе, что непременно отражается на моральном и психофизическом здоровье.
Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни. Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний.
Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения. Вторая группа «преимущественных ценностей» — хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение — знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.
Менее четверти студентов приобщено к регулярной физкультурно-спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается недостаточная эффективность пропаганды здорового образа жизни преподавателями физического воспитания, медицинскими работниками. Студенты выделяют среди
факторов риска здоровью прежде всего злоупотребление алкоголем — 75,6%, курение — 73,5%, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9% студентов; загрязнение окружающей среды осознается 29,3% респондентов; на конфликты с окружающими указали 29,1%; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями 7,9%. В то же время напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования, — существенный фактор возникновения астенических состояний студентов.
Основные цели и задачи работы университета в направлении «Формирование здорового образа жизни и организация отдыха молодежи» направлены на следующее:
- пропаганда здорового образа жизни,
- создание образовательного пространства и развитие духовного, нравственного, физического, экологического, социального аспектов здоровья молодых людей.
- укрепление здоровья и развитие физических способностей
- повышение спортивного мастерства через участие в городских, региональных, областных, турнирах и первенствах.
Теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, о том, что ценностное отношение обучающихся к здоровому образу жизни включает в себя следующие компоненты:
- когнитивный компонент определяет формирование готовности обучающихся к приобретению, преобразованию и использованию знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- психологический компонент предполагает возможность самосовершенствования и самореализации студентов в процессе приобретения знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- деятельностный компонент отражает сформированную способность к активной, целенаправленной деятельности по сохранению и укреплению здоровья и организации здорового образа жизни.
Критерии сформированности ценностного отношения к ЗОЖ у обучающихся могут быть:
- сформированы (выражены все три критерия),
- сформированы не полностью (один или два критерия не выражены),
- несформированы (критерии не выражены).
Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью проявляется в их образе и стиле жизни. Формирование здорового образа и стиля жизни в теории и практике образования логичнее всего осуществлять в процессе физического воспитания обучающихся и в воспитательной работе. Поскольку формирование знаний, умений и навыков здорового образа и стиля жизни
является одной из основных задач физического воспитания подрастающего поколения.
Для реализации аксиологического подхода к формированию ценностного отношения обучающихся к здоровью в процессе физического воспитания необходимо организовать физкультурно-оздоровительную деятельность студентам таким образом, чтобы они ощутили себя главным действующим лицом в творческом процессе становления своего психофизического здоровья.
Основными направлениями при планировании воспитательной работы с обучающимися по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни являются:
1. Формирование знаний студента о здоровье, ЗОЖ, о собственном здоровье, о здоровых и вредных привычках человека, о нормальном нравственном и отклоняющемся поведении молодых людей;
2. Организованная двигательная активность обучающихся в условиях использования специально разработанных методик и технологий формирования здорового образа жизни;
3. Формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни;
4. Формирование здоровых навыков и привычек учащихся.
Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи — на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться. Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного.
Список литературы
1. Положение «О реализации программы пропаганды Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» «послы ГТО» 1 \Г94 от 03.03.2015 г. Режим доступа:
http://www.minsport.gov.ru/2015/doc/DOC155.pdf. (Дата обращения: 15.01.2017)
2. Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». Режим доступа:
http://admtyumen.ru/ogv_ru/society/sport/standard_acts/more.htm?id=10439 226%40cmsArticle. Дата обращения: 15.01.2017).
3. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека[Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - 2-е изд. - М: Сфера, 2008. - 464 с.
4. Баранов В. Н., Шустин Б. Н. Анализ тематики диссертационных работ по спорту высших достижений и подготовке спортивного резерва /
B. Н. Баранов, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 1. -
C. 2-11.
5. Горелов А. А. Физическая культура - научная специальность или самостоятельная отрасль науки? /А. А. Горелов, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 3. - С. 10 -13.
References:
1. Polozhenie «О realizatsii programmy propagandy Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» «posly GTO» [The regulation "On the implementation of the programme of propaganda of the all-Russian sports complex ""Ready for labor and defense"" ""ambassadors TRP""]. 1\Г94 03.03.2015 g. Available at: http://www.minsport.gov.ru/2015/doc/ DOC155.pdf. (accessed 15.01.2017).
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2001 N 916 «Ob obshcherossiyskoy sisteme monitoringa sostoyaniya fizicheskogo zdorov'ya naseleniya, fizicheskogo razvitiya detey, podrostkov i molodezhi» [The decree of the RF Government dated 29.12.2001 No. 916 ""About Federal system of monitoring of physical health, physical development of children, adolescents and young adults"]. Available at: http://admtyumen.ru/ogv_ru/society/sport/standard_acts /more.htm ?id=104392260%o40cmsArtide. (accessed 15.01.2017).
3. Kulagina I. Y., Kolyutsky V. N. Vozrastnaya psikhologiya: Polnyy zhiznennyy tsikl razvitiya cheloveka [Age psychology the Full life cycle of human development]. Moscow, Sfera Publ, 2008. 464 p.
4. Baranov V. N., Shustin B. N. Analiz tematiki dissertatsionnykh rabot po sportu vysshikh dostizheniy i podgotovke sportivnogo rezerva [Analysis of subject of dissertation works on high performance sport and training of sports reserve]. Vestnik sportivnoy nauki - Bulletin of sports science. 2014. no. 1. Pp. 2-11.
5. Gorelov A. A., Shustin B. N. Fizicheskaya kul'tura - nauchnaya spetsial'nost' ili samostoyatel'naya otrasl' nauki? [Physical education - scientific specialty or separate discipline?]. Vestnik sportivnoy nauki - Sports science bulletin. 2013. no. 3. Pp. 10 -13.