Научная статья на тему 'Основные требования организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание в здоровом образе жизни'

Основные требования организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание в здоровом образе жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3055
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY WAY OF LIFE / САМОВОСПИТАНИЕ / SELF-EDUCATION / СПОРТ / SPORT / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермакова Е.Г.

В статье рассмотрены основные требования к организации здорового образа жизни, способы его реализации, необходимость воспитывать в себе качества, припысываемые здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC REQUIREMENTS OF HEALTHY LIFE. PHYSICAL SELF-IN A HEALTHY LIFESTYLE

The article considers the basic requirements for the organization of a healthy lifestyle, ways to implement it, the need to cultivate the qualities that are prized up in a healthy way of life.

Текст научной работы на тему «Основные требования организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание в здоровом образе жизни»

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФИЗИЧЕСКОЕ САМОВОСПИТАНИЕ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ

ЖИЗНИ

Е.Г. Ермакова, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

Аннотация. В статье рассмотрены основные требования к организации здорового образа жжизни, способы его реализации, необходимость воспитывать в себе качества, припысываемые здоровому образу жжизни.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, самовоспитание, спорт, здоровье, физическая культура.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, сформированный на принципах нравственности и рационального использования активности и труда, направленный на профилактику болезней и укрепления здоровья. Закаливает и, в то же время, защищает от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье человека. Здоровый образ жизни слагается всеми чертами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. Вся деятельность человека зависит от того насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте. По представлениям современного мира в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие: отказ от вредных привычек например таких как курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ; оптимальный двигательный режим; правильное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции. Все знают, что необходимо двигаться, закаляться, но большинство людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и проблемами со здоровьем, связанными с лишним весом. Сложности жизни в современном мире

оставляют очень мало места для положительных эмоций. Одним из факторов ЗОЖ является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Успешная борьба с тем или иным отрицательным явлением возможна только в том случае, когда известны причины этого явления. Воспитание в себе потребности в правильной организации времяпрепровождения, во своевременном развитии своего физического и духовного потенциала является основной задачей антиалкогольной и антинаркотической работы среди молодежи. Следующий фактор ЗОЖ -двигательный режим. Жизнь человека в современном мире, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации - недостаточная двигательная активность. Особенно страдают от гиподинамии школьники и студенты. Большое время своего дня они вынуждены проводить сидя за рабочим столом, а так же в наше время они больше предпочитают такой досуг как просмотр телепередач, компьютеры. Говоря об оптимальном двигательном режиме, необходимо учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны быть основаны на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, инди-

видуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем) дают именно циклические упражнения аэробного характера такие как ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость. Так же желательно сократить времяпрепровождение за рабочим столом, стараясь подобрать более активный вид досуга. ЗОЖ фактически направлен на устранение или снижение отрицательного влияния факторов риска заболеваний. Так, в случае с гипертонической болезнью человеку вполне по силам снизить риск ее возникновения путем устранения таких факторов, как курение, гиподинамия и несбалансированное питание. На здоровье человека может влиять практически любая составляющая его образа жизни, при этом особенности каждого компонента будут напрямую зависеть от возрастной категории человека. Например, нормы потребления молочных продуктов, морепродуктов и т.п. для разных возрастов значительно отличаются. Так же обстоит дело и с желательной интенсивностью физической активности, характеристиками режима дня, особенностями внутрисемейных и трудовых отношений. Интенсивность нагрузок не может быть разработана одинаковой для всех людей и нуждается в корректировке под каждый возраст и состояние здоровья. Также, очень важное значение имеет сбалансированное регулярное питание. Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, осознанной, плановой работы над собой, ориентированной на формирование физической культуры личности. Оно включает в себя совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности по отношению к своему здоровью, психофизическому состоянию, физическому совершенствованию и образованию. Физическое воспитание и образование

не дадут долговременных положительных результатов, если они не активируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствова-нию.Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании. Для самовоспитания необходима воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания - нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим. Основными мотивами физического самовоспитания являются: требования социальной жизни человека и культуры, притязание на признание в коллективе, соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки. Главное не переусердствовать в самокритике, ибо можно совсем утерять мотивацию. Человеку необходима поддержка. Так как человек является социальным существом, то ему необходимо иметь мотивы не только в виде выживания, но и учитывающие его социальные желания. Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа.

Первый этап связан с самопознанием собственной личности, процесс в котором личность постигает саму себя, выделяет ее положительные психические и физические качества, а также негативные черты, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самонаблюдение - универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности. Са-

моанализ - анализ человеком своих переживаний, нужд, поступков и суждений. Требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это, помогает выяснить истинную причину поступка и осознать способ преодоления нежелательного поведения в будущем. Самооценка - понимание своей важности. Тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать и воспринимать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная). Если самооценка занижена, то это ведет к развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы, что очень часто встречается в современном мире. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой.

На втором этапе, исходя из самохарактеристики, определяется цель программы самовоспитания, а на ее основе составляется личный план. Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического са-

ны задачи (например, воспитание выносливости), используемые средства и методы (например, бег, пешие походы, прогулки на велосипеде и т.д.), их содержание (например, бег в чередовании с ходьбой 30 минут, езда на велосипеде 1 час) и дни проведения тренировочных занятий (например, 3 раза в неделю). В современности для удобства соблюдения плана самовоспитания существует множество гаджетов и программ, которые мотивируют и напоминают о том, что пора совершить выбранный вами тип активности.

Третий этап физического самовоспитания связан с осуществлением программы самовоспитания. Он основывается на использовании таких способов как воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности человека, именуют методами самоуправления. К методам самовоздействия относят: самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.

Здоровый образ жизни позволяет сохранить физическое здоровье, воспитывает нравственные ценности, формирует полезные привычки, развивает силу духа. Это, в свою очередь, помогает человеку в физическом самовоспитании, благодаря которому образуется личность человека, проводится самооценка и самоконтроль, увеличивается стремление к самосовершенствованию.

мовоспитания. В плане также определе-

Библиографический список

1. Лисицын, Ю. П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю. П. Лисицын // Здравоохранение РФ. 1998. № 3. С. 49-52.

2. Николаев, Ю. М. Физическая культура и основание сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю.М. Николаев

//Теория и практика физической культуры. - 2003.

3. Римашевская, Н. М. Здоровье человека - здоровье нации / Н. М. Римашев-ская // Экономические стратегии. - 2006.

4. Сохань, Л. В. Образ жизни молодежи / Л. В. Сохань // Социология молодежи: энциклоп. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. - М.: Academia, 2008.

THE BASIC REQUIREMENTS OF HEALTHY LIFE. PHYSICAL SELF-IN A

HEALTHY LIFESTYLE

E.G. Ermakova, senior lecturer

Perm state agro-technological university named after academician D.N. Pryanishnikov (Russia, Perm)

Abstract. The article considers the basic requirements for the organization of a healthy lifestyle, ways to implement it, the need to cultivate the qualities that are prized into a healthy lifestyle.

Keywords: healthy lifestyle, self-education, sports, health, physical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.