¥ I
LH
s
О
LU
FORMA TION OF THE MOTIVA TION-VALUE RELA TIONSHIP OF STUDENTS TO HEALTH AND HEALTHY WAY OF LIFE
A/exeeva Elena Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor,
E-mail: [email protected]
Shevchenko Alexey Mikhailovich, Senior Lecturer,
E-mail: jegi i i i@gmaii. ru
Bogdanov Oleg Gennadievich, Senior Lecturer, Department of Physical Education, institute of service, tourism and design (branch) of North-Caucasian Federal University, Pyatigorsk, Russia E-mail: [email protected]
The article identifies factors that negatively affect the health of students during their studies at the university. Ways to overcome these negative trends are the formation of students' motivation and value attitude to health and the need for a healthy lifestyle through the realization of a person-oriented approach to the process of physical education in the university.
Keywords: physical education; physical upbringing; health; healthy way of living; values of physical education; formation of personality.
УДК 37.03 ВАК РФ 13.00.01
©Алексеева E.H., 2017 © Шевченко A.M., 2017 © Богданов О.Г., 2017
< CI
LH
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУЖИЗНИ
В статье определены факторы, негативно влияющие на здоровье студентов в период обучения в вузе. Путями преодоления этих отрицательных тенденций являются формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к здоровью и потребности в здоровом образе жизни посредством реализации личностно-ориентированного подхода к процессу физического воспитания в вузе.
Ключевые слова: физическая культура; физическое воспитание; здоровье; здоровый образ жизни; ценности физической культуры; формирование личности.
I
АЛЕКСЕЕВА Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент
h eilen - i i@yan dex. ru
ШЕВЧЕНКО Алексей Михайлович, старший преподава тель jegi 7 7 i@gmaii. ru
БОГДАНОВ Олег Геннадьевич, старший преподава тель [email protected]
кафедра Физической культуры, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказский федеральный университет, Пятигорск, Россия
Одна из первоочередных задач государства и общества заключается в укреплении здоровья человека. Генофонд нации, следовательно, и экономический потенциал и будущее страны, зависят от здоровья ее граждан, и в большой мере от здоровья студенческой молодежи. В связи с этим приоритетным направлением государственной политики является формирование у подрастающего поколения мотивации на здоровый образ жизни и создание необходимых для этого условий.
В современной системе высшего образования используются инновационные технологии и формируются новые по организационной форме и содержанию педагогического процесса модели образовательных учреждений, необходимые для совершенствования и повышения эффективности обучения и воспитания студенческой молодежи [4,130].
Интенсификация учебного процесса в современной высшей школе формирует психофизические перегрузки: уменьшает двигательную активность студентов, сокращает продолжительность отдыха, приводит к умственному переутомлению, оказывает влияние на эффективность и качество восстановительных психофизиологических процессов, что негативно отражается на состоянии здоровья будущих выпускников [2,100].
В результате многочисленных исследований различных социальных групп установлено, что студенты чаще, чем их сверстники имеют функциональные нарушения в работе различных органов и
* Статьи Раздела соответвуют отрасли - 13.00.00 Педагогические науки, по которой KANT включен в список рецензируемых журналов ВАК России.
систем и, как следствие, хронические заболевания. Только лишь 10% студентов практически здоровы, около 40% страдают от различных заболеваний. Более 30% из допризывной молодежи не могут служить в армии по состоянию здоровья. Одной из важных задач является воспитание навыков здорового образа жизни у студентов-призывников, склонных к алкоголизму и наркомании.
Общепризнанным является мнение о том, что здоровье человека примерно на 50% зависит от его образа жизни. Причиной распространения алкоголизма, табакокурения и других вредных привычек в молодежной среде часто является неспособность найти себе полезное, увлекательное занятие в окружении объединенного общественно значимой целью дружного, сплоченного, здорового коллектива, которое бы поглощало большую часть свободного времени и способствовало воспитанию волевых качеств. Физическая культура и спорт могут стать тем содержанием, которое заполнит досуг молодого человека, сформирует коммуникабельность и психологическую устойчивость, решительность, настойчивость, целеустремленность, инициативность, дисциплинированность и другие волевые качества, будет способствовать разрешению семейных конфликтов и сформирует навыки здорового образа жизни.
Новые потребности, ценностные ориентации и интересы возникают у человека в студенческие годы. В результате изменяются мировоззрение и качества личности, сформированные в предшествующее годы жизни. У студента появляется необходимость в формировании и изменении личностной позиции не только по отношению к самому себе, но и к окружающим его людям, а также, отношения к моральным, нравственным, и духовным ценностям. Личностно-ориентированное образование реализуется в процессе физического воспитания и способствует подготовке высококвалифицированных специалистов, реализации их творческого потенциала. Это достигается путем создания устойчивой мотивации к самоопределению и самореализации личности студента в здоровом, творческом и высокопродуктивном стиле жизни, освоения обучающимися принципов, форм, методов и средств физического воспитания, обеспечивающих психическое и физическое благополучие.
Мы провели исследование наличия у студентов мотивационно-ценностного отношения к собственному здоровью и к здоровому
образу жизни. Кроме того, определены факторы, приводящие к ухудшению состояния здоровья, которые негативно влияют на эффективность учебного процесса и приводят к понижению динамики социально-психологического развития.
При анализе данных исследования получены следующие результаты: 94,8% респондентов считают, что для укрепления и сохранения собственного здоровья необходимо вести здоровый образ жизни; 62,3% студентов не соблюдают правила рационального питания и только 15 % из них считают причиной ухудшения здоровья неправильное питание; 21,4% - отмечают отсутствие полноценного отдыха; 27,5% - имеют привычку курить табачные изделия; 28,2% - часто употребляют алкогольные напитки; 25,8% - испытывают психоэмоциональное напряжение и стрессы; 75,3% - не применяют в своей жизнедеятельности методы : психологической разгрузки; 67,3%- не используют методы самоконтроля функционального состояния организма; 71,4% - не применяют в повседневной жизни средства и методы закаливания; 47,2% - регулярно занимаются спортом или системой физическихупражнений; 11% - считают недостаточную двигательную активность фактором, неблагоприятно влияющим на состояние здоровья; 15,7% обязательно обращаются к врачам в случае болезни.
Результаты исследования свидетельствуют о необходимости принятия неотложных мер для ориентации системы образования на повышение знаний об организме человека и функционировании его систем (чем выше интеллект,тем выше устойчивость перед наркотической, алкогольной и другими зависимостями), формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровью, потребности в здоровом образе жизни [3,93].
В связи с возрастанием роли интеллектуальной сферы личности студента и особенностью современной социальной ситуации в области обучения и воспитания необходимо формировать в вузе качества специалиста, которые будут способствовать преодолению высоких психофизических нагрузок в процессе профессионального становления.
В условиях изменения общей образовательной парадигмы и перехода от существующего привычного традиционного к личностно-ори-ентированному типу образования появляется необходимость использования современных здоровьесберегающих технологий в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями, состоянием здоровья и
О си
-О X
9
со си
си
Ё
мотивацией студентов для совершенствования различных форм здорового образа жизни.
На современном этапе развития общества целесообразна интеграция всех форм, средств и методов физического воспитания для формирования индивидуально-личностного понимания, взаимообусловленности и единства функционирования физических и духовных начал человека с целью создания наиболее эффективной оздоровительной среды. Для построения системы воспитания гармонично развитой личности в условиях вуза требуется включение в содержание образовательных программ современных здоровьеориентиро-ванных технологий и индивидуальных систем психофизического развития [5, 33]. На основе мониторинга образа жизни студенческой молодежи, необходимо обеспечить психолого-педагогический процесс перехода от возникновения у студентов побуждения к практическим изменениям их поведения и стиля жизни в направлении оздоровления [1,13].
В заключение следует отметить, что наиболее важное значение в формировании личности будущего выпускника вуза имеет:
1) формирование навыков здорового образа жизни студенческой молодежи как предпосылки воспитания гармонично развитой личности и высококвалифицированного специалиста;
2) реализация личностно-ориентирован-ного подхода с учетом взаимообусловленно-
сти и единства функционирования духовных и физических начал в человеке как важного компонента системы воспитания личности студента;
3) разработка и внедрение программ психофизического развития и мониторинга здорового образа жизни.
Литература:
1. Алексеева E.H., Астахова М.В. Здоровьесбереже-ние - основное направление в самостоятельной работе студентов // Актуальные вопросы образования и науки : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря 2013 г.: в 14 частях. -Тамбов, 2014.-С. 12-15.
2. Алексеева E.H., Богданов О.Г. Внедрение оздоровительных технологий в образовательный процесс вуза // Образование XXI века - основа формирования интеллектуального капитала нации : сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Йошкар-Ола, 2013. -С. 100-105.
3. Алексеева E.H., Черкасова И.В., Голякова H.H. Анализ потребностно-мотивационной сферы студентов // European Social Science Journal. - 2015. -№ б, - С. 190-194.
4. Павлюк М.И., Коваль Л.Н. Способ повышения адаптации организма и улучшения здоровья студентов и сотрудников вуза // Современная наука и инновации. - 2015. - № 1 (9). - С. 130-132.
5. Стрельченко В.Ф., Коваль Л.Н., Алексеева E.H. Двигательная активность - веление времени // Современная наука. Новые перспективы : сборник научных докладов. Sp. z о.о. "Diamondtradingtour". - Warszawa, 2014. - С. 33-38.
ON THE QUESTION OF MANIFESTATIONS OF INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL DISTURBANCES IN SPEECH AND COGNITIVE DEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT Batjaeva Svetlana Vadimovna, Speech Therapist teacher, Moscow State Peda-gogical University, Department of Education of the city of Moscow, Sokoiinaya Gora, Moscow, Russia
The article is devoted to the problem of individual appearances in speech and cognitive development of preschool children with general speech underdevelop-ment (GSU). Based on multivariate analysis of experimental data, it describes different scenarios of appeared combinations of verbal and nonverbal intellectual disorders of GSU children. The article argues that preschool children GSU defect structure can be characterized by typological combinations of speech and cogni-tive development disorders.
Keywords: generalspeech underdevelopment; severe speech disorders; verbaland nonverbal intelligence; individually-typological appearances of developmen-tal disorders.
УДК 373.1 К ВОПРОСУ ПРОЯВЛЕНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-
ТИПОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ В РЕЧЕВОМ И КОГНИТИВНОМ РАЗВИТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматривается проблема индивидуальных проявлений в речевом и когнитивном развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основе многофакторного анализа экспериментальных данных описываются варианты сочетаний проявления нарушений вербального и невербального интеллекта у детей с ОН Р. Доказывается, что у дошкольников в струк-
ВАКРФ 13.00.03
© Батяева С.В., 2017