Научная статья на тему 'Влияние мотивационо-ценностного отношения на укрепление здоровья студентов института филологии'

Влияние мотивационо-ценностного отношения на укрепление здоровья студентов института филологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
182
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / HEALTH / VALUE ATTITUDE / STUDENTS / LIFESTYLE / HEALTH PRESERVATION / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шавырина С. В.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей и в сфере образования, и в сфере воспитания. В работе рассматривается проблема отношения к здоровью среди студенческой молодежи в ВУЗе Института филологии, условия формирования ценностного отношения к здоровью, приведены данные опроса, проведенного среди первокурсников ВУЗА, целью которого было выяснить, что среди важных человеческих ценностей основное значение отдаётся здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MOTIVATION-VALUE ATTITUDE ON HEALTH OF STUDENTS OF THE INSTITUTE OF PHILOLOGY

The preservation and strengthening of health of the younger generation, the formation of the valuable relation to health is a top priority of the state policy in the sphere of education. The paper deals with the problem of attitude to health among students at the university Institute of Philology, the conditions of formation of the valuable relation to health, presented data from a survey conducted amongfirst-year students of the university, which aim was to find out that among the important human values, health has a paramount fundamental place.

Текст научной работы на тему «Влияние мотивационо-ценностного отношения на укрепление здоровья студентов института филологии»

УДК 378.17 ШАВЫРИНА С. В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра прикладной физической культуры, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDC 378.17 SHAVYRINA S.V.

Candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Department of applied physical culture, Orel State

University

E-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИОНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЛОЛОГИИ

INFLUENCE OF MOTIVATION-VALUE ATTITUDE ON HEALTH OF STUDENTS OF THE INSTITUTE OF PHILOLOGY

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей и в сфере образования, и в сфере воспитания. В работе рассматривается проблема отношения к здоровью среди студенческой молодежи в ВУЗе Института филологии, условия формирования ценностного отношения к здоровью, приведены данные опроса, проведенного среди первокурсников ВУЗА, целью которого было выяснить, что среди важных человеческих ценностей основное значение отдаётся здоровью.

Ключевые слова: здоровье, ценностное отношение, студенты, образ жизни, сохранение здоровья, физическое воспитание.

The preservation and strengthening of health of the younger generation, the formation of the valuable relation to health is a top priority of the state policy in the sphere of education. The paper deals with the problem of attitude to health among students at the university Institute of Philology, the conditions of formation of the valuable relation to health, presented data from a survey conducted amongfirst-year students of the university, which aim was to find out that among the important human values, health has a paramount fundamental place.

Keywords: health, value attitude, students, lifestyle, health preservation, physical education.

Влияние мотивационно-цениостного отношения на улучшения своего здоровья приобретается в случае, когда появляются студенты, заинтересованные в личных оздоровительных занятиях, осознающие собственную ответственность за свое здоровье и физическое состояние. Они самостоятельно выбирают виды и формы занятий в соответствии с собственными представлениями и желаниями.

Использование активных средств физической культуры для снятия утомления в период больших психических нагрузок может искусственно выровнять годовой двигательный баланс организма, сформировать потребности и способности. Общество и каждый, приобщенный к высокой двигательной активности человек, получают наибольшую пользу тогда, когда цель его деятельности не сводится к «голам, очкам секундам», а ведет к необходимому уровню физического и духовного развития, к общей дееспособности и здоровью

Здоровье как ценность входит в состав национального богатства страны. Важность работы по сохранению и укреплению здоровья нового поколения выражается в сознании государством значимости ценности здоровья, поэтому формирование ценностного отношения к здоровью человека является важнейшей проблемой современности. А в этом особое место принадлежит системе образования. Педагоги вынуждены подготавливать под-

растающее поколение к взрослой жизни: вырабатывать выносливость, укреплять иммунную систему, прививать любовь к здоровому образу жизни, проводить оздоровительные мероприятия, организовывать дискуссии, в которых бы обсуждались актуальные на сегодняшний день вопросы.

Студенческий возраст - наиболее активный возраст, в котором формируются основные ценности человека, определяющие жизненные цели и смыслы. Период студенчества сопровождается различными психологическими кризисами, что в свою очередь приводит к снижению эффективности учебной деятельности, к ухудшению самочувствия, стрессу и эмоциональной нестабильности. В связи с этим проблема ценностного отношения студентов к здоровью является очень важной, так как университет выпускает будущих врачей, учителей, юристов, и студентам необходим уже в студенческий период не только уметь равномерно распределять нагрузку, но и заботиться о собственном здоровье как о важной ценности жизни.

Основные пути формирования ценностного отношения к здоровью у студентов - это самообразования и самовоспитания. Мотивы самовоспитания - это идеалы, интересы, понимание значения физкультурно-спортивной деятельности и здорового образа жизни. При формировании потребности в регулярной

© Шавырина С. В. © ShavyrinaS.V.

физкультурно-спортивной деятельности важны как внутренние (уровень развития самосознания, наличие мотивов самовоспитания, уровень физического совершенствования и подготовленности, опыт работы над собой), так и внешние (стимулирование педагогом) факторы самовоспитания.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что статистические данные системы здравоохранения и обобщенные результаты научных наблюдений показывают. что уровень здоровья студенческой молодежи снижается все больше и больше. Здоровье и культура человека всегда были, есть и будут одними из основных ценностей, которые характеризуют уровень развития цивилизации, поэтому так важно сформировать у студентов мотивацию и ценностное отношение к здоровью, привить любовь к двигательной деятельности. Сохранение здоровья актуально в студенческом возрасте, еще и потому, что здоровье студентов определяется особенностями этого периода в их жизни. Студенческая среда предъявляет повышенные требования, что ведет к психической нагрузке и перегрузке. Именно в этот период формируется будущий профессионал, состояние психического здоровья которого непосредственно влияет на успешность деятельности и стиль жизни в целом и таким образом приобретает общественное значение. Для сохранения и укрепления здоровья необходимо изменить отношение человека к своему здоровью.

Отношение к здоровью, согласно точке зрения P.A. Березовской, Л.В. Куликова, представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего психического или физического состояния. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента:

- когнитивный.

- эмоциональный,

- мотивационно-поведенческий.

Когнитивная составляющая отношения к здоровью

во многом зависит от психологической компетентности личности. Последняя обусловлена особенностями обыденной психологии и психогигиены того социума и этноса, к которому принадлежит индивидуум. Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на здоровье человека. Эмоциональная составляющая отношения к здоровью, подразумевающая переживания своего здоровья или нездоровья, является крайне значимой в контексте общей самооценки личности, в определении ее «линии жизни», «плана жизни», «жизненного стиля». Эмоциональный компонент отражает чувства и переживания человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности его эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.

Отношение к здоровью, то есть предрасположенность к сохранению или растрачиванию здоровья, по мнению Л. В. Куликова, может рассматриваться как личное качество. Он отмечает, что в отношении к здоровью у многих людей скрыты серьезные противоречия. С одной стороны, ценность здоровья достаточно велика и в обыденном сознании, без ссылок на научные доказательства. Однако в установке на сохранение здоровья выраженность действенного, поведенческого компонента не соответствует ни объему знаний о здоровье, ни силе эмоциональных реакций на его ослабление. Причем это свойственно не только людям здоровым, но и тем, кто уже имеет достаточно выраженные расстройства здоровья.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что, несмотря на личные стремления людей к ведению здорового образа жизни, нужно еще и воздействие внешних факторов:

- приобщение студентов к спортивным мероприятиям посредством пропаганды ценностного отношения к здоровью и создания необходимых условий в образовательных учреждениях для осуществления данных мер:

- обеспечение здорового ритма жизни, что подразумевает в себе строго регламентированный день, адекватное распределение нагрузки, создание комфортной обстановки и микроклимата в группе, а также непосредственно при общении с самими преподавателями;

- обучение элементарным приемам здорового образа жизни, например, оздоровительной гимнастики, простейшим навыкам оказания медицинской помощи, чередованию занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

- создание ценностно-ориентационного пространства здорового образа жизни;

- расширение содержания физического воспитания за счет психологических, педагогических знаний, умений и навыков;

- учет возрастных особенностей, физической подготовки студента в целом, а также общих закономерностей развития отношения к здоровью при организации психолого-педагогического процесса;

- стимулирование оздоровительной активности;

- единство и взаимосвязь развития всех компонентов ценностного отношения к здоровью.

Таким образом, если правильно организовать развивающую среду, учитывать другие учебные нагрузки, привлекать к работе по ЗОЖ и проводить оздоровительные мероприятия, то регулярная работа по формированию здорового образа жизни будет способствовать не только укреплению собственного здоровья, но и созданию представления о здоровье как о ценности.

Однако воспитание ценностного отношения к здоровью - это двухсторонний процесс. Важно не только создать необходимые условия для приобщения к здоровому образу жизни, не только иметь необходимые средства для поддержания здоровья, но и руководствоваться отдачей самой молодежи, ее готовностью к преодолению внутренних противоречий и нежелания. На основе

этого можно сформировать ряд требований к самим студентам. которые должны:

- понимать значение здорового образа жизни;

- осознавать особенности функционирования своего организма;

- устанавливать связь между отношением к своему организму и возможным заболеванием;

- обслуживать себя (правильно питаться, соблюдать гигиенические требования) и управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не проявлять раздражение или пессимизма в ходе учебной деятельности);

- научиться приемам самомассажа, различным гимнастикам.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы отметить, что очень важно стимулировать интерес студентов. Привлечение молодежи к физическим оздоровительным мероприятиям можно осуществлять за счет активного внеучебного отдыха, воспитания чувства долга и коллективизма, мотивации к выполнению физкультурно-оздоровительной деятельности, развития самоутверждения и самоуважения и преодоления внутренней скованности и нерешительности.

В своем исследовании мы затронули не только теоретические аспекты, основные приоритеты и условия формирования ценностного отношения, но и заинтересовались тем, как россияне оценивают свое здоровье и самочувствие своих родных. Для этого мы обратились к статистическому опросу, проведенному ВЦИОМ, Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 11-12 апреля 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%. Приводим следующие данные.

Половина россиян (49%) вполне удовлетворена состоянием своего здоровья. Более трети (38%) оценивают собственное самочувствие еще выше - как «хорошее» или «очень хорошее». Недовольны им только 12%.

Более позитивно о своем здоровье отзывается молодежь (68% от 18 до 24 лет) и обучавшиеся в ВУЗах (47%). тогда как на недомогания жалуются преимущественно люди в возрасте (32% старше 60 лет), малообразованные (36%). Самочувствие близких считают «удовлетворительным» 70% опрошенных (для сравнения, в 2014 г. - 74%).

Чрезмерные тревоги и беспокойства 27% наших сограждан в настоящее время называют главной причиной болезней. Старение, возглавлявшее рейтинг негативных факторов в прошлом году (31%), сегодня на втором месте (23%). Еще 22% респондентов убеждены, что все болезни связаны с плохой экологией. Чаще стали жаловаться на неблагоприятные климатические условия (с 8% в 2014 г. до 14% в 2015 г.). Каждый пятый (20%) винит в недомоганиях усталость от работы, отсутствие времени на лечение и отдых, а каждый десятый (12%) - работу на вредном производстве. 19% полагают, что болезни, как правило, передаются по наследству. 17% сетуют на нехватку средств на профилактику и лечение. К негативным факторам также относят плохое питание (12%), отсутствие физических нагрузок (9%) и др.

В случае болезни за бесплатной медицинской помощью в государственную поликлинику идут 46% опрошенных (с 55% в 2014 г.). К услугам платной медицины обращаются только 8% опрошенных. За год возросла доля тех, кто предпочитает самолечение (с 32% до 38%). Пожилые люди чаще посещают государственные поликлиники (56% старше 60 лет), а молодежь обычно пытается справиться с болезнями своими силами (51% от 18 до 24 лет). Народные целители пользуются популярностью лишь у 2% респондентов. Наконец, 5% участников опроса при недомогании не предпринимают никаких действий, пу ская все на самотек.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 11-12 апреля 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 облааггях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Таблица 1.

Опрос россиян о состоянии здоровья в % соотношении.

Как бы Вы оценили состояние Вашего здоровья?

2006г. 2008г. 2009г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

Очень хорошее 4 3 3 4 5 6 8

Хорошее 27 24 24 32 34 37 30

Удовлетворит. 45 49 49 43 44 42 49

Слабое 19 18 19 16 14 12 10

Очень слабое 5 5 4 3 3 2 2

Затрудняюсь ответить 1 1 1 1 1 1 1

А в целом Вы удовлетворены состоянием здоровья Вашей семьи, ближайших родственников?

2006 г. 2008 г. 2009Г: 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

В целом удовлетворен 13 13 11 16 17 21 23

Скорее удовлетворен 41 43 47 52 51 53 47

Скорее не удовлетворен 33 33 30 25 23 20 21

Совсем не удовлетворен 12 7 8 6 6 4 7

Затрудняюсь ответить 2 4 4 2 2 2 2

Продолжение таблицы 1.

Как бы Вы оценили, в чем основные причины болезней у Вас и Ваших родственников?

2006 г. 2008 г. 2009 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

В нынешней жизни слишком много беспокойства, 34 34 33 29 30 24 27

тревог, что вредит здоровью

Возраст, старение 17 23 23 26 24 31 23

Плохая окружающая среда, испорчена природа 27 30 30 27 26 25 22

Приходится слишком много работать, нет времени на лечение и отдых 26 19 20 20 22 19 20

Вероятно, болезни достались по наследству 15 17 16 16 21 19 19

Не хватает средств на предупреждение болезней, лечение, лекарства 29 26 22 19 21 20 17

Неблагоприятные климатические условия в месте моего проживания 14 13 17 10 13 14

Мы плохо питаемся, от этого все болезни 13 16 11 12 11 10 12

Причина болезни - работа на вредном производстве, жизнь рядом с ним 10 9 11 10 14 10 12

Много лет не удается нормально отдохнуть, подлечиться 19 12 12 13 11 15 11

Не занимаемся физкультурой и спортом 6 6 9 8 6 9

Чрезмерное курение 3 4 5 5 5 7 7

Чрезмерное употребление алкоголя 2 3 3 3 5 6 5

Другое 3 2 2 4 2 2 3

Затрудняюсь ответить 4 5 5 4 5 5 5

Что Вы обычно делаете, когда заболеваете?

2006 г. 2008 г. 2009 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Обращаюсь в государственную, бес- ^ платную поликлинику, больницу 50 51 55 51 55 46

Лечусь сам 37 35 33 33 36 32 38

Обращаюсь в платную поликлинику, ^ больницу 7 8 6 7 6 8

Ничего не делаю, все пускаю на ^ самотек 6 4 4 5 6 5

Обращаюсь к народным целителям, ^ нетрадиционн. медицине 2 2 1 1 1 2

Затрудняюсь ответить 1 1 2 1 1 1 1

Нами также было проведено тестирование, в котором приняли участие 70 студентов первого курса Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, института филологии и социального факультета Согласно опросу, 15% студентов четко соблюдают режим дня, 39% - посещают спортивные секции. Среди оставшихся 46% оказались студенты, которые не только не соблюдают режим сна и отдыха и не посещают спортивные секции, но и те, которые имеют вредные привычки. 20% - не имеют времени (возможности) заниматься спортом и соблюдать режим, 26% - не придерживаются здорового образа жизни. Уже на примере столь небольшой статистики видно, насколько актуальна проблема ценностного отношения к здоровью. Ведь прививать любовь к физкультуре и вызывать интерес к собственному здоровью нужно уже с юного возраста, чтобы подрастающее поколение смогло передать свое ценностное

отношение своим детям, рассказать им о последствиях вредных привычек и преимуществах ведения здорового образа жизни. Это обеспечит наше государство выносливыми, ответственными и заботящимися друг о друге и о себе гражданами.

Данные размышления позволяют нам убедиться в том, что внедрение в жизнь молодежи элементов здорового образа жизни, мотиваций отказа от вредных привычек и стимулирование интереса к спорт»' целесообразно и необходимо. Это способствует тому что, активизируются и укрепляются психоэмоциональные состояния, а также формируется ценностное отношение к собственному здоровью. Нет никаких сомнений, что первые шаги к такой важной, но трудной цели всегда будут сопровождаться неверием в собственные силы, усталостью и желанием бросить, сомнениями. Но чтобы ЗОЖ стал основой повседневной деятельности и

нашего поведения необходимо осознание. А оно происходит в процессе «прочувствования» и эмоционального «переживания», закрепляется в ходе выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к здоровью. Участие физкультурных мероприятиях, повышают активность учащейся молодежи по накоплению потенциала здоровья. Деятельность различных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общественных объединений, клубов, федераций, центров, которые формируются на базах спортивно-оздоровительных сооружений (бассейнов, стадионов, фитнес-клубов), а также социально-культурных учреждений (танцевальных, патриотических клубов и пр.). Эффективность работы указанных общественных организаций усиливается мотивацию иценностное отношение к собственному здоровью

Библиографический список

1. Нефедова АС., Сахарова НА. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема //Молодойученый. 2014. №13. С, 274-276.

2. Попова Е.И. Формирование ценностноного отношения к здоровью// 2012. С.1-4.

3. Хатмова Г.А, Гребенюк Г.Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей: Монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. Ун-та// 2010. С.175 .

4. Шавырина С.В., Макеева B.C. Управление психофизическим состоянием студентов в процессе физического воспитания // Образование и саморазвитие, Т.1, №17. 2009. С.225-230.

5. Шавырина С.В. Особенности проявления типологических свойств личности в физкулыурно-спортивной деятельности // Шавырина С.В. Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: сб. материалов II междун. научн-пракг. конф. Орел: Орел ГТУ, 2007. С, 144-148.

6. Шавырина С.В., Макеева B.C. Управление психофизическим состоянием как социально-культурная проблема обучающихся./ Шавырина С.В., Макеева B.C. Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участиям. Россия, ФГБОУ ВО г. «Тульский государственный педагогический университет им. JI.H. Толстого». 2016 С.153-157.

References

1. Nefedova AS., Sakhamv N. A. Formation of value attitude to health as a psychological and pedagogical problem // The Young scientist. 2014. No. 13. Pp.274-276.

2. Popova E. I. Formation attitude to ЬввШ 2012. Pp. 1-4.

3. Khakimov G.A., GrebemnkG.N. Formation of value attitude to health in children: Monograph. Nizhnevartovsk: publishing house of Nizhnevartovsk Humanitarian University// 2010. Pp. 175 .

4. Makeeva VS., S. I. Shavyrina. Controlling the psychophysical condition of students in physical education // Education and self-development, vol. 1, No. 17. 2009. Pp. 225-230.

5. Shavyrina, S. К Peculiarities of typological properties of the personality in physical training and sport activities // Shavyrina S. V. Physical culture, sports and tourism. The processes of integration of science and practice: proceedings of the II international, scientific-pract. Conf. Orel: Orel GTU, 2007. Pp. 144-148.

6. Shmyrina S.V., Makeeva i'.S. control psychophysical condition as a socio-cultural problem of the students./ Shavyrina S.V., Makeeva V. S. Innovative technologies in physical education and sport: proceedings of all-Russian scientific-practical conference with international participation. Russia. Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education "Tula state pedagogical University named after L. N. Tolstoy". 2016. 153-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.